ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 6-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое лад, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение и разрешение, формула и настроение лада, что такое тональность и чем она отличается от лада. Описано значение лада для мелодии и её зависимость от состава нот лада.
Но главное — наглядно показана схема тяготений и разрешений + как понять звучание лада с помощью интервалов. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – 1-ое значение и суть лада для мелодии — логичность и деление на фразы
02:29 – главная ступень лада — тоника и её роль в мелодии
04:22 – опорные и неопорные ноты мелодии, тяготение и разрешение нот
07:13 – устойчивые и неусточивые ступени лада, схемя тяготений и разрешений
09:18 – степень устойчивости ступеней, тоника как самая устойчивая
11:06 – 2 вида тяготений — сильное и слабое, замена тоники на 3-ью ступень
13:54 – главные выводы по ступеням, тяготениям и разрешениям
16:33 – устои и тяготения в мелодии, отличие классики от популярной музыки
17:57 – 2-ое значение лада для мелодии — настроение: радость и грусть
19:55 – большие и малые интервалы и их влияние на настроение лада
21:20 – мажорный и минорный лады, их отличия, название лада
23:01 – формула лада и её свойства, формулы мажора и минора
25:00 – понятие тональности, её название, отличие от лада и влияние на мелодию
27:02 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим понятие лад и тональность, чем они отличаются и как их понять с помощью музыкальных интервалов. Приступим.
Содержание
1-ая роль лада в мелодии — логичность
Из урока 2 мы знаем, что все музыкальные звуки собраны в большую систему – звукоряд. Это набор всех сочетаемых друг с другом по частоте звуков для создания музыки.
Если музыка – это речь, то звукоряд в ней – алфавит, а звуки — буквы – кирпичики для строительства мелодий и слов.
Когда они взяты беспорядочно, они ничего не выражают: ни смысла, ни чувства. Это как разбросанные и отдельные буквы.
Но если их упорядочить – взять нужные и правильно расставить, то получится логичная речь или осмысленная мелодия с чётким чувством.
То есть из всего звукоряда выбрали определённые звуки и собрали их в отдельную систему – лад.
В нём у каждого звука своя роль, а один из них – самый главный. В мелодии про ёлочку это нота «до» – с неё начинается и заканчивается мелодия и оба предложения из текста песни.
Это 1-ое, что лад придаёт мелодии: логичность – её чёткое построение, когда ясно, где у неё начало и конец, как она поделена на фразы и предложения как и речь.
Заметьте: без лада у мелодии этого нет. Эти ноты как незнакомые люди: каждый сам по себе. Но если их собрать в команду, где все знают друг друга и работают вместе ради общей цели, то тогда образуется лад.
Его суть – как ноты мелодии ладят, общаются друг с другом.
Тоника лада и её значение
В ёлочке нота до – главная и называется тоникой. Она задаёт весь тон звучания и руководит другими нотами, как начальник подчинёнными.
Схема такая: начальник даёт приказ – начало мелодии, работники его выполняют – развитие, и возвращаются к начальнику с отчётом о работе. Он его оценивает, снова даёт приказ и говорит: «принесите отчёт на 2-ой этаж – я буду там». И 1-ая часть мелодии оканчивается на ноте до 2-ой октавы.
Теперь уберём начальника – заменим все ноты «до» на случайные. Без тоники другие звуки не имеют смысла, как и работники без руководителя.
Вывод: лад – это система нот, которые зависят от одной главной ноты – тоники. На ней обычно начинается и заканчивается мелодия, и она может быть любой нотой, не обязательно «до».
Так в мелодии из терминатора тоника нота «ре». Звучит завершено.
Теперь сдвинем ноту ре на ступень вниз на «до» и послушаем. Звучит незавершённо и хочется добавить ноту ре.
Заметьте: в мелодии есть 2 типа нот:
- короткие – малозначимые и заполняющие – в основном ноты ми;
- длинные — более важные ноты, на которых мелодия зависает в звучании — ноты фа. Это опорные ноты и основа мелодии.
Поменяем в её начале ноты ми и фа местами. Заметьте: ми будто тянется к фа и хочет перейти в неё, если на ней остановиться. То же и с нотой «до» в конце – хочет перейти в «ре». Это называется тяготением.
Тяготения и разрешения
Чтобы легче его понять, запишем лад просто – в виде восходящего набора нот, например, из белых клавиш фортепиано.
Как на лестнице, каждый звук лада – ступень с номером в виде римской цифры, как и у интервалов из урока 5. Обычно ступеней 7.
Если проиграть ноты подряд и остановится на 7-ой ступени и не переходить к 1-ой, то есть ощущение незавершенности. Звучание неустойчивое – нота «си» тяготеет в ноту «до».
Тяготение – это как потребность, напряжение, которое хочется снять. Будто человек хочет в туалет и стоит рядом с ним, но попасть не может.
Если же дверь открыть, человек заходит внутрь и удовлетворяет потребность — наступает покой и умиротворение. То же и будет с нотой «си», если дать ей перейти в «до» – ощущение завершенности. Мы решили проблему, выполнили желание и это называется разрешением.
Здесь нота си – неустой, а до – устой. Ожидание перехода, когда неустой хочет перейти в устой, но не переходит – это тяготение – звучит напряжённо. А сам переход – разрешение – звучит спокойно.
Это как малыш просит маму выпустить его на улицу поиграть – он тяготеет к ней, мама разрешает ему и напряжённая обстановка разряжается. Ещё это как маятник: при отклонении в неустойчивое положение он стремится вернуться в устойчивое.
Устойчивые и неустойчивые ступени лада
В этом главный смысл лада: неустойчивые ступени хотят перейти в устойчивые. Рассмотрим рисунок.
Шарик – это текущая нота. Холмы – неустойчивые ступени лада – чётные II, IV, VI и нечётная VII. На них шарику держаться сложно, и он силой тяготения стремится скатиться в ямки – устойчивые ступени — нечётные I, III и V.
В мелодии из терминатора нота «ре» – 1-ая ступень и опорная нота «фа» – 3-ья. А нота «ми» – 2-ая ступень и нота «соль» – 4-ая – неустойчивые. В конце мелодии «соль» переходит в «фа», а потом «ми» в «ре». То есть 4-ая в 3-ью, а 2-ая в 1-ую.
Какие ступени и куда тяготеют, называется схемой тяготений и разрешений. Она наглядно видна на рисунке: со 2-ого холма шарик может скатиться в 1-ую и 3-ью ямку на выбор, а с 4-ого холма – в 3-ью и 5-ую.
На двух других холмах у шарика нет выбора: с 7-ого холма путь только в 1-ую ямку, а с 6-ого – только в 5-ую.
Послушаем все разрешения.
- II->I – звучит устойчиво,
- II->III – менее устойчиво.
- IV->III – устойчиво,
- IV->V – менее устойчиво.
- VI->V – средне по устойчивости,
- VII->I – сильное тяготение и очень устойчивое разрешение.
Вывод: не все разрешения звучат одинаково, потому что у ступеней разная степень устойчивости.
Степень устойчивости ступеней
Тоника или 1-ая ступень — самая устойчивая. Она как точка в предложении – конец явно слышен.
Если лад – солнечная система, то тоника – солнце, а другие ступени – планеты, что притягиваются и вращаются вокруг него.
Если тоника – точка, то 3-ья и 5-ая ступени – как запятые. Они тоже устойчивые, но меньше, чем тоника. Поэтому они звучат как окончание, но не полное.
Звуча вместе и записанные друг над другом они образуют аккорд До-мажор – светлый и главный.
Это как снеговик: 1-ая ступень – основание, 3-ья – торс, а 5-ая – голова.
И чем выше ударить по снеговику, тем легче его разрушить: тем менее устойчива ступень – дальше от тоники.
С учётом этого на рисунке глубина ямки – это степень устойчивости.
1-ая ступень – более глубокая ямка. Шарику в ней очень устойчиво, и его сложнее вытолкать из неё. А 3-ья и 5-ая ступень — менее глубокие. Из 5-ой ямки выкатить шарик на холм не сложно.
Наоборот, высота холма – это степень неустойчивости ступеней.
Виды тяготений
У 7-ой ступени самый высокий холм – она самая неустойчивая.
2 причины этого: во 1-ых она тяготеет в 1-ую, самую устойчивую ступень.
Во 2-ых у неё сильное тяготение – полутоновое, когда между устоем и неустоем расстояние в 1 полутон – между ступенями I и VII.
Другой вид тяготения – слабое – целотоновое, когда между нотами 1 тон, как между II и I ступенями.
Это похоже на магнит и монетку: чем они ближе друг к другу, тем сильнее притягиваются.
Полутоновое тяготение острее целотонового, как и монетка притягивается к магниту сильнее на отдалении в 1 см от него, чем монетка в 2-ух см от него.
Если 7-ую ступень, ноту «си», понизить на 1 полутон, чтобы между ней и 1-ой ступенью, нотой «до», был целый тон, то тяготение будет слабее. Это было сделано в мелодии про ёлочку, чтобы она звучало более радостно и мягко. Сравним.
Ещё вместо 1-ой ступени – ноты до можно поставить 3-ью – ноту ми. Она как заместитель начальника: может отдавать приказы, но не так уверенно. Звучит чуть по-другому, но в целом суть мелодии не изменилась.
И если VII-I самое сильное тяготение – разница в высоте большая, то VI-V – самое слабое — разница небольшая. VI ступень – самая устойчивая из неустойчивых, а V ступень наоборот – самая неустойчивая из устойчивых.
Это похоже на сообщающиеся сосуды: если разница в уровнях большая, то напор воды сильный. Наоборот, если она маленькая, то он слабый. А если её нет – то и напора нет: сама в себя нота не тяготеет.
Вывод: у тяготений разная сила, а у разрешений – степень устойчивости, что влияет на звучание.
Главное: на неустойчивой ступени нельзя закончить мелодию – будет ощущение незавершенности.
Заметьте: мелодия про ёлочку заканчивается на ноте «фа». От ноты «до» это 4-ая ступень — неустойчивая, но звучит очень устойчиво. А если её опустить на «до», то звучит не очень завершённо. Наоборот, если в середине мелодии «до» 2-ой октавы заменить на «фа», то мелодия завершится и не потребует продолжения. Значит, мы ошиблись и тоника здесь нота «фа», а не «до». До – 5-ая ступень от «фа» и менее устойчивая, поэтому и звучит как запятая, а «фа» – как точка.
Главные выводы по устойчивости ступений и тяготениям
Вывод: в любом ладу нечётные ступени – 1, 3, 5 – устойчивые, а чётные – 2, 4, 6 + нечётная 7-ая — неустойчивые.
Каждый неустой тяготеет и разрешается в ближайший устой.
У ступеней 2 и 4 рядом по 2 устоя, а у 6 и 7 – по 1. Ступени 2 и 7 ближе к тонике – планете с большим притяжением, поэтому они сильнее тяготеют к ней и они сильно неустойчивые. Причём полутоновое тяготение «си-до» острее, чем целотоновое – «ре-до».
А ступени 4 и 6 – дальше от тоники и они мягко неустойчивые.
В любой мелодии сочетаются устои и неустои – напряжение и покой.
Чем больше устоев, тем спокойнее и радостнее звучит мелодия. Так в мелодии про ёлочку большинство нот – устойчивые ступени: фа – 1-ая, ля – 3-ья и до – 5-ая. Неустоев заметно меньше.
И ещё все тяготения – слабые: между ближайшими нотами целый тон. Поэтому нота си опущена на 1 полутон, чтобы сильное тяготение к ноте «до» превратить в слабое.
Здесь 1 сильное тяготение — между си-бемоль – 4-ой ступенью и ля – 3-ей.
Вывод: если строить мелодию в основном на устойчивых ступенях, где тяготений мало и они целотоновые, то мелодия будет устойчивой и не напряжённой.
Это относится к классической музыке, поэтому для многих она скучная и её не часто слушают.
Наоборот, если в мелодии будет больше неустойчивых ступеней и полутоновых тяготений, то она будет более чувственной и напряженной. Это относится к популярной музыке. Так в основе мелодии из терминатора полутоновое тяготение – ми-фа или II->III.
2-ая роль лада в мелодии — настроение
Сейчас мелодия про ёлочку звучит весело. Но если в ней понизить все ноты ля и ре она зазвучит грустно и превратится во «в лесу разбился самолёт».
Это 2-ое следствие лада — настроение мелодии или вызываемое ею чувство.
Его можно чётко услышать и увидеть все ноты мелодии, если выписать их в восходящем порядке, начиная от тоники – ноты фа. Здесь 1 чёрная клавиша – си-бемоль. Звучит светло и точно также, как лад из всех белых клавиш начиная от ноты до.
Такой вид лада, похожий на лестницу, называется гаммой.
Его ноты как оттенки в цветовой гамме — наборе красок, цветовой палитре для рисования картины.
Лад — это упаковка, а его ноты — цветные карандаши в ней. Сейчас тона светлые – лад звучит задорно и весело. И картина из тёплых красок будет радостной.
Но если на полутон понизить 3, 6 и 7 ноты или ступени, будет звучать грустно. Мы вместо красных и жёлтых карандашей взяли синие. То есть настроение лада зависит от состава нот внутри него, что влияет на то какие интервалы между ними и тоникой образуются.
Влияние интервалов на настроение лада
Из урока 5 мы знаем, что интервалы есть 3-х видов – чистые, большие и малые.
Чистые звучат безлико, большие — радостно, а малые – грустно.
И мелодия про ёлочку звучит светло, потому что в её ладу между нотой фа, тоникой, и другими нотами все интервалы чистые и большие.
Это видно и слышно, если тонику выписать отдельно с каждой нотой и послушать по порядку: большая секунда, большая терция, чистая кварта, чистая квинта, большая секста, большая септима, чистая октава.
Нота си опущена на 1 полутон, потому что иначе между фа и си будет зловещий интервал тритона, который испортит всё хорошее настроение лада. Это как ложка дёгтя в бочке мёда.
Сравним мелодии с си-бемоль и просто си. С обычной нотой си мелодия звучит более резко, а с пониженной – мягко.
Так как в ладу преобладают большие интервалы, он называется мажорным – с англ. major – большой, главный. И название лада образуется от тоники и его вида.
Так в ёлочке тоника фа и лад мажорный, поэтому он называется фа-мажор. Состав интервалов в нём тот же, что и у лада до-мажор – с тоникой до и из всех белых клавиш.
Но когда мы опустили 3, 6 и 7 ступени лада на полутон, мы между ними и тоникой сделали вместо больших терции, сексты и септимы малые и лад сразу погрустнел. Сравним.
Такой грустный лад называется минорным – с англ. minor – малый, младший. И теперь этот лад – до-минор.
Если большая терция – это старшая и жизнерадостная сестра, то малая – младшая и недовольная.
И именно терция или 3-ья ступень лада главным образом определяет его настроение: её мы опустили у мелодии ёлочки в виде ноты ля-бемоль и она стала грустной. Даже 1 изменённая нота в ладу меняет его вид.
Формула лада и настроение
Но объяснять звучания ладов через интервалы хорошо для их простого понимания.
На практике же музыканты пользуются не интервалами, а формулой лада – порядком чередования тонов и полутонов друг за другом, начиная от тоники.
Её наглядно видно в раскладке пианино. Если между нотами есть пустота, как между до и ре, фа и соль – это тон, а если её нет – между ми и фа, си и до – это полутон.
И у каждого лада всегда своя и неизменная формула.
Сейчас чередование такое — Т-Т-П-Т-Т-Т-П и это формула мажорного лада.
Но если 3, 6 и 7 ступени опустить, чередование поменяется и станет таким:
Т-П-Т-Т-П-Т-Т. Это формула минорного лада.
Вывод: от формулы лада зависит состав интервалов между тоникой и другими ступенями и, как следствие, его настроение. Благодаря формуле нужный вид лада можно построить от любой ноты.
Тональность и её связь с ладом
Если в виде пианино выделить все ноты до-мажора и перенести выше так, чтобы они начинались от ноты фа, то получится лад фа-мажор – из мелодии про ёлочку.
При переносе всех нот лада вверх или вниз на одинаковое расстояние, соотношение тонов и полутонов между ступенями или формула лада сохраняется: ведь положение нот друг относительно друга не меняется.
Отсюда без разницы с какой ноты начинается лад – он всегда будет мажорным, если соблюдать его формулу: поменяется только тоника. Да, на нотоносце могут появляться диезы и бемоли при переносе, но настроение всегда будет одним и тем же.
И то, на какой высоте находится лад, называется в музыке тональностью.
Её название образуется от тоники и характера лада и часто совпадает с его названием. Сейчас она фа-мажор, потому что I ступень – «фа», а формула лада – мажорная.
Если у мелодии про ёлочку на нотоносце выделить все её ноты и перенести на любую другую высоту, то настроение мелодии не изменится.
Для этого применим команду из меню Process – обработка -> Transpose – перенос и впишем 6 полутонов. Мелодия звучит выше, но она всё равно узнаваема – суть не изменилась.
И это сработает с любой мелодией и переносом на любое число полутонов.
Тональность – это высота лада. Если лад – квартира: её планировка, отделка, расположение мебели, обстановка, то тональность – этаж: на какой высоте квартира.
При этом сама квартира не меняется, а просто помещения переносятся вверх и вниз.
Также и мелодия при этом сохраняет своё настроение и узнаваемость: меняется только окраска звучания, потому что мелодия перемещается между разными регистрами.
Так если её опустить на 36 полутонов в нижний регистр, то она зазвучит более серьёзно и мрачно. Это как квартиру опустить в подвал, где мало солнечного света и пыльно.
Наоборот, если её поднять на 24 полутона в верхний регистр, то она зазвучит более полётно и светло. Это как квартиру поднять на крышу, где света много и чисто.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятиями лада и тональности и их взаимосвязью. Поняли, что лад основан на тяготении и разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые и придаёт музыке 2 характеристики – логичность и настроение.
В следующем уроке мы поговорим про виды ладов и их звучания.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.