Здравствуйте! Это 16-ый и последний урок из видеокурса “О Нотной Грамоте Проще Некуда”.
В нём показано легко и понятно для новичка что такое гитара, чем она и игра на ней отличается от фортепиано, где ноты на гитарном грифе, как строить интервалы и аккорды на гитаре. Вкратце рассказано о строении гитары, её грифа, про её диапазон, строй и настройку гитары, о гитарных табулатурах и как по ним играть на гитаре + что такое открытые и закрытые аккорды на гитаре и схемы обозначений, как играть аккорды на гитаре. Также пояснены страшные слова – каподастр, баррэ на гитаре.
В конце урока показаны 2 сторонних нотных редактора – Overture 2 и MuseScore 1.5 и краткий обзор всевозможных нотных знаков.
Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:36 – о гитаре: строение, виды, игра, струны, строй и настройка гитары
03:59 – гриф гитары: порожки, лады и расположение нот, октава, тона и полутона
05:58 – диапазон нот гитары, приём настройки, пальцы и позиционная игра
08:10 – о причинах и удобстве традиционного строя гитары, каподастр и его роль
09:58 – советы по запоминанию нот на грифе, разучивание мелодий, табулатуры
12:53 – 5 простых мелодий на гитаре: бубенцы, кузнечик, ёлочка, терминатор, король
14:30 – мелодия из кинофильма “Крёстный отец” и набор её в нотах с табулатур
15:49 – ещё 5 простых мелодий: Axel F, робокоп, Greensleeves, черепашки, чип и дейл
18:32 – построение интервалов на гитаре: секунды, терции, кварты, квинты и т.д.
21:45 – принцип построения аккордов на гитаре, схемы обозначений акккордов
24:46 – схемы открытых аккордов на гитаре: C, Dm, D, Em, E, Am, A, G
27:19 – закрытые аккорды на гитаре и их построение, баррэ: F, Fm, Cm, Gm
29:15 – повторение изученных аккордов, разные виды аккордов в Real Guitar
30:23 – краткий обзор и особенности нотного редактора Sonar 8
31:24 – нотный редактор Overture 2 и обзор разных групп всех нотных обозначений
33:02 – нотный редактор Musescore 1.5, обзор нотных знаков и что мы знаем и нет
34:32 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Заканчиваем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы подробно поговорим про ноты на гитаре – расположение, аккорды, гитарные табулатуры и про оставшиеся и менее важные знания из нотной записи. Приступим.
Содержание страницы
Вводные знания о гитаре
Строение и виды гитар
Гитара – это 2-ой по популярности музыкальный инструмент после фортепиано.
Она меньше, умещается в руках и состоит из 2-х частей: корпуса – большая и округлая часть и грифа – маленькая и продолговатая. Звук создаётся колебанием струн, которые крепятся своими концами к обеим частям гитары.
Материал корпуса определяет вид гитары:
- у акустической он деревянный и полый и служит для усиления и обогащения звучания струн.
- у электрогитары он пластиковый и содержит в себе звукосниматели и электрическую цепь. Их задача – преобразовать колебание струн в электри-ческий ток, подаваемый на усилитель.
Игра на гитаре
На гитаре можно играть в 2-х положениях: сидя – корпус опирается на бедро и стоя – корпус висит на плече с помощью ремня.
*Нет в уроке: щипать струны можно 2-мя способами: пальцами – звук мягкий и медиатором – звук резкий.
Гриф у разных гитар схож и служит для извлечения нужных по высоте нот.
На фортепиано играть легче по 2-м причинам:
- 1 – звуки легко извлекать – достаточно нажать клавишу пальцем одной руки.
- 2 – ноты легко находить – они расположены друг за другом в одну линию и всегда на своих местах в любом месте клавиатуры: нота до всегда перед 2-мя чёрными, фа – перед 3-мя и т.д.
В гитаре же всё сложнее и наоборот:
- 1 – чтобы извлечь 1 звук, нужны обе руки: левая зажимает струну в нужном месте на грифе, причём с достаточным усилием и без касания других струн, а правая дёргает её же в области корпуса.
- 2 – ноты расположены не явно, а подобно шахматной доске, что видно на рисунке.
Струны гитары и гитарный строй
Разберёмся: вдоль грифа на-тянуты 6 струн, разных по толщине: 1-ая самая тонкая и звучащая высоко и 6-ая самая толстая и звучащая низко.
Если любую струну дёрнуть без её зажатия пальцем на грифе, то прозвучит определённая нота. Она указана рядом с номером струны: 1-ая струна – ми, 2-ая – си, 3-ья – соль, 4-ая – ре, 5-ая – ля, 6-ая – снова ми.
Перейдём в Sonar и кнопкой Fret Board вызовем вид гитарного грифа. Здесь при нажатии карандашом в любом месте на нотоносце появляется соответствующая ему нота, что удобно. Отметим ноты в начале грифа, где они обозначены буквами.
Итак, ми и ля из большой октавы, си, соль и ре из малой и ми из 1-ой. И между всеми соседними нотами кроме си и соль расстояние чистой кварты.
Этот традиционный порядок нот называется гитарным строем и его нужно запомнить в обе стороны: вниз – ми-си-соль-ре-ля-ми и вверх – ми-ля-ре-соль-си-ми.
И настроить гитару значит изменить натяжение струн так, чтобы они издавали именно эти ноты и в таком порядке.
Гриф гитары и ноты на нём
Не зажатая струна гитары называется открытой, а зажатая в любом месте – закрытой.
Лады на грифе и ноты
Поперёк струн на грифе есть узкие палочки – порожки. Они делят гриф на участки или площадки для прижатия их пальцами – лады. Не путайте их и с музыкальным ладами – это разные вещи.
В Sonare лады отмечены цифрами от 1 до 21. И каждому пересечению номера струны и номера лада соответствует определённая нота.
Например, 5-ая струна и 3-ий лад – нота до, 3-ья струна и 4-ый лад – нота фа#.
Все ноты в виде букв в каждом участке струны указаны на картинке. Здесь сверху римскими цифрами также обозначены лады, но до 12-ого.
Заметьте: на 12 ладу ноты на струнах те же по буквам, что и в началах струн, только на октаву выше.
Дело в том, что в 1 октаве 12 полутонов и каждый лад на грифе это шаг в 1 полутон между нотами. Если на фортепиано октава это 7 белых нот и 5 чёрных, то на гитаре это просто 12 ладов. Это видно на нотоносце при перемещении ноты между ладами в пределах одной струны.
Заметьте: 12-ый лад на грифе часто обозначен двумя метками для быстрого поиска.
Отсчёт нот на грифе
Зная ноту открытой струны и расстояния между соседними нотами можно отсчитать любую ноту. Например, струна ми. После этой ноты на фортепиано нет чёрной клавиши, поэтому в 1-ом ладу фа.
Соседний лад – это полутон, а через лад – тон. И дальше через лад будут ноты соль, ля, си.
После си также нет чёрной клавиши и сразу в соседнем ладу нота до.
И на каждой струне может быть вплоть до 24 ладов, а это 2 полные октавы нот.
Итого диапазон гитары – от ми большой октавы до си 2-ой. Это весь средний регистр, а именно басовый и скрипичный ключи с одной добавочной линейкой сверху и снизу.
Если на фортепиано любая нота – это единственная клавиша, то на гитаре одну и ту же ноту можно извлечь в разных местах. Вот нота до 1-ой октавы на разных струнах и ладах.
Это помогает настроить гитару: более низкая струна, зажатая на 5-ом ладу звучит как более высокая открытая. Если обе струны при этом звучат слитно, значит настроено правильно.
Позиционная игра
Но главное: можно озвучивать ноты по возрастанию без перемещения кисти вдоль струны.
В этом суть традиционной техники игры на гитаре: лады – беговые дорожки, а пальцы – бегуны, что не заходят на чужую дорожку.
И каждый палец на своём ладу: указательный на 1-ом, средний на 2-ом, безымянный на 3-ем и мизинец на 4-ом.
То есть у каждого пальца своё положение и такая игра называется позиционной.
1-ая позиция – когда указательный палец на 1-ом ладу, 2-ая – он же на 2-ом, 3-ья – на 3-ем и т.д.
Важность и удобство строя гитары
Вопрос: а что будет, если настроить ноты так же как, на фортепиано, чтобы каждая струна начиналась с до определённой октавы? Например, 6-ая – до большой октавы, 5-ая – малой, 4-ая – до первой и т.д.
Ответ: тогда бы ноты находить было бы удобно, но играть – нет.
Вот мелодия Axel F из кинофильма «Полицейский из Беверли Хиллз. Её диапазон чуть больше одной октавы и много скачков.
Да, её можно исполнить почти на одной 1-ой струне, но заметьте как при этом быстро и далеко нужно перемещаться левой руке по грифу.
Благодаря принятому строю гитары можно играть широкие по диапазону нот мелодии без движения кисти вдоль грифа, а только перемещением пальцев.
Заметьте: струны зажаты на 9-ом ладу металлической палочкой. Она вместе с креплением на гриф образует устройство под названием каподастр. Благодаря ему, на гитаре можно играть мелодии на высоких нотах.
Это гитарный модуль Real Guitar – настоящая гитара от фирмы MusicLab. Здесь удобство в том, что зажатая на грифе нота подсвечивается на клавиатуре фортепиано. И мелодию в нотах можно разучить для игры и на гитаре, и на пианино.
Гитарные табулатруры
Чтобы сыграть любую мелодию, достаточно запомнить ноты на первых 5-и ладах. Вот их диапазон.
Совет – наклеить на гриф полоски с буквами нот, смотреть на ноты при зажатии ладов и запоминать их в ходе практики.
Можно зажимать струны просто так, но лучше отрабатывать на них мажорные и минорные лады от разных нот. А ещё интереснее разучить простые мелодии, например, из терминатора.
Да, прямо с нотоносца читать ноты сложно и здесь есть 2 простых способа:
1-ый способ – смотреть за подсвечиванием нот на грифе в программе Sonar и повторять ноты на грифе по шагам до полного запоминания. Этот способ наглядный, но требует программы для показа.
2-ой способ – смотреть на табулатуры. Чтобы их отобразить под нотоносцем, заходим в меню Layout – вид и ставим галочку напротив Display Tabulature.
Табулатуры внешне похожи на нотоносец: и там и там есть линейки и тактовые черты, но с 2-мя отличиями:
- линейки – это струны и их 6, а не 5 и расположены они также как и на грифе – 1-ая сверху, 6-ая снизу;
- вместо нот здесь цифры.
Суть проста: на какой струне нарисована цифра, на той же струне и нужно зажать лад с этим номером.
Например, 3 на 2-ой линейке значит, что 2-ую струну нужно зажать на 3-ем ладу и это будет нота ре. 0 на 1-ой линейке – 1 струну нужно дёрнуть без зажатия, то есть открытую – нота ми. Потом цифра 1 на ней же – зажимаем её на 1-ом ладу – нота фа.
1-ая фраза мелодии оканчивается на ноте фа – 3-ий лад, 4-ая струна.
Далее нота ре, но далеко – на 7 ладу. В её меню внизу в поле string – номер струны пишем 2, а в поле fret – номер лада при щелчке сразу же ставится 3. То же делаем и с нотой до.
Простые мелодии на гитаре для новичка
Сейчас я перечислю и проиграю с отображением на грифе 11 мелодий, которые советую освоить для начала. Если у вас есть гитара, можете прямо сейчас это сделать, отматывая и ставя видео урок на паузу.
Мелодия №1 – Jingle Bells – бубенцы – самая простая, почти на 1 и открытой струне.
Мелодия №2 – В траве сидел кузнечик – очень простая и самая распространённая при игре на гитаре.
Мелодия №3 – Маленькой ёлочке холодно зимой – есть скачок.
Мелодия №4 – из кинофильма «Терминатор» – тоже простая.
Мелодия №5 – В пещере горного короля (Э. Григ) – охватывает много нот, в том числе с бемолями/диезами.
Другая подобная мелодия №6 – из кинофильма «Крёстный Отец» – ровный ритм 8-ыми нотами.
Допустим, она на картинке в виде табулатуры. В Сонаре её можно перевести в ноты, отмечая их цифрами на струнах. Нажимаем на нужную струну и двигаем мышь вверх до нужной цифры – 5, 8, 7. Теперь пишем на нотоносце: уже ясно, что 5 – соль, 8 – до, 7 – си.
Перейдём на 2-ую струну – 6, 8, 5. Теперь скопируем всю фразу и вставим в соседний такт – у неё отличие в 3-х последних нотах. Зажимаем каждую и двигаем вниз – 5, 4, 3. И так набираем всю мелодию. Видим, что она на табулатурах начинается из затакта и сдвигаем её на 3 8-ые влево.
Мелодия №7 – Axel F – тренирует быстрое перемещение руки по грифу. Также её можно опустить на октаву, чтобы играть в 1-ой позиции и не прыгать левой рукой.
Мелодия №8 – из кинофильма «Робокоп» – у неё большой диапазон нот.
Если ноты отображаются далеко от начала грифа, их можно приблизить. Выделяем мелодию и нажимаем стрелочку рядом с кнопкой Layout – вид и выбираем Regenerate Tabs – пересоздать табулатуры. Из списка метод выбираем Fixed – закреплённый и в поле Finger Span – диапазон пальцев пишем 4, чтобы мелодия помещалась по возможности на первых 4-х ладах.
Мелодия №9 – Greensleeves – Зелёные рукава – красивая и в размере 3/4.
Мелодия №10 – из мультсериала «Черепашки Ниндзя» – тренирует скорость и точность движения пальцев.
Мелодия №11 – из мультсериала «Чип и Дейл» – самая длинная и много нотная из простых – и куплет, и припев – тренирует мышечную память.
Музыкальные интервалы на гитаре
Теперь о построении интервалов на грифе. С фортепиано всё проще: число белых клавиш между 2-мя включительно соответствует названию интервала. Например, терция – 3 белых, квинта – 5 и т.д.
На гитаре сложнее. Рассмотрим каждый интервал от ноты до малой октавы – 4 струна, 3-ий лад.
Секунды на одной и той же струне: малая – соседний лад, а большая – через лад.
Терции и кварты на соседней струне выше: малая терция – на 2 лада левее, а большая – на 1 лад.
Чистая кварта – тот же лад, а увеличенная – на 1 лад правее.
Квинты, сексты, и септимы строятся через одну струну.
Чистая квинта – на 3 лада левее, малая секста на 2 лада левее, а большая на 1 лад.
Малая септима – тот же лад, а большая – на 1 лад правее.
Чистая октава – через 2 струны и на 2 лада левее.
Сдвинем все нота на 5 полутонов вверх и убедимся, что положения нот для интервалов сохраняются.
Но есть и исключения. В расширении Real Guitar щелкнем по вкладке Harmony, выберем 4th Down – кварта вниз и проведём мышкой по клавиатуре.
Кварта везде 2 соседние струны и тот же лад, кроме нот си-фа# и нот 2-ой струны – соседние лады.
Причина – её ноты в строю гитары отстоят не на кварту, как везде, а на терцию от 3-ей струны.
Построения интервалов от квинты и выше разнятся.
Выберем 5th Up – квинта вверх и повторим действия. Видно, что у квинты есть 2 построения: через струну и 3 лада левее или на соседней струне и 2 лада правее.
Выберем Octave – октаву. У неё тоже разные построения от разных нот в разных октавах.
Аккорды на гитаре
Но чаще всего для игры на гитаре нужно знать построение аккордов. И здесь всё тоже не так просто.
Напишем аккорды C и Em на нотоносце. Сейчас звучит всего 3 струны и неплохо. И так строятся аккорды на фортепиано на 3-х клавишах – их можно зажать избирательно.
Но при игре на гитаре правая рука проводит по 6 струнам подряд и не получится за 1 удар озвучить струны на выбор с пропуском даже 1-ой струны между другими.
Поэтому добавим к аккорду звучание 3-х оставшихся не зажатых струн и послушаем.
Теперь звучит грязно и неблагозвучно из-за неаккордовых нот.
В аккорде C ноты до, ми, соль, но на 2-ой открытой струне звучит си. Тогда зажмём её на 1-ом ладу и это будет нота до.
Чтобы аккорд звучал ещё чище, можно провести по струнам, начиная с 5 струны и без 6-ой самой низкой.
И у каждого аккорда есть схема обозначения.
Принцип построения аккордов
На рисунке все аккорды открытые, то есть с 1 и более не зажатыми струнами.
В каждой схеме справа налево – струны от 1 до 6-ой, а сверху вниз – лады с 1 по 5-ый.
Все эти аккорды зажимаются на первых 3-х ладах.
Чёрные точки на пересечении струн и ладов – это места, где нужно зажимать ноты пальцами.
Цифры внизу – каким именно пальцем зажимать:
1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
Пустые кружки и нули – струны не зажаты, а крестик – струна не играется по 2-м причинам: 1 – её нота не из аккорда, 2 – она добавляет грязь в звучание.
Например, у Em звучат все 6 струн, потому что ми – прима аккорда. А у C 6-ая не звучит, потому что ми – терция, что в басу звучит не очень. В программе Real Guitar есть вкладка Chords – аккорды. При нажатии на любую клавишу от неё строится мажорный аккорд.
Заметьте: у C зажата 6-ая струна на 3-ем ладу – нота соль – квинта.
Без неё 3-ый или безымянный палец зажимает 5-ую струну на 3-ем ладу, а с ней – 6-ую струну, а на его место встаёт мизинец.
То есть у одного и того же аккорда, как и у интервала, тоже могут быть разные схемы зажатия.
Сменим ноту ми на соль. С ней C звучит и чище, и полноценнее.
Заметьте: каждая ступень аккорда звучит 2 раза: 2 до, 2 ми и 2 соль.
Схемы открытых аккордов
Рассмотрим все открытые аккорды по порядку и в 2-х видах – просто где зажимать и какие струны звучат.
Их нужно выучить в первую очередь, так как они самые распространённые и простые к зажатию – 3 точки.
C – струна 2/лад 1, струна 4/лад 2, струна 5/лад 3 и без 6-ой струны.
Dm – струна 1/лад 1, струна 2/лад 3, струна 3/лад 2 и без 6-ой струны – ноты ми в нём нет.
D – играется схоже, только пальцы на других местах и вместо фа зажата фа-диез: струна 1/лад 2. Здесь как на фортепиано: при подъёме терции на полутон минорный аккорд станет мажорным и наоборот.
Em – самый лёгкий для зажатия аккорд: струны 4 и 5 обе на 3-м ладу и звучат все струны.
E – играется также + зажата струна 3 на 1-ом ладу – открытая струна соль превращается в закрытую соль-диез.
Am – самый часто играемый аккорд на гитаре: строится как C, только 3-ий палец не на струне 5/лад 3, а на струне 2/лад2 и без 6-ой струны – звучит грязно, как и в C.
A – играется также, только 1-ый палец на 2-ом ладу, а не на 1-ом – нота до-диез.
G – самый сложный для зажатия из открытых аккордов: струна 5/лад 2, струна 6/лад3 и струна 1/лад 3.
Для тренировки и запоминания аккордов сначала играйте их многократно отдельно, а потом в последовательности, например, C-Am-Dm-G.
Ещё пример – гармония из так называемых блатных аккордов – Am-Dm-E, что часто используются в шансоне.
Примечание: не трудно догадаться, что без традиционного строя гитары зажимать аккорды было бы невозможно.
Закрытые аккорды
Заметьте: на рисунке нет аккордов F, Fm, Cm и Gm.
Причина: они закрытые аккорды, то есть для их взятия на гитаре должны быть зажаты все струны.
Напишем F в нотах. Казалось бы, его зажать просто, но добавим к нему звучание открытых струн. Звучит криво из-за 2-х нот ми не из аккорда.
По логике из них нужно сделать фа, а для этого зажать 1-ую и 6-ую струну на 1-ом ладу.
Но как это сделать, если пальцев 4 и 3 уже заняты?
Ответ: зажать указательным пальцем все струны на 1-ом ладу, а остальными – будто E, но со 2-ого лада. Это называется баррэ, это сложнее и требует дополнительного усилия.
Fm зажимается также, но без 2-ого пальца.
Gm зажимается точно также как и Fm, но не с 1-ого, а с 3-его лада или в 3-ей позиции.
Заметьте: тоже самое работает и с F и G.
Здесь же на 3-ем ладу с баррэ зажимается Cm – похож на Am.
Вывод: один и тот же аккорд можно зажать в разных позициях.
Для их показа служат кнопки Chord Position с римскими цифрами.
Повторим схемы изученных аккордов и посмотрим их же в других местах.
Для начала хватит открытых аккордов от основных нот. Но также есть более сложные и не рассмотренные нами аккорды от производных нот, септаккорды и т.д.
Программа Real Guitar строит разные виды аккордов так:
- 1 любая нота на нотоносце – мажорный аккорд от неё,
- малая терция – минорный,
- септима – мажорный септаккорд,
- а септима с малой терцией – минорный септаккорд.
Выводы о нотных знаках
Итак, мы прошли важные основы нотной грамоты для начинающего.
Но из всех знаков и обозначений на нотоносце мы узнали лишь малую часть.
Дело в том, что нотный редактор Сонара не только самый удобный из всех, но и самый простой.
2 причины: 1-ая – здесь только самые нужные на практике знаки -длительности нот в виде кнопок, музыкальные ключи в списке меню Layout – вид и музыкальные размеры и знаки при ключе из меню Insert – вставка, Meter/Key Change.
2-ая – часть из знаков пишутся сами – паузы, лиги, рёбра.
Ещё есть дополнительные надписи к нотам:
- слова под ними – Lyrics,
- аккорды над ними – Chords,
- пометки о манере игры – Function, например, крещендо и диминуэндо,
- значок вилки для них же и
- педаль как на фортепиано: при ею нажатой нота продлится дольше, чем она записана и до значка звёздочки.
Группы всех нотных обозначений
Но для больших возможностей в плане нотной записи есть отдельные программы – нотные редакторы.
Пример – Overture от компании Cakewalk – производителя Сонара.
В нём 2 отличия от Сонара: знаков гораздо больше и все они пишутся вручную: те же паузы, лиги.
Новичку знать их все и работать здесь не обязательно, но знать в общем не вредно.
Все обозначения делятся на 3 группы:
1-ая группа – знаки для нотоносца. Их 3 подгруппы:
- Clefs – вид ключа, тональность, размер;
- Staves – вид, число и соединение нотоносцев;
- Barlines – вид тактовой черты и надписи для тактов.
2-ая группа – знаки для нот. Их 3 подгруппы:
- Notes – звучания нот: длительности, паузы, диезы и бемоли,
- Heads – вид головки нот,
- Groups – группировка нот: лиги, триоли, сдвиг на октаву.
3-ья группа – знаки сокращения и исполнения нот. Их 4 подгруппы:
- Ornaments – мелизмы, они же украшения или сокращения нотной записи;
- Articulation – характер исполнения: стаккато, легато. Это каким приёмом игры на инструменте извлечь звук.
- Dynamics – динамика: форте, пиано. Это как громко играть ноты.
- Expressions – выразительность: обозначения темпа – ларго, престо и характера исполнения в виде слов.
Отдельно есть вкладки для табулатур гитары: номера ладов, пальцев левой руки, приёмы игры.
А это другой нотный редактор – Musescore. Здесь ещё больше знаков и они разбиты по вкладкам.
- Grace Notes – украшения или мелизмы,
- Drums – ноты разных ударных инструментов,
- Clefs – музыкальные ключи,
- Key Signatures – знаки при ключе,
- Time Signatures – музыкальные размеры,
- Barlines – тактовые черты,
- Lines – знаки в виде линий над и под нотоносцем, арпеджио и глиссандо – игра нот друг за другом по высоте,
- Breath & Pauses – паузы для вдоха певца при пении,
- Brackets – скобки для связи нотоносцев,
- Articulation & Ornaments – характер игры и украшения,
- Accidentals – знаки альтерации: диезы, бемоли и их производные,
- Dynamics – динамика: форте и пиано,
- Fingering – обозначение пальцев левой и правой руки на табулатурах гитары,
- Note Heads – головки нот, тремоло – игра ноты с колебанием её громкости,
- Repeats – знаки сокращений и повторений фраз и предолжений внутри музыкального произведения – одни из самых запутанных.
Вывод: большинство знаков нужны для написания музыки с обилием подробностей в характере игры, в частности для симфоний и для озвучивания живыми музыкантами как в оркестре, так и в рок-группе с последующей записью.
Для создания музыки на компьютере и особенно электронной они нужны гораздо меньше, если совсем не нужны.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с расположением нот на гитаре, отличиями гитары от фортепиано, гитарными табулатурами и простыми мелодиями для освоения нот на грифе. Поняли, как строить интервалы и аккорды на гитаре и что знаков нотного письма очень много.
На этом урок, а вместе с ним и весь курс, окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах!
И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


