ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 3-ой видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о мелодии песни и про её 3-х гловных составляющих — лад, ритм и синтаксис. Подробно разобрано настроение и строение мелодии в нотах. Разобраны самые важные знаки нотного письма — понижение и повышение нот на полутон: диез, бемоль и бекар. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – мелодия песни и её инструменты
01:27 – понятие лада в мелодии
02:23 – вид раскладки пианино и формула лада
04:08 – знаки изменения нот на полутон: диез, бемоль, бекар
04:54 – перевод мелодии из грустной в весёлую
05:36 – понятие ритма в мелодии
06:55 – значение лада и ритма вместе
07:33 – разбор ритма и его простота, паузы
08:24 – понятие синкопы и её влияние на мелодию
09:00 – понятие синтаксиса в мелодии
09:36 – строение мелодии: предложения
10:38 – секвенция как способ видоизменения фразы
11:20 – строение мелодии: мотивы
11:47 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 2-х уроках мы разобрали гармонию и ритм песни. Если Вы их не смотрели – обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про мелодию или крышу дома. Приступим.
Основная часть. Мелодия – это более гибкая по ритму и составу линия нот в отличие от ритма, гармонии и других партий песни. Она главная и по ней песня и запоминается. Её в припеве исполняет голос. Но до этого она сочиняется на другом инструменте – часто на фортепиано и вместе с гармонией. Во вступлении и окончании этой песни её играет кларнет, правда не живой, а электронный, созданный в синтезаторе. Откроем ноты и послушаем его отдельно. Любая мелодия состоит из 3-х частей – лад, ритм и синтаксис. Рассмотрим их по порядку и подробно.
А. Лад – это состав нот, из которых строится мелодия. Он отвечает за её настроение. Лад – это как набор цветных карандашей. Если в нём больше тёплых оттенков – желтые, оранжевые, красные, то и картина будет нарисована светлая, радостная. И наоборот, если больше синих, фиолетовых, вплоть до чёрных, то и картина будет тёмная, печальная.
2 самых применяемых в музыке лада – мажорный и минорный . Определить лад мелодии просто – нужно выписать все её ноты подряд и посмотреть на их состав по формуле как в математике. Давайте это и сделаем. Теперь перейдём в вид раскладки пианино – кнопка Piano Roll. Здесь ноты в виде прямоугольников. Слева – клавиатура фортепиано. Послушаем их по порядку, чтобы узнать настроение. Звучит грустно, поэтому лад минорный. Почему так? Всё дело в формуле. Чтобы её соотнести со звуками, нужно знать понятия тон и полутон.
Полутон – это наименьшее расстояние между нотами в музыке. Оно похоже на лестницу со ступеньками, когда сразу за одной ступенькой есть другая. Здесь их всего 2 — 2 полутона. Если же между нотами есть пустое место, в котором нет ступеньки, то это расстояние тон или 2 полутона. Логично – 2 х ½ будет 1. И в каком порядке следуют тона и полутона и называется формулой лада.
Здесь она – Т-П-Т-Т-П-Т-Т. Это формула минора. Поэтому и мелодия грустная. Чтобы из минора сделать мажор, нужно поднять на 1 полутон 3, 6 и 7 ступень. Послушаем. Да, звучит радостно, потому что теперь это формула мажорного лада – Т-Т-П-Т-Т-Т-П.
Вернёмся в нотный стан и увидим, что перед нотами появились непонятные значки. Это одни из самых важных знаков в нотной записи.
Знак решётки # — это диез. Он значит, что нота повышена на полтона. Он есть у 3 и 7 ноты и это логично – мы же передвинули на ступеньку вверх.
Знак маленькой b – это бемоль. Он значит, что нота понижена на полтона. И он записан у ключа на линейке ноты си. Это значит, что все ноты Си в песне понижены на полтона. Но мы же её как 6 ступень тоже повысили.
Поэтому перед ней появился ещё один знак – бекар. Это знак отмены. То есть бемоль у ключа на эту ноту си не действует – она не понижена, как была, потому что мы её повысили.
И чтобы мелодия стала весёлой, она должна состоять из нот мажорного лада, который мы получили. Повысим все ноты фа на 1 полутон. И ещё – в гармонии 1ый аккорд Dm. Чтобы из него сделать D, нужно 2 ноту поднять на полутон. Мелодия стала звучать светлее. Вернём всё, как было. Итак, лад – это набор кирпичей для строительства. А вот как их выкладывать в стене зависит от ритма.
Б. Ритм – да, он есть не только в виде ударных инструментов, но и внутри мелодии. Чтобы его выделить отдельно и рассмотреть без привязки к высоте нот, переместим все ноты на уровень ноты фа. Получится мелодия из 1 ноты. Послушаем. Да, звучит скучно, потому что это как картинка из одного цвета. Разные ноты лада и были теми красками, что мы убрали. И получился чёрно-белый набросок. Это могло бы сгодиться за вспомогательную партию в аранжировке. Но только не для мелодии. Это всё равно, что монотонно бубнеть себе что-то под нос. Это был ритм без лада.
Но и лад без ритма – это тоже бессмысленный набор нот, а не мелодия. Расставим все ноты мелодии по четвертям. Послушаем. Теперь краски есть, но они не укладываются в рисунок. Это просто перекличка нот мелодии как солдат в строю – ничего интересного. Отсюда важный вывод: ритм и лад вместе делают мелодию запоминающейся.
Лад – ось мелодии по вертикали, набор разных нот по высоте и разноцветные краски.
Ритм – ось мелодии по горизонтали, набор разных нот по длительностям и чёрно-белый рисунок.
Друг без друга в случае с мелодией они не работают. Это и есть умение композитора – сочетать их между собой так, чтобы создать что-то цепляющее и осмысленное. И если гармонию и ритм можно взять по шаблону, то с мелодией так не получится. Поэтому её сочинение — самое сложное и интересное занятие.
Вернёмся к исходной мелодии. Согласитесь, её легко спеть и запомнить. Почему так? 1 причина – в ритме, а 2-ая – в синтаксисе, который мы рассмотрим чуть позже. Итак, ритм. Он здесь очень простой – все ноты одинаковые по длительности: только 8-ые. В 1-м уроке мы говорили о такте. Такт – это цена деления в длине песни, как 1 см на линейке. И в такте 4 доли. 8-ая нота занимает половину 4-ной доли, что логично: ¼ поделить на 2 будет 1/8.
Но мы же уже слушали одни лишь четвертные ноты без ритма и это было не интересно. А в чём же здесь дело? А дело в паузах. Заметьте, что они здесь разные: палочка с хвостиком – 8-ая пауза, закорючка в виде молнии – 4-ная пауза. А во 2-й половине 2-ого такта вообще нету пауз. Это было достигнуто просто – изначально 4 и 5 нота в 1-м такте совпадали с 4-ми долями такта. Но они были сдвинуты на 8-ую назад и попали не на доли – чёрточки такта, а между долями – пустоты. Такое смещение нот называется синкопа. Это мощный приём, который украшает мелодию. Согласитесь, этот ритм просто запомнить и простучать или прохлопать. Перейдём к понятию синтаксис.
В. Синтаксис – это деление мелодии на чёткие более мелкие единицы – предложения, фразы и мотивы. Также как абзац в тексте делится на предложения, фразы и слова. Синтаксис изучает строение мелодии как человеческой речи.
Мы никогда не говорим на одной высоте тона и в одном ритме – у нас есть паузы, ускорения, разные интонации – вопрос, восклицание и т.д. Тоже самое и в мелодии – в каких местах у неё остановки, размеренная игра нот или с ускорением/замедлением, спокойная или с восклицанием. Рассмотрим строение мелодии от крупного к мелкому. Итак, мелодия припева состоит из 8 тактов. Причём её 1-ая половина из 4-х тактов и 2-ая половина тоже из 4-х тактов – одинаковые, то есть это простое повторение.
— Предложение – это и есть 1 половина мелодии длиной в 4 такта. 2 предложения и образуют целую мелодию. Они могут быть разными, отличаться чуть-чуть и одинаковыми. Здесь они одинаковые. Предложение делится на фразы.
— Фраза – это часть предложения, отделённая паузами как запятыми на письме. В этой мелодии они разграничены 2-мя 4-ми паузам – во 2-м такте и в 4-м. Эти 2 паузы делят мелодию на 3 разные по длине фразы: 1ая – в 1 такте, 2ая – самая длинная — во 2-м и 3-м такте – и 3-ья — самая короткая – в 4-м такте. Мелодия простая и легко запоминается, потому что фразы похожи по строению – работает принцип повтора. Так 1-ая фраза и 2-ая половина 2-ой фразы – одинаковы по ритму. А по высоте разница тоже небольшая – достаточно 4 ноты в 1 фразе опустить на ступеньку ниже и получится 2-ая половина 2-ой фразы.
Это называется секвенция – повторение фразы или её части на другой высоте. Также похожи 1-ая половина 2-ой фразы и 3-ья фраза. Вывод – ноты из 1 и 2 такта были сочинены, а потом просто скопированы в 3 и 4 такт и чуть изменены. Так и получилось 1 предложение. Фразы делятся на мотивы.
— Мотив – это самая мелкая единица мелодии, чаще из 2-3 нот. Мотив с англ. motive – движение. Это то, что двигает мелодию, на чём она держится. Так 1-ая фраза состоит из 2-х мотивов: 1-ый из 2-х нот – фа-ре, 2-ой из 3-х нот – ми-фа-фа. Здесь мотив выразительный, запоминаемый, поэтому мелодию легко запомнить.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с мелодией – самой главной составляющей любой песни, по которой её узнают и отличают от остальных. Поняли, что она — это голос или другой ведущий инструмент. В следующем уроке мы поговорим о тексте песни. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.