ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 5-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о тексте песни и про законы его создания. Разобраны 2 посыла музыки — чувственный и смысловой и как сделать так, чтобы текст им соответствовал. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:45 – форма песни и её части
02:08 – о главных частях песни — куплете и припеве
02:38 – принцип подобия куплета и припева
03:10 – принцип отличия куплета и припева
03:39 – 1-ое отличие в гармонии — состав аккордов
04:41 – 2-ое отличие в гармонии — длина аккордов
05:25 – понятие динамики и признаки её слабой и сильной
05:50 – сравнение партии барабанов куплета и припеве
06:25 – сравнение партии баса куплета и припева
06:50 – 8-ые и 16-е длительности нот: запись и отличие в звучании
07:55 – сравнение тарелок куплета и припева: разница в звукоизвлечении
09:11 – строение куплет по форме
10:05 – важный принцип развития формы
11:02 – сбивка на стыках частей формы и внутри них
11:21 – сравнение партии гитары в куплете и припеве
11:45 – сравнение партии фортепиано в куплете и припеве
12:30 – сводка отличий и подобий куплета и припева
12:53 – заключение: краткие выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлых 4-х уроках или 1-ой части этого курса мы разобрали содержание или фактуру песни – плотность её музыкальной ткани из музыкальных инструментов. Её и текст песни мы рассмотрели на примере припева. Если Вы их не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про форму песни и подробно про куплет – его гармонию и ритм. Приступим.
Основная часть. К этому уроку мы разобрали строение песни по вертикали – её содержание. Теперь поговорим про горизонталь или оформление песни – её форму.
Форма песни — это её строение из таких частей как куплет, припев, вступление, предприпев, проигрыш и концовка. Части песни в Sonar 8 размечены отметками с подписями и между ними можно быстро перемещаться выбором нужной из списка или щелчком по стрелкам панели Markers — отметки. Длину песни и частей можно измерить в тактах – они обозначены на шкале времени. Длина песни – 110 тактов и с темпом в 115 ударов в минуту она длится 3 минуты 50 секунд. Средняя длительность песни – 3 минуты 30-50 секунд.
Её части подписаны на английском: Intro – вступление, Verse – куплет, Chorus – припев, Break — проигрыш, Outro – окончание.
Её форма – вступление: 16 тактов – 1-ый куплет: 16 тактов – 1-ый припев: 8 тактов – 2-ой куплет – 2-ой припев – проигрыш: 16 тактов – 3-ий припев – проигрыш: 8 тактов – окончание: 8 тактов. Это одна из самых распространённых форм песни. Заметьте – количество тактов каждой её части делится на 4 без остатка. Это принцип квадратности и он облегчает восприятие песни слушателем.
Припев и куплет – главные части – из них состоит простейшая форма: куплет-припев, куплет-припев, а остальные – второстепенные. Каждую из них мы рассмотрим в следующих уроках, а сейчас — куплет.
Если припев – это самая важная часть песни, с её главной мелодией, мыслью и названием песни, то куплет – это рассказ истории, показ настроения песни и подготовка слушателя к припеву.
Они объединяются в форму песни по 2-м важным принципам – подобие и отличие:
1 принцип – подобие. Музыкально у куплета и припева должны быть одинаковы 2 признака:
1. Состав музыкальных инструментов гармонической и ритмической основы; 2. Стиль музыки. При нарушении они будут восприниматься как 2 разные песни, смешанные в одну. Так в этой песне у них общее: а – одна и та же ритм-секция — ударная установка и бас – их тембры не поменялись и соответствуют стилю Soft Rock; б — те же струнные играют гармонию на фоне и гитара и фортепиано по тембру.
2 принцип – отличие. Благодаря ему форма песни не смешана в кашу и слушатель отличает куплет песни от припева. А разные в них могут быть 3-вещи:
1 – нотные партии; 2 – динамика или характер игры на одном и том же инструменте;
3 – состав инструментов – кроме фона и ритм-секции.
Рассмотрим эти отличия в куплете по порядку и подробно по инструментам сверху вниз на дорожках и сравним его гармонию и ритм и припевом.
Струнные – аккорды припева и куплета отличаются по 2-м признаками – составу и длине.
1 – состав аккордов. Если в припеве была последовательность Dm-G-С-F-C, то в куплете она Am-Dm-G-C. Заметьте: связка 3 аккорда Dm-G-C в этом порядке есть и в куплете, и в припеве. Только припев начинается с неё, а в куплете она сдвинута на 2-ой такт, а в 1-м добавлен новый аккорд Am. То есть состав аккордов в целом один и тот же – это принцип подобия, но их места в тактах и 1 аккорд отличаются: Am только в куплете и F только в припеве – это принцип отличия.
2 – длина аккордов. В куплете каждый аккорд длится 2 такта, в то время как в припеве – 1 такт. Это видно по лигам – дугам, связывающим ноты тактов. То есть в куплете гармония сменяется в 2 раза реже, чем в припеве. Это делает куплет более разряженным по звучанию. Это называется динамикой и она разная в разных частях песни: в куплете она обычно слабая – меньше инструментов, они играют реже по времени, ниже по высоте и тише по громкости. В припеве наоборот сильная – больше инструментов, они играют чаще, выше и громче. В этом мы убедимся через другие инструменты.
Барабаны – их ритм в куплете и припеве одинаковый – бочка и рабочий играют попеременно. Это подкрепляет единство стиля музыки. Отличие небольшое – в 1 украшательском ударе бочки в припеве перед 3 долей. Также темп везде 115 ударов в минуту и размер – тоже 4/4. Хотя ими части тоже могут отличаться – темп в припеве может быть больше и размер менее ровный – тот же 6/8.
Бас – та же бас гитара, но партии отличаются: если в припеве был рок-бас – бочка и бас играли одновременно, то в куплете – непрерывное движение 8-ми. Точнее ноты на местах 8-ых длительностей, но сами они ещё короче – 16-ые. 8-ую ноту укоротили в 2 раза и получилась 16-ая. Если у 8-ой ноты 1 флажок и у 8-ой паузы 1 хвостик, то у 16-х нот и пауз их соответственно 2.
Важно – длина нот влияет на характер звучания. Удлиним ноты с 16 до 8-х. Это просто сделать в Piano Roll : выделить ноты, выбрать карандаш, подвести к краю любой и протянуть вправо. Сравните. В такте с 8-ми нотами звучание баса более плотное, чем в такте с 16-ми.
Заметьте: в конце 2,4 и других чётных тактов добавлены украшательства в виде 4-х 16-х нот подряд. Это вносит разнообразие и подчёркивает границы смены аккордов.
Тарелки – те же. Если отличие куплета и припева в струнных и басе в 1-ой вещи – нотных партиях, в закрытой тарелке отличие во 2-ой вещи – в характере звучания. Заметьте: ноты по ритму те же – ноты и паузы на своих местах в такте, но разное звукоизвлечение.
Нота с треугольником в куплете – это лёгкий удар палочкой по закрытой тарелке, а нота с овалом в припеве – это нажатие на педаль. И она чуть громче и ярче, чем удар палочкой. Это добавляет немного динамики припеву.
В открытой тарелке разница в ритме в 1-ноте – в куплете оба звука играют мимо долей, а в припеве 1-ый звук – мимо, а 2-ой – в долю. С метрономом, отсчитывающим доли, это легко услышать.
Это было отличие в фактуре куплета от припева по ритму и гармонии. Отличие куплета по форме в том, что он сдвоенный – состоит из 2-х частей по 8 тактов каждая и в сумме 16 тактов. Припев же одинарный и всего 8 тактов.
В 1 части куплета наименьший состав инструментов – струнные, барабаны, бас и 2 тарелки. Это обычный набор инструментов куплета, что делает его разряженным по плотности звучания и не напряжённым. Во 2-ой части добавляются 2 инструмента гармонии – гитара и фортепиано, которые есть в припеве. Это создаёт плавный подход к нему.
Это важный закон для разнообразия музыки – каждые 4 или 8 тактов что-то должно меняться в звучании. Так, если бы обе части куплета были одинаковыми в течении всех 16 тактов, то это бы затормозило развитие формы и звучало бы скучно. Потому что слушатель уже усвоил звучание и хочет разнообразия.
И ещё: обе части связаны друг с другом сбивкой, которая обычно и ставится в переходе между частями песни или 8-тактовыми половинами одной части .
Гитара – также играет аккорды боем – когда музыкант проводит рукой по всем струнам, только ритм немного отличается и аккорды растянуты на 2 такта, как у струнных. .
Фортепиано – если в припеве оно играет арпеджио , то в куплете партия смешанная: в 1 такте аккорды играют в ритме – это называется ритмической фигурацией. Здесь у Am обращение у 2-х верхних звуков – перенос их на октаву ниже. Во 2-м такте – аккорды разложены в арпеджио – это называется гармонической фигурацией.
Фигурация – это вид фигуры из нот — какой узор или рисунок у нотной партии. Фигурации – это основа аранжировки песни, поддерживающая её главную мелодию.
Итак, в этой песне отличия между куплетом и припевом в основном в нотных партиях. Тембры инструментов неизменны, характер игры отличен только у тарелки. Он бы заметно отличался, если бы в куплете звучала только закрытая тарелка, а в припеве открытая. Но здесь обе тарелки есть и в куплете, и припеве, поэтому разницы почти нет.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с формой песни – её строением по горизонтали и песенной куплетно-припевной формой. Поняли, по каким законам отличаются и похожи гармония и ритм 2-х главных частей песни – куплета и припева. В следующем уроке мы поговорим о его мелодии и тексте. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.