ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 6-ый видеоурок мини-видеокурса для новичков под названием «Из чего состоит песня на примере». В нём речь о об отличиях мелодий и текстов 2-х важных частей песни — куплета и припева. Разобрано понятие контура мелодии и правила её создания — опора на ноты аккордов и золотое правило 3-го повтора. Видеоурок можно глянуть ниже и под ним дан его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – сравнение мелодий припева и куплета: 3 признака
01:19 – сравнение контуров 2-х мелодий
01:45 – 2 вида мелодии — речитатив и кантилена
02:29 – сравнение ритмов 2-х мелодий, повторяемость
02:58 – понятие фразировки и её разница в 2-х мелодиях
03:28 – высота мелодии и её опора на ноты аккордов
03:54 – понятие интервалов и объяснение 5 из них
05:32 – состав аккорда и сравнение мелодии на разных его ступенях
06:24 – 2 предложение мелодии куплета и сравнение с 1-м
07:02 – важное правило 3-го повтора при создании мелодии
08:00 – правила создания текста куплетов
08:55 – разбор текста 1-ого куплета и его особенности
09:34 – разбор рифм слов — на английском и русском
10:13 – разбор текста 2-ого куплета и его особенности
11:26 – прослушивание пения 1 куплета и сравнение с припевом
12:25 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о строении песни. В прошлом уроке мы разобрали отличие куплета и припева по гармонии и ритму. Если Вы его не смотрели, обязательно посмотрите. В этом уроке поговорим про мелодию и текст куплетов. Приступим.
Мелодия куплетов
Основная часть. Мелодия куплета по сравнению с мелодией припева проще и однообразней по интонациям и ритму, чтобы сберечь чувства и напряжение для припева. Это принцип отличия из прошлого урока. (проиграть обе) Сравним обе мелодии по 3-м признакам – контуру, ритму и высоте. Начнём с 1-ого предложения мелодии в 1-х 4-х тактах куплета. Оно состоит из 3-х похожих фраз.
1 – контур – это воображаемая линия, проходящая через ноты мелодии. Так в припеве она похожа на волну – мелодия движется попеременно вверх и вниз. Это характерное для неё движение. Наоборот, в куплете она похоже на линию – мелодия топчется на месте, изредка шагая на другие ступени. В 1 такте куплета мелодия вообще состоит только из 1 ноты «ми», что повторяется 5 раз.
Такая мелодия на основе одной ноты называется речитативной – recite в переводе с англ. «рассказывать, перечислять». Это характерно для обычной речи. В припеве же мелодия по нотам более разнообразная и она называется кантиленой – cantilena в переводе с лат. «распевная, пение». Это известный приём противопоставления мелодий: в куплете — речитатив, а в припеве – кантилена.
Пример – мужчина в куплете читает рэп, а в припеве женщина поёт мелодию широкого дыхания – со скачками и плавным движением нот. Это создаёт разнообразие в звучании и позволяет выделить припев и его мелодию на фоне куплета.
2 – ритм. У всех 3-х фраз он одинаковый – 4 8-х нот подряд и через 1-ну 8ую паузу ещё 1-на 8-ая нота. То есть 1-ая фраза была скопирована и видоизменена: во 2-ой фразе 2 ноты ми подняты на соль, а последняя ми – на фа. В 3-ей фразе просто 4 ноты ми подняты на фа. Единственно 3-ая фраза длиннее 1-х 2-х на 2 8-ые ноты.
И ещё заметьте: в припеве мелодия начинается с 1 сильной доли такта – одновременно с аккордом и ударом барабана. А мелодия куплета, наоборот, начинается со слабой доли. Это тоже создаёт отличие куплета и припева и называется фразировкой – в каких местах у мелодии начала и окончания фраз по отношению к долям такта.
3 – высота. Обычно мелодия куплета по высоте ниже, чем в припеве. Но в этой песне это правило не соблюдается – обе мелодии на одной высоте. Если в припеве мелодия начинается с ноты фа – это малая терция аккорда Dm, то в куплете с ноты ми – это квинта аккорда Am. (обратить) Если из обращения Am сделать обычный аккорд это наглядно видно.
Поясню: расстояния между нотами называются интервалами – interval с англ. «промежуток». Их названия связаны с номерами ступеней лада. (выписать гамму). Вспомним его из 3-ого урока и повторим те интервалы, что мы уже знаем из прошлых уроков. В ладу 7 ступеней.
1-ая ступень – это прима – от англ. prime – первый, главный. Поэтому в прошлых уроках я сказал, что Dm – главный аккорд, ведь он построен от 1-ой ступени лада.
Расстояние между 1-ой и 2-ой ступенями – секунда, как движение стрелки на часах между соседними чёрточками.
Между 1-ой и 3-ей – терция – от лат. «три». В 4-м уроке мы поняли: если терция в аккорде малая – он минорный, а если большая – мажорный.
Между 1-ой и 4-ой – кварта – от лат. «четыре». Она знакома нам из слов квадрат и квартал. Кварта есть в мелодии припева. (показать)
Между 1-ой и 5-ой ступенями – квинта – от лат. «пять». Забегая вперёд скажу, что квинта есть во 2-м предложении куплета. (показать)
Важно: 1-3-5 ступени – прима-терция-квинта и образуют аккорды. И мелодия обычно основана на ступенях аккорда: в куплете это 5-ая ступень. (сместить и послушать). Если мелодию сместить на другие высоты, например, на соль, фа, ре, которых нет в составе Am, то звучать будет не так выразительно. На ноте «до» звучит неплохо – это малая терция Am, но на ми – лучше. Тем более, что малая терция уже есть в припеве. Мы рассмотрели 1-ое предложение мелодии куплета.
2-ое предложение мелодии отличается от 1-ого 2-мя вещами:
1 – в нём уже нет топтания на одной ноте и мелодия напоминает мелодию припева по высоте нот. Это принцип подобия.
2 – здесь 4 фразы вместо 3-х. Но ритм здесь такой однообразный, как и в 1-м предложении: тоже 3 фразы в одинаковом ритме. Причём 1 и 2 фразы – это копии. В 3-ей фразе другая высота нот.
Это важное правило при создании мелодии – если фраза повторилась 2 раза, то в 3-ий нужно внести изменения. Так звучание будет интересным. Нарушим это правило и с повторим 3 раза одну и ту же фразу. Стало звучать более надоедливо. 4-ая фраза отличается длиной – в ней 8 нот, а не 5, как в прошлых. И ещё в ней есть самый широкий скачок в этой песни – на квинту, который заполняется наполовину движением вниз.
Тексты куплетов
Мы рассмотрели мелодию 1-ой части куплета, которая во 2-ой его части та же самая. Теперь перейдём к текстам куплетов. Если в припевах слова и мелодии одинаковые, то в куплетах одинаковая только мелодия, а текст отличается. Это правило и текст куплетов, как и припева, также должен соответствовать 1-ой главной мысли и теме песни. Если в куплете поётся про вечеринку и веселье, а в припеве внезапно про любовь и грусть, это нестыковка и её быть не должно. И на текст куплета действуют те же законы, что и на текст припева, которые мы рассмотрели в 4-м уроке этого курса.
Текст 1 куплета на английском и его песенный перевод на русский – ритм слов тот же и есть рифмы, так что его можно спеть под музыку. Из него смысл понятен – я лишь поясню сюжет и художественные приёмы.
Особенность песни в отличие от произведения литературы в том, что события могут описываться не по порядку: сначала можно рассказать о текущем положении дел, а уже потом – о причинах этого.
1 куплет обычно излагает события, характеры героев и содержит завязку песни.
В 1 части куплета герой сразу признаёт, что был не прав и понял урок. Описывает, что увидел её в слезах после высказанного им ей чего-то плохого в порыве гнева, что её обидело.
Во 2-ой части герой описывает свои чувства и боль разлуки при помощи сравнений – в сердце игла, жизнь потеряла краски, смысл. Такие понятные сравнения допустимы. Далее обещание, что он не допустит подобного в будущем. И всё сказанное выше подводит к главной мысли песни и к припеву – герой умоляет свою девушку вернуться к нему.
Заметьте: что на английском, что на русском рифмы не банальные. В основном это сочетание разных частей речи: clear – tears – это ясный и слёзы, storm-wrong – это буря и ложный, gone – alone – ушла и одинокий. То же и по-русски: ясней – ручей – простая сравнительная форма прилагательного и существительное, дел – посмел – существительное во множественном числе и родительном падеже и глагол в 3 лице и прошедшем времени, игла – ушла – как прошлая пара, только существительное в единственном числе. Это важно: чем больше рифмы отличаются по значению слов и по грамматике, тем интересней и менее заезжено они звучат.
Текст 2 куплета – (открыть текст) развивает, обобщает или заканчивает события 1-ого куплета. Здесь он их развивает и дополняет подробностями описания жизни и ощущений героя.
Так в 1-ой части он поёт про то, что в одиночестве время тянется долго, что никто его с любовью не зовёт и что ему стыдно. Он чувствует ответственность за свою ошибку – это показ сильной стороны героя: не каждый может переступить гордость и признать, что был не прав. И далее приём сравнения – герою хочется, чтобы всё происходящее было бы лишь страшным сном. Это описание его состояния.
Во 2-ой части поётся про попытки героя песни дозвониться до девушки, но её телефон отключен. Но он верит, что можно всё вернуть и старается это сделать. И он хочет вернуть время назад, чтобы не допустить случившееся. И опять сказанное логично подводит к припеву.
Это главное правило: слова куплета должны подводить слушателя к припеву. Как видите, в текстах куплета нет ничего сложного ни в словах, ни в сюжете. Да, как именно парень обидел девушку не сказано, но это и не обязательно. В этом особенность текста песни – отдельные менее значимые подробности можно опустить и это не помешает уловить главный посыл песни. Если хотите, можете поставить воспроизведение на паузу и самостоятельно вчитаться в текст куплетов и сравнить.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с отличием мелодии и текста куплетов от припева. Поняли, что задача куплетов – подготовить припев и раскрыть события песни. В следующем уроке мы поговорим о проигрыше песни – её 3-ей по значимости части после куплета и припева. На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.