ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 8-ой видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о форме песни в целом, о вступлении и окончании, принципах их создания и соединения всех частей песни воедино. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:51 – вступление песни: добавление инструментов
01:52 – ошибка вступления №1 — затянутость
02:50 – ошибка вступления №2 — резкость
03:18 – партия стального барабана, понятие подголоска
04:15 – принцип создания вступления и других частей песни
04:39 – плавное соединение куплета и припева 2-мя тактами
05:14 – разбор нот инструментов в 2-х связующих тактах
06:01 – новый инструмент во 2-м куплете — синтезатор
06:56 – разбор нотной партии синтезатора как подголоска
07:51 – принцип напряжения и расслабления при создании мелодии
08:52 – приём остинато — повторение ритмической фигуры
10:30 – синтезатор в 3-ем припеве — ритмическая фигурация + остинато
12:09 – проигрыш №2 и подробный разбор окончания песни
13:31 – разбор в нотах всех 11 барабанных сбивок в песне
14:57 – 2 важных вывода о сбивках и принцип их создания
15:22 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 3-х уроках мы рассмотрели куплет, припев и проигрыш песни – их схожести и отличия в инструментах и нотах. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про вступление, окончание песни и её форму в целом. Приступим.
Основная часть. Сейчас мы пройдём по форме песни с начала и до конца и рассмотрим оставшиеся части, связи всех частей друг с другом и нетронутые до этого урока нотные партии и инструменты.
Песня начинается со вступления. Вступление плавно знакомит слушателя с настроением и характером песни. Часто оно – это припев без голоса, но с главной мелодией песни на ведущем инструменте. И во вступлении инструменты добавляются постепенно. Здесь оно занимает 16 тактов и состоит из 2-х частей по 8 тактов.
В 1-ой половине 1-ой части играют 3 инструмента гармонии – струнные, гитара и фортепиано. Затем во 2-ой половине через барабанную сбивку к ней подключается вся ритм-секция – барабаны, бас и тарелки.
Здесь важна золотая середина – с одной стороны нужно не затягивать вступление. Если каждые 4 или, что хуже, 8 тактов, добавлять по одному инструменту, слушателю станет скучно. Особенно этим грешат «диджеи». У них только к середине прослушивания можно услышать все инструменты, которых обычно не много. В итоге музыка растягивается на 6 и более минут. С другой стороны не нужно вываливать сразу все инструменты на слушателя из тишины. Хотя иногда такое тоже встречается и это лучше, чем затянутое вступление.
Далее во 2-ой его части добавляется главная мелодия песни на искусственном кларнете в сопровождении стального барабана. Его мы рассмотрели в прошлом уроке. Эту же партию он играет в припеве Прослушаем их отдельно. Барабан будто поддакивает главной мелодии, в основном совпадая по ритму с ней и подчёркивая её отдельные ноты.
Такой украшательский приём называется подголоском — редкое подыгрывание основной мелодии. Это как слуга соглашается со сказанным королём. Получен он знакомым из прошлого урока приёмом — смещение. Главная мелодия опять была сдвинута на 4-ть вперёд, какие-то ноты убраны, какие-то изменены по высоте. Если сдвинуть эту партию в начало такта, то тоже будет звучать неплохо.
Вступление было получено просто – припев скопирован, вставлен в начало, удалены некоторые нотные партии и главная мелодия песни поручена инструменту вместо голоса. Это действенный приём аранжировки при выстраивании формы песни – создать насыщенную часть – припев, потом на его основе, убрав инструменты и изменив у оставшихся ноты, создать остальные части песни.
После вступления следует 1-ый куплет. Его мы полностью рассмотрели, кроме последних 2-х тактов тактов сразу перед 1-ым припевом. Чтобы понять их роль, послушаем песню без них. Слышите, какой резкий и некрасивый переход получился? Поэтому и были добавлены 2 такта, чтобы подготовить слушателя к припеву. Откроем партии всех инструментов в нотах. В струнных аккорд F, который есть в припеве, но нет в куплете. Он длится 1,5 такта – 1-ый полный такт и 2-ой неполный, создавая тишину во 2-ой половине последнего. Барабаны тоже играют рисунок припева с украшательским ударом бочки перед 3-ей долей, когда в куплете его не было. Бас играет ноту фа – тонику или приму аккорда F и вместе со струнными останавливается во 2-ой половине 2-ого такта. Это освобождает место в звучании для сбивки. Тарелки играют те же партии, что и в припеве. То есть партии струнных, барабанов и тарелок основаны на партиях припева, а баса – на основе куплета. Это создаёт плавный переход от куплета к припеву.
1-ый припев мы рассмотрели в первых 3-х уроках курса. Единственно, в нём есть подголосок в виде стального барабана. Он играет те же ноты, что и во вступлении.
2-ой куплет отличается от 1-ого кроме текста ещё одним новым инструментом – синтезатором. Это электронный инструмент, что создаёт звук смешиванием электрических колебаний разных форм. Это добавляет разнообразие в звучание и немного усиливает динамику 2-ого куплета. Его роль – подголосок к мелодии куплета, как у стального барабана в припеве.
Сравним их по тактам. 1-ый такт – 1. И подголосок, и мелодия состоят из 1-ой ноты – До и Ми в составе аккорда Am. 2. Начала у них разные: у подголоска – 1-ая доля такта, у мелодии 2-ая доля, но в окончаниях они соединяются. 2-ой такт – ритмически почти одинаковы. 3-ий такт – в подголоске это фраза ритмически из 1-ого такта, но смещённая на 8-ую длительность. Если не смещать, звучит нескладно. Теперь о нотах: в 2-ом такте фразы начинаются с аккордовых нот – Ми и Ля – они сливаются с гармонией струнных. Потом ноты Ре и Соль – неаккордовые – звучит напряженно. Потом аккордовая Ми противостоит с ближайшей неаккордовой нотой Фа – звучит ещё напряжённей, потому что между Фа и Ми расстояние наименьшее – в 1 полутон. И далее обе ноты Фа – аккордовые – звучит опять слитно. Это важный принцип создания мелодий – чередование напряжения и разряжения. 4-ый такт – конец 1-ого предложения мелодии и начало 2-ого. В подголоске же 1 фигура повторяется 4 раза с незначительными изменениями – 2 раза повтор, а в 3-ий и 4-ый раз 3-я и 4-я ноты опущены вниз на ступень.
Это приём остинато – от итал. ostianto или англ. obstinate – в переводе упрямый, настойчивый. Это многократное повторение без изменений одной и той же ритмической фигуры. То есть инструмент твердит одно и то же и его не переубедить. В уроке 6 мы поняли, что с мелодией это не работает – она становится надоедливой. Но для инструментов сопровождения – в самый раз.
Во 2-ой части куплета ноты у подголоска те же, только немного отличаются первые 2 такта. 1-ый такт – мелодия смещена на 8-ую + на неё же сдвинуты 2 последние ноты фразы. 2-ой такт – добавлена 1 нота. В тактах перед припевом у синтезатора новая фигура – 8-ая нота – 8-ая пауза и чередование 2-х 8-ых нот и 8-ых пауз.
2-ой припев точно такой же, как и 1-ый. Проигрыш мы рассмотрели в прошлом уроке.
3-ий припев также отличается от прошлых 2-х, как и 2-ой куплет от 1-ого – партией синтезатора. Только здесь это уже не подголосок, а сопровождение в виде ритмической фигурации. И эта партия в неизменном виде продолжается до самого конца песни. Тот же приём остинато, что и в куплете, но с 2-мя отличиями: 1 – более однообразная фигура, 2 — более учащённый ритм – 8-ые и 16-ые ноты, когда в куплете были только 8-ые. Её основа – повторяющаяся нота Фа – знакомая нам малая терция аккорда Dm. В некоторых местах к ноте Фа добавлена нота Ля – квинта Dm. Без неё звучит более тускло и однообразно. С ней же — ярче. Также она усиливает ударение в мелодии, особенно на 1 и 3 долях такта. В 3 и 4 тактах фигура опускается на ноту E – это большая терция аккорда C. Этот приём называется секвенцией и с ним мы уже знакомы. И эти 4 такта далее неизменно повторяются до конца песни.
Проигрыш после 3-его припева – это копия 2-ой половины вступления, только с рассмотренным выше синтезатором и с той же нотной партией.
Окончание – последняя часть песни, как и вступление, без слов и на основе материала припева и повторениях. Здесь в отличие от вступления, инструменты плавно пропадают Его длина 9 тактов и состоит оно из 3-х частей. В 1-ой части из 4-х тактов после проигрыша отключаются 2 инструмента – гитара и бас. Во 2-ой части также из 4-х тактов отключаются барабаны, тарелки и фортепиано. Можно отключать инструменты обратно их включению во вступлении, но для разнообразия лучше поменять порядок, как здесь. И последняя 3-ья часть состоит из 1-ого такта. В ней струнные гармонии, электронный кларнет мелодии и сбивка ритма ставят последнюю точку в песне – соответственно, аккорд Dm, нота фа и 2 удара по томам.
Так мы разобрали все части песни. Напоследок послушаем и сравним отдельно все сбивки песни по нотам и звучаниям. Их в песне – 11 штук.
1 — сбивка во вступлении – 8-ми нотами и звуки не массивные.
2 – сбивка внутри 1-ого куплета — неровная по ритму и более массивная по звучанию.
3 – сбивка перед 1-ым припевом – массивная и учащённая – 16-ые ноты.
4 – сбивка во 2-ом куплете – она такая же, как и в 1-ом.
5 – сбивка перед 2-ым припевом та же, что и перед 1-ым.
6 – сбивка перед проигрышем – на слабых долях такта.
7 – сбивка внутри проигрыша – подъём 8-ыми и спуск 16-ми.
8 – сбивка перед 3-м припевом – новая, со смещением нот на 16-ую длительность от ровного положения.
9 – сбивка перед окончанием песни – 2 редких удара и за ними 2 частых 16-ми.
10 – сбивка внутри окончания – простая из 2-х ударов.
11 – сбивка в конце песни – растянута на весь такт и в отличие от всех предыдущих в ней нет удара по тарелке Crash. Сбивки оживляют звучание и разграничивают части песни или их внутренние половины. Без них звучание было бы скучным. И ещё важно: они отличаются друг от друга. Если бы везде была одна и та же сбивка, это было бы предсказуемо и неинтересно. При их создании нет жёстких правил – делаете опыты с ритмом и останавливаетесь на понравившемся звучании.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились со вступлением и окончанием песни. Поняли, по каким законам они создаются и как сбивками связываются все части песни в единое целое. Со знаниями теории музыки или творческой частью при создании песни мы этим уроком закончили и далее поговорим про звукорежиссуру – технической частью и звукообразовании. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.