Здравствуйте! Это 12-ый урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”.
В нём показано легко и понятно для новичка что такое динамика, ударные и безударные ноты, метрические стопы и музыкальные размеры. Рассмотрены 2 главных понятия в ритме – что такое затакт и синкопа и её виды + время, по полочкам разложены стихотворные размеры – хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – повторение понятий ритм, метр, темп + акценты или ударные ноты
03:47 – 3 способа выделить ноту на фоне других + понятие динамики
05:23 – распределение ударений в нотах внутри такта, сильная и слабая доли
08:59 – обозначение долей барабанами, такт, тактовая черта и её 2 вида
10:13 – понятие затакта, его роль и примеры мелодий с ним
11:38 – понятие синкопы и её роль в музыке
13:29 – 1-ый вид синкопы – междолевая + примеры звучаний
15:34 – 2-ой вид синкопы – внутридолевая, слабое и сильное время долей
17:11 – ровный и неровный ритма вместе, полиритмия, триоли
18:29 – 3-ий вид синкопы – междутактовая, понятие опережениея в мелодии
19:39 – наслоение ритма на метр, понятие метрических стоп
21:34 – 2-х дольные стихотворные размеры – хорей и ямб
22:45 – 3-х дольные стихотворные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест
24:52 – размеры в метре, музыкальный размер, простые размеры
27:45 – определение размера на практике в 2-х мелодиях
30:11 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы вернёмся к ритму и рассмотрим его 2 важных понятия – динамику и музыкальные размеры и какую роль они играют в музыке. Приступим.
Из урока 4 мы знаем про 3 звена времени в музыке:
- ритм – рисунок или узор из разных по длине нот и пауз,
- метр – сетка для ритма или ровный отсчёт долей такта,
- темп – скорость отсчёта метра и игры ритма.
Сравним с речью: ноты – буквы, слоги и слова, паузы – пробелы между словами и знаки препинания, а ритм – строение речи по горизонтали и её гибкость.
Только паузы – молчание, а сплошные ноты – утомительная речь без остановок. А их грамотное чередование – приятная к восприятию речь.
В ней 2 звена: 1-ое звено – ритмической рисунок – сочетания длительностей нот отдельно от их высоты. 2-ое звено – ладовая основа – сочетание разных нот по высоте отдельно от ритма: записаны более ровно. Вместе они создают цепляющую мелодию.
Содержание страницы
Ударные и безударные ноты, акценты
Ещё, как в словах есть ударные и безударные слоги, так и в музыке среди нот есть явно выделяющиеся на фоне других. Здесь они в долях 1, 3 и 4. Явно это слышно, если их сделать громче, а остальные ноты – тише.
Громкость нот удобно менять в раскладке пианино в виде столбиков. Она у нот относительна и задана в виде чисел от 0 до 127 в поле Velocity – скорость. Чем быстрее нажать клавишу фортепиано, тем громче звук. И нота 120 громче, чем нота 80.
Вот череда нот «до» с одинаковой громкостью. Звучит неинтересно: как солдаты стоят в строю. Но если увеличить громкость нот в 1-ой и 3-ей долях или сказать этим солдатам шагнуть вперёд из строя, то зазвучит интереснее.
Такое выделение ноты среди других называется акцентом – с англ. accent – ударение, подчёркивание. Это как в речи: смысловое ударение и усиление отдельных слов.
Можно сказать просто: «Я купил гитару», а можно выделить: «Я купил гитару», а не сосед, «я купил гитару», а не украл, «Я купил гитару», а не балалайку.
Ещё интересней звучит выделение нот на счёт «раз» в сочетании 1-2-3-1-2-3-1-2.
Ударения в нотах оживляет музыку, и слушая её, человек часто отстукивает ритм ногой или покачивает головой, двигается «в такт» музыке.
3 вида акцентов и динамика
Ноту, как ударение в слове или человека из толпы, можно выделить 3-мя способами:
1-ый способ – громкостью – ударная нота громче других как сейчас. Это будто человек кричит, когда другие говорят: самый явный способ.
2-ой способ – высотой – ударная нота выше других. Это как высокий человек возвышается над низкими.
3-ий способ – длительностью – ударная нота длиннее других. Это как толстый человек выделяется среди худых: самый неявный способ.
Вывод: чередование ударных и безударных нот называется динамикой – с англ. dynamics – «движение, движущая сила». То есть их громкость двигается, а не постоянная и заставляет слушателя двигаться под музыку.
Динамика в общем – это изменение чего-либо. Она есть в речи, когда мы говорим громче/тише, вы-ше/ниже, быстрее/медленнее.
Если её нет, то это «монотонное бубнение препода на скучной лекции».
Так же и в музыке: если динамика есть, то её интереснее слушать.
Ударные и безударные доли такта
Итак, в примере мелодии ноты выделены большей высотой и длиной. А вот другой пример. Ударения здесь на 1-ой и 4-ой нотах – ТА-та-та-ТА-та-ТА.
Совет – чтобы узнать ударные ноты, спойте любые слова. Если ударения в словах и нотах совпадут, то звучит складно. Здесь это слова «верить, любить и жить». Верить – ударение на 1-ый слог, а любить – на 2-ой.
Но если их поменять местами, зазвучит нескладно. Причина: ударная нота делает безударный слог слова ударным, что искажает звучание слова.
Вопрос: если все 4 ноты одинаковы по громкости, высоте и длине – не выделяются на фоне друг друга, то почему всё равно одни ноты ударные?
Дело в том, что ударения есть не только в ритме, но и в метре. В уроке 4 мы поняли, что метр – это основа, биение, дыхание музыки. Он всегда равномерный и неизменный как тиканье стрелки в часах, что привязана к равным отметкам. Сейчас все удары одинаковые. А теперь 1-ый из 2-х громче.
То же и в метрономе: 1-ый щелчок в такте громкий, а остальные – тише. Отсюда 1-ая и более громкая или ударная доля такта называется сильной, а безударная – слабой.
Это как ударение в слове, а число долей = числу слогов. Например, в слове «музыкальный» 4 слога, как и 4 доли в такте. И хотя в нём ударение на 3-ий слог, но если его произносить под метроном, получается будто 2 ударения – сильное на «у» – 1-ый слог и послабее на «а» – 3-ий слог. А 2-ой и 4-ый – безударные.
То есть в такте нечётные 1-ая и 3-ая доли – сильные, а чётные 2-ая и 4-ая – слабые. Причём 1-ая доля сильнее 3-ей, поэтому 3-ья называется относительно сильной.
Вывод: метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей, тяжёлых и лёгких.
И сильные доли такта делятся своей силой с нотами внутри себя. Поэтому в примере 1-ая и 4-ая ноты ударные.
Сильно ударная нота в 1-ой доле обозначена знаком перевернутой галочки « » и её подчёркивают ноты гармонии. А менее сильная нота в 3-ье доле обозначается знаком больше «>».
В мелодии про ёлочку ударные ноты в 1-ой и 3-ей долях. Их можно показать большими слогами ТА, а во 2-ой и 4-ой – маленькими. То же и в мелодии про горного короля.
Обозначение долей барабанами
Ударность долей явно показана в игре барабанов: в сильных долях играет большой барабан, причём в 1-ой громче, чем в 3-ей, а в слабых – малый.
Это похоже на движение молотка: сильная доля – удар, слабая – взмах, когда удара нет.
1-ая доля: сильный удар по гвоздю, что глубоко вгоняет его в дерево, 2-ая доля взмах, 3-ья доля: снова удар, что до конца забивает гвоздь и 4-ая доля взмах. На этом 1 гвоздь забит или 1 такт сыгран и переходим к следующему.
Такт и тактовая черта
Такт – это отрезок времени от одной сильной доли до другой.
Такты отделены друг от друга тактовыми чертами – короткими вертикальными линиями поперёк линеек нотоносца. Они есть 2-ух видов:
- Одинарная – просто разделяет такты,
- Двойная – ставится в конце произведения и в местах смены ключевых знаков.
Это делается через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change. Для примера выберем тональность F.
Затакт
С долями такта связаны 2 важных понятия – затакт и синкопа.
Затакт – это звук или группа звуков без сильной доли или неполный такт, когда ноты играют до начала такта: перед тактовой чертой. Он в виде одной ноты есть в мелодии про ёлочку.
Более плавный затакт – из 3 нот по ступеням, как здесь. Без затакта это звучит, будто мужик сразу вещает с трибуны.
А с затактом кажется, что он сначала забирается к ней по ступенькам и потом начинает говорить.
Затакт в виде 3-х триолей есть в мелодии из телесериала «Семейка Адамс».
Причём он также есть и в середине такта. Это как в речи: если мелодия сама речь, то затакт – это подготовка к ней из прочистки горла и вводных слов – кхм, итак, внимание.
Цель затакта – подготовить слушателя к восприятию речи и звучанию музыки.
Синкопа и её виды
Теперь о синкопе. Мы знаем, что метр озвучивает метроном – ровные удары в долях, а ритм – ноты, по-разному вписанные в эти доли.
И акценты или ударения есть и в метре, и в ритме.
Они могут совпадать друг с другом, как в мелодиях про ёлочку и горного короля. Щелчки и ноты звучат одновременно.
А могут и не совпадать. Вот 2 половинные ноты в сильных долях такта. Сместим 2-ую ноту на 8-ую длительность назад – во 2-ую долю. При этом она разделится на 2 ноты, связанные лигой.
Это и есть синкопа – с греч. «рубка, сечка» – смещение ноты с сильной доли такта на слабую, когда ударения в ритме и метре не совпадают и противоречат друг другу. А лига – её явный признак.
Она есть в мелодии из терминатора: длинные слигованные ноты смещены во 2-ую долю из 3-ей. Если вернуть их на место, мелодия звучит более скучно и топорно.
Синкопа часто применима в музыке, делает ритм неровным и цепляющим и есть 3-х видов:
Междолевая синкопа
1-ый вид синкопы – междолевая – как сейчас, когда нота начинается на слабой доле и продолжает звучать на сильной.
Чаще всего это её сдвиг из начала 3-ей доли на середину 2-ой. Ноты при этом долгие – 1/2 и 1/4.
Примечание: в музыке барабаны обозначают метр, а гармония – сильную долю: поэтому аккорды всегда начинаются в начале такта.
Мелодия на синкопе будто зависает. А без неё звучит не интересно. Это смещение на 8-ую длительность, а это на 16-ую.
Междолевая синкопа – основа ритма в песне Майкла Джексона – Billy Jean.
Ещё она же + затакт из 1-ой ноты есть во 2-ой части мелодии из «Семейки Адамс». Нота здесь смещена на 8-ую вперёд, а не назад и звучит в половине 3-ей сильной доли и в начале 4-ой слабой. Звучит менее интересно, если сдвинуть ре на 3-ью долю и сделать ритм ровным.
Внутридолевая синкопа
2-ой вид синкопы – внутри долевая – охватывает одну долю или четверть такта, поэтому ноты здесь короткие – 8-ые и 16-ые.
Суть в том, что в любой доле такта, без разницы сильная она или слабая, есть 2 времени: сильное – её начало или 1-ая четверть и слабое – остальное: 2-ая, 3-ья и 4-ая четверти.
И если в сильное время звучит длинная нота, а в слабое короткая, то акценты ритма и метра совпадают и синкопы нет.
Она будет, если на сильное время играть короткую 16-ую ноту, а на слабое более длинную 8-ую. Это синкопа 16-ая-8-ая-16-ая.
В самом простом виде это игра 8-ыми в серединах долей такта. Это часто применяется к тарелке хэт в барабанной установке, чтобы создать рельефный ритм.
Это музыканты обычно называют игрой хэта на слабую долю, а игра на сильную не так интересна.
Примечание: здесь слово «доля» заменяет слово время. Не путайте доли внутри долей такта с самими долями такта.
Цепляющий рисунок образуется, если играть 16-ую ноту в каждой доле такта в разных местах: в середине доле, во 2-ой четверти, в начале и в 4-ой четверти. При этом между нотами одинаковое расстояние – 8-ая с точкой.
Такой приём называется полиритмией – с лат. поли – много, когда вместе звучит 2 разных ритма: ровный и неровный.
Ещё её создаёт игра 4-ных и 8-ых триолей, когда ноты внутри долей такта делятся на 3, а не на 2. Здесь только 1-ый удар из каждой группы совпадает с долями такта. Уберём его и будет явная неровность.
Если в каждой группе 8-ых триолей убрать среднюю ноту, то получится ритм в жанре джаз под названием shuffle – с англ. «тасовать, перемещать». Заметьте: лиги и ноты с точками указывают на неровность ритма.
Междутактовая синкопа
2 вида синкопы – между и внутри долевая ещё называются внутри тактовыми, так как они не выходят за пределы одного такта.
3-ий вид синкопы – между тактовая – когда нота начинается в одном такте, чаще в его конце или 4-ой доле и длится в начале другого. Это мост в виде лиги через реку – тактовую черту.
Вот пример мелодии с такой синкопой. Заметьте: эта нота «до» с лигой есть в составе аккордов F и C. Такой приём, когда опорная нота мелодии появляется раньше, чем она же в аккорде в следующем такте, называется опережением. Без него звучит скучнее.
Метрические стопы
2 вывода: 1-ый – динамика или чередование ударений в нотах звучит интереснее, чем ноты без ударений. 2-ой – положение ударений в ритме влияет на его звучание на фоне метра.
Сейчас они попадают на ноты 1, 4 и 7 и на счёт РАЗ-2-3, РАЗ-2-3, РАЗ-2.
1-ое ударение совпадает с метром, 2-ое – нет, а 3-ье – да.
То, как ритм ложится на метр называется метрической стопой.
Представьте: метр – это шагает отец, а ритм – рядом с ним за руку топает маленький сын. Сын не может отстать или опередить отца – держится за него так же, как и ритм вписан в метр.
Но зато сын может чередовать свои маленькие шаги внутри 1 большого шага отца как хочет: 2 мелких – 1 длинный, 2 длинных, 4 мелких и т.д.
Ещё он сам выбирает силу шага:
- либо весь свой вес перенести на ногу – сделать шаг или ноту ударной,
- либо часть веса перенести на отца через ухват за руку – безударная нота,
- либо вообще повиснуть на его на руке – нет шага или пауза вместо ноты.
Стихотворные размеры
Сравним с речью: ударения делят слоги в словах на группы по 2 и по 3 слога.
Например, слово фортепиано мысленно делится на 2 части – форте – 2 слога и слабое ударение на «о» и пиано – 3 слога и сильное ударение на «а».
В поэзии для сочинения стихов выбирается стихотворный размер – порядок чередования ударных и безударных слогов. Он есть 2-х видов – 2-х и 3-х дольный.
2-х дольные размеры – хорей и ямб
В 2-х дольных размерах 1 слог ударный и 1 безударный. Их 2 вида:
1-ый – хорей – 1-ая доля сильная, а 2-ая – слабая, как в слове скрипка и в стихе: «буря мглою небо кроет».
2-ой вид – ямб – наоборот, 1-ая доля – слабая, а 2-ая сильная, как в слове труба и в стихе: «мороз и солнце, день чудесный».
Совет как их запомнить и не путать: сильная доля в хорее 1-ая и она раньше, чем у ямба – 2-ая.
Также 1-ая буква в слове хорей – Х раньше в алфавите, чем буква Я – у Ямба.
Ещё пример – ХОрей – это ХОлм или ударная доля, и мы с него скатываемся в безударную. А ЯМб – ЯМа или безударная доля, и мы из неё взбираемся на ударную долю.
3-х дольные размеры – дактиль, амфибрахий, анапест
В 3-х дольных размерах 1 слог ударный и 2 безударных. Их 3 вида:
1-ый вид – дактиль – из 3-х долей ударная 1-ая как в слове “колокол” и в стихе «как хорошо ты, о море ночное».
2-ой вид – амфибрахий – из 3-х долей ударная 2-ая или средняя как в слове “гитара” и стихе «однажды в студёную зимнюю пору», или гимне «РоссИя свящЕнная нАша держАва».
3-ий вид – анапест – из 3-х долей ударная 3-ья или как в слове “барабан” и в стихе «о весна, без конца и без краю».
Запомнить их и не путать легко с помощью связи ударений в словах и сильных долей:
- дактиль – ударение на 1-ый слог, как в слове первый – 1-ая доля,
- амфибрахий – посередине слова – средняя или 2-ая доля из 3-х и как в слове второй,
- анапест можно произнести как анапЕст – с упором на 3-ий слог.
Ещё их 1-ые буквы образуют слово ДАМА: Д – дактиль – 1-ая буква и 1-ый слог ударный, АМ – амфибрахий – средние буквы и 2-ой слог ударный, А – анапест – последняя буква и 3-ий слог ударный.
Эти 5 размеров – 2 2-х и 3 3-х дольных – основа, кирпичики для строительства динамики и метрических стоп. Здесь они отдельно друг от друга, но их также можно смешивать.
Так цепляющий ритм РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это 2 дактиля + 1 хорей.
Музыкальный размер и его обозначение
Размеры есть не только в ритме, но и в метре – в игре барабанов.
Но на практике применимы лишь 2 – хорей и дактиль, потому что 1-ая доля такта всегда сильная.
Размеры со слабой 1-ой долей не используются: роль малого барабана – обозначать слабую долю и вы не услышите песни, где он играет на 1-ую сильную долю: на ней всегда большой барабан.
И если названия размеров – хорей, дактиль относятся к стихосложению, то метр, выраженный в цифрах, это музыкальный размер. Он обозначается дробью и записывается после ключа.
Самый распространённый размер – 4/4 и в нём мы работали до сих пор.
Числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – их качество. 4/4 значит, что долей в такте 4 и длина каждой доли – четверть.
Числитель может быть чётным и нечётным, а знаменатель – только чётным, потому что основные длительности чётные – 1/2, 1/4, 1/8, 1/16.
Это похоже на торт: если его резать вдоль всего диаметра, число кусочков всегда будет чётным. А числитель показывает, сколько кусочков торта осталось за вычетом съеденных.
4/4 – торт целый из 4-х кусков. И сумма всех длительностей нот в одном такте не превышает длительности 4-х четвертей или 1 целой.
Если 2 четверти или кусочка торта убрать, то будет размер – 2/4 – сильная и слабая доли. И теперь сумма нот в такте равна половинной длительности.
Если ¼ добавить, то будет размер 3/4 – 1 сильная и 2 слабые доли. Он используется в вальсе и сумма нот внутри 1 такта – половинная с точкой.
Размеры 2/4 и 3/4 называются простыми, потому что в них всего одна сильная доля и она первая. Для сравнения в размере 4/4 2 сильные доли – 1-ая и 3-ья.
По сути, метр и размер такта – это одно и то же, как звук и нота. Размер – это обозначение метра, а нота – звука.
Определение музыкальных размеров на пратике
Теперь определим размер на практике на примере мелодии «С днём рождения».
Заметьте: 2 связанные ребром ноты безударные, а ударная 3-ья.
Значит, они затакт и мелодию нужно сдвинуть до тактовой черты, чтобы ударная нота попала на сильную долю.
Заметьте: длинные и ударные ноты мелодии отстоят друг от друга на 3/4. Значит это и есть размер мелодии. Вставим его с сильной доли через меню Insert – вставка -> Meter/Key Change – смена размера и ключа.
В поле Beats Per Measure – число долей в такте впишем 3, а Beat Value – значение доли оставим 4. Как видите, мелодия отлично укладывается в этот размер.
Важно: последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей в нём и первом такте составляла ровно такт. В конце половинная нота, это 2/4, а в начале затакт занимает 1/4, что в сумме и даёт 3/4.
Ещё пример – мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
Здесь размер виден сразу благодаря нотам в гармонии: они играют вместе с ударными нотами мелодии, а по длине равны половинной с точкой.
Значит, здесь тоже размер 3/4. Теперь ноты гармонии меняются в началах тактов, как и должны.
А до этого они стояли как попало – в каждом такте на разной доле – 4-ой, 3-ей и 2-ой.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с понятием динамики в музыке, синкопой, стихотворными и музыкальными размерами. Поняли, что ноты ритма и доли метра могут быть ударными и безударными и накладываться друг на друга, совпадая или не совпадая при этом.
В следующем уроке мы поговорим подробнее о видах ритмов, размеров и темпов.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


