Здравствуйте! Это 8-ой урок курса “О нотной грамоте проще некуда”. В нём показано легко и понятно для новичка что такое диатонические лады и какие они бывают: их формулы, строение, звучание, особенности, применение. Как лады делятся по мажорному и минорному наклонению, что такое переменность лада и как запомнить их строение через 4 вида тетрахорда. Описан 6 ступенный лад – гексатоника и 5 ступенный лад – пентитоника: её виды, формулы, звучания.
Главная ценность урока – примеры мелодий в разных ладах и подсказки как легко запомнить тоники диатонических ладов и их порядок следования. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – роль диатонических ладов и их построение от основных нот
03:38 – лад от ноты до – ионийский: формула, строение, звучание, применение
05:14 – лад от ноты ре – дорийский: формула, строение, звучание, применение
06:48 – лад от ноты ми – фригийский: формула, строение, звучание, применение
08:14 – лад от ноты фа – лидийский: формула, строение, звучание, применение
10:04 – 4 вида тетрахорда – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский
11:52 – лад от ноты соль – миксо лидийский: формула, строение, звучание, применение
13:27 – сложности в определении лада и понятие гиполад – лад со 2-ого тетрахорда
14:23 – лад от ноты ля – эолийский: формула, строение, звучание, применение
15:39 – лад от ноты си – локрийский: формула, строение, звучание, применение
17:14 – лады мажорного наклонения – лидийский, ионийский, миксолидийский
18:52 – лад минорного наклонения – дорийский + свойство переменности лада
21:17 – лады минорного наклонения – эолийский, фригийский, локрийский
22:15 – 2 важных вывода по диатоническим ладам + 2 вещи к запоминанию
24:34 – пары параллельных ладов и безпарный локрийский, лад как комната
25:11 – целотоновый ряд – гексатоника из 6-и ступеней
26:56 – пентатоника – 5-и ступенный ряд и её виды
29:51 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим диатонические лады – их формулы, особенности и звучания, понятие пентатоника и её виды. Приступим.
Содержание страницы
Роль диатонических ладов
Из урока 7 мы знаем, что диатоника – это звукоряд из 7 ступеней в виде основных нот или белых клавиш фортепиано. А лады от нот «до» и «ля» – это мажор и минор.
Сравним с температурой: мажор – это градусы со знаком или тепло как летом, а минор – со знаком или холодно как зимой.
Но это слишком общие описания температуры, ведь у них есть более точные оттенки или степени проявления. Так летом может быть теплынь, жара, зной и пекло, а зимой – прохлада, холодища, мороз и стужа.
Также и мажор с минором выражают лишь 2 общих чувства – счастье и печаль.
Но у них тоже есть оттенки: у счастья это бодрость, радость, торжество, а у печали – грусть, тоска, горе. То есть усиленное счастье – это празднество, а усиленная грусть – трагедия.
И чтобы выразить в музыке эти оттенки чувств только мажора и минора не достаточно. Для героических, мрачных, таинственных мелодий нужны другие наборы звуков или лады с нужным количество и видом интервалов для требуемого настроения. Раз белых клавиш фортепиано 7, то и диатонических ладов всего 7 – от каждой ноты.
Помним, что узор из 2-ух и 3-ёх чёрных клавиш, если считать от ноты «до», создаёт формулу мажорного лада – Т-Т-П-Т-Т-Т-П. И если начинать лад с более высокой ноты – ре, ми и дальше вплоть до ноты «си», то в этой формуле 2 полутона будут каждый раз смещаться на шаг влево.
Виды диатонических ладов
Поднимаем все ноты на 1 ступень и получаем новый вид лада. От ноты ре по белым клавишам формула лада такая – Т-П-Т-Т-Т-П-Т , от ноты ми – П-Т-Т-Т-П-Т-Т , от ноты фа – Т-Т-Т-П-Т-Т-П , от ноты соль – Т-Т-П-Т-Т-П-Т, от ноты ля – Т-П-Т-Т-П-Т-Т, от ноты си – П-Т-Т-П-Т-Т-Т.
Вывод: во всех этих ладах ступени – ноты мажорной гаммы, то есть у них состав одинаковый. Но начало с разных ступеней – тоники разные, как и характер звучания.
Они называются натуральными, потому что состоят из нот натурального мажора, и в них нет производных нот. В отличие от мажора и минора у диатонических ладов тяготеют II и VII ступени, а остальные – IV и VI относительно независимы.
Ещё эти диатонические лады именуют церковными, народными, средневековыми. У каждого лада есть своё название по области Древней Греции, где он применялся.
Рассмотрим их по порядку и подробно.
Ионийский лад
1-ый лад – от ноты до или I-ой ступени – ионийский. Он же натуральный мажор со светлым звучанием и с формулой Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
В уроке 7 мы делили лады на 2 тетрахорда – отрезки по 4 ноты и поняли, что мажор состоит из 2-ух одинаковых тетрахордов – Т-Т-П. Этот мажорный тетрахорд называется ионийским. Отсюда и название лада, так как в нём 2 таких тетрахорда, соединённые тоном.
Помним, что звучание лада зависит от интервалов в его составе между тоникой и другими ступенями. Здесь они чистые и большие, поэтому лад светлый. Мелодия в нём весёлая.
Важно: для показа лада в мелодии его устойчивые ступени 1, 3 и 5 нужно делать опорными нотами. Они длинные и звучат на сильных долях такта – 1 и 3. Здесь это ноты до, ми и соль.
Ионийский лад часто применим в детских песенках как во «В лесу родилась ёлочка». Тоника здесь нота фа и формула мажора.
Дорийский лад
2-ой лад – от ноты ре или II-ой ступени – дорийский – с формулой Т-П-Т-Т-Т-П-Т.
Он как и ионийский лад тоже состоит из 2-ух одинаковых тетрахордов, но оба они минорные – с формулой Т-П-Т, связанные тоном. Этот минорный тетрахорд – дорийский.
При построении этого лада от ноты «до» видно, что в нём 3-ья и 7-ая ступени понижены – между ними и тоникой соответственно малая терция и малая септима.
А вот 6-ая ступень без бемоля – большая секста. Значит она повышена, и ею дорийский лад отличается от натурального минора с ею пониженной.
Мелодия в нём звучит светло и похоже на древнее сказание, миф, легенду.
Этот героический лад для призывных песен часто используется при написании музыки к фильмам, особенно про средние века. Поэтому он звучит в музыке из кинофильма «Аватар», чтобы показать атмосферу волшебного мира.
Фригийский лад
3-ий лад – от ноты ми или III-ой ступени – фригийский – с формулой П-Т-Т-Т-П-Т-Т.
Тоже из одинаковых тетрахордов, но фригийских – с формулой П-Т-Т и связаны тоном.
При построении лада от ноты «до» видно, что в нём понижены 4 ступени – 2-ая, 3-ья, 6-ая и 7-ая. С тоникой они образуют малые секунду, терцию, сексту и септиму.
То есть это натуральный минор с пониженной 2-ой ступенью. В нём больше малых интервалов, чем в миноре, отчего он звучит тревожнее и даже страшнее.
Мелодия в нём звучит загадочно и напряжённо.
Он применим в киномузыке для показа таинственности, как, например, в кинофильме «Мумия». Ещё он оплот песен в стиле тяжёлый рок и жанре металл.
Лидийский лад
4-ый лад – от ноты фа или IV-ой ступени – лидийский – с формулой Т-Т-Т-П-Т-Т-П.
В отличие от прошлых трёх этот и следующие лады состоят из разных тетрахордов. Нижний тетрахорд – лидийский – Т-Т-Т или 3 тона. Верхний – ионийский. Основа лада – натуральный мажор.
При построении от ноты «до» видно, что отличие от мажора одно – повышенная 4-ая ступень или интервал увеличенной кварты – тритон. Да, сам по себе он звучит напряжённо, но его звучание сглаживается большими интервалами в составе лада.
Мелодия в нём звучит возвышенно или сказочно.
Лад часто применим в оркестровой музыки для показа торжества или сказочности. В нём написана мелодия из мультсериала «Симпсоны». Тритон и создаёт её узнаваемый оттенок. Если его убрать, мелодия будет обычной и мягкой.
Ещё этот лад – основа музыкального жанра джаз.
4 тетрахорда как основа ладов
Все диатонические лады строятся из 4-ёх тетрахордов:
- йонийский – Т-Т-П;
- дорийский – Т-П-Т;
- фригийский – П-Т-Т;
- лидийский – Т-Т-Т.
Их отличие в положении полутона.
В ионийском полутон вверху и его состав – большие секунда и терция, чистая кварта – выражает счастье.
В дорийском полутон посередине и в отличие от ионийского в нём малая терция – выражает грусть.
Во фригийском полутон внизу и в отличие от дорийского в нём малая секунда – выражает тревогу.
В лидийском полутона нет – одни тона и в отличие от ионийского в нём увеличенная кварта – выражает торжество.
Вывод: сочетание разных тетрахордов в 1 ладу определяет его настроение. Так в предыдущих ладах соответственно 2 ионийских – счастье, 2 дорийских – грусть, но светлая, 2 фригийских – тревога, лидийский: торжество + ионийский: счастье = усиленное счастье или торжество добра.
Миксолидийский лад
5-ый лад – от ноты соль или V-ой ступени – миксолидийский – с формулой Т-Т-П-Т-Т-П-Т.
Нижний тетрахорд в нём – ионийский или мажор, а верхний – дорийский или минор.
Помним, что нижний определяет качество лада и он главнее. При построении от ноты «до» видно, что его отличие от мажора одно – пониженная 7-ая ступень или интервал малой септимы.
Но она сама по себе звучит не сильно грустно, в отличие от той же малой терции. К тому же она в ладу среди больших интервалов, поэтому лад звучит светло.
Мелодия в нём напоминает народные гуляния и праздники.
Он применим для народной музыки, например, частушек, и он основа стиля кантри.
В нём написана старая народная английская мелодия Green Sleeves – зелёные рукава. Узнаем лад точно. Тоника в мелодии нота ля – на ней она заканчивается. И все ноты основные кроме нот фа и соль – они с диезами. С их учётом запишем гамму от ноты ля.
Заметьте: формула у лада странная и незнакомая – Т-П-Т-Т-Т-Т-П. Ещё не было ладов с 4-мя тонами подряд.
А теперь фокус: в раскладке пианино меняем тетрахорды местами, правим формулу, поднимаем гамму на высоту ноты соль и получаем явный миксолидийский лад.
И прошлый лад с обратным порядком тетрахордов – побочный и называется он гиполад. У него в отличие от обычного лада опорные ступени – I и IV, а не V.
Эолийский лад
6-ой лад – от ноты ля или VI-ой ступени – эолийский. Он же натуральный минор с грустным звучанием и с формулой Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
Нижний тетрахорд в нём – дорийский или грустный, а верхний – фригийский или тревожный – усиленная грусть.
Потому этот лад звучит грустнее, чем дорийский, где оба грустных тетрахорда.
Мелодия в нём звучит напряжённо и печально.
Он использован в мелодии из кинофильма «Терминатор». Здесь тоника ре и формула минора.
Локрийский лад
7-ой лад – от ноты си или VII-ой ступени – локрийский – с формулой П-Т-Т-П-Т-Т-Т. Нижний тетрахорд фригийский – тревога, а верхний – лидийский – торжество.
Раз 1-ый тетрахорд главнее 2-ого, в итоге получается торжество тревоги или зла.
В отличие от натурального минора здесь понижены ещё 2 ступени – 2-ая и 5-ая, что образуют малую секунду и уменьшённую квинту или тритон.
И тритон в окружении малых интервалов делает этот лад мрачным.
Мелодия в нём звучит очень напряжённо и страшно.
Раньше этот лад был запрещён церковью к применению, так как тритон считался интервалом дьявола. Да и сейчас он применяется реже остальных и в основном в киномузыке для изображения ужаса, преисподней, смерти, что характерно и для песен в жанре металл.
Мажорное и минорное наклонение ладов
Вывод: все лады можно разделить на 2 группы – мажорного и минорного наклонения или теплые и холодные. А по оттенкам звучания их можно расположить в порядке от самых светлых до самых тёмных или от пекла до стужи как в случае с температурой.
В духе мажора 3 лада – лидийский, ионийский и миксолидийский. У всех их в основе большая терция между 1-ой и 3-ей ступенями.
Самый светлый лад или пекло – лидийский – с большими интервалами и одним увеличенным в виде кварты – тритоном. Это натуральный мажор с высокой IV-ступенью.
Следующий лад – ионийский или натуральный мажор – зной. Он чуть темнее, потому что в нём нет увеличенной кварты – только большие интервалы.
Самый тёмный или холодный среди мажорных ладов – миксолидийский или натуральный мажор с низкой VII ступенью – малой септимой – жара или даже теплынь.
Заметьте: ближайшие по оттенкам лады отличаются лишь одной пониженной ступенью.
Ионийский от лидийского – IV, миксо-лидийский от ионийского – VII. И дальше каждый бемоль как градус с минусом снижает температуру или яркость звучания всего лада.
Если в миксо-лидийском понизить III ступень, он превратится в самый светлый лад минорного наклонения – дорийский или прохладу.
Это натуральный минор с высокой VI ступенью или большой секстой, которая и осветляет минор. Он 2-ой по популярности после йонийского и эолийского ладов.
Переменность лада
Важно: в прошлом уроке я сказал, что в нём мелодия из песни группы ABBA – Dancing Queen – танцующая королева. Но это не так.
Напомню: мы прослушали кусочек мелодии из куплета этой песни. Потом мы выписали все её ноты в виде гаммы – от самой нижней до верхней с учётом диезов, перенесли на высоту ноты ре и были уверенны – это дорийский лад, раз это белые клавиши от ноты «ре».
Но у диатонических ладов есть важное свойство – переменность их вида при смене тоники.
Раз состав нот в них одинаковый, то при переносе последней ноты гаммы влево и вниз перед 1-ой, она становится тоникой и теперь это другой лад – дорийский лад стал ионийским.
И именно в нём написана мелодия этой песни. Почему? Потому что нужно было смотреть на мелодию припева, а не куплета.
Заметьте: мелодия оканчивается на ноте «ля».
Это и есть тоника, а не нота «си» в кусочке мелодии куплета, от которой мы строили лад. Перенесём ноту «ля» – последнюю в гамме на начало и поднимем ноты на уровень ноты «до». Диезы исчезли, значит, это лад от ноты «до» – ионийский.
Важно быть внимательным, чтобы правильно определить тонику.
Помните: сохраняя формулу, любой вид лада можно построить от любой ноты. Так в этой мелодии ионийский лад построен не от ноты «до», как обычно, а от ноты «ля».
Понизим у дорийского 6-ую ступень и получим эолийский лад или натуральный минор – холодищу.
Понизим в нём 2-ую ступень и получим фригийский лад или мороз – натуральный минор с низкой II ступенью. Понизим в нём 5-ую ступень и будет локрийский – самый тревожный лад или самую холодную погоду – стужу. Это натуральный минор с низкой 2-ой и 5-ой ступенями.
Запоминание ладов
Вывод: какой пониженной ступенью следующий лад отличается от предыдущего, та и главная и характерная для данного лада.
И её нужно часто повторять в мелодии, чтобы явно показать оттенок нужного лада.
Если же её избегать, как мы делали в мелодии из «Симпсонов», то лад не будет выражен.
2 вывода по ладам: 1 – чем больше пониженных ступеней в ладу, тем темнее он звучит. Так в самом светлом ладу – лидийском – их вообще нет, а в самом тёмном – локрийском – их 5;
2 – чем ближе полутона к началу формулы у лада, тем темнее он звучит.
Заметьте, как с каждым ладом 1 полутон шагает влево. Он в ладу как ген в коде ДНК. Небольшое изменение меняет как признаки будущего организма, так и вид лада.
После знакомства с ладами нужно запомнить 2 вещи: 1-ая вещь – связь названий ладов с их тониками.
Совет – видеть в названии нот тоник и названиях лада общие буквы.
- Нота ДО и иОнийский лад – общая буква «О».
- Нота РЕ и доРийский лад – общая буква «Р».
- Нота МИ и фрИгийский лад – общая буква «И».
- Нота ФА и лидийский лад – меняем в ноте «фа» буквы местами на «аф» и связываем их с названием лада в слове вАФЛИ.
- Нота СОЛЬ и микСО-Лидийский лад – уже есть сочетание букв ноты на стыке 2-ух слов лада.
- Нота ЛЯ и ЭоЛийский лад – общая буква «Л».
- Нота СИ и Локрийский лад – сложим из 2-ух первых буква слово «СИЛА».
2-ая вещь – порядок ладов друг за другом.
Совет – составить предложение из слов, у которых 1-ые буквы совпадают с 1-ыми буквами названий ладов.
Это как запоминание порядка цветов в радуге: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
Их буквы К, О, Ж, З, Г, С и Ф – 1-ые у слов в предложении: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. В ладах буквы И, Д, Ф, Л, М, Э, Л.
Раз есть похожие буквы, можно взять не по 1, а по 2 и 3 первые буквы. Предложение глупое, но слова короткие и их легко представить – «йог доел фрукт, лизнул микрофон и эхо в лоб отдалось»
Из 7 диатонических ладов есть 3 пары параллельных друг другу мажора и минора: йонийский – эолийский, дорийский – лидийский, фригийский – миксо-лидийский. Разница между ними по высоте – малая терция
И только у локрийского лада нет пары – он самый мрачный и никто с ним водится не хочет.
Вывод: лад – это набор нот, как и набор определённых слов в языке для выражения грусти, веселья, тайны и т.д. Ещё лад как комната: если он светлый, то в ней просторно, светло, планировка ровная. А если он тёмный, то она тесная, темная, мрачная, планировка кривая.
Целотоновый звукоряд или гексатоника
В уроке 7 мы познакомились с полутоновым звукорядом – хроматическим.
Но есть ещё один звукоряд – целотоновый, если играть всегда через одну клавишу и без полутонов между нотами.
В итоге получится 6-ступенный ряд или гексатоника – гекса от греч. – 6. То есть на 1 ступень меньше, чем 7 ступенный диатонический звукоряд.
В отличие от хроматики он звучит не напряжённо, а сказочно.
Его всего 2 вида – от ноты «до» и «си». Они вместе охватывают все 12 ступеней октавы.
При игре его участка по кругу вверх и вниз звучание волшебное, загадочное – будто волшебник колдует.
На практике эта гамма используется в опере Руслан и Людмила композитора Римского-Корса-кова, чтобы показать образ одного из героев – волшебника Черномора. Отсюда в русской среде эта гамма часто называются ладом Черномора.
Её особенность – между нотами нет острых полутоновых тяготений, поэтому устойчивой может быть любая нота.
5 ступенный лад или пентатоника
Если в ладу оставить только 5 ступеней, как-то, играть только на чёрных клавишах, то получится лад под названием пентатоника – пента от греч. 5. Эти звуки тоже расположены по чистым квинтам.
Мелодия на них звучит по-китайски или по-японски, ведь этот лад характерен для их музыки.
Это натуральная пентатоника – без малых секунд и тритона.
Раз в диатонике 7 ступеней и 7 видов ладов, то в пентатонике 5 ступеней и тоже 5 видов, отличающихся формулой:
1-ый вид – мажорная – от ноты «до» с формулой Т-Т-1,5Т-Т – между до и ми большая терция. Именно она звучит при игре на чёрных клавишах.
Следующие виды пентатоник получаются поочерёдным перемещением 1-ой ноты на октаву вверх и в конец звукоряда. То есть как и в диатонике – состав нот одинаковый, а тоники – разные.
2-ой вид – от ноты «ре» с формулой Т-1,5Т-Т-1,5Т – между «ре» и «соль» кварта.
3-ий вид – от ноты «ми» с обратной прошлому виду формулой 1,5Т-Т-1,5Т-Т.
В ней между «ми» и «соль» большая терция, а между «ми» и «до» – малая секста.
4-ый вид – от ноты «соль» с формулой Т-1,5Т-Т-Т – похоже на 2-ой вид, только в конце Т и между 1-ой и 5-ой ступенью большая секста. а не 1,5 тона – интервал малой септимы.
Важно: ступени в пентатонике нумеруются от 1 до 5 и пропущенные ноты из диатоники не учитываются. Да, в диатонике это 4-ая ступень, потому что 3-ья пропущена, но в пентатонике она 3-ья.
5-ый вид – минорная – от ноты «ля» с формулой 1,5Т-Т-Т-1,5Т – в начале малая терция.
Вот все виды пентатоники от ноты до. Как и в диатонике, здесь работает свойство переменности лада – при смене тоники мелодия будет менять звучание с мажора на минор и наоборот.
Достаточно просто переносить ноты так, чтобы сохранять их состав и превращать разные ноты в тоники.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с диатоническими ладами и пентатоникой. Поняли, что каждый лад имеет свой особый оттенок звучания для создания мелодии в нужном настроении.
В следующем уроке мы поговорим про аккорды – их строение, виды и зависимость от интервалов и ладов.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


