ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 11-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка что такое гармония, какие роли у аккордов внутри тональности и как их связывать друг с другом. Но главное — что такое доминанта, субдоминанта и доминанта, которые часто встречаются в музыкальной литературе.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – названия и обозначения всех ступеней лада
03:40 – 1-ый вид тяготения — ладовое или мелодическое и её схема, устои и неустои
05:10 – 2-ой вид тяготения — тональное или гармоническое и её схема
08:35 – главные и побочные трезвучия в тональности
10:06 – 3 функции аккордов — тоника, субдоминанта и доминанта
14:15 – функциональный гармонический оборот — простой и сложный
16:07 – звучание побочных трезвучий и их замена главных
18:17 – терцовый ряд трезвучий, их состав из устоев и неустоев и тяготения
21:45 – сравнение 3-ёх систем тяготений — терцового ряда, тональное, ладовое
24:34 – 1-ый вид соединения аккордов — тональное на основе теории функций
27:07 – 2-ой вид соединения аккордов — модальное на основе связей тонов
29:31 – функции аккордов на практике, отклонение и родство тональностей
32:56 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим гармонию — гармоническое тяготение звуков, роли аккордов в тональности и законы их соединения друг с другом. Приступим.
Гармония – это раздел в теории музыки. Она изучает виды аккордов, законы их взаимодействия и создание из них последовательностей.
Содержание
Названия и обозначения ступеней лада
Из урока 9 мы знаем, что аккорды объединяются в систему – тональность и состоят из нот определённого лада, например, до мажор.
У каждой ступени лада, как и аккорда от неё, есть номер в виде римской цифры и название, а его 1-ая буква — её обозначение.
1-ая ступень – тоника или буква T — в ладу главная, ей подчинены и к ней стремятся остальные ступени. Рядом с ней 2 ступени: 2-ая выше её и 7-ая ниже. Они называются вводными звуками, потому что ярче всего тяготеют в тонику и через них в неё можно войти.
2-ая ступень – верхний вводный звук или нисходящий – к тонике от него движение сверху вниз.
7-ая ступень – нижний вводный звук или восходящий – соответственно снизу вверх.
Они как двери, а тоника — дом: 2-ая ступень — входная дверь, а 7-ая – чёрный вход. Буквенных обозначений у них нет.
По-другому 2-ая ступень называется супертоника – super с англ. «сверх, над» – она над тоникой. Это как superman – сверхчеловек.
А 7-ая ступень — субтоника – суб или sub с англ. «ниже, под» – она под тоникой. Это как submarine – субмарина или подводная лодка.
3-ья ступень – медианта или буква M. Её название от англ. слова medium – «средний, промежуточный», потому что в С — тоническом аккорде она посередине между 1-ой и 5-ой ступенями.
4-ая и 5-ая ступени похожи по названию.
5-ая ступень – доминанта или буква D – не путать с обозначением ноты «ре». Её название от англ. слова dominate – «господствовать, преобладать», ведь в тоническом аккорде она на вершине, словно властвует над нижними нотами.
4-ая ступень – субдоминанта или буква S. Опять приставка суб или под, то есть она под доминантой – на ступень ниже от неё.
6-ая ступень – суб медианта или нижняя медианта. Обозначение – SM.
Если медианта на 2 ступени выше T и посередине между ею и D, то суб медианта на 2 ступени ниже её и между ею и S: 4-ой ступенью. 7-ую ступень мы прошли.
2 вида тяготений звуков
Ладовое тяготение
Из урока 6 мы знаем, что нечётные ступени лада 1, 3 и 5 – устойчивые. А чётные 2, 4, 6 и нечётная 7 – неустойчивые. Неустои тяготеют и разрешаются в устои.
Помним, что у ступеней лада разная степень устойчивости, что отражено на рисунке с холмами и ямками.
Чем мельче ямка и выше холм, тем неустойчивее ступень + тяготение тем больше, чем больше разница между ближайшим холмом и ямкой.
Поэтому их можно выписать в порядке возрастания неустойчивости — 1-3-5-6-4-2-7. Слева направо тяготение в тонику возрастает: оно наибольшее у 7-ой ступени – самой неустойчивой и наименьшее у 3-ьей – самой устойчивой после тоники.
Это для удобства сведено в таблицу устойчивости ступеней. Если её силу обозначить знаком «+», а её отсутствие знаком «-», то получится 4 вида ступеней лада:
«2+» — сильный устой, «1+» — слабый устой, «1-» — слабый неустой, «2-» — сильный неустой.
Это схема 1-ого вида тяготения — ладового или мелодического – для создания мелодии.
Тональное тяготение
Но ещё есть 2-ой вид тяготения – тональное или гармоническое — для создания гармонии. Это тяготение одних аккордов в другие. Ярче всего оно слышно в сочетании: T–S–D–T.
Вот его схема: 7-3-6-2-5-1-4. Сила тяготения также растёт слева направо.
Заметьте: 5-ая ступень ярче всего тяготеет в тонику, а 4-ая за ней и не тяготеет в неё.
Между 2-мя видами тяготений 2 отличия:
1-ое отличие — в мелодическом наименьшая единица – 1 звук или ступень. Её отношение с другими ступенями зависит лишь от её устойчивости и тяготения явно слышны.
Но если ступени превратить в аккорды, то оно будет смазано.
В гармоническом, наоборот, если просто проиграть ноты, то тяготение слышно не явно. Но если их превратить в аккорды, то явно. Дело в том, что здесь наименьшая единица – аккорд или 3 звука. И общая устойчивость аккорда складывается из устойчивостей его отдельных звуков.
Тонический самый устойчивый: все его ступени – 1-ая, 3-ья и 5-ая устойчивые.
Доминантный самый неустойчивый: его прима – 5-ая ступень — самый неустойчивый из устоев, а 7-ая и 2-ая ступени – сильные неустои.
Субдоминанта не устойчива, но и не сильно тяготеет в тонику, так как в её составе верхняя ступень итак тоника, а ступени внизу: 4-ая и 6-ая – самые устойчивые из неустоев.
2-ое отличие – в схеме ладового тяготения ступени отстоят друг друга на секунды и терции и неустои разрешаются в ближайшие устои.
Секундовые связи ближайших нот называются мелодическими. Они образуют плавное движение между нотами – основу для мелодии.
В схеме же тонального тяготения в сочетании I-IV-V-I между 1-ой и 4-ой ступенями кварта, а между 5-ой и 1-ой — квинта. То есть здесь тяготения не секундовые, а кварто квинтовые и неустойчивые аккорды разрешаются только в тонику, а не в ближайшие аккорды.
Кварто-квинтовые связи нот с тоникой называются гармоническими. Они образуют скачкообразное движение между аккордами – основу для гармонии.
Это 1-ая причина, почему I, IV и V ступени в тональности называются главными – их сочетание ясно показывает тональность и звучит завершённо.
2-ая причина – они показывают наклонение тональности – мажор или минор. Заметьте: в мажоре от них строятся именно мажорные аккорды, а в миноре – минорные.
Ещё аккорды T, S и D содержат все звуки лада и этим явно его показывают. Важно не путать устойчивые ступени лада: 1, 3 и 5 с главными ступенями тональности: 1, 4 и 5. Это разные вещи.
Заметьте: от тоники на кварту вниз и квинту вверх – D, и, наоборот, на кварту вверх и квинту вниз – S. Поэтому она и называется суб или нижняя D: на квинту ниже тоники, когда обычная D выше.
Функции аккордов в тональности
Слова тоника, субдоминанта и доминанта обозначают не только аккорды 1-ой, 4-ой и 5-ой ступеней, но и 3 назначения или функции аккордов. Как в ладу у ступеней, так и в тональности у главных аккордов разные роли: неустои создают напряжение, а устои – разряжение.
1-ая функция – тоника. Её суть – покой и устойчивость. К ней направлены все остальные аккорды. Тоника – это жена: создаёт дома уют, домашний очаг.
2-ая функция – доминанта. Её суть – напряжение и неустойчивость. Доминанта – это муж: стремится к успеху, предприимчивый, энергичный.
Чередование 2-х этих функций звучит как «покой-напряжение-покой» или «начало-напряжение-окончание». Также как и муж после напряжённой работы стремится домой к жене – к отдыху и покою.
Это как в речи: у фраз есть начало, середина с упором голоса на суть фразы и завершение. Например, 2×2 = 4. 2×2 – это тоника, равно – доминанта, 4 – снова тоника.
Между словами, как и между аккордами есть тяготение. 1 аккорд обретает смысл в сочетании с другими. Иначе это обрывок фразы «2×2» и без смысла: почему и причём здесь «2×2»?
Но и остановиться на доминанте без перехода в тонику тоже нельзя: будет ощущение незаконченности. Этот как сказать «2×2 равно» и замолчать. Возникает ожидание продолжения фразы или тяготение.
Его мы разрешаем в тонику – говорим «4» — самое простое и ожидаемое слово.
3-ья функция – субдоминанта. Она тоже неустойчива, но меньше, чем доминанта. Из-за этого она звучит с тоникой более мягко, ненапряжённо – тяготение меньше.
Это как заменить в фразе выше слово «равно» — означает факт, правило на слово «будет» — ещё не свершилось, с оттенком вероятности.
Заметьте: если аккорд тоники сделать неустойчивым – добавить неустойчивую септиму и превратить его в септаккорд, а у субдоминанты обратить квинту вниз, то последняя зазвучит устойчиво по сравнению с тоникой.
Дело в том, что в тональности фа-мажор у этих аккордов другие роли: теперь F – тоника, а C – 5-ая ступень – D. И S превратилась в новую T и теперь в неё стремится бывшая тоника.
И если сыграть тонику и 2 раза S, это звучит устойчиво как фраза: «2×2 будет, точно будет, обещаю».
Вывод: тоника – это D по отношению к S. И в тональности до-мажор это движение T->S, а в фа-мажоре – D->T. Если же доминанту сделать септаккордом, то она ещё сильнее тяготеет к тонике.
И даже если её повторить 2 раза, она от этого в отличие от субдоминанты не станет устойчивой.
Вывод: доминанта – отец, а субдоминанта – сын: слушается отца и менее уверен в себе. Её роль – поддержка и расширение доминанты.
И чередование всех 3-х функций — T-S-D-T называется функциональным гармоническим оборотом.
Если в нём оставить одну неустойчивую функцию – S или D, он будет простым, а если обе – сложным или полным, как сейчас. Он звучит по схеме: «начало-развитие–напряжение–конец.
Это похоже на фразу: 2×2 будет = 4, где слово «будет» — вспомогательное, как S. Она помогает напряжению наступить не резко, а плавно.
И в итоге образуется так называемый квадрат – гармоническая ячейка из 4-х аккордов в 4-х тактах. Он звучит полноценно, как и квадрат воспринимается полным из 4-х сторон.
На кварто-квинтовом круге движение I-IV-V-I похоже на качание маятника – из середины: положения покоя – в стороны: положения напряжения и снова в покой.
В классической теории гармонии нельзя играть S после D, мол, это звучит не логично как фраза «2×2 = будет 4».
Но на практике это возможно и на слух воспринимается неплохо: как плавный спад напряжения, в отличие от его возрастания при игре наоборот.
Главные и побочные трезвучия
Итак, 3 роли или гармонические функции аккордов – покой, развитие и напряжение явно показаны в 3-х ступенях – T, S и D – I-ой, IV-ой и V-ой. Поэтому они главные, как актёры в фильме.
Другие ступени – II, III, VI и VII не так ярко показывают тональность и играют эти 3 роли.
Поэтому они побочные и похожи на дублёров — не могут заменить актёров полностью, а только в отдельных сценах.
Какой побочный аккорд и какую роль может играть зависит от числа его общих тонов с аккордами главных ступеней.
Так тонический аккорд C может заменять аккорд VI-ой ступени Am – у них 2 общие ноты: до и ми.
Ещё помним из урока 6, что ля – это тоника параллельной тональности для до-мажора.
Роль S или аккорда F может играть аккорд II ступени Dm – их 2 общие ноты: фа и ля.
Роль D или аккорда G может играть аккорд VII ступени – Bdim – их общие ноты: си и ре.
Кроме того, у аккордов III и VI ступени двойственная функция: у них 2 ноты общие одновременно с 2-мя другими аккордами.
У медианты — Em 2 нижние ноты те же, что и у C, а 2 верхние как у G мажора. У субмедианты — Am соответственно как у F и C.
Раз у них в названии медианта в переводе «средняя», они и занимают среднее положение между 2-мя ролями.
Терцовый ряд трезвучий
Для на наглядности отображения ролей аккордов всех ступеней их можно выстроить в следующем порядке.
Посередине тоника или ладовый центр — как центр притяжения подобно солнцу в солнечной системе. По сторонам от неё остальные ступени – как планеты, вращающиеся вокруг солнца. По краям повторены тоники на октаву выше и ниже.
Это терцовый ряд трезвучий, потому что все они друг от друга на расстоянии терции. В нём аккорды чередуются попарно во видам «мажор-минор».
По мере удаления от центра возрастает напряжение трезвучий и их тяготение к тонике.
Причина: в каждом последующем аккорде на 1 неустойчивую ступень больше, чем в предыдущем.
У тоники все ступени устойчивые – 1-ая, 3-ья и 5-ая. Движемся вправо:
- у медианты 1 неустой – 7-ая ступень — нота си.
- У доминанты 2 неустоя – 7-ая и 2-ая ступени – си и ре.
- У субтоники или нижнего вводного тона все 3 неустоя – ступени 7, 2 и 4 – си, ре и фа.
Теперь движемся влево:
- у субмедианты 1 неустой – 6-ая ступень – ля.
- У S 2 неустоя – 4-ая и 6-ая ступени – фа и ля.
- У супер тоники или верхнего вводного тона все 3 неустоя – ступени 2, 4 и 6 – ре, фа и ля.
В итоге на этом рисунке видно, что весь терцовый ряд можно разбить на 3 функциональные группы – посередине группа T, вверху — D, внизу — S. В каждой группе по 3 трезвучия. По обе стороны от тоники и в её группе находятся нижняя и верхняя медианты. В них по 2 тонических звука и по 1 от других функций. Поэтому они как посредники связывают с устойчивой группой тоники 2 группы неустойчивых трезвучий.
Схема напряжения ступеней
Если расположить все ступени из терцового ряда в порядке возрастания напряжения и тяготения к тонике, то получится схема: 4-2-6-3-7-5-1. Рост тяготения явно слышен.
Первые 3 ступени – это примы трезвучий субдоминантовой группы – с меньшем напряжением, а следующие 3 – доминантовой – с большим.
- V-ступень – главная доминанта и самая напряжённая,
- VII – её заместитель или дублёр, что хуже актёра в фильме – меньше напряжение,
- III-ступень – 2-ная роль – D и T – ещё меньше напряжение,
- VI-ступень – 2-ная роль – T и S – ещё меньше напряжение,
- II-ступень – заместитель и хуже справляется с ролью не напряжения, чем
- IV – главная и самая не тяготеющая к Т ступень.
Сравним все 3 схемы тяготений: 1-ая — терцового ряда, 2-ая — тонального и 3-ья — ладового.
С отдельными нотами 1-ая и 3-ья схемы звучат с явным тяготением, а 2-ая – с неявным. Причём T будто тяготеет в S. С аккордами, наоборот, оно явно в 1-ой и 2-ой схемах, а 3-ья – с неявным.
2 вывода: 1-ый вывод – у мелодического и гармонического тяготений разная природа и законы. Заметьте: в 1-ом случае VII-ступень близко к тонике, а V — далеко, а во 2-ом наоборот – V близко, а VII – далеко.
2-ой вывод – терцовый ряд трезвучий – это среднее между 2-мя тяготениями.
Сравним: в нём V ступень рядом с T, как в схеме 2. Чуть дальше VII ступень – рядом с T, как в схеме 3. Ступени D близко к T и тяготеют в неё. III и VI ступень – тонической функции и двойственные – дальше от T. А II и IV ступени – S функции дальше от тоники и хуже всего тяготеют в неё. И обе они в середине схем: II – во 2-ой, а IV – в 3-ей.
Если в каждом трезвучии разобрать состав и устойчивость всех ступеней на основе ладового тяготения, то получится таблица.
В ней знаками + и – указано сочетание ступеней и их итог устойчивости для трезвучия в целом. И здесь явно видна группировка трезвучий по функциям: тоники с «+», доминанты с «-» и субдоминанты в виде 0 – уравновешенная и не тяготеющая в тонику.
Вывод: у каждого трезвучия своя неповторимая окраска. Она зависит от состава ступеней и окраски каждого отдельного звука.
Это как настроение человека – сумма текущих мелких ощущений, впечатлений и желаний. И что-то одно из них меняет всё настроение. Например, вы на цветочной поляне: красота цветов + жужжание насекомых + солнышко = хорошее настроение.
Но вдруг стало жарко: появилось неудобство и настроение ухудшилось. Но вы надели панаму и выпили стакан прохладной воды и настроение поправилось.
Соединение трезвучий в гармонии
Раз есть 2 вида тяготений, то есть и 2 вида соединения аккордов:
Тональная гармония
1-ый вид – тональное – на основе теории функций: T-S-D-T.
Главное, чтобы они следовали именно в этом порядке.
В явном виде это главные трезвучия – ступени I, IV и V. А в не явном их заместители – побочные трезвучия из тех же функций – ступени VI, II и VII.
У трезвучий с 2-мя функциями между ними можно переключаться с помощью обращений.
Так аккорд VI ступени звучит в роли тоники в своём 2-ом обращении, когда его терция внизу и у него 2 общие ноты с T.
Но 1-ое обращение, когда терция вверху, звучит как S – теперь с ней 2 общие ноты.
Ещё важно: функциональный оборот I-IV-V-I называется ещё в музыке кадансом – с англ. decadence – упадок, окончание. И он есть 2-х видов:
1-ый вид – несовершенный или не до конца завершённый — в конце у тонического аккорда прима или тоника внизу, будто точка спрятана.
2-ой вид – совершенный или уверенно завершённый – прима у него поднята. И 2-ая и 7-ая ступени на одном уровне с ней и явно разрешаются в неё. Это как точка на видном месте.
Вот гармония с 2-мя двойственными функциями – аккордами III и VI ступеней. Сейчас это схема T-T-S-D-T. Теперь в Em обратим приму, а в Am – терцию и квинту. Теперь это схема T-D-T-D-T.
В обоих случаях логика T-S-D-T не нарушается.
Модальная гармония
Нарушим её, сменив аккорды S и D местами и послушаем.
Теперь напряжение ослаблено и получился 2-ой вид соединения аккордов – модальное.
С англ. mode – лад и это ещё одно название ладового или мелодического тяготения.
Его главный признак – нарушать правила тонального тяготения, а именно: играть D, а потом S и двигаться по схеме тонального тяготения в обратную сторону.
Например: III-VII-II-VI. Заметьте: это игра рядом побочных трезвучий одной группы: 2D и 2S. То же и с чередованием их с главными трезвучиями.
Заметьте: в отличие от тонального, где основа – квартово-квинтовое соединение аккордов, в модальном оно секундо-терцовое.
Самое простое модальное движение – по ступеням лада, например, восходящее I-II-III-IV. Да, сначала вроде следует T-S-D, но после D – S, что имеет место в нисходящем движении — VI-V-IV-III.
Здесь нет напряжения или сильного тяготения, как в тональном движении. И аккорды здесь звучат будто сами по себе, а не в системе.
Поэтому в песнях нередко в куплете модальная гармония, а в припеве – тональная, чтобы их разграничить и противопоставить друг другу.
И теория функций нужна, чтобы создать более выразительную гармонию.
Определение функций аккордов на практике
Определим роли аккордов на практике на примере гармонии из припева песни группы Pet Shop Boys – Go West. По звучанию она тональная – есть явные нарастания и спады напряжения.
Казалось бы, всё ясно: C – это тоника или I ступень – начало гармонии, а G – V — доминанта.
Но дальше Am – VI. S она не может быть после D – это нарушение функциональности. Значит, она из группы тоники.
Но Em после неё – III ступень звучит спокойнее и больше похоже на тонику. Am же напряжённее, поэтому это не 2 тонические функции подряд.
Но самое странное дальше: конец последовательности на D, хотя она звучит устойчиво как T, а на S почему-то септаккорд и она звучит как D, а C – тоника – звучит как S.
Всё дело в том, что тональность этой гармонии – G, а не C: их состав аккордов почти одинаковый.
И функции логично распределяются так. C – IV или S и с неё может начинаться гармония, G – I или T – сразу после неё и в конце гармонии, Am – II или S, Em – VI или T, F – вроде как VII или D, но тогда после неё S.
Это можно толковать 2-яко: или как нарушение движения функций, или движение S->T в тональности C. Это называется отклонением, когда движение из одной тональности переходит в другую, но потом возвращается в прежнюю.
Далее C – IV или S, а Dm7 – V или D. Логично, что это септаккорд, что усиливает напряжение.
Только трезвучие в его основе Dm из тональности C, а не D из G. Но его оттенок звучания не подходит, так как он из призывной гармонии делает более весёлую. Поэтому это заимствованный аккорд из тональности C.
Вывод: тональности с похожим составом аккордов – родственные и между ними можно гулять при создании гармонии.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с главными и побочными ступенями тональности, законами соединения аккордов друг с другом и делением их на 2 вида – тональное и модальное. Поняли, у аккордов есть свои функции внутри тональности и они объединяются в 3 группы – тоническую, субдоминантовую и доминантовую.
В следующем уроке мы вернёмся к ритму и поговорим про 2 важных понятия в нём – динамику и музыкальные размеры.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.