ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 14-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
Это 14-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое мелодия и из каких 3 звеньев она состоит — ритм, лад и синтаксис. Рассмотрено движение мелодии по 2-ум измерениям — вертикальном и горизонтальном и подробно что в них входят: вертикаль — лад, контур, характер движения, регистр, тембр и взаимодействие мелодии с гармонией. Горизонталь — ритм, метр, темп, динамика и взаимодействие мелодии с ритмом ударных.
В конце урока показан деление мелодии на построения — мотив, фразу, предложение и период — главные понятия формообразования в музыке. Главная ценность урока — наглядный показ всех свойсвт мелодии на разных примерах.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – мелодия и её отличия от ритма и гармонии
01:50 – вертикаль мелодии: свойство №1 — лад и настроение мелодии
04:19 – вертикаль мелодии: свойство №2 — контур и напряжение мелодии
06:24 – вертикаль мелодии: свойство №3 — характер движения мелодии
09:34 – вертикаль мелодии: свойство №4 — регистр и образ мелодии
11:59 – вертикаль мелодии: свойство №5 — тембр и окрас мелодии
14:52 – вертикаль мелодии: свойство №6 — взаимодействие с гармонией
16:26 – горизонталь мелодии: свойство №1 — ритм и характер мелодии
18:32 – горизонталь мелодии: свойство №2 — метр и дыхание мелодии
19:45 – горизонталь мелодии: свойство №3 — темп и настрой мелодии
21:39 – горизонталь мелодии: свойство №4 — динамика и энергия мелодии
24:03 – горизонталь мелодии: свойство №5 — взаимодействие с ритмом
24:39 – введение в музыкальный синтаксис — его понятие и роль в мелодии
28:56 – 4 главные построения в синтаксисе: период, предложение, фраза, мотив
31:15 – разделение фраз и предложений друг от друга цезурами и их 3 вида
34:19 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы подробно поговорим про мелодию и её составляющие, а также про строение музыкальной речи и формообразование — синтаксис. Приступим.
Музыка состоит из 3-х звеньев: гармонии, ритма и мелодии. Если гармония и ритм более шаблонны, звучат на фоне и повторяются в разных песнях, то мелодия более разнообразная, на переднем плане и придаёт музыке неповторимость.
В мелодии заключён смысл и художественный образ, и её одной достаточно, чтобы узнать песню или музыкальное произведение.
Мелодия с греч. «напев, пение» — это одноголосая линия нот , что одновременно движется по 2-м измерениям: горизонтальном и вертикальном. Внутри каждого из них есть более мелкие свойства. В вертикаль входят: лад, контур, характер движения, регистр, тембр и гармония на фоне. Рассмотрим их.
Вертикаль мелодии
1-ое свойство — лад
1-ое свойство – лад — состав нот по высоте. Он отвечает за настроение: мажор – радостное, как в мелодии про ёлочку. Минор – грустное, как в мелодии из терминатора.
Лады с увеличенной секундой – загадочное, как в мелодии из мультфильма «Аладдин».
Ещё пример – мелодия про горного короля. Её основа фригийский лад – белые клавиши от ноты ми с формулой П-3Т-П-2Т. Только здесь он от ноты «соль», 5-ая ступень опущена, а 6-ая – поднята на полутон и между ними 1,5Т.
Если в нём убрать 2-ую ступень, а 6-ую сдвинуть на место 5-ой, чтобы было 2 5-ых ступеней – пониженная и обычная, то получится блюзовый лад. В нём от ноты «до» видно, что понижены нечётные ступени 3-5-7, они же блюзовые и формула лада 1,5Т-Т-П-П-1,5Т-Т. И мелодия окрашена в оттенок блюза.
Про лад было в уроке 6, а про его виды – в уроке 7 и в уроке 8.
2-ое свойство — контур
2-ое свойство – контур или мелодический рисунок – движение нот по высоте в разных направлениях. Он отвечает за напряжение.
Их 4 вида: 1 – восходящее – движение вверх и рост напряжения, как в гимне России. Здесь оно длинное – 2 такта.
2 – нисходящее – движение вниз и успокоение, как в другой мелодии про ёлочку. Здесь оно короткое – полтакта.
3 – волнообразное – чередование движений вверх и вниз подобно арке.
Её есть 2 вида: прямая – вверх-вниз и обратная – вниз-вверх. Пример — мелодия про горного короля.
4 — горизонтальное – движение в виде 1 линии и неизменность напряжения.
У него 2 подвида: 1-ый – повторность звука – взятие его несколько раз подряд или топтание на одной ноте. Пример – мелодия Jingle Bells – бубенцы. Она сосредоточена на ноте ми.
2-ой – опевание звука – возвращение к нему после других звуков сверху и снизу от него. Пример — мелодия песни группы Любэ – Солдат. Нота «до» чередуется с нотами ре и си на расстоянии секунды. Но они также могут отстоять друг от друга на терции и больше как в мелодии про горного короля.
3-ье свойство — характер движения
Отсюда следует 3-ье свойство мелодии – характер движения – какие шаги между нотами или ширина контура.
Он есть 2-х видов: 1-ый – плавный – движение по ступеням, как в мелодии Любэ. Или в гимне России. В мелодии Эдварда Грига сочетается движение по узким интервалам — секундам и терциям – последние тоже воспринимаются плавно.
Мелодии с секундовым движением просты для пения и восприятия. Но обычно для разнообразия оно сочетается со 2-ым видом движения — скачкообразным – на основе широких интервалов – кварты и выше. Про них было в уроке 5.
Так в мелодии про ёлочку есть скачки на сексту, кварту и септиму.
При создании мелодии работает принцип заполнения скачка: скачок в одну сторону должен быть уравновешен плавным движением в обратную. Это полное заполнение – крайние ноты интервала соединены, но есть неполное – не соединены. Заполнение скачка в виде квинты есть в мелодии про ёлочку.
Сочетание ступеней и скачков называется смешанным движением.
2 вывода: 1 — мелодия всегда движется волнами и не может идти всё время только вверх или вниз.
2 – в мелодиях плавное движение разбавляется скачкообразным. Здесь важно равновесие между ними. Так, если в мелодии только секунды и нет скачков, то её легко петь и запомнить, но она при этом более однообразная, как мелодия Любэ. Это просто обыгрывание гаммы.
Если в мелодии про бубенцы убрать скачок, она зазвучит спокойнее и скучнее. Со скачком же интереснее. Скачки делают мелодию более непохожей на остальные.
Но мелодия только со скачками или чрезмерным их количеством воспринимается и запоминается хуже и петь её труднее, потому что между нотами слишком резкие перепады. Сравним.
4-ое свойство — регистр
4-ое свойство – регистр – положение всей мелодии по высоте. Про него было в уроке 2.
Напомню его виды: низкий, средний и высокий. У каждого свой оттенок звучания: грязный, обычный и чистый.
Чем звук ниже, тем больше длина его волны и тем более жирным он воспринимается и наоборот, чем выше, тем худее. И вес или толщина звуков переносится на мелодию, что влияет на её художественный образ.
Мелодии про горного короля и ёлочку хорошо звучат в среднем регистре: его стройные ноты их почти не окрашивают.
В высоком регистре ноты тонкие и лёгкие . Они маленькие, как и ёлочка, поэтому ими её образ в мелодии не искажён. Горный король же, наоборот, в этому случае больше смахивает на эльфа.
Наоборот, в низком регистре ноты тяжёлые и толстые . Горному королю они придают больше важности и мелодия звучит хорошо. А вот ёлочке они не подходят: мелодия теперь говорит про медведя с таким текстом. Если 3 регистра – подвал, стены и крыша дома, то внутри них есть более мелкие уровни – тональности. Сдвиг всей мелодии на несколько полутонов сохраняет её суть, но слегка меняет оттенок или яркость звучания.
5-ое свойство мелодии
5-ое свойство – тембр – окраска звуков мелодии или каким музыкальным инструментом её играть. Про него было в уроке 1. Как и регистр, тембр влияет на образ мелодии и её восприятие слушателем.
Ноты – это тело, а тембр – одежда. Мелодию как и одного и того же человека можно одеть в разную одежду, например, по резкости: в мягкий, средний и резкий тембр. Или по звонкости: звонкий, средний, глухой.
Наоборот, одна и та же одежда на одном человеке сморится хорошо, а на другом нет.
Так оркестровый удар звучит парадно и вычурно, что подходит мелодии про короля. А вот ёлочку им играть не уместно: это напоминает прогулку великана. Ей больше подходит более скромный и простой наряд, например, флейта.
Каждый инструмент звучит хорошо в свойственном для него регистре. Для флейты характерен высокий регистр, поэтому поднимем мелодию на октаву. Также её неплохо исполняют голоса.
Ещё на одном и том же инструменте есть разные приёмы игры. Так на смычковых струнных можно играть смычком – звук более резкий. А можно щипать струны пальцами, как на гитаре. Такая игра называется пиццикато и она звучит загадочно, что очень подходит мелодии про горного короля.
Ещё вид инструмента окрашивает мелодию звучанием определённой эпохи: так горный король в исполнении клавесина звучит более старо. А на синтезаторе современно.
6-ое свойство — взаимодействие с гармонией
6-ое свойство мелодии – взаимодействие с гармонией. Про неё было в уроке 11, а про аккорды и их виды посвящены урок 9 и урок 10.
Одна и та же мелодия на фоне разных сочетаний аккордов звучит с разным оттенком настроения.
Так мелодия из терминатора в минорном ладу сама по себе звучит грустно. В исходной гармонии минорный аккорд Dm – тонический чередуется с 2-мя мажорными – Bb и C, поэтому грусть сглаживается.
Если же все аккорды будут минорными, например, вместо Bb — Am, а вместо C — Gm, то грусть усилится.
Наоборот, если чередовать на фоне только мажорные аккорды, например, Bb и F, то мелодия воспрянет духом.
Вывод: мелодия – человек, а аккорды – его окружение. Если он попадает в среду нытиков, то ещё больше грустит, а если вокруг него весельчаки, то и настроение его улучшается.
Горизонталь мелодии
Теперь перейдём к горизонтали мелодии. В неё входят: ритм, метр, темп, динамика и ритм на фоне. Про всё это мы подробно говорили в уроке 4, уроке 12 и уроке 13. Я лишь вкратце напомню.
1-ое свойство – ритм
1-ое свойство – ритм – положение нот и пауз мелодии во времени. Он влияет на её характер.
Есть 2 вида ритма: 1-ый – ровный — совпадение игры нот с метром, как в обеих мелодиях про ёлочку и бубенцы – Jingle Bells.
И 2-ой – неровный – несовпадения игры нот с метром.
Его есть 3 подвида:
- 1-ый — пунктирный, как в гимне России.
- 2-ой — синкопированный, как в мелодии группы ABBA – Dancing Queen.
- 3-ий – триольный, как в мелодии из Аладдина. Здесь он сочетается с ровным ритмом.
Ещё по ширине мелодия может быть 2-ух видов: 1 — протяжной – из длинных нот: ½, ¼ с . , ¼. 2 – сжатой – из коротких нот – 8-ых и 16-ых.
2-ое свойство – метр
2-ое свойство – метр – сетка для ритма + число и качество долей в такте. Он влияет на биение, дыхание мелодии.
Все примеры до этого были в размере 4/4 и звучали обычно.
А мелодия Greensleeves – Зелёные рукава в размере ¾ и звучит с покачиваниями.
Если убрать синкопы и вписать ритм мелодии в размер 4/4, то её изюминка потеряется.
Ещё пример покачивания – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря» в размере 6/8.
3-ье свойство – темп
3-ье свойство – темп – скорость игры. Он влияет на образ и настроение мелодии. Он есть 3-х видов – медленные, умеренные и быстрые.
Одна и та же мелодия в разных темпах воспринимается по-разному.
Медленный темп, как и нижний регистр, создаёт серьёзность или торжественность мелодии. Пример – гимн России с темпом 76 ударов в минуту, а не 100, как было в прошлом уроке.
Умеренный темп как и средний регистр не окрашивает звучание. И большинство прослушанных нами мелодий звучат в темпе 120.
Быстрый темп, как и верхний регистр, создаёт радость и лёгкость. Пример – гимн в темпе 150.
Ещё темп может замедляться – для спада напряжения или ускоряться – для его роста как в мелодии про горного короля. В ней темп меняется от 110 до 150 уд в минуту.
4-ое свойство – динамика
4-ое свойство – динамика – мощность игры. Она влияет на характер мелодии и выражена в 2-ух вещах в звучании:
1-ая вещь – громкость – сила извлечения нот — от тихой до громкой.
Ещё важны приёмы исполнения и какими по длине нотами играть.
Если ноты короткие, звучание отрывистое и более разряженное и называется стакатто. Оно обозначается точками над или под нотами.
Если ноты длинные, звучание плавное и более плотное и называется легато. Обозначения у него или нет, или в виде лиги. Напомню: игра пальцами на струнных звучит мягче и тише, чем смычком.
2-ая вещь – плотность — число голосов или инструментов, что одновременно играют мелодию.
Обычно мелодия одноголосная: одна линия из нот. Но при игре на фортепиано её можно сделать и многоголосной, когда звучат одновременно 2 и более линии или голоса. Для этого она удваивается переносом на октаву вверх или вниз. Это называется дублированием.
Чем больше голосов, тем больше и громкость звучания.
Усилить динамику можно наслоением разных инструментов друг на друга, например, фортепиано и удар оркестра.
Вывод: приглушённое и тихое звучание делает мелодию спокойной и задумчивой, а яркое и громкое – вспыльчивой и напористой.
5-ое свойство — ритм на фоне
5-ое свойство — ритм на фоне. Ритм ударных может поддерживать мелодию и звучать с ней в одном размере, а может быть противопоставлен ей и звучать в другом размере.
Пример – мелодия про ёлочку в размере 4/4 и игра барабанов сначала в размере 4/4, а потом в 6/8.
Музыкальный синтаксис
Вывод: мелодия состоит из 2-х важных звеньев – лада и ритма. Для её появления они необходимы, но недостаточны.
Поясню: вот арпеджио на фортепиано из Лунной Сонаты Бетховена. Да, здесь есть ровный ритм и движение нот по высоте, но это не мелодия: слишком однообразно звучит. Спеть это можно, но это будет звучать как пение робота, а не человека.
Хорошо, вот большое разнообразие нот по ритму и по высоте. Но это далеко не мелодия, а просто случайный набор нот: всё слишком разное и без повторений слуху не за что зацепиться.
Эти ноты не складываются в форму. Они как отдельные линии или каракули, а не геометрическая фигура — квадрат или звезда. И спеть такое не получится.
Наоборот, все рассмотренные ранее мелодии – из песни ABBы, ёлочки, терминатора, гимна поются и слушаются легко и удобно.
Дело в том, что в них есть 3-ье важное звено, скрепляющее лад и ритм – синтаксис.
Рассмотрим, как он появляется на примерах. Вот повторение одной ноты на фоне аккордов. Звучит однообразно и больше похоже на отстукивание ритма на барабане.
Ритм оставим, а по высоте ноты разнообразим. Уже звучит лучше и больше похоже на мелодию, но не совсем – петь такое всё равно неудобно.
Уберём некоторые ноты и добавим паузы. Стало лучше.
Уберём ломаность ритма и получше разделим ноты. Уже похоже на мелодию.
Теперь добавим повторений и изменим высоту отдельных нот для больше выразительности. Это уверенно можно назвать мелодией: фразы более цельные и есть паузы для взятия дыхания.
Что мы сделали? Мы постепенно выстроили форму мелодии или привели ноты в порядок по правилам музыкального синтаксиса — от греч. «порядок, составление». Благодаря ему мелодия подобна человеческой речи.
Он в музыке и в языковедении схож: ноты – буквы и слоги, их сочетания – слова и фразы, а паузы – пробелы между словами и знаки препинания.
Роль синтаксиса – связывать слова в предложения.
Без него ноты как набор бессвязных слов: «Улица, идти, я».
С ним же они выстроены в нужном порядке и соединены предлогами и окончаниями в связный текст: «я вышел на улицу».
Кроме того, мелодия как и речь не течёт непрерывно: в ней есть остановки. Без них мелодию петь сложно.
Построения
Части мелодии или музыкального произведения называются построениями и они есть разные по продолжительности. Как и в языке, их есть 4 вида:
- мотивы – слова,
- фразы – словосочетания,
- предложения – и там, и там
- периоды – абзацы.
Период – самое крупное построение или часть песни, например, куплет или припев. Его обычная длина — 8 тактов. Этого достаточно, чтобы полностью раскрыть и завершить музыкальную мысль. Это явно слышно на примере мелодии про ёлочку.
Период делится на 2 части по 4 такта или на 2 предложения – наполовину законченная музыкальная мысль.
Предложение делится на 2 части по 2 такта или на 2 фразы. Это видно по тексту:
1-ая фраза – «в лесу родилась ёлочка», 2-ая фраза – «в лесу она росла».
В свою очередь фраза состоит из 2 или 3-х мотивов.
Мотив – самая мелкая единица – образование из 2-3х нот. Он соответствуют слову: 1-ый мотив – ноты до-ля – «в лесу». «Родилась» — это почти повторение ноты и хвост мотива.
Если фраза по смыслу завершена – «в лесу родилась ёлочка», то мотив — нет. Он как обрывок – «в лесу родилась» или просто слово «ёлочка».
Итого, период – 8 тактов, предложение – 4, фраза – 2 или 1 такт, мотив – один такт или его половина.
Цезуры
Предложения и фразы отделяются друг от друга во времени с помощью цезур – от лат. «рассечение». Их есть 3 вида:
1-ый вид – пауза – остановка в звучании в виде тишины. Здесь она половинная и отделяет 2 предложения мелодии. 4-ная пауза отделяет 2 фразы в другой мелодии про ёлочку.
2-ой вид – длинная нота — остановка на протяжном звуке. Именно так в виде 4-ных нот в конце тактов разделены фразы в мелодии из кинофильма «Семейка Адамс».
Кроме того, во вступлении к ней фразы чётко отделены одновременно и 4-ной нотой, и половинной паузой после неё.
3-ий вид – повторение ноты. Так отделены 2 фразы в мелодии про ёлочку: топтанием на ноте «до». Здесь все паузы одинаковые и ритмически разделить фразы не получится. Поэтому они разделены с помощью устойчивой ступени лада – ноты «до». Если среднюю ноту поднять «ми», она станет неустойчивой и цезуры не получится.
То есть цезуру можно создать не только ритмом — в виде паузы, но и ладом – в виде устойчивой ступени. Лад здесь фа-мажор и нота «до» — 5-ая ступень – самая неустойчивая из устойчивых.
Она как запятая и создаёт неполную завершённость, особенно при поднятии на октаву в конце 1-ого предложения.
Мелодия не зря оканчивается на тонике – 1-ой и самой устойчивой ступени лада, потому что она играет роль точки. Если заменить её на 2-ую неустойчивую ступень, то будет звучать незаконченно. И слуху хочется после неё услышать тонику.
Это одно из важнейших правил музыкального синтаксиса – заканчивать мелодию на тонике или ставить точку в конце предложения.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с мелодией, её 2-мя измерениями и составом из 3-х звеньев — лада, ритма и синтаксиса. Поняли, что вертикаль мелодии – это лад, контур, характер движения, регистр, тембр и связь с нотами гармонии. А горизонталь – это ритм, метр, темп, динамика и связь с нотами ударных.
В следующем уроке мы поговорим про композицию – законы создания мелодии и про её виды.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.