Урок 9 — Форма песни. Связь частей

Форма песни, часть 2 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 9-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

В нём легко и понятно объяснено как создать связку между куплетом и припевом, если переход между ними звучит резко. Рассказано о понятии и роли динамики в песне и график её выстравивания. Подробно показано, как создать партию подголоска и остинатто соответственно для куплета и припева, чтобы усилить их по звучанию.

Заканчиваем создание песни по схеме: припев — куплет — проигрыш — вступление — окончание. К концу урока будет готова чистовая форма песни и останется лишь добавить сбивки.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 9 - Форма песни: часть 2 | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:32 — добавление и выравнивание по времени записи пения
02:33 — сжатие записи пения по времени для подгона под темп
04:51 — добавление 2-х тактов для связки куплета и припева
06:08 — выбор аккорда для перехода куплет-припев
08:32 — выбор нот ударных для перехода куплет-припев
10:25 — выбор нот баса для перехода куплет-припев
12:00 — о квадратности частей песни и деспотии 4-х
13:50 — оценка и правка переходов в остальных местах песни
15:56 — добавление 1 такта для свзяки проигрыша и припева
17:14 — уточнение окончания: добавление тонического аккорда
18:10 — понятие и роль динамики в звучании песни, её график
21:13 — проблема динамики и добавление нового инструмента
22:18 — выбор основы и высоты подголоска + его свойства
23:46 — создание нот подголоска на синтезаторе во 2-ом куплете
27:08 — прослушивание подголоска с мелодией, доработка в переходе
29:42 — создание нот остинатто на синтезаторе в 3-ем припеве
32:12 — прослушивание останатто с мелодией, добавка его в окончание
33:20 — заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем  разговор о создании песни. В этом уроке мы уточним переходы между её частями, поговорим о динамике и добавим новый музыкальный инструмент. Приступим.

Добавление записи пения куплета и припева

В ходе черновой работы мы собрали песню из частей воедино.

Теперь время чистовой работы – поправка огрехов и добавление украшательств.

Для этого неплохо бы добавить в песню записи пения слов куплета и припева, чтобы более цельно слушать песню и вносить правки.

Напомню, пение было записано в уроках 2 и 6 после создания мелодий и текстов куплетов и припевов – это Verses и Chorus. Выделяем их и простым перетаскиванием добавляем снизу проекта Сонара. При этом в проекте добавляются дорожки с названиями добавленных звуковых файлов.

Запись пения припева сразу сдвигаем в припев. Заглушаем мелодию на кларнете и слушаем начало куплета.  Слышно, что голос вступает не сначала, а с половины такта. Поэтому выделяем пение куплета и двигаем влево.

Но сдвиг происходит не плавный и мелкий, а крупный с привязкой к сетке – включена кнопка Snap To Grid. Отключаем её и двигаем запись так, чтобы голос вступил в нужном месте.  То же сделаем и с пением 2-ого куплета: разрежем запись клавишей S и сдвинем 2-ую половину к началу куплета.

Заглушим дорожку с пением куплета и также выровним по времени пение припева. Заметьте: хоть начало согласовано, дальше пение звучит вразнобой с музыкой. В чём дело? Дело в том, что пение было записано в уроке 2, когда начальный темп песни был 120 ударов в минуту.

Затем в уроке 3 при добавлении ударных инструментов мы замедлили темп до 115. Но пение также в старом темпе и звучит быстрее музыки.  

Чтобы подогнать запись голоса по скорости до текущего темпа, щелкнем по ней ПКМ, выберем Clip Properties – свойства участка и перейдём на вкладку Audio Stretching – растяжение звука. Включим галочку Enable Time Stretching – растяжение по времени. Теперь в поле Stretch Amount – нужно указать в % правильную степень растяжки.

Чтобы её определить, поделим прошлый и текущий темпы друг на друга – 120 на 115 и получится 1,04: пишем 104%.  Слушаем. 

Теперь пение попадает в музыку, но из-за обработки звука на лету возникает эхо, что явно слышно при отдельном прослушивании.  Чтобы это устранить, щёлкаем по записи голоса ПКМ и выбираем Bounce To Clip — соединить в единый участок.  

Сглаживание перехода от куплета к припеву

Теперь включим пение куплета и послушаем переход. Переход резкий как в плане музыки – одна мелодия слиплась с началом другой, так и текста — слова на стыке накладываются друг на друга.

Наша задача – сгладить переход через добавление 1-2 вспомогательных тактов-связок.

А для этого нужно сдвинуть от конца 1-ого куплета начало 1-ого припева вместе с остальной частью песни.

Снова включим выравнивание по сетке, поставим указатель в начало припева, выделим все дорожки сочетанием клавиш Ctrl+A, нажмём клавишу F9, чтобы оставить выделенным только нужное, при зажатой Ctrl снова выделим пение припева и перейдём в меню Process – обработка -> Slide – сдвиг. Ставим обе галочки и пишем 2 такта. Слушаем.

Теперь эти 2 такта нужно грамотно заполнить звучанием инструментов.

Выбор аккорда для струнных

Начнём со струнных – откроем их в нотоносце.  Да, переход от C к Dm звучит хорошо и никто не запрещает скопировать или просто продлить C ещё на 2 такта – в итоге будет 4.

Но это остановка в развитии и однообразие в звучании. Поэтому выберем другой и уместный аккорд.

Желательно не брать уже имеющиеся или часто повторяющиеся. Поэтому Am, Dm и Gm отпадают, как и C и в тональности Dm остаются 3 аккорда – Edim, Bb и F.

Edim есть в проигрыше и переход от него к Dm звучит хорошо.

Но проверим другие 2 – вдруг они прозвучат здесь лучше.

Bb ещё нигде не было: пробуем его.  Но нужно, чтобы переход от куплета к припеву звучал напряжённо. А у Bb с Dm 2 общие ноты и их смена звучит очень мягко без напряжения.

F звучит лишь в половине 1 такта в гармонии припева: пробуем его с учётом обращения для плавности гармонии. Он звучит в переходе выразительно и добавляет оттенок надежды после слов куплета. Оставим его и подпишем сверху.

Добавление нот барабанов и тарелок

Что касается гитары и фортепиано, то мне хочется их здесь не слышать. Это будет и отдыхом от них, и заодно связка получится с ещё меньшим напряжением, чем в куплете и потом более оживлённо будет воспринимается начало припева. Поэтому осталось только добавить ударные и бас.

Так как переход между куплетом и припевом должен быть плавным, нужно взять за основу нотные партии и их свойства из обеих частей.

Так в куплете аккорды длятся 2 такта, что мы и сделали в переходе. Но в то же время сам аккорд для него мы взяли из припева.

Теперь поговорим об ударных: выделим дорожки с ними и откроем в нотоносце.

Барабаны и тарелки в куплете и припеве отличаются не слишком сильно. У бочки в куплете нет сдвоенного удара, а в припеве – есть: скопируем его партию в переход и послушаем. Уже звучит интересно.

У закрытой тарелки ноты по ритму те же, но разное звукоизвлечение. А у открытой разница лишь во 2-ом ударе по ритму: в куплете он играет мимо доли, а в припеве – в долю.

Так же, как и в случае с барабанами, заимствуем для тарелок перехода ноты припева и слушаем. Отлично.

Добавление нот баса

Остался лишь бас: откроем его через кнопку со стрелочками.  В припеве он играет с бочкой, а в куплете – ровными 8-ыми.

Раз ударные взяты из припева, то партию баса для плавности перехода возьмём из куплета. Только поправим ноты с учётом гармонии: раз аккорд F, то и в басу должна звучать нота фа. Слушаем переход.

Звучит неплохо и можно так и оставить. Но мне хочется, чтобы бас со струнными отключались во 2-ой половине 2-ого такта перехода. Это добавит смены фактуры в аранжировке: и отдохнём от них на мгновение, и добавленная в будущем сбивка будет звучать более выразительно.

Удалим ноты баса. Причём удалённый узор из 16-х нот хочется услышать в 1-ом такте перехода: добавим их в виде нот ля – терции F.

Теперь перейдём через кнопку со стрелочками к нотам струнных и сократим аккорд F на четверть. Для этого выделим его и перейдём в меню Process -> Length – длина.

Отмечаем только галочку Durations – длительности и в поле Amount – кол-во пишем 75% от текущей длины, то есть без ¼.

Квадратность частей и деспотия 4-х

В итоге получился простой и благозвучный переход от куплета к припеву.

И на слух он звучит как окончание куплета, поэтому куплет теперь длится 18 тактов вместо 16.

А раз он не делится по числу тактов на 4 без остатка, то строение у него теперь неквадратное.

И это отличный приём для внесения разнообразия в звучание и устранения так называемой деспотии 4-х – преобладающее деление всех частей песни на 4.

Да, с ней музыку воспринимать легко: каждый из 4-х тактов воспринимается мозгом как цельное и замкнутое пространство подобно квартире — от слова quarter – 4: 4 стены.

1-ый такт – начало, 2-ой – завязка, 3-ий – развитие и 4-ый – завершение – всё логично.   

Правка перехода в остальных частях

Продолжаем работу. Слушаем, как звучит переход от припева ко 2-ому куплету. Так как слова куплета начинаются со 2-ой доли такта, они не пересекаются с последним словом припева.

Да и в музыкальном плане резкости также нет, поэтому оставляем всё как есть.

Далее снова переход от 2-ого куплета к припеву и снова резкий.  Поэтому копируем сюда созданный ранее плавный переход из стыка между 1-ыми куплетом и припевом.

Ставим указатель в начало перехода, выделяем ноты всех его 5 инструментов и нажимаем кнопку Copy – копировать. Теперь идём в начало 2-ого припева, ставим туда указатель и добавляем 2 пустых такта более простым способом.

Идём в меню Insert – вставка -> Time/ Measures – время/такты. Убеждаемся в поле At Time, что указатель в нужном месте и в поле Insert впишем 2, оставляем отметку Measures – такты и все галочки в списке Slide – сдвиг. Теперь нажимаем кнопку Paste – вставить и убеждаемся, что дорожка для вставки выбрана 1-ая. Слушаем правильность вставки перехода. Отлично.

Далее припев сменяется проигрышем и здесь, как в случае с переходом от припева к куплету, ничего добавлять не нужно.

Далее послушаем переход от проигрыша к 3-ему припеву. Здесь тоже переход резковатый, но не так сильно: всё-таки пения в проигрыше нет и слова припева ни с чем не пересекаются.

Но в музыке хочется сделать небольшую остановку перед припевом и для этого будет достаточно одного такта. Знакомым ранее способом через меню Insert -> Time/Measures добавим пустой такт. Слушаем переход в виде тишины.

Такое резкое отключение и последующее включение всех инструментов явно зацепит внимание слушателя.

Но полную тишину мы добавлять не будем и оставим для звучания в течение такта лишь ударные. Поэтому копируем их из 1-ого такта припева.

Звучит хорошо и потом мы добавим сюда сбивку, что зазвучит ещё лучше.

Далее припев плавно переходит в окончание песни. Послушаем её самый конец и оценим его.

По мне песня заканчивается резко и не убедительно: нет явного завершающего аккорда, а именно тонического – Dm.

Откроем нотоносец и увидим, что в последнем такте записаны 2 аккорда F и C и остановка на последнем из них звучит напряжённо и не окончено. Добавим Dm и всё зазвучит, как надо: устойчиво и завершённо.  Хорошо.

На этом мы решили 1-ую задачу чистовой обработки – уточнение переходов между частями, а именно их сглаживание там, где это нужно.

Динамика в песни: роль и график

Теперь перейдём ко 2-ой задачи — выстраивание динамики – с англ. dynamics — «подвижность».

Это чередование напряжений и разряжений в звучании музыки на протяжении всей песни.

Эта черта есть в человеческой речи в виде 2-х крайностей:

  • 1-ая — бубнить себе что-то под нос на одной ноте – монотонно, что и слушать со стороны скучно.  
  • 2-ая — живо и ярко говорить, меняя громкость, высоту, темп речи, делать паузы, что оживляет слушателя и поддерживает его внимание к говорящему.

Роль динамики в музыке

Также и в музыке: если звучание в целом не меняется, то и от долгого прослушивания будет усталость, и человек не дослушает песню до конца.

Основа этой подвижности в аранжировке закладывается ещё при создании частей песни.

Так припев – это самая напряжённая и насыщенная инструментами часть с яркой мелодией и это рост динамки.  

Наоборот, куплет – не напряжённая часть с меньшим числом инструментов и с более спокойной мелодией и это спад динамики.

График динамики

В итоге если пройтись по песне от начала и до конца, то можно нарисовать следующий график смены напряжения.

Сначала по ходу вступления песня вырастает из тишины через добавление инструментов – подъём.

Далее небольшой спад при переходе к 1-ому куплету из 5 инструментов.

В середине добавляется ещё 2 – гитара и фортепиано и далее переход к припеву – снова подъём.

2-ой куплет – спад, 2-ой припев – подъём, проигрыш – спад и подъём по ходу его развития, 3-ий припев – подъём и окончание – спад.  

Но загвоздка в том, что все куплеты и припевы между собой в плане музыки не отличаются: это просто копии.  

А для роста напряжения во 2-ой половине песни нужно какое-то отличие и обычно это добавление нового инструмента.

Добавление нового инструмента

Раз у нас весь состав акустический – звучание настоящих инструментов, то для разнообразия можно добавить электронный в виде синтезатора.

Добавим в проект песни проигрыватель sfz и выберем заранее найденный мной тембр из папки Collections – наборы -> библиотека Bloodwar и предустановка под номером 12 — X-S Techno Synth.

Этот синтезатор будет звучать во 2-ом куплете и в 3-ем припеве, чтобы усилить их.

Создание подголоска в куплете 2

В куплете у него будет роль подголоска, как у стального барабана в припеве. Скопируем мелодию куплета на синтезатор как основу для подголоска. Откроем его в нотоносце вместе с гармонией и мелодией и включим для прослушивания только их.

Для начала определимся с высотой нот.  Чтобы разграничить мелодию и подголосок, поднимем ноты последнего на октаву.

Ещё мелодия основана на ноте ми – квинте Am. Для разнообразия оттенков звучания перенесём ноты на высоту ноты до – терция Am.  

Подголосок – это что-то среднее между дублировкой – полным совпадением нот 2-х инструментов, как сейчас  и контрапунктом – звучанием 2-х независимых друг от друга мелодий, как в проигрыше на фортепиано и стальном барабане.  

Суть подголоска – подчёркивать отдельные ноты мелодии. Поэтому он в основном совпадает с ней по ритму с небольшими отклонениями. Нужно лишь удалять и смещать отдельные ноты.

Полезно, чтобы начала подголоска и мелодии не совпадали: сдвинем 2 первые ноты влево. Удалим ноту во 2-ой доле. А ноту в середине 3-ьей доле сдвинем вправо.  1-ый такт готов.

2-ой такт: опять для разницы в начале удалим 1-ую ноту.  Удалим 1-ую ноту в 3-ьей доле.  Слушаем оба такта.  Ритм что надо, а вот в плане высоты нот хочется разнообразия. Опустим первые 2 ноты на высоту ля – приму Am.  А остальные 2 ноты поменяем местами.  2-ой такт готов.

В 3-ьем в 1-ой доле пауза – укоротим её сдвигом 2-х первых нот на 8-ую влево.  Здесь как в 1-ом такте на 8-ую раньше вступает подголосок, а потом мелодия. Подобно ему удалим ноту в середине.  И снова ритм пойдёт, а по высоте звучит не выразительно. Продолжим движение вверх из прошлого такта поднятием первых 2-ух нот на высоту фа.  В конце из блеклой до явно хочется сделать более яркую ми.  3-ий такт готов.

В начале 4-ого повторим ноты фа вместо текущих ре.  2 ля сдвинем влево. Поднимем их вместе с последней нотой на 2 ступени.  Из ми сделаем фа.  

Далее в мелодии повторяется одна и та же ритмофигура, поэтому и в подголоске можно сделать то же самое. За основу возьмём фигуру из 4-ого такта.

В 5-ом такте 1-ую ноту поднимем на соль, а 2-ую удалим. Теперь скопируем фигуру в следующие 3 такта, послушаем и поправим высоту нот где требуется.  Ноты фа и соль на стыке тактов опустим на ступень.  Отлично. Осталось поправить окончание.

Пробуем для яркости поднять ноты до на уровень ля, а фа – на соль. И сменим ритм: сдвинем 2-ую ля к соль. Слушаем весь подголосок.

Далее мелодия куплета повторяется, поэтому скопируем подголосок во 2-ую половину куплета и послушаем.

Внесём мелкие правки в начале: сдвинем 3 ноты до вправо на 8-ую.  Среднюю из 3-х нот в конце поднимем на ре.

В конце следующего такта можно также сделать 3 ноты – добавим ре.  Слушаем 2-ую половину куплета.

В конце есть ощущение незаконченности: заполним синтезатором 1-ый такт перехода. Скопируем 2 последние ноты 2 раза и с понижением на ступень и в конце добавим ноту фа – приму F для устойчивого завершения. Думаю, смена нот ми и фа местами зазвучит лучше.  

Отлично. Слушаем весь куплет целиком с голосом.  

Добавление остинатто в припеве 3

Теперь перейдём к 3-ему припеву. Открываем дорожку с синтезатором и мелодией на нотоносце.

Пусть теперь синтезатор играет остинатто – с англ. obstinate – упрямый. Это приём, когда однообразная ритмическая или мелодическая фигура повторяется без изменений в течение всей части песни.

За основу для него возьмём 1-ую фразу мелодии: копируем её ноты, но на октаву выше.

Чтобы добавить движения и отделить эту партию от мелодии, сократим положения и длительности нот в 2 раза. Для этого выделим ноты и перейдём в меню Process –-> Length. Оставляем обе галочки – начала и длительности нот и впишем 50%.  Слушаем.

Копируем фигуру во 2-ую половину такта.  Звучит сумбурно, поэтому отменим и поправим ритм у фигуры: сдвинем её 2-ую половину на 16-ую вправо.

Теперь скопируем её же во 2-ую половину такта. Такой ритм звучит лучше: ноты в основном звучат в паузах мелодии. Правим высоту нот.

Так как это моторная и фоновая фигура, она должна быть однообразной. Поэтому можно свести все ноты к одной – фа. Это главная нота в мелодии и терция аккорда Dm.

Теперь добавим ударения – выделим отдельные ноты добавлением к ним терций – нот ля. Желательно это делать на сильных долях такта – 1-ой и 3-ей. Также уместно их добавить перед 3-ей долей и в 4-ой.

Теперь достаточно скопировать эту нотную фигуру без изменений в другие такты. Выделяем её, зажимаем Ctrl и размножаем. Слушаем синтезатор отдельно с мелодией.

В 3-ем такте для разнообразия применим секвенцию – опустим ноты на ступень.  Хорошо. Копируем ноты во 2-ую половину припева.

Переименуем дорожку с синтезатором в Synth и послушаем все инструменты.

Также звучание синтезатора из припева можно скопировать в окончание, чем мы также внесём в него разнообразие по сравнению со вступлением.

Итак, задача по выстраиванию динамики решена.               

Заключение. В этом уроке вы познакомились с уточнением переходов между частями песни и выстраиванием динамики. Поняли, что в случае резкой смены звучания и слипания мелодий куплета и припева  можно добавить между ними дополнительные такты, а для усиления напряжения в последних куплетах и припевах – новый инструмент.

В следующем уроке мы оживим переходы между частями песни с помощью барабанных сбивок.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения