ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 9-ой видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о звукозаписи песни в целом, об используемых в ней музыкальных инструментах и их библиотеках, как подключить инструменты в Sonar 8, об их 2-х видах — синтезаторах и сэмплерах и основы прогарммирования нот на нотоносце и в виде раскладки пианино. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:55 – 3 шага для звучания инструментов песни
01:15 – виды источников звука — живые и программные
01:50 – 1-ый вид программных инструментов — сэмплеры
02:26 – библиотеки формата sf2 и их применение
02:40 – добавление инструмента в проект программы Sonar 8
03:23 – обзор всех sf2 библиотек, назначенных на дорожки песни
04:28 – обзор нескольких инструментов из библиотеки GM
06:02 – обзор расширения True Pianos в Sonar 8
06:19 – 2-ой вид программных инструментов — синтезаторы
08:13 – программирование нот способом 1 — нотный стан
09:20 – шпаргалка по нотам на нотоносце и их буквам
10:13 – разбор 4-х свойств нот — время, высота, громкость, длительность
11:34 – программирование нот способом 2 — раскладка пианино
12:57 – работа с нотами способом 3 — в окне дорожек проекта
13:58 – выводы по шагу №1 — добавлению инструментов
15:00 – выводы по шагу №2 — прописыванию нотных партий
15:25 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о примере песни... В прошлых 8-ми уроках мы рассмотрели знания из теории музыки и строение песни в 2-х измерениях: вертикальном – её содержание — ритм, гармонию, мелодию, текст и горизонтальном – её форму – куплет, припев, проигрыш, вступление, окончание. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. Это касалось 2х этапов создания песни – сочинение и аранжировка. В этом уроке поговорим о звукорежиссуре, а именно о 3-ем этапе создания песни — звукозаписи. Приступим.
Основная часть. Чтобы инструменты песни звучали, причём как надо, нужно выполнить 3 шага:
1 – выбрать и подключить источники звука, 2 – прописать их нотные партии, 3 – отстроить их громкость, высоту и панораму. В этом уроке рассмотрим по порядку и подробно шаги 1 и 2.
Шаг 1 – источники звука. Они есть 2-х видов – живые и программные.
Живые – это настоящие музыкальные инструменты, подключаемые к звуковой карте компьютера или записываемые на микрофон. Из живых здесь только голос певца. Все остальные инструменты – программные – в виде обычных программ в оболочках. Чтобы увидеть, сколько и каких именно из них подключены к проекту песни в Sonar, нужно нажать кнопку Synth Rack – с англ. стойка для программных инструментов.
В этом окне можно открыть и прослушать отдельно каждый из них. Они есть 2-х видов – синтезаторы и сэмплеры.
Сэмплер – с англ. sample – «образец, проба» звука и по-русски – звукопробник. Его пример – расширение sfz из 2-ого урока курса, устанавливаемое вместе с Sonar. Оно здесь в подавляющем большинстве. Сам по себе звукопробник не издаёт звука – как музыкальный проигрыватель. Для этого к нему нужно подключить библиотеки звуков формата sf2 или wav, которые нужно заранее найти и скачать себе на компьютер. У меня они разложены по папкам с группами инструментов для быстрого поиска – ударные, гитары, пианино, струнные. Их разумно использовать для изображения игры живых инструментов, из которых и состоит рок — стиль этой песни.
Добавить инструмент в Sonar 8 просто. Нужно выбрать меню Insert – вставить -> Soft Synth – программный инструмент -> выбрать нужный из списка – sfz от фирмы RGC Audio. В окне вставки оставить 2 галочки – Simple Instrument Track – простая дорожка с инструментом и Synth Track Folder – папка для дорожки с ним. Для загрузки в него звуков нужно щёлкнуть File и выбрать нужную библиотеку. С помощью полосы внизу, можно щелчками послушать звучание разных по высоте нот.
sfz 1 – бас-гитара – из папки Bass -> Acoustic – живой инструмент -> Carvin BB70.
sfz 2 и sfz 3 – это малый и большой барабаны – из папки Drums -> Acoustic -> Hayden James Pro Studio Drum Kits. sfz 4 и sfz 6 – закрытая и открытая тарелка из той же библиотеки ударной установки, что и барабаны, но из другого набора — #1. Его можно выбрать в списке Program. Слышите, сколько разных звуков в наборе и как естественно они звучат – как живые. А ведь они и были записаны в студиях звукозаписи с привлечением барабанщика.
sfz 5 – струнные – о мы них говорили во 2-м уроке.
sfz 7 – фортепиано – из той же папки, что струнные – Collections – это разные группы инструментов в одной библиотеке -> Fluid R3 GM — большой список из 127 звучаний.
Примеры — 14 – Tubular Bells – трубчатые колокола, 29 – Overdrive – перегруженная электрогитара, 52 – Ahh Choir – хор со звуком «А», 104 – Sitar – индийский народный инструмент, 122 – Sea Shore – шум прибоя. 123 – Bird Tweet – щебет птиц.
sfz 8 – стальной барабан – из той же библиотеки.
sfz 9 – скрипка из папки Strings -> Solo – один инструмент -> Violin Triple.
sfz 10 – тома – та же библиотека Hayden James, что и у барабанов. TruePianos – это как и sfz – звукопробник, встроенный в Sonar 8. Только он играет звуки 1-ого инструмента – фортепиано из встроенной библиотеки.
Электронные инструменты здесь в меньшинстве – всего 2 синтезатора.
Синтезатор – с англ. synthesis – «соединение» звуков и по-русски – звукодел. Он сам создаёт звук смешиванием разных форм волны и не требует сторонних библиотек звуков. Его примеры – программа RG из 2-ого урока для гитары и Massive – для электронного кларнета.
Massive выглядит пугающим на 1-ый взгляд, но достаточно нажать кнопку Browser и можно выбрать звучание из списка. Type – вид инструмента – сейчас это Reed — деревянные духовые, а Sub Type – подвид – сейчас это Clarinet – кларнет под названием Massive Reed. Так можно удобно выбрать инструмент по группам. Например, Brass – медные духовые -> Synthetic – не настоящие. Mallet Instruments – ударные с высотой тона как то колокола, ксилофоны и пр.
Синтезаторов RG и Massive изначально нет в Sonar-е, поэтому их нужно устанавливать отдельно и добавлять в него. Это предмет отдельного урока. sfz 11 – это искусственный звук – из папки Collections -> Bloodwar – X-S Techno Sytnh. Да, с помощью сэмплера можно добавлять не только живые инструменты, но и электронные звуки – всё зависит от состава библиотек.
Шаг 2 – программирование. Это сообщение инструментам, какие ноты играть, когда, как долго и как громко. Для этого есть 2 способа — нотный стан и вид раскладки пианино.
I – нотный стан – Staff View. В Sonarе он самый удобный и в нём мы в основном и работали. Вкратце повторим инструмент и кнопки.
Стрелка – выделять и перемещать ноты, а с зажатой клавишей Ctrl – копировать.
Карандаш – рисовать ноты – при этом они сразу звучат.
Ластик – стирать их – при этом паузы ставятся автоматически.
Громкоговоритель – слушать отдельные ноты.
Кнопки с лупами – изменять масштаб вида.
Кнопка с нотоносцем – менять ключи. Заметьте, ноты мелодии записаны среди 5 основных линеек нотоносца, а аккорды – под ними на добавочных линейках. Выглядит не красиво и не понятно, что за ноты. Чтобы упростить вид, включим отображение 2-х ключей — скрипичного и басового – Treble/Bass.
Для ясности, где какие ноты и какими буквами обозначаются, есть шпаргалка. Нота до в скрипичном ключе внизу и в басовом вверху на 1-ой добавочной линейке – это одна и та же нота, но в разных системах отсчёта. И названия нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си повторяются из октавы в октаву.
Кнопки с отпечатками ног – пошагово послушать ноты.
Далее кнопки выбора длительностей нот для рисования карандашом – целая, половинная, 4-ная, 8-ая, 16-ая. Кнопка L – Lyrics – писать слова песни под нотами.
Кнопка C – Chords – писать аккорды над нотами. А вообще можно писать что угодно – как то пометки о работе.
Кроме того, у каждой ноты есть свойства при щелчке ПКМ по ней. Их главных 4:
1 – Time – время начала звучания в формате такты-доли-отсчёты. Сейчас положение ноты – 36-ой такт, 2-ая доля и в её начале. Если написать 500 отсчётов, то нота сдвинется в половину доли.
2 – Pitch – высота тона. Буква – это нота. Сейчас D – ре. Можно вписать другую – E – ми. Цифра – это номер октавы. Условно, у нот около 3-х нижних линеек это цифра 5. Если поставить 6, нота поднимется на октаву, а если 4 – опустится на неё.
3 – Velocity – громкость ноты – измеряется в условных единицах от 0 до 127. В случае с фортепиано – это скорость нажатия на клавишу. 127 – звучит громко и ярко, 80 – тише и мягко.
4 – Duration – длительность ноты в долях и отметках. Целая нота длится весь такт из 4-х долей. Поэтому и длина у неё 4. У половинной – 2, у 4-ной – 1 и т.д.
II – вид раскладки пианино — Piano Roll. Инструменты стрелка, карандаш, ластик и громкоговоритель здесь те же, что и на нотоносце. Отличий 2:
1 отличие – ноты можно резать и склеивать. Для этого выбрать стрелку и щёлкнуть в нужном месте СКМ для разреза (Note Cut), а с удержанием клавиши Alt – для склейки.
2 отличие – одновременно у нескольких нот, выделив их и выбрав карандаш, можно менять 2 вещи: длительность и громкость. Причём последняя отображается внизу в виде столбиков со шкалой от 0 до 127. При перемещении указателя мыши на клавиатуре подсвечивается буквами нота на его уровне. А буквами C4, C5 и т.д. размечены разные октавы. Ещё белые и чёрные клавиши подсвечены соответственно белой и серой областями. А вертикальными чертами разграничены доли такта.
С 1-ой стороны здесь работать проще – ноты в виде прямоугольников и наглядно видна их длительность, высота и громкость. Но с другой сложнее – сразу не видно, что именно за ноты и как они соотносятся друг с другом.
Но нужно ли вручную писать все ноты всех инструментов до самого конца песни после создания 1-4 тактов? Нет. Работу облегчает III – вид дорожек — Track View. У него есть кнопка на панели инструментов. После добавления нот на той же дорожке появляется прямоугольный кусочек данных. Его, как и ноты, можно перемещать, копировать как в пределах 1-ой дорожки, так и между дорожками, резать – клавиша S, удалять – клавиша Delete, заглушать – клавиша Q, прослушивать отдельно – кнопка Audition. Можно выделить всю часть песни – припев, скопировать, перейти в нужное место и вставить.
Вывод: для записи песни не понадобилось покупать настоящие музыкальные инструменты, привлекать музыкантов для исполнения и искать студию для звукозаписи.
Единственно, с помощью внешней звуковой карты и микрофона дома был записан певец. Но он не читал ноты и слова под ними, а прослушал несколько раз мелодию, запомнил её и послушал примерно, как на неё ложится текст – я напел (проиграть). Певец надел наушники со звучанием музыки, встал перед микрофоном, я держал текст на бумаге перед ним и он с чувством исполнил её в выбранной им манере – куплет более приглушённо и мягко, а припев – громче и выше.
Вывод 2: не понадобилось самому записывать инструменты кроме голоса и переписывать игру в случае ошибок – все ноты можно поправить быстро, множить партии частями песни и компьютер сыграет всё безошибочно.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с добавлением инструментов в проект песни, прописыванием и правкой их нотных партий. Поняли, что для создания музыки не обязательно иметь настоящие музыкальные инструменты и уметь играть на них. В следующем уроке поговорим об отстройке звучания дорожек — их громкости, высоты и панорамы. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Постепенно проникаюсь духом Сонара:) В уроке всё отлично показано и разъяснено. Для закрепления материала просмотрю урок еще пару раз!
Да пребудет с Вами сила Сонара, ибо в нём заложены десятки лет опыта разработки. Надеюсь, что его дух будет пронизывать сознания всё большего числа музыкантов и помогать им сочинять достойные произведения. 😉