ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Наконец я записал 1-ый видеоурок для проекта по обзору моей песни из боковой панели сайта. Этот и следующие видеоуроки будут логически связаны и объединены в миникурс для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере».
Это логичное начало для обучения созданию музыки с нуля — изучить из чего состоит песня изнутри, инструмент за инструментом, видя их внешний вид и ноты и слушая звучание. В этом уроке речь о ритме и инструментах — барабаны, бас и тарелки. Видеоурок ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ
00:00 – введение: суть урока
01:14 – общее знакомство с песней
02:15 – ритм и его инструменты
02:47 – барабаны: внешний вид
03:42 – барабаны: нотные партии
04:32 – бас-гитара и ноты
05:53 – тарелка-хэт: внешний вид
06:45 – тарелка-хэт: нотные партии
07:57 – томы: барабаны для сбивок
08:48 – тарелки crash и ride: внешний вид
09:23 – автоматизация панорамы сбивки
10:06 – понятие темпа и его виды
11:33 – понятие музыкального размера
13:02 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Моя главная цель – научить новичков писать свои песни. И начать нужно с обзора из чего состоит песня на примере.
Сделать это можно с помощью карты «Атлас Песни». Песня в ней — цель в центре, а вокруг – этапы её создания. И в обучении нужно идти от общего к частному – от взгляда на песню в целом до рассмотрения отдельных её частей подробно. Это мы сделаем в этом уроке и нескольких следующих.
Это видео для новичков – мало терминов и только важные и с упрощениями, которые часто применяются на практике при создании музыки. Вы всё поймёте, потому что не только услышите в звуке, но и увидите внешний вид инструментов и их игру в нотах. Даже если Вы пока их не знаете – ничего страшного. Я поясню, но вдаваться в подробности не буду. Сразу смотрим на практические примеры. И только то, что надо из теории для их понимания, то я и рассказываю. Приступим.
Основная часть. Sonar 8 – программная музыкальная студия. В ней я сочиняю музыку и сейчас в ней открыт пример песни в стиле Soft Rock – мягкий рок. Слева – названия инструментов. Справа – их нотные партии. Песню по строению можно разложить на 2 плоскости – вертикальную и горизонтальную. Рассмотрим их по порядку и подробно.
Вертикальная плоскость — фактура песни или её содержание. Это все инструменты, что звучат одновременно при прослушивании любой части песни — например, припева. Песня состоит из музыки и текста. Если текст это просто слова, то музыка состоит из 3-х частей – ритм, гармония и мелодия. Это как у дома – основание, стены и крыша. Рассмотрим их по порядку. В этом уроке поговорим о ритме.
Ритм – это то, что играют 3 инструмента: барабаны — Drums, бас – Bass и тарелки – Hat и Open Hat. Рассмотрим инструменты по порядку.
а) Барабаны (Drums) – это 2 главных инструмента ритма. Они на отдельных дорожках. Чтобы их увидеть, нужно раскрыть папку Drums. Они есть в любой песне и входят в состав ударной установки.
1 — большой барабан или по-другому бочка – Kick. В переводе с английского «пинок», потому что барабанщик нажимает на педаль ногой и молоточек ударяет по барабану.
2 — малый барабан или по-другому рабочий – Snare. В переводе с английского это «ловушка». Он звучит звонко, как будто ловушка захлопывается.
Чтобы посмотреть партии барабанов в нотах, нужно выделить дорожки и нажать кнопку Staff View – нотный стан. 2 палочки в начале его – это ключ ударных. Есть скрипичный ключ, но он для других инструментов – с высотой тона.
Ритм – это чередование нот и пауз во времени. Нота – это круг, треугольник с палочкой – звук есть, а пауза – это загогулина – звука нет. В такте 4 отметки – это доли. Большой барабан играет на 1 и 3 долю, а малый – на 2 и 4. Это самый простой ритм в жанрах поп и рок – попеременная игра большого и малого барабана. Перейдём к басу.
б) Бас (Bass) — его играет бас-гитара. Это электрогитара с 4-мя толстыми струнами. В начале нотоносца басовый ключ для записи её партии. В отличие от бочки или рабочего у баса есть высота тона — он играет выше/ниже. О том, почему ноты по высоте именно эти, я скажу в следующем уроке после показа гармонии. А здесь важно заметить: бас с бочкой играют в одном ритме – ноты в основном совпадают по времени. Это характерно для стиля рок. Но есть и другие партии – их шаблоны можно послушать в инструменте Cakewalk Studio Instruments — Bass Guitar в папке Rock . А теперь перейдём к тарелкам.
в) Тарелки (Hat) — это 2 медные пластины одна на другой, закреплённые на стальном стержне. Hat – с английского шляпка, что и вправду похоже. Hat – это закрытая тарелка – 2 пластины прислонены друг к другу. Можно было написать Closed. Он звучит коротко и мягко. Open Hat – открытая тарелка. Барабанщик нажал на педаль – верхняя пластинка приподнялась над нижней, так что свободно болтается — и ударил по ней палочкой.
У закрытой тарелки ритм ровный и непрерывный. Это называется пульсация. Заметьте – закрытая тарелка чередуется с открытой. Можно прослушать каждую ноту отдельно с помощью кнопки Scrub — с англ. скрести. Ещё заметьте — звучание доносится справа, потому что тарелка сдвинута по панораме вправо. В то время как барабаны с басом звучали по центру. А открытая тарелка звучит слева. Заметьте – нот в 1 такте всего 2, потому что открытая тарелка звучит долго в отличие от закрытой, где нот поэтому и побольше.
Итак, барабаны и тарелки вместе образуют цельный инструмент в виде барабанной установки. И чтобы её изучить до конца, посмотрим ещё на 2 группы инструментов – томы и тарелки.
Томы – это 3 барабана с разной высотой звучания. Это бас-том, тенор-том и альт-том. Они применяются в сбивке. Сбивка – это поочерёдная игра барабанов перед началом другой части песни, обычно припева. Сбивка обычно оканчивается раскатистым ударом по тарелке, которая называется Crash – с англ. грохот, сильный удар. Она слева в ударной установке. А справа тарелка Ride – звучит мягко. Её в этом примере песни нет. Ride в переводе с английского — «ехать». Смысл её в поддержке ритма. Сбивки есть разные – и в них могут быть задействованы не только тома, но и бочка, и рабочий. Наоборот, тома можно применять при обычной игре, а не только в сбивке.
Последний момент – барабаны для сбивки размещены в разных местах, а мы услышали все барабаны по центру. Включим изменение нот по панораме по графику – это называется автоматизацией. Раскроем папку дорожки и увидим зелёный график. В нём панорама меняется справа налево – на нижней точке написано 80% R – right – справа. А на верхней 80% L. L – это Left – слева. Нажму на Automation Read Enable – включить чтение графика изменений. До этого оно было отключено.
В конце урока кратко рассмотрим 2 важные вещи по ритму — это темп и размер.
Темп – это скорость звучания песни. Он измеряется в числе ударов в минуту и сейчас 115, что задано в поле Tempo. Это умеренный темп. Если поставить 90 ударов – песня будет звучать растянутей, потому это медленный темп — инструменты играют реже во времени. Если поставить 140 ударов – песня сожмётся, потому что это быстрый темп — инструменты играют чаще во времени. 200 ударов – это очень быстрый темп.
Размер написан в начале нотоносца и он обозначает сколько долей в 1 такте и каких. Самый ходовой размер – 4/4 – 1 такт состоит из 4 четвертных долей. Это показывает метроном – прибор, который отсчитывает доли звуком щелчка. Причём 1ый щелчок в такте громче других — так обозначается граница тактов.
С помощью команды Insert -> Meter/Key Change можно в любое место вставить новый размер – например, 6/8. То есть у нас было 4 четвертных доли, на каждую из которых играют бочка и рабочий попеременно. А теперь мы взяли одну 4-ть и поделили её на 2 – получилась 8-ая доля и таких 8-ых долей мы 6 штук взяли и воткнули в 1 такт. Поэтому и получилось 6/8 – метроном отсчитает 6 ударов и более часто. Но песни в 99% случаев написаны именно в размере 4/4 – он простой для восприятия и написания музыки.
Итак, с ритмом или основанием дома мы разобрались.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с ритмом — основой аранжировки или музыкального сопровождения песни, разобрали состав инструментов, поняли, что ритм – это барабаны, тарелки, бас. В следующем уроке мы поговорим о гармонии.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.