ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 1-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрены 4 способа, 2 пути и 3 средства для создания песни. Также с рассказана нотная грамота с нуля — самые важные знания для понимания следующих уроков. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:40 – задача композитора и 4 составляющие песни
01:00 – ритм и его роль в характере песни с примерами
01:47 – гармония и её роль в настроении песни с примерами
02:41 – мелодия и её роль в образе песни с примерами
03:35 – 4 способа и 2 пути в сочинении песни
04:32 – 3 средства для сочинения песни — нотоносец, инстурмент, голос
04:45 – подготовка программы Sonar 8 для начала сочинения
05:36 – 2 особенности программного фортепиано True Pianos в Sonar 8
06:04 – главные инструменты нотного редактора и его 4 достоинства
07:40 – 2 недостатка работы в нотном редакторе
08:10 – нотная грамота с нуля: обозначения нот, ноты и клавиши, октава и полутон
09:37 – нотная грамота с нуля: ключи, линейки нотоносца, положение нот на нём
10:43 – нотная грамота с нуля: обозначение чёрных клавиш и знаки альтерации
11:53 – нотная грамота с нуля: такт, доли такта, метроном и темп
13:37 – нотная грамота с нуля: длительности нот и пауз
15:47 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. С этого урока мы говорим о работе композитора и сочинении музыки — 1-ом этапе создания песни. Мы вкратце рассмотрим способы сочинения и важные для этого средства и знания. А подробно и на практике об особенностях, плюсах и минусах каждого из них поговорим в отдельных уроках. Приступим.
Основная часть. Задача композитора – найти музыкальную мысль, зерно, из которого подобно дереву вырастет песня. У неё 4 составляющих – ритм, гармония, мелодия и текст. Мы их разобрали в первых 4 уроках курса «Из чего состоит песня» и по ссылкам Вы можете открыть их и как посмотреть видео, так и почитать текст сценария.
Каждая составляющая отвечает за отдельную сторону песни:
- Ритм за характер – напористый, умеренный или расслабленный, маршевый или танцевальный.
- Гармония за настроение – весёлое или грустное, отрешённость, светлая грусть, торжество.
- Мелодия за образ — призывный, задумчивый, любовный, прощания.
- Текст за смысл – темы любви, проблем в обществе, размышления о жизни.
4 части песни дают 4 способа её сочинения — начиная с любой из них. Для развития полезно попробовать их все и выбрать удобный для себя. К примеру, я начинаю в основном с гармонии, а с текста – никогда. Почему, разберём в следующих уроках.
Сочинять можно 2-мя путями.
1-ый путь – последовательно – начать с одной составляющей, а после её создания переходить к другим по цепочке. Например, сочинить гармонию, а потом на её основе мелодию, дальше ритм и в конце текст. Я такую схему в основном и использую.
2-ой путь – одновременно – начать с 2-х и более составляющих. Например, сочинять гармонию и мелодию вместе по тактам. Я пользуюсь обоими путями и покажу их.
Как и где сочинять? Есть 3 средства:
- Нотоносец – набор нот на нём мышкой в нотном редакторе;
- Инструмент – игра руками на фортепиано или гитаре;
- Голос – пропевание ритмо-слогов – ла-ла-ла, на-на-на или слов как самих по себе, так и на фоне ритма или гармонии.
Я применяю все 3 и мы тоже их рассмотрим. А для начала работы с нуля нам нужна программа для сочинения. Мы будем работать в Sonar 8 – программной музыкальной студии с её удобным нотным редактором.
Для подготовки её к работе, нужно сделать 2 шага:
- Шаг 1 – создать новый проект. Проект – это файл со всеми сведениями о нашей работе – с нотами, инструментами, дорожками и т.д. Выбрать File -> New — новый. Name – имя – можно вписать New. Location – местоположение на диске – советую создать отдельную папку. Template – шаблон – выбираем Blank – чистый без дорожек.
- Шаг 2 – добавить в проект фортепиано с помощью Insert -> Soft Synth -> True Pianos. Этот программный инструмент устанавливается вместе с Sonar (показ).
На нём мы и будет сочинять. Композитору достаточно 1-ого инструмента для сочинения.
У этого фортепиано 2 особенности:
- На клавиатуре можно играть щелкая мышкой;
- При добавлении ноты на нотоносец на клавиатуре нажимается соответствующая ей клавиша. Так можно увидеть, как на фортепиано сыграть нотную партию.
Да, кнопок в нотном редакторе немало и мы их рассмотрели в уроке 9. Звукозапись в курсе «Из чего состоит песня». Но нам понадобятся лишь следующие 3 инструмента:
- Стрелка — выделять и перемещать ноты,
- Карандаш – писать ноты и
- Ластик – стирать их.
Ещё нужны кнопки выбора ключа и выбора длительностей нот.
Нотоносец – это 1-ое и главное средство для сочинения музыки. У него 4 достоинства:
- Свобода — ноты можно менять как угодно — двигать, убирать, добавлять и слушать звучание. Так можно получить интересные сочетания звуков и ритмов, чего не добиться голосом или на инструменте;
- Доступность — не нужно покупать и уметь играть на музыкальных инструментах или петь. Программа сама сыграет написанное со 100% точностью;
- Гибкость — можно быстро сменить инструмент и послушать мелодию разными тембрами, чтобы сразу выбрать самый подходящий для неё;
- Техничность — использование дополнительных программ и возможностей — арпеджиаторов и т.д. Н
Но есть у него и 2 несущественных недостатка:
- Нужна программа – её нужно выбрать, установить и освоить работу в нотном редакторе. Я советую Sonar 8.
- Нужны знания нотной грамоты, хотя бы основ. Поэтому сейчас мы с нуля быстро изучим самый нужный минимум знаний для понимания следующих уроков. И для простоты объяснения я открою и нотоносец, и клавиатуру, чтобы сразу видеть взаимосвязь нот на них. И ещё нам поможет эта шпаргалка.
Из нотной грамоты для начала важны всего 4 вещи:
1-ая вещь – названия и обозначения нот, ноты и клавиши, понятия октава и полутон. Нот 7 – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. У каждой есть обозначение латинской буквой – C, D, E, F ,G, A, B. До – это C, ре – это D и т.д. Теперь взгляните на клавиатуру. Заметьте: на ней есть белые и чёрные клавиши. И чёрные клавиши сочетаются так: 2 – 3 – 2 – 3. И 7 белых клавиш подряд под ними – это и есть 7 нот со своими названиями. То есть в любом месте белая клавиша перед 2-мя чёрными – это нота до. И названия нот повторяются: отсчитали мы до-ре-ми-фа-соль-ля-си и дальше повторяем.
От предыдущей ноты «до» до следующей ноты «до» 8 клавиш. 8 по-латински – окто. Поэтому расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями называется в музыке октавой. А наименьшее расстояние между двумя соседними клавишами, без разницы чёрные они или белые, называется полутоном.
Между нотой до и чёрной справа от неё – полутон. Между нотами ми и фа нет чёрной клавиши и расстояние тоже полутон. Тоже самое между нотами си и до. А между нотами до и ре – 2 полутона или 1 тон.
2-ая вещь – ключи, линейки нотоносца и где на нём какие ноты. Нотоносец – это 5 горизонтальных линеек. Ноты пишутся на них и между ними. Это основные линейки. Если их не хватает, то ноты пишутся на добавочных снизу и сверху. На 1-ой добавочной снизу пишется нота «До».
Для отсчёта нот в начале нотоносца стоит ключ. Этот ключ с завитушкой вокруг 2-ой линейки – скрипичный или ключ «соль». Он значит, что на 2-ой линейке написана нота соль 1-ой октавы. Да, у октав тоже есть свои названия: посередине клавиатуры 1-ая октава. Выше или правее 2, 3 и 4. Ниже или левее – малая, большая, контр.
Кроме скрипичного часто применяется басовый ключ. Басовый ключ — это ключ «фа» с точкой на 4-ой линейке и с 2-мя точками выше и ниже неё. Он гласит, что на ней пишется нота «фа» малой октавы. Как видно, нота до посередине как на фортепиано, так и между 2-мя ключами связывает их.
3-ья вещь – обозначение чёрных клавиш. У чёрных клавиш нет отдельных названий. Они обозначаются от основных нот – белых клавиш и поэтому называются производными.
Для этого к ним добавляются 2 знака альтерации – # — диез как решётка и b — бемоль как маленькая английская буква «Б». Alteration – с англ. «изменение» — а именно ноты белой клавиши – её повышение или понижение на 1 полутон.
Например, нота до. Если её поднять на полутон, то получится чёрная клавиша справа от неё. И она будет называться до-диез. Диез – это повышение ноты на 1 полутон.
Но её также можно получить, если ноту ре опустить на 1 полутон. И она будет называться ре-бемоль. Бемоль – это понижение ноты на 1 полутон. И так можно обозначить все чёрные: Eb, F#, G# или Ab, Bb.
4-ая вещь – понятие такта и длительности нот. С положением нот по высоте мы разобрались. Теперь поговорим об их размещении по ширине или по времени.
Такты – это участки, разделённые вертикальными черточками. Такты пронумерованы на шкале вверху от 1 и далее по порядку – 2, 3, 4 и т.д. И каждый такт разделён отметками ещё на 4 промежутка или на доли.
Заметьте: 2, 3 и 4 доли отмечены короткими чёрточками, а 1-ая — более длинной. Это потому что она главная и называется сильной долей. Если включить метроном – прибор, который отсчитывает или выстукивает доли такта, то он будет выделять её на фоне других большей громкостью. И такт по-другому – это расстояние от одной сильной доли до другой.
И ноты в музыке по длительности сравниваются с тактом. Такт для длительностей нот – это такая же система отсчёта, как ключ для высоты нот. Длину такта во времени можно менять темпом – скоростью отсчётов или ударов в минуту. Каждый отсчёт или удар – это ¼ такта, она же доля.
Если поставить 60, то каждая доля по времени будет занимать 1 секунду. Это логично: если в минуту 60 ударов, значит каждый удар – секунда. В итоге такт будет длиться 4 секунды. Если поставить 120 ударов, то есть в 2 раза чаще, то и длина такта во времени будет в 2 раза меньше – 2 секунды.
Теперь о длительностях нот. Их можно выбрать в панели инструментов.
- Целая нота — длится весь такт. Её обозначение – пустой овал.
И дальше всё просто: с каждым делением на 2 будет другая более короткая длительность. - Половинная — будет, если целую поделить на 2. Её обозначение – пустой овал со штилем — вертикальной палочкой справа от овала. Она длится половину такта.
- Четвертная — будет, если половинную поделить на 2. Её обозначение — половинная, только овал теперь закрашен.
- Восьмая — деление 4-ти на 2. Она занимает половину 4-ти и обозначается как 4-ть, только на штиле есть завитушка – флажок.
- Шестнадцатая — поделим 8-ую на 2 и получим 16-ую. У неё вместо 1 флажка 2.
Заметьте: надпись 4/4 в начале такта – размер — обозначение его длины. То есть числитель говорит нам: «в такте 4 доли», а знаменатель — «эти доли 4-ные по длительности».
Ноты, длительностями от целой ноты до 16-ой используются чаще всего. Теперь послушайте все длительности подряд под отсчёт метронома.
Ну а раз есть ноты, когда играет звук, то есть и паузы – участки тишины, когда звук не играет. В нотном редакторе Sonara их вручную писать не нужно – они ставятся автоматически. И они делятся по длительностям также, как и ноты. Целая пауза – чёрточка под 4-ой линейкой, половинная – то же, но над 3-ей, четвертная – как молния, 8-ая – палочка с 1-м хвостиком, 16-ая – с 2-мя.
Поздравляю, теперь Вы знаете самые важные основы нотной грамоты и готовы к пониманию следующих уроков. Если будет ещё что-то новое, то мы в них это и пройдём.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с общей картиной сочинения песни. Поняли, что для этого есть 4 способа, 2 пути и 3 средства. В следующих уроках мы рассмотрим каждый способ, путь и средство на практике на отдельных примерах. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.