ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 13-ый и последний видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь об обработке голоса и конечной обработке песни — мастеринге. Рассмотрена цепь приборов обработки в звуковом редакторе Wavelab 6. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:41 – звучание голоса без обработки и с ней
01:49 – частотная обработка голоса (эквалайзер)
02:34 – динамическая обработка голоса — сжатие (компрессор)
03:39 – динамическая обработка голоса — смягчение (деэссер)
04:15 – пространственная обработка голоса — задержки (дилэй)
05:08 – отличия в обработке голоса куплета и припева
05:31 – нерассмотренная в прошлых уроках обработка — насыщение (сатуратор)
06:20 – нерассмотренная в прошлых уроках обработка — стерео расширение
06:43 – автоматизация панорамы томов — барабанов для сбивок
07:05 – вид звукорежиссёрского пульта и звучание песни до и после сведения
08:07 – сохранение песни в виде одного файла или вывод из программы Cubase 5
09:14 – знакомство со звуковым редактором Wavelab 6 и загрузка песни
10:15 – частотная обработка — удаление лишнего и добавление нужного
11:04 – динамическая обработка — сжатие и его действие на указателях уровня
11:51 – пространственная обработка — стереорасширение и понятия моно/стерео
13:11 – динамическая обработка — увеличение общей громкости
14:36 – сравнение звучанияпесни до и после мастеринга
15:39 – сравнение звучания песни до и после всей обработки
16:41 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Заканчиваем разговор о примере песни. В прошлых 3-х уроках мы рассмотрели 4-ый этап создания песни — сведение. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим о нерассмотренной обработке, в частности голоса, о выводе песни из Cubase в виде одной дорожки и её конечной обработке — мастеринге. Приступим.
Основная часть. Голос – это главный инструмент песни. Он должен быть слышен ярче всего, но и обработан осторожно, чтобы не потерять тембр и естественность. Послушаем голос без обработки и с ней. Чтобы быстро отключить все приборы, нужно щелкнуть рядом со списками Inserts и Sends до появления жёлтых прямоугольников. Важно, чтобы голос был записан предельно качественно, потому что с плохую запись сведение не исправит. Для этого использовалось профессиональное оборудование — звуковая карта Scarlet Focusrite и конденсаторный микрофон Behringer C3. И уже из этого звукового сырья звукорежиссёр как скульптор создаёт итоговое произведение.
С помощью кнопки «e» откроем окно с приборами: слева – Inserts – в разрыве, справа – Sends – в посыле. Отключим их и будем включать и рассматривать по одному.
Inserts – 3 прибора: 1 – выравниватель – делает голос ярким. Без него голос звучит тусклее. Это достигнуто усилением ВЧ с помощью полки. 600 и 1045 Гц – прибраны звенящие частоты. 145 Гц – прибрано бубнение. Хотя голос высокий и его почти нет. Ниже 80 Гц срезан НЧ мусор – обычно это помехи от электросети.
2 – сжиматель – уплотняет голос и сглаживает колебания громкости. Певец не может спеть всё одинаково – что-то выпирает, что-то звучит тихо. Это видно на фонограмме. Посмотрим на осциллографе работу сжимателя: до – громкость колеблется сильно, после – меньше. По среднему столбику указателя уровня видно, что чем громче пение, тем больше сжатие. Порог — -18 dB, сжатие не сильное – 4:1, прибор быстро срабатывает – время входа в работу и выхода из неё наименьшее. Без него на фоне общего звучания тихие фразы пропадают, а громкие – выстреливают.
3 – смягчитель – с англ. deesser – ослабляет звук «с», чтобы не резал слух. Он как сжиматель – здесь тоже есть ручка порога и величина сжатия. Только он уменьшает не весь звук, а область частот, на которой звучат шипящие и свистящие согласные — от 7 до 14 кГц. Кнопкой с наушником слышно и на осциллографе видно только то, что ослабляется.
Sends – 2 прибора: 1 – отражатель — придаёт голосу объём. Про это мы говорили в прошлом уроке.
2 – задерживатель – от англ. delay — задержка. Это тоже пространственная обработка, которая добавляет к исходному звуку его копии через заданное время. Это создаёт дополнительный объём в звучании. Прибор добавлен на отдельную дорожку – FX Channels. Это Stereo delay от фирмы Steinberg – производителя Cubase. В нём можно задать задержку для 2-х каналов – левого и правого. У повторов можно менять: время — Delay, количество — Feedback, границы отсечения НЧ и ВЧ — Lo и Hi Filter, панораму — Pan и уровень – Mix.
Дорожек с голосом 2 – одна с партией припева, другая – куплета. У них отличаются уровни и настройки приборов, так как они спеты с разным характером: куплет – ниже и тише, припев – выше и громче. Так в куплете есть бубнение.
Нерассмотренная обработка: струнные – подключен прибор Saturn от фирмы FabFilter. Saturator – с англ. «насытитель». Он насыщает звучание дополнительными частотами, которых могло изначально не быть в звуке. Выравниватель же просто меняет их уровень, если они есть. Если их нет, он их не вносит. Послушаем действие каждого ползунка . Он же подключен к стальному барабану, чтобы сделать его ярче. Его следует применять, если тембр инструмента кажется бедным и тусклым. Но важно не переборщить.
К синтезатору подключен прибор Stereo Expander – стерео расширитель. Без него – звук узко по центру, с ним – шире. Это помогает раздвинуть его и освободить место для голоса исполнителя.
И последнее: на дорожке с томами применена автоматизация. Если подвести к левому нижнему углу дорожки, появится треугольник для открытия под-дорожки. На ней график изменения панорамы – выбрана ручка Standart Panner. Про автоматизацию мы говорили в 1-м уроке этого курса в Sonar 8. Здесь принцип тот же самый.
После отстройки всех приборов, нужно зайти в меню Devices – устройства -> Mixer – смеситель. Это окно звукорежиссёрского пульта, похожего на тот, что мы уже видели в Sonar. Здесь окончательно выставляются уровни и панорама дорожек, немного изменённые приборами обработки. В Sonar мы слышали песню в сыром виде. Теперь она обработана. Послушаем звучание до и после сведения. Cтало звучат плотнее, ярче и объёмнее.
Но это ещё не всё – впереди конечная обработка песни, завершающий 5-ый этап её создания – мастеринг. Он так называется от слова master bus – главная шина. Это обработка общего звучания песни, чтобы сделать его более цельным, плотным и насыщенным. Да, её можно сделать и в Cubase – достаточно добавить приборы обработки на главную шину. Но я предпочитаю для этого отдельную программу.
Поэтому песню нужно вывести из Cubase в виде одной дорожки. Для этого нужно выделить отметками всю песню и нажать File -> Export -> Audio Mixdown. В поле file name к имени файла с названием песни можно добавить в скобках слово Mixed – смешанный. Путь до файла – Path – папка Audio с проектом песни, где лежат все звуковые дорожки с её инструментами. File Format — выбираем Wave – без потери качества. После нажатия кнопки Export программа применяет обработку всех приборов к дорожкам и пересчитывает звуковые данные из них в один итоговый файл.
Это Wavelab 6 — профессиональный звуковой редактор. В нём я делаю конечную обработку песни. Для этого загрузим её в программу с помощью File -> Open -> Audio.
Задачи мастеринга – 1. Увеличить общий уровень громкости;
2. Украсить звучание – сделать его чуть плотнее, ярче и возможно шире.
Приборы обработки вставляются в окно Effects справа – это как список Inserts в Cubase. Рассмотрим их по порядку и подробно. Будем выключать и включать их по одному кнопкой On, чтобы слушать влияние каждого на звук. Чтобы отобразить прибор, нужно щелкнуть ПКМ по нужному и выбрать Show – показать. А видеть характеристики звука поможет совокупный измерительный прибор T-Racks Metering от фирмы IK Multimedia. Справа – график частот. Важно, чтобы он был по возможности ровный – не было явных провалов или выпираний частот.
1 – выравниватель – Pro-Q. Его задача – очистить звучание от неслышимого мусора ниже 30 Гц и от выпирающих резких частот.
2 – выравниватель – T-Racks Classic EQ от фирмы IK Multimedia. Он добавляет силы в 70 Гц и убавляет чрезмерную яркость выше 10 кГц. Здесь незначительные изменения в корне меняют звучание.
3 – сжиматель – T-Racks Classic Comp. Он уплотняет звучание, склеивая инструменты друг с другом. Настройки умеренные: сжатие 2:1, вход и выход из работы – 50 и 500 мс. Вместо порога здесь ручка Input Drive – уровень входного сигнала на 0.
Его работу показывают указатели уровня T-Racks Metering, а именно всплесков — сверху (Peak) и средний – снизу (RMS). Perceived Loudness — это воспринимаемая громкость. Со сжимателем она больше.
4 – стерео расширитель – Stereo Imager от фирмы Nomad Factory. Здесь он немного усиливает ширину звучания. Если с ним переборщить, то звучание становится слишком широким и теряется его плотность. Наоборот, если недоборщить, то звучание узкое. Это называется Mono – всё по центру, как будто у нас 1 звуковая колонка вместо 2-х. И это важная проверка: если в Mono песня звучит без явного урезания тембров и пропадания инструментов, значит, она хорошо будет звучать и в Stereo.
Иначе же есть проблема с фазами сигнала в левом и правом канале, что при сложении в один при Mono. Это показывает прибор Correlation – с англ. «соотношение». Если звучание в порядке – метка бегает от 0 до 1, а если есть разница в фазах – от 0 до -1.
Phase – это фазограф, что показывает зависимую от фаз ширину звучания. В Mono – это узкая вертикальная линия, а Stereo – это облако.
Задача следующих 2-х приборов – увеличить общий уровень громкости без искажений в звучании.
5 – ограничитель – или по-английски Limiter. Он как сжиматель, но более строгий – вообще не даёт звуку превышать порог. Его уровень меняется ручкой Input Drive, а его подавление отображается на шкале со стрелкой.
6 – усекатель — или по-английски Clipper. Он отрезает отдельные всплески звука. Gain – c англ. усиление, а Reduction – уменьшение. Без всех приборов динамической обработки уровень громкости — -16 dB, а с ними — -11 dB.
7 – peak master – это встроенный в программу Wavelab предохранитель от превышения уровнем значения 0 dB.
Главное не пережать звук, иначе это убьёт динамику и разборчивость звучания. Посмотрим на фонограмму до и после мастеринга. Важно: цепочка приборов может отличаться – сжиматель и выравниватель могут быть поменяны местами, может быть добавлен насытитель, другие приборы. Всё зависит от стиля и характера звучания фонограммы и опыта звукорежиссёра.
В конце давайте сравним звучание песни до и после всей обработки, чтобы понять её важность.
1 – оба звучания после сведения, но 1-ое без мастеринга, а 2-ое — с ним.
2 – начальное сырое звучание песни в Sonar и после сведения и мастеринга.
На этапе мастеринга нужно быть очень осторожным и в меру менять настройки приборов, потому что легко испортить звучание. Вот пример перебора с настройками и как итог мутное, пёстрое и чрезмерно объёмное звучание.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с обработкой голоса и конечной обработкой песни — мастерингом. Поняли, какие приборы включаются в цепь обработки и как она влияет на итоговое звучание песни. На этом урок, а вместе с ним и весь курс, окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого, увидимся в других уроках и курсах! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.