ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 15-ый урок из видеокурса «О Нотной Грамоте Проще Некуда».
В нём показано легко и понятно для новичка какое настроение и смысл несут все музыкальные интервалы с примерами известных мелодий на их основе. Это начало курока.
Далее рассмотрено какие 2 вида нот есть в мелодии — опорные и неопорные и как звучат аккордовые и неаккордовые ноты мелодии и почему одни мелодии звучат спокойно и по-детски, а другие волнительно и по-взрослому. 🙂 + 4 вида неаккордовых нот и 5 приёмов создания мелодии или развития мотива.
В конце урока показано деление мелодии по 2-ум признкам: — по навевности — распевная (кантилена) и разговорная (речитатив) — по озвучиванию — певческая (голосом) и инструментальная (на музыкальном инструменте). Главная ценность урока — куча практических примеров мелодий для наглядного показа теоретических знаний.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:32 – понятие композиция, роль интонации в речи и музыке в виде интервалов
02:32 – звучания интервалов: чистая прима, малая и большая секунды
05:24 – звучания интервалов: малая и большая терции
07:20 – звучания интервалов: чистая и увеличенная кварта, чистая квинта
10:25 – звучания интервалов: малая и большая сексты
12:39 – звучания интервалов: малая и большая септимы, чистая октава
14:42 – вывод по интонациям и фразировка, опорные ноты и их свойства
18:17 – неопорные ноты и их свойства, 4 вида нот по степени опорности
24:07 – 4 вида неаккордовых нот — задержания, проходящие, вспомогат., предъём
27:32 – развитие мотива — повторы и их 3 вида: без изменений, с ними, секвенция
31:40 – обращение и сокращение мотивов, кульминация и начало мелодии
33:13 – 2 вида мелодий — кантилена (распевная) и речитатив (разговорная)
35:21 – 2 вида мелодий — певческая и инструментальная и их свойства фраза, мотив
38:48 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы подробно поговорим про композицию – приёмы и законы создания мелодий и рассмотрим их виды на практике. Приступим.
Содержание
Что такое композиция
Композиция — с англ. compose – «сочинять, составлять» — это сочинение музыки в общем, и мелодии в частности. Этим занимается композитор. Язык начинается со слова, а музыка с мотива.
По сути, мотив – это интервал — сочетание из 2-х нот. В уроке 5 мы прошли все интервалы и их 2 вида — гармонические и мелодические , а в уроке 9 — их деление по благозвучности на 2 группы – консонансы и диссонансы.
Кроме этого каждый интервал имеет свою интонацию – от лат. intono – громко произносить. В обычной речи интонация голоса передаёт чувство и добавляет его к смыслу слов.
Например, вопрос: «Где я?», воодушевление: «Ура!», печаль: «Вот горе», ужас: «Кошмар!».
И чтобы композитору передать нужное чувство, нужно знать какой именно интервал ему соответствует. Мелодия как дерево часто вырастает из мотива зерна, когда он повторяется в ней в сочетании с другими нотами. И многие известные мелодии основаны на определённых интервалах, что и создают их узнаваемость и значение. Рассмотрим их.
Интервалы и смысл их звучания
Чистая прима
1 – чистая прима или повторение ноты – звучит обычно и без роста/спада напряжения.
Пример – мелодия Jingle Bells – бубенцы.
Секунды
2 — малая секунда – 1 полутон — звучит жалобно, трагично или страшно.
Важно: на оттенок звучания влияет гармония на фоне.
Так «си-до» на фоне ноты «ля» звучит грустно, а на фоне Bb – тревожно. Как и другие интервалы кроме примы, она есть восходящая и нисходящая.
Пример восходящей – песенка крокодила Гены на словах «Путь бегут неуклюже» — ноты G-Ab и D-Eb. Здесь у неё интонация «вздоха» или «плача».
В низком регистре, она звучит страшно. Пример – музыкальная тема из фильма «Челюсти» про акул – ноты ми-фа.
Пример нисходящей – мелодия Бетховена «К Элизе». Здесь у неё интонация волнения или беспокойства.
3 — большая секунда – 1 тон — звучит резко и безлико, и может передавать разное настроение, что зависит от направления интервала.
Восходящая звучит чуть весело. Пример – мелодия Happy Birthday – С днём рождения – ноты до-ре.
Нисходящая звучит чуть грустно. Пример – мелодия из песни группы The Beatles – Yesterday – Вчера – ноты соль-фа в начале фразы и ми-ре в конце.
Важно: звучание интервала зависит не только от его самого, но и ритма мелодии.
Так в мелодии с днём рождения ритм пунктирный, что добавляет торжества – «там-та-дам», а в мелодии «Yesterday» — ровный, что добавляет мягкости – «та-та-та».
Большая секунда также начало любой гаммы – 2 первые ноты.
Терции
4 — малая терция – 1,5 тона – основа минорных аккордов, звучит мягко и грустно, но без трагизма. Она восходящая в основе мелодии из кинофильма «Терминатор» — ре-фа, но с нотой ми между ними.
Она же и восходящая, и нисходящая есть в мелодии из кинофильма «Робокоп» — до-Eb. 5 — большая терция – 2 тона – основа мажорных аккордов, звучит радостно и весело.
2 восходящих терции есть в мелодии из игры «Марио» — большая до-ми и малая ми-соль.
Нисходящая в мелодии про ёлочку – ми-до. Ещё она в основе дверного звонка.
Фраза мелодии Greensleeves – зелёные рукава, начинается с малой восходящей терции, а кончается на большой нисходящей. Обе нисходящие терции есть в мотиве из Бетховена.
Кварты
6 – чистая кварта – 2,5 тона – восходящая звучит возвышенно и призывно.
Она интонация гимнов разных стран, в том числе гимне России – соль-до.
Она нисходящая звучит весело и как большая терция есть в мелодии «В траве сидел кузнечик» — ля-ми. Также кварта играется вверх и вниз в мелодии из «Марио.
7 – увеличенная кварта или тритон – 3 тона – звучит зловеще и таинственно, в мелодиях используется редко и для создания отрицательных образов.
Она восходящая есть в мелодии из мультсериала Симпсоны – до-фа# с нотой ми между ними.
В исполнении тромбонов тритон звучит как знак для войска приготовиться к бою. А чистая кварта как победа в бою.
Нисходящий тритон – основа сирены «Скорой Помощи»
Квинта
8 – чистая квинта — 3,5 тона или крайние ноты трезвучий. Она звучит полётно и пусто и служит заполнителем без окраски настроения.
Она восходящая есть в английской колыбельной Twinkle Little Star – мерцай маленькая звёздочка – ноты «до-соль».
Ещё пример – песня Элвиса Пресли – Can’t Help Falling In Love – не могу не любить тебя – ноты «ре-ля».
Она нисходящая есть в мелодии из балета Чайковского – Лебединое озеро – ноты «си-ми».
Ещё пример – также сирена скорой помощи.
Сексты
9 – малая секста — 4 тона – звучит печальнее, чем малая терция, с оттенком тоски и романтики.
Она восходящая звучит бодрее и есть в песне группы Fun – We Are Young – мы молоды – ноты «соль–ми».
Она нисходящая звучит тоскливее и есть в мелодии Таривердиева из кинофильма «17 мгновений весны» — ноты «до-ми».
Обе они основа песни Ричарда Клайдермана — Love Story — любовная история.
10 – большая секста – 4,5 тона – звучит веселее, чем большая терция, с оттенком праздника.
Она восходящая в основе песенки про ёлочку – ноты «до-ля».
Ещё пример – мелодия из заставки к мультсериалу «Черепашки Ниндзя».
Примечание: нисходящие сексты, септимы и октавы используются редко и известных мелодий с ними мало, потому что петь их неудобно.
Септимы и октава
11 – малая септима – 5 тонов – звучит мягко и слегка грустно.
Пример — песня группы ABBA – The Winner Takes It All – победитель забирает всё.
12 – большая септима – 5,5 тонов — звучит напряженно и резко и для создания мелодий применяется очень редко.
Пример — песня группы A-Ha – Take On Me – ноты ля-G#.
13 – чистая октава – 6 тонов – звучит чисто и ещё более безлико и пусто в сравнении с квинтой. Применяется для показа диапазона мелодии и где неясно какой интервал взять.
Пример — песня Frank Sinatra – Let It Snow – пусть идёт снег — ноты до-до.
Итак, с помощью прослушивания известных мелодий можно запомнить звучание разных интервалов и определять их на слух, что для композитора важно.
Фразировка в синтаксисе
Мы рассмотрели морфологию интервалов – с греч. морф — форма, а логос – учение. Она в языке изучает слова, как части речи или что они обозначают: существительное – предмет, прилагательное — признак, глагол – действие.
Так же и у интервалов есть своё настроение, неповторимое звучание и смысл, несомый ими. Интонации – это 1-ая часть музыкального синтаксиса, связывающая его с ладом мелодии.
Но у него есть 2-ая часть, связывающая его с ритмом – фразировка. Это смысловое выделение и разграничение мотивов, фраз, предложений мелодии для логичного изложения музыкальной мысли.
Она опирается на 2 понятия: 1-ое – цезуры или знаки препинания в мелодии, как запятая и точка в речи – о них было в прошлом уроке. 2-ое – опорность нот или их значимость.
Это явно видно и слышно на примере мелодии Greensleeves: синим цветом выделены опорные ноты – основа, каркас мелодии. Они как самостоятельные части речи в языке.
А чёрные – обычные, не опорные, как служебные части речи – предлоги, союзы, частицы. Их роль – связывать слова, а не нести смысл и они менее важны.
У опорных нот 2 главных признака:
- 1-ый – они длиннее и попадают на сильные доли такта, иногда синкопированы.
- 2-ой – они устойчивые ступени лада – 1-ая, 3-ья и 5-ая.
Здесь лад ля-минор и это ноты ля, до, ми. Причём степень устойчивости их неодинакова: она меньше у 3-ьей и 5-ой ступени, поэтому и они как запятые: здесь нота ми отделяет 2 предложения мелодии. А тоника самая устойчивая как точка и поэтому в конце.
Но кроме этого даже неустойчивая ступень лада будет звучать устойчиво, если она входит в состав аккорда на фоне. Так во 2-ом такте опорные ноты ре и соль — неустойчивые IV и VII ступени лада, но они есть в аккорде G: ре – квинта, а соль – прима.
И наоборот, устойчивая нота лада может звучать неустойчиво, если она не из аккорда на фоне. Например, в 4-ом такте сменим аккорд Em на Dm. Звучит неустойчиво. А если вернуть – устойчиво.
Виды опорных и неопорных нот
При повторении опорных нот мелодия звучит твердо и спокойно, как в примере с бубенцами – нота ми 3-ья ступень в мелодии и терция в аккорде C на фоне. Если её сделать 1-ой ступенью, мелодия станет более утвердительной.
Но если её сделать не опорной в виде ноты ре или фа – и в ладу неустойчивые, и не из аккорда на фоне, то мелодия зазвучит рыхло и напряжённо.
У не опорных нот 2 признака:
- 1-ый – они короче и попадают на слабые доли такта – 2-ую и 4-ую.
- 2-ой – они неустойчивые ступени лада – 2, 4, 6 и 7.
Вывод: на то, опорная нота или нет и насколько, влияют 2 вещи – её устойчивость в ладу и соотношение со звуками аккордов.
Отсюда есть 4 вида нот:
1 – сильно опорные – устои из лада + есть в аккорде на фоне. Звучат спокойно. Аккорд C – тонический и самый устойчивый. 2 – сильно НЕ опорные – не устои и не из аккорда. Звучат напряжённо.
Важно: чем устойчивей нота в ладу, тем спокойнее она звучит.
Наоборот, 7-ая самая неустойчивая и напряжённая.
Теперь сменим аккорд T на D – самый напряжённый. Получим 3 – слабо опорные ноты – устои, но НЕ из аккорда. Звучат напряженнее, чем устои в аккорде.
4 – слабо НЕ опорные – НЕ устои, но из аккорда. Звучат спокойнее, чем НЕ устои НЕ из аккорда.
Вывод: опорные ноты звучат спокойно, а не опорные – напряжённо.
Принцип создания мелодий
И любая мелодия – это грамотное чередование напряжений и разряжений по схеме «покой-напряг-покой». Это слышно в колыбельной. И хотя в ней все ноты аккордовые, напряжение всё равно есть, потому что сами аккорды тоже строятся от разных ступеней лада – устоев и не устоев.
Римская цифра вверху — номер ступени лада в основе аккорда, а арабская – ступень ноты мелодии на его фоне. Сначала тоника и там, и там – покой.
Потом аккорд тот же, но в мелодии 5-ая ступень — самая неустойчивая из устоев — напряг.
Потом аккорд 4-ой ступени – субдоминанта фа и 6-ая ступень ля. Обе не устои и ещё больший напряг.
Далее повтор 1-ой и 5-ой ступеней – до и соль и незаконченность.
Окончание музыкального построения называется каденцией – с англ. cadence – «понижение, спад». Здесь она на 5-ой ступени и несовершенная — требует продолжения. Это было движение вверх и рост напряжения. Далее до конца движении вниз и спад напряжения.
Сначала обе 4-ые ступени фа – звучит спокойнее, чем 4-ая и 6-ая ступени – фа и ля.
Потом тоника в гармонии – 1-ая ступень до и медианта в мелодии — 3-ья ступень ми. Обе устои и меньше напряг.
Потом аккорд доминанты – 5-ая ступень соль – сильный неустой в гармоническом тяготении и супертоника – 2-ая ступень ре – сильный неустой в мелодическом тяготении. Отсюда сильный напряг.
И в конце возврат в самую спокойную тонику и в гармонии, и в мелодии – покой и полное завершение или совершенная каденция.
Раз все ноты аккордовые, то мелодия в целом звучит не сильно напряжённо, что и требуется для колыбельной.
Неаккордовые ноты в мелодии
Для популярных песен и на тему любви характерна большая выразительность и напряжение.
Для этого нужно использовать неаккордовые ноты: звучат на фоне аккордов, но не входят в них.
В этой мелодии они указаны в виде номеров ступеней лада со звёздочками.
Нота до в виде между тактовой синкопы – опорная нота, что входит в состав аккордов на фоне, только она в разных местах: у Am – она терция, а F – квинта, у C – прима.
Ноты не из аккордов звучат напряжённо, потому что они не сливаются с ними в звучании и создают с их нотами интервалы малой секунды (диссонанс) и большой секунды (несовершенный консонанс).
Если их сделать аккордовыми, то мелодия станет менее волнующей и интересной.
Неаккордовые звуки есть 4-х видов:
Задержания
1-ый вид — задержания – ноты на сильных долях, возникают вместе с аккордом и разрешаются в одну из его нот ходом на ступень вверх или вниз.
На нём основана мелодия ABBA – Dancing Queen.
Вначале нота C# не из аккорда E и переходит в его квинту – ноту си.
Во 2-ом такте она наоборот, аккордовая – прима C#m и переходит в синкопу в виде ноты си, напряжение которой разрешается в следующем такте в ноту ля – терцию F#m.
И в конце мелодии 3 задержания подряд в начале тактов в виде ноты соль, которая не входит ни в один из аккордов.
Проходящие звуки
2-ой вид – проходящие звуки – ноты на слабых долях, что заполняют пространство между аккордовыми звуками.
Это характерно для поступенного движения вверх или вниз, как в мелодии Любэ – Солдат.
На фоне аккорда Am ноты ля и до аккордовые – звучат спокойно, а между ними проходящие звуки «си и ре» — звучат напряжённо. Это также называется опеванием.
Вспомогательные звуки
3-ий вид – вспомогательные звуки – ноты на ступень выше или ниже, взятые между аккордовым звуком и его повторением.
Пример – мелодия из песни группы Bad Boys Blue – Somewhere In My Heart – где-то в моём сердце.
В ней 2 вспомогательных звука: «си» между 2 нотами «до» из аккорда C и «ля» между 2-мя нотами «си» из аккорда G.
Предъём
4-ый вид – предъём – нота в конце такта, но в составе аккорда из следующего такта и предвосхищает его появление.
В моей мелодии им может стать нота «до», если аккорд C сменить на другой без ноты до в своём составе, например, G. Это также называется опережением.
Способы развития мотивов
Итак, чтобы создать мелодию, нужно выбрать мотив и добавлять к нему ноты до появления фраз и предложений. Слушаем пример мелодии.
Любой мотив состоит из 2-х звеньев:
- 1 – мелодического – нот по высоте и направлению.
- 2 – ритмического – нот по ширине.
Так мотив в основе этой мелодии мелодически состоит из 3-х нот – до#-ре#-ми и движущихся вверх. Ритмически это неровное движение в виде синкопы, а не просто ровная игра на каждую четверть такта.
Главный приём для развития мотива и мелодических фраз – повторение. Оно в основе всех известных мелодий и облегчает их восприятие и запоминание.
3 вида повторений
У него 3 вида:
1 – буквальное – повторение без изменений.
Пример – Jingle Bells – повторение ноты ми.
Ещё в конце мелодии ABBA – Dancing Queen – одни и те же ноты на фоне разных аккордов, из-за чего они воспринимаются с разными оттенками. Это называется перегармонизацией.
2 – видоизмененное – повторение с добавлением/удаление нот. Так здесь во 2-ом такте вместо одной ноты 2.
Пример – мелодия из терминатора. Здесь у фраз разные окончания: у 1-ой 1 нота фа, а у 2-ой – 2 ноты – ля и соль.
Ещё пример – мелодия про ёлочку. Здесь фигура из нот ми и до повторяется в 3-ем такте в том же ритме, но с другой высотой нот.
3 – секвенция – с англ. sequence – последовательность – это повторение нот на другой высоте с сохранением ритма и соотношений или расстояний между звуками.
Для этого нужно скопировать ноты в другие такты и сдвинуть вверх или вниз. Суть мотива при этом сохраняется, но меняется яркость.
Заметьте: мелодия идёт вверх, а гармония – вниз. Этим они уравновешивают друг друга и звучат хорошо.
Но они могут идти и в одну сторону.
Пример – мелодия из мультсериала черепашки ниндзя. Здесь фигура из нот в 1-ом такте начинается с ноты до, во 2-ом – с ноты ми, в 3-ем – с нот фа и ляb. И эти же ноты в гармонии.
Заметьте: у секвенции 3 звена или повторения. Это одно из главных правил – повторять схожие построения можно не более 3-х раз, а в 4-ый внести явное отличие. Иначе будет звучать скучно.
Ещё 2 простых приёма развития мотивов:
Другие приёмы и требования к мелодии
1-ый – обращение – смена порядка нот по высоте на обратный – с восходящего на нисходящий.
2-ой – сжатие – уменьшение длительностей нот в 2 раза. Для этого выделяем их, нажимаем меню Process — обработка –> Length – длина и ставим 50%. Теперь фигуру можно скопировать и сдвинуть по высоте.
Вывод: главное при создании мелодии – найти равновесие между повторениями и отличиями.
Ещё в мелодии должна быть кульминация – точка высшего напряжения в виде самой высокой ноты. Здесь она соль.
Также вся мелодия может:
1 — начинаться вместе с гармонией – с 1-ой сильной доли такта, как в Терминаторе.
2 — запаздывать и начинаться во 2-ой половине 1-ой доли, как в Робокопе.
Или вообще начаться с середины такта.
Виды мелодий
Распевная
Теперь о видах мелодий. Ритм и лад могут быть равны друг другу по значимости для мелодии, а могут и не быть.
Если упор на лад, а ритм однообразный, то получается 1-ый вид мелодии – распевный – по лат. кантилена.
Пример – мелодия «В лесу родилась ёлочка». У неё 2 свойства:
1-ое – широкий высотный диапазон – разница между самой нижней и верхней нотами мелодии. Здесь он равен малой ноне – от «до» 1-ой октавы до «ре» 2-ой.
И лад тут показан хорошо – в мелодии есть все ноты фа-мажора, кроме 7-ой ступени — ми.
2-ое свойство – скачки или движение на широкие интервалы от кварты и выше: сначала на сексту вверх, потом на кварту вниз.
Ещё пример – мелодия «Маленькой ёлочке холодно зимой». Здесь ритм поинтереснее.
Речитативная
Если же упор больше на ритм, а лад почти не показан, то получается 2-ой вид мелодии – разговорный — по лат. речитатив, то есть её можно проговорить.
Пример – мелодия Jingle Bells – бубенцы.
Здесь, наоборот, движение в основном топчется на одной ноте и ближайших к ней.
2 скачка здесь как украшения, чтобы разбавить монотонность звучания и они далеко друг от друга – 1 в начале на квинту и 2-ой в конце на кварту.
Вывод: речитатив – это сжатая по ширине и высоте мелодия и в ней главное ритм, а кантилена – протяжная и в ней главное лад.
Певческая
Кроме этого, есть ещё 2 вида мелодий смотря, чем они озвучиваются:
1-ый вид – певческие — их удобно исполнять голосом и звучат они естественно.
Как правило, это мелодии из песен и они снабжёны текстом.
Слова ярче раскрывают их содержание, как в песнях про ёлочку, бубенцы.
Инструментальная
2-ой вид мелодий — инструментальные — исполняются на музыкальных инструментах.
Как правило, петь их либо сложно, либо они звучат при пении неестественно, поэтому и текста для них нет. Послушаем их и разберёмся, почему они не исполнены голосом.
Пример №1 – пьеса Бетховена – «К элизе». В ней много нот и ритм монотонный.
Пример №2 – мелодия из кинофильма «Терминатор». В принципе, эту мелодию спеть можно, например, на такие слова.
Но звучать это будет странно, ведь ей слова не нужны: она вплетена в контекст кинофильма, тема и смысл которого итак понятны.
То же касается и примера №3 — мелодии из кинофильма «Робокоп» — она и однообразная: её пение будет похоже на робота и более фоновая, чтобы подкрепить образ главного героя.
Пример №4 – мелодия из игры «Марио». В ней много скачков, мало повторений мотивов, ритм угловатый и нет ладового тяготения между нотами. Если ритм в ней упростить будет ощущение, что это просто набор несвязанных нот.
Пример №5 – Эдвард Григ – В пещере горного короля. Здесь монотонный ритм и слишком много разных интонаций.
Пример №6 – мелодия из кинофильма «Пираты Карибского моря» — слишком однообразная и быстрая – слова успевать произносить здесь трудно.
Вывод: у мелодии 3 главные части – лад, ритм и синтаксис. Их взаимосвязь и разное сочетание и создает многообразие мелодий.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с морфологией интервалов – их смыслами и оттенками настроения и фразировкой – что есть опорные и не опорные, аккордовые и неаккордовые ноты и какое звучание они дают. Поняли, что мелодии строятся на повторениях и делятся на распевные и речитативные и на певческие и инструментальные.
В следующем заключительном и дополнительном уроке этого курса мы поговорим про ноты на гитаре и про то, о чём не сказали в течение предыдущих уроков.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.