ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 4-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о тексте песни и про законы его создания. Разобраны 2 посыла музыки — чувственный и смысловой и как сделать так, чтобы текст им соответствовал. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:35 – общее понятие о тексте песни
01:02 – 1 особенность текста — не поэзия
02:12 – 2 особенность текста — соответсвие мелодии
03:07 – 1-ый посыл музыки — чувственный
03:34 – грусть в гармонии: аккорд и его состав из терций
04:50 – грусть в мелодии: малая терция
05:23 – движение мелодии: скачки и ступени
06:25 – окрашивание мелодии гармонией
06:51 – 2-ый посыл музыки — смысловой
07:24 – название и сюжет песни
08:24 – схема создания текста
08:35 – язык слов песни и повествование от 1 лица
08:59 – синтаксис и ритм текста, их соответствие мелодии
10:22 – рифмы и простота слов текста
10:52 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 3-х уроках мы разобрали её 3 музыкальных составляющих – ритм, гармонию и мелодию. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про смысловую составляющую песни — текст. Приступим.
Основная часть. Текст – это слова песни. Они часто сочиняются на готовую мелодию, прописываются под её нотами на нотоносце и озвучиваются певцом. Послушаем. . Для текста песни в отличие от обычного важны 2 вещи:
1 – текст песни – это не поэзия и не литература: не нужны витиеватые фразы, переносные смыслы и сложные художественные приёмы. Не надо, чтобы слушатель задумывался, о чём же хотел сказать исполнитель, что именно он имел в виду.
Цель текста песни – передать чувства и рассказать о событиях, обстановке с помощью простых слов из разговорной речи. Песня – это рассказ обычного человека. И он будет изъясняться просто и понятно, как в жизни, а не вычурно как в художественной литературе. Тем более, люди в основном не вдумываются в текст при прослушанивании песни — они сосредоточены на голосе и мелодии.
Вот пример замудренного текста: «Мой туманный взор, из роя мыслей сих, как на подбор, очистил вмиг. Этот тайный знак, ниспосланный из тьмы, не просто так — они верны». Звучит красиво, но не непонятно. Хоть этот текст не портит мелодию, но он загадочный и лучше бы его приспособить к загадочной мелодии.
2 — задача текста – подкреплять характер музыки. Чувство мелодии должно быть логично связано со смыслом текста. Так, если песня весёлая, возможно про праздник, то слова с оттенками грусти, злости будут неуместны. А для этого нужно прислушаться к музыке и понять, что она несёт, о чём именно под неё будет петь логично.
Так эта грустная мелодия обесценится и потеряет своё чувственное воздействие на слушателя, если под неё спеть что-то вроде: «Я пошёл поспать, но мишку не нашёл, и лёг в кровать без сладких снов. Плюшевый медведь, как не терять мне впредь, тебя, мой друг, что был таков». Да, текст понятный, но он не в тему и мелодия с ним перестаёт восприниматься всерьёз. Отсюда важный вывод: слова должны соответствовать музыке в общем и мелодии в частности.
Мелодия вместе с гармонией содержит 2 посыла — чувственный и смысловой. Рассмотрим их по порядку и подробно.
Чувственный посыл – это настроение и чувство, передаваемое музыкой. Она может быть весёлой, грустной, торжественной, таинственной и т.д. В этой песне она грустная, что выражено в 2-х вещах: 1 — в аккордах гармонии и 2 — в мотиве мелодии и его связи с аккордами.
В уроке про гармонию мы поняли, что 1-ый и главный аккорд здесь Dm – он грустный. Почему он такой? Всё дело в составе нот в нём. Чтобы его рассмотреть, перейдём в вид раскладки пианино. Здесь короткие прямоугольники – это мелодия, а длинные под ними – аккорды. Смотрите: у аккорда 3 ноты. И в уроке про мелодию мы повышали его среднюю ноту на полтона, и он превращался из минорного в мажорный. И дело здесь в промежутках между его нотами — терциях. 3 полутона между нотами – это малая терция – она звучит грустно. 4 полутона – это большая терция – она звучит радостно.
Вся хитрость в том, какая из них в аккорде внизу, а какая вверху. Если сначала большая, потом малая – аккорд мажорный, весёлый. Если же наоборот, то минорный, грустный. И раз Dm в последовательности 1-ый, он задаёт общее грустное настроение гармонии.
Теперь перейдём к 1-му мотиву мелодии. Заметьте: он начинается с ноты Фа и заканчивается на ней, а ведь она – это и есть малая терция аккорда Dm. Мало того, что аккорд грустный, так ещё и в мелодии упор именно на той ноте аккорда, которая и создаёт эту грусть. Если 1-ую фразу мелодии опустить с ноты Фа на ноту Ре, то настроение будет не грустным. И ещё в прошлом уроке мы выяснили, что лад у мелодии – минорный исходя из формулы лада.
Заметьте: во 2-м такте сочетаются 2 вида движения – скачкообразное и плавное.
Движение нот по ступеням называется плавным. Расстояние между нотами при этом — секунда. Секундовое движение – это синоним распевности: чем больше его в мелодии, тем легче её напеть. Скачок здесь всего 1 – на кварту. И потом плавное движение вниз. Это важный принцип заполнения скачка, что часто применяется при создании мелодии. И скачок подходит для выражения сильного чувства, в то время как движение по ступеням – для обычной речи. Так в тексте скачок приходится на слова: I know I was – герой делает упор на том, что он понял свою ошибку. Уберём скачок и послушаем. Теперь в этой фразе меньше чувств и звучит не так убедительно.
Заметьте: как влияет гармония. Если кварту прослушать отдельно, без аккорда – она звучит светло, призывно. Но если добавить аккорд, она звучит более мягко и грустно. В этом сила гармонии – окрашивать мелодию. Это как на красочный рисунок в тёплых тонах посмотреть сквозь синее стекло.
Смысловой посыл – это тема мелодии или о чём она может быть. 90% всех песен написаны про любовь. Это самая используемая тема, так как любить и быть любимым – это потребность каждого человека. И эта песня не исключение. Грустное настроение музыки + любовная тематика текста создаёт образ неудачной любви.
А к какому событию или состоянию можно привязать эту грусть? Я слышу в 1-ой фразе интонацию просьбы. . И эта просьба была воплощена в 1-ой строчке припева — главной мысли и одновременно названии песни – Don’t You Walk Away – Стой, не уходи. Это важно: в припеве должно быть название песни и часто с него он и начинается. Здесь эта фраза при обращении молодого человека к возлюбленной стала основой для сюжета песни. Это драматургия – от. греч. drama – «действие» — обстановка и события песни, линия поведения героя.
Сюжет здесь до банальности прост и подобный часто используется в любовных песнях: он причинил боль своей возлюбленной – она ушла от него – он спустя какое-то время осознал свою ошибку и теперь раскаиваясь просит вернуться, понимает, что без неё ему плохо. Это всё отражено в тексте припева по строчкам – . Это его слова и их перевод на русский. В 1 предложении мелодии герой признаёт ошибку – не уходи, я не прав, мне нужна твоя любовь. Во 2-м предложении он уговаривает девушку вернуться, одуматься и повторяет, что ему нужна её любовь.
Рассмотрим подробнее текст и законы его построения. Текст создан по схеме: выбор темы – составление сюжета – написание слов припева, куплета и т.д.
1 – язык песни – английский. На нём мне лично сочинять проще, чем на русском, так как слова в нём более короткие и большее разнообразие в выборе рифм.
2 – повествование – от 1 лица, когда историю сам рассказывает герой песни, а не сторонний рассказчик. Явный признак этого – местоимение I – я. Это придаёт песне характер исповеди и от 1 лица в песнях поётся чаще всего.
3 – синтаксис. Как в 1 предложении мелодии 3 фразы, так и в строфе текста 3 строчки. Каждая строка равна по числу слогов своей фразе и смысловое разделение их совпадает с делением мелодии на фразы.
4 – ритм слов. Здесь есть 2 важных правила:
Правило №1 — 1 слог слова приходится на 1 ноту мелодии. В песне оно соблюдается. Хотя гласные можно растягивать и на 2-3 ноты.
Правило №2 — ударения в словах должны совпадать с ударениями в мелодии. Обычно ударные ноты в 1 и 3 долях – это сильные доли такта, а 2 и 4 – слабые. Это правило работает и в отношении ритма ударных.
Заметьте противопоставление: в 1 такте – начало фразы — сильная-слабая доля, а во 2 такте – начало фразы – слабая сильная доля. При несовпадении ударений в слогах текста и в нотах мелодии звучание нескладное. Так если спеть вместо «Don’t you walk away» фразу «today my love’s gone», будет звучать рассогласованно, потому что ударения в слове today и в связке my love на 2-м слоге.
5 – рифмы – здесь не сложные, но и не банальные. 1 связка – «stay – away» – глагол «остаться» и наречие «прочь». 2 связка – «plans – chance» — оба существительные, но в разных числах – множественное число слова план и единственное число слова «возможность».
6 – слова – среди нет ни одного заумного и непонятного. Все слова ясны, однозначны в толковании и запоминаются легко. Как видите, здесь текст простой и соответствуют настроению мелодии.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с текстом песни – её смысловой составляющей. Поняли, по каким законам он создаётся и что он чаще всего сочиняется на готовую мелодию. На этом с вертикальным измерением или содержанием песни мы закончили. И в следующих уроках поговорим о горизонтальном измерении или форме песни – её строении из куплета, припева и других частей. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.