Здравствуйте! Это 6-ый урок курса “О нотной грамоте проще некуда”. В нём показано легко и понятно для новичка какие виды ладов есть, чем они отличаются и как звучат, а именно натуральный, гармонический и мелодичесеий мажорные и минорные лады. Описано понимание ладов через тетрахорды и поясненые 2 важных понятия в музыке – диатоника и хроматика.
Главная ценность урока – примеры мелодий в разных ладах и определение ладов у известных мелодий, в том числе, когда они смешаны друг с другом. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – построение мажорного и минорного ладов на клавишах фортепиано
03:46 – мажорный лад от ноты до и его 3 родственных лада
05:27 – ключевые знаки разных тональностей
07:15 – 2 способа определить лад у мелодии + она в параллельных ладах
08:38 – тетрахорд и 3 вида мажора – натуральный, гармонический, мелодический
12:49 – 3 вида минора – натуральный, гармонический, мелодический
15:33 – определение ладов у мелодий на практике, смешанность ладов
19:10 – понятие хроматики и её оттенки звучания
20:43 – понятие диатоники и её 2 особенности
22:22 – пример диатонического лада в мелодии, отличие от мажора и минора
23:56 – деление нот, интервалов и т.д. на хроматические и диатонические
26:27 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды ладов и их звучания, а также 2 важных понятия из теории ладов – хроматика и диатоника. Приступим.
Содержание страницы
Мажорный и минорный лады на фортепиано
90% всей музыки основано на 2-ух видах лада – мажорном и минорном.
А тональность до-мажор без знаков при ключе – самая распространённая. Она основа клавиатуры фортепиано.
Если проиграть белые клавиши подряд в пределах одной октавы, то прозвучит мажорная гамма от ноты до.
Звучание светлое, потому что соблюдена формула мажорного лада – Т-Т-П-Т-Т-Т-П. Тон – между белыми есть чёрная клавиша, а полутон – её нет.
Заметьте: узор из чёрных клавиш явно её показывает. 2 чёрных – нет чёрной – 3 чёрных – нет чёрной. Это как в формуле: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон.
Совет – чтобы запомнить формулу мажора, нужно представить октаву на фортепиано.
Мажорный лад от ноты “ля”
А чтобы построить мажорную гамму от любой ноты, нужно нажимать клавиши подряд именно по формуле: Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
Начнём с ноты ля и шагаем:
- Тон – от ля через черную на белую си.
- Тон – от си через белую на чёрную до-диез.
- Полутон – от до-диез на соседнюю белую – ре.
- Тон – от ре через чёрную на белую ми.
- Тон – от ми через белую на чёрную фа-диез.
- Тон – от фа-диеза через белую на соль-диез.
- Полутон – от соль-диеза на соседнюю белую – ля.
Итак, у мажорной гаммы от ноты «ля» 3 диеза – у нот до, фа и соль – они повышены.
Заметьте: от ноты «ля» это 3-ья, 6-ая и 7-ая ступени. Из урока 6 мы знаем: если их понизить у мажора, то он превратится в минор: получится его формула – Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
И она будет соблюдена, если сыграть белые клавиши подряд начиная не от ноты «до», а от ноты «ля».
Это видно по узору из чёрных клавиш: 1 чёрная – нет её – 2 чёрных – нет их – 2 чёрных. Вывод: от ноты «до» по белым клавишам строится мажорный лад, а от «ля» – минорный.
В итоге из до-мажора можно получить 2 минора:
- 1-ый – до-минор, если понизить ступени 3, 6 и 7 в до-мажоре.
- 2-ой – ля-минор, если на нотоносце ноты до-мажора опустить на уровень ноты ля.
Заметьте: если это сделать в раскладке пианино, то получится ля-мажор – формула мажора сохранится. Но на нотоносце без знаков при ключе ноты перемещаются только по белым клавишам.
Родство ладов и тональностей
Вывод: у до-мажора 3 родственника – до-минор, ля-мажор и ля-минор.
Чтобы назвать признак их родства, вспомним, что название тональности состоит из 2-х частей – тоники и вида лада. Это как у личности человека имя и фамилия. То есть тоника – имя, а вид лада – фамилия.
Так тональности до-мажор и до-минор – тёзки. У них одинаковое имя или тоника, поэтому они называются одноимёнными. Но состав нот у них разный: у до-мажора все белые клавиши, а у до-минора – 3 чёрных.
До-мажор и ля-мажор – однофамильцы. У них наоборот: вид лада один и тот же – мажор – одинаковая формула, но тоники или имена разные – до и ля. То есть они лады одного наклонения – мажорного.
У до-мажора и ля-минора вроде ничего не совпадает – ни имя или тоника – до и ля, ни фамилия или вид лада – ма-жор и минор. Но они при этом самые родные – как муж и жена: у них полностью одинаковый состав нот – все белые клавиши.
Если их построить одновременно рядом друг с другом, то вместе они будут звучать согласованно. Они как 2 параллельные линии и называются параллельными.
Ключевые знаки для обозначения тональностей
Заметьте: тональности до-мажор и ля-минор – единственные без знаков при ключе.
У всех остальных есть знаки альтерации перед отдельными нотами, чтобы соблюсти формулы мажора и минора.
Так у фа-мажора есть бемоль у ноты си. И все ноты си как в мелодии про ёлочку будут опущены.
Чтобы не писать каждый раз диезы или бемоли перед нотами, есть ключевые знаки альтерации, знакомые из урока 3. Добавить их можно через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change – смена размера и ключа и в поле Key Signature – знаки при ключе выбираем 1 flat.
Это значит 1 бемоль и тональность фа-мажор – буква F обозначение ноты фа.
У мажора, построенного от ноты соль, есть 1 диез у ноты фа. Ищем в списке знаков при ключе 1 Sharp – 1 знак диез и тональность соль-мажор.
Далее в списке видно сколько диезов у мажорных тональностей от разных нот: у ре-мажора 2 знака диеза – у нот фа и до. У ля-мажора – 3 диеза, у ми-мажора – 4, у си-мажора – 5. Перенесём мажорный лад на ноту си и убедимся в этом.
У до-минора 3 бемоля перед нотами ми, ля и си. Ищем 3 бемоля в списке – 3 flats. E-flat – тональность ми-бемоль мажор, параллельная до-минору, поэтому у них одинаковое число бемолей. О порядке появления знаков альтерации и видах тональностей поговорим в уроке 8.
Как определить лад мелодии
Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.
2 способа узнать лад
Узнать лад можно 2-мя способами:
- 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.
- 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику. Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.
Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.
Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.
Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.
Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.
Строение ладов из тетрахордов
Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты – тетрахорды.
Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».
И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:
- нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
- верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.
От их видов зависит строение и вид всего лада.
В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой – Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.
Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.
Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.
Типы мажорного и минорного ладов
3 типа мажора
До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.
В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.
Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой тип – гармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.
При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П. У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.
Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:
- 1-ое – большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,
- 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,
- 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.
Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода – угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.
То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.
Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.
Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажора – мелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.
Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.
В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.
3 типа минора
При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора – натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.
Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.
Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.
Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.
Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями. В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.
У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.
Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минора – гармонический.
Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.
Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типа – мелодический.
Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора. В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.
Смешивание разных ладов в одной мелодии
В уроке 6 мы узнали, что у мелодии про ёлочку лад мажорный от ноты фа – на ней она заканчивается и звучит весело.
Мелодия из кинофильма «Терминатор» звучит грустно и её начало и окончание на ноте ре. Значит это ре-минор – параллельный фа-мажору. Единственно, в ней есть все ноты лада кроме си-бемоль – 6-ой ступени.
А вот с мелодией «В пещере горного короля» композитора Эдварда Грига не всё так однозначно. Начало у неё грустное, середина загадочная, а окончание светлое.
1-ый такт: мелодия начинается с ноты соль и зависает на ноте ре, что звучит не очень устойчиво. Это явно слышно, если проиграть ноты в обратном порядке. Соль звучит очень устойчиво, значит она тоника. И от неё 3-ья ступень, нота си, понижена. Это малая терция, значит лад минорный.
2-ой такт: раз звучит таинственно, то, скорее всего, это гармонический лад. Если добавить фа в конце, то фраза мелодии звучит завершённо. Значит фа – тоника. Напишем гамму фа-мажора.
Ноты си-бемоль – 4-ой ступени нет в мелодии, а вот нота ля – 3-ья ступень и ре – 6-ая ступень – опущены на полутон. 7-ая ступень в мелодии тоже пропущена, но с ней это полная гамма фа-минора гармонического. Помним, что в нём в отличие от натурального 7-ая ступень повышена.
3-ий такт: мелодия как в 1-ом такте, только с соль 2-ой октавы в конце – опять соль-минор.
4-ый такт: точка в мелодии на ноте фа и окончание звучит светло. Значит это фа-мажор.
Итого мелодия в звучании гуляет между 3-мя ладами – натуральным и гармоническим минорами, и натуральным мажором.
Вывод: лады разных видов можно смешивать друг с другом при создании мелодии. Это придаст ей разные оттенки настроения и сделает более яркой и необычной.
Краски здесь – пониженные ноты. Если их все заменить на белые клавиши фортепиано, то звучание будет более обычным и скучным. Теперь это близкие к мажору лады от нот соль и фа.
Виды звукорядов
Помним из урока 2, что полный звукоряд одной октавы состоит из 12 нот – 7-и белых и 5-и чёрных клавиш фортепиано. И от того как по ним шагать образуются разные лады. Каждый шаг может быть 2-ух размеров – тоном и полутоном.
Хроматика
Если шагать только по полутонам или идти подряд по всем соседним клавишам – и по чёрным, и по белым, то мы не пропустим ни одной ноты. И в этом звукоряде будет все 12 ступеней – и основных, и производных нот. Этот 1-ый вид звукоряда, как и его гамма, называются хроматическими.
Хроматика – с греч. «хромос» – цвет – это ходьба по полутонам как по оттенкам цветов на палитре художника. Звучит, будто стакан наполняется водой.
Так как шаги между нотами мелкие, ими в виде 16-ых нот можно изобразить бег маленького животного.
При игре его участка в пределах терции вверх и вниз по кругу его звучание тревожное – будто опасность рядом: оса летает и норовит укусить.
Причина – мы сыграли вперемешку большие и малые секунды и терции – светлые и мрачные.
Диатоника
Если же шагать по тонам или через одну клавишу, как-то только по белым, перешагивая через чёрные, то получится ряд из 7 основных ступеней.
Как видно, это смесь 5 тонов – больших секунд и как исключений 2-х полутонов – малых секунд.
Этот 2-ой вид звукоряда называется диатоническим – с греч. диа – «через», а тонос – «тон, звук». То есть мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам, а не плавно по оттенкам одного и того же цвета как в хроматике.
Приставка «диа-» есть в словах диаметр – у круга, диагональ – у квадрата, когда линия проходит «через» их центр.
У диатонических ладов 2 особенности:
- 1-ая – все их звуки можно расположить по чистым квинтами – до, соль, ре, ля, ми, си, фа.
- 2-ая – игра по белым клавишам, начиная от разных нот даёт разное настроение.
Светлое – игра от «до» – натуральный до-мажор , грустное – игра от «ля» – натуральный ля-ми-нор , тревожное – игра от «си».
Вот кусочек мелодии из песни группы ABBA – Dancing Queen – Танцующая королева. Выпишем всё её ноты и узнаем лад.
По звучанию нижнего тетрахорда и его формуле Т-П-Т понятно, что это минорный лад.
А вот верхний тетрахорд неоднозначный.
Совет – чтобы легче определить лад, можно перенести его на высоту ноты до – более привычный вид.
Выделяем ноты и нажимаем команду Process – обработка -> Transpose – перенос и оставляем 1 полутон – он как раз между текущей тоникой в виде ноты си и желаемой – нотой до.
Если бы 6-ая ступень была понижена вместо 7-ой, это был бы гармонический минор. Но это не он.
Заметьте: нижний и верхний тетрахорды одинаковые – Т-П-Т. Поднимем лад ещё на 2 полутона на высоту ноты ре. Бемоли исчезли и это лад от ноты ре – ни мажорный, ни минорный. Его и лады от других белых нот мы рассмотрим в следующем уроке.
Виды ноты и интервалов
Понятия диатоника и хроматика часто применимы в музыке при разговоре о нотах и интервалах.
Если у нот одинаковые слова в названии, например, до и до-диез, то они хроматические – отстоят друг от друга на 1 полутон.
Если же у нот названия разные, например, до и ре, то они диатонические – отстоят друг от друга на 1 целый тон.
Полутон также есть 2-ух видов:
- 1-ый – диатонический – между основными нотами – ми-фа и си-до,
- 2-ой – хроматический – между основной и производной нотами – до-до-диез, ре-ми-бемоль.
Любые интервалы из основных нот, то есть которые можно построить только на белых клавишах фортепиано – диатонические. Это большие, малые и чистые – применяются часто.
Ещё это тритон – между нотами си и фа – тоже на белых.
Если же одна из нот в интервале производная или чёрные клавиша фортепиано – со знаком диез или бемоль, то интервалы – хроматические. Это увеличенные и уменьшенные – применяются редко.
Интервалы в рамках лада, например, большая секунда до-ре в до-мажоре – диатонические. А интервалы не из лада – малая секунда до-ре-бемоль в до-мажоре – хроматические.
Именно хроматизмы придают ладу таинственное или восточное звучание. Они как специи в блюдах, что влияют на вкус и придают им изюминку. Благодаря им мелодия про горного короля звучит интересно. Их отличительный признак – случайные знаки альтерации на нотоносце.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились со разновидностями мажорного и минорного ладов. Поняли, что в мелодии могут смешиваться разные лады, а звукоряды, ноты и интервалы могут быть хроматическими и диатоническими.
В следующем уроке мы поговорим про диатонические или средневековые лады и их звучания.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


