ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 9-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
В нём легко и понятно объяснено как создать связку между куплетом и припевом, если переход между ними звучит резко. Рассказано о понятии и роли динамики в песне и график её выстравивания. Подробно показано, как создать партию подголоска и остинатто соответственно для куплета и припева, чтобы усилить их по звучанию.
Заканчиваем создание песни по схеме: припев — куплет — проигрыш — вступление — окончание. К концу урока будет готова чистовая форма песни и останется лишь добавить сбивки.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:32 — добавление и выравнивание по времени записи пения
02:33 — сжатие записи пения по времени для подгона под темп
04:51 — добавление 2-х тактов для связки куплета и припева
06:08 — выбор аккорда для перехода куплет-припев
08:32 — выбор нот ударных для перехода куплет-припев
10:25 — выбор нот баса для перехода куплет-припев
12:00 — о квадратности частей песни и деспотии 4-х
13:50 — оценка и правка переходов в остальных местах песни
15:56 — добавление 1 такта для свзяки проигрыша и припева
17:14 — уточнение окончания: добавление тонического аккорда
18:10 — понятие и роль динамики в звучании песни, её график
21:13 — проблема динамики и добавление нового инструмента
22:18 — выбор основы и высоты подголоска + его свойства
23:46 — создание нот подголоска на синтезаторе во 2-ом куплете
27:08 — прослушивание подголоска с мелодией, доработка в переходе
29:42 — создание нот остинатто на синтезаторе в 3-ем припеве
32:12 — прослушивание останатто с мелодией, добавка его в окончание
33:20 — заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы уточним переходы между её частями, поговорим о динамике и добавим новый музыкальный инструмент. Приступим.
Содержание
Добавление записи пения куплета и припева
В ходе черновой работы мы собрали песню из частей воедино.
Теперь время чистовой работы – поправка огрехов и добавление украшательств.
Для этого неплохо бы добавить в песню записи пения слов куплета и припева, чтобы более цельно слушать песню и вносить правки.
Напомню, пение было записано в уроках 2 и 6 после создания мелодий и текстов куплетов и припевов – это Verses и Chorus. Выделяем их и простым перетаскиванием добавляем снизу проекта Сонара. При этом в проекте добавляются дорожки с названиями добавленных звуковых файлов.
Запись пения припева сразу сдвигаем в припев. Заглушаем мелодию на кларнете и слушаем начало куплета. Слышно, что голос вступает не сначала, а с половины такта. Поэтому выделяем пение куплета и двигаем влево.
Но сдвиг происходит не плавный и мелкий, а крупный с привязкой к сетке – включена кнопка Snap To Grid. Отключаем её и двигаем запись так, чтобы голос вступил в нужном месте. То же сделаем и с пением 2-ого куплета: разрежем запись клавишей S и сдвинем 2-ую половину к началу куплета.
Заглушим дорожку с пением куплета и также выровним по времени пение припева. Заметьте: хоть начало согласовано, дальше пение звучит вразнобой с музыкой. В чём дело? Дело в том, что пение было записано в уроке 2, когда начальный темп песни был 120 ударов в минуту.
Затем в уроке 3 при добавлении ударных инструментов мы замедлили темп до 115. Но пение также в старом темпе и звучит быстрее музыки.
Чтобы подогнать запись голоса по скорости до текущего темпа, щелкнем по ней ПКМ, выберем Clip Properties – свойства участка и перейдём на вкладку Audio Stretching – растяжение звука. Включим галочку Enable Time Stretching – растяжение по времени. Теперь в поле Stretch Amount – нужно указать в % правильную степень растяжки.
Чтобы её определить, поделим прошлый и текущий темпы друг на друга – 120 на 115 и получится 1,04: пишем 104%. Слушаем.
Теперь пение попадает в музыку, но из-за обработки звука на лету возникает эхо, что явно слышно при отдельном прослушивании. Чтобы это устранить, щёлкаем по записи голоса ПКМ и выбираем Bounce To Clip — соединить в единый участок.
Сглаживание перехода от куплета к припеву
Теперь включим пение куплета и послушаем переход. Переход резкий как в плане музыки – одна мелодия слиплась с началом другой, так и текста — слова на стыке накладываются друг на друга.
Наша задача – сгладить переход через добавление 1-2 вспомогательных тактов-связок.
А для этого нужно сдвинуть от конца 1-ого куплета начало 1-ого припева вместе с остальной частью песни.
Снова включим выравнивание по сетке, поставим указатель в начало припева, выделим все дорожки сочетанием клавиш Ctrl+A, нажмём клавишу F9, чтобы оставить выделенным только нужное, при зажатой Ctrl снова выделим пение припева и перейдём в меню Process – обработка -> Slide – сдвиг. Ставим обе галочки и пишем 2 такта. Слушаем.
Теперь эти 2 такта нужно грамотно заполнить звучанием инструментов.
Выбор аккорда для струнных
Начнём со струнных – откроем их в нотоносце. Да, переход от C к Dm звучит хорошо и никто не запрещает скопировать или просто продлить C ещё на 2 такта – в итоге будет 4.
Но это остановка в развитии и однообразие в звучании. Поэтому выберем другой и уместный аккорд.
Желательно не брать уже имеющиеся или часто повторяющиеся. Поэтому Am, Dm и Gm отпадают, как и C и в тональности Dm остаются 3 аккорда – Edim, Bb и F.
Edim есть в проигрыше и переход от него к Dm звучит хорошо.
Но проверим другие 2 – вдруг они прозвучат здесь лучше.
Bb ещё нигде не было: пробуем его. Но нужно, чтобы переход от куплета к припеву звучал напряжённо. А у Bb с Dm 2 общие ноты и их смена звучит очень мягко без напряжения.
F звучит лишь в половине 1 такта в гармонии припева: пробуем его с учётом обращения для плавности гармонии. Он звучит в переходе выразительно и добавляет оттенок надежды после слов куплета. Оставим его и подпишем сверху.
Добавление нот барабанов и тарелок
Что касается гитары и фортепиано, то мне хочется их здесь не слышать. Это будет и отдыхом от них, и заодно связка получится с ещё меньшим напряжением, чем в куплете и потом более оживлённо будет воспринимается начало припева. Поэтому осталось только добавить ударные и бас.
Так как переход между куплетом и припевом должен быть плавным, нужно взять за основу нотные партии и их свойства из обеих частей.
Так в куплете аккорды длятся 2 такта, что мы и сделали в переходе. Но в то же время сам аккорд для него мы взяли из припева.
Теперь поговорим об ударных: выделим дорожки с ними и откроем в нотоносце.
Барабаны и тарелки в куплете и припеве отличаются не слишком сильно. У бочки в куплете нет сдвоенного удара, а в припеве – есть: скопируем его партию в переход и послушаем. Уже звучит интересно.
У закрытой тарелки ноты по ритму те же, но разное звукоизвлечение. А у открытой разница лишь во 2-ом ударе по ритму: в куплете он играет мимо доли, а в припеве – в долю.
Так же, как и в случае с барабанами, заимствуем для тарелок перехода ноты припева и слушаем. Отлично.
Добавление нот баса
Остался лишь бас: откроем его через кнопку со стрелочками. В припеве он играет с бочкой, а в куплете – ровными 8-ыми.
Раз ударные взяты из припева, то партию баса для плавности перехода возьмём из куплета. Только поправим ноты с учётом гармонии: раз аккорд F, то и в басу должна звучать нота фа. Слушаем переход.
Звучит неплохо и можно так и оставить. Но мне хочется, чтобы бас со струнными отключались во 2-ой половине 2-ого такта перехода. Это добавит смены фактуры в аранжировке: и отдохнём от них на мгновение, и добавленная в будущем сбивка будет звучать более выразительно.
Удалим ноты баса. Причём удалённый узор из 16-х нот хочется услышать в 1-ом такте перехода: добавим их в виде нот ля – терции F.
Теперь перейдём через кнопку со стрелочками к нотам струнных и сократим аккорд F на четверть. Для этого выделим его и перейдём в меню Process -> Length – длина.
Отмечаем только галочку Durations – длительности и в поле Amount – кол-во пишем 75% от текущей длины, то есть без ¼.
Квадратность частей и деспотия 4-х
В итоге получился простой и благозвучный переход от куплета к припеву.
И на слух он звучит как окончание куплета, поэтому куплет теперь длится 18 тактов вместо 16.
А раз он не делится по числу тактов на 4 без остатка, то строение у него теперь неквадратное.
И это отличный приём для внесения разнообразия в звучание и устранения так называемой деспотии 4-х – преобладающее деление всех частей песни на 4.
Да, с ней музыку воспринимать легко: каждый из 4-х тактов воспринимается мозгом как цельное и замкнутое пространство подобно квартире — от слова quarter – 4: 4 стены.
1-ый такт – начало, 2-ой – завязка, 3-ий – развитие и 4-ый – завершение – всё логично.
Правка перехода в остальных частях
Продолжаем работу. Слушаем, как звучит переход от припева ко 2-ому куплету. Так как слова куплета начинаются со 2-ой доли такта, они не пересекаются с последним словом припева.
Да и в музыкальном плане резкости также нет, поэтому оставляем всё как есть.
Далее снова переход от 2-ого куплета к припеву и снова резкий. Поэтому копируем сюда созданный ранее плавный переход из стыка между 1-ыми куплетом и припевом.
Ставим указатель в начало перехода, выделяем ноты всех его 5 инструментов и нажимаем кнопку Copy – копировать. Теперь идём в начало 2-ого припева, ставим туда указатель и добавляем 2 пустых такта более простым способом.
Идём в меню Insert – вставка -> Time/ Measures – время/такты. Убеждаемся в поле At Time, что указатель в нужном месте и в поле Insert впишем 2, оставляем отметку Measures – такты и все галочки в списке Slide – сдвиг. Теперь нажимаем кнопку Paste – вставить и убеждаемся, что дорожка для вставки выбрана 1-ая. Слушаем правильность вставки перехода. Отлично.
Далее припев сменяется проигрышем и здесь, как в случае с переходом от припева к куплету, ничего добавлять не нужно.
Далее послушаем переход от проигрыша к 3-ему припеву. Здесь тоже переход резковатый, но не так сильно: всё-таки пения в проигрыше нет и слова припева ни с чем не пересекаются.
Но в музыке хочется сделать небольшую остановку перед припевом и для этого будет достаточно одного такта. Знакомым ранее способом через меню Insert -> Time/Measures добавим пустой такт. Слушаем переход в виде тишины.
Такое резкое отключение и последующее включение всех инструментов явно зацепит внимание слушателя.
Но полную тишину мы добавлять не будем и оставим для звучания в течение такта лишь ударные. Поэтому копируем их из 1-ого такта припева.
Звучит хорошо и потом мы добавим сюда сбивку, что зазвучит ещё лучше.
Далее припев плавно переходит в окончание песни. Послушаем её самый конец и оценим его.
По мне песня заканчивается резко и не убедительно: нет явного завершающего аккорда, а именно тонического – Dm.
Откроем нотоносец и увидим, что в последнем такте записаны 2 аккорда F и C и остановка на последнем из них звучит напряжённо и не окончено. Добавим Dm и всё зазвучит, как надо: устойчиво и завершённо. Хорошо.
На этом мы решили 1-ую задачу чистовой обработки – уточнение переходов между частями, а именно их сглаживание там, где это нужно.
Динамика в песни: роль и график
Теперь перейдём ко 2-ой задачи — выстраивание динамики – с англ. dynamics — «подвижность».
Это чередование напряжений и разряжений в звучании музыки на протяжении всей песни.
Эта черта есть в человеческой речи в виде 2-х крайностей:
- 1-ая — бубнить себе что-то под нос на одной ноте – монотонно, что и слушать со стороны скучно.
- 2-ая — живо и ярко говорить, меняя громкость, высоту, темп речи, делать паузы, что оживляет слушателя и поддерживает его внимание к говорящему.
Роль динамики в музыке
Также и в музыке: если звучание в целом не меняется, то и от долгого прослушивания будет усталость, и человек не дослушает песню до конца.
Основа этой подвижности в аранжировке закладывается ещё при создании частей песни.
Так припев – это самая напряжённая и насыщенная инструментами часть с яркой мелодией и это рост динамки.
Наоборот, куплет – не напряжённая часть с меньшим числом инструментов и с более спокойной мелодией и это спад динамики.
График динамики
В итоге если пройтись по песне от начала и до конца, то можно нарисовать следующий график смены напряжения.
Сначала по ходу вступления песня вырастает из тишины через добавление инструментов – подъём.
Далее небольшой спад при переходе к 1-ому куплету из 5 инструментов.
В середине добавляется ещё 2 – гитара и фортепиано и далее переход к припеву – снова подъём.
2-ой куплет – спад, 2-ой припев – подъём, проигрыш – спад и подъём по ходу его развития, 3-ий припев – подъём и окончание – спад.
Но загвоздка в том, что все куплеты и припевы между собой в плане музыки не отличаются: это просто копии.
А для роста напряжения во 2-ой половине песни нужно какое-то отличие и обычно это добавление нового инструмента.
Добавление нового инструмента
Раз у нас весь состав акустический – звучание настоящих инструментов, то для разнообразия можно добавить электронный в виде синтезатора.
Добавим в проект песни проигрыватель sfz и выберем заранее найденный мной тембр из папки Collections – наборы -> библиотека Bloodwar и предустановка под номером 12 — X-S Techno Synth.
Этот синтезатор будет звучать во 2-ом куплете и в 3-ем припеве, чтобы усилить их.
Создание подголоска в куплете 2
В куплете у него будет роль подголоска, как у стального барабана в припеве. Скопируем мелодию куплета на синтезатор как основу для подголоска. Откроем его в нотоносце вместе с гармонией и мелодией и включим для прослушивания только их.
Для начала определимся с высотой нот. Чтобы разграничить мелодию и подголосок, поднимем ноты последнего на октаву.
Ещё мелодия основана на ноте ми – квинте Am. Для разнообразия оттенков звучания перенесём ноты на высоту ноты до – терция Am.
Подголосок – это что-то среднее между дублировкой – полным совпадением нот 2-х инструментов, как сейчас и контрапунктом – звучанием 2-х независимых друг от друга мелодий, как в проигрыше на фортепиано и стальном барабане.
Суть подголоска – подчёркивать отдельные ноты мелодии. Поэтому он в основном совпадает с ней по ритму с небольшими отклонениями. Нужно лишь удалять и смещать отдельные ноты.
Полезно, чтобы начала подголоска и мелодии не совпадали: сдвинем 2 первые ноты влево. Удалим ноту во 2-ой доле. А ноту в середине 3-ьей доле сдвинем вправо. 1-ый такт готов.
2-ой такт: опять для разницы в начале удалим 1-ую ноту. Удалим 1-ую ноту в 3-ьей доле. Слушаем оба такта. Ритм что надо, а вот в плане высоты нот хочется разнообразия. Опустим первые 2 ноты на высоту ля – приму Am. А остальные 2 ноты поменяем местами. 2-ой такт готов.
В 3-ьем в 1-ой доле пауза – укоротим её сдвигом 2-х первых нот на 8-ую влево. Здесь как в 1-ом такте на 8-ую раньше вступает подголосок, а потом мелодия. Подобно ему удалим ноту в середине. И снова ритм пойдёт, а по высоте звучит не выразительно. Продолжим движение вверх из прошлого такта поднятием первых 2-ух нот на высоту фа. В конце из блеклой до явно хочется сделать более яркую ми. 3-ий такт готов.
В начале 4-ого повторим ноты фа вместо текущих ре. 2 ля сдвинем влево. Поднимем их вместе с последней нотой на 2 ступени. Из ми сделаем фа.
Далее в мелодии повторяется одна и та же ритмофигура, поэтому и в подголоске можно сделать то же самое. За основу возьмём фигуру из 4-ого такта.
В 5-ом такте 1-ую ноту поднимем на соль, а 2-ую удалим. Теперь скопируем фигуру в следующие 3 такта, послушаем и поправим высоту нот где требуется. Ноты фа и соль на стыке тактов опустим на ступень. Отлично. Осталось поправить окончание.
Пробуем для яркости поднять ноты до на уровень ля, а фа – на соль. И сменим ритм: сдвинем 2-ую ля к соль. Слушаем весь подголосок.
Далее мелодия куплета повторяется, поэтому скопируем подголосок во 2-ую половину куплета и послушаем.
Внесём мелкие правки в начале: сдвинем 3 ноты до вправо на 8-ую. Среднюю из 3-х нот в конце поднимем на ре.
В конце следующего такта можно также сделать 3 ноты – добавим ре. Слушаем 2-ую половину куплета.
В конце есть ощущение незаконченности: заполним синтезатором 1-ый такт перехода. Скопируем 2 последние ноты 2 раза и с понижением на ступень и в конце добавим ноту фа – приму F для устойчивого завершения. Думаю, смена нот ми и фа местами зазвучит лучше.
Отлично. Слушаем весь куплет целиком с голосом.
Добавление остинатто в припеве 3
Теперь перейдём к 3-ему припеву. Открываем дорожку с синтезатором и мелодией на нотоносце.
Пусть теперь синтезатор играет остинатто – с англ. obstinate – упрямый. Это приём, когда однообразная ритмическая или мелодическая фигура повторяется без изменений в течение всей части песни.
За основу для него возьмём 1-ую фразу мелодии: копируем её ноты, но на октаву выше.
Чтобы добавить движения и отделить эту партию от мелодии, сократим положения и длительности нот в 2 раза. Для этого выделим ноты и перейдём в меню Process –-> Length. Оставляем обе галочки – начала и длительности нот и впишем 50%. Слушаем.
Копируем фигуру во 2-ую половину такта. Звучит сумбурно, поэтому отменим и поправим ритм у фигуры: сдвинем её 2-ую половину на 16-ую вправо.
Теперь скопируем её же во 2-ую половину такта. Такой ритм звучит лучше: ноты в основном звучат в паузах мелодии. Правим высоту нот.
Так как это моторная и фоновая фигура, она должна быть однообразной. Поэтому можно свести все ноты к одной – фа. Это главная нота в мелодии и терция аккорда Dm.
Теперь добавим ударения – выделим отдельные ноты добавлением к ним терций – нот ля. Желательно это делать на сильных долях такта – 1-ой и 3-ей. Также уместно их добавить перед 3-ей долей и в 4-ой.
Теперь достаточно скопировать эту нотную фигуру без изменений в другие такты. Выделяем её, зажимаем Ctrl и размножаем. Слушаем синтезатор отдельно с мелодией.
В 3-ем такте для разнообразия применим секвенцию – опустим ноты на ступень. Хорошо. Копируем ноты во 2-ую половину припева.
Переименуем дорожку с синтезатором в Synth и послушаем все инструменты.
Также звучание синтезатора из припева можно скопировать в окончание, чем мы также внесём в него разнообразие по сравнению со вступлением.
Итак, задача по выстраиванию динамики решена.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с уточнением переходов между частями песни и выстраиванием динамики. Поняли, что в случае резкой смены звучания и слипания мелодий куплета и припева можно добавить между ними дополнительные такты, а для усиления напряжения в последних куплетах и припевах – новый инструмент.
В следующем уроке мы оживим переходы между частями песни с помощью барабанных сбивок.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.