ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 10-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
В нём легко и понятно объяснено как связать части песни друг с другом и оживить звучание песни с помощью барабанных сбивок — учащённых ударов по томам с завершением на раскатистой тарелке Crash. Рассказано о роли, видах, свойствах и особенностях простановки сбивок в течение песни. Подробно показано, как сочинять разные по характеру сбивки в зависимости от требований песни и мест помещения сбивок в неё.
Этим последним уроком мы заканчиваем создание песни по схеме: припев — куплет — проигрыш — вступление — окончание. К концу урока будет готова вся песня.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:35 — перенос нот кларнета на дорожку-шаблон
01:27 — общие сведения о сбивках: роль, ударные, подготовка к созданию
03:45 — где писать сбивки: раскладка пианино и нотоносец
04:31 — схема сбивки, места поставновки и особенности в живой музыке
06:47 — характер сбивки, виды сбивок и их 4 свойства
09:24 — сбивка внутри вступления песни + правка громкости нот
11:57 — сбивка внутри куплета + подчёркивание слов текста
13:36 — виды ударов по тарелке Crash по длине и яркости и выбор нужного
14:22 — сбивка в переходе от куплета к припеву + о силе ударов
16:15 — сбивки во 2-ой паре куплет-припев + о разнообразии сбивок
18:13 — сбивки в переходе от 2-ого припева к проигрышу
19:27 — сбивки внутри проигрыша + подчёркивание игры фортепиано
21:03 — сбивка в переходе от проигрыша к 3-ему припеву
22:15 — доработка формы окончания песни — добавление 8 тактов
23:28 — сбивки в начале, середине окончания и конце окончания песни
25:49 — создание убедительного завершения песни в мелодии и ритме
27:55 — заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы внесём последние штрихи в песню, а именно оживим аранжировку и свяжем все части песни друг с другом с помощью барабанных сбивок. Приступим.
Для начала уберём ноты кларнета из куплетов и припевов, где он не должен играть: оставим только во вступлении и окончании. Но не удаляем их, а переносим на отдельную дорожку.
Добавим её через меню Insert -> Insert From Track Template – вставка дорожки из шаблона -> Vocal Melody Piano – пианино с мелодией голоса. В Сонаре можно сохранить как шаблон дорожку с любым инструментом, звуковой библиотекой, настройками и названием для быстрой вставки.
Для отличия от других дорожка вне папки и изначально заглушена. Выделим дорожку кларнета, снимем выделение нот в начале и конце и перетащим ноты на новую дорожку. Совет – всегда сохраняйте мелодию пения в нотах внутри проекта песни, чтобы не забыть её. Продолжим.
Общие сведения о сбивках
Сейчас музыке не хватает живости: всё звучит ровно и переходы между частями песни никак не обозначены. Да, инструменты появляются и пропадают в ходе звучания, но резко. А нужно чётко разграничить части песни, сгладить их стыки и оживить звучание.
В итоге музыка зазвучит интереснее, слушатель яснее услышит окончания одной части песни и начало следующей и его внимание будет более сосредоточено.
Всё это позволяют воплотить сбивки – учащенные удары по барабанам. Сбивки играют в музыке ту же связующую роль, что и сварные швы или муфты в строительстве при соединении, например, труб. И связывают они не только части песни, но 2 половины одной и той же части, например, куплета как в нашем случае.
Совет — писать сбивки на отдельной дорожке, чтобы гибче управлять их громкостью и панорамой без привязки и смешивания их нот с главными барабанами. Но для цельности звучания их со сбивками желательно брать их из одной и той же библиотеки.
Поэтому добавим в проект проигрыватель sfz и выберем библиотеку из папки Drums -> Acoustic -> Hayden James Pro. Сразу увеличим громкость дорожки.
Барабаны для сбивок, схема
Сбивки можно сделать на большом и малом барабане, но для разнообразия и сочности звучания для этого есть отдельные барабаны: тома или томы. Они звучат звонко и каждый на своей высоте. Послушаем их нажатием на полосе внизу sfz.
Кроме них для сбивки используются громкие и раскатистые удары по тарелке – Crash с англ. грохот.
Сразу назовём дорожку со сбивками Fills: заполнения или Toms: тома и сдвинем её выше перед дорожками с записью голоса.
Сбивки удобно писать в раскладке пианино: здесь все тома и тарелки собраны рядом друг с другом и можно послушать все звучания. Но можно их писать и на нотоносце – только сменим скрипичный ключ на ключ ударных через кнопку Layout – вид -> Clef – ключ -> Percussion. Удары наглядно отображены в нотах, но не все звуки задействованы и тома и тарелки перемешаны.
Обычная схема сбивки – это удары по томам 8-ыми и/или 16-ыми нотами в конце такта и 1 удар по тарелке Crash половинной или целой нотой в начале следующего.
Где помещать сбивку? Она ставится в конце квадрата – 4-ый такт в ячейке из 4-х тактов.
Ставить её в 1-ый, 2-ой или 3-ий такт не логично.
Нет жёстких правил какими именно должны быть ноты у сбивок — всё зависит от 3-х вещей: опыта аранжировщика, стиля песни и места сбивки в песне.
Если опыта мало, можно писать очень простые и шаблонные сбивки, как то, равномерная игра 8-ыми.
Сбивка в живой музыке
Если в электронной музыке нет ограничений на сложность сбивки, то в живой музыке, в нашем случае роке, у барабанщика 4 конечности – 2 руки и 2 ноги. Причём ноги заняты на педалях – одна озвучивает бочку, а другая – тарелку хэт, если он педальный, а не палочковый. Остаётся 2 руки, которые и играют палочками на малом барабане, томах и тарелках.
Отсюда вывод: барабанщик не может извлечь более 4-х звуков одновременно, а без учёта ног, не более 2-х. Поэтому когда звучит сбивка на томах, не естественно оставлять звучать малый барабан и тарелку хэт.
Но у нас музыка исполняется не в живую, а программно, и это правило уже нарушено: руки 2, а звуков 3 – малый барабан, тарелка закрытая слева и открытая справа.
Тем более, игру на барабанах вживую можно записать последовательно: сначала чисто барабаны, а потом тарелки.
Место сбивки в песне влияет на её характер, что связано с динамикой песни. Так в её начале и в менее важных местах, например, внутри куплета, сбивки логично делать разряженными или слабыми, а при переходе к припеву — напряжёнными или сильными.
4 свойства любой сбивки
Характер сбивки можно задать через 4 свойства – жесткость, частоту, длину и ритм.
1-ое — жёсткость сбивки — зависит от громкости и тембра ударов. Чем слабее барабанщик ударяет по томам, тем тише и мягче они звучат и наоборот, чем сильнее, тем громче и жёстче. Кроме того, в текущей библиотеке есть чёткие одиночные удары и более смазанные сдвоенные — форшлаги.
2-ое – частота сбивки — зависит от длины нот. Чем длиннее ноты, чем сбивка реже и мягче. И наоборот, чем короче, тем чаще и жёстче. Можно брать любые ноты – 4-ные, 8-ые, 16-ые и даже 32-ые.
3-ье – длина сбивки – соотношение её размера с длиной такта. Короткая сбивка занимает половину и целую долю такта. Средняя звучит половину такта , а длинная – целый такт.
4-ое – ритм сбивки. По ритму нот, сбивка может быть ровной, неровной и смешанной. Ровная сбивка звучит более сдержанно, так как согласована с ровным ритмом барабанов на фоне. Неровная же ему противоречит и выделяется более явно.
Вывод: напряжённая сбивка – жёсткая, частая, длинная и неровная, а разряжённая – мягкая, редкая, короткая и ровная.
Добавление сбивок в песню
Итак, всё готово для добавления сбивок в песню. Где именно нужна сбивка подсказывает сама музыка – нужно лишь внимательно слушать. Так что будем идти последовательно с начала и до конца песни от части к части и помещать сбивки в нужные места.
Полезно сразу задать ограничения в звучании сбивок. Так как песня по характеру не сильно напряжённая и стиль у неё поп-рок, а не тяжёлый рок, то и сбивки слишком жёсткие делать не нужно.
Поэтому пусть они будут: 1. по длине — средние – не превышать половины такта, 2. по частоте — редкие – 8-ые ноты с вкраплением 16-ых, а не чисто 16-ые и без 32-ых. 3. по ритму – для разнообразия и ровные, и неровные.
Сбивка во вступлении
Начнём со вступления – слушаем. Здесь явно нужна сбивка перед вступлением ударных и баса. Раз она в начале, сделаем её мягкой – из смазанных ударов ровными 8-ыми в течение половины такта чередующихся по высоте. И обязательно ставим удар по тарелке Crash.
Созданные сбивки полезно слушать и отдельно, и в общем звучании через кнопку Solo.
Если тома звучат тихо, можно перейти в раскладку пианино и увеличить громкость нот поднятием столбиков. Наоборот, если тарелка слишком громкая, убавить. Сбивка готова.
Обычно внутри одной части песни достаточно одной сбивки: 2 может быть перебором, особенно если расстояние между сбивками небольшое – 4 такта. В нашем случае сбивки в середине 1-ой половины вступления достаточно и в середине она не нужна.
Напомню, есть 2 места для вставки сбивок – на стыке разных частей песни и на стыке 2-х половин одной части.
В переходе от вступления к куплету сбивку добавить можно, но чаще этого не требуется как в нашем случае. Это спад напряжения в звучании и, как правило, он сбивкой не обозначается в отличие от подъёма.
Сбивка в куплете
Далее середина куплета: сбивка нужна, чтобы сгладить добавление в звучание гитары и фортепиано. Здесь также уместна простая сбивка, возможно неровная для разнообразия и редкая, буквально 3 удара.
Сбивка может поддерживать голос исполнителя, опираясь на ритм его нот. Здесь как раз можно подчеркнуть слова «как посмел», чтобы дополнительно привлечь к ним внимание. На слух я хочу добавить 4-ных триолей: выбираем 4-ную ноту и включаем триоли кнопкой с 3-кой и ставим их в середину такта на одном из томов.
Совет – сначала писать ритм нот, а потом уточнять высоту ударов – какой именно том звучит. Раскидаем удары по разным звучаниям. Хорошо.
Ставим тарелку Crash. У неё разные звучания и не всегда подходит любое.
- По длине удары есть длинные и короткие. Короткий удар здесь звучит слабовато и урезанно.
- По высоте удары есть тусклые и яркие. Тусклый удар здесь звучит мутно и смазано.
Чаще подходит удар длинный и яркий. Сбивка готова.
Сбивка между куплетом и припевом
Далее самый важный переход – от куплета к припеву и рост напряжения, в котором сбивка обязательна.
В прошлом уроке мы оставили для сбивки небольшое затишье в звучании. Уместно начать сбивку с середины 3-ей доли после замолкания струнных и баса, чтобы её начало звучало чётко.
Желательно сделать её более напряжённой, чем прошлые. За основу возьмём короткие 16-ые ноты и сыграем ими плотно 5 чётких ударов по тому. Довольно часто: уберём 4-ый удар.
Ставим яркую тарелку. Причём её здесь уместно сделать громче через меню ноты. Пишем в поле Velocity — быстрота удара 115. Наивысшее допустимое значение – 127.
Удары в сбивке вполне могут быть одинаковыми и на одном и то же барабане, но лучше разнообразить.
Сначала 2 удара поярче, а потом – тусклее. Барабанщик сначала ударяет по томам сильно с размахом, а потом размахнуться времени нет и удары тише. Если сделать наоборот, звучит немного не естественно. Сбивка готова.
Далее переход от припева к куплету – тоже сбивка не нужна из-за спада напряжения + её не было в похожем переходе – от вступления к куплету.
Повторение сбивок во 2-ой паре куплет-припев
Дальше снова повтор куплета и припева. Понятно, что сбивки нужны также в середине 2-ого куплета и в переходе от него к припеву. Но какие они могут быть?
Для цельности звучания допустимо применять одну и ту же сбивку в повторяющихся частях песни.
Здесь главное правило – золотая середина.
Одна крайность делать все сбивки одинаковыми, ведь однообразие звучит скучно.
Другая крайность – делать их все совершенно разными без учёта логики формы песни и пестрота далеко не лучше.
Так что копируем сбивки для 2-ой пары куплет-припев из 1-ой. Выделим их, нажмём Ctrl и продвинем вперёд.
Но сейчас сбивки встали криво – в начало тактов, а не в конец. Поэтому отменим их вставку, вернёмся к копируемым сбивкам, ухватимся за левый край участка с первой из них и продлим его до начала такта.
Теперь при копировании сбивки встанут как надо, опираясь на начало такта — проверяем.
Сбивка припев-проигрыш
Далее переход от припева к проигрышу. В песне при переходе от припева к куплетам сбивок нет и по этой логике сбивка здесь также не нужна.
Но в инструментах переход здесь резче, чем был ранее: струнные как фон уходят, фортепиано наоборот играет фон и отключается гитара. И хочется добавить сбивку пусть и простую, разряженную.
За основу возьмём игру тома в слабых долях или в серединах 3-ей и 4-ой долей тактов и ставим тарелку.
Неплохо, но чуть усилим её – добавим удар перед 2-ым. Эта небольшая неровность как украшение. Теперь опустим этот сдвоенный удар на более плотное звучание. Сбивка готова.
Сбивка внутри проигрыша
Следующий переход в 1-ой части проигрыша, где добавляется гитара. Да, сбивку можно добавить, но здесь она особо не нужна. Помним, что расстояние в 4 такта между сбивками – это часто.
А вот в середине проигрыша сбивка нужна, чтобы сгладить добавление инструментов, в частности нового в виде скрипки. Здесь место понапряжённей, так что сбивку сделаем с учащением. Сначала с середины такта ставим 2 8-ые ноты, а в 4-ой доле 4 16-ых нот и тарелку.
Заметьте: сбивка подчёркивает игру фортепиано. Можно для неровности убрать 1-ую 16-ую ноту.
Да, тусклая тарелка в этой песне не звучит – меняем на яркую. Теперь разносим удары по высоте – пусть будет волна: ниже – выше – ниже. Сбивка готова.
Сбивка проигрыш-припев
Далее переход к самой напряжённой части песни — последнему припеву и дополнительный такт из ударных.
И нужна довольно бодрая сбивка по сравнению с другими. Пусть она будет из 16-ых нот и на основе самого яркого удара по томам.
Напишем на нём с середины такта сплошные 16-ые ноты и будем удалять отдельные для создания ритма сбивки. Уберём 3-ий и 6-ой удары – будет 3 пары сдвоенных 16-х. 1-ую пару можно заменить на 1 8-ую ноту и сменить тон барабана. Сменим тон последнего удара на глухой.
Получилась неровная сбивка.
Сбивки в окончании песни
Осталось украсить сбивками последнюю часть песни – окончание. Но перед этим немного доработаем его форму.
Сейчас переход от припева к нему звучит резко — одновременно пропадают весомые инструменты песни: голос, бас и гитара. И чтобы сгладить переход и плавно подготовить слушателя к завершению песни, добавим ещё 8 тактов музыки как во 2-ой половине вступления – припев с кларнетом.
Для этого выделим всё окончание, отодвинем его на 8 тактов вправо, теперь выделим весь припев, скопируем его в появившееся пустое место и добавим к нему мелодию кларнета. Слушаем переход.
Теперь и переход плавный, и с синтезатором инструментальный припев воспринимается свежо, и песня незначительно удлинилась – теперь она почти 3 минуты 50 секунд вместо 3 минут 33 секунд.
Осталось добавить сбивки. В переходе от голоса к звучанию кларнета сбивка не нужна – аранжировка вся та же самая. Далее перед отключением баса и гитары сбивка нужна.
За основу возьмём сбивку перед 3-им припевом – копируем её. Раз это конец песни и спад напряжения, то и сбивки сделаем помягче. Заменим все яркие удары вверху на более тусклые. 3-ий удар удалим, а последние 2 сдвинем левее. Сменим их тон. А удар по тарелке можно сделать поярче, но с той же громкостью – 100 единиц. Сбивка готова.
Далее в окончании отключаются из игры все ударные – барабаны и тарелки и фортепиано. Сбивка здесь нужна, чтобы сгладить резкость, хоть и отстоит всего на 4 такта от предыдущей.
Но она будет очень простая и короткая – из 2-х ударов 8-ыми нотами по томам в 4-ой доле + тарелка. Годится.
Сбивка в самом конце песни
Теперь слушаем и уточняем последние такты песни. Сейчас в гармонии точка есть в виде тонического аккорда Dm, а вот в мелодии её нет – звучит незаконченно.
Перейдём в нотоносец и поставим четвертную ноту фа. Звучит лучше, но всё равно есть ощущение, что чего-то не хватает.
И здесь можно добавить последнюю сбивку причём без удара по тарелке – так тоже можно. А для показа конца песни её можно сделать в противовес всем предыдущим более растянутой – из далеко стоящих друг от друга нот – на расстоянии четверти такта и длиной в целый такт.
Начнём её также необычно – со 2-ой доли, чтобы подчеркнуть последние ноты главной мелодии песни на кларнете. Ставим 8-ые ноты во 2-ую, 3-ью и 4-ую доли. Удар в 4-ой доле звучит неплохо, но для красоты сделаем его неровным – сдвинем на 16-ую вправо и разобьем на 2 16-ые ноты.
Хорошо. И в начале последнего такта поставим 2 8-ые ноты, чтобы отметить завершающую 4-ную ноту мелодии. Годится. Теперь уточняем ноты по высоте на свой вкус и слушаем готовую сбивку.
Итак, все сбивки в песню добавлены: их в общем получилось 11 штук. Они в целом отличаются и соответствуют динамике песни. Как видите, создавать сбивки – не очень сложно.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с соединением частей песни и оживлением аранжировки с помощью барабанных сбивок. Поняли, что они играются на томах с ударом по раскатистой тарелке и отличаются по жёсткости звучания и имеют 4 свойства – сила ударов, частота ударов, общая длина и ритм.
В следующем заключительном уроке этого руководства мы подведём итоги работы и озвучим главные выводы.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.