Урок 14 — мелодия: состав, свойства

Нотная грамота. Мелодия, синтаксис Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 14-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

Это 14-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое мелодия и из каких 3 звеньев она состоит — ритм, лад и синтаксис. Рассмотрено движение мелодии по 2-ум измерениям — вертикальном и горизонтальном и подробно что в них входят: вертикаль — лад, контур, характер движения, регистр, тембр и взаимодействие мелодии с гармонией. Горизонталь — ритм, метр, темп, динамика и взаимодействие мелодии с ритмом ударных.

В конце урока показан деление мелодии на построения — мотив, фразу, предложение и период — главные понятия формообразования в музыке. Главная ценность урока — наглядный показ всех свойсвт мелодии на разных примерах.

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 14 - Мелодия. Синтаксис | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – мелодия и её отличия от ритма и гармонии
01:50 – вертикаль мелодии: свойство №1 — лад и настроение мелодии
04:19 – вертикаль мелодии: свойство №2 — контур и напряжение мелодии
06:24 – вертикаль мелодии: свойство №3 — характер движения мелодии
09:34 – вертикаль мелодии: свойство №4 — регистр и образ мелодии
11:59 – вертикаль мелодии: свойство №5 — тембр и окрас мелодии
14:52 – вертикаль мелодии: свойство №6 — взаимодействие с гармонией
16:26 – горизонталь мелодии: свойство №1 — ритм и характер мелодии
18:32 – горизонталь мелодии: свойство №2 — метр и дыхание мелодии
19:45 – горизонталь мелодии: свойство №3 — темп и настрой мелодии
21:39 – горизонталь мелодии: свойство №4 — динамика и энергия мелодии
24:03 – горизонталь мелодии: свойство №5 — взаимодействие с ритмом
24:39 – введение в музыкальный синтаксис — его понятие и роль в мелодии
28:56 – 4 главные построения в синтаксисе: период, предложение, фраза, мотив
31:15 – разделение фраз и предложений друг от друга цезурами и их 3 вида
34:19 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы подробно поговорим про мелодию и её составляющие, а также про строение музыкальной речи и формообразование — синтаксис. Приступим.

Музыка состоит из 3-х звеньев: гармонии, ритма и мелодии. Если гармония и ритм более шаблонны, звучат на фоне и повторяются в разных песнях, то мелодия более разнообразная, на переднем плане и придаёт музыке неповторимость.

В мелодии заключён смысл и художественный образ, и её одной достаточно, чтобы узнать песню или музыкальное произведение.

Мелодия с греч. «напев, пение» — это одноголосая линия нот , что одновременно движется по 2-м измерениям: горизонтальном  и вертикальном. Внутри каждого из них есть более мелкие свойства. В вертикаль входят: лад, контур, характер движения, регистр, тембр и гармония на фоне. Рассмотрим их.

Вертикаль мелодии

1-ое свойство — лад

1-ое свойстволад — состав нот по высоте. Он отвечает за настроение: мажор – радостное, как в мелодии про ёлочку. Минор – грустное, как в мелодии из терминатора.

Лады с увеличенной секундой – загадочное, как в мелодии из мультфильма «Аладдин».

Ещё пример – мелодия про горного короля. Её основа фригийский лад – белые клавиши от ноты ми с формулой П-3Т-П-2Т. Только здесь он от ноты «соль», 5-ая ступень опущена, а 6-ая – поднята на полутон и между ними 1,5Т.

Если в нём убрать 2-ую ступень, а 6-ую сдвинуть на место 5-ой, чтобы было 2 5-ых ступеней – пониженная и обычная, то получится блюзовый лад.  В нём от ноты «до» видно, что понижены нечётные ступени 3-5-7, они же блюзовые и формула лада 1,5Т-Т-П-П-1,5Т-Т. И мелодия окрашена в оттенок блюза.  

Про лад было в уроке 6, а про его виды – в уроке 7 и в уроке 8.

2-ое свойство — контур

2-ое свойствоконтур или мелодический рисунок – движение нот по высоте в разных направлениях. Он отвечает за напряжение.

Их 4 вида: 1 – восходящее – движение вверх и рост напряжения, как в гимне России. Здесь оно длинное – 2 такта.  

2 – нисходящее – движение вниз и успокоение, как в другой мелодии про ёлочку. Здесь оно короткое – полтакта.  

3 – волнообразное – чередование движений вверх и вниз подобно арке.

Её есть 2 вида: прямая – вверх-вниз и обратная – вниз-вверх. Пример — мелодия про горного короля.

4 — горизонтальное – движение в виде 1 линии и неизменность напряжения.

У него 2 подвида: 1-ый – повторность звука – взятие его несколько раз подряд или топтание на одной ноте.  Пример – мелодия Jingle Bells – бубенцы. Она сосредоточена на ноте ми.  

2-ой – опевание звука – возвращение к нему после других звуков сверху и снизу от него. Пример — мелодия песни группы Любэ – Солдат. Нота «до» чередуется с нотами ре и си на расстоянии секунды. Но они также могут отстоять друг от друга на терции и больше как в мелодии про горного короля.  

3-ье свойство — характер движения

Отсюда следует 3-ье свойство мелодиихарактер движения – какие шаги между нотами или ширина контура.

Он есть 2-х видов: 1-ый – плавный – движение по ступеням, как в мелодии Любэ. Или в гимне России. В мелодии Эдварда Грига сочетается движение по узким интервалам — секундам и терциям – последние тоже воспринимаются плавно.

Мелодии с секундовым движением просты для пения и восприятия. Но обычно для разнообразия оно сочетается со 2-ым видом движения — скачкообразным – на основе широких интервалов – кварты и выше. Про них было в уроке 5.

Так в мелодии про ёлочку есть скачки на сексту, кварту и септиму.

При создании мелодии работает принцип заполнения скачка: скачок в одну сторону должен быть уравновешен плавным движением в обратную. Это полное заполнение – крайние ноты интервала соединены, но есть неполное – не соединены. Заполнение скачка в виде квинты есть в мелодии про ёлочку.  

Сочетание ступеней и скачков называется смешанным движением.

 

2 вывода: 1 — мелодия всегда движется волнами и не может идти всё время только вверх или вниз.

2 – в мелодиях плавное движение разбавляется скачкообразным. Здесь важно равновесие между ними. Так, если в мелодии только секунды и нет скачков, то её легко петь и запомнить, но она при этом более однообразная, как мелодия Любэ. Это просто обыгрывание гаммы.

Если в мелодии про бубенцы убрать скачок, она зазвучит спокойнее и скучнее. Со скачком же интереснее. Скачки делают мелодию более непохожей на остальные.

Но мелодия только со скачками или чрезмерным их количеством воспринимается и запоминается хуже и петь её труднее, потому что между нотами слишком резкие перепады.  Сравним.  

4-ое свойство — регистр

4-ое свойстворегистр – положение всей мелодии по высоте. Про него было в уроке 2.

Напомню его виды: низкий, средний и высокий. У каждого свой оттенок звучания: грязный, обычный и чистый.  

Чем звук ниже, тем больше длина его волны и тем более жирным он воспринимается и наоборот, чем выше, тем худее. И вес или толщина звуков переносится на мелодию, что влияет на её художественный образ.

Мелодии про горного короля и ёлочку хорошо звучат в среднем регистре: его стройные ноты их почти не окрашивают.

В высоком регистре ноты тонкие и лёгкие . Они маленькие, как и ёлочка, поэтому ими её образ в мелодии не искажён.  Горный король же, наоборот, в этому случае больше смахивает на эльфа.

Наоборот, в низком регистре ноты тяжёлые и толстые . Горному королю они придают больше важности и мелодия звучит хорошо.  А вот ёлочке они не подходят: мелодия теперь говорит про медведя с таким текстом.  Если 3 регистра – подвал, стены и крыша дома, то внутри них есть более мелкие уровни – тональности. Сдвиг всей мелодии на несколько полутонов сохраняет её суть, но слегка меняет оттенок или яркость звучания.   

5-ое свойство мелодии

5-ое свойствотембр – окраска звуков мелодии или каким музыкальным инструментом её играть. Про него было в уроке 1. Как и регистр, тембр влияет на образ мелодии и её восприятие слушателем.

Ноты – это тело, а тембр – одежда. Мелодию как и одного и того же человека можно одеть в разную одежду, например, по резкости: в мягкий, средний и резкий тембр. Или по звонкости: звонкий, средний, глухой.

Наоборот, одна и та же одежда на одном человеке сморится хорошо, а на другом нет.

Так оркестровый удар звучит парадно и вычурно, что подходит мелодии про короля. А вот ёлочку им играть не уместно: это напоминает прогулку великана. Ей больше подходит более скромный и простой наряд, например, флейта.

Каждый инструмент звучит хорошо в свойственном для него регистре. Для флейты характерен высокий регистр, поэтому поднимем мелодию на октаву. Также её неплохо исполняют голоса.

Ещё на одном и том же инструменте есть разные приёмы игры. Так на смычковых струнных можно играть смычком – звук более резкий. А можно щипать струны пальцами, как на гитаре. Такая игра называется пиццикато и она звучит загадочно, что очень подходит мелодии про горного короля.

Ещё вид инструмента окрашивает мелодию звучанием определённой эпохи: так горный король в исполнении клавесина звучит более старо. А на синтезаторе современно.        

6-ое свойство — взаимодействие с гармонией

6-ое свойство мелодиивзаимодействие с гармонией. Про неё было в уроке 11, а про аккорды и их виды посвящены урок 9 и урок 10.

Одна и та же мелодия на фоне разных сочетаний аккордов звучит с разным оттенком настроения.

Так мелодия из терминатора в минорном ладу сама по себе звучит грустно. В исходной гармонии минорный аккорд Dm – тонический чередуется с 2-мя мажорными – Bb и C, поэтому грусть сглаживается.

Если же все аккорды будут минорными, например, вместо Bb — Am, а вместо C — Gm, то грусть усилится.

Наоборот, если чередовать на фоне только мажорные аккорды, например, Bb и F, то мелодия воспрянет духом.

Вывод: мелодия – человек, а аккорды – его окружение. Если он попадает в среду нытиков, то ещё больше грустит, а если вокруг него весельчаки, то и настроение его улучшается.   

Горизонталь мелодии

Теперь перейдём к горизонтали мелодии. В неё входят: ритм, метр, темп, динамика и ритм на фоне. Про всё это мы подробно говорили в уроке 4, уроке 12 и уроке 13. Я лишь вкратце напомню.

1-ое свойство – ритм

1-ое свойстворитм – положение нот и пауз мелодии во времени. Он влияет на её характер.

Есть 2 вида ритма: 1-ый – ровный — совпадение игры нот с метром, как в обеих мелодиях про ёлочку и бубенцы – Jingle Bells.  

И 2-ой – неровный – несовпадения игры нот с метром.

Его есть 3 подвида:

  • 1-ый — пунктирный, как в гимне России.  
  • 2-ой — синкопированный, как в мелодии группы ABBA – Dancing Queen.  
  • 3-ий – триольный, как в мелодии из Аладдина. Здесь он сочетается с ровным ритмом.

Ещё по ширине мелодия может быть 2-ух видов: 1 — протяжной – из длинных нот: ½, ¼ с . , ¼.  2 – сжатой – из коротких нот – 8-ых и 16-ых.         

2-ое свойство – метр

2-ое свойствометр – сетка для ритма + число и качество долей в такте. Он влияет на биение, дыхание мелодии.

Все примеры до этого были в размере 4/4 и звучали обычно.

А мелодия Greensleeves – Зелёные рукава в размере ¾ и звучит с покачиваниями.

Если убрать синкопы и вписать ритм мелодии в размер 4/4, то её изюминка потеряется.

Ещё пример покачивания – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря» в размере 6/8.

3-ье свойство – темп

3-ье свойствотемп – скорость игры. Он влияет на образ и настроение мелодии. Он есть 3-х видов – медленные, умеренные и быстрые.

Одна и та же мелодия в разных темпах воспринимается по-разному.

Медленный темп, как и нижний регистр, создаёт серьёзность или торжественность мелодии. Пример – гимн России с темпом 76 ударов в минуту, а не 100, как было в прошлом уроке.

Умеренный темп как и средний регистр не окрашивает звучание. И большинство прослушанных нами мелодий звучат в темпе 120.

Быстрый темп, как и верхний регистр, создаёт радость и лёгкость. Пример – гимн в темпе 150.

Ещё темп может замедляться – для спада напряжения или ускоряться – для его роста как в мелодии про горного короля. В ней темп меняется от 110 до 150 уд в минуту.  

4-ое свойство – динамика

4-ое свойстводинамика – мощность игры. Она влияет на характер мелодии и выражена в 2-ух вещах в звучании:

1-ая вещь – громкость – сила извлечения нот — от тихой до громкой.

Ещё важны приёмы исполнения и какими по длине нотами играть.

Если ноты короткие, звучание отрывистое и более разряженное и называется стакатто. Оно обозначается точками над или под нотами.

Если ноты длинные, звучание плавное и более плотное и называется легато. Обозначения у него или нет, или в виде лиги. Напомню: игра пальцами на струнных  звучит мягче и тише, чем смычком.

2-ая вещь – плотность — число голосов или инструментов, что одновременно играют мелодию.

Обычно мелодия одноголосная: одна линия из нот. Но при игре на фортепиано её можно сделать и многоголосной, когда звучат одновременно 2 и более линии или голоса. Для этого она удваивается переносом на октаву вверх или вниз. Это называется дублированием.

Чем больше голосов, тем больше и громкость звучания.  

Усилить динамику можно наслоением разных инструментов друг на друга, например, фортепиано и удар оркестра.

Вывод: приглушённое и тихое звучание делает мелодию спокойной и задумчивой, а яркое и громкое – вспыльчивой и напористой.

5-ое свойство — ритм на фоне

5-ое свойство — ритм на фоне. Ритм ударных может поддерживать мелодию и звучать с ней в одном размере, а может быть противопоставлен ей и звучать в другом размере.

Пример – мелодия про ёлочку в размере 4/4 и игра барабанов сначала в размере 4/4, а потом в 6/8.  

Музыкальный синтаксис

Вывод: мелодия состоит из 2-х важных звеньев – лада и ритма. Для её появления они необходимы, но недостаточны.

Поясню: вот арпеджио на фортепиано из Лунной Сонаты Бетховена. Да, здесь есть ровный ритм и движение нот по высоте, но это не мелодия: слишком однообразно звучит. Спеть это можно, но это будет звучать как пение робота, а не человека.

Хорошо, вот большое разнообразие нот по ритму и по высоте.  Но это далеко не мелодия, а просто случайный набор нот: всё слишком разное и без повторений слуху не за что зацепиться.

Эти ноты не складываются в форму. Они как отдельные линии или каракули, а не геометрическая фигура — квадрат или звезда. И спеть такое не получится.

Наоборот, все рассмотренные ранее мелодии – из песни ABBы, ёлочки, терминатора, гимна поются и слушаются легко и удобно.

Дело в том, что в них есть 3-ье важное звено, скрепляющее лад и ритм – синтаксис.

Рассмотрим, как он появляется на примерах. Вот повторение одной ноты на фоне аккордов. Звучит однообразно и больше похоже на отстукивание ритма на барабане.

Ритм оставим, а по высоте ноты разнообразим. Уже звучит лучше и больше похоже на мелодию, но не совсем – петь такое всё равно неудобно.

Уберём некоторые ноты и добавим паузы. Стало лучше.

Уберём ломаность ритма и получше разделим ноты.  Уже похоже на мелодию.

Теперь добавим повторений и изменим высоту отдельных нот для больше выразительности. Это уверенно можно назвать мелодией: фразы более цельные и есть паузы для взятия дыхания.

Что мы сделали? Мы постепенно выстроили форму мелодии или привели ноты в порядок по правилам музыкального синтаксиса — от греч. «порядок, составление». Благодаря ему мелодия подобна человеческой речи.

Он в музыке и в языковедении схож: ноты – буквы и слоги, их сочетания – слова и фразы, а паузы – пробелы между словами и знаки препинания.

Роль синтаксиса – связывать слова в предложения.

Без него ноты как набор бессвязных слов: «Улица, идти, я».  

С ним же они выстроены в нужном порядке и соединены предлогами и окончаниями в связный текст: «я вышел на улицу».

Кроме того, мелодия как и речь не течёт непрерывно: в ней есть остановки. Без них мелодию петь сложно.  

Построения

Части мелодии или музыкального произведения называются построениями и они есть разные по продолжительности. Как и в языке, их есть 4 вида:

  • мотивы – слова,
  • фразы – словосочетания,
  • предложения – и там, и там
  • периоды – абзацы.

Период – самое крупное построение или часть песни, например, куплет или припев. Его обычная длина — 8 тактов. Этого достаточно, чтобы полностью раскрыть и завершить музыкальную мысль. Это явно слышно на примере мелодии про ёлочку.

Период делится на 2 части по 4 такта или на 2 предложения – наполовину законченная музыкальная мысль.

Предложение делится на 2 части по 2 такта или на 2 фразы. Это видно по тексту:
1-ая фраза – «в лесу родилась ёлочка», 2-ая фраза – «в лесу она росла».

В свою очередь фраза состоит из 2 или 3-х мотивов.

Мотив – самая мелкая единица – образование из 2-3х нот. Он соответствуют слову: 1-ый мотив – ноты до-ля – «в лесу». «Родилась» — это почти повторение ноты и хвост мотива.

Если фраза по смыслу завершена – «в лесу родилась ёлочка», то мотив — нет. Он как обрывок – «в лесу родилась» или просто слово «ёлочка».

Итого, период – 8 тактов, предложение – 4, фраза – 2 или 1 такт, мотив – один такт или его половина.

Цезуры

Предложения и фразы отделяются друг от друга во времени с помощью цезур – от лат. «рассечение». Их есть 3 вида:

1-ый видпауза – остановка в звучании в виде тишины. Здесь она половинная и отделяет 2 предложения мелодии. 4-ная пауза отделяет 2 фразы в другой мелодии про ёлочку.  

2-ой виддлинная нота — остановка на протяжном звуке. Именно так в виде 4-ных нот в конце тактов разделены фразы в мелодии из кинофильма «Семейка Адамс».

Кроме того, во вступлении к ней фразы чётко отделены одновременно и 4-ной нотой, и половинной паузой после неё.  

3-ий видповторение ноты. Так отделены 2 фразы в мелодии про ёлочку: топтанием на ноте «до». Здесь все паузы одинаковые и ритмически разделить фразы не получится. Поэтому они разделены с помощью устойчивой ступени лада – ноты «до». Если среднюю ноту поднять «ми», она станет неустойчивой и цезуры не получится.

То есть цезуру можно создать не только ритмом — в виде паузы, но и ладом – в виде устойчивой ступени. Лад здесь фа-мажор и нота «до» — 5-ая ступень – самая неустойчивая из устойчивых.

Она как запятая и создаёт неполную завершённость, особенно при поднятии на октаву в конце 1-ого предложения.

Мелодия не зря оканчивается на тонике – 1-ой и самой устойчивой ступени лада, потому что она играет роль точки.  Если заменить её на 2-ую неустойчивую ступень, то будет звучать незаконченно. И слуху хочется после неё услышать тонику.  

Это одно из важнейших правил музыкального синтаксиса – заканчивать мелодию на тонике или ставить точку в конце предложения.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с мелодией, её 2-мя измерениями и составом из 3-х звеньев — лада, ритма и синтаксиса. Поняли, что вертикаль мелодии – это лад, контур, характер движения, регистр, тембр и связь с нотами гармонии. А горизонталь – это ритм, метр, темп, динамика и связь с нотами ударных.

В следующем уроке мы поговорим про композицию – законы создания мелодии и про её виды.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения