ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 10-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка что такое септаккорды, из чего они состоят, каких видов есть, их звучания и обозначение. Рассказано о дополнительных видах аккордов — с задержанием, добавленными и пропущенными ступенями. Пояснено понятие обращение аккордов и виды обращений.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – обращение аккордов и его 2 вида — секстаккорд и квартсекстаккорд
03:41 – особенности увеличенных трезвучий — звучание обращения и энгармонизм
04:53 – расположение нот аккорда — тесное и широкое и его влияние на звучание
06:34 – понятие септаккорда и его строение, 1-ый тип — большой мажорный
08:00 – 2-ой тип септаккорда — малый мажорный
09:29 – 3-ий и 4-ый типы септаккордов — большой и малый минорные
11:29 – 5-ый тип септаккорда — увеличенный
12:18 – 6-ой тип и 7-ой типы септаккорда — полууменьшенный и уменьшенный
13:28 – главные вывода по 7 типам септаккордов — 5 классов, суть обозначений
15:43 – 3 вида обращений септаккордов — квинтсекст, терцкварт и секунд аккорды
17:20 – определение видов септаккордов на практике
18:57 – особенности и сравнение звучаний септаккордов с трезвучиями
20:01 – 1-ый дополнительный вид аккордов — с задержанием: sus2, sus4
23:10 – 2-ой дополнительный вид аккордов — с добавленными ступенями: add2, add4
24:34 – частный случай аккордов с добавленными ступенями — секстаккорды
26:02 – аккорды с надстройками — с добавленными 9, 11 и 13-ой ступенями
27:05 – 3-ой дополнительный вид аккордов — с пропущенными ступенями: omit3
28:20 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды аккордов – септаккорды, аккорды с задержанием, с добавленными и пропущенными ступенями и другие. Приступим.
Содержание
Обращения трезвучий
В прошлом уроке мы изучили простой вид аккорда – трезвучие и его 4 типа – большое, малое, увеличенное и уменьшенное.
Заметьте: все 3 ноты рядом друг с другом и по терциям. Прима или главный звук аккорда ниже остальных, терция в середине и квинта вверху. Аккорды с таким положением нот – прима-терция-квинта снизу вверх — называются основными.
И хоть это самый простой их вид, в гармонии они так записываются редко.
Причина: если аккорды удалёны друг от друга на расстояние кварты и выше, например, между ступенями I и IV, V и I, то между ними образуются резкие переходы по высоте нот.
И чтобы сгладить звучание, применяют производные аккорды. Чтобы их получить из основных, достаточно перенести 1 звук аккорда на октаву вниз или вверх.
Тогда вместо примы внизу будет терция или квинта. Этот приём называется обращением трезвучия и с ним мы знакомы из урока 5 про интервалы. Теперь ноты по высоте немного сравнялись и переходы между аккордами стали более плавными.
Раз в трезвучии кроме основного тона есть ещё 2 звука, то и обращений есть 2 вида.
1-ое обращение
1-ый вид – когда прима поднята на октаву и внизу терция аккорда.
В итоге между крайними нотами образуется секста и это обращение называется секстаккордом.
Его обозначение – буква аккорда + 2 маленькие цифры: 6 вверху — секста и 3 внизу — терция. Ещё запись через дробь: C/E – после дроби указана нота, ниже остальных – здесь это ми или терция.
2-ое обращение
2-ой вид – когда на октаву подняты 2 ноты – прима и терция или опущена квинта, что будет внизу аккорда. В итоге между крайними нотами снова секста, а между нижней и средней – кварта.
Поэтому это 2-ое обращение называется квартсекст аккордом.
Его обозначение как и у 1-ого обращения, только внизу цифра 4 – кварта. Ещё запись через дробь: C/G – теперь нижняя нота соль или квинта.
Если все 3 ноты поднять на октаву, то это основной аккорд, только на октаву выше.
Вывод: после переноса 1, 2 или 3 звуков аккорда на октаву, его вид сохраняется: это всё равно C, но меняется его звучность или оттенок звучания.
Итак, в секстаккорде внизу терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной. Это легко запомнить так: обращение сексты – терция, а кварты – квинта. Об этом было в уроке 5.
Обращение увеличенного трезвучия
Заметьте: у большого, как и у малого трезвучий, основной вид и его обращения звучат по-разному. В раскладке пианино видно, что между нотами разные расстояния. А увеличенное трезвучие и его обращения звучат одинаково.
Причина: большая терция и уменьшенная кварта энгармонически равны: звучат одинаково, но пишутся в нотах по-разному. И в раскладке пианино между нотами одно и то же расстояние и у трезвучия, и у обращения.
Ещё у увеличенных трезвучий есть энгармонически равные аккорды. Caug есть тоже самое, что Eaug и Abaug. Faug = Bbm, а Daug = Bb.
Расположение нот аккордов
Мы изучили 1-ую характеристику трезвучий — положение нот.
Но ещё есть 2-ая – расположение нот. Его есть 2 вида:
1-ый – тесное — у основных трезвучий и обоих его обращений, когда расстояние между соседними нотами не больше кварты.
А во 2-ом виде – широком — оно больше кварты, если обратить терцию аккорда вверх — между ней и соседней нотой секста.
В среднем регистре широкое расположение делает гармонию более яркой.
А в низком регистре убирает мутность и грязь в звучании.
Для уплотнения звучания гармонии можно удваивать тона аккордов в басу – на 1 или 2 октавы ниже. Обозначение – буква прима + нижняя нота через дробь, например, C/E – до-мажор с басом ми.
Но чаще всего, дублируется прима – она звучит более слитно с аккордом, чем другие ноты.
Септаккорды и их виды
Большинство песен состоят из 2-х видов аккордов – большого и малого трезвучия, но есть и другие аккорды.
Наряду с трезвучиями применяются септаккорды — это 4 звука по терциям или трезвучие + септима, что обозначена цифрой 7.
В септаккорде 4 звука — прима, терция, квинта, септима или основной, терцовый, квинтовый и септовый тона.
Если трезвучие — это 2 терции и у него 4 вида: 2 вида терции – большая и малая * 2 звука кроме основного, то септаккорд – это 3 терции и у него 6 видов: также 2 вида терции * на 3 звука.
Мажорные септаккорды
1-ый вид – большой мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + большая септима или в терциях — большая-малая-большая. Звучит тепло.
Обозначение – буква примы + приставка maj или maj7, что означает большую септиму. Ещё запись – через знак треугольника Δ. Пример — Cmaj7, CΔ.
Заметьте: тоническое мажорное трезвучие звучит более устойчиво, чем септаккорд, потому что септима – самая неустойчивая ступень лада.
Если её опустить на полутон, то получится 2-ый вид септаккорда – малый мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + малая септима или в терциях – большая-малая-малая. Звучит резковато.
Обозначение – буква примы + цифра 7 без приставки maj — малая септима.
Другое его название доминантсептаккорд. Пример — C7.
Поясню: у каждой ступени лада есть своё название. Названия и функции всех ступеней мы пройдём в следующем уроке про гармонию. Мы уже знаем, что 1-ая ступень лада называется тоникой. Доминанта же – это 5-ая ступень.
И одноимённый септаккорд строится с сохранением своего строения именно от 5-ой ступени мажорного лада по белым клавишам фортепиано.
Септаккорды в общем звучат напряжённее, чем трезвучия, потому что септима – диссонанс. Поэтому они часто используются в гармонии именно перед переходом к тоническому аккорду для усиления напряжения.
Минорные септаккорды
Так же большую и малую септиму можно добавить к минорному трезвучию и получится ещё 2 вида септаккорда:
3-ий вид – большой минорный. Его состав: минорное трезвучие + большая септима или в терциях – малая-большая-большая. Звучит резковато и применяется редко.
Обозначение – буква примы и маленькая m – минор + приставка maj в скобках + цифра 7 — большая септима. Пример — Cm (maj) 7.
Опять понизим на полутон большую септиму и получим 4-ий вид септаккорда – малый минорный.
Его состав: минорное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-большая-малая. Звучит мягко в отличие от большого. Причина ясна из урока 9: малая септима – мягкий диссонанс, а большая – острый.
Обозначение – буква примы с маленькой m + цифра 7 без приставки maj — малая септима. Пример — Cm7.
Вывод: из мажорного и минорного трезвучий строится 4 вида септаккордов – большой мажорный, малый мажорный, большой минорный, малый минорный.
Заметьте: у мажорных нет буквы m, а у минорных – есть. Она всегда относится к терции аккорда и указывает на её вид. У больших есть приставка maj перед цифрой 7, а у малых – нет. Она всегда относится к септиме и указывает на её вид.
Увеличенный септаккорд
Следующие 3 вида септаккордов образуются на основе увеличенного и уменьшенного трезвучий.
5-ый вид – большой с увеличенной квинтой или увеличенный. Его состав: увеличенное трезвучие + большая септима или в терциях – большая-большая-малая. Звучит настороженно.
Обозначение – буква примы + приставка maj с цифрой 7 – большая септима + #5 – повышенная 5-ая ступень. Пример — Cmaj7#5.
Заметьте: если построить 3 большие терции подряд, то это уже не септаккорд, а обычное трезвучие с дублировкой тоники на октаву выше: си-диез – это и есть нота «до».
Уменьшенные септаккорды
6-ой вид септаккорда – малый с уменьшенной квинтой или полууменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-малая-большая. Звучит тревожно.
Обозначение – буква примы с маленькой m + цифрой 7 – малая септима + b5 – пониженная 5-ая ступень. Ещё запись – через перечёркнутый круг Ø или значок диаметра окружности. Пример — Cm7b5, CØ.
7-ой и последний вид септаккорда – уменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима или в терциях – малая-малая-малая. Звучит ещё тревожней.
Обозначение – буква примы с приставкой dim – уменьшенный + цифра 7. Заметьте: у малой септимы 1 бемоль, а у уменьшенной – 2 или дубль-бемоль. Другая запись — маленький круг, похожий на обозначений градусов — °. Пример — Cdim7, C°.
Выводы по септаккордам
Итого, есть 7 видов септаккордов – большие мажорный и минорный, малые мажорный и минорный, полу уменьшенный, уменьшенный и увеличенный.
Заметьте: увеличенный – это разновидность большого мажорного септаккорда. Нужно лишь повысить в нём 5-ую ступень. Звучат очень похоже.
А большой минорный – разновидность малого минорного.
Поэтому их можно объединить в 1 класс друг с другом и в итоге есть 5 классов септаккордов. Это большой мажорный, малый мажорный или доминантсептаккорд, малый минорный, полу уменьшенный и уменьшенный.
Они отличны по назначению и звучанию и служат основой для построения других более сложных аккордов.
Заметьте: 5-ая ступень в септаккордах наименее важная – как наполнитель. 3-ья – определяет тип трезвучия в основе – мажорное или минорное, а 7-ая – тип септаккорда – малый или большой.
Их смена меняет класс аккорда в отличие от 5-ой ступени, которую можно убрать и звучание коренным образом не изменится.
Если повысить 1-ую ступень, например, до-диез, то это будет другой класс септаккорда – полу уменьшенный.
Для простоты можно сокращать их названия – мажорный септ, септ, минорный септ, мажорный септ с повышенной 5-ой. Ещё в малом мажорном септе можно повысить и понизить 5 ступень, но эти аккорды звучат неблагозвучно и применяются редко.
Вывод: схема обозначения септаккордов такая: буква примы – вид трезвучия: большое, малое, уменьшенное – вид септимы: большая/малая – вид 5-ой ступени: обычная, повышенная, пониженная.
Обращения септаккордов
У септаккордов, как и у трезвучий, есть обращения. Их 3, раз кроме примы есть ещё 3 звука. 1-ое обращение – когда прима поднята на октаву и внизу терция.
Важно: название обращения образуется от названий интервалов между нижней нотой в нём и 2-мя слепленными на расстоянии секунды – септимой и примой.
1-ый вид — квинтсекстаккорд — от терции внизу до септимы – квинта, а до примы, поднятой на октаву– секста.
Отсюда обозначение – буква примы + цифры интервалов: 5 внизу – квинта, 6 – вверху – секста — С65. Другая запись – септаккорд + через дробь нижняя нота, как и у обращения трезвучий.
Здесь это ми – Cmaj7/E .
Если в нём поднять терцию на октаву, чтобы внизу была квинта, то получится 2-ое обращение – терц кварт аккорд — от квинты внизу до септимы – терция, а до примы – кварта.
Обозначение – буква примы + цифры интервалов: 3 внизу – терция, 4 – вверху – кварта — С43. Другая запись – также через дробь. Теперь нижняя нота соль – Cmaj7/G.
Если в нём поднять квинту на октаву, то получится 3-ье обращение — секунд аккорд – между нижними нотами секунда. У буквы примы цифра 2 внизу — секунда, цифра 4 вверху – кварта. С42. Через дробь нижняя нота си — Cmaj7/B.
Обращения есть у всех видов септаккордов и у них тот же принцип построения и обозначения.
Определение септаккордов на практике
Определим виды септаккордов на практике. Совет — если на нотоносце сложно определить вид септаккорда, смотрите в вид раскладки пианино на порядок терций. В начале пользуйтесь таблицей шпаргалкой.
Состав 1-ого аккорда: большая-малая-большая терции. 2 нижние из них говорят, что трезвучие в основе мажорное, а верхняя — что септима большая. Значит это большой мажорный септаккорд от соль.
2-ой аккорд: это 1-ое обращение септаккорда. Внизу нота соль, поэтому сразу запишем её после дроби. Теперь вернём приму на место и взглянем на терции: малая-большая-малая. По 2-ум нижним ясно, что трезвучие минорное, а по верхней, что септима малая. Значит это малый минорный септ от ноты ми.
3-ий аккорд: такой же по виду, как и 2-ой, но в основном виде и от ноты ля.
4-ый аккорд: тоже от ноты ля, но все терции в нём малые. Значит это уменьшенный септаккорд.
5-ый аккорд: это 3-ье обращение септаккорда – секунд аккорд, так как внизу интервал секунды. Запишем ноту до через дробь и вернём её на место, чтобы узнать вид аккорда. Терции в нём: большая-малая-малая. Значит это малый мажорный септаккорд от ноты ре.
Септаккорды в отличие от трезвучий применяются реже, но звучат они насыщеннее и теплее. Сравним с трезвучиями. Также они могут сочетаться друг с другом в гармонии.
Заметьте: звучание трезвучий обычное, а вместе с септаккордами – более яркое и волнующее.
Вывод: все септаккорды в отличие от трезвучий звучат напряженно, потому что септима – диссонанс.
Дополнительные виды аккордов
Из трезвучий и септаккордов можно получить дополнительные виды и звучания аккордов. Для этого в них можно сдвигать, добавлять и убирать ноты.
Аккорды с задержанием
1-ый вид – аккорды с задержанием. Они получатся, если в трезвучии сдвинуть терцию на ступень вниз или вверх. Это 2 аккорда – с секундой и с квартой вместо терции.
Из урока 6 мы знаем, что в ладу ступени 1, 3 и 5 – устойчивые. И тонический аккорд состоит именно из них, поэтому он самый устойчивый. А ступени 2 и 4 – неустойчивые и тяготеют в устойчивые и хотят разрешиться в них.
Задержание – это оттягивание разрешения. И если на таких аккордах остановиться, будет ощущение незавершённости.
Их обозначение — буква примы + приставка sus – сокращение от англ. suspended – задержанный, приостановленный. После неё цифра 2, если вместо терции задержанная секунда и цифра 4, если кварта.
У них 2 свойства:
- 1-ое — в отличие от мажорных и минорных аккордов они звучат без выраженного настроения – безлико.
- 2-ое – они как хамелеоны. Если по краям от них мажорный аккорд, например, C, то они будут усиливать радостное настроение. А если аккорд минорный – Cm, то они усилят грустное.
Заметьте: секунда в них может быть большой, как у аккорда Dsus4 – соль/ля и малой, у Esus2 – ми/фа. При желании из малой секунды можно сделать большую и наоборот.
Для этого ступени нужно повышать или понижать и добавлять перед цифрами в обозначении аккорда знак диеза или бемоля. Так в аккорде Dsus4 повысим ноту соль, чтобы секунда стала малой и добавим диез перед 4-кой. В Fsus4 для этого, наоборот, понизим ноту си и добавим бемоль перед 4-кой. В Esus2 повысим ноту фа, чтобы секунда стала большой и добавим диез перед 2-кой.
Заметьте: если в аккорде Csus2 повысить секунду, то он зазвучит как Cm – они энгармонически равны.
Аккорды с добавленными ступенями
2-ой вид аккордов – с добавленными ступенями. К любому аккорду можно добавить любую ступень. При этом в его обозначении появится приставка add – с англ. «добавлять» и цифра – номер ступени. Так аккорд до-мажор с добавленной секундой обозначается как Cadd2.
Заметьте: если в Csus2 терция пропущена, то в Cadd2 она есть.
Чем плотнее аккорд, тем резче он звучит – нотам тесно.
Тоже самое с добавленной 4-ой ступенью – квартой.
Если к аккорду sus добавить секунду, то он запишется как Csus4add2. А если к C добавить сразу 2 ступени, то они запишутся друг за другом Cadd2add4. Это встречается редко.
Здесь главное не запутаться и не усложнять запись. Так это не аккорд Csus4add6 – от до с задержанной 4-ой ступенью и добавленной 6-ой, а Fadd2/C – 1-ое обращение фа-мажора с добавленной секундой.
Секстаккорды
При добавлении к трезвучию 6-ой ступени получаются секстаккорды. Важно: слово «секстаккорд» обозначает 2 разных вида аккорда.
В классической музыке – это 1-ое обращение трезвучия.
А в современной и популярной музыке – трезвучие с добавленной секстой — с 4-ым звуком.
Обозначение – буква примы + цифра 6. Их есть 2 вида – мажорный C6 и минорный Cm6.
Обычно секста большая: с малой аккорд неблагозвучный.
Заметьте: в изученной ранее гармонии последний септаккорд записан через знак равно как G6 – соль-секстаккорд. Дело в том, что 1-ое обращение септаккорда состоит из тех же звуков, что и секстаккорд от терции септаккорда.
Здесь слышно, что секстаккорд звучит устойчиво и может завершить последовательность аккордов.
8-ая ступень в аккорде – это удвоение примы, что никак не обозначается.
Аккорды с надстройками
Самые сложные аккорды – с надстройками. Это 3 ступени за пределами одной октавы: 9-ая — нона, 11 – ундецима и 13 – терц децима, изученные в уроке 5. Чаще добавляется нона.
Заметьте: трезвучие с добавленной ноной, когда септимы нет, обозначается с приставкой add9.
У септаккорда с ноной, когда септима есть, это просто цифра 9.
Это нонаккорд — септаккорд с добавленной ноной или 5 звуков по терциям. Чаще это доминантсептаккорд – он же малый мажорный.
Надстройки тоже можно повышать и понижать. Так это большой минорный септаккорд с пониженной 5-ой и 9-ой ступенями или с малой ноной. А это до-мажор с увеличенной ундецимой.
Аккорды с пропущенными ступенями
3-ий вид аккордов – с пропущенными ступенями, например, квинтаккорды. Они получатся, если в трезвучии убрать терцию и останется интервал квинты из 2-х нот.
Они обозначается как буква примы + цифра 5, звучат безлико и мощно и часто на электрогитаре с перегрузом. По англ. они power chords – мощные аккорды.
Пропустить можно любую ступень и она при этом обозначается приставкой omit – с англ. пропускать.
Квинтаккорд или трезвучие с пропущенной 3-ей ступенью – терцией можно обозначить как Comit3.
Сложные аккорды такие как нонаккорды со всеми звуками применяются редко и ступени в них пропускаются. Чаще всего это 5-ая ступень: и аккорд звучит свободнее, и квинта служит наполнителем и менее важна, чем другие ступени. Например, вот знакомый нам нонаккорд без квинты.
Вывод: трезвучия и септаккорды — это классические аккорды: применялись в классической музыке. Все остальные отличные от них аккорды – современные – встречаются в популярной музыке.
Вид аккордов часто признак жанра музыки, в котором они часто применяются. Так трезвучия – основа рока, септаккорды – джаза, а квинтаккорды – метала.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с септаккордами и другими видами аккордов – их звучаниями и обозначениями. Поняли, что добавлением, удалением и смещением ступеней можно получить разные аккорды.
В следующем уроке мы поговорим про последовательности аккордов — гармонию.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Почему в разделе «Обращения» в аккорде С65 никак не обозначено, что он большой, а в другой записи – септаккорд + через дробь нижняя нота, указано maj?
Здесь это ми – Cmaj7/E
Здравствуйте, Владимир! Хороший вопрос.
Обозначения с цифрами 65 и 43 указывают только на вид обращения и не указывают на вид самого септаккорда. Это условная запись.
Надпись Cmaj65 лично я нигде не встречал, потому что это выглядит непонятно: до мажор секстаккорд с большой секстой? Тогда это просто C6. А 5 — квинта, но она обычно не указывается, если не альтерирована. А 5+ или 5- указывается.
Если же это я что-то упустил и недопонял, то буду рад, если Вы дадите ссылку на литературу, где это описано подробно.
P.S.: я поправил цифры — теперь они маленькие вверху и внизу букв.
Давайте возьмем без обращения. Следуя логике статьи, септаккорд будет C7, а другое обозначение Cmaj7. Т.е. в первой записи это малый мажорный септаккорд, а в другой записи он стал большим мажорным септаккордом.