ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 8-ой урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое диатонические лады и какие они бывают: их формулы, строение, звучание, особенности, применение. Как лады делятся по мажорному и минорному наклонению, что такое переменность лада и как запомнить их строение через 4 вида тетрахорда. Описан 6 ступенный лад — гексатоника и 5 ступенный лад — пентитоника: её виды, формулы, звучания.
Главная ценность урока — примеры мелодий в разных ладах и подсказки как легко запомнить тоники диатонических ладов и их порядок следования. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – роль диатонических ладов и их построение от основных нот
03:38 – лад от ноты до — ионийский: формула, строение, звучание, применение
05:14 – лад от ноты ре — дорийский: формула, строение, звучание, применение
06:48 – лад от ноты ми — фригийский: формула, строение, звучание, применение
08:14 – лад от ноты фа — лидийский: формула, строение, звучание, применение
10:04 – 4 вида тетрахорда — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский
11:52 – лад от ноты соль — миксо лидийский: формула, строение, звучание, применение
13:27 – сложности в определении лада и понятие гиполад — лад со 2-ого тетрахорда
14:23 – лад от ноты ля — эолийский: формула, строение, звучание, применение
15:39 – лад от ноты си — локрийский: формула, строение, звучание, применение
17:14 – лады мажорного наклонения — лидийский, ионийский, миксолидийский
18:52 – лад минорного наклонения — дорийский + свойство переменности лада
21:17 – лады минорного наклонения — эолийский, фригийский, локрийский
22:15 – 2 важных вывода по диатоническим ладам + 2 вещи к запоминанию
24:34 – пары параллельных ладов и безпарный локрийский, лад как комната
25:11 – целотоновый ряд — гексатоника из 6-и ступеней
26:56 – пентатоника — 5-и ступенный ряд и её виды
29:51 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим диатонические лады — их формулы, особенности и звучания, понятие пентатоника и её виды. Приступим.
Содержание
Роль диатонических ладов
Из урока 7 мы знаем, что диатоника – это звукоряд из 7 ступеней в виде основных нот или белых клавиш фортепиано. А лады от нот «до» и «ля» – это мажор и минор.
Сравним с температурой: мажор – это градусы со знаком или тепло как летом, а минор – со знаком или холодно как зимой.
Но это слишком общие описания температуры, ведь у них есть более точные оттенки или степени проявления. Так летом может быть теплынь, жара, зной и пекло, а зимой – прохлада, холодища, мороз и стужа.
Также и мажор с минором выражают лишь 2 общих чувства – счастье и печаль.
Но у них тоже есть оттенки: у счастья это бодрость, радость, торжество, а у печали – грусть, тоска, горе. То есть усиленное счастье – это празднество, а усиленная грусть – трагедия.
И чтобы выразить в музыке эти оттенки чувств только мажора и минора не достаточно. Для героических, мрачных, таинственных мелодий нужны другие наборы звуков или лады с нужным количество и видом интервалов для требуемого настроения. Раз белых клавиш фортепиано 7, то и диатонических ладов всего 7 – от каждой ноты.
Помним, что узор из 2-ух и 3-ёх чёрных клавиш, если считать от ноты «до», создаёт формулу мажорного лада – Т-Т-П-Т-Т-Т-П. И если начинать лад с более высокой ноты – ре, ми и дальше вплоть до ноты «си», то в этой формуле 2 полутона будут каждый раз смещаться на шаг влево.
Виды диатонических ладов
Поднимаем все ноты на 1 ступень и получаем новый вид лада. От ноты ре по белым клавишам формула лада такая – Т-П-Т-Т-Т-П-Т , от ноты ми – П-Т-Т-Т-П-Т-Т , от ноты фа – Т-Т-Т-П-Т-Т-П , от ноты соль — Т-Т-П-Т-Т-П-Т, от ноты ля — Т-П-Т-Т-П-Т-Т, от ноты си — П-Т-Т-П-Т-Т-Т.
Вывод: во всех этих ладах ступени — ноты мажорной гаммы, то есть у них состав одинаковый. Но начало с разных ступеней — тоники разные, как и характер звучания.
Они называются натуральными, потому что состоят из нот натурального мажора, и в них нет производных нот. В отличие от мажора и минора у диатонических ладов тяготеют II и VII ступени, а остальные – IV и VI относительно независимы.
Ещё эти диатонические лады именуют церковными, народными, средневековыми. У каждого лада есть своё название по области Древней Греции, где он применялся.
Рассмотрим их по порядку и подробно.
Ионийский лад
1-ый лад — от ноты до или I-ой ступени – ионийский. Он же натуральный мажор со светлым звучанием и с формулой Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
В уроке 7 мы делили лады на 2 тетрахорда – отрезки по 4 ноты и поняли, что мажор состоит из 2-ух одинаковых тетрахордов – Т-Т-П. Этот мажорный тетрахорд называется ионийским. Отсюда и название лада, так как в нём 2 таких тетрахорда, соединённые тоном.
Помним, что звучание лада зависит от интервалов в его составе между тоникой и другими ступенями. Здесь они чистые и большие, поэтому лад светлый. Мелодия в нём весёлая.
Важно: для показа лада в мелодии его устойчивые ступени 1, 3 и 5 нужно делать опорными нотами. Они длинные и звучат на сильных долях такта – 1 и 3. Здесь это ноты до, ми и соль.
Ионийский лад часто применим в детских песенках как во «В лесу родилась ёлочка». Тоника здесь нота фа и формула мажора.
Дорийский лад
2-ой лад — от ноты ре или II-ой ступени – дорийский — с формулой Т-П-Т-Т-Т-П-Т.
Он как и ионийский лад тоже состоит из 2-ух одинаковых тетрахордов, но оба они минорные – с формулой Т-П-Т, связанные тоном. Этот минорный тетрахорд – дорийский.
При построении этого лада от ноты «до» видно, что в нём 3-ья и 7-ая ступени понижены – между ними и тоникой соответственно малая терция и малая септима.
А вот 6-ая ступень без бемоля – большая секста. Значит она повышена, и ею дорийский лад отличается от натурального минора с ею пониженной.
Мелодия в нём звучит светло и похоже на древнее сказание, миф, легенду.
Этот героический лад для призывных песен часто используется при написании музыки к фильмам, особенно про средние века. Поэтому он звучит в музыке из кинофильма «Аватар», чтобы показать атмосферу волшебного мира.
Фригийский лад
3-ий лад — от ноты ми или III-ой ступени – фригийский — с формулой П-Т-Т-Т-П-Т-Т.
Тоже из одинаковых тетрахордов, но фригийских – с формулой П-Т-Т и связаны тоном.
При построении лада от ноты «до» видно, что в нём понижены 4 ступени – 2-ая, 3-ья, 6-ая и 7-ая. С тоникой они образуют малые секунду, терцию, сексту и септиму.
То есть это натуральный минор с пониженной 2-ой ступенью. В нём больше малых интервалов, чем в миноре, отчего он звучит тревожнее и даже страшнее.
Мелодия в нём звучит загадочно и напряжённо.
Он применим в киномузыке для показа таинственности, как, например, в кинофильме «Мумия». Ещё он оплот песен в стиле тяжёлый рок и жанре металл.
Лидийский лад
4-ый лад — от ноты фа или IV-ой ступени – лидийский — с формулой Т-Т-Т-П-Т-Т-П.
В отличие от прошлых трёх этот и следующие лады состоят из разных тетрахордов. Нижний тетрахорд – лидийский – Т-Т-Т или 3 тона. Верхний – ионийский. Основа лада – натуральный мажор.
При построении от ноты «до» видно, что отличие от мажора одно – повышенная 4-ая ступень или интервал увеличенной кварты — тритон. Да, сам по себе он звучит напряжённо, но его звучание сглаживается большими интервалами в составе лада.
Мелодия в нём звучит возвышенно или сказочно.
Лад часто применим в оркестровой музыки для показа торжества или сказочности. В нём написана мелодия из мультсериала «Симпсоны». Тритон и создаёт её узнаваемый оттенок. Если его убрать, мелодия будет обычной и мягкой.
Ещё этот лад — основа музыкального жанра джаз.
4 тетрахорда как основа ладов
Все диатонические лады строятся из 4-ёх тетрахордов:
- йонийский – Т-Т-П;
- дорийский – Т-П-Т;
- фригийский – П-Т-Т;
- лидийский – Т-Т-Т.
Их отличие в положении полутона.
В ионийском полутон вверху и его состав – большие секунда и терция, чистая кварта — выражает счастье.
В дорийском полутон посередине и в отличие от ионийского в нём малая терция — выражает грусть.
Во фригийском полутон внизу и в отличие от дорийского в нём малая секунда — выражает тревогу.
В лидийском полутона нет – одни тона и в отличие от ионийского в нём увеличенная кварта — выражает торжество.
Вывод: сочетание разных тетрахордов в 1 ладу определяет его настроение. Так в предыдущих ладах соответственно 2 ионийских – счастье, 2 дорийских – грусть, но светлая, 2 фригийских – тревога, лидийский: торжество + ионийский: счастье = усиленное счастье или торжество добра.
Миксолидийский лад
5-ый лад — от ноты соль или V-ой ступени – миксолидийский — с формулой Т-Т-П-Т-Т-П-Т.
Нижний тетрахорд в нём – ионийский или мажор, а верхний – дорийский или минор.
Помним, что нижний определяет качество лада и он главнее. При построении от ноты «до» видно, что его отличие от мажора одно – пониженная 7-ая ступень или интервал малой септимы.
Но она сама по себе звучит не сильно грустно, в отличие от той же малой терции. К тому же она в ладу среди больших интервалов, поэтому лад звучит светло.
Мелодия в нём напоминает народные гуляния и праздники.
Он применим для народной музыки, например, частушек, и он основа стиля кантри.
В нём написана старая народная английская мелодия Green Sleeves – зелёные рукава. Узнаем лад точно. Тоника в мелодии нота ля – на ней она заканчивается. И все ноты основные кроме нот фа и соль – они с диезами. С их учётом запишем гамму от ноты ля.
Заметьте: формула у лада странная и незнакомая – Т-П-Т-Т-Т-Т-П. Ещё не было ладов с 4-мя тонами подряд.
А теперь фокус: в раскладке пианино меняем тетрахорды местами, правим формулу, поднимаем гамму на высоту ноты соль и получаем явный миксолидийский лад.
И прошлый лад с обратным порядком тетрахордов – побочный и называется он гиполад. У него в отличие от обычного лада опорные ступени – I и IV, а не V.
Эолийский лад
6-ой лад — от ноты ля или VI-ой ступени – эолийский. Он же натуральный минор с грустным звучанием и с формулой Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
Нижний тетрахорд в нём – дорийский или грустный, а верхний – фригийский или тревожный – усиленная грусть.
Потому этот лад звучит грустнее, чем дорийский, где оба грустных тетрахорда.
Мелодия в нём звучит напряжённо и печально.
Он использован в мелодии из кинофильма «Терминатор». Здесь тоника ре и формула минора.
Локрийский лад
7-ой лад — от ноты си или VII-ой ступени – локрийский – с формулой П-Т-Т-П-Т-Т-Т. Нижний тетрахорд фригийский — тревога, а верхний – лидийский — торжество.
Раз 1-ый тетрахорд главнее 2-ого, в итоге получается торжество тревоги или зла.
В отличие от натурального минора здесь понижены ещё 2 ступени – 2-ая и 5-ая, что образуют малую секунду и уменьшённую квинту или тритон.
И тритон в окружении малых интервалов делает этот лад мрачным.
Мелодия в нём звучит очень напряжённо и страшно.
Раньше этот лад был запрещён церковью к применению, так как тритон считался интервалом дьявола. Да и сейчас он применяется реже остальных и в основном в киномузыке для изображения ужаса, преисподней, смерти, что характерно и для песен в жанре металл.
Мажорное и минорное наклонение ладов
Вывод: все лады можно разделить на 2 группы – мажорного и минорного наклонения или теплые и холодные. А по оттенкам звучания их можно расположить в порядке от самых светлых до самых тёмных или от пекла до стужи как в случае с температурой.
В духе мажора 3 лада – лидийский, ионийский и миксолидийский. У всех их в основе большая терция между 1-ой и 3-ей ступенями.
Самый светлый лад или пекло – лидийский – с большими интервалами и одним увеличенным в виде кварты — тритоном. Это натуральный мажор с высокой IV-ступенью.
Следующий лад – ионийский или натуральный мажор — зной. Он чуть темнее, потому что в нём нет увеличенной кварты – только большие интервалы.
Самый тёмный или холодный среди мажорных ладов – миксолидийский или натуральный мажор с низкой VII ступенью — малой септимой – жара или даже теплынь.
Заметьте: ближайшие по оттенкам лады отличаются лишь одной пониженной ступенью.
Ионийский от лидийского – IV, миксо-лидийский от ионийского – VII. И дальше каждый бемоль как градус с минусом снижает температуру или яркость звучания всего лада.
Если в миксо-лидийском понизить III ступень, он превратится в самый светлый лад минорного наклонения – дорийский или прохладу.
Это натуральный минор с высокой VI ступенью или большой секстой, которая и осветляет минор. Он 2-ой по популярности после йонийского и эолийского ладов.
Переменность лада
Важно: в прошлом уроке я сказал, что в нём мелодия из песни группы ABBA – Dancing Queen – танцующая королева. Но это не так.
Напомню: мы прослушали кусочек мелодии из куплета этой песни. Потом мы выписали все её ноты в виде гаммы — от самой нижней до верхней с учётом диезов, перенесли на высоту ноты ре и были уверенны – это дорийский лад, раз это белые клавиши от ноты «ре».
Но у диатонических ладов есть важное свойство – переменность их вида при смене тоники.
Раз состав нот в них одинаковый, то при переносе последней ноты гаммы влево и вниз перед 1-ой, она становится тоникой и теперь это другой лад — дорийский лад стал ионийским.
И именно в нём написана мелодия этой песни. Почему? Потому что нужно было смотреть на мелодию припева, а не куплета.
Заметьте: мелодия оканчивается на ноте «ля».
Это и есть тоника, а не нота «си» в кусочке мелодии куплета, от которой мы строили лад. Перенесём ноту «ля» – последнюю в гамме на начало и поднимем ноты на уровень ноты «до». Диезы исчезли, значит, это лад от ноты «до» – ионийский.
Важно быть внимательным, чтобы правильно определить тонику.
Помните: сохраняя формулу, любой вид лада можно построить от любой ноты. Так в этой мелодии ионийский лад построен не от ноты «до», как обычно, а от ноты «ля».
Понизим у дорийского 6-ую ступень и получим эолийский лад или натуральный минор — холодищу.
Понизим в нём 2-ую ступень и получим фригийский лад или мороз – натуральный минор с низкой II ступенью. Понизим в нём 5-ую ступень и будет локрийский – самый тревожный лад или самую холодную погоду – стужу. Это натуральный минор с низкой 2-ой и 5-ой ступенями.
Запоминание ладов
Вывод: какой пониженной ступенью следующий лад отличается от предыдущего, та и главная и характерная для данного лада.
И её нужно часто повторять в мелодии, чтобы явно показать оттенок нужного лада.
Если же её избегать, как мы делали в мелодии из «Симпсонов», то лад не будет выражен.
2 вывода по ладам: 1 – чем больше пониженных ступеней в ладу, тем темнее он звучит. Так в самом светлом ладу – лидийском – их вообще нет, а в самом тёмном – локрийском – их 5;
2 – чем ближе полутона к началу формулы у лада, тем темнее он звучит.
Заметьте, как с каждым ладом 1 полутон шагает влево. Он в ладу как ген в коде ДНК. Небольшое изменение меняет как признаки будущего организма, так и вид лада.
После знакомства с ладами нужно запомнить 2 вещи: 1-ая вещь – связь названий ладов с их тониками.
Совет – видеть в названии нот тоник и названиях лада общие буквы.
- Нота ДО и иОнийский лад – общая буква «О».
- Нота РЕ и доРийский лад – общая буква «Р».
- Нота МИ и фрИгийский лад – общая буква «И».
- Нота ФА и лидийский лад – меняем в ноте «фа» буквы местами на «аф» и связываем их с названием лада в слове вАФЛИ.
- Нота СОЛЬ и микСО-Лидийский лад – уже есть сочетание букв ноты на стыке 2-ух слов лада.
- Нота ЛЯ и ЭоЛийский лад — общая буква «Л».
- Нота СИ и Локрийский лад – сложим из 2-ух первых буква слово «СИЛА».
2-ая вещь — порядок ладов друг за другом.
Совет – составить предложение из слов, у которых 1-ые буквы совпадают с 1-ыми буквами названий ладов.
Это как запоминание порядка цветов в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Их буквы К, О, Ж, З, Г, С и Ф – 1-ые у слов в предложении: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. В ладах буквы И, Д, Ф, Л, М, Э, Л.
Раз есть похожие буквы, можно взять не по 1, а по 2 и 3 первые буквы. Предложение глупое, но слова короткие и их легко представить – «йог доел фрукт, лизнул микрофон и эхо в лоб отдалось»
Из 7 диатонических ладов есть 3 пары параллельных друг другу мажора и минора: йонийский – эолийский, дорийский – лидийский, фригийский – миксо-лидийский. Разница между ними по высоте – малая терция
И только у локрийского лада нет пары – он самый мрачный и никто с ним водится не хочет.
Вывод: лад – это набор нот, как и набор определённых слов в языке для выражения грусти, веселья, тайны и т.д. Ещё лад как комната: если он светлый, то в ней просторно, светло, планировка ровная. А если он тёмный, то она тесная, темная, мрачная, планировка кривая.
Целотоновый звукоряд или гексатоника
В уроке 7 мы познакомились с полутоновым звукорядом – хроматическим.
Но есть ещё один звукоряд – целотоновый, если играть всегда через одну клавишу и без полутонов между нотами.
В итоге получится 6-ступенный ряд или гексатоника — гекса от греч. – 6. То есть на 1 ступень меньше, чем 7 ступенный диатонический звукоряд.
В отличие от хроматики он звучит не напряжённо, а сказочно.
Его всего 2 вида – от ноты «до» и «си». Они вместе охватывают все 12 ступеней октавы.
При игре его участка по кругу вверх и вниз звучание волшебное, загадочное – будто волшебник колдует.
На практике эта гамма используется в опере Руслан и Людмила композитора Римского-Корса-кова, чтобы показать образ одного из героев — волшебника Черномора. Отсюда в русской среде эта гамма часто называются ладом Черномора.
Её особенность – между нотами нет острых полутоновых тяготений, поэтому устойчивой может быть любая нота.
5 ступенный лад или пентатоника
Если в ладу оставить только 5 ступеней, как-то, играть только на чёрных клавишах, то получится лад под названием пентатоника – пента от греч. 5. Эти звуки тоже расположены по чистым квинтам.
Мелодия на них звучит по-китайски или по-японски, ведь этот лад характерен для их музыки.
Это натуральная пентатоника – без малых секунд и тритона.
Раз в диатонике 7 ступеней и 7 видов ладов, то в пентатонике 5 ступеней и тоже 5 видов, отличающихся формулой:
1-ый вид — мажорная – от ноты «до» с формулой Т-Т-1,5Т-Т — между до и ми большая терция. Именно она звучит при игре на чёрных клавишах.
Следующие виды пентатоник получаются поочерёдным перемещением 1-ой ноты на октаву вверх и в конец звукоряда. То есть как и в диатонике – состав нот одинаковый, а тоники – разные.
2-ой вид – от ноты «ре» с формулой Т-1,5Т-Т-1,5Т – между «ре» и «соль» кварта.
3-ий вид – от ноты «ми» с обратной прошлому виду формулой 1,5Т-Т-1,5Т-Т.
В ней между «ми» и «соль» большая терция, а между «ми» и «до» – малая секста.
4-ый вид – от ноты «соль» с формулой Т-1,5Т-Т-Т – похоже на 2-ой вид, только в конце Т и между 1-ой и 5-ой ступенью большая секста. а не 1,5 тона – интервал малой септимы.
Важно: ступени в пентатонике нумеруются от 1 до 5 и пропущенные ноты из диатоники не учитываются. Да, в диатонике это 4-ая ступень, потому что 3-ья пропущена, но в пентатонике она 3-ья.
5-ый вид — минорная – от ноты «ля» с формулой 1,5Т-Т-Т-1,5Т – в начале малая терция.
Вот все виды пентатоники от ноты до. Как и в диатонике, здесь работает свойство переменности лада – при смене тоники мелодия будет менять звучание с мажора на минор и наоборот.
Достаточно просто переносить ноты так, чтобы сохранять их состав и превращать разные ноты в тоники.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с диатоническими ладами и пентатоникой. Поняли, что каждый лад имеет свой особый оттенок звучания для создания мелодии в нужном настроении.
В следующем уроке мы поговорим про аккорды – их строение, виды и зависимость от интервалов и ладов.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.