Урок 13 — виды ритмов, размеров, темпов

Нотная грамота. Виды ритмов, размеров, темпов, Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».

В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..

Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 13 - Виды ритмов, метров, темпов | Нотная грамота | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 2 формы ритма — явная и скрытая + ровный ритм
02:15 – неровный ритм и его подвиды — пунктирный и синкопированный
04:53 – виды ритмических рисунков — №1 — клаве (clave)
06:15 – виды ритмических рисунков — №2 — учащение и №3 — 3 в долю/3 мимо
07:36 – виды ритмических рисунков — №4 — подбивка и №5 — ложные триоли
09:08 – виды ритмических рисунков — №6 — галоп и №7 — крючок из 16-ых нот
10:44 – понятие темпоритма или его виды — ровный и неровный
12:03 – ритмы на ударных или барабанах — ровный и неровный
13:54 – 3 свойства ритмических фигур и выводы по ритму
15:24 – 2 вида музыкальных размеров — простые и сложные
16:57 – 2 вида сложных размеров — однородные и смешанные
18:29 – часто применяемые на практике размеры — 2/4, ¾, 5/4, 7/4
20:24 – размеры с 8-ыми долями, сравнение размеров ¾ и 6/8
22:28 – переменный размер, ритм мелодии вместе с ударными, полиметрия
24:37 – сравнение тиканья часов и метронома, темп и его виды
26:52 – динамика и её обозначение, переменная динамика и темп
28:45 – влияние темпа на восприятие ритма, связь с метром и образ музыки
32:38 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.

Виды ритмов

У ритма в музыке есть 2 формы:

  • 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
  • 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.

Ровные ритмы

В обоих случаях ритм есть 2-х видов:

1-ый вид ритмаровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.

По длине нот они могут быть:

  • 4-ные, как в мелодии про ёлочку.  
  • 8-ые как в мелодии про горного короля.
    Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean.
  • 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.  

Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.

  • То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
  • Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.

Неровные ритмы

2-ой вид ритманеровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:

1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.  

Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.

Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.

Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.

Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.

2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».

Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева.  Об этом говорят точки и лиги в нотах.

Ритмические рисунки

Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.

1-ый ритмclave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.

Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.

Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue SystemSorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue SystemDr. Mabuse.

2-ой ритмучащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.

Пример звучания – электроорган в песне HaddawayWhat Is Love.

3-ий ритм3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет.  Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.

Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.

Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.

4-ый ритмподбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.

Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы ТатуНас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.

5-ый ритмложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.

Вот пример звучания из одной моей песни.  По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.  

6-ой ритмгалоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.  

7-ой ритмкрючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.

Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.

Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.

Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд.  Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ыMaria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.  

Ритмы на ударных инструментах

Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.

Темпоритмы на тарелке

На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.

Их есть 2 вида – ровные и неровные.

Ровные есть 3-х типов:

1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами.  Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые.  3-ий – 16ые.

Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.

Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.

Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли.  2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.

Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.

Ритмы барабанов

Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:

1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.  

2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.

На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.

В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.

1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.

2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave.  Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.

Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.

Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.

Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.

Свойства ритмических рисунков

Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.

У них 3 особенности:

  1. задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость.  А синкопированный – танцевальность.  
  2. имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.  
  3. создают основу для разных жанров и стилей музыки.

Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов.  А джазовые ритмы неровные.

Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.

2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность.  А это совмещение триолей и пунктирного ритма.  

Виды размеров

Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.

Простые размеры

Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.

Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.

Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.

Сложные размеры

И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.

На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.

Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4муза, ¾ — музыка, 4/4музыкальный.  

Сложные размеры есть 2-х видов:

1-ыйоднородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.

Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.

2-ой видсмешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.

Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».

Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».

Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.

Самые частые размеры

На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.

Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.

Обобщим 4-ные размеры. 2/4марш – чёткий и размеренный.  ¾вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.

Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.

4/4 – это популярная музыка, рок.  Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.

Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.  

Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.

  • Пример 5/4 – джазовая тема Dave BruberickTake Five.
  • Пример 6/4 – одна из моих песен.
  • Пример 7/4 – песня рок-группы Pink FloydMoney.
  • Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.

Размеры с 8-ыми долями

Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.

Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.

Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.

И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.

  • Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
  • Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».  

Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.

Переменный размер

Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:

1-ый видпериодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.

Пример – песня группы — Led ZeppelinOcean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.

2-ой видапериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.

Полиметрия

Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.

Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.

Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.

Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.

Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.

Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.

Виды темпов

Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленныениже 100, умеренные или средниеот 100 до 120 и быстрыевыше 120 ударов в минуту.

Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.

Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.

  • largo, adagio, andante – медленные,
  • moderato – умеренный,
  • allegro, viva, presto – быстрые.

Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.

То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:

  • piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
  • forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.  

Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.

Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка.  Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.

Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличениеaccelerando.

Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change.  Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.

Влияние темпа на образ и характер музыки

Темп и динамика  влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.

Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.

Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.

Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.

Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.

Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.

У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.

У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.  

Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.

Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым.  При 120 ударах он ощущается замедленным.

Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.

Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.       

Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.

В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 2

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения