Здравствуйте! Это 13-ый урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”.
В нём показано легко и понятно для новичка какие есть виды ритмических рисунков, сложные музыкальные размеры и темпы. Точнее: ровные и неровные ритмы – пунктирный, синкопированный, ритмические фигуры – клаве, учащение, галоп, крючки 16-ыми, что такое темпоритм, однородные и смешанные музыкальные размеры, итальянские слова для обозначения темпов – ларго, модерате, престо. В конце урока показано как ритм, размер и темп связаны друг с другом и влияют на звучание музыкального образа и стиля музыки..
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 2 формы ритма – явная и скрытая + ровный ритм
02:15 – неровный ритм и его подвиды – пунктирный и синкопированный
04:53 – виды ритмических рисунков – №1 – клаве (clave)
06:15 – виды ритмических рисунков – №2 – учащение и №3 – 3 в долю/3 мимо
07:36 – виды ритмических рисунков – №4 – подбивка и №5 – ложные триоли
09:08 – виды ритмических рисунков – №6 – галоп и №7 – крючок из 16-ых нот
10:44 – понятие темпоритма или его виды – ровный и неровный
12:03 – ритмы на ударных или барабанах – ровный и неровный
13:54 – 3 свойства ритмических фигур и выводы по ритму
15:24 – 2 вида музыкальных размеров – простые и сложные
16:57 – 2 вида сложных размеров – однородные и смешанные
18:29 – часто применяемые на практике размеры – 2/4, 3/4, 5/4, 7/4
20:24 – размеры с 8-ыми долями, сравнение размеров 3/4 и 6/8
22:28 – переменный размер, ритм мелодии вместе с ударными, полиметрия
24:37 – сравнение тиканья часов и метронома, темп и его виды
26:52 – динамика и её обозначение, переменная динамика и темп
28:45 – влияние темпа на восприятие ритма, связь с метром и образ музыки
32:38 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы расширим знания в области ритмики и поговорим про виды ритмов, музыкальных размеров и темпов и про их связь с динамикой. Приступим.
Содержание страницы
Виды ритмов
У ритма в музыке есть 2 формы:
- 1 – скрытая – внутри мелодии и гармонии или в игре инструментов с высотой тона и
- 2 – явная – в игре ударных инструментов без высоты тона.
Ровные ритмы
В обоих случаях ритм есть 2-х видов:
1-ый вид ритма – ровный или равномерный – ноты совпадают с ударами метронома.
По длине нот они могут быть:
- 4-ные, как в мелодии про ёлочку.
- 8-ые как в мелодии про горного короля.
Или как партия баса в песне Michael Jackson – Billie Jean. - 8-ые триоли как в гармонии в виде арпеджио на фортепиано в «Лунной сонате» Бетховена – звучание монотонное и убаюкивающее.
Арпеджио в переводе c итал. «играть на арфе», когда аккорды озвучиваются последовательно и короткими нотами, а не одновременно и длинными.
- То же, но в виде 16-ых нот есть в «Прелюдии До-Мажор» Баха.
- Повторение аккордов 16-ыми нотами в 8-ых долях есть в песне группы Queen – Show Must Go On.
Неровные ритмы
2-ой вид ритма – неровный или неравномерный – ноты не совпадают с метром. Он есть 2-х подвидов:
1-ый подвид – пунктирный, когда есть ноты с точками. Пункт в переводе с нем. «точка». Его основа – долгая нота с точкой на сильном времени и за ней короткая нота на слабом.
Как правило, соотношение их длительностей 3 к 1: 1/2 с точкой и 1/4, 1/4 с точкой и 1/8, 1/8 с точкой и 1/16. Он слегка неровный, так как совпадение ритма и метра частичное есть.
Он есть в мелодии «С Днём рождения» в размере 3/4. И ещё в гимне России, что в размере 2/4.
Здесь 8-ая с точкой + 16-ая образуют ритмическую фигуру – часто повторяющееся сочетание длительностей. От её вида зависит характер музыки.
Раз обе мелодии связаны с торжеством, то этот ритм его подкрепляет и создаёт маршевость – Там-та-дам, там-та-дам. Короткие ноты воспринимаются как второстепенные и они словно «подталкивают» к звучанию более важные длинные. И если их сдвинуть на место, то ритм станет ровным и торжественность сгладится и будет звучать более спокойно.
2-ой подвид неровного ритма – синкопированный, когда есть слигованные ноты: синкопы. Пример – мелодия из кинофильма «Терминатор».
Ещё из песни группы Abba – Dancing Queen – танцующая королева. Об этом говорят точки и лиги в нотах.
Ритмические рисунки
Часто ровный и неровный ритмы сочетаясь образуют устоявшиеся или шаблонные ритмические группы. Рассмотрим распространённые из них.
1-ый ритм – clave – в переводе с испанского «ключ» – это основа латиноамериканской музыки. Это название 2-х палочек из твёрдого дерева, на которых и играли изначально этот рисунок.
Его суть – 5 ударов: 3 неровных и 2 ровных. Часто добавляется в конце 3-ий удар, чтобы в одном такте было 3 ровных и 3 неровных удара.
Пример звучания – фоновое фортепиано в песне группы Blue System – Sorry Little Sarah. Это был прямой клаве – 3-2, но ещё есть обратный – 2-3, когда ноты играют задом наперёд. Пример звучания – фоновый синтезатор в песне группы Blue System – Dr. Mabuse.
2-ой ритм – учащение – 3 удара в долю и 2 мимо так, что расстояние между нотами сокращается: сначала 2 1/4, потом 2 1/8-ые с точкой и 1 1/8 ноты.
Пример звучания – электроорган в песне Haddaway – What Is Love.
3-ий ритм – 3 в долю и 3 мимо – когда ноты сначала совпадают с метром, а потом – нет. Чаще добавляются ещё 2 ноты – в долях.
Пример звучания – рифф на электрогитаре с перегрузом в песне группы Deep Purple – Smoke On The Water.
Ещё пример – пение ритмо слогов «ла-ла-ла» в песне Kylie Minogue – Can’t Get You Out Of My Head.
4-ый ритм – подбивка – неровный ритм со слабой доли, что создаёт полиритмию. Образуется от ритма клаве: нужно 4-ую ноту сдвинуть на 16-ую влево и потом всю фигуру сместить на 8-ую вправо.
Пример звучания – синтезатор на фоне в песне группы Тату – Нас не догонят. Только здесь он не сам по себе, а смешан с подвидом ритма учащения из 32-ых нот на октаву ниже.
5-ый ритм – ложные триоли – по сравнению с настоящими в них 2-ая и 3-ья ноты смещены вперёд на 32-ую длительность. Обычные триоли создают маршевый характер ритма, а ложные – танцевальный.
Вот пример звучания из одной моей песни. По сути это дважды повторённая 1-ая часть ритма клаве. Оба этих ритма есть в мелодии ABBA.
6-ой ритм – галоп – похож на скачку лошади – чередование групп из 3-х 16-ых нот и 16-ых пауз между ними. Часто 1-ую ноту акцентируют, переносом на октаву выше. А ещё её можно сдвинуть на 16-ую вправо.
7-ой ритм – крючок из 16-ых – ноты и паузы везде 16-ые, а узор такой: 3 ровные ноты + 2 фигуры с внутри долевыми синкопами с упором явно на 2-ую 16-ую из 2х, что и цепляет внимание.
Он вместе с ритмом клаве есть в песне про доктора Мабузэ.
Такие цепляющие ритмофигуры характерны для танцевальной музыки 90-х годов.
Другой подвид крючка из 16-ых – 4 двойные 16-ые подряд. Эта фигура есть во вступлении к песне Sandr-ы – Maria Magdalena. Заметьте: нижняя нота на месте, а верхняя спускается по ступеням начиная с октавы.
Ритмы на ударных инструментах
Теперь о ритмах на ударных инструментах. Вот ровная игра барабанов под метр.
Темпоритмы на тарелке
На её фоне у тарелки – сдвоенной медной пластине можно прописать пульсации или темпо ритмы – сочетания определённых длительностей нот, что влияет на восприятие темпа.
Их есть 2 вида – ровные и неровные.
Ровные есть 3-х типов:
1-ый – 4-ные – игра открытой тарелки вместе с барабанами. Другие 2 типа играются на закрытой тарелке. 2-ой – 8ые. 3-ий – 16ые.
Чем короче длительность, тем живее ритм и более быстрым кажется темп.
Это были ровные пульсации и они применимы в любых стилях музыки.
Теперь про 2 типа неровных: 1-ый – 8-ые триоли. 2-ой – shuffle – пропуск 2-ой триоли в каждой группе.
Вывод: неровные темпо ритмы создают маршевый характер.
Ритмы барабанов
Теперь о барабанах. У ровной их игры есть 2 типа:
1-ый тип – попеременная – большой и малый чередуются. Это характерно для рок и поп музыки. И тарелка играет на сильную долю.
2-ой тип – одновременная – они совпадают во 2-ой и 4-ой долях. Это характерно для электронной танцевальной музыки. И тарелка играет на слабую долю.
На западе это называется 4 On The Floor – 4 удара на полу, где и лежит большой барабан или ещё он называется бочка.
В поп музыке её часто смещают с сильной доли на слабую для украшения.
1-ый такой ритм – бочка в середине 3-ей доли, то есть смещена на 8-ую вправо.
2-ой ритм – как 1-ый + 2 неровных удара в 1-ой половине такта, что похоже на фигуру clave. Вот он же, но с видоизменениями. Эти ритмы относительно ровные.
Но если оба барабана сместить с сильных долей, то ритм будет неровный. В музыкальной теме к кинофильму «Терминатор» ритм ударных неровный из 16-ых нот.
Итак, ровные ритмы звучат монотонно, без резких колебаний или ломанности и могут применяться в любом стиле музыки.
Неровные – наоборот, звучат более гибко и ломано и не везде подходят.
Свойства ритмических рисунков
Вывод: длительности нот и пауз объединяются в разные ритмические группы, они же фигуры или рисунки.
У них 3 особенности:
- задают характер музыки – например, триольный или пунктирный ритм – маршевость. А синкопированный – танцевальность.
- имеют узнаваемость – например, РАЗ-2-3-РАЗ-2-3-РАЗ-2 – это ритм румбы.
- создают основу для разных жанров и стилей музыки.
Так, рок-н-ролл – это ровный ритм барабанов с 2-ным ударом по малому + темпоритм 8-ыми на фортепиано в виде аккордов. А джазовые ритмы неровные.
Их распространённых 2: 1-ый – shuffle – с англ. тасование – пунктирный ритм.
2-ой – swing – с англ. «качание» – то же, но темп побыстрее и смещение коротких нот не на 16-ую, а на 32-ую длительность. А это совмещение триолей и пунктирного ритма.
Виды размеров
Когда фигуры ритма исчерпаны, применяются разные виды размеров.
Простые размеры
Так танец танго и марш – это ровная игра в размере 2/4: 2-х дольный метр и чёткий ритм.
Вальс – то же, но в размере 3/4: 3-х дольный метр и будто «кружащийся» ритм.
Напомню, размеры 2/4 и 3/4 – простые.
Сложные размеры
И если их в разных сочетаниях соединять друг с другом, то они сложатся в 1 сложный размер. Так 2 простых размера 2/4 образуют сложный в виде 4/4. Сравним марши в них.
На месте стыка 2-х размеров образуется относительно сильная доля. Она слабее 1 сильной, но сильнее слабых 2-ой и 4-ой.
Совет – чтобы легко почувствовать размеры, повторяйте под них слова с тем же числом слогов, что и число долей в них: 2/4 – муза, 3/4 – музыка, 4/4 – музыкальный.
Сложные размеры есть 2-х видов:
1-ый – однородные – слияние одинаковых размеров, например, 2/4 + 2/4 = 4/4 или 3/4 + 3/4 = 6/4, как слово музыковедение.
Заметьте: мозг всё равно разбивает его на 2 3/4-ных.
2-ой вид – смешанные – слияние разных размеров, например, 5/4 – это сумма 2/4 и 3/4. Важно: у него есть 2 разных по звучанию типа, смотря в каком порядке соединены размеры.
Если сначала 2/4, а потом 3/4, то относительно сильная доля в 3 доле такта. По ударениям это равносильно слову «светомузыка».
Но если их соединить наоборот: сначала 3/4, а потом 2/4, то она будет в 4-ой доле такта. Это как сочетание слов «музыка диско».
Положение сильной доли зависит от порядка соединения простых размеров, который указывается в скобках рядом со сложным: 5/4 . То есть от перестановки слагаемых сумма меняется и это относится ко всем сложным размерам.
Самые частые размеры
На практике применяются размеры со знаменателями 4 и 8 – с 4-ными и 8-ыми долями.
Цифра 2 – это половинные доли и они слишком длинные, а 16-ые и 32-ые – слишком короткие.
Обобщим 4-ные размеры. 2/4 – марш – чёткий и размеренный. 3/4 – вальс – плавный и покачивающий, как лодка на волнах.
Размеры 2/4 и 3/4 часто применимы в детских и народных песнях.
4/4 – это популярная музыка, рок. Он самый распространённый и у него есть особое обозначение – буква C у ключа.
Если её перечеркнуть, словно поделив на 2, это ещё одно обозначение размера 2/4.
Размеры 5/4, 6/4 и 7/4 встречаются гораздо реже и они характерны для джаза и отдельных подвидов рока.
- Пример 5/4 – джазовая тема Dave Bruberick – Take Five.
- Пример 6/4 – одна из моих песен.
- Пример 7/4 – песня рок-группы Pink Floyd – Money.
- Размер 8/4 не встречается, потому что проще мыслить размером 4/4, и разница между ними почти не ощутима.
Размеры с 8-ыми долями
Кроме 4-ных долей такта есть 8-ые. Слушаем 2 тиканья часов. Их отличие: в 1-ом – 4-ти и медленные, а во 2-ом – 8-ые и быстрые.
Сравним размеры 3/4 и 6/8. С точки зрения математики как дробь они одно и то же. Но в музыке раз 8-ая в 2 раза короче 4-ной, то в 1 такте их в 2 раза больше и темп кажется быстрее в 2 раза.
Вот пример ритма в размере 6/8. Согласитесь, его неудобно считать как 3/4, а как 6/8 – очень удобно.
И в нём 2 сильные доли – 1-ая и 4-ая – на стыке 2-х размеров 3/8. Он считается так – РАЗ-2-3-ЧЕТЫРЕ-5-6.
- Пример 3/4 – мелодия Greensleeves – зелёные рукава.
- Пример 6/8 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского Моря».
Наиболее часто среди смешанных размеров применяются 5-и и 7-и дольные – 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.
Причём 7/8 – это сложение 3-х простых размеров 3/8 и 2 2/8.
Переменный размер
Обычно на протяжении всей песни один и тот же размер. Но он также может меняться, что встречается очень редко. Это называется переменным размером, и он есть 2-ух видов:
1-ый вид – периодический или равномерный – размеры меняются через одинаковые промежутки времени – каждый такт, 2 такта и т.д. Обозначение – дроби при ключе: 3/4, 4/4.
Пример – песня группы – Led Zeppelin – Ocean. Здесь каждый такт чередуются размеры 4/4 и 7/8.
2-ой вид – апериодический или неравномерный – размеры меняются случайным образом. Новый размер пишется в нотном тексте после тактовой черты. Это характерно для симфоний и народных песен, в особенности русских.
Полиметрия
Ещё ритм мелодии и ритм ударных могут быть в одном и том же размере.
Пример – мелодия про ёлочку и ровная игра ударных в размере 4/4. Они на слух играют слаженно. Но они могут быть и в разных размерах.
Здесь мелодия также в 4/4 – 2-х дольный размер, а ударные играют в размере 6/8 – 3-х дольном.
Теперь на фоне барабанов мелодия кажется кривой и неровной. Это звучит необычно и такой приём называется полиметрия – одновременное сочетание разных метров.
Не путайте её с полиритмией – сочетанием разных ритмов – ровного и неровного, но при этом звучащих в одном и том же размере.
Вывод: метроном от греч. metron – мера и nomos – закон, то есть по какому закону вести счёт в музыке. Счёт времени в часах всегда один и тот же: расстояние между движениями стрелки – секунды, их число между цифрами – 5 и скорость движения стрелки неизменна. В музыке же с помощью размера можно изменить число делений – 2,3,4 и более и величину делений – 4-ти, 8-ые.
Виды темпов
Но ещё с помощью темпа можно менять скорость отсчётов в одном и том же размере. Это как биение сердца: медленное и быстрое. Помним из урока 4, что темпы условно делятся на 3 группы – медленные – ниже 100, умеренные или средние – от 100 до 120 и быстрые – выше 120 ударов в минуту.
Но внутри этих крупных делений есть более мелкие, что видно в таблице. Они обозначаются итальянскими словами с указанием характера движения, иногда с переводом на русский. Но слова условны и приблизительно отражают темп.
Для большей точности рядом с ними указывают число ударов в минуту через знаки 1/4–ной ноты и равно справа от ключа. Для простоты каждый темп включает 20 ударов в минуту, но и эти границы не точные.
- largo, adagio, andante – медленные,
- moderato – умеренный,
- allegro, viva, presto – быстрые.
Темпы ниже 40 и выше 180 ударов в минуту почти не применяются. Для их обозначения к близким к ним темпам добавляется суффикс превосходной степени – issimo – соответственно largissimo и prestissimo.
То же применяется и в динамических оттенках – описаниях громкости исполнения:
- piano – тихо – буква p, а pianissimo – очень тихо – 2 буквы p,
- forte – громко – буква f, а fortissimo – очень громко – 2 буквы f.
Ещё к ним можно добавить приставку mezzo – средне – mezzopiano и mezzoforte.
Громкость есть постоянная и переменная. Постепенный рост громкости называется crescendo – обозначается значком расширяющийся вилки, а постепенный спад – diminuendo – сужающаяся вилка. Как и громкость, темп может быть постоянным и переменным.
Замедление или плавное снижение темпа по-итальянски ritardando, а ускорение или плавное увеличение – accelerando.
Темп можно сменить в любом такте через меню Insert – вставка -> Tempo Change. Для возвращения к начальному или предыдущему темпу пишут Tempo precedente.
Влияние темпа на образ и характер музыки
Темп и динамика влияют на характер музыки: быстрая и громкая игра нот создаёт напряжение, а медленная и тихая – расслабление.
Равномерные ритмические рисунки хорошо звучат и в медленных, и в быстрых темпах. Неровные ритмы медленно звучат хорошо, а быстро – коряво.
Ещё темп влияет на настроение и образ музыки: медленные выражают грусть и серьёзность, как в Лунной Сонате Бетховена – темп 70. А быстрые – радость и лёгкость, как в Полёте Шмеля Римского-Корсакова – темп 180.
Игра произведения в несвойственном для него темпе искажает художественный образ музыки.
Темп гимна – 100 ударов в минуту. При 150 торжественность смазывается и переходит в веселье.
Темп зависит не только от частоты игры долей такта, но и от темпо ритма. Так ровная игра барабанов с равномерными 8-ми ударами по тарелке воспринимается медленнее, чем с 16-ми ударами.
У каждого стиля музыки свой характерный темп: рок – 120-140, рок-н-ролл – 160. Если от него сильно отклониться, например к 100 ударам, то восприятие стиля будет искажено.
У ритма джаза Shuffle темп 120, а у Swing-a – 160.
Марш в умеренном темпе – 100-120. При 180 он звучит не свойственно для себя.
Ещё восприятие темпа зависит от размера. Так хоть и вальс звучит в темпе 180, но из-за размера ¾ сильные доли в 2 раза дальше друг от друга, чем в 2/4 или 4/4, поэтому он не воспринимается быстрым. При 120 ударах он ощущается замедленным.
Наоборот, в размере 6/8, где доли короче и играют чаще, темп 110 ощущается быстрым.
Логично, что песня в духе баллады должна звучать медленно, а танцевальная музыка – умеренно или быстро.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с разными видами ритмов, размеров и темпов, которые в разных сочетаниях определяют настроение, характер и образный строй музыки. Поняли, что для каждого музыкального стиля есть общепринятые рамки в виде характерных ритмических рисунков, размеров и темпов.
В следующем уроке мы поговорим про мелодию и музыкальный синтаксис.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


