Урок 01 — введение в создание музыки

Работа композитора. Введение Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 1-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрены 4 способа, 2 пути и 3 средства для создания песни. Также с рассказана нотная грамота с нуля — самые важные знания для понимания следующих уроков. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 1 - Введение в работу композитора | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:40 – задача композитора и 4 составляющие песни
01:00 – ритм и его роль в характере песни с примерами
01:47 – гармония и её роль в настроении песни с примерами
02:41 – мелодия и её роль в образе песни с примерами
03:35 – 4 способа и 2 пути в сочинении песни
04:32 – 3 средства для сочинения песни — нотоносец, инстурмент, голос
04:45 – подготовка программы Sonar 8 для начала сочинения
05:36 – 2 особенности программного фортепиано True Pianos в Sonar 8
06:04 – главные инструменты нотного редактора и его 4 достоинства
07:40 – 2 недостатка работы в нотном редакторе
08:10 – нотная грамота с нуля: обозначения нот, ноты и клавиши, октава и полутон
09:37 – нотная грамота с нуля: ключи, линейки нотоносца, положение нот на нём
10:43 – нотная грамота с нуля: обозначение чёрных клавиш и знаки альтерации
11:53 – нотная грамота с нуля: такт, доли такта, метроном и темп
13:37 – нотная грамота с нуля: длительности нот и пауз
15:47 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. С этого урока мы говорим о работе композитора и сочинении музыки — 1-ом этапе создания песни. Мы вкратце рассмотрим способы сочинения и важные для этого средства и знания. А подробно и на практике об особенностях, плюсах и минусах каждого из них поговорим в отдельных уроках. Приступим.

Основная часть. Задача композитора – найти музыкальную мысль, зерно, из которого подобно дереву вырастет песня. У неё 4 составляющих – ритм, гармония, мелодия и текст. Мы их разобрали в первых 4 уроках курса «Из чего состоит песня» и по ссылкам Вы можете открыть их и как посмотреть видео, так и почитать текст сценария.

Каждая составляющая отвечает за отдельную сторону песни:

  1. Ритм за характер – напористый, умеренный или расслабленный, маршевый или танцевальный.
  2. Гармония за настроение – весёлое или грустное, отрешённость, светлая грусть, торжество.
  3. Мелодия за образ — призывный, задумчивый, любовный, прощания.
  4. Текст за смысл – темы любви, проблем в обществе, размышления о жизни.

4 части песни дают 4 способа её сочинения — начиная с любой из них. Для развития полезно попробовать их все и выбрать удобный для себя. К примеру, я начинаю в основном с гармонии, а с текста – никогда. Почему, разберём в следующих уроках.

Сочинять можно 2-мя путями.

1-ый путь – последовательно – начать с одной составляющей, а после её создания переходить к другим по цепочке. Например, сочинить гармонию, а потом на её основе мелодию, дальше ритм и в конце текст. Я такую схему в основном и использую.

2-ой путь – одновременно – начать с 2-х и более составляющих. Например, сочинять гармонию и мелодию вместе по тактам. Я пользуюсь обоими путями и покажу их.

Как и где сочинять? Есть 3 средства:

  1. Нотоносец – набор нот на нём мышкой в нотном редакторе;
  2. Инструмент – игра руками на фортепиано или гитаре;  
  3. Голос – пропевание ритмо-слогов – ла-ла-ла, на-на-на или слов как самих по себе, так и на фоне ритма или гармонии.

Я применяю все 3 и мы тоже их рассмотрим. А для начала работы с нуля нам нужна программа для сочинения. Мы будем работать в Sonar 8 – программной музыкальной студии с её удобным нотным редактором.

Для подготовки её к работе, нужно сделать 2 шага:

  1. Шаг 1 – создать новый проект. Проект – это файл со всеми сведениями о нашей работе – с нотами, инструментами, дорожками и т.д. Выбрать File -> New — новый. Name – имя – можно вписать New. Location – местоположение на диске – советую создать отдельную папку. Template – шаблон – выбираем Blank – чистый без дорожек.
  2. Шаг 2 – добавить в проект фортепиано с помощью Insert -> Soft Synth -> True Pianos. Этот программный инструмент устанавливается вместе с Sonar (показ).

На нём мы и будет сочинять. Композитору достаточно 1-ого инструмента для сочинения.
У этого фортепиано 2 особенности:

  1. На клавиатуре можно играть щелкая мышкой;
  2. При добавлении ноты на нотоносец на клавиатуре нажимается соответствующая ей клавиша. Так можно увидеть, как на фортепиано сыграть нотную партию.

Да, кнопок в нотном редакторе немало и мы их рассмотрели в уроке 9. Звукозапись в курсе «Из чего состоит песня». Но нам понадобятся лишь следующие 3 инструмента:

  1. Стрелка — выделять и перемещать ноты,
  2. Карандаш – писать ноты и
  3. Ластик – стирать их.

Ещё нужны кнопки выбора ключа и выбора длительностей нот.

Нотоносец – это 1-ое и главное средство для сочинения музыки. У него 4 достоинства:

  1. Свобода — ноты можно менять как угодно — двигать, убирать, добавлять и слушать звучание. Так можно получить интересные сочетания звуков и ритмов, чего не добиться голосом или на инструменте;
  2. Доступность — не нужно покупать и уметь играть на музыкальных инструментах или петь. Программа сама сыграет написанное со 100% точностью;
  3. Гибкость — можно быстро сменить инструмент и послушать мелодию разными тембрами, чтобы сразу выбрать самый подходящий для неё;
  4. Техничность — использование дополнительных программ и возможностей — арпеджиаторов и т.д. Н

Но есть у него и 2 несущественных недостатка:

  1. Нужна программа – её нужно выбрать, установить и освоить работу в нотном редакторе. Я советую Sonar 8.
  2. Нужны знания нотной грамоты, хотя бы основ. Поэтому сейчас мы с нуля быстро изучим самый нужный минимум знаний для понимания следующих уроков. И для простоты объяснения я открою и нотоносец, и клавиатуру, чтобы сразу видеть взаимосвязь нот на них. И ещё нам поможет эта шпаргалка.

Из нотной грамоты для начала важны всего 4 вещи:

1-ая вещь – названия и обозначения нот, ноты и клавиши, понятия октава и полутон. Нот 7 – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. У каждой есть обозначение латинской буквой – C, D, E, F ,G, A, B. До – это C, ре – это D и т.д. Теперь взгляните на клавиатуру. Заметьте: на ней есть белые и чёрные клавиши. И чёрные клавиши сочетаются так: 2 – 3 – 2 – 3. И 7 белых клавиш подряд под ними – это и есть 7 нот со своими названиями. То есть в любом месте белая клавиша перед 2-мя чёрными – это нота до. И названия нот повторяются: отсчитали мы до-ре-ми-фа-соль-ля-си и дальше повторяем.

От предыдущей ноты «до» до следующей ноты «до» 8 клавиш. 8 по-латински – окто. Поэтому расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями называется в музыке октавой. А наименьшее расстояние между двумя соседними клавишами, без разницы чёрные они или белые, называется полутоном.

Между нотой до и чёрной справа от неё – полутон. Между нотами ми и фа нет чёрной клавиши и расстояние тоже полутон. Тоже самое между нотами си и до. А между нотами до и ре – 2 полутона или 1 тон.

2-ая вещь – ключи, линейки нотоносца и где на нём какие ноты. Нотоносец – это 5 горизонтальных линеек. Ноты пишутся на них и между ними. Это основные линейки. Если их не хватает, то ноты пишутся на добавочных снизу и сверху. На 1-ой добавочной снизу пишется нота «До».

Для отсчёта нот в начале нотоносца стоит ключ. Этот ключ с завитушкой вокруг 2-ой линейки – скрипичный или ключ «соль». Он значит, что на 2-ой линейке написана нота соль 1-ой октавы. Да, у октав тоже есть свои названия: посередине клавиатуры 1-ая октава. Выше или правее 2, 3 и 4. Ниже или левее – малая, большая, контр.

Кроме скрипичного часто применяется басовый ключ. Басовый ключ — это ключ «фа» с точкой на 4-ой линейке и с 2-мя точками выше и ниже неё. Он гласит, что на ней пишется нота «фа» малой октавы. Как видно, нота до посередине как на фортепиано, так и между 2-мя ключами связывает их.

3-ья вещь – обозначение чёрных клавиш. У чёрных клавиш нет отдельных названий. Они обозначаются от основных нот – белых клавиш и поэтому называются производными.

Для этого к ним добавляются 2 знака альтерации – # — диез как решётка и b — бемоль как маленькая английская буква «Б». Alteration – с англ. «изменение» — а именно ноты белой клавиши – её повышение или понижение на 1 полутон.

Например, нота до. Если её поднять на полутон, то получится чёрная клавиша справа от неё. И она будет называться до-диез. Диез – это повышение ноты на 1 полутон.

Но её также можно получить, если ноту ре опустить на 1 полутон. И она будет называться ре-бемоль. Бемоль – это понижение ноты на 1 полутон. И так можно обозначить все чёрные: Eb, F#, G# или Ab, Bb.

4-ая вещь – понятие такта и длительности нот. С положением нот по высоте мы разобрались. Теперь поговорим об их размещении по ширине или по времени.

Такты – это участки, разделённые вертикальными черточками. Такты пронумерованы на шкале вверху от 1 и далее по порядку – 2, 3, 4 и т.д. И каждый такт разделён отметками ещё на 4 промежутка или на доли.

Заметьте: 2, 3 и 4 доли отмечены короткими чёрточками, а 1-ая — более длинной. Это потому что она главная и называется сильной долей. Если включить метроном – прибор, который отсчитывает или выстукивает доли такта, то он будет выделять её на фоне других большей громкостью. И такт по-другому – это расстояние от одной сильной доли до другой.

И ноты в музыке по длительности сравниваются с тактом. Такт для длительностей нот – это такая же система отсчёта, как ключ для высоты нот. Длину такта во времени можно менять темпом – скоростью отсчётов или ударов в минуту. Каждый отсчёт или удар – это ¼ такта, она же доля.

Если поставить 60, то каждая доля по времени будет занимать 1 секунду. Это логично: если в минуту 60 ударов, значит каждый удар – секунда. В итоге такт будет длиться 4 секунды. Если поставить 120 ударов, то есть в 2 раза чаще, то и длина такта во времени будет в 2 раза меньше – 2 секунды.

Теперь о длительностях нот. Их можно выбрать в панели инструментов.

  1. Целая нота — длится весь такт. Её обозначениепустой овал.
    И дальше всё просто: с каждым делением на 2 будет другая более короткая длительность.
  2. Половинная — будет, если целую поделить на 2. Её обозначениепустой овал со штилем — вертикальной палочкой справа от овала. Она длится половину такта.
  3. Четвертная — будет, если половинную поделить на 2. Её обозначение — половинная, только овал теперь закрашен.
  4. Восьмая — деление 4-ти на 2. Она занимает половину 4-ти и обозначается как 4-ть, только на штиле есть завитушка – флажок.
  5. Шестнадцатая — поделим 8-ую на 2 и получим 16-ую. У неё вместо 1 флажка 2.

Заметьте: надпись 4/4 в начале такта – размер — обозначение его длины. То есть числитель говорит нам: «в такте 4 доли», а знаменатель — «эти доли 4-ные по длительности».

Ноты, длительностями от целой ноты до 16-ой используются чаще всего. Теперь послушайте все длительности подряд под отсчёт метронома.

Ну а раз есть ноты, когда играет звук, то есть и паузы – участки тишины, когда звук не играет. В нотном редакторе Sonara их вручную писать не нужно – они ставятся автоматически. И они делятся по длительностям также, как и ноты. Целая пауза – чёрточка под 4-ой линейкой, половинная – то же, но над 3-ей, четвертная – как молния, 8-ая – палочка с 1-м хвостиком, 16-ая – с 2-мя.

Поздравляю, теперь Вы знаете самые важные основы нотной грамоты и готовы к пониманию следующих уроков. Если будет ещё что-то новое, то мы в них это и пройдём.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с общей картиной сочинения песни. Поняли, что для этого есть 4 способа, 2 пути и 3 средства. В следующих уроках мы рассмотрим каждый способ, путь и средство на практике на отдельных примерах. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 2

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения