Здравствуйте! Это 6-ый урок курса “О нотной грамоте проще некуда”. В нём показано легко и понятно для новичка что такое лад, устойчивые и неустойчивые ступени, тяготение и разрешение, формула и настроение лада, что такое тональность и чем она отличается от лада. Описано значение лада для мелодии и её зависимость от состава нот лада.
Но главное – наглядно показана схема тяготений и разрешений + как понять звучание лада с помощью интервалов. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – 1-ое значение и суть лада для мелодии – логичность и деление на фразы
02:29 – главная ступень лада – тоника и её роль в мелодии
04:22 – опорные и неопорные ноты мелодии, тяготение и разрешение нот
07:13 – устойчивые и неусточивые ступени лада, схемя тяготений и разрешений
09:18 – степень устойчивости ступеней, тоника как самая устойчивая
11:06 – 2 вида тяготений – сильное и слабое, замена тоники на 3-ью ступень
13:54 – главные выводы по ступеням, тяготениям и разрешениям
16:33 – устои и тяготения в мелодии, отличие классики от популярной музыки
17:57 – 2-ое значение лада для мелодии – настроение: радость и грусть
19:55 – большие и малые интервалы и их влияние на настроение лада
21:20 – мажорный и минорный лады, их отличия, название лада
23:01 – формула лада и её свойства, формулы мажора и минора
25:00 – понятие тональности, её название, отличие от лада и влияние на мелодию
27:02 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим понятие лад и тональность, чем они отличаются и как их понять с помощью музыкальных интервалов. Приступим.
Содержание страницы
1-ая роль лада в мелодии – логичность
Из урока 2 мы знаем, что все музыкальные звуки собраны в большую систему – звукоряд. Это набор всех сочетаемых друг с другом по частоте звуков для создания музыки.
Если музыка – это речь, то звукоряд в ней – алфавит, а звуки – буквы – кирпичики для строительства мелодий и слов.
Когда они взяты беспорядочно, они ничего не выражают: ни смысла, ни чувства. Это как разбросанные и отдельные буквы.
Но если их упорядочить – взять нужные и правильно расставить, то получится логичная речь или осмысленная мелодия с чётким чувством.
То есть из всего звукоряда выбрали определённые звуки и собрали их в отдельную систему – лад.
В нём у каждого звука своя роль, а один из них – самый главный. В мелодии про ёлочку это нота «до» – с неё начинается и заканчивается мелодия и оба предложения из текста песни.
Это 1-ое, что лад придаёт мелодии: логичность – её чёткое построение, когда ясно, где у неё начало и конец, как она поделена на фразы и предложения как и речь.
Заметьте: без лада у мелодии этого нет. Эти ноты как незнакомые люди: каждый сам по себе. Но если их собрать в команду, где все знают друг друга и работают вместе ради общей цели, то тогда образуется лад.
Его суть – как ноты мелодии ладят, общаются друг с другом.
Тоника лада и её значение
В ёлочке нота до – главная и называется тоникой. Она задаёт весь тон звучания и руководит другими нотами, как начальник подчинёнными.
Схема такая: начальник даёт приказ – начало мелодии, работники его выполняют – развитие, и возвращаются к начальнику с отчётом о работе. Он его оценивает, снова даёт приказ и говорит: «принесите отчёт на 2-ой этаж – я буду там». И 1-ая часть мелодии оканчивается на ноте до 2-ой октавы.
Теперь уберём начальника – заменим все ноты «до» на случайные. Без тоники другие звуки не имеют смысла, как и работники без руководителя.
Вывод: лад – это система нот, которые зависят от одной главной ноты – тоники. На ней обычно начинается и заканчивается мелодия, и она может быть любой нотой, не обязательно «до».
Так в мелодии из терминатора тоника нота «ре». Звучит завершено.
Теперь сдвинем ноту ре на ступень вниз на «до» и послушаем. Звучит незавершённо и хочется добавить ноту ре.
Заметьте: в мелодии есть 2 типа нот:
- короткие – малозначимые и заполняющие – в основном ноты ми;
- длинные – более важные ноты, на которых мелодия зависает в звучании – ноты фа. Это опорные ноты и основа мелодии.
Поменяем в её начале ноты ми и фа местами. Заметьте: ми будто тянется к фа и хочет перейти в неё, если на ней остановиться. То же и с нотой «до» в конце – хочет перейти в «ре». Это называется тяготением.
Тяготения и разрешения
Чтобы легче его понять, запишем лад просто – в виде восходящего набора нот, например, из белых клавиш фортепиано.
Как на лестнице, каждый звук лада – ступень с номером в виде римской цифры, как и у интервалов из урока 5. Обычно ступеней 7.
Если проиграть ноты подряд и остановится на 7-ой ступени и не переходить к 1-ой, то есть ощущение незавершенности. Звучание неустойчивое – нота «си» тяготеет в ноту «до».
Тяготение – это как потребность, напряжение, которое хочется снять. Будто человек хочет в туалет и стоит рядом с ним, но попасть не может.
Если же дверь открыть, человек заходит внутрь и удовлетворяет потребность – наступает покой и умиротворение. То же и будет с нотой «си», если дать ей перейти в «до» – ощущение завершенности. Мы решили проблему, выполнили желание и это называется разрешением.
Здесь нота си – неустой, а до – устой. Ожидание перехода, когда неустой хочет перейти в устой, но не переходит – это тяготение – звучит напряжённо. А сам переход – разрешение – звучит спокойно.
Это как малыш просит маму выпустить его на улицу поиграть – он тяготеет к ней, мама разрешает ему и напряжённая обстановка разряжается. Ещё это как маятник: при отклонении в неустойчивое положение он стремится вернуться в устойчивое.
Устойчивые и неустойчивые ступени лада
В этом главный смысл лада: неустойчивые ступени хотят перейти в устойчивые. Рассмотрим рисунок.
Шарик – это текущая нота. Холмы – неустойчивые ступени лада – чётные II, IV, VI и нечётная VII. На них шарику держаться сложно, и он силой тяготения стремится скатиться в ямки – устойчивые ступени – нечётные I, III и V.
В мелодии из терминатора нота «ре» – 1-ая ступень и опорная нота «фа» – 3-ья. А нота «ми» – 2-ая ступень и нота «соль» – 4-ая – неустойчивые. В конце мелодии «соль» переходит в «фа», а потом «ми» в «ре». То есть 4-ая в 3-ью, а 2-ая в 1-ую.
Какие ступени и куда тяготеют, называется схемой тяготений и разрешений. Она наглядно видна на рисунке: со 2-ого холма шарик может скатиться в 1-ую и 3-ью ямку на выбор, а с 4-ого холма – в 3-ью и 5-ую.
На двух других холмах у шарика нет выбора: с 7-ого холма путь только в 1-ую ямку, а с 6-ого – только в 5-ую.
Послушаем все разрешения.
- II->I – звучит устойчиво,
- II->III – менее устойчиво.
- IV->III – устойчиво,
- IV->V – менее устойчиво.
- VI->V – средне по устойчивости,
- VII->I – сильное тяготение и очень устойчивое разрешение.
Вывод: не все разрешения звучат одинаково, потому что у ступеней разная степень устойчивости.
Степень устойчивости ступеней
Тоника или 1-ая ступень – самая устойчивая. Она как точка в предложении – конец явно слышен.
Если лад – солнечная система, то тоника – солнце, а другие ступени – планеты, что притягиваются и вращаются вокруг него.
Если тоника – точка, то 3-ья и 5-ая ступени – как запятые. Они тоже устойчивые, но меньше, чем тоника. Поэтому они звучат как окончание, но не полное.
Звуча вместе и записанные друг над другом они образуют аккорд До-мажор – светлый и главный.
Это как снеговик: 1-ая ступень – основание, 3-ья – торс, а 5-ая – голова.
И чем выше ударить по снеговику, тем легче его разрушить: тем менее устойчива ступень – дальше от тоники.
С учётом этого на рисунке глубина ямки – это степень устойчивости.
1-ая ступень – более глубокая ямка. Шарику в ней очень устойчиво, и его сложнее вытолкать из неё. А 3-ья и 5-ая ступень – менее глубокие. Из 5-ой ямки выкатить шарик на холм не сложно.
Наоборот, высота холма – это степень неустойчивости ступеней.
Виды тяготений
У 7-ой ступени самый высокий холм – она самая неустойчивая.
2 причины этого: во 1-ых она тяготеет в 1-ую, самую устойчивую ступень.
Во 2-ых у неё сильное тяготение – полутоновое, когда между устоем и неустоем расстояние в 1 полутон – между ступенями I и VII.
Другой вид тяготения – слабое – целотоновое, когда между нотами 1 тон, как между II и I ступенями.
Это похоже на магнит и монетку: чем они ближе друг к другу, тем сильнее притягиваются.
Полутоновое тяготение острее целотонового, как и монетка притягивается к магниту сильнее на отдалении в 1 см от него, чем монетка в 2-ух см от него.
Если 7-ую ступень, ноту «си», понизить на 1 полутон, чтобы между ней и 1-ой ступенью, нотой «до», был целый тон, то тяготение будет слабее. Это было сделано в мелодии про ёлочку, чтобы она звучало более радостно и мягко. Сравним.
Ещё вместо 1-ой ступени – ноты до можно поставить 3-ью – ноту ми. Она как заместитель начальника: может отдавать приказы, но не так уверенно. Звучит чуть по-другому, но в целом суть мелодии не изменилась.
И если VII-I самое сильное тяготение – разница в высоте большая, то VI-V – самое слабое – разница небольшая. VI ступень – самая устойчивая из неустойчивых, а V ступень наоборот – самая неустойчивая из устойчивых.
Это похоже на сообщающиеся сосуды: если разница в уровнях большая, то напор воды сильный. Наоборот, если она маленькая, то он слабый. А если её нет – то и напора нет: сама в себя нота не тяготеет.
Вывод: у тяготений разная сила, а у разрешений – степень устойчивости, что влияет на звучание.
Главное: на неустойчивой ступени нельзя закончить мелодию – будет ощущение незавершенности.
Заметьте: мелодия про ёлочку заканчивается на ноте «фа». От ноты «до» это 4-ая ступень – неустойчивая, но звучит очень устойчиво. А если её опустить на «до», то звучит не очень завершённо. Наоборот, если в середине мелодии «до» 2-ой октавы заменить на «фа», то мелодия завершится и не потребует продолжения. Значит, мы ошиблись и тоника здесь нота «фа», а не «до». До – 5-ая ступень от «фа» и менее устойчивая, поэтому и звучит как запятая, а «фа» – как точка.
Главные выводы по устойчивости ступений и тяготениям
Вывод: в любом ладу нечётные ступени – 1, 3, 5 – устойчивые, а чётные – 2, 4, 6 + нечётная 7-ая – неустойчивые.
Каждый неустой тяготеет и разрешается в ближайший устой.
У ступеней 2 и 4 рядом по 2 устоя, а у 6 и 7 – по 1. Ступени 2 и 7 ближе к тонике – планете с большим притяжением, поэтому они сильнее тяготеют к ней и они сильно неустойчивые. Причём полутоновое тяготение «си-до» острее, чем целотоновое – «ре-до».
А ступени 4 и 6 – дальше от тоники и они мягко неустойчивые.
В любой мелодии сочетаются устои и неустои – напряжение и покой.
Чем больше устоев, тем спокойнее и радостнее звучит мелодия. Так в мелодии про ёлочку большинство нот – устойчивые ступени: фа – 1-ая, ля – 3-ья и до – 5-ая. Неустоев заметно меньше.
И ещё все тяготения – слабые: между ближайшими нотами целый тон. Поэтому нота си опущена на 1 полутон, чтобы сильное тяготение к ноте «до» превратить в слабое.
Здесь 1 сильное тяготение – между си-бемоль – 4-ой ступенью и ля – 3-ей.
Вывод: если строить мелодию в основном на устойчивых ступенях, где тяготений мало и они целотоновые, то мелодия будет устойчивой и не напряжённой.
Это относится к классической музыке, поэтому для многих она скучная и её не часто слушают.
Наоборот, если в мелодии будет больше неустойчивых ступеней и полутоновых тяготений, то она будет более чувственной и напряженной. Это относится к популярной музыке. Так в основе мелодии из терминатора полутоновое тяготение – ми-фа или II->III.
2-ая роль лада в мелодии – настроение
Сейчас мелодия про ёлочку звучит весело. Но если в ней понизить все ноты ля и ре она зазвучит грустно и превратится во «в лесу разбился самолёт».
Это 2-ое следствие лада – настроение мелодии или вызываемое ею чувство.
Его можно чётко услышать и увидеть все ноты мелодии, если выписать их в восходящем порядке, начиная от тоники – ноты фа. Здесь 1 чёрная клавиша – си-бемоль. Звучит светло и точно также, как лад из всех белых клавиш начиная от ноты до.
Такой вид лада, похожий на лестницу, называется гаммой.
Его ноты как оттенки в цветовой гамме – наборе красок, цветовой палитре для рисования картины.
Лад – это упаковка, а его ноты – цветные карандаши в ней. Сейчас тона светлые – лад звучит задорно и весело. И картина из тёплых красок будет радостной.
Но если на полутон понизить 3, 6 и 7 ноты или ступени, будет звучать грустно. Мы вместо красных и жёлтых карандашей взяли синие. То есть настроение лада зависит от состава нот внутри него, что влияет на то какие интервалы между ними и тоникой образуются.
Влияние интервалов на настроение лада
Из урока 5 мы знаем, что интервалы есть 3-х видов – чистые, большие и малые.
Чистые звучат безлико, большие – радостно, а малые – грустно.
И мелодия про ёлочку звучит светло, потому что в её ладу между нотой фа, тоникой, и другими нотами все интервалы чистые и большие.
Это видно и слышно, если тонику выписать отдельно с каждой нотой и послушать по порядку: большая секунда, большая терция, чистая кварта, чистая квинта, большая секста, большая септима, чистая октава.
Нота си опущена на 1 полутон, потому что иначе между фа и си будет зловещий интервал тритона, который испортит всё хорошее настроение лада. Это как ложка дёгтя в бочке мёда.
Сравним мелодии с си-бемоль и просто си. С обычной нотой си мелодия звучит более резко, а с пониженной – мягко.
Так как в ладу преобладают большие интервалы, он называется мажорным – с англ. major – большой, главный. И название лада образуется от тоники и его вида.
Так в ёлочке тоника фа и лад мажорный, поэтому он называется фа-мажор. Состав интервалов в нём тот же, что и у лада до-мажор – с тоникой до и из всех белых клавиш.
Но когда мы опустили 3, 6 и 7 ступени лада на полутон, мы между ними и тоникой сделали вместо больших терции, сексты и септимы малые и лад сразу погрустнел. Сравним.
Такой грустный лад называется минорным – с англ. minor – малый, младший. И теперь этот лад – до-минор.
Если большая терция – это старшая и жизнерадостная сестра, то малая – младшая и недовольная.
И именно терция или 3-ья ступень лада главным образом определяет его настроение: её мы опустили у мелодии ёлочки в виде ноты ля-бемоль и она стала грустной. Даже 1 изменённая нота в ладу меняет его вид.
Формула лада и настроение
Но объяснять звучания ладов через интервалы хорошо для их простого понимания.
На практике же музыканты пользуются не интервалами, а формулой лада – порядком чередования тонов и полутонов друг за другом, начиная от тоники.
Её наглядно видно в раскладке пианино. Если между нотами есть пустота, как между до и ре, фа и соль – это тон, а если её нет – между ми и фа, си и до – это полутон.
И у каждого лада всегда своя и неизменная формула.
Сейчас чередование такое – Т-Т-П-Т-Т-Т-П и это формула мажорного лада.
Но если 3, 6 и 7 ступени опустить, чередование поменяется и станет таким:
Т-П-Т-Т-П-Т-Т. Это формула минорного лада.
Вывод: от формулы лада зависит состав интервалов между тоникой и другими ступенями и, как следствие, его настроение. Благодаря формуле нужный вид лада можно построить от любой ноты.
Тональность и её связь с ладом
Если в виде пианино выделить все ноты до-мажора и перенести выше так, чтобы они начинались от ноты фа, то получится лад фа-мажор – из мелодии про ёлочку.
При переносе всех нот лада вверх или вниз на одинаковое расстояние, соотношение тонов и полутонов между ступенями или формула лада сохраняется: ведь положение нот друг относительно друга не меняется.
Отсюда без разницы с какой ноты начинается лад – он всегда будет мажорным, если соблюдать его формулу: поменяется только тоника. Да, на нотоносце могут появляться диезы и бемоли при переносе, но настроение всегда будет одним и тем же.
И то, на какой высоте находится лад, называется в музыке тональностью.
Её название образуется от тоники и характера лада и часто совпадает с его названием. Сейчас она фа-мажор, потому что I ступень – «фа», а формула лада – мажорная.
Если у мелодии про ёлочку на нотоносце выделить все её ноты и перенести на любую другую высоту, то настроение мелодии не изменится.
Для этого применим команду из меню Process – обработка -> Transpose – перенос и впишем 6 полутонов. Мелодия звучит выше, но она всё равно узнаваема – суть не изменилась.
И это сработает с любой мелодией и переносом на любое число полутонов.
Тональность – это высота лада. Если лад – квартира: её планировка, отделка, расположение мебели, обстановка, то тональность – этаж: на какой высоте квартира.
При этом сама квартира не меняется, а просто помещения переносятся вверх и вниз.
Также и мелодия при этом сохраняет своё настроение и узнаваемость: меняется только окраска звучания, потому что мелодия перемещается между разными регистрами.
Так если её опустить на 36 полутонов в нижний регистр, то она зазвучит более серьёзно и мрачно. Это как квартиру опустить в подвал, где мало солнечного света и пыльно.
Наоборот, если её поднять на 24 полутона в верхний регистр, то она зазвучит более полётно и светло. Это как квартиру поднять на крышу, где света много и чисто.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятиями лада и тональности и их взаимосвязью. Поняли, что лад основан на тяготении и разрешении неустойчивых ступеней в устойчивые и придаёт музыке 2 характеристики – логичность и настроение.
В следующем уроке мы поговорим про виды ладов и их звучания.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


