Урок 10 — сведение: громкость, ширина

Из чего состоит песня. Сведение. Часть 1 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 10-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о сведении песни — выстраивании инструментов в пространстве по 3-м измерениям: глубина, высота и ширина.

Рассмотрены их связь с громкостью, частотой и панорамой и правила отстройки громкостей и панорамы инструментво с нуля. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 10 - Громкость и Панорама. Сведение | Из чего состоит песня | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:39 – повторение 3-х шагов из урока 9
01:02 – ошибка в шаге 1 — подбор некачественных инструментов
03:00 – ошибка в шаге 2 — неправильная длина нот
03:44 – общие сведения о 3-х измерениях — глубина, высота, ширина
04:09 – измерение №1 — глубина и её связь с громкостью звука
04:49 – правило 1 — чем громче инструмент, тем ближе
05:00 – правило 2 — чем главнее инструмент, тем громче
05:58 – вид звукорежиссёрского пульта — Console View
06:30 – отстройка громкостей всех инструментов с нуля
09:44 – измерение №2 — высота и её связь с частотой звука
11:23 – изменение высоты инструмента и его влияние на фон
12:10 – измерение №3 — ширина и её связь с панорамой
12:52 – правило 1 — чем ниже инструмент, тем ближе к центру его
14:13 – правило 2 — чем главнее инструмент, тем ближе к центру его
14:30 – отстройка панорамы всех инструментов с нуля
16:04 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о примере песни. В прошлом уроке мы рассмотрели 3-ий этап её создания – звукозапись. Если Вы его не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке продолжим разговор о звукорежиссуре, а именно о 4-ом этапе создания песни – сведении. Приступим. (заставка)

Основная часть. В прошлом уроке мы поняли: чтобы музыка звучала как надо, нужно выполнить 3 шага:
1 – подобрать инструменты, 2 – прописать их ноты, 3 – отстроить их громкость, высоту и панораму.

В этом уроке рассмотрим подробно шаг 3. Но сначала нужно убедиться, что шаги 1 и 2 выполнены правильно.

В шаге 1 можно подобрать некачественные по звучанию инструменты и знакомая нам музыка зазвучит плохо или ещё хуже. Да, ноты и инструменты те же – аранжировка не поменялась, но разница именно в качестве звучания. Здесь подключены только синтезаторы, причём простой TTS-1 от Cakewalk в 1-м звучании и простейший Virtual Sound Canvas от Edirol во 2-м. Они плохо воссоздают звучание живых инструментов. Послушаем каждый инструмент отдельно и убедимся в этом. В итоге посредственное, пластмассовое звучание портит впечатление от аранжировки. И делать шаг 3 — выстраивать громкость каждого инструмента и панораму – при этом вообще нет желания. Живое звучание выигрывает, и если можете записать живые инструменты, то это только плюс.

В шаге 2 можно ошибиться в мелочи – написать не ту ноту, выбрать не ту длину нот. Послушайте как изменится восприятие песни, если у баса, пианино, гитары, кларнета и синтезатора укоротить ноты в 2 раза. (до и после). Песня стала более бодрой и призывной и утратила настроение грусти. Вывод: на этапе записи важно выбрать качественные инструменты и грамотно прописать их ноты. Если шаги 1 и 2 в порядке, то переходим к шагу 3.

Шаг 3 – отстройка звучаний инструментов в пространстве, чтобы создать для слушателя интересную звуковую картину. Это работа с 3-мя измерениями – глубина, высота, ширина. За них соответственно отвечают 3 характеристики источника звука – громкость, частота и панорама.

1 – громкость отвечает за глубину – положение источника звука ближе/дальше. Её изменение — работа с 3-мя планами – ближний, средний, дальний. Она измеряется в dB и её можно менять ползунком у каждой дорожки. А указатель уровня справа показывает текущую громкость при воспроизведении. Главное, чтобы он не зашкаливал за 0dB — предельный уровень громкости в цифровом звуке.

Поместить инструмент на нужный план помогут 2 правила:
Правило 1чем он громче, тем ближе и наоборот. Заметьте, как меняется место малого барабана относительно большого при изменении громкости.

Правило 2 — чем главнее инструмент, тем ближе к слушателю он должен быть и наоборот. Так фон струнных из своего названия должен быть дальше всех. Ошибка делать его громким — он будет перекрывать остальные инструменты. А вот голос — самый главный инструмент. Это центр событий, поэтому он должен быть освещён ярче всего – быть громким и ясным. Ошибка делать его тихим, потому что он утонет в общем звучании и слова будут едва различимы.

Уровни всех дорожек в Сонаре отображены в окне Console Viewвид звукорежиссёрского пульта. В нём можно быстро изменить громкость каждой дорожки. Также есть ползунок общей громкости и указатель её уровня, который зашкаливает. Заметьте: громкость отдельных дорожек в норме, но при сложении их в одну общую возникает перегруз. Для этого уменьшим её, чтобы не возникало красных чёрточек.

Итак, отстройка громкости дорожек – это часть сведения – 4-ого этапа создания песни.
Цель – выставить громкость каждого инструмента в отдельности так, чтобы он не был заглушен, не звучал тихо, но и не выпирал, отрываясь от остальных.

Сбросим положения всех ползунков на ноль, чтобы отстроить громкость с нуля. Для её отстройки удобно заглушить все инструменты и добавлять их по одному. Я делаю это по схеме: фон – барабаны – тарелки – бас – гитара – фортепиано – мелодия – голос. Для этого нажмём кнопку Mute для всех дорожек и будем отжимать её у каждой по порядку.

Правила: фон сделаем тише на 10 dB или в 3 раза. Бочка и рабочий – примерно один уровень. Бочка и бас – тоже. Фон можно ещё тише сделать. Тарелки – как рабочий, но можно и чуть громче. Обе тарелки – на одном уровне. Правило: инструменты одной роли должны быть одной громкости. (solo) Гитара уже на нужном уровне. Фортепиано усилим до уровня гитары. Подголосок чуть тише мелодии, но громче сопровождения. Синтезатор на уровне фортепиано и гитары (solo). Ведущий инструмент и голос певца – на одной громкости, потому что у них одинаковая роль – исполнение основной мелодии.

Совет: смотрите на указатели уровня, но больше опирайтесь на слух. Если кажется, что инструмент выпирает – убавляйте, тонет в звучании – добавляйте.

2 – частотаотвечает за высоту как самого звука, так и положение его источника выше/ниже. Она измеряется в герцах и чем она выше, тем выше инструмент в пространстве и наоборот.

Если бочка и бас звучат внизу, а тарелки вверху и их по высоте не сдвинуть, то у инструментов среднечастотного диапазона можно менять высоту переносом нот на октаву вверх или вниз. Так, если синтезатор опустить, то он будет хуже прослушиваться. Потому что его будут заглушать более громкие инструменты, звучащие на той же высоте. Чем выше инструмент в диапазоне, тем он слышнее. Потому что наверху больше места, чем внизу. Чтобы убедиться в этом, послушаем звучание синтезатора в 4-х разных октавах.

Поэтому тарелки всегда будут прослушиваться, так как звучат вверху. А внизу места мало, поэтому там всего 2 инструмента – бочка и бас. Больше не надо и не поместится. Тем более, что они часто друг с другом противоречат, перекрывая один другого за место в диапазоне.

Да, у частоты нет ползунка изменения, как у громкости. Поэтому её можно менять выбором инструментов и высотой их нотных партий. Так фон не должен быть ярким, так как он далеко. Иначе он будет бросаться в глаза. Но и не следует его опускать в НЧ – он может мешать басу и добавлять грязи в звучание.  

3 – панорама — это положение инструмента слева направо между звуковыми колонками. С помощью ползунка панорамы инструмент можно разместить в 3х основных положениях – слева (L), по центру © и справа ®. Панорама измеряется в %. 0 – центр, -100% — до упора влево, 100% — до упора вправо.

Задача сведения – разместить инструменты равномерно по ней. Это улучшит звучание:
1 – звуковая картина будет объёмной.
2 – инструменты ещё больше разграничатся по частотам и будет меньше противоречить друг другу.

Есть 2 главных правила панорамирования:
1 правилочем ниже частота звучания инструмента, тем ближе к центру он должен располагаться. Так бас и бочка всегда в центре, потому что в НЧ содержится энергия. Если в одном канале – справа или слева будет её избыток, то в другом недостаток и это искривит звучание. Бочка, бас и рабочий – это основа ритм, стержень. Поэтому их звучание не в центре Вы вряд ли услышите. К тому же в Sonar при переносе звучания в сторону, его громкость уменьшается. Потому что когда инструмент в центре – его озвучивают обе колонки, а если до упора слева или справа – одна. Это видно на указателях уровня. А вот тарелки звучат на ВЧ, поэтому их можно размещать и по краям.

2 правилочем главнее инструмент, тем ближе он к центру. Так ведущий инструмент и голос – главные, поэтому они в центре. Их звучание не в центре Вы тоже вряд ли услышите. А остальные инструменты желательно распределить равномерно по панораме.

Сделать это удобно в том же виде Console View. У каждой дорожки есть ползунок панорамы. Сбросим их в центр и настроем по той же схеме, что и громкость. Как слышите, звучание плоское и инструменты свалены в кучу, мешая друг другу. Исправим это. Примечание: правильно сначала отстроить панораму, а потом громкость, а не наоборот, как мы делали сейчас. Потому что при панорамировании, громкость меняется и её придётся поправлять заново.

Правила: фон – по центру, но она широкий по звучанию и растекается по панораме и обволакивает инструменты. Бочку, рабочий и бас оставляем в центре. Хоть тарелки хорошо прослушиваются их развести по сторонам. К тому же по центру будет голос, и для него нужно предельно освободить место в звучании. То же сделаем с гитарой и фортепиано — пусть они уравновешивают друг друга. Не обязательно двигать до упора – можно на 40-50 %. Подголосок можно сдвинуть на 25% в любую сторону. Ведущие инструменты и голос в центре.

 Заключение. В этом уроке Вы познакомились с началом сведения инструментов песни – остройкой их громкостей и положения в панораме. Поняли, что нужно грамотно подбирать инструменты по качеству и высоте звучания и размещать их по 3-м измерениямввысь, вширь и вглубь. В следующем уроке далее продолжим разговор о звукорежиссуре, а именно об углубленной части сведения – с помощью программных приборов обработки и звуковых эффектов. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения