Здравствуйте! Это 10-ый урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”.
В нём показано легко и понятно для новичка что такое септаккорды, из чего они состоят, каких видов есть, их звучания и обозначение. Рассказано о дополнительных видах аккордов – с задержанием, добавленными и пропущенными ступенями. Пояснено понятие обращение аккордов и виды обращений.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – обращение аккордов и его 2 вида – секстаккорд и квартсекстаккорд
03:41 – особенности увеличенных трезвучий – звучание обращения и энгармонизм
04:53 – расположение нот аккорда – тесное и широкое и его влияние на звучание
06:34 – понятие септаккорда и его строение, 1-ый тип – большой мажорный
08:00 – 2-ой тип септаккорда – малый мажорный
09:29 – 3-ий и 4-ый типы септаккордов – большой и малый минорные
11:29 – 5-ый тип септаккорда – увеличенный
12:18 – 6-ой тип и 7-ой типы септаккорда – полууменьшенный и уменьшенный
13:28 – главные вывода по 7 типам септаккордов – 5 классов, суть обозначений
15:43 – 3 вида обращений септаккордов – квинтсекст, терцкварт и секунд аккорды
17:20 – определение видов септаккордов на практике
18:57 – особенности и сравнение звучаний септаккордов с трезвучиями
20:01 – 1-ый дополнительный вид аккордов – с задержанием: sus2, sus4
23:10 – 2-ой дополнительный вид аккордов – с добавленными ступенями: add2, add4
24:34 – частный случай аккордов с добавленными ступенями – секстаккорды
26:02 – аккорды с надстройками – с добавленными 9, 11 и 13-ой ступенями
27:05 – 3-ой дополнительный вид аккордов – с пропущенными ступенями: omit3
28:20 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды аккордов – септаккорды, аккорды с задержанием, с добавленными и пропущенными ступенями и другие. Приступим.
Содержание страницы
Обращения трезвучий
В прошлом уроке мы изучили простой вид аккорда – трезвучие и его 4 типа – большое, малое, увеличенное и уменьшенное.
Заметьте: все 3 ноты рядом друг с другом и по терциям. Прима или главный звук аккорда ниже остальных, терция в середине и квинта вверху. Аккорды с таким положением нот – прима-терция-квинта снизу вверх – называются основными.
И хоть это самый простой их вид, в гармонии они так записываются редко.
Причина: если аккорды удалёны друг от друга на расстояние кварты и выше, например, между ступенями I и IV, V и I, то между ними образуются резкие переходы по высоте нот.
И чтобы сгладить звучание, применяют производные аккорды. Чтобы их получить из основных, достаточно перенести 1 звук аккорда на октаву вниз или вверх.
Тогда вместо примы внизу будет терция или квинта. Этот приём называется обращением трезвучия и с ним мы знакомы из урока 5 про интервалы. Теперь ноты по высоте немного сравнялись и переходы между аккордами стали более плавными.
Раз в трезвучии кроме основного тона есть ещё 2 звука, то и обращений есть 2 вида.
1-ое обращение
1-ый вид – когда прима поднята на октаву и внизу терция аккорда.
В итоге между крайними нотами образуется секста и это обращение называется секстаккордом.
Его обозначение – буква аккорда + 2 маленькие цифры: 6 вверху – секста и 3 внизу – терция. Ещё запись через дробь: C/E – после дроби указана нота, ниже остальных – здесь это ми или терция.
2-ое обращение
2-ой вид – когда на октаву подняты 2 ноты – прима и терция или опущена квинта, что будет внизу аккорда. В итоге между крайними нотами снова секста, а между нижней и средней – кварта.
Поэтому это 2-ое обращение называется квартсекст аккордом.
Его обозначение как и у 1-ого обращения, только внизу цифра 4 – кварта. Ещё запись через дробь: C/G – теперь нижняя нота соль или квинта.
Если все 3 ноты поднять на октаву, то это основной аккорд, только на октаву выше.
Вывод: после переноса 1, 2 или 3 звуков аккорда на октаву, его вид сохраняется: это всё равно C, но меняется его звучность или оттенок звучания.
Итак, в секстаккорде внизу терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной. Это легко запомнить так: обращение сексты – терция, а кварты – квинта. Об этом было в уроке 5.
Обращение увеличенного трезвучия
Заметьте: у большого, как и у малого трезвучий, основной вид и его обращения звучат по-разному. В раскладке пианино видно, что между нотами разные расстояния. А увеличенное трезвучие и его обращения звучат одинаково.
Причина: большая терция и уменьшенная кварта энгармонически равны: звучат одинаково, но пишутся в нотах по-разному. И в раскладке пианино между нотами одно и то же расстояние и у трезвучия, и у обращения.
Ещё у увеличенных трезвучий есть энгармонически равные аккорды. Caug есть тоже самое, что Eaug и Abaug. Faug = Bbm, а Daug = Bb.
Расположение нот аккордов
Мы изучили 1-ую характеристику трезвучий – положение нот.
Но ещё есть 2-ая – расположение нот. Его есть 2 вида:
1-ый – тесное – у основных трезвучий и обоих его обращений, когда расстояние между соседними нотами не больше кварты.
А во 2-ом виде – широком – оно больше кварты, если обратить терцию аккорда вверх – между ней и соседней нотой секста.
В среднем регистре широкое расположение делает гармонию более яркой.
А в низком регистре убирает мутность и грязь в звучании.
Для уплотнения звучания гармонии можно удваивать тона аккордов в басу – на 1 или 2 октавы ниже. Обозначение – буква прима + нижняя нота через дробь, например, C/E – до-мажор с басом ми.
Но чаще всего, дублируется прима – она звучит более слитно с аккордом, чем другие ноты.
Септаккорды и их виды
Большинство песен состоят из 2-х видов аккордов – большого и малого трезвучия, но есть и другие аккорды.
Наряду с трезвучиями применяются септаккорды – это 4 звука по терциям или трезвучие + септима, что обозначена цифрой 7.
В септаккорде 4 звука – прима, терция, квинта, септима или основной, терцовый, квинтовый и септовый тона.
Если трезвучие – это 2 терции и у него 4 вида: 2 вида терции – большая и малая * 2 звука кроме основного, то септаккорд – это 3 терции и у него 6 видов: также 2 вида терции * на 3 звука.
Мажорные септаккорды
1-ый вид – большой мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + большая септима или в терциях – большая-малая-большая. Звучит тепло.
Обозначение – буква примы + приставка maj или maj7, что означает большую септиму. Ещё запись – через знак треугольника Δ. Пример – Cmaj7, CΔ.
Заметьте: тоническое мажорное трезвучие звучит более устойчиво, чем септаккорд, потому что септима – самая неустойчивая ступень лада.
Если её опустить на полутон, то получится 2-ый вид септаккорда – малый мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + малая септима или в терциях – большая-малая-малая. Звучит резковато.
Обозначение – буква примы + цифра 7 без приставки maj – малая септима.
Другое его название доминантсептаккорд. Пример – C7.
Поясню: у каждой ступени лада есть своё название. Названия и функции всех ступеней мы пройдём в следующем уроке про гармонию. Мы уже знаем, что 1-ая ступень лада называется тоникой. Доминанта же – это 5-ая ступень.
И одноимённый септаккорд строится с сохранением своего строения именно от 5-ой ступени мажорного лада по белым клавишам фортепиано.
Септаккорды в общем звучат напряжённее, чем трезвучия, потому что септима – диссонанс. Поэтому они часто используются в гармонии именно перед переходом к тоническому аккорду для усиления напряжения.
Минорные септаккорды
Так же большую и малую септиму можно добавить к минорному трезвучию и получится ещё 2 вида септаккорда:
3-ий вид – большой минорный. Его состав: минорное трезвучие + большая септима или в терциях – малая-большая-большая. Звучит резковато и применяется редко.
Обозначение – буква примы и маленькая m – минор + приставка maj в скобках + цифра 7 – большая септима. Пример – Cm(maj)7.
Опять понизим на полутон большую септиму и получим 4-ий вид септаккорда – малый минорный.
Его состав: минорное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-большая-малая. Звучит мягко в отличие от большого. Причина ясна из урока 9: малая септима – мягкий диссонанс, а большая – острый.
Обозначение – буква примы с маленькой m + цифра 7 без приставки maj – малая септима. Пример – Cm7.
Вывод: из мажорного и минорного трезвучий строится 4 вида септаккордов – большой мажорный, малый мажорный, большой минорный, малый минорный.
Заметьте: у мажорных нет буквы m, а у минорных – есть. Она всегда относится к терции аккорда и указывает на её вид. У больших есть приставка maj перед цифрой 7, а у малых – нет. Она всегда относится к септиме и указывает на её вид.
Увеличенный септаккорд
Следующие 3 вида септаккордов образуются на основе увеличенного и уменьшенного трезвучий.
5-ый вид – большой с увеличенной квинтой или увеличенный. Его состав: увеличенное трезвучие + большая септима или в терциях – большая-большая-малая. Звучит настороженно.
Обозначение – буква примы + приставка maj с цифрой 7 – большая септима + #5 – повышенная 5-ая ступень. Пример – Cmaj7#5.
Заметьте: если построить 3 большие терции подряд, то это уже не септаккорд, а обычное трезвучие с дублировкой тоники на октаву выше: си-диез – это и есть нота «до».
Уменьшенные септаккорды
6-ой вид септаккорда – малый с уменьшенной квинтой или полууменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-малая-большая. Звучит тревожно.
Обозначение – буква примы с маленькой m + цифрой 7 – малая септима + b5 – пониженная 5-ая ступень. Ещё запись – через перечёркнутый круг Ø или значок диаметра окружности. Пример – Cm7b5, CØ.
7-ой и последний вид септаккорда – уменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима или в терциях – малая-малая-малая. Звучит ещё тревожней.
Обозначение – буква примы с приставкой dim – уменьшенный + цифра 7. Заметьте: у малой септимы 1 бемоль, а у уменьшенной – 2 или дубль-бемоль. Другая запись – маленький круг, похожий на обозначений градусов – °. Пример – Cdim7, C°.
Выводы по септаккордам
Итого, есть 7 видов септаккордов – большие мажорный и минорный, малые мажорный и минорный, полу уменьшенный, уменьшенный и увеличенный.
Заметьте: увеличенный – это разновидность большого мажорного септаккорда. Нужно лишь повысить в нём 5-ую ступень. Звучат очень похоже.
А большой минорный – разновидность малого минорного.
Поэтому их можно объединить в 1 класс друг с другом и в итоге есть 5 классов септаккордов. Это большой мажорный, малый мажорный или доминантсептаккорд, малый минорный, полу уменьшенный и уменьшенный.
Они отличны по назначению и звучанию и служат основой для построения других более сложных аккордов.
Заметьте: 5-ая ступень в септаккордах наименее важная – как наполнитель. 3-ья – определяет тип трезвучия в основе – мажорное или минорное, а 7-ая – тип септаккорда – малый или большой.
Их смена меняет класс аккорда в отличие от 5-ой ступени, которую можно убрать и звучание коренным образом не изменится.
Если повысить 1-ую ступень, например, до-диез, то это будет другой класс септаккорда – полу уменьшенный.
Для простоты можно сокращать их названия – мажорный септ, септ, минорный септ, мажорный септ с повышенной 5-ой. Ещё в малом мажорном септе можно повысить и понизить 5 ступень, но эти аккорды звучат неблагозвучно и применяются редко.
Вывод: схема обозначения септаккордов такая: буква примы – вид трезвучия: большое, малое, уменьшенное – вид септимы: большая/малая – вид 5-ой ступени: обычная, повышенная, пониженная.
Обращения септаккордов
У септаккордов, как и у трезвучий, есть обращения. Их 3, раз кроме примы есть ещё 3 звука. 1-ое обращение – когда прима поднята на октаву и внизу терция.
Важно: название обращения образуется от названий интервалов между нижней нотой в нём и 2-мя слепленными на расстоянии секунды – септимой и примой.
1-ый вид – квинтсекстаккорд – от терции внизу до септимы – квинта, а до примы, поднятой на октаву– секста.
Отсюда обозначение – буква примы + цифры интервалов: 5 внизу – квинта, 6 – вверху – секста – С65. Другая запись – септаккорд + через дробь нижняя нота, как и у обращения трезвучий.
Здесь это ми – Cmaj7/E .
Если в нём поднять терцию на октаву, чтобы внизу была квинта, то получится 2-ое обращение – терц кварт аккорд – от квинты внизу до септимы – терция, а до примы – кварта.
Обозначение – буква примы + цифры интервалов: 3 внизу – терция, 4 – вверху – кварта – С43. Другая запись – также через дробь. Теперь нижняя нота соль – Cmaj7/G.
Если в нём поднять квинту на октаву, то получится 3-ье обращение – секунд аккорд – между нижними нотами секунда. У буквы примы цифра 2 внизу – секунда, цифра 4 вверху – кварта. С42. Через дробь нижняя нота си – Cmaj7/B.
Обращения есть у всех видов септаккордов и у них тот же принцип построения и обозначения.
Определение септаккордов на практике
Определим виды септаккордов на практике. Совет – если на нотоносце сложно определить вид септаккорда, смотрите в вид раскладки пианино на порядок терций. В начале пользуйтесь таблицей шпаргалкой.
Состав 1-ого аккорда: большая-малая-большая терции. 2 нижние из них говорят, что трезвучие в основе мажорное, а верхняя – что септима большая. Значит это большой мажорный септаккорд от соль.
2-ой аккорд: это 1-ое обращение септаккорда. Внизу нота соль, поэтому сразу запишем её после дроби. Теперь вернём приму на место и взглянем на терции: малая-большая-малая. По 2-ум нижним ясно, что трезвучие минорное, а по верхней, что септима малая. Значит это малый минорный септ от ноты ми.
3-ий аккорд: такой же по виду, как и 2-ой, но в основном виде и от ноты ля.
4-ый аккорд: тоже от ноты ля, но все терции в нём малые. Значит это уменьшенный септаккорд.
5-ый аккорд: это 3-ье обращение септаккорда – секунд аккорд, так как внизу интервал секунды. Запишем ноту до через дробь и вернём её на место, чтобы узнать вид аккорда. Терции в нём: большая-малая-малая. Значит это малый мажорный септаккорд от ноты ре.
Септаккорды в отличие от трезвучий применяются реже, но звучат они насыщеннее и теплее. Сравним с трезвучиями. Также они могут сочетаться друг с другом в гармонии.
Заметьте: звучание трезвучий обычное, а вместе с септаккордами – более яркое и волнующее.
Вывод: все септаккорды в отличие от трезвучий звучат напряженно, потому что септима – диссонанс.
Дополнительные виды аккордов
Из трезвучий и септаккордов можно получить дополнительные виды и звучания аккордов. Для этого в них можно сдвигать, добавлять и убирать ноты.
Аккорды с задержанием
1-ый вид – аккорды с задержанием. Они получатся, если в трезвучии сдвинуть терцию на ступень вниз или вверх. Это 2 аккорда – с секундой и с квартой вместо терции.
Из урока 6 мы знаем, что в ладу ступени 1, 3 и 5 – устойчивые. И тонический аккорд состоит именно из них, поэтому он самый устойчивый. А ступени 2 и 4 – неустойчивые и тяготеют в устойчивые и хотят разрешиться в них.
Задержание – это оттягивание разрешения. И если на таких аккордах остановиться, будет ощущение незавершённости.
Их обозначение – буква примы + приставка sus – сокращение от англ. suspended – задержанный, приостановленный. После неё цифра 2, если вместо терции задержанная секунда и цифра 4, если кварта.
У них 2 свойства:
- 1-ое – в отличие от мажорных и минорных аккордов они звучат без выраженного настроения – безлико.
- 2-ое – они как хамелеоны. Если по краям от них мажорный аккорд, например, C, то они будут усиливать радостное настроение. А если аккорд минорный – Cm, то они усилят грустное.
Заметьте: секунда в них может быть большой, как у аккорда Dsus4 – соль/ля и малой, у Esus2 – ми/фа. При желании из малой секунды можно сделать большую и наоборот.
Для этого ступени нужно повышать или понижать и добавлять перед цифрами в обозначении аккорда знак диеза или бемоля. Так в аккорде Dsus4 повысим ноту соль, чтобы секунда стала малой и добавим диез перед 4-кой. В Fsus4 для этого, наоборот, понизим ноту си и добавим бемоль перед 4-кой. В Esus2 повысим ноту фа, чтобы секунда стала большой и добавим диез перед 2-кой.
Заметьте: если в аккорде Csus2 повысить секунду, то он зазвучит как Cm – они энгармонически равны.
Аккорды с добавленными ступенями
2-ой вид аккордов – с добавленными ступенями. К любому аккорду можно добавить любую ступень. При этом в его обозначении появится приставка add – с англ. «добавлять» и цифра – номер ступени. Так аккорд до-мажор с добавленной секундой обозначается как Cadd2.
Заметьте: если в Csus2 терция пропущена, то в Cadd2 она есть.
Чем плотнее аккорд, тем резче он звучит – нотам тесно.
Тоже самое с добавленной 4-ой ступенью – квартой.
Если к аккорду sus добавить секунду, то он запишется как Csus4add2. А если к C добавить сразу 2 ступени, то они запишутся друг за другом Cadd2add4. Это встречается редко.
Здесь главное не запутаться и не усложнять запись. Так это не аккорд Csus4add6 – от до с задержанной 4-ой ступенью и добавленной 6-ой, а Fadd2/C – 1-ое обращение фа-мажора с добавленной секундой.
Секстаккорды
При добавлении к трезвучию 6-ой ступени получаются секстаккорды. Важно: слово «секстаккорд» обозначает 2 разных вида аккорда.
В классической музыке – это 1-ое обращение трезвучия.
А в современной и популярной музыке – трезвучие с добавленной секстой – с 4-ым звуком.
Обозначение – буква примы + цифра 6. Их есть 2 вида – мажорный C6 и минорный Cm6.
Обычно секста большая: с малой аккорд неблагозвучный.
Заметьте: в изученной ранее гармонии последний септаккорд записан через знак равно как G6 – соль-секстаккорд. Дело в том, что 1-ое обращение септаккорда состоит из тех же звуков, что и секстаккорд от терции септаккорда.
Здесь слышно, что секстаккорд звучит устойчиво и может завершить последовательность аккордов.
8-ая ступень в аккорде – это удвоение примы, что никак не обозначается.
Аккорды с надстройками
Самые сложные аккорды – с надстройками. Это 3 ступени за пределами одной октавы: 9-ая – нона, 11 – ундецима и 13 – терц децима, изученные в уроке 5. Чаще добавляется нона.
Заметьте: трезвучие с добавленной ноной, когда септимы нет, обозначается с приставкой add9.
У септаккорда с ноной, когда септима есть, это просто цифра 9.
Это нонаккорд – септаккорд с добавленной ноной или 5 звуков по терциям. Чаще это доминантсептаккорд – он же малый мажорный.
Надстройки тоже можно повышать и понижать. Так это большой минорный септаккорд с пониженной 5-ой и 9-ой ступенями или с малой ноной. А это до-мажор с увеличенной ундецимой.
Аккорды с пропущенными ступенями
3-ий вид аккордов – с пропущенными ступенями, например, квинтаккорды. Они получатся, если в трезвучии убрать терцию и останется интервал квинты из 2-х нот.
Они обозначается как буква примы + цифра 5, звучат безлико и мощно и часто на электрогитаре с перегрузом. По англ. они power chords – мощные аккорды.
Пропустить можно любую ступень и она при этом обозначается приставкой omit – с англ. пропускать.
Квинтаккорд или трезвучие с пропущенной 3-ей ступенью – терцией можно обозначить как Comit3.
Сложные аккорды такие как нонаккорды со всеми звуками применяются редко и ступени в них пропускаются. Чаще всего это 5-ая ступень: и аккорд звучит свободнее, и квинта служит наполнителем и менее важна, чем другие ступени. Например, вот знакомый нам нонаккорд без квинты.
Вывод: трезвучия и септаккорды – это классические аккорды: применялись в классической музыке. Все остальные отличные от них аккорды – современные – встречаются в популярной музыке.
Вид аккордов часто признак жанра музыки, в котором они часто применяются. Так трезвучия – основа рока, септаккорды – джаза, а квинтаккорды – метала.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с септаккордами и другими видами аккордов – их звучаниями и обозначениями. Поняли, что добавлением, удалением и смещением ступеней можно получить разные аккорды.
В следующем уроке мы поговорим про последовательности аккордов – гармонию.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.



Почему в разделе “Обращения” в аккорде С65 никак не обозначено, что он большой, а в другой записи – септаккорд + через дробь нижняя нота, указано maj?
Здесь это ми – Cmaj7/E
Здравствуйте, Владимир! Хороший вопрос.
Обозначения с цифрами 65 и 43 указывают только на вид обращения и не указывают на вид самого септаккорда. Это условная запись.
Надпись Cmaj65 лично я нигде не встречал, потому что это выглядит непонятно: до мажор секстаккорд с большой секстой? Тогда это просто C6. А 5 – квинта, но она обычно не указывается, если не альтерирована. А 5+ или 5- указывается.
Если же это я что-то упустил и недопонял, то буду рад, если Вы дадите ссылку на литературу, где это описано подробно.
P.S.: я поправил цифры – теперь они маленькие вверху и внизу букв.
Давайте возьмем без обращения. Следуя логике статьи, септаккорд будет C7, а другое обозначение Cmaj7. Т.е. в первой записи это малый мажорный септаккорд, а в другой записи он стал большим мажорным септаккордом.