Урок 10 — Барабанные сбивки

Барабанные сбивки Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 10-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

В нём легко и понятно объяснено как связать части песни друг с другом и оживить звучание песни с помощью барабанных сбивок — учащённых ударов по томам с завершением на раскатистой тарелке Crash. Рассказано о роли, видах, свойствах и особенностях простановки сбивок в течение песни. Подробно показано, как сочинять разные по характеру сбивки в зависимости от требований песни и мест помещения сбивок в неё.

Этим последним уроком мы заканчиваем создание песни по схеме: припев — куплет — проигрыш — вступление — окончание. К концу урока будет готова вся песня.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 10 - Барабанные сбивки | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:35 — перенос нот кларнета на дорожку-шаблон
01:27 — общие сведения о сбивках: роль, ударные, подготовка к созданию
03:45 — где писать сбивки: раскладка пианино и нотоносец
04:31 — схема сбивки, места поставновки и особенности в живой музыке
06:47 — характер сбивки, виды сбивок и их 4 свойства
09:24 — сбивка внутри вступления песни + правка громкости нот
11:57 — сбивка внутри куплета + подчёркивание слов текста
13:36 — виды ударов по тарелке Crash по длине и яркости и выбор нужного
14:22 — сбивка в переходе от куплета к припеву + о силе ударов
16:15 — сбивки во 2-ой паре куплет-припев + о разнообразии сбивок
18:13 — сбивки в переходе от 2-ого припева к проигрышу
19:27 — сбивки внутри проигрыша + подчёркивание игры фортепиано
21:03 — сбивка в переходе от проигрыша к 3-ему припеву
22:15 — доработка формы окончания песни — добавление 8 тактов
23:28 — сбивки в начале, середине окончания и конце окончания песни
25:49 — создание убедительного завершения песни в мелодии и ритме
27:55 — заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем  разговор о создании песни. В этом уроке мы внесём последние штрихи в песню, а именно оживим аранжировку и свяжем все части песни друг с другом с помощью барабанных сбивок. Приступим.

Для начала уберём ноты кларнета из куплетов и припевов, где он не должен играть: оставим только во вступлении и окончании.  Но не удаляем их, а переносим на отдельную дорожку.

Добавим её через меню Insert -> Insert From Track Template – вставка дорожки из шаблона -> Vocal Melody Piano – пианино с мелодией голоса. В Сонаре можно сохранить как шаблон дорожку с любым инструментом, звуковой библиотекой, настройками и названием для быстрой вставки.

Для отличия от других дорожка вне папки и изначально заглушена. Выделим дорожку кларнета, снимем выделение нот в начале и конце и перетащим ноты на новую дорожку. Совет – всегда сохраняйте мелодию пения в нотах внутри проекта песни, чтобы не забыть её. Продолжим.

Общие сведения о сбивках

Сейчас музыке не хватает живости: всё звучит ровно и переходы между частями песни никак не обозначены.  Да, инструменты появляются и пропадают в ходе звучания, но резко. А нужно чётко разграничить части песни, сгладить их стыки и оживить звучание.

В итоге музыка зазвучит интереснее, слушатель яснее услышит окончания одной части песни и начало следующей и его внимание будет более сосредоточено.

Всё это позволяют воплотить сбивки – учащенные удары по барабанам. Сбивки играют в музыке ту же связующую роль, что и сварные швы или муфты в строительстве при соединении, например, труб. И связывают они не только части песни, но 2 половины одной и той же части, например, куплета как в нашем случае.

Совет — писать сбивки на отдельной дорожке, чтобы гибче управлять их громкостью и панорамой без привязки и смешивания их нот с главными барабанами. Но для цельности звучания их со сбивками желательно брать их из одной и той же библиотеки.

Поэтому добавим в проект проигрыватель sfz и выберем библиотеку из папки Drums -> Acoustic -> Hayden James Pro. Сразу увеличим громкость дорожки.

Барабаны для сбивок, схема

Сбивки можно сделать на большом и малом барабане, но для разнообразия и сочности звучания для этого есть отдельные барабаны: тома или томы. Они звучат звонко и каждый на своей высоте. Послушаем их нажатием на полосе внизу sfz.

Кроме них для сбивки используются громкие и раскатистые удары по тарелке – Crash с англ. грохот.

Сразу назовём дорожку со сбивками Fills: заполнения или Toms: тома и сдвинем её выше перед дорожками с записью голоса.  

Сбивки удобно писать в раскладке пианино: здесь все тома и тарелки собраны рядом друг с другом и можно послушать все звучания. Но можно их писать и на нотоносце – только сменим скрипичный ключ на ключ ударных через кнопку Layout – вид -> Clef – ключ -> Percussion.  Удары наглядно отображены в нотах, но не все звуки задействованы и тома и тарелки перемешаны.  

Обычная схема сбивки – это удары по томам 8-ыми и/или 16-ыми нотами в конце такта и 1 удар по тарелке Crash половинной или целой нотой в начале следующего.

Где помещать сбивку? Она ставится в конце квадрата – 4-ый такт в ячейке из 4-х тактов.
Ставить её в 1-ый, 2-ой или 3-ий такт не логично.

Нет жёстких правил какими именно должны быть ноты у сбивок — всё зависит от 3-х вещей: опыта аранжировщика, стиля песни и места сбивки в песне. 

Если опыта мало, можно писать очень простые и шаблонные сбивки, как то, равномерная игра 8-ыми.

Сбивка в живой музыке

Если в электронной музыке нет ограничений на сложность сбивки, то в живой музыке, в нашем случае роке, у барабанщика 4 конечности – 2 руки и 2 ноги. Причём ноги заняты на педалях – одна озвучивает бочку, а другая – тарелку хэт, если он педальный, а не палочковый.  Остаётся 2 руки, которые и играют палочками на малом барабане, томах и тарелках.

Отсюда вывод: барабанщик не может извлечь более 4-х звуков одновременно, а без учёта ног, не более 2-х. Поэтому когда звучит сбивка на томах, не естественно оставлять звучать малый барабан и тарелку хэт.  

Но у нас музыка исполняется не в живую, а программно, и это правило уже нарушено: руки 2, а звуков 3 – малый барабан, тарелка закрытая слева и открытая справа.

Тем более, игру на барабанах вживую можно записать последовательно: сначала чисто барабаны, а потом тарелки.

Место сбивки в песне влияет на её характер, что связано с динамикой песни. Так в её начале и в менее важных местах, например, внутри куплета, сбивки логично делать разряженными или слабыми, а при переходе к припеву — напряжёнными или сильными.

4 свойства любой сбивки

Характер сбивки можно задать через 4 свойства – жесткость, частоту, длину и ритм.

1-ое — жёсткость сбивки — зависит от громкости и тембра ударов. Чем слабее барабанщик ударяет по томам, тем тише и мягче они звучат и наоборот, чем сильнее, тем громче и жёстче.  Кроме того, в текущей библиотеке есть чёткие одиночные удары  и более смазанные сдвоенные — форшлаги.

2-оечастота сбивки — зависит от длины нот. Чем длиннее ноты, чем сбивка реже и мягче.  И наоборот, чем короче, тем чаще и жёстче.  Можно брать любые ноты – 4-ные, 8-ые, 16-ые и даже 32-ые.  

3-ьедлина сбивки – соотношение её размера с длиной такта. Короткая сбивка занимает половину и целую долю такта.  Средняя звучит половину такта , а длинная – целый такт.  

4-оеритм сбивки. По ритму нот, сбивка может быть ровной, неровной и смешанной.  Ровная сбивка звучит более сдержанно, так как согласована с ровным ритмом барабанов на фоне. Неровная же ему противоречит и выделяется более явно.

Вывод: напряжённая сбивка – жёсткая, частая, длинная и неровная, а разряжённая – мягкая, редкая, короткая и ровная.

Добавление сбивок в песню

Итак, всё готово для добавления сбивок в песню. Где именно нужна сбивка подсказывает сама музыка – нужно лишь внимательно слушать. Так что будем идти последовательно с начала и до конца песни от части к части и помещать сбивки в нужные места.

Полезно сразу задать ограничения в звучании сбивок. Так как песня по характеру не сильно напряжённая и стиль у неё поп-рок, а не тяжёлый рок, то и сбивки слишком жёсткие делать не нужно.

Поэтому пусть они будут:  1. по длине — средние – не превышать половины такта, 2. по частоте — редкие – 8-ые ноты с вкраплением 16-ых, а не чисто 16-ые и без 32-ых. 3. по ритму – для разнообразия и ровные, и неровные.

Сбивка во вступлении

Начнём со вступления – слушаем. Здесь явно нужна сбивка перед вступлением ударных и баса. Раз она в начале, сделаем её мягкой – из смазанных ударов ровными 8-ыми в течение половины такта чередующихся по высоте. И обязательно ставим удар по тарелке Crash.

Созданные сбивки полезно слушать и отдельно, и в общем звучании через кнопку Solo.

Если тома звучат тихо, можно перейти в раскладку пианино и увеличить громкость нот поднятием столбиков.  Наоборот, если тарелка слишком громкая, убавить.  Сбивка готова.

Обычно внутри одной части песни достаточно одной сбивки: 2 может быть перебором, особенно если расстояние между сбивками небольшое – 4 такта. В нашем случае сбивки в середине 1-ой половины вступления достаточно и в середине она не нужна.

Напомню, есть 2 места для вставки сбивок – на стыке разных частей песни и на стыке 2-х половин одной части.

В переходе от вступления к куплету сбивку добавить можно, но чаще этого не требуется как в нашем случае. Это спад напряжения в звучании и, как правило, он сбивкой не обозначается в отличие от подъёма.  

Сбивка в куплете

Далее середина куплета: сбивка нужна, чтобы сгладить добавление в звучание гитары и фортепиано.  Здесь также уместна простая сбивка, возможно неровная для разнообразия и редкая, буквально 3 удара.

Сбивка может поддерживать голос исполнителя, опираясь на ритм его нот. Здесь как раз можно подчеркнуть слова «как посмел», чтобы дополнительно привлечь к ним внимание. На слух я хочу добавить 4-ных триолей: выбираем 4-ную ноту и включаем триоли кнопкой с 3-кой и ставим их в середину такта на одном из томов.

Совет – сначала писать ритм нот, а потом уточнять высоту ударов – какой именно том звучит. Раскидаем удары по разным звучаниям. Хорошо.

Ставим тарелку Crash. У неё разные звучания и не всегда подходит любое.

  • По длине удары есть длинные и короткие. Короткий удар здесь звучит слабовато и урезанно.
  • По высоте удары есть тусклые и яркие. Тусклый удар здесь звучит мутно и смазано.  

Чаще подходит удар длинный и яркий.  Сбивка готова.

Сбивка между куплетом и припевом

Далее самый важный переход – от куплета к припеву и рост напряжения, в котором сбивка обязательна.

В прошлом уроке мы оставили для сбивки небольшое затишье в звучании. Уместно начать сбивку с середины 3-ей доли после замолкания струнных и баса, чтобы её начало звучало чётко.

Желательно сделать её более напряжённой, чем прошлые. За основу возьмём короткие 16-ые ноты и сыграем ими плотно 5 чётких ударов по тому.  Довольно часто: уберём 4-ый удар.

Ставим яркую тарелку. Причём её здесь уместно сделать громче через меню ноты. Пишем в поле Velocity — быстрота удара 115. Наивысшее допустимое значение – 127.  

Удары в сбивке вполне могут быть одинаковыми и на одном и то же барабане, но лучше разнообразить.

Сначала 2 удара поярче, а потом – тусклее. Барабанщик сначала ударяет по томам сильно с размахом, а потом размахнуться времени нет и удары тише.  Если сделать наоборот, звучит немного не естественно.  Сбивка готова.

Далее переход от припева к куплету – тоже сбивка не нужна из-за спада напряжения + её не было в похожем переходе – от вступления к куплету.  

Повторение сбивок во 2-ой паре куплет-припев

Дальше снова повтор куплета и припева. Понятно, что сбивки нужны также в середине 2-ого куплета и в переходе от него к припеву. Но какие они могут быть?

Для цельности звучания допустимо применять одну и ту же сбивку в повторяющихся частях песни.

Здесь главное правило – золотая середина.

Одна крайность делать все сбивки одинаковыми, ведь однообразие звучит скучно.
Другая крайность – делать их все совершенно разными без учёта логики формы песни и пестрота далеко не лучше.

Так что копируем сбивки для 2-ой пары куплет-припев из 1-ой. Выделим их, нажмём Ctrl и продвинем вперёд.

Но сейчас сбивки встали криво – в начало тактов, а не в конец. Поэтому отменим их вставку, вернёмся к копируемым сбивкам, ухватимся за левый край участка с первой из них и продлим его до начала такта.  

Теперь при копировании сбивки встанут как надо, опираясь на начало такта — проверяем.  

Сбивка припев-проигрыш

Далее переход от припева к проигрышу. В песне при переходе от припева к куплетам сбивок нет и по этой логике сбивка здесь также не нужна.

Но в инструментах переход здесь резче, чем был ранее: струнные как фон уходят, фортепиано наоборот играет фон и отключается гитара. И хочется добавить сбивку пусть и простую, разряженную.

За основу возьмём игру тома в слабых долях или в серединах 3-ей и 4-ой долей тактов и ставим тарелку.  

Неплохо, но чуть усилим её – добавим удар перед 2-ым.  Эта небольшая неровность как украшение. Теперь опустим этот сдвоенный удар на более плотное звучание.  Сбивка готова.

Сбивка внутри проигрыша

Следующий переход в 1-ой части проигрыша, где добавляется гитара. Да, сбивку можно добавить, но здесь она особо не нужна. Помним, что расстояние в 4 такта между сбивками – это часто.

А вот в середине проигрыша сбивка нужна, чтобы сгладить добавление инструментов, в частности нового в виде скрипки. Здесь место понапряжённей, так что сбивку сделаем с учащением. Сначала с середины такта ставим 2 8-ые ноты, а в 4-ой доле 4 16-ых нот и тарелку.

Заметьте: сбивка подчёркивает игру фортепиано. Можно для неровности убрать 1-ую 16-ую ноту.

Да, тусклая тарелка в этой песне не звучит – меняем на яркую.  Теперь разносим удары по высоте – пусть будет волна: ниже – выше – ниже.  Сбивка готова.

Сбивка проигрыш-припев

Далее переход к самой напряжённой части песни — последнему припеву и дополнительный такт из ударных.

И нужна довольно бодрая сбивка по сравнению с другими. Пусть она будет из 16-ых нот и на основе самого яркого удара по томам.

Напишем на нём с середины такта сплошные 16-ые ноты и будем удалять отдельные для создания ритма сбивки.  Уберём 3-ий и 6-ой удары – будет 3 пары сдвоенных 16-х. 1-ую пару можно заменить на 1 8-ую ноту и сменить тон барабана. Сменим тон последнего удара на глухой.

Получилась неровная сбивка.

Сбивки в окончании песни

Осталось украсить сбивками последнюю часть песни – окончание. Но перед этим немного доработаем его форму.

Сейчас переход от припева к нему звучит резко — одновременно пропадают весомые инструменты песни: голос, бас и гитара. И чтобы сгладить переход и плавно подготовить слушателя к завершению песни, добавим ещё 8 тактов музыки как во 2-ой половине вступления – припев с кларнетом.

Для этого выделим всё окончание, отодвинем его на 8 тактов вправо, теперь выделим весь припев, скопируем его в появившееся пустое место и добавим к нему мелодию кларнета.  Слушаем переход.

Теперь и переход плавный, и с синтезатором инструментальный припев воспринимается свежо, и песня незначительно удлинилась – теперь она почти 3 минуты 50 секунд вместо 3 минут 33 секунд.

Осталось добавить сбивки. В переходе от голоса к звучанию кларнета сбивка не нужна – аранжировка вся та же самая. Далее перед отключением баса и гитары сбивка нужна.

За основу возьмём сбивку перед 3-им припевом – копируем её.  Раз это конец песни и спад напряжения, то и сбивки сделаем помягче. Заменим все яркие удары вверху на более тусклые. 3-ий удар удалим, а последние 2 сдвинем левее. Сменим их тон. А удар по тарелке можно сделать поярче, но с той же громкостью – 100 единиц.  Сбивка готова.

Далее в окончании отключаются из игры все ударные – барабаны и тарелки и фортепиано. Сбивка здесь нужна, чтобы сгладить резкость, хоть и отстоит всего на 4 такта от предыдущей.

Но она будет очень простая и короткая – из 2-х ударов 8-ыми нотами по томам в 4-ой доле + тарелка.  Годится.

Сбивка в самом конце песни

Теперь слушаем и уточняем последние такты песни.  Сейчас в гармонии точка есть в виде тонического аккорда Dm, а вот в мелодии её нет – звучит незаконченно.

Перейдём в нотоносец и поставим четвертную ноту фа.  Звучит лучше, но всё равно есть ощущение, что чего-то не хватает.

И здесь можно добавить последнюю сбивку причём без удара по тарелке – так тоже можно. А для показа конца песни её можно сделать в противовес всем предыдущим более растянутой – из далеко стоящих друг от друга нот – на расстоянии четверти такта и длиной в целый такт.

Начнём её также необычно – со 2-ой доли, чтобы подчеркнуть последние ноты главной мелодии песни на кларнете.  Ставим 8-ые ноты во 2-ую, 3-ью и 4-ую доли. Удар в 4-ой доле звучит неплохо, но для красоты сделаем его неровным – сдвинем на 16-ую вправо и разобьем на 2 16-ые ноты.

Хорошо. И в начале последнего такта поставим 2 8-ые ноты, чтобы отметить завершающую 4-ную ноту мелодии.  Годится. Теперь уточняем ноты по высоте на свой вкус и слушаем готовую сбивку.

Итак, все сбивки в песню добавлены: их в общем получилось 11 штук.  Они в целом отличаются и соответствуют динамике песни. Как видите, создавать сбивки – не очень сложно.      

Заключение. В этом уроке вы познакомились с соединением частей песни и оживлением аранжировки с помощью барабанных сбивок. Поняли, что они играются на томах с ударом по раскатистой тарелке и отличаются по жёсткости звучания и имеют 4 свойства – сила ударов, частота ударов, общая длина и ритм.

В следующем заключительном уроке этого руководства мы подведём итоги работы и озвучим главные выводы.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения