ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 12-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём продолжена речь о сведении песни — частотной обработке инструментов и работа с 3-мя диапазонами звуковых частот: низкие, средние и высокие. Рассмотрены приборы спектроанализатор и выравниватель звуковых частот — equalizer («эквалайзер»). Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:44 – общее знакомство с программой Cubase 5
01:24 – отличие Cubase от Sonar №1 — форматы MIDI и Audio
02:35 – отличие Cubase от Sonar №2 — приборы обработки звука
03:29 – цель сведение и виды обработок звука
03:53 – диапазоны звуковых частоты в анализаторе спектра
04:45 – влияние низких, средних и высоких частот на звук
05:53 – сравнение звуковых частот с цветами в радуге
06:39 – прибор выравнивания звуковых частот — equalizer
08:50 – правка частот у большого барабана
10:13 – правка частот у малого барабана
10:45 – правка частот у томов — барабанов для сбивок
11:25 – правка частот у открытой и закрытой тарелок
11:45 – правка частот у бас-гитары
12:22 – правка частот у струнных и фортепиано
13:17 – правка частот у гитары
14:05 – правка частот у остальных инструментов
14:59 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о примере песни. В прошлом уроке мы рассмотрели предварительное сведение её инструментов – отстройку их громкости и панорамы. Если Вы его не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим об углубленном сведении инструментов с помощью приборов обработки и звуковых эффектов, а именно – о частотной обработке. Приступим.
Основная часть. Это Cubase 5 – программная музыкальная студия. В ней я свожу музыку и сейчас в ней открыта та же песня. Как и в Sonar 8, слева названия инструментов, справа – их музыкальные партии. Наверху также есть шкала с тактами, отмечены части песни и каждая дорожка выкрашена в свой цвет.
В Sonar сведение было предварительным – примерная отстройка громкостей инструментов и их положений в панораме с помощью ручек. В Cubase же сведение окончательное и углубленное – более точная их отстройка и подключение приборов обработки.
Cubase удобнее Sonara для сведения и отличий от работы в нём 2:
1 отличие – в Sonar звуковые дорожки были в формате MIDI, а здесь — Audio.
MIDI — это текстовые указания какие ноты играть и как или по-другому события. Они ясно видны в Sonar в окне Events List – список событий. Столбцы – номер дорожки, начало события в 2-х форматах: обычное время – часы, минуты, секунды, кадры и музыкальное время – такты, доли, отметки. Далее канал звукопередачи — везде 1, вид события – везде нота и её данные – высота, громкость, длительность. События можно менять и программные инструменты сразу же всё переиграют.
Audio – это их записанное звучание в виде волны, в котором ноты уже просто не изменить. И в проекте песни лишь одна дорожка с Audio – запись голоса на микрофон. Если MIDI – это текст сценария кинофильма, то Audio – это видеозапись игры актёров на кинокамере. Да, можно сделать монтаж, поменять сцены местами, улучшить картинку. Но при ошибках игры актёров и съёмки видео нужно переснимать.
2 отличие – в Sonar к дорожкам подключаются музыкальные инструменты, а в Cubase – приборы обработки звука. Схема такая:
1 — инструменты в Sonar озвучивают нотные партии — из MIDI данных делают Audio.
2 — Audio данные выводятся из Sonar-a в виде отдельных файлов с помощью меню File -> Export -> Audio. В окне можно задать их имя и формат – чаще это wav.
3 — в Cubase выбрать File -> Import -> Audio и добавить звуковые файлы на дорожки.
4 — далее к ним подключаются приборы обработки звука в пункте Insert – вставка.
В любой ячейке щелчком вызывается их список из разных фирм производителей и можно выбрать любой. Они меняют характеристики звука – громкость, частоты, пространство.
Цель этого – добиться отлаженного совместного звучания всех инструментов и сделать из нескольких звуковых дорожек одну, звучащую плотно, прозрачно и объёмно. Это как укладывание вещей в шкаф – чтобы у каждой вещи было своё место, её было видно и она не мешала другим.
Это достигается 3 видами обработок – частотной, динамической и пространственной. Поговорим о них по порядку и подробно. В этом уроке — о частотной правке звучаний.
Частотная обработка – наиболее важная. Для отображения звуковых частот служит прибор спектроанализатор – Pinguin Audio Meter. Он показывает звук, звучащий из колонок компьютера в настоящем времени. Вертикальная шкала – это громкость в dB, а горизонтальная – частоты в Гц. Здесь отображён весь слышимый человеком диапазон звуковых частот — от 20 Гц до 20 000 Гц. Их содержание в звуке отображается прыгающими столбиками.
В музыке есть 3 диапазона частот – низкие, средние и высокие. НЧ – 20 — 200 Гц, СЧ – 200 – 5000 Гц и ВЧ – 5000 – 20 000 Гц. Задача – заполнить каждый диапазон, который по-своему влияет на звук и на восприятие музыки слушателем. Поэтому состав инструментов в песнях не случайный.
НЧ – это бочка и бас – 2 инструмента. НЧ – это сила и глубина. Если отключить бас, они пропадут из песни.
ВЧ – это тарелки. Так ВЧ – это яркость, сыпучесть. Так без тарелок песня будет звучать глухо и тускло.
СЧ — фон, гитара, фортепиано. СЧ – это полнота и насыщенность. Без них музыка звучит пусто.
Это можно сравнить с радугой – если убрать из неё цвета, то она не будет полноценной. Но с другой стороны, если какой-то диапазон цветов перегрузить или дать одному цвету залезть на другой, то она будет грязноватой. Каждый цвет – это область звуковых частот. И если соседние цвета накладываются друг на друга, то получается грязь или мутный цвет. В итоге вместо отдельной зелёного и синего получается смешанный тёмный. А если цвета далеко – не смешиваются. Так бас и бочка звучат в НЧ, а тарелки – в ВЧ. Они разделены СЧ, поэтому не мешают друг другу и хорошо прослушиваются. Но вот близкие цвета, особенно в одной и той же области как то бочка и бас часто мешают друг другу.
Задача частотной обработки – из грязной радуги получить чистую, отрезая у инструментов лишние частоты и ослабляя не главные. Для этого служит прибор Equalizer – с англ. выравниватель звуковых частот. Он помогает сделать звучание прозрачным, чтобы инструмент лучше прослушивался на фоне других. Это прибор Pro-Q от фирмы Fab Filter со встроенным анализатором спектра. По-простому, это ручка громкости для каждой отдельной группы частот, которую можно выбрать, усилить, ослабить и удалить. Для этого нужно 2жды щёлкнуть по линии графика в нужном месте, как-то в 200 Гц – границе между НЧ и СЧ и выбрать тип фильтра, например Low Cut – срез НЧ. Теперь общее звучание без них. А с помощью значка с наушником можно послушать только то, что было отрезано. Как слышите, это была в основном бочка и бас.
То же проделаем и с высокими частотами – точка 5 кГц и фильтр High Cut – срез ВЧ. Сейчас в песне остались только средние. Послушаем отрезанные ВЧ. Кстати, если сдвинуть точки до частот 300 Гц и 3 кГц, получится звучание будто бы из телефонной трубки. Теперь поменяем типы фильтров с обрезающих на полочные – Shelf, усилим их, а в середине опустим частоты с помощью полосового фильтра – Band. Теперь песня звучит без средних.
Вывод: каждый диапазон вносит свой вклад в общее звучание: НЧ – силу, СЧ – ясность, ВЧ – яркость. Заметьте: к каждой дорожке подключен выравниватель частот Pro-Q. Он для звукорежиссёра как резец для скульптора. Посмотрим графики и влияние на звук у каждого инструмента отдельно.
Большой барабан – чтобы попеременно включать и отключать прибор обработки во время воспроизведения и слушать звучание служит кнопка Bypass – приказ звуку обходить прибор и идти не через него. (показ). Звучание стало более гулким и плотным. Срез ниже 33 Гц – это чистка звучание от НЧ мусора и помех, что не слышны, но засоряют сигнал. 64 Гц – это основная частота бочки. Именно из-за её усиления барабан звучит более массивно. Провал на 330 Гц – для освобождения места для инструментов СЧ диапазона – струнных, гитары, фортепиано и удаления коробчатого призвука. Подъём на 1 кГц выделяет щелчок при ударе палочкой по барабану, делая его чётче. Срез выше 7,5 кГц – срез ВЧ призвуков, свойственных не для бочки, а для тарелок, чтобы не мешать им. Так небольшие изменение в разных частотах в итоге дают значительное для общего звучания.
Малый барабан – тоже срез, но чуть выше – на 94 Гц, 180 Гц – это тело барабана, чтобы сделать его плотнее, ослабление 695 Гц – тоже для высвобождения места для СЧ инструментов, немного ослаблено на 3 кГц – уменьшить резкость звучания.
Тома – примерно то же самое: НЧ приподняты для плотности, СЧ ослаблены для освобождения места, ВЧ приподняты для чёткости.
Важно: у каждого инструмента есть свои частоты, что отвечают за определённые оттенки звучания, но в то же время нет точных цифр в герцах и dB, что и насколько менять в звучании. Всё нужно слушать в каждом отдельном случае, потому что тембры и условия записи у того же малого барабана могут разниться.
Тарелки – ниже 400 Гц всё срезано, так как там НЧ мусор и непонятные призвуки. 3 кГц чуть ослаблено, чтобы смягчить металлический оттенок звучания. Важно: в области 3 кГц слух человека наиболее чувствителен к звуку, поэтому его усиление может сделать звучание резким и неприятным.
Бас – ниже 35 Гц срезан НЧ мусор. Это делается на всех инструментах – хоть его и не слышно, но на анализаторе спектра он есть. В этом польза приборов – они показывают то, что не слышно. 66 Гц – прибрано, потому что это основная частота звучания басового барабана. Это один из способов борьбы с частотными противоречиями – ослабить главную частоту 1-ого инструмента в другом. 145 Гц – ослаблен противный отзвук.
Струнные – ниже 185 Гц убран мусор, 426 Гц – чуть добавлена полнота звучания, 3 кГц – чуть убрана резкость, что смягчает фон.
Фортепиано – ниже 133 Гц убран мусор и низкий звук нажатия на клавиши. Здесь главное не переборщить и не срезать полезные частоты – иначе звучание будет тонким. Заметьте: незначительные изменения размером в 1,5-2 dB – добавить полноты, ясности и прибрать звонкость.
Гитара – 185 Гц и ниже срезаны – это и НЧ мусор, и нижние звуки, которые убраны для освобождения места для бас гитары. Да, инструмент отдельно звучат бедновато, но самое главное, чтобы он звучал хорошо в общем звучании. И в нём бас восполнит эти частоты и недостатка их не будет. 500 Гц – чуть добавлено полноты, а 3,3 кГц – чуть прибрана металлическая звонкость.
Кларнет – почти без изменений – немного прибраны частоты около 2-3 кГц для снижения резкости. Стальной барабан – 670 и 1300 Гц – прибраны неприятные отзвуки. Синтезатор – срезан НЧ мусор и для яркости с помощью ВЧ полки усилены частоты выше 2,5 кГц. Послушайте синтезатор на фоне общего звучания без этого подъёма и с ним. Скрипка – срезан НЧ мусор и чуть ослаблена. Голос – рассмотрим в следующем уроке.
Как видите, задача частотной правки – убрать НЧ мусор и неприятные, режущие слух частоты и усадить инструмент в общее звучание. Главное не переборщить – оставить естественность звучания инструмента. Важно – любой инструмент можно накрутить в звучании как угодно – главное, чтобы он сочетался с другими в общем звучании.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с форматами MIDI и Audio и с частотной обработкой инструментов песни. Поняли, что такое выравниватель частот и что он позволяет делать со звучанием. В следующем уроке мы поговорим про другие виды обработок и про обработку голоса исполнителя. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.