ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 14-ый дополнительный видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём важные дополнения к урокам курса с 1 по 6, изначально не вошедшие в них. Кратко о дополнениях:
— в уроке 1 про ритм — пояснения к ключу ударных и басовому, смена темпа;
— в уроке 2 про гармонию — смена тональности;
— в уроке 3 про лад — устойчивость его ступеней и тяготения;
— в уроке 4 про текст — более подробный его разбор;
— в уроке 5 про куплет — бытовое сравнение куплета и припева;
— в уроке 6 про куплет — требования к тексту.
Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
К УРОКУ №1 — РИТМ
00:33 – определение фактуры
00:48 – пояснения ключа ударных и басового
01:17 – плавная смена темпа в окне Tempo View
К УРОКУ №2 — ГАРМОНИЯ
01:58 – 3 главных принципа создания гармонии
02:52 – понятие тональности песни и её изменение
04:24 – смена тональности у всех инструментов
К УРОКУ №3 — МЕЛОДИЯ
06:33 – соотношения между звуками лада, тяготение и разрешение
08:18 – звучание устойчивых и неустойчивых ступеней в окончании мелодии
К УРОКУ №4 — ТЕКСТ
09:38 – примеры простых рифм
10:16 – 4 типа высказываний и их разбор в тексте
10:47 – замечания по грамматике текста
К УРОКУ №5 — КУПЛЕТ. ЧАСТЬ 1
12:30 – сравнение куплета и припева с мужем и женой
К УРОКУ №6 — КУПЛЕТ. ЧАСТЬ 2
13:49 – 3 вывода по мелодии
14:05 – 6 требований к тексту песен
15:31 – заключительное слово и объявление
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Это дополнительное видео к курсу «Из чего состоит песня в подробностях». Его цель — рассмотреть важные вещи, не вошедшие в уроки курса с 1 по 6. Приступим.
Содержание
Дополнения к уроку 1 про ритм
Фактура – от лат. factura – устройство, строение музыки, музыкальная ткань или склад. Это всё, из чего она состоит и что звучит одновременно при прослушивании музыки – музыкальные инструменты и их нотные партии.
Это ключ ударных. На нём каждая нота – это отдельный барабан или другой ударный инструмент, а не один и тот же с разной высотой звучания. В начале нотоносца басовый ключ. Он именно для инструментов, играющих низкие ноты. Ключ – это система отсчёта нот по высоте. Писать ноты для баса в более высоком скрипичном ключе неудобно, потому что все они на добавочных линейках и их сложно определить.
Ещё темп можно менять плавно в течение игры в любом месте песни с помощью окна Tempo View. По вертикали – шкала с темпом, а по горизонтали – такты. После выбора инструмента «линия» нужно начертить график изменения темпа, например, пусть он ускоряется от 115 до 200 и возвращается обратно в течение припева. При этом в поле справа указано в каком такте и его долях какой темп.
Дополнения к уроку 2 про гармонию
Вообще для создания гармонии есть 3 принципа:
1-ый принцип — повторение главного аккорда. Здесь это Dm — с него начинается последовательность и он повторяется в 4-м такте;
2-ой принцип — квадратность – укладывание других аккордов между главными в 4, 8 и т.д. тактов. Здесь последовательность длиной 4 такта и она неизменно повторяется во 2-ой половине припева.
3-ий принцип — смена на сильных долях такта – 1 и 3. Проще говоря, аккорды меняются в начале или в середине такта. А их смена на 2 и 4 долях и выглядит в нотах некрасиво, и звучит нелогично (показ).
В конце урока пару слов о важном понятии — тональности песни. Тональность в гармонии, это как темп в ритме. Если темп – это звучание песни быстрее/медленнее, то тональность – выше/ниже. Проще всего это понять на примере струнных. Сейчас тональность песни – Dm, то есть она называется по 1-му или главному аккорду. Но её можно изменить на другую. Для этого выделим 2-ую половину гармонии припева и перейдём в меню Process – обработка -> Transpose – переместить. В появившемся окне в поле Amount – количество можно вписать число полутонов, на которое можно поднять или опустить звучание. Впишем 5 и послушаем. Как слышите, звучание поднялось, и состав аккордов в последовательности поменялся: Gm-Cm-F-Bb-F. Теперь струнные звучат в тональности Gm, потому что теперь он 1-ый и главный. Но в то же время коренным образом ничего не поменялось – как были в 1 и 2 тактах минорные аккорды, а в 3 и 4-м мажорные аккорды, так и остались. И переходы от аккорда к аккорду воспринимаются также.
Для большей наглядности можно сменить тональность всех остальных инструментов с высотой тона. Для этого на шкале тактов выделим 4 такта, зажмём клавишу Ctrl и прощёлкаем все нужные дорожки. Далее Process -> Transpose – 5 полутонов. Если вписать -5, то высота песни уменьшится.
Почему мы не выделяли ударные? Потому что у них нет высоты тона, и при переносе нот одни инструменты просто сменятся на другие. Так можно изменить тональность всей песни или её части. Это похоже на комнату или квартиру в многоэтажном доме: планировка и внешний вид не меняются, а просто сами помещения перемещаются вверх или вниз между этажами.
И популярный приём: изменение тональность последнего припева в песне для создания дополнительного напряжения. Но здесь этот приём не использован. Да и просто так от балды перейти из одной тональности в другую не получится – будет резкий переход и нужно знать правила как это делается.
Иногда при смене тональности в нотах возникает куча непонятных знаков – здесь это при повышении нот на 6 полутонов. Чтобы упростить вид, в нужное место можно вставить новую тональность, как мы делали это с новым размером в 1-ом уроке. Для этого нужно выбрать Insert – вставка -> Meter/Key Change. И из списка Key Signature – знаки при ключе можно выбрать нужную тональность. Она как пылесос соберёт все значки в начале у ключа, а дальше вид у нот обычный без знаков.
Дополнения к уроку 3 про мелодию
Но суть лада не только в настроении, но в соотношениях между звуками. Самый нижний звук лада – главный и называется тоникой, а все остальные – подчинены ему. Это как начальник и подчинённые – у каждого своя роль, отчётность перед начальником и стремление к нему, потому что он даёт зарплату. Это явно слышно, если проиграть звуки лада по порядку и остановится на предпоследнем. Слышите ощущение незаконченности и напряжения?
Это называется тяготением – ожидание перехода неустойчивого звука в устойчивый, а сам этот переход – разрешением. Да, тоника– самый устойчивый звук. Как начальник, он спокоен – у него денег в избытке. А вот 7-ая ступень – уборщица с самой низкой зарплатой и самая напряжённая ярче всего тянется к начальнику.
Каждая ступень лада обозначается римскими цифрами. Из них I, III и V – устойчивые, а II, IV, VI и VII – неусточивые. Если мелодия будет состоять только из устойчивых или неустойчивых ступеней, она будет звучать скучно (показ). В этом смысл создания мелодии – грамотное чередование напряжения и разряжения.
И ещё: мелодия не может заканчиваться на неустойчивой ступени, потому что она будет звучать незавершённо. Сравним звучание всех ступеней. I – очень завершено, III — завершённо, V – не очень завершено, а вот II, III, VI , VII – незавершённо. Это тяготение – начальник, повысь зарплату и разрешение – хорошо, повышаю.
Дополнения к уроку 4 про текст
Заметьте: слова состоят в основном из одного слога и немного 2-х сложных слов.
Итак, рифмы должны быть простые. В английском кроме связки stay – away часто можно слышать такие: you – do, heart – apart, fire – desire, soul – control. В русском это «любовь – вновь», «ты – мечты», «вечность – бесконечность», Да, они простые, но заезженные, поэтому лучше сознательно стараться избегать их, чтобы текст не звучал вторично. Совет – при затруднениях используйте словари рифм.
7 – типы высказываний – 4 вида: утверждения, вопросы, описания, действия. Желательно использовать их все. Так 1-ая строчка – Don’t you walk away — вопрос, если убрать слово you – будет повествовательная просьба. 2-ая строчка – I know I was a fool – описание, 3-я – I need your love – утверждение, во 2-ой части – And prove to me that love has second chance – не действие, но побуждение к нему.
8 – отдельные замечания: I know I was – повторение гласных – а-о-а-о. Этот приём стихосложения называется ассонансом – с англ. «assonance» — звучать в лад. Это облегает пение и запоминание текста.
A – неопределённый артикль. Их можно добавлять, чтобы заполнить ритм. Без него даже просто прочесть строку I know a was a fool получится с затыком перед словом fool – I know I was fool. Oh – междометие – тоже для заполнения ритма. Baby – обращение к девушке.
Our – наш, наша – это 2-х сложное слово и произносится как ауар. Но если его спеть так, строчка не влезет в ритм мелодии – Don’t destroy our plans. Поэтому такой приём сокращения длины слова как здесь – произношение «Aур» вместе «ауар» — полезен для попадания слов в ритм мелодии.
Вообще грамматика иногда не соблюдается, если она мешает наложению текста на музыку. И ещё заметьте: фраза I need your love повторяется 2 раза в конце 2-х частей припева.
Важно – действие слов на слушателя зависит от музыки. Если мелодия цепляет, то и слова будут запоминаться благосклонно. Если же музыка не очень хороша, то и хороший текст не будет восприниматься.
Штампы – допустимы в песнях, потому что узнаваемость слов влияет на запоминаемость песни. Здесь штаммы – это фразы «второй шанс», «рушить планы или разбивать мечты», сама просьба остаться, не уходить, что много раз использовалось в песнях.
Дополнения к уроку 5 про куплет
Вывод по куплету и припеву. Представьте, что пара — куплет и припев – это жена и муж. По принципу подобия они похожи – оба люди, в строении тела — 2 руки, 2 ноги, лица человеческие, внутренние органы те же. То есть главные признаки человека одинаковые. Нарушение этого принципа похоже на пару обезьяна и человек, что неправильно.
Но в то же время по принципу отличия мужчина и женщина разные – по половым признакам, росту, длине волос, форме плеч, бёдер и т.д. То есть второстепенные признаки отличаются. Так 2 мужика в супружеской паре — неправильно. Также и в песне – если куплет и припев одинаковы, слушателю непонятно что где и он запутается.
Задача автора песни – не давать ему напрягаться при прослушивании, равно как у писателя читатель не должен напрягаться при чтении текста – понимать чётко, сразу и без расшифровок. Это же касается и текста песни. Как жена поддерживает мужа в его устремлениях, так и куплет позволяет припеву раскрыться и полноценно донести мысль и чувство песни до слушателя.
Дополнения к уроку 6 про куплет
Выводы по мелодии и требования к ней: 1 – её легко спеть – у неё небольшой диапазон нот, 2 – мелодические фразы короткие и повторяются достаточно часто, 3 – мелодия хорошо звучит и без слов.
Ещё важные требования к тексту:
1 – многоохватность – обращение к чувствам многих разных людей. Тема любви сама по себе близка многим. А те, кто был на месте героя песни, ещё больше всего поймут её посыл.
2 – единство 4-х – сосредоточение на одной главной мысли, пробуждение какого-то одного чувства, течение событий в одном времени, на всём протяжении песни одна тональность и стиль. Здесь мысль – попытки вернуть любовь, чувство – грусть, время – настоящее, хоть и есть немного отсылок в прошлое, стиль – повествовательный.
3 – сразу к сути – первые строки должны сразу без долгого вступления сказать слушателю, что произошло, чтобы подкрепить название песни, 4 – избегает клише – избитых фраз. Его пример – сердце разбито. Здесь же оно слово уколото иглой – это уже что-то новое.
4 – звучит повествовательно и не поучительно – к слушателю вообще обращения нет.
5 — использует свежие образы — не содержит излишней или повторяющихся сведений. Так, если про боль в сердце уже спето, не нужно петь о том, же но другими словами.
6 — каждая строчка логически вытекает из предыдущей и переходит в следующую.
Заключение. В заключении скажу, что видео курс «Из чего состоит песня на примере» доступен для скачивания и просмотра на компьютере для подписчиков проекта. Его уроки отличаются от загруженных на YouTube канал следующим:
1 – объединены в меню для удобства выбора и просмотра,
2 — содержат все дополнения из этого видео,
3 – избавлены от ошибок, в частности про аккорд Gm,
4 – урок №1 переозвучен – в нём нет посторонних звуков, голос звучит приятнее и удалены паузы в течение урока,
5 – мелкие правки – поставлены точки в выносках, где их не было, убраны щелчки в конце некоторых звуковых примеров и т.д.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.