Аранжировка песни: этап 2

Аранжировка в музыкеЭто обобщающая страница раздела аранжировка, которая расскажет что это такое в музыке, о её сути и важности в создании песни, её содержании в общем, рубриках и важности каждой. Раздел важен для аранжировщиков.

Цель — дать общее представление об аранжировке, направить и дать советы по изучению.

Содержание страницы — о сути аранжировки, его рубрики, советы, программы.


О сути аранжировки

Аранжировка — 2-ой этап работы над песней. Это проработка того, какие ноты и какие инструменты будут играть дополнительно к заготовке композитора — мелодии. Это уже работа с 2 и более инструментами, чтобы раскрыть мысли композитора с помощь дополнительных мелодий, ритмов, музыкального стиля и т.д.

Её задача — окружить мелодию музыкальным сопровождением так, чтобы подчеркнуть замысел песни, раскрыть достоинства мелодии и украсить её. Arrange — с англ. — располагать второстепенные музыкальные партии вокруг главной — мелодии.

Если она бедная и не красивая, то аранжировка не улучшит её, а лишь немного скрасит. Если композитор создаёт лицо и тело, то аранжировщик — косметику и одежду для него. Если же лицо и фигура некрасивые, то последние вряд ли сильно помогут. Наоборот, если красивое тело одеть в балахоны и тряпьё, то это испортит всё впечатление.

Аранжировка — это работа с 3-мя вещами:
1. Фактура — это тембровая плотность и частотная насыщенность звучаний, степень заполнения регистров — нижнего, среднего и верхнего.
2. Форма — это состав песни из частей — куплет, припев, проигрыш и т.д. и особенности их внутреннего строения.
3. Динамика — это разница в громкости и напористости разных частей песни и выбор переходов между ними — резких/плавных, тихих/громких, со сбивками или без и т.д.

Аранжировку можно начать с любой её составляющей:
с ритм-группы — барабаны, перкуссия и бас — с неё начинают чаще всего. Это основа аранжировки как фундамент дома и воплощение ритма песни;
с фона — мягкие продолжительные звуков, играющие аккорды. Это покрывало, подложка, склеивающая все элементы вместе и воплощение гармонии песни;
с заполнений — мелодические вставки, которых 3 вида — контрапункты, подголоски, дублировки, которые основаны на мелодии песни и сочетаются с ней;
с соло — инструмент, играющий главную мелодию песню, которая воплощается через него и голос певца.

Требования к аранжировщику: знание теории музыки, музыкальных стилей, игра хотя бы на одном инструменте, знание основ акустики и сведения.

Задача аранжировика — 1. Понять основную идею композитора и цель своих действий.
2. Выбрать стиль, музыкальные инструменты для песни и их звучания;
3. Определить цели и функции каждого инструмента, мест их звучания в песне;
4. Написать их нотные партии в соответствии с выбранным музыкальным стилем.

Итог этапа — готовые нотная партитура — партии всех музыкальных инструментов песни для последующей их записи.

(***здесь будет звуковой пример***)


О рубриках этапа аранжировки

Чтобы сделать аранжировку, нужно хотя бы в общих чертах знать разделы теории музыки —  гармонию, мелодику, ритмику, нотную грамоту подобно композитору. Их знания переплетены в основных рубриках раздела аранжировки. Для понимания сравниваю их со строительством дома:

1. Инструментоведение — изучает строение, свойства и принципы звукообразования различных музыкальных инструментов и возможности, техники и приёмы игры на них. Его знания позволяют понять виды материалов для строительства дома и как они встраиваются в здание.

Что важно знать? Состав и назначение инструментов ударной установки, бас-гитару, гитару, фортепиано, смычковые струнные и синтезаторы. Это в основном традиционные инструменты.

Что не важно знать? 1 — все народные или этнические инструменты — балалайка, банджо, ситар и т.д. Они применяются редко.

2 — углубленно медные и тем более деревянные духовые — тоже редко используются в популярной музыке.

2. Инструментовка — изучает принципы написания нотных партий и грамотного подбора инструментов, их сочетания и шаблонные партии. Её знания позволяют понять технологию строительства и совместное использование различных материалов в разных частях дома.

Что важно знать? Шаблонные партии традиционных инструментов.

Что не важно знать? 1 — сложные виды фактур и полифонию.
2 — всевозможные партии всех инструментов.

3. Музыкальная форма — изучает строение и развитие песни на основе составляющих частей — куплета, припева и других. Её знание позволяет разбираться в разных видах планировок и этажности домов.

Что важно знать? Песенную форму.
Что не важно знать? Остальные — симфония, рондо, соната и т.д.

4. Музыкальная стилистика — изучает музыкальные жанры и стили (рок, диско, джаз, др.) и типичные для них составы инструментов и их нотные партии. Её знание позволяет выстроить один и тот же дом разными способами и с разным оформлением.

Что важно знать? Состав инструментов и нотные партии любимых стилей. Хватит 2-3.
Что не важно знать? Особенности и работу во всех стилях, которые есть.

5. Музыкальная риторика — изучает выражение чувств и музыкальных образов с помощью музыкальных средств. Её знание позволяет более точно передавать замыслы композитора.

Она необходима, если Вы пишите музыку на заказ — к фильмам, рекламе, играм. Для начала и создания песен по настроению она не нужна.


Советы по аранжировке

Совет №1 — писать музыку ежедневно — мелодии, ритмы, аккорды — не обязательно завершенные произведения. Это улучшит способности и пополнит библиотеку приёмов. Но главное — эти отличная приманка для вдохновения. Муза не любит ленивых.

Совет №2 — слушать музыку ежедневно — разных групп, стилей, времён, народов. Но главное — хорошую как-то из раздела «Слушать» и внимательно, а не в фоновом режиме. Вычленять приёмы аранжировки, составы инструментов. Чем больше их будет, тем интереснее будут аранжировки, где их использовать.

Совет №3 — подражать другим — сочинять похожие аранжировки и в стиле любимых исполнителей. Именно подражать, а не тупо копировать. Это сложнее и полезнее. Ещё читать учебники по теории музыки и применять знания из них в своей работе.

Важно! Вслушиваться, разбирать аранжировку на отдельные нотные партии, пытаться воспроизвести их в нотном редакторе. Включить сцену из фильма без звука и написать музыку.

Совет №4 — писать по-разному — в стилях и музыкальных формах, с которыми раньше не работали. Возьмите мелодию и напишите для неё аранжировку в стиле рок, поп, баллады и т.д. Вместо песни попробуйте написать симфонию, вальс, музыку к фильму. Да, что даётся легче, то и делать получается лучше. Но это не развивает и песни могут быть похожи друг на друга.

Совет №5 — использовать технологии — создать шаблон аранжировки в программе автоаранжировщике и доработать его самому. Например, в Chord Pulse, Visual Arranger, Band-In-A-Box. Загрузить его в Sonar 8 в виде midi файла и подключить инструменты. Или хотя бы задействовать арпеджиаторы.

Совет №6 — делать интересные аранжировки — вставлять в разные части песни зацепы для слушателя: гитарные и басовые рифы, фортепьянные ходы, подголоски, яркие изменения аккордов. Но главное — развивать динамику, что должна нарастать при переходе от куплета к припеву и далее в течение песни до своего пика.

Важно! Куплет и припев должны отличаться — по яркости мелодии, плотности фактуры, составу инструментов и гармонии. Если в куплете короткие слова в неровном ритме, то в припеве — долгие ноты в ровном. Главное — внимание уделять мелодии, гармонии, ритму, чтобы не было слабостей в них.

1 — зацепить слушателя во вступлении песни. Обычно он судит о ней по нескольким первым секундам. Сначала голос без сопровождения, потом — добавлять инструменты.
2 — делать чуть разные куплеты. То же и с припевами. Хотя бы в 1 инструменте.
3 — включать/отключать инструменты в течение песни — оставить только ударные в проигрыше, делать затишье подкладом из струнных и т.д.

Совет №7 — просить оценить музыку — родственников, друзей, знакомых, чтобы узнать честное мнение, что не нравится. А лучше — спросите у профессионалов, если можете. В крайнем случае, у меня. 🙂 Ещё уровень выше — сделать демо-запись, отправить её на студию и услышать ответ. Быть самому критичным к своей музыке.

Совет №8 — убирать лишнее — при подозрениях, что инструмент или нотная партия не смотрятся в аранжировке с другими — без сожаления удалять или менять. Иначе это может всё испортить. Важно! Очень красивый тембр подойдёт не к каждой аранжировке и наоборот, отдельно невзрачный может отлично вписаться в неё.

(!) Не допускать игры одного и того же инструмента в течение всей песни. Это скучно.

Совет №9 — делать опыты — менять ритм, размер или темп внутри песни для разницы куплета и припева, добавлять необычные инструменты и их сочетания, особенно для стилей, где они не характерны. Так в стиле рок использовать электронные ударные, добавить перегруженную гитару в танцевальную музыку и т.д.

Важно! Один и тот же состав инструментов и шаблонные аранжировки утомляют. Их можно разнообразить звуковыми эффектами — частотный фильтр с автоматизацией, голос как по телефону, нарастающая тарелка, многократная задержка на перкуссии для усложнения ритма и т.д.

Пробовать создавать свои звуки, наряду с готовыми или видоизменять их. И собирать понравившиеся звучания. Отмечать что уже было применено в аранжировках, а что нет.

Совет №10 — следить за инструментами — не допускать частотных противоречний, мешания голосу/главному инструменту второстепенными, распределять инструменты по регистрам и не заставлять звучать инструмент вне своего диапазона частот. Если инструменты звучат в одном регистре, вне диапазона, мешают голосу, то получится каша, а не аранжировка.

Совет №11 — уплотнять аранжировки — делать звучание насыщенным, а не пустым.

1 — использовать фоновые подложки — мягкие, тягучие звучания, которые добавляют глубину и не отвлекают слушателя.
2 — наслаивать тембры друг на друга — поручать 2-м и более инструментам играть одну и ту же нотную партию. Это отличительная черта оркестра.
3 — добавлять полиритмию — сочетание разных ритмов.
4 — добавить фоновые голоса — подпевки к основному голосу.

Выбор инструментов и их нотных партий


Программы-помощники в аранжировке

  1. Музыкальная студия — в ней можно добавлять инструменты на дорожки и писать их нотные партии. Советую Sonar 8.
  2. Автоаранжировщики — можно создать шаблон аранжировки и доработать в музыкальной студии. как то Советую Band-In-A-Box
  3. Музыкальные инструменты — для добавления в аранжировку внутри музыкальной студии. В Sonar 8 есть встроенные. Но для расширения набора воспользуйтесь списком. На странице с ним есть ссылка на карту с инструментами, которыми пользуюсь я.

Ваши отзывы

Ваши отзывы и предложенияЕсли я что-то упустил важное по этапу или у Вас есть вопросы, то я добавлю это на страницу выше и постараюсь ответить на них.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 2

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Поиск по сайту
Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения