ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы — пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры — клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов — ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 2 формы ритма — явная и скрытая + ровный ритм
02:15 – неровный ритм и его подвиды — пунктирный и синкопированный
04:53 – виды ритмических рисунков — №1 — клаве (clave)
06:15 – виды ритмических рисунков — №2 — учащение и №3 — 3 в долю/3 мимо
07:36 – виды ритмических рисунков — №4 — подбивка и №5 — ложные триоли
09:08 – виды ритмических рисунков — №6 — галоп и №7 — крючок из 16-ых нот
10:44 – понятие темпоритма или его виды — ровный и неровный
12:03 – ритмы на ударных или барабанах — ровный и неровный
13:54 – 3 свойства ритмических фигур и выводы по ритму
15:24 – 2 вида музыкальных размеров — простые и сложные
16:57 – 2 вида сложных размеров — однородные и смешанные
18:29 – часто применяемые на практике размеры — 2/4, ¾, 5/4, 7/4
20:24 – размеры с 8-ыми долями, сравнение размеров ¾ и 6/8
22:28 – переменный размер, ритм мелодии вместе с ударными, полиметрия
24:37 – сравнение тиканья часов и метронома, темп и его виды
26:52 – динамика и её обозначение, переменная динамика и темп
28:45 – влияние темпа на восприятие ритма, связь с метром и образ музыки
32:38 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.
Содержание
Виды ритмов
У ритма в музыке есть 2 формы:
- 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
- 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.
Ровные ритмы
В обоих случаях ритм есть 2-х видов:
1-ый вид ритма – ровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.
По длине нот они могут быть:
- 4-ные, как в мелодии про ёлочку.
- 8-ые как в мелодии про горного короля.
Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean. - 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.
Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.
- То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
- Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.
Неровные ритмы
2-ой вид ритма – неровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:
1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа — долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.
Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: ½ с точкой и ¼, ¼ с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.
Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере ¾. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.
Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру — часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.
Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.
2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».
Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen — танцующая королева. Об этом говорят точки и лиги в нотах.
Ритмические рисунки
Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.
1-ый ритм – clave – в переводе с испанского «ключ» — это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.
Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.
Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue System – Sorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue System – Dr. Mabuse.
2-ой ритм – учащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 ¼, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.
Пример звучания – электроорган в песне Haddaway – What Is Love.
3-ий ритм – 3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет. Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.
Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.
Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.
4-ый ритм – подбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.
Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы Тату – Нас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.
5-ый ритм – ложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.
Вот пример звучания из одной моей песни. По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.
6-ой ритм – галоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.
7-ой ритм – крючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.
Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.
Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.
Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд. Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ы – Maria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.
Ритмы на ударных инструментах
Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.
Темпоритмы на тарелке
На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.
Их есть 2 вида – ровные и неровные.
Ровные есть 3-х типов:
1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами. Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые. 3-ий – 16ые.
Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.
Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.
Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли. 2-ой – shuffle — пропуск 2-ой триоли в каждой группе.
Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.
Ритмы барабанов
Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:
1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.
2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.
На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.
В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.
1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.
2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave. Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.
Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.
Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.
Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.
Свойства ритмических рисунков
Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.
У них 3 особенности:
- задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость. А синкопированный – танцевальность.
- имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.
- создают основу для разных жанров и стилей музыки.
Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов. А джазовые ритмы неровные.
Их распространённых 2: 1-ый — shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.
2-ой — swing – с англ. «качание» — то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность. А это совмещение триолей и пунктирного ритма.
Виды размеров
Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.
Простые размеры
Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.
Вальс – то же, но в размере ¾: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.
Напомню, размеры 2/4 и ¾ — простые.
Сложные размеры
И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.
На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.
Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4 – муза, ¾ — музыка, 4/4 – музыкальный.
Сложные размеры есть 2-х видов:
1-ый – однородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или ¾ + ¾ = 6/4, как слово музыковедение.
Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 ¾-ных.
2-ой вид – смешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и ¾. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.
Если сначала 2/4, а потом ¾, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».
Но если их соединить наоборот: сначала ¾, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».
Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.
Самые частые размеры
На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.
Цифра 2 — это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.
Обобщим 4-ные размеры. 2/4 – марш – чёткий и размеренный. ¾ – вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.
Размеры 2/4 и ¾ часто применимы в детских и народных песнях.
4/4 – это популярная музыка, рок. Он самый распространённый и у него есть особое обозначение — буква C у ключа.
Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.
Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.
- Пример 5/4 – джазовая тема Dave Bruberick – Take Five.
- Пример 6/4 – одна из моих песен.
- Пример 7/4 – песня рок-группы Pink Floyd – Money.
- Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.
Размеры с 8-ыми долями
Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом — 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.
Сравним размеры ¾ и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.
Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как ¾, а как 6/8 – очень удобно.
И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.
- Пример ¾ — мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
- Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».
Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные — 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.
Переменный размер
Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:
1-ый вид – периодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: ¾, 4/4.
Пример – песня группы — Led Zeppelin – Ocean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.
2-ой вид – апериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.
Полиметрия
Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.
Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.
Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.
Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.
Не путайте её с полиритмией — сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.
Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.
Виды темпов
Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленные – ниже 100, умеренные или средние – от 100 до 120 и быстрые – выше 120 ударов в минуту.
Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.
Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки ¼–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.
- largo, adagio, andante – медленные,
- moderato – умеренный,
- allegro, viva, presto – быстрые.
Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.
То же применяется и в динамических оттенках — описаниях громкости исполнения:
- piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
- forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.
Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.
Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад — diminuendo – сужающаяся вилка. Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.
Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличение – accelerando.
Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change. Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.
Влияние темпа на образ и характер музыки
Темп и динамика влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.
Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.
Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.
Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.
Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.
Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.
У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.
У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.
Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.
Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым. При 120 ударах он ощущается замедленным.
Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.
Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.
В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.