Урок 08 — форма песни

Из чего состоит песня. Форма Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 8-ой видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о форме песни в целом, о вступлении и окончании, принципах их создания и соединения всех частей песни воедино. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 8 - Форма песни | Из чего состоит песня | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:51 – вступление песни: добавление инструментов
01:52 – ошибка вступления №1 — затянутость
02:50 – ошибка вступления №2 — резкость
03:18 – партия стального барабана, понятие подголоска
04:15 – принцип создания вступления и других частей песни
04:39 – плавное соединение куплета и припева 2-мя тактами
05:14 – разбор нот инструментов в 2-х связующих тактах
06:01 – новый инструмент во 2-м куплете — синтезатор
06:56 – разбор нотной партии синтезатора как подголоска
07:51 – принцип напряжения и расслабления при создании мелодии
08:52 – приём остинато — повторение ритмической фигуры
10:30 – синтезатор в 3-ем припеве — ритмическая фигурация + остинато
12:09 – проигрыш №2 и подробный разбор окончания песни
13:31 – разбор в нотах всех 11 барабанных сбивок в песне
14:57 – 2 важных вывода о сбивках и принцип их создания
15:22 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 3-х уроках мы рассмотрели куплет, припев и проигрыш песни – их схожести и отличия в инструментах и нотах. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про вступление, окончание песни и её форму в целом. Приступим.

Основная часть.  Сейчас мы пройдём по форме песни с начала и до конца и рассмотрим оставшиеся части, связи всех частей друг с другом и нетронутые до этого урока нотные партии и инструменты.

Песня начинается со вступления. Вступление плавно знакомит слушателя с настроением и характером песни. Часто оно – это припев без голоса, но с главной мелодией песни на ведущем инструменте. И во вступлении инструменты добавляются постепенно.  Здесь оно занимает 16 тактов и состоит из 2-х частей по 8 тактов.

В 1-ой половине 1-ой части играют 3 инструмента гармонии – струнные, гитара и фортепиано. Затем во 2-ой половине через барабанную сбивку к ней подключается вся ритм-секция – барабаны, бас и тарелки.

Здесь важна золотая середина – с одной стороны нужно не затягивать вступление. Если каждые 4 или, что хуже, 8 тактов, добавлять по одному инструменту, слушателю станет скучно.  Особенно этим грешат «диджеи». У них только к середине прослушивания можно услышать все инструменты, которых обычно не много. В итоге музыка растягивается на 6 и более минут. С другой стороны не нужно вываливать сразу все инструменты на слушателя из тишины.  Хотя иногда такое тоже встречается и это лучше, чем затянутое вступление.

Далее во 2-ой его части добавляется главная мелодия песни на искусственном кларнете в сопровождении стального барабана. Его мы рассмотрели в прошлом уроке. Эту же партию он играет в припеве  Прослушаем их отдельно.  Барабан будто поддакивает главной мелодии, в основном совпадая по ритму с ней и подчёркивая её отдельные ноты.

Такой украшательский приём называется подголоском — редкое подыгрывание основной мелодии. Это как слуга соглашается со сказанным королём. Получен он знакомым из прошлого урока приёмом — смещение. Главная мелодия опять была сдвинута на 4-ть вперёд, какие-то ноты убраны, какие-то изменены по высоте.  Если сдвинуть эту партию в начало такта, то тоже будет звучать неплохо.

Вступление было получено просто – припев скопирован, вставлен в начало, удалены некоторые нотные партии и главная мелодия песни поручена инструменту вместо голоса.  Это действенный приём аранжировки при выстраивании формы песни – создать насыщенную часть – припев, потом на его основе, убрав инструменты и изменив у оставшихся ноты, создать остальные части песни.

После вступления следует 1-ый куплет. Его мы полностью рассмотрели, кроме последних 2-х тактов тактов сразу перед 1-ым припевом. Чтобы понять их роль, послушаем песню без них. Слышите, какой резкий и некрасивый переход получился? Поэтому и были добавлены 2 такта, чтобы подготовить слушателя к припеву. Откроем партии всех инструментов в нотах.  В струнных аккорд F, который есть в припеве, но нет в куплете. Он длится 1,5 такта – 1-ый полный такт и 2-ой неполный, создавая тишину во 2-ой половине последнего. Барабаны тоже играют рисунок припева с украшательским ударом бочки перед 3-ей долей, когда в куплете его не было. Бас играет ноту фа – тонику или приму аккорда F и вместе со струнными останавливается во 2-ой половине 2-ого такта. Это освобождает место в звучании для сбивки. Тарелки играют те же партии, что и в припеве. То есть партии струнных, барабанов и тарелок основаны на партиях припева, а баса – на основе куплета. Это создаёт плавный переход от куплета к припеву.

1-ый припев мы рассмотрели в первых 3-х уроках курса. Единственно, в нём есть подголосок в виде стального барабана. Он играет те же ноты, что и во вступлении.

2-ой куплет отличается от 1-ого кроме текста ещё одним новым инструментом – синтезатором. Это электронный инструмент, что создаёт звук смешиванием электрических колебаний разных форм. Это добавляет разнообразие в звучание и немного усиливает динамику 2-ого куплета. Его роль – подголосок к мелодии куплета, как у стального барабана в припеве.  

Сравним их по тактам. 1-ый такт – 1. И подголосок, и мелодия состоят из 1-ой ноты – До и Ми в составе аккорда Am. 2. Начала у них разные: у подголоска – 1-ая доля такта, у мелодии 2-ая доля, но в окончаниях они соединяются. 2-ой такт – ритмически почти одинаковы. 3-ий такт – в подголоске это фраза ритмически из 1-ого такта, но смещённая на 8-ую длительность. Если не смещать, звучит нескладно.  Теперь о нотах: в 2-ом такте фразы начинаются с аккордовых нот – Ми и Ля – они сливаются с гармонией струнных.  Потом ноты Ре и Соль – неаккордовые – звучит напряженно. Потом аккордовая Ми противостоит с ближайшей неаккордовой нотой Фа – звучит ещё напряжённей, потому что между Фа и Ми расстояние наименьшее – в 1 полутон. И далее обе ноты Фа – аккордовые – звучит опять слитно. Это важный принцип создания мелодий – чередование напряжения и разряжения. 4-ый такт – конец 1-ого предложения мелодии и начало 2-ого. В подголоске же 1 фигура повторяется 4 раза с незначительными изменениями – 2 раза повтор, а в 3-ий и 4-ый раз 3-я и 4-я ноты опущены вниз на ступень.

Это приём остинато – от итал. ostianto или англ. obstinate – в переводе упрямый, настойчивый. Это многократное повторение без изменений одной и той же ритмической фигуры. То есть инструмент твердит одно и то же и его не переубедить. В уроке 6 мы поняли, что с мелодией это не работает – она становится надоедливой. Но для инструментов сопровождения – в самый раз.

Во 2-ой части куплета ноты у подголоска те же, только немного отличаются первые 2 такта. 1-ый такт – мелодия смещена на 8-ую + на неё же сдвинуты 2 последние ноты фразы. 2-ой такт – добавлена 1 нота. В тактах перед припевом у синтезатора новая фигура – 8-ая нота – 8-ая пауза и чередование 2-х 8-ых нот и 8-ых пауз.

2-ой припев точно такой же, как и 1-ый. Проигрыш мы рассмотрели в прошлом уроке.

3-ий припев также отличается от прошлых 2-х, как и 2-ой куплет от 1-ого – партией синтезатора.   Только здесь это уже не подголосок, а сопровождение в виде ритмической фигурации. И эта партия в неизменном виде продолжается до самого конца песни. Тот же приём остинато, что и в куплете, но с 2-мя отличиями: 1 – более однообразная фигура, 2 — более учащённый ритм – 8-ые и 16-ые ноты, когда в куплете были только 8-ые.  Её основа – повторяющаяся нота Фа – знакомая нам малая терция аккорда Dm. В некоторых местах к ноте Фа добавлена нота Ля – квинта Dm. Без неё звучит более тускло и однообразно. С ней же — ярче.  Также она усиливает ударение в мелодии, особенно на 1 и 3 долях такта. В 3 и 4 тактах фигура опускается на ноту E – это большая терция аккорда C. Этот приём называется секвенцией и с ним мы уже знакомы. И эти 4 такта далее неизменно повторяются до конца песни.

Проигрыш после 3-его припева – это копия 2-ой половины вступления, только с рассмотренным выше синтезатором и с той же нотной партией.

Окончание – последняя часть песни, как и вступление, без слов и на основе материала припева и повторениях. Здесь в отличие от вступления, инструменты плавно пропадают  Его длина 9 тактов и состоит оно из 3-х частей. В 1-ой части из 4-х тактов после проигрыша отключаются 2 инструмента – гитара и бас. Во 2-ой части также из 4-х тактов отключаются барабаны, тарелки и фортепиано. Можно отключать инструменты обратно их включению во вступлении, но для разнообразия лучше поменять порядок, как здесь. И последняя 3-ья часть состоит из 1-ого такта. В ней струнные гармонии, электронный кларнет мелодии и сбивка ритма ставят последнюю точку в песне – соответственно, аккорд Dm, нота фа и 2 удара по томам.

Так мы разобрали все части песни. Напоследок послушаем и сравним отдельно все сбивки песни по нотам и звучаниям. Их в песне – 11 штук.
1 — сбивка во вступлении – 8-ми нотами и звуки не массивные.
2 – сбивка внутри 1-ого куплета — неровная по ритму и более массивная по звучанию.
3 – сбивка перед 1-ым припевом – массивная и учащённая – 16-ые ноты.
4 – сбивка во 2-ом куплете – она такая же, как и в 1-ом.
5 – сбивка перед 2-ым припевом та же, что и перед 1-ым.
6 – сбивка перед проигрышем – на слабых долях такта.
7 – сбивка внутри проигрыша – подъём 8-ыми и спуск 16-ми.
8 – сбивка перед 3-м припевом – новая, со смещением нот на 16-ую длительность от ровного положения.
9 – сбивка перед окончанием песни – 2 редких удара и за ними 2 частых 16-ми.
10 – сбивка внутри окончания – простая из 2-х ударов.
11 – сбивка в конце песни – растянута на весь такт и в отличие от всех предыдущих в ней нет удара по тарелке Crash. Сбивки оживляют звучание и разграничивают части песни или их внутренние половины. Без них звучание было бы скучным. И ещё важно: они отличаются друг от друга. Если бы везде была одна и та же сбивка, это было бы предсказуемо и неинтересно. При их создании нет жёстких правил – делаете опыты с ритмом и останавливаетесь на понравившемся звучании.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились со вступлением и окончанием песни. Поняли, по каким законам они создаются и как сбивками связываются все части песни в единое целое. Со знаниями теории музыки или творческой частью при создании песни мы этим уроком закончили и далее поговорим про звукорежиссуру – технической частью и звукообразовании. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения