ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 12-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка что такое динамика, ударные и безударные ноты, метрические стопы и музыкальные размеры. Рассмотрены 2 главных понятия в ритме — что такое затакт и синкопа и её виды + время, по полочкам разложены стихотворные размеры — хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – повторение понятий ритм, метр, темп + акценты или ударные ноты
03:47 – 3 способа выделить ноту на фоне других + понятие динамики
05:23 – распределение ударений в нотах внутри такта, сильная и слабая доли
08:59 – обозначение долей барабанами, такт, тактовая черта и её 2 вида
10:13 – понятие затакта, его роль и примеры мелодий с ним
11:38 – понятие синкопы и её роль в музыке
13:29 – 1-ый вид синкопы — междолевая + примеры звучаний
15:34 – 2-ой вид синкопы — внутридолевая, слабое и сильное время долей
17:11 – ровный и неровный ритма вместе, полиритмия, триоли
18:29 – 3-ий вид синкопы — междутактовая, понятие опережениея в мелодии
19:39 – наслоение ритма на метр, понятие метрических стоп
21:34 – 2-х дольные стихотворные размеры — хорей и ямб
22:45 – 3-х дольные стихотворные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест
24:52 – размеры в метре, музыкальный размер, простые размеры
27:45 – определение размера на практике в 2-х мелодиях
30:11 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы вернёмся к ритму и рассмотрим его 2 важных понятия – динамику и музыкальные размеры и какую роль они играют в музыке. Приступим.
Из урока 4 мы знаем про 3 звена времени в музыке:
- ритм – рисунок или узор из разных по длине нот и пауз,
- метр – сетка для ритма или ровный отсчёт долей такта,
- темп – скорость отсчёта метра и игры ритма.
Сравним с речью: ноты – буквы, слоги и слова, паузы – пробелы между словами и знаки препинания, а ритм – строение речи по горизонтали и её гибкость.
Только паузы – молчание, а сплошные ноты – утомительная речь без остановок. А их грамотное чередование – приятная к восприятию речь.
В ней 2 звена: 1-ое звено – ритмической рисунок – сочетания длительностей нот отдельно от их высоты. 2-ое звено – ладовая основа — сочетание разных нот по высоте отдельно от ритма: записаны более ровно. Вместе они создают цепляющую мелодию.
Содержание
Ударные и безударные ноты, акценты
Ещё, как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке среди нот есть явно выделяющиеся на фоне других. Здесь они в долях 1, 3 и 4. Явно это слышно, если их сделать громче, а остальные ноты – тише.
Громкость нот удобно менять в раскладке пианино в виде столбиков. Она у нот относительна и задана в виде чисел от 0 до 127 в поле Velocity — скорость. Чем быстрее нажать клавишу фортепиано, тем громче звук. И нота 120 громче, чем нота 80.
Вот череда нот «до» с одинаковой громкостью. Звучит неинтересно: как солдаты стоят в строю. Но если увеличить громкость нот в 1-ой и 3-ей долях или сказать этим солдатам шагнуть вперёд из строя, то зазвучит интереснее.
Такое выделение ноты среди других называется акцентом – с англ. accent – ударение, подчёркивание. Это как в речи: смысловое ударение и усиление отдельных слов.
Можно сказать просто: «Я купил гитару», а можно выделить: «Я купил гитару», а не сосед, «я купил гитару», а не украл, «Я купил гитару», а не балалайку.
Ещё интересней звучит выделение нот на счёт «раз» в сочетании 1-2-3-1-2-3-1-2.
Ударения в нотах оживляет музыку, и слушая её, человек часто отстукивает ритм ногой или покачивает головой, двигается «в такт» музыке.
3 вида акцентов и динамика
Ноту, как ударение в слове или человека из толпы, можно выделить 3-мя способами:
1-ый способ – громкостью – ударная нота громче других как сейчас. Это будто человек кричит, когда другие говорят: самый явный способ.
2-ой способ – высотой – ударная нота выше других. Это как высокий человек возвышается над низкими.
3-ий способ – длительностью – ударная нота длиннее других. Это как толстый человек выделяется среди худых: самый неявный способ.
Вывод: чередование ударных и безударных нот называется динамикой – с англ. dynamics – «движение, движущая сила». То есть их громкость двигается, а не постоянная и заставляет слушателя двигаться под музыку.
Динамика в общем — это изменение чего-либо. Она есть в речи, когда мы говорим громче/тише, вы-ше/ниже, быстрее/медленнее.
Если её нет, то это «монотонное бубнение препода на скучной лекции».
Так же и в музыке: если динамика есть, то её интереснее слушать.
Ударные и безударные доли такта
Итак, в примере мелодии ноты выделены большей высотой и длиной. А вот другой пример. Ударения здесь на 1-ой и 4-ой нотах – ТА-та-та-ТА-та-ТА.
Совет – чтобы узнать ударные ноты, спойте любые слова. Если ударения в словах и нотах совпадут, то звучит складно. Здесь это слова «верить, любить и жить». Верить – ударение на 1-ый слог, а любить – на 2-ой.
Но если их поменять местами, зазвучит нескладно. Причина: ударная нота делает безударный слог слова ударным, что искажает звучание слова.
Вопрос: если все 4 ноты одинаковы по громкости, высоте и длине — не выделяются на фоне друг друга, то почему всё равно одни ноты ударные?
Дело в том, что ударения есть не только в ритме, но и в метре. В уроке 4 мы поняли, что метр – это основа, биение, дыхание музыки. Он всегда равномерный и неизменный как тиканье стрелки в часах, что привязана к равным отметкам. Сейчас все удары одинаковые. А теперь 1-ый из 2-х громче.
То же и в метрономе: 1-ый щелчок в такте громкий, а остальные — тише. Отсюда 1-ая и более громкая или ударная доля такта называется сильной, а безударная – слабой.
Это как ударение в слове, а число долей = числу слогов. Например, в слове «музыкальный» 4 слога, как и 4 доли в такте. И хотя в нём ударение на 3-ий слог, но если его произносить под метроном, получается будто 2 ударения – сильное на «у» — 1-ый слог и послабее на «а» — 3-ий слог. А 2-ой и 4-ый – безударные.
То есть в такте нечётные 1-ая и 3-ая доли – сильные, а чётные 2-ая и 4-ая — слабые. Причём 1-ая доля сильнее 3-ей, поэтому 3-ья называется относительно сильной.
Вывод: метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей, тяжёлых и лёгких.
И сильные доли такта делятся своей силой с нотами внутри себя. Поэтому в примере 1-ая и 4-ая ноты ударные.
Сильно ударная нота в 1-ой доле обозначена знаком перевернутой галочки « » и её подчёркивают ноты гармонии. А менее сильная нота в 3-ье доле обозначается знаком больше «>».
В мелодии про ёлочку ударные ноты в 1-ой и 3-ей долях. Их можно показать большими слогами ТА, а во 2-ой и 4-ой – маленькими. То же и в мелодии про горного короля.
Обозначение долей барабанами
Ударность долей явно показана в игре барабанов: в сильных долях играет большой барабан, причём в 1-ой громче, чем в 3-ей, а в слабых – малый.
Это похоже на движение молотка: сильная доля – удар, слабая – взмах, когда удара нет.
1-ая доля: сильный удар по гвоздю, что глубоко вгоняет его в дерево, 2-ая доля взмах, 3-ья доля: снова удар, что до конца забивает гвоздь и 4-ая доля взмах. На этом 1 гвоздь забит или 1 такт сыгран и переходим к следующему.
Такт и тактовая черта
Такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой.
Такты отделены друг от друга тактовыми чертами — короткими вертикальными линиями поперёк линеек нотоносца. Они есть 2-ух видов:
- Одинарная – просто разделяет такты,
- Двойная – ставится в конце произведения и в местах смены ключевых знаков.
Это делается через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change. Для примера выберем тональность F.
Затакт
С долями такта связаны 2 важных понятия – затакт и синкопа.
Затакт — это звук или группа звуков без сильной доли или неполный такт, когда ноты играют до начала такта: перед тактовой чертой. Он в виде одной ноты есть в мелодии про ёлочку.
Более плавный затакт – из 3 нот по ступеням, как здесь. Без затакта это звучит, будто мужик сразу вещает с трибуны.
А с затактом кажется, что он сначала забирается к ней по ступенькам и потом начинает говорить.
Затакт в виде 3-х триолей есть в мелодии из телесериала «Семейка Адамс».
Причём он также есть и в середине такта. Это как в речи: если мелодия сама речь, то затакт — это подготовка к ней из прочистки горла и вводных слов — кхм, итак, внимание.
Цель затакта – подготовить слушателя к восприятию речи и звучанию музыки.
Синкопа и её виды
Теперь о синкопе. Мы знаем, что метр озвучивает метроном – ровные удары в долях, а ритм – ноты, по-разному вписанные в эти доли.
И акценты или ударения есть и в метре, и в ритме.
Они могут совпадать друг с другом, как в мелодиях про ёлочку и горного короля. Щелчки и ноты звучат одновременно.
А могут и не совпадать. Вот 2 половинные ноты в сильных долях такта. Сместим 2-ую ноту на 8-ую длительность назад – во 2-ую долю. При этом она разделится на 2 ноты, связанные лигой.
Это и есть синкопа – с греч. «рубка, сечка» — смещение ноты с сильной доли такта на слабую, когда ударения в ритме и метре не совпадают и противоречат друг другу. А лига – её явный признак.
Она есть в мелодии из терминатора: длинные слигованные ноты смещены во 2-ую долю из 3-ей. Если вернуть их на место, мелодия звучит более скучно и топорно.
Синкопа часто применима в музыке, делает ритм неровным и цепляющим и есть 3-х видов:
Междолевая синкопа
1-ый вид синкопы – междолевая – как сейчас, когда нота начинается на слабой доле и продолжает звучать на сильной.
Чаще всего это её сдвиг из начала 3-ей доли на середину 2-ой. Ноты при этом долгие – ½ и ¼.
Примечание: в музыке барабаны обозначают метр, а гармония — сильную долю: поэтому аккорды всегда начинаются в начале такта.
Мелодия на синкопе будто зависает. А без неё звучит не интересно. Это смещение на 8-ую длительность, а это на 16-ую.
Междолевая синкопа — основа ритма в песне Майкла Джексона – Billy Jean.
Ещё она же + затакт из 1-ой ноты есть во 2-ой части мелодии из «Семейки Адамс». Нота здесь смещена на 8-ую вперёд, а не назад и звучит в половине 3-ей сильной доли и в начале 4-ой слабой. Звучит менее интересно, если сдвинуть ре на 3-ью долю и сделать ритм ровным.
Внутридолевая синкопа
2-ой вид синкопы – внутри долевая – охватывает одну долю или четверть такта, поэтому ноты здесь короткие – 8-ые и 16-ые.
Суть в том, что в любой доле такта, без разницы сильная она или слабая, есть 2 времени: сильное – её начало или 1-ая четверть и слабое – остальное: 2-ая, 3-ья и 4-ая четверти.
И если в сильное время звучит длинная нота, а в слабое короткая, то акценты ритма и метра совпадают и синкопы нет.
Она будет, если на сильное время играть короткую 16-ую ноту, а на слабое более длинную 8-ую. Это синкопа 16-ая-8-ая-16-ая.
В самом простом виде это игра 8-ыми в серединах долей такта. Это часто применяется к тарелке хэт в барабанной установке, чтобы создать рельефный ритм.
Это музыканты обычно называют игрой хэта на слабую долю, а игра на сильную не так интересна.
Примечание: здесь слово «доля» заменяет слово время. Не путайте доли внутри долей такта с самими долями такта.
Цепляющий рисунок образуется, если играть 16-ую ноту в каждой доле такта в разных местах: в середине доле, во 2-ой четверти, в начале и в 4-ой четверти. При этом между нотами одинаковое расстояние – 8-ая с точкой.
Такой приём называется полиритмией – с лат. поли – много, когда вместе звучит 2 разных ритма: ровный и неровный.
Ещё её создаёт игра 4-ных и 8-ых триолей, когда ноты внутри долей такта делятся на 3, а не на 2. Здесь только 1-ый удар из каждой группы совпадает с долями такта. Уберём его и будет явная неровность.
Если в каждой группе 8-ых триолей убрать среднюю ноту, то получится ритм в жанре джаз под названием shuffle – с англ. «тасовать, перемещать». Заметьте: лиги и ноты с точками указывают на неровность ритма.
Междутактовая синкопа
2 вида синкопы – между и внутри долевая ещё называются внутри тактовыми, так как они не выходят за пределы одного такта.
3-ий вид синкопы – между тактовая – когда нота начинается в одном такте, чаще в его конце или 4-ой доле и длится в начале другого. Это мост в виде лиги через реку – тактовую черту.
Вот пример мелодии с такой синкопой. Заметьте: эта нота «до» с лигой есть в составе аккордов F и C. Такой приём, когда опорная нота мелодии появляется раньше, чем она же в аккорде в следующем такте, называется опережением. Без него звучит скучнее.
Метрические стопы
2 вывода: 1-ый – динамика или чередование ударений в нотах звучит интереснее, чем ноты без ударений. 2-ой – положение ударений в ритме влияет на его звучание на фоне метра.
Сейчас они попадают на ноты 1, 4 и 7 и на счёт РАЗ-2-3, РАЗ-2-3, РАЗ-2.
1-ое ударение совпадает с метром, 2-ое – нет, а 3-ье – да.
То, как ритм ложится на метр называется метрической стопой.
Представьте: метр – это шагает отец, а ритм – рядом с ним за руку топает маленький сын. Сын не может отстать или опередить отца – держится за него так же, как и ритм вписан в метр.
Но зато сын может чередовать свои маленькие шаги внутри 1 большого шага отца как хочет: 2 мелких – 1 длинный, 2 длинных, 4 мелких и т.д.
Ещё он сам выбирает силу шага:
- либо весь свой вес перенести на ногу – сделать шаг или ноту ударной,
- либо часть веса перенести на отца через ухват за руку – безударная нота,
- либо вообще повиснуть на его на руке – нет шага или пауза вместо ноты.
Стихотворные размеры
Сравним с речью: ударения делят слоги в словах на группы по 2 и по 3 слога.
Например, слово фортепиано мысленно делится на 2 части — форте – 2 слога и слабое ударение на «о» и пиано – 3 слога и сильное ударение на «а».
В поэзии для сочинения стихов выбирается стихотворный размер — порядок чередования ударных и безударных слогов. Он есть 2-х видов – 2-х и 3-х дольный.
2-х дольные размеры — хорей и ямб
В 2-х дольных размерах 1 слог ударный и 1 безударный. Их 2 вида:
1-ый – хорей – 1-ая доля сильная, а 2-ая – слабая, как в слове скрипка и в стихе: «буря мглою небо кроет».
2-ой вид – ямб – наоборот, 1-ая доля – слабая, а 2-ая сильная, как в слове труба и в стихе: «мороз и солнце, день чудесный».
Совет как их запомнить и не путать: сильная доля в хорее 1-ая и она раньше, чем у ямба — 2-ая.
Также 1-ая буква в слове хорей – Х раньше в алфавите, чем буква Я — у Ямба.
Ещё пример – ХОрей – это ХОлм или ударная доля, и мы с него скатываемся в безударную. А ЯМб – ЯМа или безударная доля, и мы из неё взбираемся на ударную долю.
3-х дольные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест
В 3-х дольных размерах 1 слог ударный и 2 безударных. Их 3 вида:
1-ый вид – дактиль – из 3-х долей ударная 1-ая как в слове «колокол» и в стихе «как хорошо ты, о море ночное».
2-ой вид – амфибрахий – из 3-х долей ударная 2-ая или средняя как в слове «гитара» и стихе «однажды в студёную зимнюю пору», или гимне «РоссИя свящЕнная нАша держАва».
3-ий вид – анапест – из 3-х долей ударная 3-ья или как в слове «барабан» и в стихе «о весна, без конца и без краю».
Запомнить их и не путать легко с помощью связи ударений в словах и сильных долей:
- дактиль – ударение на 1-ый слог, как в слове первый – 1-ая доля,
- амфибрахий – посередине слова – средняя или 2-ая доля из 3-х и как в слове второй,
- анапест можно произнести как анапЕст – с упором на 3-ий слог.
Ещё их 1-ые буквы образуют слово ДАМА: Д – дактиль – 1-ая буква и 1-ый слог ударный, АМ – амфибрахий – средние буквы и 2-ой слог ударный, А – анапест – последняя буква и 3-ий слог ударный.
Эти 5 размеров – 2 2-х и 3 3-х дольных – основа, кирпичики для строительства динамики и метрических стоп. Здесь они отдельно друг от друга, но их также можно смешивать.
Так цепляющий ритм РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это 2 дактиля + 1 хорей.
Музыкальный размер и его обозначение
Размеры есть не только в ритме, но и в метре – в игре барабанов.
Но на практике применимы лишь 2 – хорей и дактиль, потому что 1-ая доля такта всегда сильная.
Размеры со слабой 1-ой долей не используются: роль малого барабана – обозначать слабую долю и вы не услышите песни, где он играет на 1-ую сильную долю: на ней всегда большой барабан.
И если названия размеров — хорей, дактиль относятся к стихосложению, то метр, выраженный в цифрах, это музыкальный размер. Он обозначается дробью и записывается после ключа.
Самый распространённый размер — 4/4 и в нём мы работали до сих пор.
Числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – их качество. 4/4 значит, что долей в такте 4 и длина каждой доли – четверть.
Числитель может быть чётным и нечётным, а знаменатель – только чётным, потому что основные длительности чётные – ½, ¼, 1/8, 1/16.
Это похоже на торт: если его резать вдоль всего диаметра, число кусочков всегда будет чётным. А числитель показывает, сколько кусочков торта осталось за вычетом съеденных.
4/4 – торт целый из 4-х кусков. И сумма всех длительностей нот в одном такте не превышает длительности 4-х четвертей или 1 целой.
Если 2 четверти или кусочка торта убрать, то будет размер – 2/4 – сильная и слабая доли. И теперь сумма нот в такте равна половинной длительности.
Если ¼ добавить, то будет размер ¾ – 1 сильная и 2 слабые доли. Он используется в вальсе и сумма нот внутри 1 такта – половинная с точкой.
Размеры 2/4 и ¾ называются простыми, потому что в них всего одна сильная доля и она первая. Для сравнения в размере 4/4 2 сильные доли – 1-ая и 3-ья.
По сути, метр и размер такта — это одно и то же, как звук и нота. Размер – это обозначение метра, а нота – звука.
Определение музыкальных размеров на пратике
Теперь определим размер на практике на примере мелодии «С днём рождения».
Заметьте: 2 связанные ребром ноты безударные, а ударная 3-ья.
Значит, они затакт и мелодию нужно сдвинуть до тактовой черты, чтобы ударная нота попала на сильную долю.
Заметьте: длинные и ударные ноты мелодии отстоят друг от друга на ¾. Значит это и есть размер мелодии. Вставим его с сильной доли через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change – смена размера и ключа.
В поле Beats Per Measure – число долей в такте впишем 3, а Beat Value – значение доли оставим 4. Как видите, мелодия отлично укладывается в этот размер.
Важно: последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей в нём и первом такте составляла ровно такт. В конце половинная нота, это 2/4, а в начале затакт занимает ¼, что в сумме и даёт ¾.
Ещё пример – мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
Здесь размер виден сразу благодаря нотам в гармонии: они играют вместе с ударными нотами мелодии, а по длине равны половинной с точкой.
Значит, здесь тоже размер ¾. Теперь ноты гармонии меняются в началах тактов, как и должны.
А до этого они стояли как попало – в каждом такте на разной доле – 4-ой, 3-ей и 2-ой.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с понятием динамики в музыке, синкопой, стихотворными и музыкальными размерами. Поняли, что ноты ритма и доли метра могут быть ударными и безударными и накладываться друг на друга, совпадая или не совпадая при этом.
В следующем уроке мы поговорим подробнее о видах ритмов, размеров и темпов.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.