С чего начать изучать музыку?
Здравствуйте! Эта страница для новичков, кто не знает с чего начать изучение музыки. Здесь и собрал всё самое важное для начала. Изучайте содержимое по порядку.
Содержание
- 1 Общий порядок обучения для новичка
- 2 Краткий обзор обучения
- 2.1 Вводный раздел 1 «С чего начать»
- 2.2 Раздел 2 «3 главные понятия музыкознания»
- 2.3 Раздел 3 «4 крупные области музыкознания»
- 2.4 Раздел 4 «4 звена песни: содержание»
- 2.5 Раздел 5 «6 части песни: облачение»
- 2.6 Раздел 6 «5 этапов создания песни»
- 2.7 Раздел 7 «6 ролей людей в песне»
- 2.8 Раздел 8 «Музыкальное предпринимательство»
Общий порядок обучения для новичка
Щелкайте по ссылкам и изучайте содержимое каждого раздела. Это поможет вам плавно и в общем войти в музыку, даст цельную картину и направит в обучении.
Примечание: при создании разделов сюда будут добавляться все ссылки на них.
***сюда добавить ссылку на книгу, когда она будет написана и готова к скачиванию: «Тайный ключ к овладению музыкой»***
Музыка среди увлечений и творчества
1. Чего ожидать от обучения здесь — краткий и обзорный показ всего хода и содержание вашего обучения на этой площадке с описанием его выгод, ценностей, преимущества и отличий от других. Вы знакомитесь в целом с моим подходом, особенностями и вы решаете, подходит ли вам такое обучение и я как преподаватель или нет.
2. 7 видов увлечений: чем заняться? — общий обзор всей деятельности человека и какое место в нём занимает музыка. Заодно можете узнать о новых занятиях, выбрать чем ещё заняться и упорядочить их всевозможные виды у себя в голове.
3. Как найти дело жизни: 3 способа — ****ссылку проставить и добавить описание***
4. 7 видов творчества: часть 1 — писательство, рисование, съёмка — сравнение по 7 признакам 4-х из 7 творческих занятий для сопоставления с музыкой.
5. 7 видов творчество: часть 2 — предписывание, рукоделие, музыка — продолжение обзора выше.
6. 7 выгод и заблуждений о занятиях музыкой — ****ссылку проставить и добавить описание***
Вводное знакомство с музыкой
1. Что такое музыка: вводный обзор — общий и целостный взгляд на музыку: её сущность как искусство, язык, предмет и основа для песни, её строения от мелких к крупных частям и деление на виды по свойствам.
2. 7 назначений музыки: зачем она нужна — ****ссылку проставить и добавить описание***
3. Музыка как предмет: 15 областей знаний — самое полное деление музыки на области знаний какое только может быть с понятным пояснением. Описана их сущность, важност и более мелкие разделы.
4. Музыка как язык: 14 выразительных средств — самое полное обзорное описание музыкальных средств для показа разных образов, настроений. Указана сущность, важность и примеры каждого.
5. Что такое звук: вводный обзор — ****ссылку проставить и добавить описание***
Вводное знакомство с песней
1. Что такое песня: вводный обзор — ****ссылку проставить и добавить описание***
2. Из чего состоит песня: 25 вещей — исчерпывающее обзорное объяснение песни с указанием взаимосвязей между составляющими: звенья, части, звучания, настройки.
3. Как написать песню: руководство — рассказ о создании песни с высоты птичьего полёта, а именно про 3 отсека работы и 5 ступеней:
Начало обучения музыке по направлениям
1. С чего начать обучение: выбор направления
2. Полный порядок обучения: 100% создатель песен
3. Освоение создания музыки: ремесло музыканта
4. Освоение сведения музыки: ремесло звукаря
5. Главные советы по обучению
6. Трудности новичков и их решение
Изучение строения песни
1. Звенья содержания песни: напевница, созвучница, черед, слова
2. Части облачения песни: припев, куплет, проигрыш, вступление, окончание, предприпев
3. Звучания сопровождения: барабаны, основа (бас), постукивания, подложка, подыгрывания, подголоски, соголоски, голос
4. Звуковые настройки: громкость, высотность, ширинность, плотность, прозрачность, объёмность + украшательства.
Краткий обзор обучения
Вводный раздел 1 «С чего начать»
Сначала вы изучаете полностью вводный раздел «С чего начать». Его цель — ввести новичка плавно в предмет музыки. Поэтому далее в нём такие подразделы:
1. С чего начать обучение В нём вы узнаете про то, что даёт занятия музыкой, зачем это вам, есть ли у вас склонности и способности, какое именно более узкое одно или несколько направлений деятельности внутри музыки выбрать.
2. Общее деление музыки. В нём вы узнаете подробно что из себя представляет каждая из 15 областей знаний музыки, взаимосвязи и деления на более мелкие подобласти и ветки. В конце вы будете иметь целостное представление о том, что можно и нужно осваивать, что именно выбрать и с какой шириной охвата деятельности. Здесь об этом будет подробно написано.
Если вкратце, то выбор лежит между 2-мя крупными областями – создание музыки: для музыканта или обработка звука: для звукопостановщика. Выбирайте оба направления, если хотите стать полноценным создателем, исполнителем и производителем песен. Это зависит от вида вашей личности и про это мы также поговорим. В любом случае вы переходите к следующим подразделам.
3. Освоение создания музыки и 4. Освоение сведения музыки – в них соответственно очень пошагово, подробно и в нужном порядке поясняется что, зачем и как делать, чтобы успешно влиться в нужную область деятельности и начать обучение ей. (***потом добавить на них ссылки***)
А после ознакомления с их содержимым вы сможете скачать чёткие пошаговые списки действий с выжимкой для внедрения и всеми нужными ссылками на дополнительные сведения, средства, приложения, которые нужны для выполнения каждого шага.
Таких ясных и полноценных указаний вы больше нигде не найдёте. Во всяком случае, я за 10 лет занятий музыкой подобного не находил. Поэтому решил составить их сам. А ведь они круто бы помогли и сберегли уйму времени в начале пути.
А нет их по уже понятной вам причине – обрывочность и безсвязность обучения на других площадках, не видение целостного образа всего предмета и знаний в нём.
После входа в тему вам помогут 2 подраздела о саморазвитии и самообучении.
5. Главные советы по обучению и 6. Важные основы саморазвития – в них будет выжимка самых важных и полезных советов для мгновенного и простого внедрения, чтобы ваше обучение было действенным, а достижения качественными и надёжными.
Если вам эти темы «зайдут», то больше вкусных, полезных и более углубленных сведений мы сможете найти в разделах с одноимёнными названиями – саморазвитие и самообучение. Если же вам нужна только музыка, то можете не изучать эти разделы. Но тем не менее я настоятельно советую это сделать.
Раздел 2 «3 главные понятия музыкознания»
Как только вы освоите вводный раздел, следующий на очереди раздел «3 главные понятия» или 3 кита обучения. Раз мы занимаемся музыкальным творчеством, то имеем дело с 3-мя его сущностями: звук, музыка и песня.
Каждой из них посвящён свой подраздел с выжимкой самых важных знаний о них, которые помогут осознанно к ним относиться и понимать их суть.
1. Звук – это вещественная основа музыки и песен. У него есть свои свойства, качества, виды, источники. Если сравнить с домом, то это основание и подвал.
2. Музыка — это разнообразные звуки с и без высоты звучания, но упорядоченные в единый набор со своими законами. Она в свою очередь стоит на 3-х китах или звеньях: созвучница (гармония), напевница (мелодия) и черед (ритм), воплощённые разными озвучивателями (музыкальными инструментами). Это стены дома.
3. Песня — это произведение из музыки и слов, выстроенное из разных частей со своими назначениями и особенностями: куплет, припев, проигрыш, вступление/окончание и связей между ними. Это крыша дома.
В итоге дом готов. И чтобы его построить качественным, нужно знать свойства сырья и изготавливаемых из него строений: кирпичей, брусков, труб и как они упорядочиваются и связываются воедино. Так нужно усвоить всё самое важное про звук, музыку и песню.
А чтобы их изучить, нужно овладеть областями знаний, которые и занимаются их разбором и изучением. Зачем нам изобретать велосипед, когда уже есть готовые направления для обучения? Причём по ним в музыкальных вузах прописывают распорядок (!программу) обучения. И об этом следующий раздел.
Раздел 3 «4 крупные области музыкознания»
3 из них изучают соответствующие 3 понятия:
- звукопостановка (звукорежиссура) изучает звук,
- учение (теория) о музыке изучает музыку,
- создание песен изучает песню — на английском оно songwriting (!сонграйтинг).
Это прямые и прикладные области. Освоив их, можно качественно обрабатывать звук, создавать музыку и главное — сочинять, записывать и выпускать собственные песни.
А 4-ая область – музыковедение – косвенная. К выпуску песен она прямого отношения не имеет, но зато связывает 3 главные понятия с остальной жизнью и человеком. Она изучает их: применение, влияние на человека и на общество, ход развития музыки во времени, музыкальное творчество разных народов, преподавание, музспособности.
Музыковедение – это связующее звено и смежные знания о звуке, музыке, песне.
В каждом подразделе посвящённом отдельной области будет дано их внутреннее деление на более узкие направления изучения и взаимосвязи с другими областями. Кроме того, их знания – это основа для этапов создания песни. Например:
- звукопостановка – это основа для звукозаписи, сведения и доводки песни;
- учение о музыке – для сочинения, оформления и исполнения музыки;
- создание песен связывает их с немузыкальным звеном – словами (текстом), который имеет кучу свойств и направлений для деятельности.
Главным камнем преткновения и одним из важных итогов обучения будет создание своей 1-ой песни. Поэтому следующие разделы полностью посвящены её внутреннему строению и этапам работы над ней. Но чтобы что-то создать нужно сначала понять подробно, из чего это состоит и как это устроено. Об этом следующие разделы.
Раздел 4 «4 звена песни: содержание»
Это содержательная сторона или ось строения песни по высоте из 4-х звеньев. Вот они:
- созвучница (гармония) – от слов «сочетание созвучий» (аккордов), набор звуков;
- напевница (мелодия) – от слов «сочетание напевов» (мотивов), линия из звуков;
- черед (ритм) – сокращение от слова «чередование» звуков по времени;
- слова (текст). Я предупреждал, что говорю по-русски.
Сравним с домом: черед – основание, созвучница – стены, напевница – крыша, слова – вывеска и надписи на доме. Они звучат в песне одновременно и взаимодействуют друг с другом в каждый миг времени. Нужно знать их свойства и связи друг с другом.
Другое сравнение, которое вы будете встречать от меня, это семья. Черед (ритм) – отец, созвучница (гармония) – мать, напевница (мелодия) – дочь, слова (текст) – сын. Это помогает чётко усвоить их назначение и влияние в песне.
И это 4 строительных звена укладываются друг с другом в отдельные части песни, из которых и строится её общая форма. Про это следующий раздел.
Раздел 5 «6 части песни: облачение»
Это оформительская сторона или ось построения песни по ширине или во времени из 6-и частей – припева, куплета, проигрыша, вступление, окончание и предприпев. Они звучат друг за другом, последовательно, сменяясь во времени.
Нужно знать их признаки, свойства звеньев внутри них и связи друг с другом, чтобы песня по форме получилась увлекательной для прослушивания.
Если сравнить с домом, то это его отдельные помещения, в которых пребывает вся семья: припев – кухня, жилая комната – куплет, уборная/ванная – проигрыш, вступление/окончание – прихожая и крыльцо.
Припев как и кухня одинаковые и там есть все звенья в полном виде. За день семья 3 раза кушает — завтрак, обед и ужин, так что и припев обычно звучит в песне 3 раза.
Как жилые комнаты отличаются: одна для родителей, другие для детей, так и куплеты словами. А проигрыш дает отдохнуть и расслабиться, как уборная с ванной. И в них обычно все не помещаются, да и не прилично: нет слов, подложки или ударных.
Изучив оба этих раздела – 4 звена песни и 4 части песни, вы узнаете всё о её строении по высоте и ширине, по содержанию и облиачению. Но ещё звенья музыки воплощаются в 8 видах звучаний, а у каждого звучания в свою очередь есть 6 звуковых настроек.
Подобно и исчерпывающе об общем строении песни читайте в вводном обзоре «Из чего состоит песня: 25 вещей».
Примечание: в целом, связно и очень подробно про строение и порядок создания песни будет написано в книге «Из чего состоит песня». (***здесь будет ссылка***)
Когда с сущностью песни всё понятно, можно изучать порядок её создания – следующий раздел.
Раздел 6 «5 этапов создания песни»
Создание песни состоит из 5 крупных и последовательных шагов:
- сочинение (композиция) — получение основы из музыки и слов для песни.
- оформление (аранжировка) — проработка всех звучаний и формы песни.
- звукозапись — исполнение песни и запечатление звучаний в виде дорожек.
- сведение (микширование) — обработка и совмещение звуковых дорожек воедино.
- доводка (мастеринг) — улучшение конечной общей дорожки с песней.
Если сравнить со строительством дома, то сочинение и оформление – это рисование чертежа дома, звукозапись – само строительство, а сведение и доводка – отделка.
По-другому эти 3 отсека работы над домом или песней можно назвать так:
- предпроизводство – рисуем чертёж на бумаге, а песню в виде нот и слов: задумка;
- производство – строим дом или записываем песню в настоящей жизни: черновик;
- послепроизводство – украшаем, доводим дом до ума и звучание песни: чистовик.
Каждому из 5 шагов посвящён отдельный подраздел с основными действиями, правилами, советами. И для каждого из них я готовлю для вас 3 вида списков для внедрения: подсказочный, пошаговый и проверочный. Так будет легче начать, выполнить и оценить каждый этап.
Добавлю, что у меня есть собственный разработанный и отточенный способ создания песен. Благодаря ему, я создаю песни легко и увлекательно. С ним я вас познакомлю и подробно он будет описан в книге «Создание песни от А до Я". (***ссылка, когда будет готова книга***)
Пожалуй, самое значимое отличие меня от других преподавателей в том, что я работаю над песнями для своего музыкального творения. Они пока в виде заготовок и не записанных песен, но выйдут в будущем.
Поэтому мне самому важно проходить все шаги и получать все нужные знания, что я и делаю. А заодно и передаю их вместе со своим опытом другим через эту площадку.
А чтобы создавать песни на лету или на потоке, нужно обладать знаниями, а главное умениями и навыками тех людей, которые в этом участвуют. Про них следующий раздел.
Раздел 7 «6 ролей людей в песне»
Среди множества людей, что так или иначе связаны с музыкой, именно 6 этих должностей (ролей) напрямую связаны с созданием песни. Вкратце их описания:
- сочинитель (композитор) – ищет задумки для песни, создаёт, связывает её звенья;
- песенник (поэт) – пишет слова песни в соответствии с наработками сочинителя;
- оформитель (аранжировщик) – обрамляет песню звучаниями и нотными узорами;
- исполнитель (вокалист) – поёт слова песни и передаёт их смысл и чувства;
- постановщик (звукорежиссёр) – обрабатывает записи звучаний и сводит воедино;
- производитель (продюсер) – следит за ходом работы всех людей и руководит ими.
Каждый из них задействован на отдельном этапе создания песни:
- сочинение – сочинитель и песенник;
- оформление – оформитель;
- звукозапись – исполнитель и постановщик;
- сведение и доводка – постановщик;
- производитель надзирает и оценивает итоги работы на каждом этапе.
От уровня владения своим ремеслом каждым из людей выше зависит качество будущей песни. А это зависит от наличия и степени прокачки нужного набора знаний, умений и навыков, которые нужно освоить. И чтобы создавать свои песни в одиночку, нужно быть 6 в 1, то есть совместить в себе качества и способности каждого из них.
У каждого человека выше есть от 5 и более умений, которые также можно представить в виде древовидной карты. И для приобретения каждого из умений нужен свой набор средств, упражнений и способов оценки уровня прокачки в каждом из них.
Как только эти требования будут выполнены, у вас будут заложены мощные основы для становления самодостаточным производителем и исполнителем собственных песен.
А далее нужно сделать ещё один большой и важный шаг – создать своё музыкальное творение. Этому посвящён следующий раздел.
Раздел 8 «Музыкальное предпринимательство»
Когда вы освоили создание песен на деле и выработали нужные навыки, вы в состоянии создавать песни на потоке – производить товар. Но далее этот товар нужно предлагать людям для приобретения. А для этого его нужно правильно упаковать: придумать привлекательную обёртку для него и раскрутить его: найти потребителей.
И речь здесь о 3-х важных вещах: песня, сборник и творение. Песни объединяются в связанный сборник (альбом), а из сборников песен состоит и всё творчество определённого музыкального исполнителя или творения.
В отношении песен нужно теперь выбрать и закрепить свой собственный подход к их созданию, создать свой чёткий список действий и наборы средств для работы. Это будет одним из отличительных признаков ваших песен от других исполнителей и позволит далее создать полноценный сборник.
Сборник – это целостное произведение из 8-13 песен. У сборника есть замысел, название, общее звучание. И в его рамках нужно отобрать песни, которые подкрепляют его задумку и выстроить их в нужном порядке, чтобы его было не скучно слушать.
Когда сборник песен готов, время определиться со своим музыкальным творением – придумать его замысел и название, выбрать свои отличительные особенности, как то темы песен, направления музыки, используемые звучания, будет ли это один человек или музыкальная группа. Хотя это можно сделать и до создания или хотя бы чернового продумывания сборника. Но у меня это произошло после.
Надеюсь, теперь вы представляеете с чего начать изучение музыки и в каком порядке двигаться. Эта страница будет ещё дорабатываться и дополнятся ссылками.

Руководитель обучплощадки по музыке.
Опыт в создании песен: с 2015 года.
Опыт в преподавании: с 2016 года.
