Здравствуйте! Это 14-ый урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”.
Это 14-ый урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”. В нём показано легко и понятно для новичка что такое мелодия и из каких 3 звеньев она состоит – ритм, лад и синтаксис. Рассмотрено движение мелодии по 2-ум измерениям – вертикальном и горизонтальном и подробно что в них входят: вертикаль – лад, контур, характер движения, регистр, тембр и взаимодействие мелодии с гармонией. Горизонталь – ритм, метр, темп, динамика и взаимодействие мелодии с ритмом ударных.
В конце урока показан деление мелодии на построения – мотив, фразу, предложение и период – главные понятия формообразования в музыке. Главная ценность урока – наглядный показ всех свойсвт мелодии на разных примерах.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – мелодия и её отличия от ритма и гармонии
01:50 – вертикаль мелодии: свойство №1 – лад и настроение мелодии
04:19 – вертикаль мелодии: свойство №2 – контур и напряжение мелодии
06:24 – вертикаль мелодии: свойство №3 – характер движения мелодии
09:34 – вертикаль мелодии: свойство №4 – регистр и образ мелодии
11:59 – вертикаль мелодии: свойство №5 – тембр и окрас мелодии
14:52 – вертикаль мелодии: свойство №6 – взаимодействие с гармонией
16:26 – горизонталь мелодии: свойство №1 – ритм и характер мелодии
18:32 – горизонталь мелодии: свойство №2 – метр и дыхание мелодии
19:45 – горизонталь мелодии: свойство №3 – темп и настрой мелодии
21:39 – горизонталь мелодии: свойство №4 – динамика и энергия мелодии
24:03 – горизонталь мелодии: свойство №5 – взаимодействие с ритмом
24:39 – введение в музыкальный синтаксис – его понятие и роль в мелодии
28:56 – 4 главные построения в синтаксисе: период, предложение, фраза, мотив
31:15 – разделение фраз и предложений друг от друга цезурами и их 3 вида
34:19 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы подробно поговорим про мелодию и её составляющие, а также про строение музыкальной речи и формообразование – синтаксис. Приступим.
Музыка состоит из 3-х звеньев: гармонии, ритма и мелодии. Если гармония и ритм более шаблонны, звучат на фоне и повторяются в разных песнях, то мелодия более разнообразная, на переднем плане и придаёт музыке неповторимость.
В мелодии заключён смысл и художественный образ, и её одной достаточно, чтобы узнать песню или музыкальное произведение.
Мелодия с греч. «напев, пение» – это одноголосая линия нот , что одновременно движется по 2-м измерениям: горизонтальном и вертикальном. Внутри каждого из них есть более мелкие свойства. В вертикаль входят: лад, контур, характер движения, регистр, тембр и гармония на фоне. Рассмотрим их.
Содержание страницы
Вертикаль мелодии
1-ое свойство – лад
1-ое свойство – лад – состав нот по высоте. Он отвечает за настроение: мажор – радостное, как в мелодии про ёлочку. Минор – грустное, как в мелодии из терминатора.
Лады с увеличенной секундой – загадочное, как в мелодии из мультфильма «Аладдин».
Ещё пример – мелодия про горного короля. Её основа фригийский лад – белые клавиши от ноты ми с формулой П-3Т-П-2Т. Только здесь он от ноты «соль», 5-ая ступень опущена, а 6-ая – поднята на полутон и между ними 1,5Т.
Если в нём убрать 2-ую ступень, а 6-ую сдвинуть на место 5-ой, чтобы было 2 5-ых ступеней – пониженная и обычная, то получится блюзовый лад. В нём от ноты «до» видно, что понижены нечётные ступени 3-5-7, они же блюзовые и формула лада 1,5Т-Т-П-П-1,5Т-Т. И мелодия окрашена в оттенок блюза.
Про лад было в уроке 6, а про его виды – в уроке 7 и в уроке 8.
2-ое свойство – контур
2-ое свойство – контур или мелодический рисунок – движение нот по высоте в разных направлениях. Он отвечает за напряжение.
Их 4 вида: 1 – восходящее – движение вверх и рост напряжения, как в гимне России. Здесь оно длинное – 2 такта.
2 – нисходящее – движение вниз и успокоение, как в другой мелодии про ёлочку. Здесь оно короткое – полтакта.
3 – волнообразное – чередование движений вверх и вниз подобно арке.
Её есть 2 вида: прямая – вверх-вниз и обратная – вниз-вверх. Пример – мелодия про горного короля.
4 – горизонтальное – движение в виде 1 линии и неизменность напряжения.
У него 2 подвида: 1-ый – повторность звука – взятие его несколько раз подряд или топтание на одной ноте. Пример – мелодия Jingle Bells – бубенцы. Она сосредоточена на ноте ми.
2-ой – опевание звука – возвращение к нему после других звуков сверху и снизу от него. Пример – мелодия песни группы Любэ – Солдат. Нота «до» чередуется с нотами ре и си на расстоянии секунды. Но они также могут отстоять друг от друга на терции и больше как в мелодии про горного короля.
3-ье свойство – характер движения
Отсюда следует 3-ье свойство мелодии – характер движения – какие шаги между нотами или ширина контура.
Он есть 2-х видов: 1-ый – плавный – движение по ступеням, как в мелодии Любэ. Или в гимне России. В мелодии Эдварда Грига сочетается движение по узким интервалам – секундам и терциям – последние тоже воспринимаются плавно.
Мелодии с секундовым движением просты для пения и восприятия. Но обычно для разнообразия оно сочетается со 2-ым видом движения – скачкообразным – на основе широких интервалов – кварты и выше. Про них было в уроке 5.
Так в мелодии про ёлочку есть скачки на сексту, кварту и септиму.
При создании мелодии работает принцип заполнения скачка: скачок в одну сторону должен быть уравновешен плавным движением в обратную. Это полное заполнение – крайние ноты интервала соединены, но есть неполное – не соединены. Заполнение скачка в виде квинты есть в мелодии про ёлочку.
Сочетание ступеней и скачков называется смешанным движением.
2 вывода: 1 – мелодия всегда движется волнами и не может идти всё время только вверх или вниз.
2 – в мелодиях плавное движение разбавляется скачкообразным. Здесь важно равновесие между ними. Так, если в мелодии только секунды и нет скачков, то её легко петь и запомнить, но она при этом более однообразная, как мелодия Любэ. Это просто обыгрывание гаммы.
Если в мелодии про бубенцы убрать скачок, она зазвучит спокойнее и скучнее. Со скачком же интереснее. Скачки делают мелодию более непохожей на остальные.
Но мелодия только со скачками или чрезмерным их количеством воспринимается и запоминается хуже и петь её труднее, потому что между нотами слишком резкие перепады. Сравним.
4-ое свойство – регистр
4-ое свойство – регистр – положение всей мелодии по высоте. Про него было в уроке 2.
Напомню его виды: низкий, средний и высокий. У каждого свой оттенок звучания: грязный, обычный и чистый.
Чем звук ниже, тем больше длина его волны и тем более жирным он воспринимается и наоборот, чем выше, тем худее. И вес или толщина звуков переносится на мелодию, что влияет на её художественный образ.
Мелодии про горного короля и ёлочку хорошо звучат в среднем регистре: его стройные ноты их почти не окрашивают.
В высоком регистре ноты тонкие и лёгкие . Они маленькие, как и ёлочка, поэтому ими её образ в мелодии не искажён. Горный король же, наоборот, в этому случае больше смахивает на эльфа.
Наоборот, в низком регистре ноты тяжёлые и толстые . Горному королю они придают больше важности и мелодия звучит хорошо. А вот ёлочке они не подходят: мелодия теперь говорит про медведя с таким текстом. Если 3 регистра – подвал, стены и крыша дома, то внутри них есть более мелкие уровни – тональности. Сдвиг всей мелодии на несколько полутонов сохраняет её суть, но слегка меняет оттенок или яркость звучания.
5-ое свойство мелодии
5-ое свойство – тембр – окраска звуков мелодии или каким музыкальным инструментом её играть. Про него было в уроке 1. Как и регистр, тембр влияет на образ мелодии и её восприятие слушателем.
Ноты – это тело, а тембр – одежда. Мелодию как и одного и того же человека можно одеть в разную одежду, например, по резкости: в мягкий, средний и резкий тембр. Или по звонкости: звонкий, средний, глухой.
Наоборот, одна и та же одежда на одном человеке сморится хорошо, а на другом нет.
Так оркестровый удар звучит парадно и вычурно, что подходит мелодии про короля. А вот ёлочку им играть не уместно: это напоминает прогулку великана. Ей больше подходит более скромный и простой наряд, например, флейта.
Каждый инструмент звучит хорошо в свойственном для него регистре. Для флейты характерен высокий регистр, поэтому поднимем мелодию на октаву. Также её неплохо исполняют голоса.
Ещё на одном и том же инструменте есть разные приёмы игры. Так на смычковых струнных можно играть смычком – звук более резкий. А можно щипать струны пальцами, как на гитаре. Такая игра называется пиццикато и она звучит загадочно, что очень подходит мелодии про горного короля.
Ещё вид инструмента окрашивает мелодию звучанием определённой эпохи: так горный король в исполнении клавесина звучит более старо. А на синтезаторе современно.
6-ое свойство – взаимодействие с гармонией
6-ое свойство мелодии – взаимодействие с гармонией. Про неё было в уроке 11, а про аккорды и их виды посвящены урок 9 и урок 10.
Одна и та же мелодия на фоне разных сочетаний аккордов звучит с разным оттенком настроения.
Так мелодия из терминатора в минорном ладу сама по себе звучит грустно. В исходной гармонии минорный аккорд Dm – тонический чередуется с 2-мя мажорными – Bb и C, поэтому грусть сглаживается.
Если же все аккорды будут минорными, например, вместо Bb – Am, а вместо C – Gm, то грусть усилится.
Наоборот, если чередовать на фоне только мажорные аккорды, например, Bb и F, то мелодия воспрянет духом.
Вывод: мелодия – человек, а аккорды – его окружение. Если он попадает в среду нытиков, то ещё больше грустит, а если вокруг него весельчаки, то и настроение его улучшается.
Горизонталь мелодии
Теперь перейдём к горизонтали мелодии. В неё входят: ритм, метр, темп, динамика и ритм на фоне. Про всё это мы подробно говорили в уроке 4, уроке 12 и уроке 13. Я лишь вкратце напомню.
1-ое свойство – ритм
1-ое свойство – ритм – положение нот и пауз мелодии во времени. Он влияет на её характер.
Есть 2 вида ритма: 1-ый – ровный – совпадение игры нот с метром, как в обеих мелодиях про ёлочку и бубенцы – Jingle Bells.
И 2-ой – неровный – несовпадения игры нот с метром.
Его есть 3 подвида:
- 1-ый – пунктирный, как в гимне России.
- 2-ой – синкопированный, как в мелодии группы ABBA – Dancing Queen.
- 3-ий – триольный, как в мелодии из Аладдина. Здесь он сочетается с ровным ритмом.
Ещё по ширине мелодия может быть 2-ух видов: 1 – протяжной – из длинных нот: 1/2, 1/4 с . , 1/4. 2 – сжатой – из коротких нот – 8-ых и 16-ых.
2-ое свойство – метр
2-ое свойство – метр – сетка для ритма + число и качество долей в такте. Он влияет на биение, дыхание мелодии.
Все примеры до этого были в размере 4/4 и звучали обычно.
А мелодия Greensleeves – Зелёные рукава в размере ¾ и звучит с покачиваниями.
Если убрать синкопы и вписать ритм мелодии в размер 4/4, то её изюминка потеряется.
Ещё пример покачивания – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря» в размере 6/8.
3-ье свойство – темп
3-ье свойство – темп – скорость игры. Он влияет на образ и настроение мелодии. Он есть 3-х видов – медленные, умеренные и быстрые.
Одна и та же мелодия в разных темпах воспринимается по-разному.
Медленный темп, как и нижний регистр, создаёт серьёзность или торжественность мелодии. Пример – гимн России с темпом 76 ударов в минуту, а не 100, как было в прошлом уроке.
Умеренный темп как и средний регистр не окрашивает звучание. И большинство прослушанных нами мелодий звучат в темпе 120.
Быстрый темп, как и верхний регистр, создаёт радость и лёгкость. Пример – гимн в темпе 150.
Ещё темп может замедляться – для спада напряжения или ускоряться – для его роста как в мелодии про горного короля. В ней темп меняется от 110 до 150 уд в минуту.
4-ое свойство – динамика
4-ое свойство – динамика – мощность игры. Она влияет на характер мелодии и выражена в 2-ух вещах в звучании:
1-ая вещь – громкость – сила извлечения нот – от тихой до громкой.
Ещё важны приёмы исполнения и какими по длине нотами играть.
Если ноты короткие, звучание отрывистое и более разряженное и называется стакатто. Оно обозначается точками над или под нотами.
Если ноты длинные, звучание плавное и более плотное и называется легато. Обозначения у него или нет, или в виде лиги. Напомню: игра пальцами на струнных звучит мягче и тише, чем смычком.
2-ая вещь – плотность – число голосов или инструментов, что одновременно играют мелодию.
Обычно мелодия одноголосная: одна линия из нот. Но при игре на фортепиано её можно сделать и многоголосной, когда звучат одновременно 2 и более линии или голоса. Для этого она удваивается переносом на октаву вверх или вниз. Это называется дублированием.
Чем больше голосов, тем больше и громкость звучания.
Усилить динамику можно наслоением разных инструментов друг на друга, например, фортепиано и удар оркестра.
Вывод: приглушённое и тихое звучание делает мелодию спокойной и задумчивой, а яркое и громкое – вспыльчивой и напористой.
5-ое свойство – ритм на фоне
5-ое свойство – ритм на фоне. Ритм ударных может поддерживать мелодию и звучать с ней в одном размере, а может быть противопоставлен ей и звучать в другом размере.
Пример – мелодия про ёлочку в размере 4/4 и игра барабанов сначала в размере 4/4, а потом в 6/8.
Музыкальный синтаксис
Вывод: мелодия состоит из 2-х важных звеньев – лада и ритма. Для её появления они необходимы, но недостаточны.
Поясню: вот арпеджио на фортепиано из Лунной Сонаты Бетховена. Да, здесь есть ровный ритм и движение нот по высоте, но это не мелодия: слишком однообразно звучит. Спеть это можно, но это будет звучать как пение робота, а не человека.
Хорошо, вот большое разнообразие нот по ритму и по высоте. Но это далеко не мелодия, а просто случайный набор нот: всё слишком разное и без повторений слуху не за что зацепиться.
Эти ноты не складываются в форму. Они как отдельные линии или каракули, а не геометрическая фигура – квадрат или звезда. И спеть такое не получится.
Наоборот, все рассмотренные ранее мелодии – из песни ABBы, ёлочки, терминатора, гимна поются и слушаются легко и удобно.
Дело в том, что в них есть 3-ье важное звено, скрепляющее лад и ритм – синтаксис.
Рассмотрим, как он появляется на примерах. Вот повторение одной ноты на фоне аккордов. Звучит однообразно и больше похоже на отстукивание ритма на барабане.
Ритм оставим, а по высоте ноты разнообразим. Уже звучит лучше и больше похоже на мелодию, но не совсем – петь такое всё равно неудобно.
Уберём некоторые ноты и добавим паузы. Стало лучше.
Уберём ломаность ритма и получше разделим ноты. Уже похоже на мелодию.
Теперь добавим повторений и изменим высоту отдельных нот для больше выразительности. Это уверенно можно назвать мелодией: фразы более цельные и есть паузы для взятия дыхания.
Что мы сделали? Мы постепенно выстроили форму мелодии или привели ноты в порядок по правилам музыкального синтаксиса – от греч. «порядок, составление». Благодаря ему мелодия подобна человеческой речи.
Он в музыке и в языковедении схож: ноты – буквы и слоги, их сочетания – слова и фразы, а паузы – пробелы между словами и знаки препинания.
Роль синтаксиса – связывать слова в предложения.
Без него ноты как набор бессвязных слов: «Улица, идти, я».
С ним же они выстроены в нужном порядке и соединены предлогами и окончаниями в связный текст: «я вышел на улицу».
Кроме того, мелодия как и речь не течёт непрерывно: в ней есть остановки. Без них мелодию петь сложно.
Построения
Части мелодии или музыкального произведения называются построениями и они есть разные по продолжительности. Как и в языке, их есть 4 вида:
- мотивы – слова,
- фразы – словосочетания,
- предложения – и там, и там
- периоды – абзацы.
Период – самое крупное построение или часть песни, например, куплет или припев. Его обычная длина – 8 тактов. Этого достаточно, чтобы полностью раскрыть и завершить музыкальную мысль. Это явно слышно на примере мелодии про ёлочку.
Период делится на 2 части по 4 такта или на 2 предложения – наполовину законченная музыкальная мысль.
Предложение делится на 2 части по 2 такта или на 2 фразы. Это видно по тексту:
1-ая фраза – «в лесу родилась ёлочка», 2-ая фраза – «в лесу она росла».
В свою очередь фраза состоит из 2 или 3-х мотивов.
Мотив – самая мелкая единица – образование из 2-3х нот. Он соответствуют слову: 1-ый мотив – ноты до-ля – «в лесу». «Родилась» – это почти повторение ноты и хвост мотива.
Если фраза по смыслу завершена – «в лесу родилась ёлочка», то мотив – нет. Он как обрывок – «в лесу родилась» или просто слово «ёлочка».
Итого, период – 8 тактов, предложение – 4, фраза – 2 или 1 такт, мотив – один такт или его половина.
Цезуры
Предложения и фразы отделяются друг от друга во времени с помощью цезур – от лат. «рассечение». Их есть 3 вида:
1-ый вид – пауза – остановка в звучании в виде тишины. Здесь она половинная и отделяет 2 предложения мелодии. 4-ная пауза отделяет 2 фразы в другой мелодии про ёлочку.
2-ой вид – длинная нота – остановка на протяжном звуке. Именно так в виде 4-ных нот в конце тактов разделены фразы в мелодии из кинофильма «Семейка Адамс».
Кроме того, во вступлении к ней фразы чётко отделены одновременно и 4-ной нотой, и половинной паузой после неё.
3-ий вид – повторение ноты. Так отделены 2 фразы в мелодии про ёлочку: топтанием на ноте «до». Здесь все паузы одинаковые и ритмически разделить фразы не получится. Поэтому они разделены с помощью устойчивой ступени лада – ноты «до». Если среднюю ноту поднять «ми», она станет неустойчивой и цезуры не получится.
То есть цезуру можно создать не только ритмом – в виде паузы, но и ладом – в виде устойчивой ступени. Лад здесь фа-мажор и нота «до» – 5-ая ступень – самая неустойчивая из устойчивых.
Она как запятая и создаёт неполную завершённость, особенно при поднятии на октаву в конце 1-ого предложения.
Мелодия не зря оканчивается на тонике – 1-ой и самой устойчивой ступени лада, потому что она играет роль точки. Если заменить её на 2-ую неустойчивую ступень, то будет звучать незаконченно. И слуху хочется после неё услышать тонику.
Это одно из важнейших правил музыкального синтаксиса – заканчивать мелодию на тонике или ставить точку в конце предложения.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с мелодией, её 2-мя измерениями и составом из 3-х звеньев – лада, ритма и синтаксиса. Поняли, что вертикаль мелодии – это лад, контур, характер движения, регистр, тембр и связь с нотами гармонии. А горизонталь – это ритм, метр, темп, динамика и связь с нотами ударных.
В следующем уроке мы поговорим про композицию – законы создания мелодии и про её виды.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


