Урок 06 — куплет, часть 2

Из чего состоит песня. Куплет 2 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 6-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о об отличиях мелодий и текстов 2-х важных частей песни — куплета и припева. Разобрано понятие контура мелодии и правила её создания — опора на ноты аккордов и золотое правило 3-го повтора. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 6 - Куплет. Часть 2: мелодия и текст | Из чего состоит песня | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ: 
00:00 – введение: суть урока
00:34 – сравнение мелодий припева и куплета: 3 признака
01:19 – сравнение контуров 2-х мелодий
01:45 – 2 вида мелодии — речитатив и кантилена
02:29 – сравнение ритмов 2-х мелодий, повторяемость
02:58 – понятие фразировки и её разница в 2-х мелодиях
03:28 – высота мелодии и её опора на ноты аккордов
03:54 – понятие интервалов и объяснение 5 из них
05:32 – состав аккорда и сравнение мелодии на разных его ступенях
06:24 – 2 предложение мелодии куплета и сравнение с 1-м
07:02 – важное правило 3-го повтора при создании мелодии
08:00 – правила создания текста куплетов
08:55 – разбор текста 1-ого куплета и его особенности
09:34 – разбор рифм слов — на английском и русском
10:13 – разбор текста 2-ого куплета и его особенности
11:26 – прослушивание пения 1 куплета и сравнение с припевом
12:25 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлом уроке мы разобрали отличие куплета и припева по гармонии и ритму. Если Вы его не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про мелодию и текст куплетов. Приступим.

Мелодия куплетов

Основная часть. Мелодия куплета по сравнению с мелодией припева проще и однообразней по интонациям и ритму, чтобы сберечь чувства и напряжение для припева. Это принцип отличия из прошлого урока. (проиграть обе) Сравним обе мелодии по 3-м признакам – контуру, ритму и высоте. Начнём с 1-ого предложения мелодии в 1-х 4-х тактах куплета. Оно состоит из 3-х похожих фраз.

1 – контур – это воображаемая линия, проходящая через ноты мелодии. Так в припеве она похожа на волну – мелодия движется попеременно вверх и вниз. Это характерное для неё движение. Наоборот, в куплете она похоже на линию – мелодия топчется на месте, изредка шагая на другие ступени. В 1 такте куплета мелодия вообще состоит только из 1 ноты «ми», что повторяется 5 раз.

Такая мелодия на основе одной ноты называется речитативной – recite в переводе с англ. «рассказывать, перечислять». Это характерно для обычной речи. В припеве же мелодия по нотам более разнообразная и она называется кантиленой – cantilena в переводе с лат. «распевная, пение». Это известный приём противопоставления мелодий: в куплете — речитатив, а в припеве – кантилена.

Пример – мужчина в куплете читает рэп, а в припеве женщина поёт мелодию широкого дыхания – со скачками и плавным движением нот. Это создаёт разнообразие в звучании и позволяет выделить припев и его мелодию на фоне куплета.

2 – ритм. У всех 3-х фраз он одинаковый – 4 8-х нот подряд и через 1-ну 8ую паузу ещё 1-на 8-ая нота. То есть 1-ая фраза была скопирована и видоизменена: во 2-ой фразе 2 ноты ми подняты на соль, а последняя ми – на фа. В 3-ей фразе просто 4 ноты ми подняты на фа. Единственно 3-ая фраза длиннее 1-х 2-х на 2 8-ые ноты.

И ещё заметьте: в припеве мелодия начинается с 1 сильной доли такта – одновременно с аккордом и ударом барабана. А мелодия куплета, наоборот, начинается со слабой доли. Это тоже создаёт отличие куплета и припева и называется фразировкой – в каких местах у мелодии начала и окончания фраз по отношению к долям такта.

3 – высота. Обычно мелодия куплета по высоте ниже, чем в припеве. Но в этой песне это правило не соблюдается – обе мелодии на одной высоте. Если в припеве мелодия начинается с ноты фа – это малая терция аккорда Dm, то в куплете с ноты ми – это квинта аккорда Am. (обратить) Если из обращения Am сделать обычный аккорд это наглядно видно.

Поясню: расстояния между нотами называются интервалами – interval с англ. «промежуток». Их названия связаны с номерами ступеней лада. (выписать гамму). Вспомним его из 3-ого урока и повторим те интервалы, что мы уже знаем из прошлых уроков. В ладу 7 ступеней.

1-ая ступень – это прима – от англ. prime – первый, главный. Поэтому в прошлых уроках я сказал, что Dm – главный аккорд, ведь он построен от 1-ой ступени лада.

Расстояние между 1-ой и 2-ой ступенями – секунда, как движение стрелки на часах между соседними чёрточками.

Между 1-ой и 3-ей – терция – от лат. «три». В 4-м уроке мы поняли: если терция в аккорде малая – он минорный, а если большая – мажорный.

Между 1-ой и 4-ой – кварта – от лат. «четыре». Она знакома нам из слов квадрат и квартал. Кварта есть в мелодии припева. (показать)

Между 1-ой и 5-ой ступенями – квинта – от лат. «пять». Забегая вперёд скажу, что квинта есть во 2-м предложении куплета. (показать)

Важно: 1-3-5 ступени – прима-терция-квинта и образуют аккорды. И мелодия обычно основана на ступенях аккорда: в куплете это 5-ая ступень. (сместить и послушать). Если мелодию сместить на другие высоты, например, на соль, фа, ре, которых нет в составе Am, то звучать будет не так выразительно. На ноте «до» звучит неплохо – это малая терция Am, но на ми – лучше. Тем более, что малая терция уже есть в припеве. Мы рассмотрели 1-ое предложение мелодии куплета.

2-ое предложение мелодии отличается от 1-ого 2-мя вещами:
1 – в нём уже нет топтания на одной ноте и мелодия напоминает мелодию припева по высоте нот. Это принцип подобия.
2 – здесь 4 фразы вместо 3-х. Но ритм здесь такой однообразный, как и в 1-м предложении: тоже 3 фразы в одинаковом ритме. Причём 1 и 2 фразы – это копии. В 3-ей фразе другая высота нот.

Это важное правило при создании мелодии – если фраза повторилась 2 раза, то в 3-ий нужно внести изменения. Так звучание будет интересным. Нарушим это правило и с повторим 3 раза одну и ту же фразу. Стало звучать более надоедливо. 4-ая фраза отличается длиной – в ней 8 нот, а не 5, как в прошлых. И ещё в ней есть самый широкий скачок в этой песни – на квинту, который заполняется наполовину движением вниз.

Тексты куплетов

Мы рассмотрели мелодию 1-ой части куплета, которая во 2-ой его части та же самая. Теперь перейдём к текстам куплетов. Если в припевах слова и мелодии одинаковые, то в куплетах одинаковая только мелодия, а текст отличается. Это правило и текст куплетов, как и припева, также должен соответствовать 1-ой главной мысли и теме песни. Если в куплете поётся про вечеринку и веселье, а в припеве внезапно про любовь и грусть, это нестыковка и её быть не должно. И на текст куплета действуют те же законы, что и на текст припева, которые мы рассмотрели в 4-м уроке этого курса.

Текст 1 куплета на английском и его песенный перевод на русский – ритм слов тот же и есть рифмы, так что его можно спеть под музыку. Из него смысл понятен – я лишь поясню сюжет и художественные приёмы.

Особенность песни в отличие от произведения литературы в том, что события могут описываться не по порядку: сначала можно рассказать о текущем положении дел, а уже потом – о причинах этого.

1 куплет обычно излагает события, характеры героев и содержит завязку песни.
В 1 части куплета герой сразу признаёт, что был не прав и понял урок. Описывает, что увидел её в слезах после высказанного им ей чего-то плохого в порыве гнева, что её обидело.

Во 2-ой части герой описывает свои чувства и боль разлуки при помощи сравнений – в сердце игла, жизнь потеряла краски, смысл. Такие понятные сравнения допустимы. Далее обещание, что он не допустит подобного в будущем. И всё сказанное выше подводит к главной мысли песни и к припеву – герой умоляет свою девушку вернуться к нему.

Заметьте: что на английском, что на русском рифмы не банальные. В основном это сочетание разных частей речи: cleartears – это ясный и слёзы, storm-wrong – это буря и ложный, gonealone – ушла и одинокий. То же и по-русски: ясней – ручей – простая сравнительная форма прилагательного и существительное, дел – посмел – существительное во множественном числе и родительном падеже и глагол в 3 лице и прошедшем времени, игла – ушла – как прошлая пара, только существительное в единственном числе. Это важно: чем больше рифмы отличаются по значению слов и по грамматике, тем интересней и менее заезжено они звучат. 

Текст 2 куплета – (открыть текст) развивает, обобщает или заканчивает события 1-ого куплета. Здесь он их развивает и дополняет подробностями описания жизни и ощущений героя.

Так в 1-ой части он поёт про то, что в одиночестве время тянется долго, что никто его с любовью не зовёт и что ему стыдно. Он чувствует ответственность за свою ошибку – это показ сильной стороны героя: не каждый может переступить гордость и признать, что был не прав. И далее приём сравнения – герою хочется, чтобы всё происходящее было бы лишь страшным сном. Это описание его состояния.

Во 2-ой части поётся про попытки героя песни дозвониться до девушки, но её телефон отключен. Но он верит, что можно всё вернуть и старается это сделать. И он хочет вернуть время назад, чтобы не допустить случившееся. И опять сказанное логично подводит к припеву.

Это главное правило: слова куплета должны подводить слушателя к припеву. Как видите, в текстах куплета нет ничего сложного ни в словах, ни в сюжете. Да, как именно парень обидел девушку не сказано, но это и не обязательно. В этом особенность текста песни – отдельные менее значимые подробности можно опустить и это не помешает уловить главный посыл песни. Если хотите, можете поставить воспроизведение на паузу и самостоятельно вчитаться в текст куплетов и сравнить.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с отличием мелодии и текста куплетов от припева. Поняли, что задача куплетов – подготовить припев и раскрыть события песни. В следующем уроке мы поговорим о проигрыше песни – её 3-ей по значимости части после куплета и припева. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения