ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 2-ой урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое звукоряд и музыкальная система, почему нотную грамоту лучше изучать на фортепиано, что такое октава, полутон, расположение нот на клавишах фортепиано. Рассмотрены названия октав и их объединение в регистры, название белых и чёрных клавиш, 2 системы обозначения нот — слоговая и буквенная. Зная это уже можно сочинять музыку в виде раскладки пианино — Piano Roll. Он тоже в уроке показан.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:35 – что такое звукоряд и зачем нужна музыкальная система
02:19 – соотношение частот звуков в музыкальной системе и настройка пианино
05:03 – о важности нотной грамоты и 3 причины учить её на фортепиано
06:47 – названия нот, ноты на фортепиано, понятие октавы
08:48 – названия октав и длина звуковой волны
10:14 – 3 регистра — нижний, средний, верхний и объединение в них октав
12:40 – понятие полутон, соотнесение октавы и полутонов с частотами нот в герцах
14:16 – понятие тон и распределение тонов и полутонов между нотами
15:21 – названия чёрных клавиш, диез, бемоль, понятие энгармонизм
16:55 – 2 системы обозначения нот — слоговая и буквенная и как её запомнить
18:45 – вид раскладки пианино — Piano Roll, запись и свойства нот на нём
20:26 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим, что такое музыкальная система, полутон и октава и как ноты называются, обозначаются и соотносятся с клавишами на фортепиано. Приступим.
Содержание
Музыкальная система и звукоряд
Чтобы сочинять музыку, не достаточно просто играть музыкальные звуки. Их ещё нужно связать друг с другом в систему по их частотам. Без этого музыка будет непонятной и беспорядочной: вот пример.
Да, это музыкальные звуки: у них чётко слышна высота тона. Но звучат они коряво, потому что их частоты взяты от балды и к тому же меняются по ходу звучания.
Уберём гуляние частот и приблизим ноты к системе. Звучит лучше, но не совсем: это игра на расстроенном пианино. Настроем его и послушаем. Звучит отлично, потому что мы наладили соотношения частот разных нот.
Поясню: вот клавиатура фортепиано. Каждая клавиша – звук определённой высоты. Клавиши выстроены в ряд по высоте, начиная от низких звуков слева и заканчивая высокими справа. Похоже на строй людей по росту: их рост в см, как частота нот в Гц.
Такое их расположение уже даёт порядок и называется звукорядом. Каждый звук в нём – нота или ступень, как в лестнице. То есть ступеньки не валяются как попало, а собраны вместе. Это 1-ая причина появления музыкальной системы – набора употребительных в музыке звуков.
2-ая причина в следующем: мы уже знаем, что вну-три музыкального звука в целое число раз по частоте отличаются обертона. Точно также и в настроенном музыкальном инструменте частоты разных нот соотносятся как целые числа.
Вот нота ля и снова ля, но выше. Звучит очень слитно, потому что их частоты в Гц отличаются в 2 раза. У низкой ля она 220 Гц, а у высокой – 440. При их делении на 220 получится соотношение 2:1. Вот снова ля 220 Гц и ми 330 Гц. Делим их на 110 или друг на друга и получаем соотношение 3:2.
Вывод: деление частот любых нот друг на друга в музыкальной системе даст соотношение 2-х целых чисел. И чем ближе к 1 будут эти числа, тем более слитно и благозвучно будут звучать 2 ноты.
Поэтому ноты ля и ля – 2:1 звучат согласованней, чем ля и ми – 3:2. А вот если вместо ми сыграть чёрную клавишу слева от неё, то звучание будет самым неблагозвучным. Частоты этих нот 220 и 310 Гц, а их соотношение – 22:31. Об этом подробнее поговорим в уроке 5 про музыкальные интервалы.
Вывод: расстроенное пианино похоже на лестницу, в которой ступеньки прибиты криво или на произвольном расстоянии друг от друга. Взбираться по ней неудобно, как и слушать музыку из несогласованных звуков.
Настроить фортепиано – это изменить натяжение его струн так, чтобы они соотносились по частотам целыми числами. Это как выровнить ступеньки на лестнице относительно друг друга: теперь взбираться по ней легко и звучание правильное. Ещё раз послушаем примеры и взглянем на соответствующие им лестницы.
Музыкальная система похожа на речь человека: чтобы она была понятной и упорядоченной, нужен алфавит. Именно из его букв, каждая со своим принятым звуком и очертанием на письме, и строится речь.
Если же произносить непонятные звуки или рисовать каракули, получится белиберда. Она же будет и в музыке, если брать звуки для мелодии и гармонии не из системы.
Но чтобы правильно говорить и писать, нужно знать звуки и буквы языка — владеть грамотностью. Точно также и в музыке нужно знать названия нот, их обозначение и расположение как на инструменте, так и на нотоносце.
Ноты на фортепиано
Почему лучше изучать нотную грамоту на фортепиано
Начнём с нот на фортепиано. Именно на нём, а не на гитаре или другом инструменте удобнее изучать нотную грамоту и теорию музыки:
1-ая причина – лёгкость игры – кто угодно с нуля может нажимать клавиши и издавать звук. Не нужно учиться правильно держать смычок как на скрипке, вдувать воздух в мундштук как на кларнете и натирать мозоли на пальцах как на гитаре.
2-ая причина – ясность — все звуки выстроены по порядку, а не запутанно, как на грифе гитары. Фортепиано – это линейка, а гитара – шахматная доска.
3-ья причина – полнота — у фортепиано полный диапазон звуков, используемых в музыке.
Диапазон – это количество нот, которые может сыграть музыкальный инструмент. Он обозначен 2-мя крайними нотами — самой низкой и самой высокой. У большинства инструментов он уже, чем у фортепиано. Его у смычковых струнных мы рассмотрели в уроке 1
Названия клавиш и октава
Клавиши по цвету есть 2-х видов – чёрные и белые. Черных меньше и они меньше по размеру для удобства игры. Белых больше, сами они больше и у них всего 7 названий — до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Названия нот придуманы итальянцем Гвидо д’Ареццо. Это 1-ые слоги слов о сотворении мира Богом.
7 – особое число и встречается часто: 7 нот, 7 цветов радуги, 7 смертных грехов, 7 чакр человека, 7 дней в неделю, пословицы — 7 раз отмерь – 1 отрежь, 7-ро 1-ого не ждут и т.д.
Эти 7 названий нот повторяются: после «си» снова «до» и т.д. В итоге получается звукоряд из 88 клавиш. От одной ноты «до» до следующей нужно наступить на 8 белых клавиш.
8 по-латински «окто». Отсюда расстояние между двумя ближайшими нотами с одинаковыми названиями называется октавой. Так между ми и ми – октава, между соль и соль – тоже октава.
Нота до – начало октавы. Она как лестница с 8-ью белыми ступеньками. Если двигаться вправо, то мы перейдём на другую такую же лестницу, но повыше: как на разных этажах в подъезде. И нота «до» в ней будет звучать на октаву выше — ближе к пению птиц.
Если же двигаться влево, то нота «до» будет звучать на октаву ниже — ближе к рычанию медведя.
Заметьте: черные клавиши на всей клавиатуре чередуются узором по 2 и по 3. Каждая белая клавиша перед 2 черными всегда будет нотой «до», а перед 3 черными – всегда «фа», но каждая из них — в своей октаве.
Названия октав
Чтобы не запутаться у октав есть собственные названия.
Нота до в самом центре клавиатуры – это начало 1-ой октавы.
Справа от 1-ой октавы или выше – 2-ая, 3-ья, 4-ая и 5-ая октава, в которой только одна нота до.
Слева от 1-ой октавы – малая, большая, контр и субконтр октава, в которой только 3 ноты. В итоге полный звукоряд состоит из 7 полных октав – опять число 7 и 2-х неполных.
Названия октав придуманы исходя из длины звуковой волны – расстояния между соседними холмами. Чем ниже звук или меньше его частота, тем длиннее волна и звук кажется более тяжёлым.
Звуки большой октавы длиннее, чем у малой.
С англ. «контр» означает «против», поэтому контроктава – противопоставляется большой, как более тяжеловесная.
Субконтроктава — с англ. «суб» значит «под» — еще ниже, чем контр-октава.
Ровно посередине фортепианной клавиатуры клавиши 1-ой октавы. Их звучание близко к спокойному женскому голосу.
Регистры и октавы внутри них
Октава – это повторяющийся на другой высоте участок звукоряда.
Если сыграть мелодию в разных октавах, но теми же нотами, она всё равно останется узнаваемой – поменяются лишь оттенки звуков. По этому признаку октавы объединяются в регистры.
Регистр – с англ. register – список — это часть звукоряда с определённой окраской звучания или тембром. Их есть 3:
- Низкий регистр – это субконтр, контр, большая октавы. Он звучит тяжело и мрачно: его звуки как медведи или слоны, потому что их обертона расположены близко друг к другу по частотам и им тесно.
- Средний регистр – это малая, 1-ая и 1-ая половина 2-ой октавы. Он звучит мягко и светло: его звуки как люди.
- Высокий регистр – это 2-ая половина 2-ой, 3-ья, 4-ая и 5-ая октавы. Он звучит чисто и ярко: его звуки как птицы, так как их обертона далеко друг от друга и им свободно.
Условные границы между регистрами – ноты до малой октавы и фа 2-ой.
С помощью регистров можно обозначить диапазон инструмента. Например, контрабас играет в низком регистре: он не может извлекать высокие звуки, как флейта и скрипка. Они, в свою очередь, звучат в высоком регистре, а низкие и часть средних нот им недоступна. Гитара — инструмент среднего регистра, так как самые низкие и высокие ноты фортепиано вне её диапазона.
Полутон и его значение в герцах
В каждой октаве кроме 7 белых клавиш есть 5 чёрных, и в сумме получается 12 ступенек или нот.
Наименьшее расстояние между соседними или ближайшими нотами независимо от их цвета называется полутоном. Например, между белой нотой до и черной справа – полутон, а от неё же до белой слева – тоже полутон.
1 полутон – это мельчайшее деление на музыкальной шкале, равно как и 1 градус или 1 чёрточка на шкале термометра. А октава – это как участок шкалы размером в 10 градусов.
Одноимённые ноты в 2-х соседних октавах отличаются по частоте в 2 раза. Если нота Ля 1-ой октавы – 440 Гц, то ля во 2-ой – 880, а ля в малой – 220.
1 полутон в Гц – это разница между частотами в 1,059463 – это корень 12-ой степени из 2-х – далее множитель.
Так частота ноты чёрной клавиши справа от ля 1-ой октавы равна 440 х на множитель = 466,16, а слева – 440 поделить на множитель = 415, 3 Гц. Частоты всех нот можно увидеть в таблице.
Расстояние в 2 полутона или через 1 любую по цвету клавишу называется тоном. Например, между клавишами «до» и «ре» есть чёрная – это тон, между «ре» и «ми» – тоже тон, а между «ми» и «фа» – нет чёрной, поэтому между ними полутон.
Также тон есть между нотами фа и соль, соль и ля, ля и си, а между си и до – снова полутон.
Запомнить чередование чёрных клавиш легко: если название ноты заканчивается на гласную «и», как в нотах ми и си, то справа от неё не будет чёрной клавиши.
Между нотой «до» и черной слева от неё тоже тон.
Вывод: в октаве 6 тонов или 12 полутонов.
Названия чёрных клавиш, диезы и бемоли
Белые клавиши называются основными – у них есть свои названия.
Черные клавиши – производные, так как их названия образуются от основных.
Любую черную клавишу можно получить движением вверх от белой ноты слева или движением вниз от белой ноты справа.
Повышение ноты на полутон в музыке называется диезом. Поэтому черная нота справа от ноты «до» называется до-диезом.
Понижение ноты на полутон называется бемолем. Белая клавиша справа от до – это ре. Поэтому черную клавишу между ними можно назвать как до-диезом, так и ре-бемолем.
Когда одна и та же нота имеет 2 названия, это называется энгармонизмом. «Эн» от греч. «в», а гармония – «созвучие» — то есть звучания нот совпадают, а их названия — нет. Точно также ноту «фа» можно назвать «ми диез», а ноту си – «до-бемоль».
Это как в математике: цифру 3 можно выразить как 2+1, а можно как 4-1. В музыке плюс – это диез, а минус – бемоль.
Ещё это как синонимы в русском языке – бегемот и гиппопотам.
2 системы обозначения нот
У нот есть 2 системы обозначения:
1–ая система — слоговая – обозначение нот слогами до, ре, ми, фа, соль, ля, си и она привычна в России.
2-ая система — буквенная – обозначение нот большими латинскими буквами и она привычна на западе. Так же она широко применяется для обозначения аккордов на гитаре и других инструментах и когда не имеет значения, в какой октаве играемая нота.
В ней До – это C, ре-D, ми-E, фа-F, соль-G, ля-A и си-B.
Совет – чтобы запомнить ноты и их буквы, нужно мысленно видоизменить латинскую букву так, чтобы она стала 1-ой буквой в русском названии ноты.
Если к букве «C» дописать справа петельку, то получиться маленькая рукописная буква «Д» — нота «до».
К букве «D» дорисуем палочку снизу и получится «Р» – нота «ре».
Если букву «E» повернуть по часовой стрелке на 90 градусов, то получится «М» — нота «ми».
Если к букве «F» дорисовать справа и слева по дуге, будет «Ф» — «фа». Хотя она итак Ф, только по-английски.
Если у буквы «G» стереть завитушку, до будет С – нота «соль».
Если у буквы «А» стереть палочку посередине, будет Л – нота «ля».
Если в букве «В» в обе дуги добавить по точке, то при взгляде сверху это будут «си-си» — нота «си». Вывод: видеть в латинских буквах основу для начертания русских.
Вопрос: если отсчёт нот начинается с «до», то почему она обозначена не 1-ой буквой алфавита – A, а 3-ей – «C»? Всё просто: Ля – это 1-ая клавиша на фортепиано.
Вид раскладки пианино
Зная свойства звуков и ноты на фортепиано, уже можно сочинять музыку в музыкальной программе как Sonar 8.
Для этого в ней есть вид раскладки пианино – Piano Roll.
Его смысл прост: клавиши расположены вертикально, а ноты изображены в виде прямоугольников:
- Высота ноты — положение прямоугольника выше/ниже,
- Длительность – его длина,
- Громкость – высота столбика под ним в условных единицах от 0 до 127.
Здесь 3 главных инструмента для работы:
- 1 — стрелка – выделять, перемещать и копировать ноты, если удерживать клавишу Ctrl,
- 2 – карандаш – рисовать ноты и менять их длительность и громкость,
- 3 – ластик – стирать ноты.
Для массового удаления нот нужно их выделить и нажать клавишу Delete — удалить.
Области для записи белых и чёрных клавиш для удобства подсвечены белым и серым цветами. А при перемещении карандаша на клавиатуре в виде буквы отображается текущая нота.
Цифры рядом с буквами – нумеровка октав, о чём в следующем уроке.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятием музыкальная система и расположением нот на клавиатуре фортепиано. Поняли, что ноты размерены октавами и полутонами и имеют 2 обозначения – слоговое и буквенное.
В следующем уроке мы поговорим про обозначения нот и их запись вместе с другими музыкальными знаками на нотоносце.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.