Урок 04 — текст

Из чего состоит песня. Текст Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 4-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о тексте песни и про законы его создания. Разобраны 2 посыла музыки — чувственный и смысловой и как сделать так, чтобы текст им соответствовал. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 4 - Текст. Припев | Из чего состоит песня | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:35 – общее понятие о тексте песни
01:02 – 1 особенность текста — не поэзия
02:12 – 2 особенность текста — соответсвие мелодии
03:07 – 1-ый посыл музыки — чувственный
03:34 – грусть в гармонии: аккорд и его состав из терций
04:50 – грусть в мелодии: малая терция
05:23 – движение мелодии: скачки и ступени
06:25 – окрашивание мелодии гармонией
06:51 – 2-ый посыл музыки — смысловой
07:24 – название и сюжет песни
08:24 – схема создания текста
08:35 – язык слов песни и повествование от 1 лица
08:59 – синтаксис и ритм текста, их соответствие мелодии
10:22 – рифмы и простота слов текста
10:52 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 3-х уроках мы разобрали её 3 музыкальных составляющих – ритм, гармонию и мелодию. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про смысловую составляющую песни — текст. Приступим.

Основная часть. Текст – это слова песни. Они часто сочиняются на готовую мелодию, прописываются под её нотами на нотоносце и озвучиваются певцом. Послушаем. . Для текста песни в отличие от обычного важны 2 вещи:
1 – текст песни – это не поэзия и не литература: не нужны витиеватые фразы, переносные смыслы и сложные художественные приёмы. Не надо, чтобы слушатель задумывался, о чём же хотел сказать исполнитель, что именно он имел в виду.

Цель текста песни – передать чувства и рассказать о событиях, обстановке с помощью простых слов из разговорной речи. Песня – это рассказ обычного человека. И он будет изъясняться просто и понятно, как в жизни, а не вычурно как в художественной литературе. Тем более, люди в основном не вдумываются в текст при прослушанивании песни — они сосредоточены на голосе и мелодии.

Вот пример замудренного текста: «Мой туманный взор, из роя мыслей сих, как на подбор, очистил вмиг. Этот тайный знак, ниспосланный из тьмы, не просто так — они верны». Звучит красиво, но не непонятно. Хоть этот текст не портит мелодию, но он загадочный и лучше бы его приспособить к загадочной мелодии.

2 — задача текста – подкреплять характер музыки. Чувство мелодии должно быть логично связано со смыслом текста. Так, если песня весёлая, возможно про праздник, то слова с оттенками грусти, злости будут неуместны. А для этого нужно прислушаться к музыке и понять, что она несёт, о чём именно под неё будет петь логично.

Так эта грустная мелодия обесценится и потеряет своё чувственное воздействие на слушателя, если под неё спеть что-то вроде: «Я пошёл поспать, но мишку не нашёл, и лёг в кровать без сладких снов. Плюшевый медведь, как не терять мне впредь, тебя, мой друг, что был таков». Да, текст понятный, но он не в тему и мелодия с ним перестаёт восприниматься всерьёз. Отсюда важный вывод: слова должны соответствовать музыке в общем и мелодии в частности.

Мелодия вместе с гармонией содержит 2 посыла — чувственный и смысловой. Рассмотрим их по порядку и подробно.

Чувственный посыл – это настроение и чувство, передаваемое музыкой. Она может быть весёлой, грустной, торжественной, таинственной и т.д. В этой песне она грустная, что выражено в 2-х вещах: 1 — в аккордах гармонии и 2 — в мотиве мелодии и его связи с аккордами.

В уроке про гармонию мы поняли, что 1-ый и главный аккорд здесь Dm – он грустный. Почему он такой? Всё дело в составе нот в нём.  Чтобы его рассмотреть, перейдём в вид раскладки пианино. Здесь короткие прямоугольники – это мелодия, а длинные под ними – аккорды. Смотрите: у аккорда 3 ноты. И в уроке про мелодию мы повышали его среднюю ноту на полтона, и он превращался из минорного в мажорный.  И дело здесь в промежутках между его нотами — терциях. 3 полутона между нотами – это малая терция – она звучит грустно. 4 полутона – это большая терция – она звучит радостно.

Вся хитрость в том, какая из них в аккорде внизу, а какая вверху. Если сначала большая, потом малая – аккорд мажорный, весёлый. Если же наоборот, то минорный, грустный. И раз Dm в последовательности 1-ый, он задаёт общее грустное настроение гармонии.

Теперь перейдём к 1-му мотиву мелодии. Заметьте: он начинается с ноты Фа и заканчивается на ней, а ведь она – это и есть малая терция аккорда Dm. Мало того, что аккорд грустный, так ещё и в мелодии упор именно на той ноте аккорда, которая и создаёт эту грусть. Если 1-ую фразу мелодии опустить с ноты Фа на ноту Ре, то настроение будет не грустным. И ещё в прошлом уроке мы выяснили, что лад у мелодии – минорный исходя из формулы лада.

Заметьте: во 2-м такте сочетаются 2 вида движения – скачкообразное и плавное.

Движение нот по ступеням называется плавным. Расстояние между нотами при этом — секунда. Секундовое движение – это синоним распевности: чем больше его в мелодии, тем легче её напеть. Скачок здесь всего 1 – на кварту. И потом плавное движение вниз. Это важный принцип заполнения скачка, что часто применяется при создании мелодии. И скачок подходит для выражения сильного чувства, в то время как движение по ступеням – для обычной речи. Так в тексте скачок приходится на слова: I know I was – герой делает упор на том, что он понял свою ошибку. Уберём скачок и послушаем. Теперь в этой фразе меньше чувств и звучит не так убедительно.

Заметьте: как влияет гармония. Если кварту прослушать отдельно, без аккорда – она звучит светло, призывно. Но если добавить аккорд, она звучит более мягко и грустно. В этом сила гармонии – окрашивать мелодию. Это как на красочный рисунок в тёплых тонах посмотреть сквозь синее стекло.

Смысловой посыл – это тема мелодии или о чём она может быть. 90% всех песен написаны про любовь. Это самая используемая тема, так как любить и быть любимым – это потребность каждого человека. И эта песня не исключение. Грустное настроение музыки + любовная тематика текста создаёт образ неудачной любви.

А к какому событию или состоянию можно привязать эту грусть? Я слышу в 1-ой фразе интонацию просьбы. . И эта просьба была воплощена в 1-ой строчке припева — главной мысли и одновременно названии песни – Don’t You Walk Away – Стой, не уходи. Это важно: в припеве должно быть название песни и часто с него он и начинается. Здесь эта фраза при обращении молодого человека к возлюбленной стала основой для сюжета песни. Это драматургия – от. греч. drama – «действие» — обстановка и события песни, линия поведения героя.

Сюжет здесь до банальности прост и подобный часто используется в любовных песнях: он причинил боль своей возлюбленной – она ушла от него – он спустя какое-то время осознал свою ошибку и теперь раскаиваясь просит вернуться, понимает, что без неё ему плохо. Это всё отражено в тексте припева по строчкам – . Это его слова и их перевод на русский. В 1 предложении мелодии герой признаёт ошибку – не уходи, я не прав, мне нужна твоя любовь. Во 2-м предложении он уговаривает девушку вернуться, одуматься и повторяет, что ему нужна её любовь.

Рассмотрим подробнее текст и законы его построения. Текст создан по схеме: выбор темы – составление сюжета – написание слов припева, куплета и т.д.

1 – язык песни – английский. На нём мне лично сочинять проще, чем на русском, так как слова в нём более короткие и большее разнообразие в выборе рифм.

2 – повествование – от 1 лица, когда историю сам рассказывает герой песни, а не сторонний рассказчик. Явный признак этого – местоимение I – я. Это придаёт песне характер исповеди и от 1 лица в песнях поётся чаще всего.

3 – синтаксис. Как в 1 предложении мелодии 3 фразы, так и в строфе текста 3 строчки. Каждая строка равна по числу слогов своей фразе и смысловое разделение их совпадает с делением мелодии на фразы.

4 – ритм слов. Здесь есть 2 важных правила:

Правило №1 — 1 слог слова приходится на 1 ноту мелодии. В песне оно соблюдается. Хотя гласные можно растягивать и на 2-3 ноты.

Правило №2 — ударения в словах должны совпадать с ударениями в мелодии. Обычно ударные ноты в 1 и 3 долях – это сильные доли такта, а 2 и 4 – слабые. Это правило работает и в отношении ритма ударных.

Заметьте противопоставление: в 1 такте – начало фразы — сильная-слабая доля, а во 2 такте – начало фразы – слабая сильная доля. При несовпадении ударений в слогах текста и в нотах мелодии звучание нескладное. Так если спеть вместо «Don’t you walk away» фразу «today my love’s gone», будет звучать рассогласованно, потому что ударения в слове today и в связке my love на 2-м слоге.

5 – рифмы – здесь не сложные, но и не банальные. 1 связка – «stay – away» – глагол «остаться» и наречие «прочь». 2 связка – «plans – chance» — оба существительные, но в разных числах – множественное число слова план и единственное число слова «возможность».

6 – слова – среди нет ни одного заумного и непонятного. Все слова ясны, однозначны в толковании и запоминаются легко. Как видите, здесь текст простой и соответствуют настроению мелодии.


Заключение. В этом уроке Вы познакомились с текстом песни – её смысловой составляющей. Поняли, по каким законам он создаётся и что он чаще всего сочиняется на готовую мелодию. На этом с вертикальным измерением или содержанием песни мы закончили. И в следующих уроках поговорим о горизонтальном измерении или форме песни – её строении из куплета, припева и других частей. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения