ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 6-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка какие виды ладов есть, чем они отличаются и как звучат, а именно натуральный, гармонический и мелодичесеий мажорные и минорные лады. Описано понимание ладов через тетрахорды и поясненые 2 важных понятия в музыке — диатоника и хроматика.
Главная ценность урока — примеры мелодий в разных ладах и определение ладов у известных мелодий, в том числе, когда они смешаны друг с другом. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – построение мажорного и минорного ладов на клавишах фортепиано
03:46 – мажорный лад от ноты до и его 3 родственных лада
05:27 – ключевые знаки разных тональностей
07:15 – 2 способа определить лад у мелодии + она в параллельных ладах
08:38 – тетрахорд и 3 вида мажора — натуральный, гармонический, мелодический
12:49 – 3 вида минора — натуральный, гармонический, мелодический
15:33 – определение ладов у мелодий на практике, смешанность ладов
19:10 – понятие хроматики и её оттенки звучания
20:43 – понятие диатоники и её 2 особенности
22:22 – пример диатонического лада в мелодии, отличие от мажора и минора
23:56 – деление нот, интервалов и т.д. на хроматические и диатонические
26:27 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды ладов и их звучания, а также 2 важных понятия из теории ладов – хроматика и диатоника. Приступим.
Содержание
Мажорный и минорный лады на фортепиано
90% всей музыки основано на 2-ух видах лада — мажорном и минорном.
А тональность до-мажор без знаков при ключе — самая распространённая. Она основа клавиатуры фортепиано.
Если проиграть белые клавиши подряд в пределах одной октавы, то прозвучит мажорная гамма от ноты до.
Звучание светлое, потому что соблюдена формула мажорного лада — Т-Т-П-Т-Т-Т-П. Тон – между белыми есть чёрная клавиша, а полутон – её нет.
Заметьте: узор из чёрных клавиш явно её показывает. 2 чёрных — нет чёрной — 3 чёрных — нет чёрной. Это как в формуле: 2 тона — полутон — 3 тона — полутон.
Совет — чтобы запомнить формулу мажора, нужно представить октаву на фортепиано.
Мажорный лад от ноты «ля»
А чтобы построить мажорную гамму от любой ноты, нужно нажимать клавиши подряд именно по формуле: Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
Начнём с ноты ля и шагаем:
- Тон — от ля через черную на белую си.
- Тон — от си через белую на чёрную до-диез.
- Полутон — от до-диез на соседнюю белую — ре.
- Тон — от ре через чёрную на белую ми.
- Тон — от ми через белую на чёрную фа-диез.
- Тон — от фа-диеза через белую на соль-диез.
- Полутон — от соль-диеза на соседнюю белую — ля.
Итак, у мажорной гаммы от ноты «ля» 3 диеза — у нот до, фа и соль – они повышены.
Заметьте: от ноты «ля» это 3-ья, 6-ая и 7-ая ступени. Из урока 6 мы знаем: если их понизить у мажора, то он превратится в минор: получится его формула — Т-П-Т-Т-П-Т-Т.
И она будет соблюдена, если сыграть белые клавиши подряд начиная не от ноты «до», а от ноты «ля».
Это видно по узору из чёрных клавиш: 1 чёрная – нет её – 2 чёрных – нет их – 2 чёрных. Вывод: от ноты «до» по белым клавишам строится мажорный лад, а от «ля» – минорный.
В итоге из до-мажора можно получить 2 минора:
- 1-ый — до-минор, если понизить ступени 3, 6 и 7 в до-мажоре.
- 2-ой – ля-минор, если на нотоносце ноты до-мажора опустить на уровень ноты ля.
Заметьте: если это сделать в раскладке пианино, то получится ля-мажор – формула мажора сохранится. Но на нотоносце без знаков при ключе ноты перемещаются только по белым клавишам.
Родство ладов и тональностей
Вывод: у до-мажора 3 родственника – до-минор, ля-мажор и ля-минор.
Чтобы назвать признак их родства, вспомним, что название тональности состоит из 2-х частей – тоники и вида лада. Это как у личности человека имя и фамилия. То есть тоника – имя, а вид лада – фамилия.
Так тональности до-мажор и до-минор – тёзки. У них одинаковое имя или тоника, поэтому они называются одноимёнными. Но состав нот у них разный: у до-мажора все белые клавиши, а у до-минора – 3 чёрных.
До-мажор и ля-мажор – однофамильцы. У них наоборот: вид лада один и тот же – мажор – одинаковая формула, но тоники или имена разные – до и ля. То есть они лады одного наклонения — мажорного.
У до-мажора и ля-минора вроде ничего не совпадает – ни имя или тоника – до и ля, ни фамилия или вид лада – ма-жор и минор. Но они при этом самые родные – как муж и жена: у них полностью одинаковый состав нот – все белые клавиши.
Если их построить одновременно рядом друг с другом, то вместе они будут звучать согласованно. Они как 2 параллельные линии и называются параллельными.
Ключевые знаки для обозначения тональностей
Заметьте: тональности до-мажор и ля-минор – единственные без знаков при ключе.
У всех остальных есть знаки альтерации перед отдельными нотами, чтобы соблюсти формулы мажора и минора.
Так у фа-мажора есть бемоль у ноты си. И все ноты си как в мелодии про ёлочку будут опущены.
Чтобы не писать каждый раз диезы или бемоли перед нотами, есть ключевые знаки альтерации, знакомые из урока 3. Добавить их можно через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change – смена размера и ключа и в поле Key Signature – знаки при ключе выбираем 1 flat.
Это значит 1 бемоль и тональность фа-мажор — буква F обозначение ноты фа.
У мажора, построенного от ноты соль, есть 1 диез у ноты фа. Ищем в списке знаков при ключе 1 Sharp - 1 знак диез и тональность соль-мажор.
Далее в списке видно сколько диезов у мажорных тональностей от разных нот: у ре-мажора 2 знака диеза – у нот фа и до. У ля-мажора – 3 диеза, у ми-мажора – 4, у си-мажора – 5. Перенесём мажорный лад на ноту си и убедимся в этом.
У до-минора 3 бемоля перед нотами ми, ля и си. Ищем 3 бемоля в списке – 3 flats. E-flat – тональность ми-бемоль мажор, параллельная до-минору, поэтому у них одинаковое число бемолей. О порядке появления знаков альтерации и видах тональностей поговорим в уроке 8.
Как определить лад мелодии
Любая мелодия написана в рамках определённого лада. Послушаем пример.
2 способа узнать лад
Узнать лад можно 2-мя способами:
- 1-ый способ – выписать все ноты мелодии в виде гаммы, начиная от самой нижней и посмотреть на формулу лада.
- 2-ой спосб – послушать настроение мелодии и посмотреть на её последнюю ноту – тонику. Видно, что она нота фа, а опорные ноты мелодии – ля и до – устойчивые 3-ья и 5-ая ступени лада.
Итак, тональность мелодии фа-мажор – с бемолем у ноты си.
Если всю мелодию выделить на нотоносце и опустить на терцию вниз, то она будет звучать в параллельной тональности – ре-минор.
Заметьте: набор нот тот же – сменилась только тоника. То есть сотрудники те же, только начальник другой – вместо ноты «фа» теперь «ре». С ней как тоникой мелодия зазвучит грустнее.
Вот кусочек мелодии. От ноты фа он звучит светло, а от ноты ре – грустно.
Строение ладов из тетрахордов
Лад из 8-ми нот можно разбить на 2 отрезка по 4 ноты — тетрахорды.
Тетра – от лат. 4 – как в слове тетрадь – 4 стороны, а хорд – струна. Раз струна извлекает ноту или ступень лада, заменим её на слово «ступень».
И в каждом ладу есть 2 тетрахорда:
- нижний – это 1-ая, 2-ая, 3-ья и 4-ая ступени;
- верхний – 5-ая, 6-ая, 7-ая и 8-ая – повторение 1-ой ступени или тоники.
От их видов зависит строение и вид всего лада.
В мажоре оба тетрахорда – одинаковые: со схожей формулой — Т-Т-П. Они соединены 1 тоном.
Нижний тетрахорд не меняется, и он отвечает за качество лада. Если его формула Т-Т-П, то это мажорный лад, а если Т-П-Т – минорный.
Верхний тетрахорд может меняться и определяет тип лада.
Типы мажорного и минорного ладов
3 типа мажора
До этого мы говорили про 1-ый тип мажора – натуральный.
В уроке 6 мы поняли, что в нём все интервалы от тоники до других ступеней большие и чистые и построен он на белых клавишах фортепиано.
Но есть ещё 2 типа мажора: 2-ой тип – гармонический. Он получится, если в натуральном мажоре опустить 6-ую ступень.
При этом верхний тетрахорд станет таким – П-1,5Т-П. У него восточный оттенок звучания из-за увеличенной секунды – между ля-бемоль и си.
Заметьте: мы изменили 1 ноту, а это привело к появлению новых интервалов:
- 1-ое — большая секста до-ля превратилась в малую – до-ля-бемоль,
- 2-ое – между 2-ой ступенью – нотой ре и ля-бемоль интервал зловещего тритона,
- 3-ье – между 4-ой – нотой фа и ля-бемолем малая терция.
Вывод: формула лада похоже на химическую формулу. Например, CO – 1 атом углерода и 1 атом кислорода — угарный газ, а CO2 – уже 2 атома кислорода – углекислый газ.
То есть 1 атом меняет всё вещество – его название и свойства. Так же и в ладу понижение или повышение любой 1-ой ступени меняет название и окраску звучания лада.
Название гармонический означает, что лад используется как основа гармонии – об этом будет в уроке 9.
Если в нём понизить на полутон ещё и 7-ую ступень, то получится 3-ий тип мажора – мелодический – для создания мелодии и встречается гораздо реже, чем прошлые 2 типа.
Верхний тетрахорд станет таким – П-Т-Т и теперь он зеркальное отражение нижнего тетрахорда – Т-Т-П. Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах мажора.
В натуральном мажоре она звучит радостно, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – тревожней. Причина: он почти минор – нужно только понизить 3-ью ступень.
3 типа минора
При понижении 3-ей ступени нижний тетрахорд изменился на Т-П-Т и получился 1-ый тип минора — натуральный с 3-мя пониженными ступенями – 3, 6 и 7.
Если у натурального мажора тетрахорды одинаковые, то у минора – разные.
Вывод: главное отличие мажора от минора в терции – III-ей ступени.
Минорный лад применяется часто и звучит мягко, не напряжённо, в отличие от мажора.
Причина – в миноре нет сильного полутонового тяготения 7-ой ступени в 1-ую как в мажоре, потому что она понижена и между ними целый тон. То же самое с нотами фа и ми – 4-ой и 3-ей ступенями. В мажоре между ними полутон, а в миноре – тон. Сравним.
У минора тоже есть те же 3 типа, что и у мажора.
Если в натуральном миноре позаимствовать острое тяготение 7-1 из мажора, то есть поднять на полутон 7-ую ступень, то получится 2-ой тип минора – гармонический.
Заметьте: верхний тетрахорд у гармонического мажора и минора одинаковый – оба с восточным звучанием из-за увеличенной секунды в 1,5Т.
Если её убрать, подняв 6-ую ступень, то тетрахорд будет как у натурального мажора – Т-Т-П, а минор при этом будет 3-его типа – мелодический.
Послушаем одну и ту же мелодию в 3-х типах минора. В натуральном миноре она грустная, в гармоническом – загадочней, в мелодическом – светлее.
Смешивание разных ладов в одной мелодии
В уроке 6 мы узнали, что у мелодии про ёлочку лад мажорный от ноты фа – на ней она заканчивается и звучит весело.
Мелодия из кинофильма «Терминатор» звучит грустно и её начало и окончание на ноте ре. Значит это ре-минор – параллельный фа-мажору. Единственно, в ней есть все ноты лада кроме си-бемоль – 6-ой ступени.
А вот с мелодией «В пещере горного короля» композитора Эдварда Грига не всё так однозначно. Начало у неё грустное, середина загадочная, а окончание светлое.
1-ый такт: мелодия начинается с ноты соль и зависает на ноте ре, что звучит не очень устойчиво. Это явно слышно, если проиграть ноты в обратном порядке. Соль звучит очень устойчиво, значит она тоника. И от неё 3-ья ступень, нота си, понижена. Это малая терция, значит лад минорный.
2-ой такт: раз звучит таинственно, то, скорее всего, это гармонический лад. Если добавить фа в конце, то фраза мелодии звучит завершённо. Значит фа – тоника. Напишем гамму фа-мажора.
Ноты си-бемоль – 4-ой ступени нет в мелодии, а вот нота ля – 3-ья ступень и ре – 6-ая ступень — опущены на полутон. 7-ая ступень в мелодии тоже пропущена, но с ней это полная гамма фа-минора гармонического. Помним, что в нём в отличие от натурального 7-ая ступень повышена.
3-ий такт: мелодия как в 1-ом такте, только с соль 2-ой октавы в конце – опять соль-минор.
4-ый такт: точка в мелодии на ноте фа и окончание звучит светло. Значит это фа-мажор.
Итого мелодия в звучании гуляет между 3-мя ладами – натуральным и гармоническим минорами, и натуральным мажором.
Вывод: лады разных видов можно смешивать друг с другом при создании мелодии. Это придаст ей разные оттенки настроения и сделает более яркой и необычной.
Краски здесь – пониженные ноты. Если их все заменить на белые клавиши фортепиано, то звучание будет более обычным и скучным. Теперь это близкие к мажору лады от нот соль и фа.
Виды звукорядов
Помним из урока 2, что полный звукоряд одной октавы состоит из 12 нот – 7-и белых и 5-и чёрных клавиш фортепиано. И от того как по ним шагать образуются разные лады. Каждый шаг может быть 2-ух размеров — тоном и полутоном.
Хроматика
Если шагать только по полутонам или идти подряд по всем соседним клавишам – и по чёрным, и по белым, то мы не пропустим ни одной ноты. И в этом звукоряде будет все 12 ступеней – и основных, и производных нот. Этот 1-ый вид звукоряда, как и его гамма, называются хроматическими.
Хроматика – с греч. «хромос» – цвет – это ходьба по полутонам как по оттенкам цветов на палитре художника. Звучит, будто стакан наполняется водой.
Так как шаги между нотами мелкие, ими в виде 16-ых нот можно изобразить бег маленького животного.
При игре его участка в пределах терции вверх и вниз по кругу его звучание тревожное – будто опасность рядом: оса летает и норовит укусить.
Причина – мы сыграли вперемешку большие и малые секунды и терции — светлые и мрачные.
Диатоника
Если же шагать по тонам или через одну клавишу, как-то только по белым, перешагивая через чёрные, то получится ряд из 7 основных ступеней.
Как видно, это смесь 5 тонов – больших секунд и как исключений 2-х полутонов – малых секунд.
Этот 2-ой вид звукоряда называется диатоническим – с греч. диа – «через», а тонос – «тон, звук». То есть мы шагаем через ноту по ступеням как по отдельным цветам, а не плавно по оттенкам одного и того же цвета как в хроматике.
Приставка «диа-» есть в словах диаметр — у круга, диагональ — у квадрата, когда линия проходит «через» их центр.
У диатонических ладов 2 особенности:
- 1-ая — все их звуки можно расположить по чистым квинтами – до, соль, ре, ля, ми, си, фа.
- 2-ая — игра по белым клавишам, начиная от разных нот даёт разное настроение.
Светлое – игра от «до» — натуральный до-мажор , грустное – игра от «ля» — натуральный ля-ми-нор , тревожное – игра от «си».
Вот кусочек мелодии из песни группы ABBA – Dancing Queen – Танцующая королева. Выпишем всё её ноты и узнаем лад.
По звучанию нижнего тетрахорда и его формуле Т-П-Т понятно, что это минорный лад.
А вот верхний тетрахорд неоднозначный.
Совет – чтобы легче определить лад, можно перенести его на высоту ноты до – более привычный вид.
Выделяем ноты и нажимаем команду Process – обработка -> Transpose – перенос и оставляем 1 полутон – он как раз между текущей тоникой в виде ноты си и желаемой — нотой до.
Если бы 6-ая ступень была понижена вместо 7-ой, это был бы гармонический минор. Но это не он.
Заметьте: нижний и верхний тетрахорды одинаковые – Т-П-Т. Поднимем лад ещё на 2 полутона на высоту ноты ре. Бемоли исчезли и это лад от ноты ре – ни мажорный, ни минорный. Его и лады от других белых нот мы рассмотрим в следующем уроке.
Виды ноты и интервалов
Понятия диатоника и хроматика часто применимы в музыке при разговоре о нотах и интервалах.
Если у нот одинаковые слова в названии, например, до и до-диез, то они хроматические – отстоят друг от друга на 1 полутон.
Если же у нот названия разные, например, до и ре, то они диатонические – отстоят друг от друга на 1 целый тон.
Полутон также есть 2-ух видов:
- 1-ый — диатонический — между основными нотами — ми-фа и си-до,
- 2-ой — хроматический — между основной и производной нотами – до-до-диез, ре-ми-бемоль.
Любые интервалы из основных нот, то есть которые можно построить только на белых клавишах фортепиано – диатонические. Это большие, малые и чистые – применяются часто.
Ещё это тритон – между нотами си и фа – тоже на белых.
Если же одна из нот в интервале производная или чёрные клавиша фортепиано – со знаком диез или бемоль, то интервалы – хроматические. Это увеличенные и уменьшенные — применяются редко.
Интервалы в рамках лада, например, большая секунда до-ре в до-мажоре – диатонические. А интервалы не из лада – малая секунда до-ре-бемоль в до-мажоре — хроматические.
Именно хроматизмы придают ладу таинственное или восточное звучание. Они как специи в блюдах, что влияют на вкус и придают им изюминку. Благодаря им мелодия про горного короля звучит интересно. Их отличительный признак – случайные знаки альтерации на нотоносце.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились со разновидностями мажорного и минорного ладов. Поняли, что в мелодии могут смешиваться разные лады, а звукоряды, ноты и интервалы могут быть хроматическими и диатоническими.
В следующем уроке мы поговорим про диатонические или средневековые лады и их звучания.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.