Урок 6 — лад и тональность

Нотная грамота. Лад и тональность Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 6-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое лад, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение и разрешение, формула и настроение лада, что такое тональность и чем она отличается от лада. Описано значение лада для мелодии и её зависимость от состава нот лада.

Но главное — наглядно показана схема тяготений и разрешений + как понять звучание лада с помощью интервалов. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 6 - Лад и тональность | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – 1-ое значение и суть лада для мелодии — логичность и деление на фразы
02:29 – главная ступень лада — тоника и её роль в мелодии
04:22 – опорные и неопорные ноты мелодии, тяготение и разрешение нот
07:13 – устойчивые и неусточивые ступени лада, схемя тяготений и разрешений
09:18 – степень устойчивости ступеней, тоника как самая устойчивая
11:06 – 2 вида тяготений — сильное и слабое, замена тоники на 3-ью ступень
13:54 – главные выводы по ступеням, тяготениям и разрешениям
16:33 – устои и тяготения в мелодии, отличие классики от популярной музыки
17:57 – 2-ое значение лада для мелодии — настроение: радость и грусть
19:55 – большие и малые интервалы и их влияние на настроение лада
21:20 – мажорный и минорный лады, их отличия, название лада
23:01 – формула лада и её свойства, формулы мажора и минора
25:00 – понятие тональности, её название, отличие от лада и влияние на мелодию
27:02 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим понятие лад и тональность, чем они отличаются и как их понять с помощью музыкальных интервалов. Приступим.

1-ая роль лада в мелодии — логичность

Из урока 2 мы знаем, что все музыкальные звуки собраны в большую систему – звукоряд. Это набор всех сочетаемых друг с другом по частоте звуков для создания музыки.

Если музыка – это речь, то звукоряд в ней – алфавит, а звуки — буквы – кирпичики для строительства мелодий и слов.

Когда они взяты беспорядочно, они ничего не выражают: ни смысла, ни чувства.  Это как разбросанные и отдельные буквы.

Но если их упорядочить – взять нужные и правильно расставить, то получится логичная речь или осмысленная мелодия с чётким чувством.

То есть из всего звукоряда выбрали определённые звуки и собрали их в отдельную систему – лад.

В нём у каждого звука своя роль, а один из них – самый главный. В мелодии про ёлочку это нота «до» – с неё начинается и заканчивается мелодия и оба предложения из текста песни.

Это 1-ое, что лад придаёт мелодии: логичность – её чёткое построение, когда ясно, где у неё начало и конец, как она поделена на фразы и предложения как и речь.

Заметьте: без лада у мелодии этого нет. Эти ноты как незнакомые люди: каждый сам по себе. Но если их собрать в команду, где все знают друг друга и работают вместе ради общей цели, то тогда образуется лад.

Его суть – как ноты мелодии ладят, общаются друг с другом.

Тоника лада и её значение

В ёлочке нота до – главная и называется тоникой. Она задаёт весь тон звучания и руководит другими нотами, как начальник подчинёнными.

Схема такая: начальник даёт приказ – начало мелодии, работники его выполняют – развитие, и возвращаются к начальнику с отчётом о работе.  Он его оценивает, снова даёт приказ и говорит: «принесите отчёт на 2-ой этаж – я буду там». И 1-ая часть мелодии оканчивается на ноте до 2-ой октавы.

Теперь уберём начальника – заменим все ноты «до» на случайные.  Без тоники другие звуки не имеют смысла, как и работники без руководителя.

Вывод: лад – это система нот, которые зависят от одной главной ноты – тоники. На ней обычно начинается и заканчивается мелодия, и она может быть любой нотой, не обязательно «до».

Так в мелодии из терминатора тоника нота «ре». Звучит завершено.

Теперь сдвинем ноту ре на ступень вниз на «до» и послушаем.  Звучит незавершённо и хочется добавить ноту ре.

Заметьте: в мелодии есть 2 типа нот:

  1. короткие – малозначимые и заполняющие – в основном ноты ми;
  2. длинные — более важные ноты, на которых мелодия зависает в звучании — ноты фа.  Это опорные ноты и основа мелодии.

Поменяем в её начале ноты ми и фа местами.  Заметьте: ми будто тянется к фа и хочет перейти в неё, если на ней остановиться. То же и с нотой «до» в конце – хочет перейти в «ре».  Это называется тяготением.

Тяготения и разрешения

Чтобы легче его понять, запишем лад просто – в виде восходящего набора нот, например, из белых клавиш фортепиано.  

Как на лестнице, каждый звук лада – ступень с номером в виде римской цифры, как и у интервалов из урока 5. Обычно ступеней 7.

Если проиграть ноты подряд и остановится на 7-ой ступени и не переходить к 1-ой, то есть ощущение незавершенности.  Звучание неустойчивое – нота «си» тяготеет в ноту «до».

Тяготение – это как потребность, напряжение, которое хочется снять. Будто человек хочет в туалет и стоит рядом с ним, но попасть не может.

Если же дверь открыть, человек заходит внутрь и удовлетворяет потребность — наступает покой и умиротворение. То же и будет с нотой «си», если дать ей перейти в «до» – ощущение завершенности.  Мы решили проблему, выполнили желание и это называется разрешением.

Здесь нота си – неустой, а до – устой. Ожидание перехода, когда неустой хочет перейти в устой, но не переходит – это тяготение – звучит напряжённо. А сам переход – разрешение – звучит спокойно.

Это как малыш просит маму выпустить его на улицу поиграть – он тяготеет к ней, мама разрешает ему и напряжённая обстановка разряжается. Ещё это как маятник: при отклонении в неустойчивое положение он стремится вернуться в устойчивое.  

Устойчивые и неустойчивые ступени лада

В этом главный смысл лада: неустойчивые ступени хотят перейти в устойчивые. Рассмотрим рисунок.

Шарик – это текущая нота. Холмы – неустойчивые ступени лада – чётные II, IV, VI и нечётная VII. На них шарику держаться сложно, и он силой тяготения стремится скатиться в ямки – устойчивые ступени — нечётные I, III и V.

В мелодии из терминатора нота «ре» – 1-ая ступень и опорная нота «фа» – 3-ья. А нота «ми» – 2-ая ступень и нота «соль» – 4-ая – неустойчивые. В конце мелодии «соль» переходит в «фа», а потом «ми» в «ре».  То есть 4-ая в 3-ью, а 2-ая в 1-ую.

Какие ступени и куда тяготеют, называется схемой тяготений и разрешений. Она наглядно видна на рисунке: со 2-ого холма шарик может скатиться в 1-ую и 3-ью ямку на выбор, а с 4-ого холма – в 3-ью и 5-ую.

На двух других холмах у шарика нет выбора: с 7-ого холма путь только в 1-ую ямку, а с 6-ого – только в 5-ую.

Послушаем все разрешения.

  • II->I – звучит устойчиво,
  • II->III – менее устойчиво.  
  • IV->III – устойчиво,
  • IV->V – менее устойчиво.  
  • VI->V – средне по устойчивости,
  • VII->I – сильное тяготение и очень устойчивое разрешение.

Вывод: не все разрешения звучат одинаково, потому что у ступеней разная степень устойчивости.

Степень устойчивости ступеней

Тоника или 1-ая ступень — самая устойчивая. Она как точка в предложении – конец явно слышен.

Если лад – солнечная система, то тоника – солнце, а другие ступени – планеты, что притягиваются и вращаются вокруг него.

Если тоникаточка, то 3-ья и 5-ая ступени – как запятые. Они тоже устойчивые, но меньше, чем тоника. Поэтому они звучат как окончание, но не полное.

Звуча вместе и записанные друг над другом они образуют аккорд До-мажор – светлый и главный.

Это как снеговик: 1-ая ступень – основание, 3-ья – торс, а 5-ая – голова.

И чем выше ударить по снеговику, тем легче его разрушить: тем менее устойчива ступень – дальше от тоники.

С учётом этого на рисунке глубина ямки – это степень устойчивости.

1-ая ступень – более глубокая ямка. Шарику в ней очень устойчиво, и его сложнее вытолкать из неё. А 3-ья и 5-ая ступень — менее глубокие. Из 5-ой ямки выкатить шарик на холм не сложно.

Наоборот, высота холма – это степень неустойчивости ступеней.

Виды тяготений

У 7-ой ступени самый высокий холм – она самая неустойчивая.

2 причины этого: во 1-ых она тяготеет в 1-ую, самую устойчивую ступень.

Во 2-ых у неё сильное тяготение – полутоновое, когда между устоем и неустоем расстояние в 1 полутон – между ступенями I и VII.

Другой вид тяготения – слабоецелотоновое, когда между нотами 1 тон, как между II и I ступенями.

Это похоже на магнит и монетку: чем они ближе друг к другу, тем сильнее притягиваются.

Полутоновое тяготение острее целотонового, как и монетка притягивается к магниту сильнее на отдалении в 1 см от него, чем монетка в 2-ух см от него.

Если 7-ую ступень, ноту «си», понизить  на 1 полутон, чтобы между ней и 1-ой ступенью, нотой «до», был целый тон, то тяготение будет слабее. Это было сделано в мелодии про ёлочку, чтобы она звучало более радостно и мягко. Сравним.

Ещё вместо 1-ой ступени – ноты до можно поставить 3-ью – ноту ми. Она как заместитель начальника: может отдавать приказы, но не так уверенно. Звучит чуть по-другому, но в целом суть мелодии не изменилась.

И если VII-I самое сильное тяготение – разница в высоте большая, то VI-Vсамое слабое — разница небольшая. VI ступень – самая устойчивая из неустойчивых, а V ступень наоборот – самая неустойчивая из устойчивых.

Это похоже на сообщающиеся сосуды: если разница в уровнях большая, то напор воды сильный. Наоборот, если она маленькая, то он слабый. А если её нет – то и напора нет: сама в себя нота не тяготеет.

Вывод: у тяготений разная сила, а у разрешений – степень устойчивости, что влияет на звучание.

Главное: на неустойчивой ступени нельзя закончить мелодию – будет ощущение незавершенности.

Заметьте: мелодия про ёлочку заканчивается на ноте «фа». От ноты «до» это 4-ая ступень — неустойчивая, но звучит очень устойчиво. А если её опустить на «до», то звучит не очень завершённо.  Наоборот, если в середине мелодии «до» 2-ой октавы заменить на «фа», то мелодия завершится и не потребует продолжения.  Значит, мы ошиблись и тоника здесь нота «фа», а не «до». До – 5-ая ступень от «фа» и менее устойчивая, поэтому и звучит как запятая, а «фа» – как точка.   

Главные выводы по устойчивости ступений и тяготениям

Вывод: в любом ладу нечётные ступени – 1, 3, 5 – устойчивые, а чётные – 2, 4, 6 + нечётная 7-ая — неустойчивые.

Каждый неустой тяготеет и разрешается в ближайший устой.

У ступеней 2 и 4 рядом по 2 устоя, а у 6 и 7 – по 1.  Ступени 2 и 7 ближе к тонике – планете с большим притяжением, поэтому они сильнее тяготеют к ней и они сильно неустойчивые. Причём полутоновое тяготение «си-до» острее, чем целотоновое – «ре-до».

А ступени 4 и 6 – дальше от тоники и они мягко неустойчивые.

В любой мелодии сочетаются устои и неустои – напряжение и покой.

Чем больше устоев, тем спокойнее и радостнее звучит мелодия. Так в мелодии про ёлочку большинство нот – устойчивые ступени: фа – 1-ая, ля – 3-ья и до – 5-ая. Неустоев заметно меньше.

И ещё все тяготения – слабые: между ближайшими нотами целый тон. Поэтому нота си опущена на 1 полутон, чтобы сильное тяготение к ноте «до» превратить в слабое.

Здесь 1 сильное тяготение — между си-бемоль – 4-ой ступенью и ля – 3-ей.

Вывод: если строить мелодию в основном на устойчивых ступенях, где тяготений мало и они целотоновые, то мелодия будет устойчивой и не напряжённой.

Это относится к классической музыке, поэтому для многих она скучная и её не часто слушают.

Наоборот, если в мелодии будет больше неустойчивых ступеней и полутоновых тяготений, то она будет более чувственной и напряженной. Это относится к популярной музыке. Так в основе мелодии из терминатора полутоновое тяготение – ми-фа или II->III.  

2-ая роль лада в мелодии — настроение

Сейчас мелодия про ёлочку звучит весело.  Но если в ней понизить все ноты ля и ре она зазвучит грустно и превратится во «в лесу разбился самолёт».

Это 2-ое следствие лада — настроение мелодии или вызываемое ею чувство.

Его можно чётко услышать и увидеть все ноты мелодии, если выписать их в восходящем порядке, начиная от тоники – ноты фа. Здесь 1 чёрная клавиша – си-бемоль. Звучит светло и точно также, как лад из всех белых клавиш начиная от ноты до.

Такой вид лада, похожий на лестницу, называется гаммой.

Его ноты как оттенки в цветовой гамме — наборе красок, цветовой палитре для рисования картины.

Лад — это упаковка, а его ноты — цветные карандаши в ней. Сейчас тона светлые – лад звучит задорно и весело. И картина из тёплых красок будет радостной.

Но если на полутон понизить 3, 6 и 7 ноты или ступени, будет звучать грустно.  Мы вместо красных и жёлтых карандашей взяли синие.  То есть настроение лада зависит от состава нот внутри него, что влияет на то какие интервалы между ними и тоникой образуются.

Влияние интервалов на настроение лада

Из урока 5 мы знаем, что интервалы есть 3-х видов – чистые, большие и малые.

Чистые звучат безлико, большие — радостно, а малые – грустно. 

И мелодия про ёлочку звучит светло, потому что в её ладу между нотой фа, тоникой, и другими нотами все интервалы чистые и большие.

Это видно и слышно, если тонику выписать отдельно с каждой нотой и послушать по порядку: большая секунда, большая терция, чистая кварта, чистая квинта, большая секста, большая септима, чистая октава. 

Нота си опущена на 1 полутон, потому что иначе между фа и си будет зловещий интервал тритона, который испортит всё хорошее настроение лада. Это как ложка дёгтя в бочке мёда.

Сравним мелодии с си-бемоль и просто си. С обычной нотой си мелодия звучит более резко, а с пониженной – мягко.

Так как в ладу преобладают большие интервалы, он называется мажорным – с англ. major – большой, главный. И название лада образуется от тоники и его вида.

Так в ёлочке тоника фа и лад мажорный, поэтому он называется фа-мажор. Состав интервалов в нём тот же, что и у лада до-мажор – с тоникой до и из всех белых клавиш.

Но когда мы опустили 3, 6 и 7 ступени лада на полутон, мы между ними и тоникой сделали вместо больших терции, сексты и септимы малые и лад сразу погрустнел. Сравним.

Такой грустный лад называется минорным – с англ. minor – малый, младший. И теперь этот лад – до-минор.

Если большая терция – это старшая и жизнерадостная сестра, то малая – младшая и недовольная.

И именно терция или 3-ья ступень лада главным образом определяет его настроение: её мы опустили у мелодии ёлочки в виде ноты ля-бемоль и она стала грустной. Даже 1 изменённая нота в ладу меняет его вид.

Формула лада и настроение

Но объяснять звучания ладов через интервалы хорошо для их простого понимания.

На практике же музыканты пользуются не интервалами, а формулой лада – порядком чередования тонов и полутонов друг за другом, начиная от тоники.

Её наглядно видно в раскладке пианино. Если между нотами есть пустота, как между до и ре, фа и соль – это тон, а если её нет – между ми и фа, си и до – это полутон.

И у каждого лада всегда своя и неизменная формула.
Сейчас чередование такое — Т-Т-П-Т-Т-Т-П и это формула мажорного лада.

Но если 3, 6 и 7 ступени опустить, чередование поменяется и станет таким:
Т-П-Т-Т-П-Т-Т.  Это формула минорного лада.

Вывод: от формулы лада зависит состав интервалов между тоникой и другими ступенями и, как следствие, его настроение. Благодаря формуле нужный вид лада можно построить от любой ноты.

Тональность и её связь с ладом

Если в виде пианино выделить все ноты до-мажора и перенести выше так, чтобы они начинались от ноты фа, то получится лад фа-мажор – из мелодии про ёлочку.

При переносе всех нот лада вверх или вниз на одинаковое расстояние, соотношение тонов и полутонов между ступенями или формула лада сохраняется: ведь положение нот друг относительно друга не меняется.

Отсюда без разницы с какой ноты начинается лад – он всегда будет мажорным, если соблюдать его формулу: поменяется только тоника. Да, на нотоносце могут появляться диезы и бемоли при переносе, но настроение всегда будет одним и тем же.

И то, на какой высоте находится лад, называется в музыке тональностью.

Её название образуется от тоники и характера лада и часто совпадает с его названием. Сейчас она фа-мажор, потому что I ступень – «фа», а формула лада – мажорная.

Если у мелодии про ёлочку на нотоносце выделить все её ноты и перенести на любую другую высоту, то настроение мелодии не изменится.

Для этого применим команду из меню Process – обработка -> Transpose – перенос и впишем 6 полутонов. Мелодия звучит выше, но она всё равно узнаваема – суть не изменилась.

И это сработает с любой мелодией и переносом на любое число полутонов.

Тональность – это высота лада. Если ладквартира: её планировка, отделка, расположение мебели, обстановка, то тональностьэтаж: на какой высоте квартира.

При этом сама квартира не меняется, а просто помещения переносятся вверх и вниз.

Также и мелодия при этом сохраняет своё настроение и узнаваемость: меняется только окраска звучания, потому что мелодия перемещается между разными регистрами.

Так если её опустить на 36 полутонов в нижний регистр, то она зазвучит более серьёзно и мрачно.  Это как квартиру опустить в подвал, где мало солнечного света и пыльно.

Наоборот, если её поднять на 24 полутона в верхний регистр, то она зазвучит более полётно и светло.  Это как квартиру поднять на крышу, где света много и чисто.  

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятиями лада и тональности и их взаимосвязью. Поняли, что лад основан на тяготении и разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые и придаёт музыке 2 характеристики – логичность и настроение.

В следующем уроке мы поговорим про виды ладов и их звучания.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения