Урок 5 — интервалы

Нотная грамота. Интервалы Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 5-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое музыкальные интервалы, как они называются и строются, что такое ступеневая и тоновая величина, мелодический и гармонический интервалы и другие их виды. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 5 - Интервалы | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – октава и полутон как меры расстояния в музыке, сравнение с линейкой
02:02 – понятие интервала и принцип отсчёта нот по высоте по ступеням
04:26 – латинские названия ступеней — прима, секунда, терция, кварта и т.д.
07:24 – принцип различения интервалов на нотоносце по положению нот
08:23 – 1-ая величина измерения интервалов — ступеневая и её особенности
11:37 – 2-ая величина измерения интервалов — тоновая и её особенности
13:26 – чистые, большие и малые интервалы, их примеры и звучания
15:33 – увеличенные и уменьшенные интервалы, тритон, энгармонизм
18:37 – сдвиг нот интервала на полутон, на октаву — обращение интервалов
20:29 – 1-ый вид интервалов — мелодические: восходящие и нисходящие
21:57 – 2-ой вид интервалов — гармонические: узкие и широкие
22:59 – понятие темп, виды темпа и его влияние на ритм и музыку в целом
25:09 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим музыкальные интервалы – расстояния между разными нотами по высоте, их виды и характер звучания. Приступим.

Октава и полутон как мера расстояния

Из урока 2 мы знаем, что ноты различны по высоте и расстояния между ними можно мерить 2-мя единицами: крупными – октавами и мелкими – полутонами.

Октава – наибольшее расстояние между нотами с одинаковыми названиями – до-до. Разница между ними по высоте — 12 полутонов, а по частоте звука — в 2 раза.

Полутон – наименьшее расстояние между ближайшими нотами, что отличаются по высоте в корень 12 степени из 2.

Сравним их на фортепиано с линейкой. Октава – это сантиметр — большая чёрточка с цифрой, а полутон – миллиметр – маленькая и без цифры. В 1 сантиметре 10 миллиметров, а в 1 октаве 12 полутонов — 7 белых и 5 чёрных клавиш.

В Sonarе ноты можно двигать по полутонам через меню Process – обработка -> Transpose – перенести. В поле Amount – число полутонов впишем 12, и нота поднимется на октаву. Со знаком минус перед числом нота опустится.

Расстояние между нотами можно мерить полутонами, например, между до и соль 7 полутонов, а между до и си — 11. И если в жизни так удобно мерить длину линейкой, то в музыке высоту – нет.

Мы уже знаем: проще дать высотам и длительностям нот имена – до, ре, ми и целая, ½ и т.д., чем мерить и называть их герцами и секундами. То же и с разными расстояниями между нотами: их проще назвать по-своему, чем каждый раз отсчитывать полутона.

Это как в жизни: проще назвать улицы с домами и дать домам номера, чтобы сразу их находить, чем отсчитывать все дома от центра города номерами и без названий улиц.

В музыке номера домов – названия нот, а улицы – названия промежутков между нотами или интервалов.

Понятие интервала и ступени

Интервал – от лат. intervallum – промежуток или от англ. inter – между и value – значение, величина – это расстояние между 2-мя любыми нотами.

Но как их называть? В виде раскладки пианино при сдвиге ноты вверх или вниз расстояние меняется по полутонам – и по белым, и по чёрным клавишам.

Но полутона – слишком мелкие единицы. Их в октаве многовато – 12 и они как метры при измерении высоты дома.

Если на вопрос как высоко ты живёшь, ответить 15 метров над землей, то это и не удобно самому посчитать, и не понятно для спрашивающего. Проще и понятнее ответить числом этажей — на 5 этаже: это легко представить.

Так же и в музыке: если метр – это полутон, то этаж – тон. Если в этаже 3 метра, то в тоне 2 полутона. Тона более крупные единицы и их в октаве в 2 раза меньше – 6.  Единственно, 1 тон всё-таки разделили на 2 полутона, чтобы было 7 белых клавиш – нот со своими названиями.

Именно по белым клавишам перемещаются ноты в виде нотоносца – в основном по тонам и паре полутонов между ми и фа, и си и до.  

Поэтому каждую белую клавишу приняли называть ступенью и, как этажу, дали ей свой номер – от 1 до 7. То есть до – 1-ая ступень, а си – 7-ая.  

В музыке ступени обозначаются не арабскими, а римскими цифрами.

И расстояние между нотами мерится именно ступенями, а не чисто тонами или полутонами. И каждую ступень приняли называть латинским именем исходя из её номера.

Так 1-ая ступень – прима, 2-ая – секунда, 3-ья – терция, 4-ая – кварта, 5-ая – квинта, 6-ая – секста, 7-ая – септима и 8-ая – октава.  

Для справки: от этих латинских приставок образуются названия месяцев. Раньше новый год считали от марта. И от него сентябрь 7-ой по счёту, поэтому он так и называется: сент произошло от лат. септима, а по англ. он september, октябрь – окто — 8, ноябрь – нона – 9, декабрь – дека – 10. Потом начало года перенесли на январь, но названия месяцев не поменяли.

Названия интервалов

В итоге от ноты «до» на белых клавишах можно построить 8 интервалов.

Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.

И названия интервалов зависят от того, сколько ступеней включительно нужно пройти от основания до вершины интервала – от 1 до 8.

Прима – с англ. prime – первый, главный — это просто повторение ноты или 2 ноты рядом на одной и той же ступени.  

От ноты «до» до «ре» секунда – с англ. second – второй.  Этот шаг как 1 отсчёт секундной стрелки на часах от одной чёрточки до другой. Именно такой по размеру шаг, когда говорят о плавном или поступенном движении по нотам.

Промежуток до-ми — терция – 3.  Если «е» и «р» меняем местами и будет тре- , что созвучно с третью и третьим.

До-фа – кварта — 4, созвучна с квадратом, у которого 4 стороны.  

До-соль – от лат. квинта — 5, что созвучна с греч. пентой – 5. А пентагон – 5 стороннее здание Минобороны США.  Ещё группа из 4-х музыкантов – квартет, а из 5 – квинтет.  

До-ля — секста – с англ. six – 6.  

До-си — септима – 7. 2 первые буквы те же, что и у цифры 7 по-русски и seven по англ. 

Октава — окто – с лат. 8, а по англ. octopus – осьминог, у которого 8 ног или, точнее, щупалец.

Важно быстро отличать интервалы на нотоносце по их внешнему виду.

Так секунда – соседние промежуток и линейка. У терции между нотами 1 ступень в виде промежутка или линейки, у кварты – 2 ступени – линейка и промежуток, у квинты – 3, у сексты – 4, у септимы – 5, у октавы – 6.  

Можно определить название интервала по формуле: число ступеней между нотами + 2. Так у сексты считаем их – 1,2,3,4 + 2 = 6 — секста.

Заметьте: у нечётных интервалов: терции, квинты, септимы  обе ноты или на линейках, или в промежутках. У чётных же — секунда, кварта, секста, октава  одна нота на линейке, а другая в промежутке.

Принцип измерения интервалов

Ступень на нотоносце – это шаг между линейкой и ближайшим промежутком. Так в нотах одной октавы от «до» и выше каждая нота будет выше предыдущей на 1 ступень.

При этом номер ступени не зависит от того белая или чёрная клавиша в ней написана.

Так, между нотами до и ми – терция, но и между до и опущенной на полутон ми-бемоль – тоже терция. То есть во 2-ом случае 3-ья ступень понижена, но нота всё равно 3-ья на той же 1-ой линейке, что и в 1-ом случае. Хотя звучание у них разное из-за разного расстояния в полутонах.

Суть вот в чём: у интервалов есть 2 величины измерения:

Ступеневая величина

1-аяступеневая – это число охватываемых интервалом ступеней – линий и промежутков на нотоносце.

Здесь ступень как на лестнице и плавный сдвиг ноты на 1 ступень – это 1 шаг.

Именно от числа ступеней происходят названия секунда, терция, кварта и т.д.

Это номер 2-ого звука интервала – вершины, равный числу шагов по ступеням к нему подряд от 1-ого звука включительно – основания.

И им может быть любая нота, не обязательно «до». Так от «до» до «соль» 5 шагов – квинта, а от «фа» до «до» выше – тоже 5 шагов и снова квинта.

Но загвоздка в том, что счёт расстояния по ступеням – приблизительный.

Вот ноты «до-ре» и «до-ре бемоль». И то, и то секунды, но число полутонов в них разное: в 1 случае – 2 полутона, а во 2-ом – 1.

Вот 4 интервала и они все терции, так как их ступеневая величина – положение нот на нотоносце одинаковое. Но из-за диезов и бемолей расстояние между нотами в полутонах во всех случаях разное, что видно на раскладке пианино.

А вот 2 кварты только на белых клавишах: до–фа и фа–си. Но звучание разное — возвышенное и тревожное, потому что в кварте до-фа 5 полутонов между нотами, а в фа-си – 6.

Вывод: ступеневая величина даёт название интервалу, зависит от положения нот и не зависит от числа полутонов между звуками.

То есть нотоносец со ступенями — это как линейка с дюймами по 2,5 см в каждом, да и то не всегда: где-то это 2 см, а где-то 3. И расстояние мы измерили грубо, не точно.

И раз на одной и той же ступени может быть и белая, и чёрная клавиша – основная и изменённая нота, то нужна более точная линейка – в см. и постоянных.

Тоновая величина

Тоновая величина — 2-ой вид замера интервалов и она их уточняет. Это число заключённых в интервале тонов или полутонов – мелких шагов в виде раскладки пианино.

Здесь 1 шаг всегда 1 полутон, а не разное их число, как на нотоносце.

И в каждом интервале всегда своё число полутонов. В секунде – 2 полутона — нижнюю ноту до верхней нужно поднять на 2 шага, в терции – 4, в кварте – 5 и т.д.

Это можно свести в таблицу.  Вопрос: если так точнее, почему так и не мерить?

Ответ: ступени удобнее полутонов, как и этажи удобнее метров. Но опять же в таблице нет интервалов величиной в 1, 3, 6, 8 и 10 полутонов — между до и каждой из 5 чёрных клавиш. С ними таблица полная.

Но как без числа полутонов указать тоновую величину? Разберёмся.

Для начала удобство ступеней и точность полутонов совместили друг с другом. Так чтобы правильно назвать интервал, нужно сделать 2 шага:

1-ый шаг — указать число ступеней. Например, от «до» до «ми» — 3 ступени, значит это терция.

2-ой шаг – уточнить её, указать её качество. Для этого к названию ступени добавляется одно из 3-х прилагательных – большая, малая и чистая.

Они описывают характер звучания или настроение.

Чистые, большие и малые интервалы

1 — чистые интервалы звучат безлико и пусто, без чёткого настроения радости или грусти, то есть чисто от них. Их 4 — прима, кварта, квинта и октава.

Другие 4 – секунды, терции, сексты и септимы могут быть как большими, так и малыми.

2 – большие интервалы содержат на 1 полутон больше, чем малые и звучат светло и весело – им полутонов хватает и они счастливы.  Они получаются при построении от ноты до по белым клавишам.

3 – в малых интервалах на 1 полутон меньше, чем в больших. Для этого в больших нужно опустить на 1 шаг верхнюю ноту, либо поднять нижнюю. Они звучат мягко, грустно и тревожно, ведь у них отняли 1 полутон и они расстроены.

Сравним звучания одноимённых больших и малых интервалов. Вот таблица интервалов в полном виде.

Вывод: ступеневая величина – количественная – сколько ступеней на письме, а тоновая – качественная – как звучит на слух, исходя из числа полутонов.

Объединив их, каждый интервал можно обозначить сокращённо так: маленькая буква – 1 из слов чистая, большая и малая и цифра – число ступеней. Так, б2 – большая секунда, ч5 – чистая квинта, м7 – малая септима.                     

Увеличенные и уменьшенные интервалы, энгармонизм

Заметьте: в таблице нет интервала из 6 полутонов.

Его можно получить 2-мя путями – увеличить кварту на полутон – к ноте фа добавить диез или уменьшить квинту на полутон – добавить к соль бемоль.

При этом кварта будет называться увеличенной, а квинта — уменьшенной.

Этот интервал звучит зловеще, редко применяется в музыке и называется тритон, так как в нём 3 тона.

Заметьте: у обоих интервалов запись разная – верхние ноты на разных ступенях, а звучание одинаковое – число полутонов то же.

Это знакомый из 3-его урока энгармонизм, когда ступеневая величина у интервалов разная, а тоновая одинаковая.

Уменьшим кварту на полутон и она зазвучит как большая терция – в обеих 4 полутона.  

Увеличим квинту и она зазвучит как малая секста – 8 полутонов.

Кроме того, из большого интервала, например, терции можно получить увеличенный – добавить к нему 1 полутон, а из малого – уменьшенный – отнять его.

Увеличить интервал можно 2-мя путями – повысить вершину или понизить основание. Оба расширены и звучат похоже.  

Уменьшить интервал – значит наоборот понизить вершину или повысить основание. Оба сужены и звучат похоже.

Заметьте: так как у вершины уже был бемоль, пришлось добавить ещё 1. Этот знак называется дубль-бемоль – с англ. double — двойной. Он понижает ноту на целый тон. Он, как и дубль-диез в виде крестика, которого в Сонаре нет, применяется редко.

Вывод: у интервала есть 4 уточнения – большой, малый, увеличенный и уменьшенный.

Чаще всего их признаки такие: большой – у нот нет знаков альтерации. Малый – у вершины бемоль. Увеличенный – у вершины диез. Уменьшенный – у вершины дубль-бемоль.

Последние 2 чаще применимы именно к кварте и к квинте. Если у чистой примы 2-ую ноту поднять на полутон, то она зазвучит как малая секунда – они энгармонически равны. И чаще и проще интервал зовётся именно малой секундой.

Обращение интервалов

Если обе ноты в интервале поднять или опустить на полутон, его суть не изменится: число полутонов останется тем же. Так это будет большая секста, только построенная на чёрных клавишах.

Если у интервала перенести нижний звук на октаву вверх или верхний звук на октаву вниз, то он превратится в другой. Так секунда превратится в септиму и наоборот.

Это называется обращением интервала. Оно происходит по формуле: обращение = 9 – исходной интервал. Так септима или 7 = 9 — секунда или 2. Терция или 3 = 9 – секста или 6, кварта или 4 = 9 – квинта или 5.

Вывод: все интервалы взаимно обратимы. При этом их качество или тоновая величина меняется на противоположное: большие обращаются в малые и наоборот, а увеличенные в уменьшенные и наоборот.

Так малая секста обращается в большую терцию, а большая секунда в малую септиму.

Чистые обращаются в чистые – кварта в квинту, прима в октаву.  

Тритон обращается сам в себя.

Про применение обращений поговорим в следующих уроках.  

Виды интервалов

Теперь о видах интервалов. По времени звучания они есть 2-х видов:

Мелодические интервалы

1-ый видмелодические, то есть образующие мелодию, когда звуки берутся раздельно или поочерёдно.

Они есть 2-х видов: восходящий – когда сначала звучит основание, а потом вершина. Это как подъём в гору.  

Нисходящий – наоборот – сначала вершина, а потом основание – спуск с горы.

Хоть интервалы одинаковые, в их звучании есть 2 отличия:

  1. 1-ое — восходящий звучит похоже на вопрос – «куда?», а нисходящий на ответ – «сюда».  
  2. 2-ое – восходящий звучит бодрее, а нисходящий чуть грустнее.

1-ый в виде большой секунды использован в мелодии Happy Birthday – С днём рождения, а 2-ой в песне группы The Beatles – Yesterday – Вчера.

Гармонические интервалы

2-ой вид интервалов – гармонические, то есть образующие гармонию – в них ноты звучат вместе, одновременно.

По расстоянию между нотами они есть 2-х видов:

  • узкие – от примы до терции – звучат плотно и насыщенно.
  • широкие – от кварты и выше – звучат пустовато, ведь между нотами много места.

Важно: все интервалы от примы до октавы включительно называются простыми. Их 8 – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, мы их изучили, и они применяются часто.

Более редкие интервалы и шире октавы называются составными.

Они состоят из октавы и другого простого интервала и называются по-латински так: нона  = октава + секунда, децима  = октава + терция.

Дальше у названий повторяется слово децима с названиями цифр: 1 – ун, 2 – дуо, 3 – терц, 4 – кварт, 5 – квинт.

Интервал в 11 ступеней — ундецима  = октава + кварта, 12 — дуодецима = октава + квинта, 13 — терцдецима = секста через октаву, 14 — квартдецима = септима через октаву, 15 квинтдецима = две октавы.  У интервалов шире последней нет своих названий.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с измерением расстояний между 2-мя нотами на нотоносце, понятием музыкальных интервалов и их звучаниях. Поняли, что у них есть ступеневая и тоновая величина и деление на виды по ширине, благозвучности и времени игры звуков в них. В следующем уроке мы поговорим о понятиях лад и тональность и как их понять с помощью интервалов.

В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 3

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения