ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 5-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое музыкальные интервалы, как они называются и строются, что такое ступеневая и тоновая величина, мелодический и гармонический интервалы и другие их виды. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – октава и полутон как меры расстояния в музыке, сравнение с линейкой
02:02 – понятие интервала и принцип отсчёта нот по высоте по ступеням
04:26 – латинские названия ступеней — прима, секунда, терция, кварта и т.д.
07:24 – принцип различения интервалов на нотоносце по положению нот
08:23 – 1-ая величина измерения интервалов — ступеневая и её особенности
11:37 – 2-ая величина измерения интервалов — тоновая и её особенности
13:26 – чистые, большие и малые интервалы, их примеры и звучания
15:33 – увеличенные и уменьшенные интервалы, тритон, энгармонизм
18:37 – сдвиг нот интервала на полутон, на октаву — обращение интервалов
20:29 – 1-ый вид интервалов — мелодические: восходящие и нисходящие
21:57 – 2-ой вид интервалов — гармонические: узкие и широкие
22:59 – понятие темп, виды темпа и его влияние на ритм и музыку в целом
25:09 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим музыкальные интервалы – расстояния между разными нотами по высоте, их виды и характер звучания. Приступим.
Содержание
Октава и полутон как мера расстояния
Из урока 2 мы знаем, что ноты различны по высоте и расстояния между ними можно мерить 2-мя единицами: крупными – октавами и мелкими – полутонами.
Октава – наибольшее расстояние между нотами с одинаковыми названиями – до-до. Разница между ними по высоте — 12 полутонов, а по частоте звука — в 2 раза.
Полутон – наименьшее расстояние между ближайшими нотами, что отличаются по высоте в корень 12 степени из 2.
Сравним их на фортепиано с линейкой. Октава – это сантиметр — большая чёрточка с цифрой, а полутон – миллиметр – маленькая и без цифры. В 1 сантиметре 10 миллиметров, а в 1 октаве 12 полутонов — 7 белых и 5 чёрных клавиш.
В Sonarе ноты можно двигать по полутонам через меню Process – обработка -> Transpose – перенести. В поле Amount – число полутонов впишем 12, и нота поднимется на октаву. Со знаком минус перед числом нота опустится.
Расстояние между нотами можно мерить полутонами, например, между до и соль 7 полутонов, а между до и си — 11. И если в жизни так удобно мерить длину линейкой, то в музыке высоту – нет.
Мы уже знаем: проще дать высотам и длительностям нот имена – до, ре, ми и целая, ½ и т.д., чем мерить и называть их герцами и секундами. То же и с разными расстояниями между нотами: их проще назвать по-своему, чем каждый раз отсчитывать полутона.
Это как в жизни: проще назвать улицы с домами и дать домам номера, чтобы сразу их находить, чем отсчитывать все дома от центра города номерами и без названий улиц.
В музыке номера домов – названия нот, а улицы – названия промежутков между нотами или интервалов.
Понятие интервала и ступени
Интервал – от лат. intervallum – промежуток или от англ. inter – между и value – значение, величина – это расстояние между 2-мя любыми нотами.
Но как их называть? В виде раскладки пианино при сдвиге ноты вверх или вниз расстояние меняется по полутонам – и по белым, и по чёрным клавишам.
Но полутона – слишком мелкие единицы. Их в октаве многовато – 12 и они как метры при измерении высоты дома.
Если на вопрос как высоко ты живёшь, ответить 15 метров над землей, то это и не удобно самому посчитать, и не понятно для спрашивающего. Проще и понятнее ответить числом этажей — на 5 этаже: это легко представить.
Так же и в музыке: если метр – это полутон, то этаж – тон. Если в этаже 3 метра, то в тоне 2 полутона. Тона более крупные единицы и их в октаве в 2 раза меньше – 6. Единственно, 1 тон всё-таки разделили на 2 полутона, чтобы было 7 белых клавиш – нот со своими названиями.
Именно по белым клавишам перемещаются ноты в виде нотоносца – в основном по тонам и паре полутонов между ми и фа, и си и до.
Поэтому каждую белую клавишу приняли называть ступенью и, как этажу, дали ей свой номер – от 1 до 7. То есть до – 1-ая ступень, а си – 7-ая.
В музыке ступени обозначаются не арабскими, а римскими цифрами.
И расстояние между нотами мерится именно ступенями, а не чисто тонами или полутонами. И каждую ступень приняли называть латинским именем исходя из её номера.
Так 1-ая ступень – прима, 2-ая – секунда, 3-ья – терция, 4-ая – кварта, 5-ая – квинта, 6-ая – секста, 7-ая – септима и 8-ая – октава.
Для справки: от этих латинских приставок образуются названия месяцев. Раньше новый год считали от марта. И от него сентябрь 7-ой по счёту, поэтому он так и называется: сент произошло от лат. септима, а по англ. он september, октябрь – окто — 8, ноябрь – нона – 9, декабрь – дека – 10. Потом начало года перенесли на январь, но названия месяцев не поменяли.
Названия интервалов
В итоге от ноты «до» на белых клавишах можно построить 8 интервалов.
Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.
И названия интервалов зависят от того, сколько ступеней включительно нужно пройти от основания до вершины интервала – от 1 до 8.
Прима – с англ. prime – первый, главный — это просто повторение ноты или 2 ноты рядом на одной и той же ступени.
От ноты «до» до «ре» секунда – с англ. second – второй. Этот шаг как 1 отсчёт секундной стрелки на часах от одной чёрточки до другой. Именно такой по размеру шаг, когда говорят о плавном или поступенном движении по нотам.
Промежуток до-ми — терция – 3. Если «е» и «р» меняем местами и будет тре- , что созвучно с третью и третьим.
До-фа – кварта — 4, созвучна с квадратом, у которого 4 стороны.
До-соль – от лат. квинта — 5, что созвучна с греч. пентой – 5. А пентагон – 5 стороннее здание Минобороны США. Ещё группа из 4-х музыкантов – квартет, а из 5 – квинтет.
До-ля — секста – с англ. six – 6.
До-си — септима – 7. 2 первые буквы те же, что и у цифры 7 по-русски и seven по англ.
Октава — окто – с лат. 8, а по англ. octopus – осьминог, у которого 8 ног или, точнее, щупалец.
Важно быстро отличать интервалы на нотоносце по их внешнему виду.
Так секунда – соседние промежуток и линейка. У терции между нотами 1 ступень в виде промежутка или линейки, у кварты – 2 ступени – линейка и промежуток, у квинты – 3, у сексты – 4, у септимы – 5, у октавы – 6.
Можно определить название интервала по формуле: число ступеней между нотами + 2. Так у сексты считаем их – 1,2,3,4 + 2 = 6 — секста.
Заметьте: у нечётных интервалов: терции, квинты, септимы обе ноты или на линейках, или в промежутках. У чётных же — секунда, кварта, секста, октава одна нота на линейке, а другая в промежутке.
Принцип измерения интервалов
Ступень на нотоносце – это шаг между линейкой и ближайшим промежутком. Так в нотах одной октавы от «до» и выше каждая нота будет выше предыдущей на 1 ступень.
При этом номер ступени не зависит от того белая или чёрная клавиша в ней написана.
Так, между нотами до и ми – терция, но и между до и опущенной на полутон ми-бемоль – тоже терция. То есть во 2-ом случае 3-ья ступень понижена, но нота всё равно 3-ья на той же 1-ой линейке, что и в 1-ом случае. Хотя звучание у них разное из-за разного расстояния в полутонах.
Суть вот в чём: у интервалов есть 2 величины измерения:
Ступеневая величина
1-ая – ступеневая – это число охватываемых интервалом ступеней – линий и промежутков на нотоносце.
Здесь ступень как на лестнице и плавный сдвиг ноты на 1 ступень – это 1 шаг.
Именно от числа ступеней происходят названия секунда, терция, кварта и т.д.
Это номер 2-ого звука интервала – вершины, равный числу шагов по ступеням к нему подряд от 1-ого звука включительно – основания.
И им может быть любая нота, не обязательно «до». Так от «до» до «соль» 5 шагов – квинта, а от «фа» до «до» выше – тоже 5 шагов и снова квинта.
Но загвоздка в том, что счёт расстояния по ступеням – приблизительный.
Вот ноты «до-ре» и «до-ре бемоль». И то, и то секунды, но число полутонов в них разное: в 1 случае – 2 полутона, а во 2-ом – 1.
Вот 4 интервала и они все терции, так как их ступеневая величина – положение нот на нотоносце одинаковое. Но из-за диезов и бемолей расстояние между нотами в полутонах во всех случаях разное, что видно на раскладке пианино.
А вот 2 кварты только на белых клавишах: до–фа и фа–си. Но звучание разное — возвышенное и тревожное, потому что в кварте до-фа 5 полутонов между нотами, а в фа-си – 6.
Вывод: ступеневая величина даёт название интервалу, зависит от положения нот и не зависит от числа полутонов между звуками.
То есть нотоносец со ступенями — это как линейка с дюймами по 2,5 см в каждом, да и то не всегда: где-то это 2 см, а где-то 3. И расстояние мы измерили грубо, не точно.
И раз на одной и той же ступени может быть и белая, и чёрная клавиша – основная и изменённая нота, то нужна более точная линейка – в см. и постоянных.
Тоновая величина
Тоновая величина — 2-ой вид замера интервалов и она их уточняет. Это число заключённых в интервале тонов или полутонов – мелких шагов в виде раскладки пианино.
Здесь 1 шаг всегда 1 полутон, а не разное их число, как на нотоносце.
И в каждом интервале всегда своё число полутонов. В секунде – 2 полутона — нижнюю ноту до верхней нужно поднять на 2 шага, в терции – 4, в кварте – 5 и т.д.
Это можно свести в таблицу. Вопрос: если так точнее, почему так и не мерить?
Ответ: ступени удобнее полутонов, как и этажи удобнее метров. Но опять же в таблице нет интервалов величиной в 1, 3, 6, 8 и 10 полутонов — между до и каждой из 5 чёрных клавиш. С ними таблица полная.
Но как без числа полутонов указать тоновую величину? Разберёмся.
Для начала удобство ступеней и точность полутонов совместили друг с другом. Так чтобы правильно назвать интервал, нужно сделать 2 шага:
1-ый шаг — указать число ступеней. Например, от «до» до «ми» — 3 ступени, значит это терция.
2-ой шаг – уточнить её, указать её качество. Для этого к названию ступени добавляется одно из 3-х прилагательных – большая, малая и чистая.
Они описывают характер звучания или настроение.
Чистые, большие и малые интервалы
1 — чистые интервалы звучат безлико и пусто, без чёткого настроения радости или грусти, то есть чисто от них. Их 4 — прима, кварта, квинта и октава.
Другие 4 – секунды, терции, сексты и септимы могут быть как большими, так и малыми.
2 – большие интервалы содержат на 1 полутон больше, чем малые и звучат светло и весело – им полутонов хватает и они счастливы. Они получаются при построении от ноты до по белым клавишам.
3 – в малых интервалах на 1 полутон меньше, чем в больших. Для этого в больших нужно опустить на 1 шаг верхнюю ноту, либо поднять нижнюю. Они звучат мягко, грустно и тревожно, ведь у них отняли 1 полутон и они расстроены.
Сравним звучания одноимённых больших и малых интервалов. Вот таблица интервалов в полном виде.
Вывод: ступеневая величина – количественная – сколько ступеней на письме, а тоновая – качественная – как звучит на слух, исходя из числа полутонов.
Объединив их, каждый интервал можно обозначить сокращённо так: маленькая буква – 1 из слов чистая, большая и малая и цифра – число ступеней. Так, б2 – большая секунда, ч5 – чистая квинта, м7 – малая септима.
Увеличенные и уменьшенные интервалы, энгармонизм
Заметьте: в таблице нет интервала из 6 полутонов.
Его можно получить 2-мя путями – увеличить кварту на полутон – к ноте фа добавить диез или уменьшить квинту на полутон – добавить к соль бемоль.
При этом кварта будет называться увеличенной, а квинта — уменьшенной.
Этот интервал звучит зловеще, редко применяется в музыке и называется тритон, так как в нём 3 тона.
Заметьте: у обоих интервалов запись разная – верхние ноты на разных ступенях, а звучание одинаковое – число полутонов то же.
Это знакомый из 3-его урока энгармонизм, когда ступеневая величина у интервалов разная, а тоновая одинаковая.
Уменьшим кварту на полутон и она зазвучит как большая терция – в обеих 4 полутона.
Увеличим квинту и она зазвучит как малая секста – 8 полутонов.
Кроме того, из большого интервала, например, терции можно получить увеличенный – добавить к нему 1 полутон, а из малого – уменьшенный – отнять его.
Увеличить интервал можно 2-мя путями – повысить вершину или понизить основание. Оба расширены и звучат похоже.
Уменьшить интервал – значит наоборот понизить вершину или повысить основание. Оба сужены и звучат похоже.
Заметьте: так как у вершины уже был бемоль, пришлось добавить ещё 1. Этот знак называется дубль-бемоль – с англ. double — двойной. Он понижает ноту на целый тон. Он, как и дубль-диез в виде крестика, которого в Сонаре нет, применяется редко.
Вывод: у интервала есть 4 уточнения – большой, малый, увеличенный и уменьшенный.
Чаще всего их признаки такие: большой – у нот нет знаков альтерации. Малый – у вершины бемоль. Увеличенный – у вершины диез. Уменьшенный – у вершины дубль-бемоль.
Последние 2 чаще применимы именно к кварте и к квинте. Если у чистой примы 2-ую ноту поднять на полутон, то она зазвучит как малая секунда – они энгармонически равны. И чаще и проще интервал зовётся именно малой секундой.
Обращение интервалов
Если обе ноты в интервале поднять или опустить на полутон, его суть не изменится: число полутонов останется тем же. Так это будет большая секста, только построенная на чёрных клавишах.
Если у интервала перенести нижний звук на октаву вверх или верхний звук на октаву вниз, то он превратится в другой. Так секунда превратится в септиму и наоборот.
Это называется обращением интервала. Оно происходит по формуле: обращение = 9 – исходной интервал. Так септима или 7 = 9 — секунда или 2. Терция или 3 = 9 – секста или 6, кварта или 4 = 9 – квинта или 5.
Вывод: все интервалы взаимно обратимы. При этом их качество или тоновая величина меняется на противоположное: большие обращаются в малые и наоборот, а увеличенные в уменьшенные и наоборот.
Так малая секста обращается в большую терцию, а большая секунда в малую септиму.
Чистые обращаются в чистые – кварта в квинту, прима в октаву.
Тритон обращается сам в себя.
Про применение обращений поговорим в следующих уроках.
Виды интервалов
Теперь о видах интервалов. По времени звучания они есть 2-х видов:
Мелодические интервалы
1-ый вид – мелодические, то есть образующие мелодию, когда звуки берутся раздельно или поочерёдно.
Они есть 2-х видов: восходящий – когда сначала звучит основание, а потом вершина. Это как подъём в гору.
Нисходящий – наоборот – сначала вершина, а потом основание – спуск с горы.
Хоть интервалы одинаковые, в их звучании есть 2 отличия:
- 1-ое — восходящий звучит похоже на вопрос – «куда?», а нисходящий на ответ – «сюда».
- 2-ое – восходящий звучит бодрее, а нисходящий чуть грустнее.
1-ый в виде большой секунды использован в мелодии Happy Birthday – С днём рождения, а 2-ой в песне группы The Beatles – Yesterday – Вчера.
Гармонические интервалы
2-ой вид интервалов – гармонические, то есть образующие гармонию – в них ноты звучат вместе, одновременно.
По расстоянию между нотами они есть 2-х видов:
- узкие – от примы до терции – звучат плотно и насыщенно.
- широкие – от кварты и выше – звучат пустовато, ведь между нотами много места.
Важно: все интервалы от примы до октавы включительно называются простыми. Их 8 – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, мы их изучили, и они применяются часто.
Более редкие интервалы и шире октавы называются составными.
Они состоят из октавы и другого простого интервала и называются по-латински так: нона = октава + секунда, децима = октава + терция.
Дальше у названий повторяется слово децима с названиями цифр: 1 – ун, 2 – дуо, 3 – терц, 4 – кварт, 5 – квинт.
Интервал в 11 ступеней — ундецима = октава + кварта, 12 — дуодецима = октава + квинта, 13 — терцдецима = секста через октаву, 14 — квартдецима = септима через октаву, 15 квинтдецима = две октавы. У интервалов шире последней нет своих названий.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с измерением расстояний между 2-мя нотами на нотоносце, понятием музыкальных интервалов и их звучаниях. Поняли, что у них есть ступеневая и тоновая величина и деление на виды по ширине, благозвучности и времени игры звуков в них. В следующем уроке мы поговорим о понятиях лад и тональность и как их понять с помощью интервалов.
В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.