ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 13-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём продолжена речь о сведении песни — теперь уже о динамической и частотной обработке инструментов и работа. Рассмотрены приборы сжиматель и отражатель звуковых волн и особенности их подключения по 2-м схемам — в разрыв (Insert) и посыл (Send). Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:36 – отображение формата Audio: фонограмма и осциллограф
01:40 – общие сведения о приборе динамической обработки — сжиматель (compressor)
02:56 – основные настроки сжимателя — порог (Threshold) и соотношение (Ratio)
04:10 – настройка сжимателя — время вступления в работу (Attack)
06:04 – влияние сжимателя на звук малого барабана
07:06 – настройка сжимателя — время выхода из работы (Release)
07:44 – звучание барабанов и сжатие других инструментов
08:54 – общие сведения о пространственной обработке
09:28 – понятие маршрутизации и главной шины при обработке сигнала
10:11 – 2 схемы включении приборов обработки — в разрыв (Insert) и в посыл (Send)
11:16 – прибор пространственной обработки — отражатель (Reverb)
12:29 – применение отражателя к разным инструментам
14:49 – главная ошибка при пространственной обработке
15:22 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о примере песни. В прошлом уроке мы рассмотрели частотную обработку инструментов в рамках сведения. Если Вы его не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим 2-х других обработках – динамической и пространственной. Приступим.
Основная часть. Из прошлого урока мы поняли, что дорожки в Cubase 5 в формате Audio – записанная звуковая волна. Это наглядно видно при увеличении масштаба дорожек . Так у барабана это отдельные всплески — удары, а у струнных – сплошные линии – непрерывное звучание. То есть как звучит, так и нарисовано.
Эти звуковые дорожки — фонограммы – от греч. фонос – «звук» и грамма – «написание». Это их неподвижная запись.
А чтобы видеть график звука в настоящем времени, служит прибор осциллограф – осцилло от лат. «колебаться» и графо от греч. «писать». Подключим его к дорожке с бочкой в списке Inserts в свободную ячейку из списка – Smexoscope . В нём по горизонтали — время, а по вертикали – амплитуда колебаний. Amplitude с англ. – «размах, широта». С помощью ручки Time – время — можно растягивать/сужать вид волны по ширине.
И если анализатор спектра наглядно показывает работу выравнивателя частот, то осциллограф – прибора динамической обработки – компрессора.
Compressor — с англ. «сжиматель» волны. Он уже подключен к дорожке с бочкой в виде прибора Pro-C от фирмы FabFilter со встроенным осциллографом. Его задача сжать или сделать тише громкие участки волны. Это снижает разницу между ними и тихими участками, которая называется динамическим диапазоном.
Сжиматель волны решает 2 задачи: 1 – выравнивает громкость исполнения. Её резкие перепады и слушать неприятно, и тихие участки могут быть не различимы на фоне общего звучания. Но так как инструменты были записаны не в вживую, а спрограммированы, то перепадов в громкости здесь нет. Это больше применимо к голосу исполнителя, о чём – в следующем уроке.
2 — увеличивает плотность и чёткость звучания инструментов, особенно НЧ — баса и бочки. Это мы сейчас и рассмотрим.
Сжиматель волны – это автоматическая ручка громкости, почти как выравниватель частот, но с 2-мя отличиями:
1 – он меняет громкость всего звука, а не отдельных частот.
2 – он меняет её не всегда, а только если она превысит заданный порог — уровень в dB.
Его можно задать ручкой Threshold – с англ. «порог». 0 dB – это самый высокий уровень – сжатия нет. Но если его предельно опустить, то звук будет задавленный. Рядом ручка Ratio – с англ. «соотношение». Это степень сжатия. 1:1 – сжатия нет. 2:1 – уровень звука выше порога снизиться в 2 раза. Это наглядно видно на среднем указателе уровня. Если сжатия нет, он пустой. А если есть, то появляется прыгающий столбик.
Чем больше соотношение, тем ниже он опускается. Теперь звук бочки сжат чрезмерно. Посмотрим на её огибающую в осциллографе до и после сжатия. До – размах был широкий, после – узкий. Увеличим с помощью ручки Output выходной уровень сигнала после прибора.
Вопрос: зачем сжимать, чтобы потом усиливать? Это увеличивает громкость тихие участков при уменьшенных громких и в итоге растёт общий уровень громкости. И самое интересное в звук можно внести ручкой Attack – с англ. «наступление».
Она означает, как быстро сжиматель будет включаться в работу, если уровень превысит порог. Сейчас она полсекунды или 500 мс, что достаточно долго. Уменьшим её до 25 мс. Слышите, как чётко стала звучать бочка? Потому что сам удар палочкой в виде всплеска не был сжат – сжиматель опоздал на 25 мс, зато оставшееся послезвучие было сжато и усилено по уровню.
Если уменьшить соотношение, то послезвучие будет сжато меньше и будет затухать. А если увеличить, то будет более ровным. И на его фоне начальный щелчок резко выделяется и барабан поэтому звучит чётко. Именно сочетание сжатия, усиления и запаздывания прибора и создаёт эту чёткость.
Теперь уменьшим вступление прибора до 0 мс. Звук стал ещё плотнее и глуше, потому что начальный удар по барабану сравнялся с послезвучием – прибор сжал его, так как вступил мгновенно в работу. Сравним звук без него и с ним.
Так в зависимости от цели можно сделать бочку более плотной с глушением начального удара — характерно для танцевальной музыки или более чёткой с сохранением естественности удара – характерно для живой музыки, как то для рока.
Перейдём к малому барабану. Также откроем сжиматель и осциллограф и поменяем знакомые настройки прибора, чтобы уплотнить звучание барабана. Порог — -25 dB, соотношение – 7:1, вступление – 25 мс, усиление – 7 dB. Слушаем до и после – звучание уплотнилось и появился начальный щелчок. Так мы сделали звучание таким, будто барабанщик стал сильнее бить по барабану.
Единственно, режет слух неприятный высокочастотный хвост – звук пружины барабана. Приглушить его можно 2-мя путями:
1 путь – зайти в выравниватель и уменьшить его частоты в районе 7 кГц. Послушаем звучание с прибором и без – было резковато.
2 путь – настроить значение Release – с англ. «ослабление». Это плавность выхода сжимателя из работы после того, как уровень сигнала опустился ниже порога. Если оно 50 мс, то сжиматель почти мгновенно отпускает волну и ничего не делает с её хвостом. Это наглядно видно на графике в виде розовой линии. Но если увеличить это время до 2 с, то и график будет более плавным, и хвост барабана будет приглушен . В итоге размазанный и тусклый малый барабан стал плотным и ярким. Послушаем теперь оба барабана в общем звучании: без сжатия – пропадают, со сжатием – слышны.
Но излишняя плотность не всегда нужна и это зависит от стиля: в тяжёлом роке – да, но в мягком, в котором наша песня, это излишне, чтобы не ужесточать её относительно мягкий, но напористый характер. Поэтому здесь сжатие небольшое, косметическое. Я же показал утрированные настройки, чтобы явнее слышать сжатие на слух, которая обычно не так заметна. И сжиматель подключен не ко всем дорожкам в отличие от выравнивателя частот, а только к барабанам, басу и гитаре. Причём на последних она малозаметна: на басу чуть выравнивает звучание, а на гитаре добавляет начального удара по струнам.
Если частотная обработка делает звучание прозрачным, а динамическая — плотным, то пространственная придаёт ему объём. Инструмент звучит не сухо как в звукопоглотительной камере, а с отражениями будто в комнате, зале, соборе, пещере. Явно это услышать можно на примере малого барабана.
Для этого нужно зайти не в список Inserts – вставки, а в список Sends – посылы. Послушаем звучание без объёма и с ним нажатием на кнопку включения . То, куда и через какие приборы будут идти сигналы с дорожек называется маршрутизацией. То есть для сигнала выбирается маршрут. Слева – сигналы с дорожек, а справа – главная шина. Это дорожка, куда в конце приходят сигналы со всех дорожек и эта сумма и звучит в итоге из колонок компьютера. В проекте она внизу с названием Input/Output Channels – каналы ввода и вывода. Меняя громкость и панораму на ней, она меняется у всех дорожек.
И между отдельными дорожками и главной шиной вставляются приборы обработки. Для этого есть 2 способа — Insert и Send.
Insert – это вставка прибора в разрыв. То есть был провод, его разорвали и в это место вставили прибор, то есть последовательно. Так подключаются приборы динамической и частотной обработки: EQ – выравниватель и COMP – сжиматель.
Send – это вставка прибора по типу посыл/возврат. Здесь 2 копии сигнала:
1 – необработанная — идёт сразу на главную шину;
2 — обработанная – сначала идёт через прибор, но потом возвращается на неё же.
Это характерно для пространственной обработки. Достоинство — обе копии можно смешивать друг с другом в разных соотношениях с помощью уровня посыла – Send Level . Из списка в ячейке выбирается дорожка, в Insert которой добавлен прибор Perfect Space от фирмы Cakewalk – производителя Sonar.
Reverb – с англ. «отражатель». Он добавляет к звуку его отражения от стен помещения, что и делает его объёмным. В него загружена запись хлопка в помещении – здесь в студии, что и накладывается на звук.
Length – длина отражений – можно сделать короче/длиннее.
Delay – задержка – между исходным звуком и его отражениями.
Ручки Dry/Wet есть во многих приборах обработки. Dry – с англ. «сухой» — исходной сигнал, а Wet – «мокрый» — обработанный. Можно как менять их соотношение, так и включать, отключать, слушая по отдельности.
И фишка в том, что у всех инструментов в списке Send выбран этот прибор, только с разным уровнем посыла. 2 достоинства этого:
1 – не нужно добавлять отражатель на каждую дорожку – это сберегает время и разгружает компьютер;
2 – все инструменты помещаются в единое пространство, что делает звучание целостным.
К НЧ инструментам – бочке и басу отражения либо не применяются, либо очень немного. Причины 2: 1 – их мало слышно; 2 – лишний НЧ гул. А вот к ВЧ инструментам – тарелкам и особенно к малому барабану наоборот применяют, так как обработка слышна и не создаёт грязи в звучании. Послушаем ударные без и с отражениями.
К СЧ инструментам пространство тоже добавляется: к фону не совсем, так как её отчётливо не слышно на непрерывном звучании. А к сопровождающим инструментам — гитаре и фортепиано побольше.
На ведущих инструментах и особенно голосе пространство более заметно. На кларнете оно было добавлено ещё в синтезаторе, а голос без него звучит плоско.
Главное – знать меру и не переборщить, иначе из звучания получится каша . Послушаем все инструменты без отражателя и с ним.
Заключение. В этом уроке дополнительно к частотной обработке, Вы познакомились с динамической и пространственной обработками инструментов песни. Поняли, что делает со звуком сжиматель и отражатель звуковых волн. В следующем последнем уроке этого курса мы поговорим о том, как все 3 вида обработок соединяются в голосе исполнителя и на последнем 5-м этапе обработки песни – мастеринге.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.