Урок 10 — септаккорды и другие

Нотная грамота. Септаккорды Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 10-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка что такое септаккорды, из чего они состоят, каких видов есть, их звучания и обозначение. Рассказано о дополнительных видах аккордов — с задержанием, добавленными и пропущенными ступенями. Пояснено понятие обращение аккордов и виды обращений.

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 10 - Септаккорды. Другие аккорды | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – обращение аккордов и его 2 вида — секстаккорд и квартсекстаккорд
03:41 – особенности увеличенных трезвучий — звучание обращения и энгармонизм
04:53 – расположение нот аккорда — тесное и широкое и его влияние на звучание
06:34 – понятие септаккорда и его строение, 1-ый тип — большой мажорный
08:00 – 2-ой тип септаккорда — малый мажорный
09:29 – 3-ий и 4-ый типы септаккордов — большой и малый минорные
11:29 – 5-ый тип септаккорда — увеличенный
12:18 – 6-ой тип и 7-ой типы септаккорда — полууменьшенный и уменьшенный
13:28 – главные вывода по 7 типам септаккордов — 5 классов, суть обозначений
15:43 – 3 вида обращений септаккордов — квинтсекст, терцкварт и секунд аккорды
17:20 – определение видов септаккордов на практике
18:57 – особенности и сравнение звучаний септаккордов с трезвучиями
20:01 – 1-ый дополнительный вид аккордов — с задержанием: sus2, sus4
23:10 – 2-ой дополнительный вид аккордов — с добавленными ступенями: add2, add4
24:34 – частный случай аккордов с добавленными ступенями — секстаккорды
26:02 – аккорды с надстройками — с добавленными 9, 11 и 13-ой ступенями
27:05 – 3-ой дополнительный вид аккордов — с пропущенными ступенями: omit3
28:20 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим виды аккордов – септаккорды, аккорды с задержанием, с добавленными и пропущенными ступенями и другие. Приступим.  

Обращения трезвучий

В прошлом уроке мы изучили простой вид аккорда – трезвучие и его 4 типа – большое, малое, увеличенное и уменьшенное.

Заметьте: все 3 ноты рядом друг с другом и по терциям. Прима или главный звук аккорда ниже остальных, терция в середине и квинта вверху. Аккорды с таким положением нот – прима-терция-квинта снизу вверх — называются основными.

И хоть это самый простой их вид, в гармонии они так записываются редко.

Причина: если аккорды удалёны друг от друга на расстояние кварты и выше, например, между ступенями I и IV, V и I, то между ними образуются резкие переходы по высоте нот.

И чтобы сгладить звучание, применяют производные аккорды. Чтобы их получить из основных, достаточно перенести 1 звук аккорда на октаву вниз или вверх.

Тогда вместо примы внизу будет терция или квинта. Этот приём называется обращением трезвучия и с ним мы знакомы из урока 5 про интервалы. Теперь ноты по высоте немного сравнялись и переходы между аккордами стали более плавными.

Раз в трезвучии кроме основного тона есть ещё 2 звука, то и обращений есть 2 вида.

1-ое обращение

1-ый вид – когда прима поднята на октаву и внизу терция аккорда.

В итоге между крайними нотами образуется секста и это обращение называется секстаккордом.

Его обозначение – буква аккорда + 2 маленькие цифры: 6 вверху — секста и 3 внизу — терция. Ещё запись через дробь: C/E – после дроби указана нота, ниже остальных – здесь это ми или терция.

2-ое обращение

2-ой вид – когда на октаву подняты 2 ноты – прима и терция или опущена квинта, что будет внизу аккорда. В итоге между крайними нотами снова секста, а между нижней и средней – кварта.

Поэтому это 2-ое обращение называется квартсекст аккордом.

Его обозначение как и у 1-ого обращения, только внизу цифра 4 – кварта. Ещё запись через дробь: C/G – теперь нижняя нота соль или квинта.

Если все 3 ноты поднять на октаву, то это основной аккорд, только на октаву выше.

Вывод: после переноса 1, 2 или 3 звуков аккорда на октаву, его вид сохраняется: это всё равно C, но меняется его звучность или оттенок звучания.

Итак, в секстаккорде внизу терцовой тон, в квартсекстаккорде – квинтовый, в трезвучии – основной. Это легко запомнить так: обращение сексты – терция, а кварты – квинта. Об этом было в уроке 5.

Обращение увеличенного трезвучия

Заметьте: у большого, как и у малого трезвучий, основной вид и его обращения звучат по-разному.  В раскладке пианино видно, что между нотами разные расстояния. А увеличенное трезвучие и его обращения звучат одинаково. 

Причина: большая терция и уменьшенная кварта энгармонически равны: звучат одинаково, но пишутся в нотах по-разному. И в раскладке пианино между нотами одно и то же расстояние и у трезвучия, и у обращения.

Ещё у увеличенных трезвучий есть энгармонически равные аккорды. Caug есть тоже самое, что Eaug и Abaug.   Faug = Bbm, а Daug = Bb.

Расположение нот аккордов

Мы изучили 1-ую характеристику трезвучий — положение нот.

Но ещё есть 2-ая – расположение нот. Его есть 2 вида:

1-ыйтесное — у основных трезвучий и обоих его обращений, когда расстояние между соседними нотами не больше кварты. 

А во 2-ом видешироком — оно больше кварты, если обратить терцию аккорда вверх — между ней и соседней нотой секста.

В среднем регистре широкое расположение делает гармонию более яркой.

А в низком регистре убирает мутность и грязь в звучании.

Для уплотнения звучания гармонии можно удваивать тона аккордов в басу – на 1 или 2 октавы ниже. Обозначение – буква прима + нижняя нота через дробь, например, C/E – до-мажор с басом ми.

Но чаще всего, дублируется прима – она звучит более слитно с аккордом, чем другие ноты.  

Септаккорды и их виды

Большинство песен состоят из 2-х видов аккордов – большого и малого трезвучия, но есть и другие аккорды.

Наряду с трезвучиями применяются септаккорды — это 4 звука по терциям   или трезвучие + септима, что обозначена цифрой 7.

В септаккорде 4 звука — прима, терция, квинта, септима или основной, терцовый, квинтовый и септовый тона.

Если трезвучие — это 2 терции и у него 4 вида: 2 вида терции – большая и малая * 2 звука кроме основного, то септаккорд – это 3 терции и у него 6 видов: также 2 вида терции * на 3 звука.

Мажорные септаккорды 

1-ый видбольшой мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + большая септима или в терциях — большая-малая-большая. Звучит тепло.

Обозначение – буква примы + приставка maj или maj7, что означает большую септиму. Ещё запись – через знак треугольника Δ. Пример — Cmaj7, CΔ.

Заметьте: тоническое мажорное трезвучие звучит более устойчиво, чем септаккорд, потому что септима – самая неустойчивая ступень лада.

Если её опустить на полутон, то получится 2-ый вид септаккордамалый мажорный. Его состав: мажорное трезвучие + малая септима или в терциях – большая-малая-малая. Звучит резковато.

Обозначение – буква примы + цифра 7 без приставки maj — малая септима.
Другое его название доминантсептаккорд. Пример — C7.

Поясню: у каждой ступени лада есть своё название. Названия и функции всех ступеней мы пройдём в следующем уроке про гармонию. Мы уже знаем, что 1-ая ступень лада называется тоникой. Доминанта же – это 5-ая ступень.

И одноимённый септаккорд строится с сохранением своего строения именно от 5-ой ступени мажорного лада по белым клавишам фортепиано.

Септаккорды в общем звучат напряжённее, чем трезвучия, потому что септима – диссонанс. Поэтому они часто используются в гармонии именно перед переходом к тоническому аккорду для усиления напряжения.   

Минорные септаккорды 

Так же большую и малую септиму можно добавить к минорному трезвучию и получится ещё 2 вида септаккорда:

3-ий видбольшой минорный. Его состав: минорное трезвучие + большая септима или в терциях – малая-большая-большая. Звучит резковато и применяется редко.

Обозначение – буква примы и маленькая m – минор + приставка maj в скобках + цифра 7 — большая септима. Пример — Cm (maj) 7.

Опять понизим на полутон большую септиму и получим 4-ий вид септаккордамалый минорный.

Его состав: минорное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-большая-малая. Звучит мягко в отличие от большого. Причина ясна из урока 9: малая септима – мягкий диссонанс, а большая – острый.

Обозначение – буква примы с маленькой m + цифра 7 без приставки maj — малая септима. Пример — Cm7.

Вывод: из мажорного и минорного трезвучий строится 4 вида септаккордов – большой мажорный, малый мажорный, большой минорный, малый минорный.

Заметьте: у мажорных нет буквы m, а у минорных – есть. Она всегда относится к терции аккорда и указывает на её вид. У больших есть приставка maj перед цифрой 7, а у малых – нет. Она всегда относится к септиме и указывает на её вид.

Увеличенный септаккорд

Следующие 3 вида септаккордов образуются на основе увеличенного и уменьшенного трезвучий.

5-ый видбольшой с увеличенной квинтой или увеличенный. Его состав: увеличенное трезвучие + большая септима или в терциях – большая-большая-малая. Звучит настороженно.

Обозначение – буква примы + приставка maj с цифрой 7 – большая септима + #5 – повышенная 5-ая ступень. Пример — Cmaj7#5.

Заметьте: если построить 3 большие терции подряд, то это уже не септаккорд, а обычное трезвучие с дублировкой тоники на октаву выше: си-диез – это и есть нота «до».

Уменьшенные септаккорды

6-ой вид септаккордамалый с уменьшенной квинтой или полууменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + малая септима или в терциях – малая-малая-большая. Звучит тревожно.

Обозначение – буква примы с маленькой m + цифрой 7 – малая септима + b5 – пониженная 5-ая ступень. Ещё запись – через перечёркнутый круг Ø или значок диаметра окружности. Пример — Cm7b5, CØ.

7-ой и последний вид септаккордауменьшенный. Его состав: уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима или в терциях – малая-малая-малая. Звучит ещё тревожней.

Обозначение – буква примы с приставкой dim – уменьшенный + цифра 7. Заметьте: у малой септимы 1 бемоль, а у уменьшенной – 2 или дубль-бемоль. Другая запись — маленький круг, похожий на обозначений градусов — °. Пример — Cdim7, C°.

Выводы по септаккордам

Итого, есть 7 видов септаккордов – большие мажорный и минорный, малые мажорный и минорный, полу уменьшенный, уменьшенный и увеличенный.

Заметьте: увеличенный – это разновидность большого мажорного септаккорда. Нужно лишь повысить в нём 5-ую ступень. Звучат очень похоже.

А большой минорный – разновидность малого минорного.

Поэтому их можно объединить в 1 класс друг с другом и в итоге есть 5 классов септаккордов. Это большой мажорный, малый мажорный или доминантсептаккорд, малый минорный, полу уменьшенный и уменьшенный.

Они отличны по назначению и звучанию и служат основой для построения других более сложных аккордов.

Заметьте: 5-ая ступень в септаккордах наименее важная – как наполнитель. 3-ья – определяет тип трезвучия в основе – мажорное или минорное, а 7-ая – тип септаккорда – малый или большой.

Их смена меняет класс аккорда в отличие от 5-ой ступени, которую можно убрать и звучание коренным образом не изменится.

Если повысить 1-ую ступень, например, до-диез, то это будет другой класс септаккорда – полу уменьшенный.

Для простоты можно сокращать их названия – мажорный септ, септ, минорный септ, мажорный септ с повышенной 5-ой. Ещё в малом мажорном септе можно повысить и понизить 5 ступень, но эти аккорды звучат неблагозвучно и применяются редко.

Вывод: схема обозначения септаккордов такая: буква примы – вид трезвучия: большое, малое, уменьшенное – вид септимы: большая/малая – вид 5-ой ступени: обычная, повышенная, пониженная.  

Обращения септаккордов

У септаккордов, как и у трезвучий, есть обращения. Их 3, раз кроме примы есть ещё 3 звука. 1-ое обращение – когда прима поднята на октаву и внизу терция. 

Важно: название обращения образуется от названий интервалов между нижней нотой в нём и 2-мя слепленными на расстоянии секунды – септимой и примой.

1-ый вид — квинтсекстаккорд — от терции внизу до септимы – квинта, а до примы, поднятой на октаву– секста.

Отсюда обозначение – буква примы + цифры интервалов: 5 внизу – квинта, 6 – вверху – секста — С65. Другая запись – септаккорд + через дробь нижняя нота, как и у обращения трезвучий.

Здесь это ми – Cmaj7/E .

Если в нём поднять терцию на октаву, чтобы внизу была квинта, то получится 2-ое обращениетерц кварт аккорд — от квинты внизу до септимы – терция, а до примы – кварта.

Обозначение – буква примы + цифры интервалов: 3 внизу – терция, 4 – вверху – кварта — С43. Другая запись – также через дробь. Теперь нижняя нота соль – Cmaj7/G.

Если в нём поднять квинту на октаву, то получится 3-ье обращение — секунд аккорд – между нижними нотами секунда.   У буквы примы цифра 2 внизу — секунда, цифра 4 вверху – кварта. С42. Через дробь нижняя нота си — Cmaj7/B.

Обращения есть у всех видов септаккордов и у них тот же принцип построения и обозначения.

Определение септаккордов на практике

Определим виды септаккордов на практике. Совет — если на нотоносце сложно определить вид септаккорда, смотрите в вид раскладки пианино на порядок терций. В начале пользуйтесь таблицей шпаргалкой.   

Состав 1-ого аккорда: большая-малая-большая терции. 2 нижние из них говорят, что трезвучие в основе мажорное, а верхняя — что септима большая. Значит это большой мажорный септаккорд от соль.   

2-ой аккорд: это 1-ое обращение септаккорда. Внизу нота соль, поэтому сразу запишем её после дроби.   Теперь вернём приму на место и взглянем на терции: малая-большая-малая. По 2-ум нижним ясно, что трезвучие минорное, а по верхней, что септима малая. Значит это малый минорный септ от ноты ми.

3-ий аккорд: такой же по виду, как и 2-ой, но в основном виде и от ноты ля.   

4-ый аккорд: тоже от ноты ля, но все терции в нём малые. Значит это уменьшенный септаккорд. 

5-ый аккорд: это 3-ье обращение септаккорда – секунд аккорд, так как внизу интервал секунды. Запишем ноту до через дробь и вернём её на место, чтобы узнать вид аккорда.   Терции в нём: большая-малая-малая. Значит это малый мажорный септаккорд от ноты ре.

Септаккорды в отличие от трезвучий применяются реже, но звучат они насыщеннее и теплее.  Сравним с трезвучиями.  Также они могут сочетаться друг с другом в гармонии.

Заметьте: звучание трезвучий обычное, а вместе с септаккордами – более яркое и волнующее.

Вывод: все септаккорды в отличие от трезвучий звучат напряженно, потому что септима – диссонанс.

Дополнительные виды аккордов

Из трезвучий и септаккордов можно получить дополнительные виды и звучания аккордов. Для этого в них можно сдвигать, добавлять и убирать ноты.

Аккорды с задержанием

1-ый видаккорды с задержанием. Они получатся, если в трезвучии сдвинуть терцию на ступень вниз или вверх. Это 2 аккорда – с секундой и с квартой вместо терции.

Из урока 6 мы знаем, что в ладу ступени 1, 3 и 5 – устойчивые. И тонический аккорд состоит именно из них, поэтому он самый устойчивый.   А ступени 2 и 4 – неустойчивые и тяготеют в устойчивые и хотят разрешиться в них.

Задержание – это оттягивание разрешения. И если на таких аккордах остановиться, будет ощущение незавершённости.

Их обозначение — буква примы + приставка sus – сокращение от англ. suspended – задержанный, приостановленный. После неё цифра 2, если вместо терции задержанная секунда и цифра 4, если кварта.

У них 2 свойства:

  • 1-ое — в отличие от мажорных и минорных аккордов они звучат без выраженного настроения – безлико.
  • 2-ое – они как хамелеоны. Если по краям от них мажорный аккорд, например, C, то они будут усиливать радостное настроение. А если аккорд минорный – Cm, то они усилят грустное.   

Заметьте: секунда в них может быть большой, как у аккорда Dsus4 – соль/ля и малой, у Esus2 – ми/фа. При желании из малой секунды можно сделать большую и наоборот.

Для этого ступени нужно повышать или понижать и добавлять перед цифрами в обозначении аккорда знак диеза или бемоля. Так в аккорде Dsus4 повысим ноту соль, чтобы секунда стала малой и добавим диез перед 4-кой. В Fsus4 для этого, наоборот, понизим ноту си и добавим бемоль перед 4-кой. В Esus2 повысим ноту фа, чтобы секунда стала большой и добавим диез перед 2-кой. 

Заметьте: если в аккорде Csus2 повысить секунду, то он зазвучит как Cm – они энгармонически равны.   

Аккорды с добавленными ступенями

2-ой вид  аккордовс добавленными ступенями. К любому аккорду можно добавить любую ступень. При этом в его обозначении появится приставка add – с англ. «добавлять» и цифра – номер ступени. Так аккорд до-мажор с добавленной секундой обозначается как Cadd2.

Заметьте: если в Csus2 терция пропущена, то в Cadd2 она есть.

Чем плотнее аккорд, тем резче он звучит – нотам тесно.

Тоже самое с добавленной 4-ой ступенью – квартой.

Если к аккорду sus добавить секунду, то он запишется как Csus4add2. А если к C добавить сразу 2 ступени, то они запишутся друг за другом Cadd2add4. Это встречается редко.

Здесь главное не запутаться и не усложнять запись. Так это не аккорд Csus4add6 – от до с задержанной 4-ой ступенью и добавленной 6-ой, а Fadd2/C – 1-ое обращение фа-мажора с добавленной секундой.

Секстаккорды

При добавлении к трезвучию 6-ой ступени получаются секстаккорды. Важно: слово «секстаккорд» обозначает 2 разных вида аккорда.

В классической музыке – это 1-ое обращение трезвучия.

А в современной и популярной музыке – трезвучие с добавленной секстой — с 4-ым звуком. 

Обозначение – буква примы + цифра 6. Их есть 2 вида – мажорный  C6 и минорный Cm6.   

Обычно секста большая: с малой аккорд неблагозвучный.   

Заметьте: в изученной ранее гармонии последний септаккорд записан через знак равно как G6 – соль-секстаккорд. Дело в том, что 1-ое обращение септаккорда состоит из тех же звуков, что и секстаккорд от терции септаккорда.

Здесь слышно, что секстаккорд звучит устойчиво и может завершить последовательность аккордов. 

8-ая ступень в аккорде – это удвоение примы, что никак не обозначается.

Аккорды с надстройками

Самые сложные аккорды – с надстройками. Это 3 ступени за пределами одной октавы: 9-ая — нона, 11 – ундецима и 13 – терц децима, изученные в уроке 5. Чаще добавляется нона.

Заметьте: трезвучие с добавленной ноной, когда септимы нет, обозначается с приставкой add9.

У септаккорда с ноной, когда септима есть, это просто цифра 9.

Это нонаккорд — септаккорд с добавленной ноной или 5 звуков по терциям. Чаще это доминантсептаккорд – он же малый мажорный.

Надстройки тоже можно повышать и понижать. Так это большой минорный септаккорд с пониженной 5-ой и 9-ой ступенями или с малой ноной. А это до-мажор с увеличенной ундецимой.  

Аккорды с пропущенными ступенями

3-ий вид аккордов – с пропущенными ступенями, например, квинтаккорды. Они получатся, если в трезвучии убрать терцию и останется интервал квинты из 2-х нот.

Они обозначается как буква примы + цифра 5, звучат безлико и мощно и часто на электрогитаре с перегрузом. По англ. они power chords – мощные аккорды.

Пропустить можно любую ступень и она при этом обозначается приставкой omit – с англ. пропускать.

Квинтаккорд или трезвучие с пропущенной 3-ей ступенью – терцией можно обозначить как Comit3. 

Сложные аккорды такие как нонаккорды со всеми звуками применяются редко и ступени в них пропускаются. Чаще всего это 5-ая ступень: и аккорд звучит свободнее, и квинта служит наполнителем и менее важна, чем другие ступени. Например, вот знакомый нам нонаккорд без квинты.

Вывод: трезвучия и септаккорды — это классические аккорды: применялись в классической музыке. Все остальные отличные от них аккорды – современные – встречаются в популярной музыке.

Вид аккордов часто признак жанра музыки, в котором они часто применяются. Так трезвучия – основа рока, септаккорды – джаза, а квинтаккорды – метала.  

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с септаккордами и другими видами аккордов – их звучаниями и обозначениями. Поняли, что добавлением, удалением и смещением ступеней можно получить разные аккорды.

В следующем уроке мы поговорим про последовательности аккордов — гармонию.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв!
3
Оставить отзыв:
avatar
2500
1 Число веток с отзывами
2 Число ответов по цепочке
2 Подписчиков на отзывы
 
Самый одобряемый отзыв
Ветка злободневного отзыва
2 Составители отзывов
ВладимирЭдвард Бедарев Составители новых отзывов
  Подписаться  
Сначала новые Сначала старые Самые голосуемые
Уведомление о
Владимир
Посетитель
Владимир

Почему в разделе «Обращения» в аккорде С65 никак не обозначено, что он большой, а в другой записи – септаккорд + через дробь нижняя нота, указано maj?

Здесь это ми – Cmaj7/E

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения