Урок 9 — аккорды, тональности

Нотная грамота. Аккорды Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 9-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое аккорды, из чего они состоят, и каких видов есть, их звучания и обозначение, что такое гаромния и как аккорды связаны с ладами. Рассказано о видах тональностей, сколько диезов и бемолей в каждой, их порядок появления и что такое кварто-квинтовый круг тональностей.

Главная ценность урока — шпаргалки по определению тональностей на нотоносце по числу знаков и, наоборот, определение числа знаков по тонике тональности.

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 9 - Аккорды. Тональности | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – 1-ый вид интервалов по благозвучности — консонансы
02:51 – 2-ой вид интервалов по благозвучности — диссонансы
03:47 – принцип благозвучности интервалов — соотношение частот нот
05:34 – понятие аккорда и его строение из интервалов
07:01 – 1-ый и 2-ой типы трезвучия — мажорное/большое и минорное/малое
08:46 – 3-ий и 4-ый типы трезвучия — увеличенное и уменьшенное
10:10 – связь аккордов с ладом, аккорды тональности до-мажор
12:59 – аккорды до-минора и на чёрных клавишах, смена мажора на минор
14:31 – гармонизация лада и добыча аккордов из разных ладов
16:30 – зависимость звучания мелодии и гармонии от лада и тональности
18:13 – список бемольных и диезных тональностей, кварто-квинтовый круг
19:41 – порядок диезных и бемольных тональностей и появления диезов бемолей
21:38 – принцип кварто-квинтового круга и энгармонизм тональностей
22:30 – аккорды разных тональностей и их поиск на кварто-квинтовом круге
24:24 – буквенное обозначение тональностей
25:14 – шпаргалка №1: как определить тональность по знаками при ключе
26:35 – шпаргалка №2: как определить число знаков по тонике тональности
28:51 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим аккорды – их строение, обозначение, виды, звучания, взаимосвязь с интервалами и ладами и сбор их в систему — тональность. Приступим.

Виды интервалов по благозвучности

Из урока 5 мы знаем, что интервалы – это сочетания 2-ух любых нот. Если их играть последовательно – они мелодические, а если одновременно — гармонические.

Гармония — с англ. harmony — означает «согласие» или «созвучие» 2-ух и более звуков. И такие интервалы – кирпичи для построения аккордов и они по слуховому впечатлению делятся на 2 вида:

Консонансы или благозвучные интервалы

1-ый вид интерваловконсонансы — с лат. con – «совместно», son – «голос, звук» – это благозвучные интервалы, когда 2 ноты звучат приятно и слитно. Их 3 группы:

1-ая группавесьма совершенные. Их 2 – прима и октава.

  • Прима – это полное слияние звуков, потому что каждый из них – одна и та же нота. И их частоты в герцах совпадают.  Приму можно сыграть на разных инструментах, тогда это называется унисон — uni с англ. – один, единый голос. Вот унисон фортепиано и скрипки.
  • Октава – почти полное слияние нот. Так как они по частотам отличаются в 2 раза, то и сливаются они в 2 раза хуже.  

2-ая группасовершенные – значительное слияние звуков. Их 2 — квинта и кварта.

Вывод: все чистые интервалы звучат слитно.

3-ья группанесовершенные – незначительное слияние. Их 2 — терция и секста, как большие, так и малые.  

Диссонансы или неблагозвучные интервалы

2-ой вид интервалов — диссонансы — с лат. dis – «раздельно», son – «голос, звук» – неблагозвучные интервалы. В них ноты звучат напряжённо, не сливаясь друг с другом. Их 2 группы:

1-ая группамягкие. Их 2 — большая секунда и малая септима.

2-ая группаострые. Их 3 — малая секунда, большая септима и тритон — увеличенная кварта.

Вывод: большие и малые интервалы – это несовершенные консонансы и диссонансы.

Принцип благозвучности интервалов

Благозвучность интервалов зависит от соотношений частот звуков внутри них.

Это видно на графиках 2-х колебаний. Обе волны периодически пересекаются с нулевой осью.

И чем чаще во времени совпадают эти пересечения, причём при направлении обеих волн в одну и ту же сторону – вверх или вниз, тем слитнее они звучат.

Так у нот «до» 1-ой и 2-ой октав до их совпадения в нуле у низкой «до» 1 полное колебание, а у высокой – 2. И соотношение частот — 2:1.

У кварты – нот «до» и «фа» – до совпадения их с нулём у ноты «до» 3 полных колебаний, а у «фа» – 4. Отсюда соотношение их частот 3:4 и меньше благозвучность.  Вот таблица интервалов в порядке ухудшения благозвучности.  

Вывод: чем дальше цифры от 1, тем звучание менее слитное и наоборот.

Заметьте: самый неблагозвучный интервал – малая секунда с самым большим соотношением – 17:16.

Вопрос: если у тритона оно 17:12 – 12 ближе к 1, чем 16, то почему до этого мы его считали самым резким?

Ответ: всё дело в виде интервала. Если играть звуки последовательно, то тритон звучит резче, чем малая секунда.  Но если их играть одновременно, то всё наоборот.  

Понятие аккорда и типы трезвучий

Если интервал – сочетание 2-ух нот, то аккорд — с англ. «согласие» — сочетание 3-х нот или 2-х интервалов, но не случайных.

Так 2 диссонанса — малая секунда и тритон вместе звучат резко и тревожно.

Наоборот, 2 консонанса — квинта и октава вместе звучат очень слитно, но пусто и без настроения.  

А вот большая терция и квинта звучат согласованно, наполнено и со светлым настроением.  А малая терция и квинта – с грустным.

Вывод: терция и квинта образуют самый простой вид аккорда – трезвучие.

  • Нижний звук в нём называется примой или основным тоном и обозначен цифрой 1,
  • средний – терция или терцовый тон – цифра 3,
  • верхний – квинта или квинтовый тон – цифра 5.

Заметьте: соседние ноты расположены друг от друга на расстоянии терции. А раз их есть 2 вида – большая и малая, то они образуют 4 сочетания или типа трезвучий.  

Большое или мажорное трезвучие

1-ый типбольшое или мажорное трезвучие  – большая терция внизу + малая терция вверху. Звучит радостно.  

Сравним с жизнью: обе терции – сёстры. И здесь большая или старшая весёлая сестра посадила себе на плечи малую или младшую грустную сестру и катает её. В итоге обе сестры довольны и звучание светлое.  

Название аккорда, как и тональности, состоит из 2-ух частей: примы или 1-ой ноты аккорда и его настроения. Здесь прима нота «до», а настроение или лад в основе аккорда – мажорный, поэтому это аккорд до-мажор.

Обозначение трезвучий тоже состоит из 2-ух частей: латинской буквы 1-ой ноты аккорда — у ноты «до» это буква C и вида аккорда – у мажора рядом с буквой пусто.  

Малое или минорное трезвучие

2-ой типмалое или минорное трезвучие – наоборот, внизу малая терция, а вверху — большая. Звучит грустно.  

Оно и понятно: теперь старшая сестра запрыгнула на младшую, так что той тяжело, и она пищит: вот-вот раздавят. В итоге звучание грустное.  

Важно: как в ладу нижний тетрахорд главнее верхнего и определяет вид лада – мажор или минор, так и в аккорде нижняя терция тоже главнее верхней. Теперь это аккорд до-минор.

Его обозначение – буква примы + маленькая буква m, что означает – minor.  

Увеличенное трезвучие

3-ий типувеличенное трезвучие – большая терция + большая терция, что образует между крайними нотами увеличенную квинту. Звучит напряжённо и выражает удивление, настороженность.

Диез поднимает верхнюю ноту на полутон вместе с бровями слушателя.

Его обозначение – латинская буква + приставка aug. Это сокращение от английского слова augmented – «увеличенный, прибавленный». Равносильное обозначение – #5 или +5.  

Уменьшенное трезвучие

4-ый типуменьшенное трезвучие – малая терция + малая терция, что образует между крайними нотами уменьшенную квинту. Звучит тревожно и тоскливо.

Его обозначение – латинская буква + приставка dim. Это сокращение от английского слова diminished – «уменьшенный, сжатый». Ещё обозначение – b5 или -5.

Вывод: мажорный и минорный аккорды звучат благозвучно, а увеличенный и уменьшенный нет. Поэтому они применяются реже.

Связь аккордов с нотами лада

Аккорды в музыке чередуются друг с другом, что называется гармонией. Вот радостная гармония – из мажорных аккордов до, фа и соль.  А вот грустная – из них же, но минорных.

Выпишем по порядку все ноты, из которых состоят аккорды. Видно, что в 1-ом случае они образуют мажорный лад от ноты «до».  А во 2-ом – минорный лад от «до».

Вывод: аккорды, сочетаемые друг с другом, состоят из нот одного и того же лада и им же связаны в систему или семью.

Здесь все ноты – белые клавиши фортепиано. И если скопировать их на терцию вверх, то получится следующее чередование терций: Б-М-М-Б-Б-М-М-Б.

Если ещё раз скопировать ноты на терцию вверх, то получатся аккорды в тональности до-мажор. Подпишем их виды от каждой ступени лада.

Заметьте: их чередование такое: мажор-минор-минор-мажор-мажор-минор-уменьшенный-мажор.

Раз 1-ая ступень лада – тоника, то аккорд от неё называется тоническим. Раз тоника главная перед другими ступенями лада, то тонический аккорд главный среди других аккордов.

Важно: если он мажорный, то и аккорды на IV и V ступенях – тоже. А на ступенях 2, 3 и 6 – минорные, а 7 — уменьшенный.

Теперь опустим аккорды до-мажора в параллельный ему лад ля-минор – тоже на белых клавишах. Состав аккордов тот же, но сменились настроения ступеней: теперь, наоборот, аккорды на I, IV и V ступенях – минорные, на ступенях 3, 6 и 7 – мажорные, а 2 – уменьшенный и не применяемый.

Совет — если на нотоносце сложно быстро отличить вид аккорда, то откройте вид раскладки пианино. Если в аккорде нижний промежуток больше верхнего, значит аккорд мажорный и наоборот.

Теперь построим аккорды в тональности до-минор. Сначала сменим ключевые знаки через меню Insert – вставка -> Meter Key-Change – смена размера/ключа. Ищем в списке Key Signatures – знаки при ключе 3 бемоля – 3 flats. Теперь копируем ноты на 2 терции вверх.

Благодаря ключевым знакам состав нот лада сохраняется. Теперь уберём их  На 1-ой, 4-ой и 5-ой ступенях, соответственно, аккорды Cm, Fm и Gm. А мажорные аккорды с бемолями – ми, ля и си.

Вывод: любой вид аккорда можно построить на чёрных клавишах. Главное – соблюдать их строение по терциям.

Чтобы мажорный аккорд сделать минорным, нужно понизить на полутон его среднюю ноту. Теперь это Ebm.  

Если в аккорде C поднять на полутон нижнюю и верхнюю ноты, то большая и малая терция поменяются местами и это будет аккорд C#m.

Наоборот, повысим на полутон среднюю ноту и получим из минорного аккорд C#.  

Гармонизация ладов

Сколько диезов или бемолей и у каких нот в аккордах зависит от лада и тональности.

В натуральном мажоре их нет.  В гармоническом мажоре из урока 6 1 бемоль – у 6-ой ступени.

Понижаем её во всех аккордах, где она есть и смотрим на их новый тип. Теперь на 2-ой ступени аккорд с 2-мя малыми терциями — Ddim, на 4-ой с малой и большой – Fm, а на 6-ой – с 2-мя большими – Abaug.  

За основу для семейства аккордов можно брать любой лад.

Добудем аккорды из диатонического лада из урока 8, например, лидийского – мажор с повышенной 4-ой ступенью.

И снова пишем гамму, добавляем 1 диез и определяем типы аккордов.  В отличие от натурального мажора здесь на 2-ой ступени аккорд D, на 4-ой – F#dim, на 7-ой – Bm.

Согласование нот аккордов с нотами лада называется его гармонизацией. Смысл в том, что мелодия из нот лада будет звучат хорошо с сочетанием аккордов на фоне тоже из нот этого лада. Теперь заменим везде в гармонии фа-диез на обычную фа и послушаем. Стало звучать хуже.

Заметьте: последняя нота мелодии соль и аккорд G звучат завершенно. Значит соль – тоника и тональность здесь соль мажор с 1 диезом у ноты фа. Это видно в списке выбора ключевых знаков.

Заметьте: лидийский лад от ноты «до» и мажорный лад от ноты «соль» с одним составом нот – все основные, кроме фа-диеза.

Важно: чтобы мелодия и гармония звучали складно только лишь общего лада не достаточно. Они ещё должны быть в одной и той же тональности.

Поднимем мелодию на 3 полутона в раскладке пианино.  Звучит резко, потому что гармония в G, а мелодия в Bb. В списке ключевых знаков отсчитаем от тональности G 3 шага вверх – 1,2,3 и придём в тональность Bb с 2-мя бемолями. Заметьте: они есть у нот «ми» и «си» в мелодии.  

Диезные и бемольные тональности

Из урока 7 мы знаем, что у всех тональностей кроме C есть знаки при ключе. Их цель – помочь соблюсти формулу натурального мажора или параллельного минора при построении этих ладов от любой ноты.

Например, мы захотели построить мажор от ноты Db. Поднимаем мажорную гамму от ноты «до» из белых клавиш на полутон в раскладке пианино. Формулу мажора мы сохранили, но 5 нот попало на чёрные клавиши и возникли бемоли.

Чтобы они не мозолили глаза, выбираем тональность с 5-ью бемолями — Db.

Заметьте: в списке Sonara тональности расположены сверху вниз в порядке уменьшения числа бемолей и возрастания диезов. До-мажор здесь как 0 точка на шкале термометра – без знаков.  

Это удобно отразить в виде круга. На внешней стороне синим обозначены мажорные тональности, а внутри красным – параллельные им минорные. Из урока 6 мы знаем, что у них состав нот и число ключевых знаков одно и то же, только разные тоники. У до-мажора тоника «до», а у ля-минора «ля» – на малую терцию ниже мажора.

По часовой стрелке диезные тональности, а против — бемольные.

Число диезов указано в скобках и они соответствуют положению цифр на обычных часах. 1 час – 1 диез, 2 часа – 2 диеза и т.д. То же и с бемолями, но при движении против часовой стрелки.

Порядок диезов

Порядок тональностей прост: для диезных нужно на нотоносце шагать от ноты «до» по квинтам вверх. Это ноты соль, ре, ля, ми, си.

Чистая квинта – 7 полутонов. Если на неё шагнуть вверх от ноты «си», то придём в фа-диез. И от него по квинтам идёт порядок диезов – у нот до, соль, ре, ля, ми, си.

Узнать у какой ноты появится следующий знак просто. Для диезных тональностей нужно шагнуть от тоники на 1 ступень вниз.

Так от ноты «соль» на ступень ниже нота «фа», значит диез в соль мажоре у ноты фа. У ре-мажора 2 диеза – старый у ноты «фа», как в прошлой тональности, а новый у ноты «до».  

То есть с каждым шагом прошлые знаки сохраняются и добавляется по одному новому.

У ля-мажора новый диез у ноты «соль», у ми мажора – у ноты «ре», у си мажора – у ноты «ля», у фа-диез мажора – у ноты «ми». И последняя тональность – до-диез мажор с диезом у ноты «си» – на ступень ниже.   

Порядок бемолей

Порядок бемольных тональностей и бемолей образуется шагами от ноты «до» по квинтам вниз – фа, си, ми, ля, ре, соль и до.  

Заметьте: порядки диезов и бемолей обратные друг другу.

И появление бемолей ещё проще: в текущей тональности новый бемоль у той же ноты, что и тоника следующей тональности.

Так после фа-мажора — си-бемоль мажор, значит в нём 1 знак у ноты «си».

Дальше в си-бемоль мажоре 1 знак также у «си», а 2-ой знак – у ноты «ми» и т.д. У ми-бемоль мажора – у ноты «ля», у ля-бемоль мажора – у ноты «ре», у ре-бемоль мажора – у ноты «соль», у соль-бемоль мажора – у ноты «до» – дальше идти некуда, поэтому возвращаемся к «до».

И ещё есть до-бемоль мажор – последний 7-ой бемоль у ноты фа.  

Шагать по квинтам вниз – это тоже самое, что шагать по квартам вверх: порядок нот будет один и тот же. Поэтому этот круг называется кварто-квинтовым кругом. Он упрощает определение тональностей и числа знаков у них.

Всего есть 15 тональностей — 7 диезных, 7 бемольных и 1 без знаков.  

Заметьте: соль-бемоль и фа-диез мажоры в одном и том же месте на круге. Это значит, что у них состав нот тот же, только знаки у них разные. Это знакомый нам энгармонизм. Ещё пример таких тональностей – соль диез минор  и ля бемоль минор.

Аккорды в разных тональностях

И раз в каждой тональности разный состав нот, то и разный набор аккордов. Это видно в таблице.

По вертикали все мажорные тональности, а по горизонтали – аккорды каждой на ступенях от 1 до 7.

На 7-ой ступени вместо не применяемого уменьшенного трезвучия мажорное от пониженной 7-ой ступени.

Для получения аккордов параллельного минора нужно просто начать их отсчёт от VI-ступени.

Так, в Am 1-ая ступень – Am, 2-ая – Bb, 3-ья – C и т.д.

Фокус в том, что вся эта таблица кроме тональностей C#-major и Cb-major помещается в кварто-квинтовый круг.  И аккорды одной тональности на нём рядом друг с другом.

Например, обозначим аккорд C римской цифрой I – 1 ступень. Слева от него F – 4-ая ступень, а справа – G – 5 ступень. Под ним Am – VI ступень, от которого слева Dm – II и справа Em – III. VII пониженная – Bb – слева от IV-ой. Это тональность C.  

Положения ступеней неизменно и его можно запомнить так: вверху 5-4=1, а внизу 3*2=6.

И чтобы получить аккорды диезных тональностей, нужно просто смещать все ступени на шаг по часовой стрелке, а для бемольных – против.

Так аккорды G-major правее: 1-ая ступень – G, 4-ая – C, 5-ая – D, 6-ая – Em, 2-ая — Am, 7-ая – F.  

А аккорды F-major левее: 1-ая ступень – F, 4-ая – Bb, 5-ая – C, 6-ая – Dm, 2-ая — Gm, 3-я – Am, 7-ая – Eb.

И тот же принцип с остальными тональностями.

Буквенные обозначения тональностей

Ещё у них есть буквенное обозначение из тоники и наклонения.

Тоники мажоров пишутся с заглавной буквы, а миноров – с маленьких.

Мажор обозначается как dur – сокращение от лат. durus – твёрдый. Можно запомнить dur, как дурачиться, веселиться.

А минорmoll – сокращение от лат. mollis – мягкий. Созвучно со словами молиться, умолять.

Так до-мажор — C-dur, а соль-минор — g-moll.

У диеза обозначение is, а у бемоля – es. Так фа-диез мажор — Fis-dur, а ре-бемоль минор — des-moll.

Приставки для разных нот указаны в таблице.  У диезов всё одинаково, а у бемолей – нет: у ми и ля бемолей вместо es просто s, а у си — буква b.

Определение тональностей по числу знаков при ключе

После знакомства с видами тональностей нужно уметь определять 2 вещи: 1-ая вещь – тоники по числу знаков на нотоносце. Или что за тональность при стольки-то диезах и бемолях у ключа.

Тональности с диезами

У диезных тональностей нужно последний диез поднять на 1 ступень. И это будет тоникой.

Например, 2 диеза – 2-ой на ноте до – выше на ступень нота «ре», значит это тональность ре-мажор. 3 диеза – 3-ий на ноте соль – выше на ступень нота «ля» – тональность ля-мажор и т.д.

Помните: 1 диез – это G-major и порядок диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си.

Это чередование 2-ух восхождений: фа-соль-ля-си и до-ре-ми.  

Тональности с бемолями

У бемольных тональностей всё проще: тоника – это предпоследний бемоль.

Например, 2 бемоля – предпоследний из них «си», значит тональность си-бемоль-мажор. 3 бемоля – предпоследний из них «ми» – тональность ми-бемоль мажор и т.д.

Помните: 1 бемоль – это F-major и порядок бемолей обратный диезам – си, ми, ля, ре, соль, до, фа.

Это чередование 2-ух нисхождений: си-ля-соль-фа и ми-ре-до.  Важно: порядки диезов и бемолей в строгой последовательности и никогда не меняются.

Запоминание числа знаков в каждой тональности

2-ая вещь к определению обратная 1-ой – число знаков тональности по её тонике.

Тональности с диезами

Совет для диезов – разбивать букву, обозначающую ноту тоники, на несколько чёрточек.

Черточка – это линия, которую можно прочертить за раз, не отрывая ручки от бумаги. И сколько их будет в составе буквы, столько в тональности и диезов.

  • Соль – букву G разогнём в 1 чёрту – 1 диез. 
  • Ре – букву D разделим на 2 чёрты – прямую и дуговую – 2 диеза.  
  • Ля – буква A состоит из 3-х черт – 2 крайние длинные и 1 средняя короткая – 3 диеза.  
  • Ми – буква E – это 4 чёрточки – 1 вертикальная и 3 горизонтальных – 4 диеза.  
  • Си – буква B из 5 линий – 4-х как у буквы E + зигзагообразная – 5 диезов. Ещё способ запомнить – у буквы B сотрём чёрточку вверху справа и внизу слева и она станет цифрой 5.
  • Фа-диез – это буква F из 2-х черт + решётка диеза из 4-х = 6 линий и 6 диезов.  
  • До-диез – буква С 1-ая в названии цифры 7 – 7 диезов.

Тональности с бемолями

Совет для бемолей – видоизменять букву тоники, чтобы она указывала на число бемолей.

  • Фа – буква F – верхнюю палочку отрываем и прикрепляем с наклоном снизу – получился 1 бемоль.  
  • Си-бемоль – в букве B удалим верхнюю дугу и она станет бемолем. Итого 2 бемоля.
  • Ми-бемоль – букву E разворачиваем и она теперь как цифра 3 – 3 бемоля.
  • Ля-бемоль – у буквы A сотрём левую ножку и она станет цифрой 4 – 4 бемоля.
  • Ре-бемоль – у буквы D сместим вертикальную палочку выше и загнём её – будет цифра 5 – 5 бемолей.
  • Соль-бемоль – в букве G продлим её среднюю чёрточку влево и она станет цифрой 6 – 6 бемолей.
  • До-бемоль – буква С опять как и в случае с диезами 1-ая в названии цифры 7 – столько же и b.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с понятием, видами и обозначениями аккордов. Поняли, что они собираются в семейство из одинаковых нот – тональность и что тональности различаются по числу знаков диезов и бемолей.

В следующем уроке мы поговорим про септаккорды и другие виды аккордов.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения