ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 8-ой урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
В нём легко и понятно объяснено как придумать вступление и окончание к песне на основе припева. Рассказано об их ролях в песне и правилах добавления/отключения инструментов в них. Подробно показано, как выстроить форму песни по самой распространённой схеме и разметить её части для удобства работы.
Заканчиваем создание песни по схеме: припев — куплет — проигрыш — вступление — окончание. К концу урока будет готова черновая форма песни для дальнейшей доработки и уточнения.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:33 — общие сведения о форме песни и её распространённая схема
02:38 — вступление песни: роль, свойства, создание
04:53 — выбор порядка добавления инструментов во вступлении
07:19 — выбор скорости добавления инструментов во вступлении
09:44 — 2 ошибки при создании вступления
10:43 — 3 важных требования к добавлению инструментов
14:08 — оценка созданного вступления на основе требований
15:50 — выстраивание частей песни по форме: сдвиг, копирование, вставка
17:24 — правка отметок у частей песни и завершение выстраивания формы
19:11 — окончание песни: роль, свойства, создание
20:09 — выбор порядка отключения инструментов в окончании
22:28 — уточнение окончания: удаление фортепиано
23:40 — 3 недоработки в форме песни для дальнейшего исправления
25:25 — заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы соберём нужную форму песни из полученных в прошлых уроках частей и добавим к ней вступление и окончание. Приступим.
Содержание
Общие сведение о форме песни
У нас есть 3 крупные части песни – припев, куплет и проигрыш. Это как отдельные помещения: припев – кухня, куплет – комната, проигрыш – балкон.
И теперь их нужно соединить в квартиру – разместить в пространстве, дополнить коридорами и прихожей для входа и выхода. То есть нужно собрать форму песни – её строение во времени из разных частей.
Распространенная и логичная форма выглядит так: вступление – куплет 1 — припев – куплет 2 – припев – проигрыш – припев – окончание.
В сумме 8 частей, чередующихся друг с другом. 8 – число полноты и завершённости. Полный куб – 8 граней, внешний слой в атоме полный, если на нём 8 электронов, в Солнечной Системе 8 планет.
Даже части песни состоят из 8 тактов – в нашем случае припев и из 16 тактов – 2 половины по 8 тактов каждая – куплет и проигрыш. Поэтому и песня из 8 частей воспринимается полноценной: нет ощущения нехватки или избытка чего-либо.
В начале работы для удобства и понимания где и какая часть песни находится полезно разметить каждую из них отметкой.
Сначала у нас припев. Ставим указатель воспроизведения в его начало и идём в меню Insert – вставка -> Marker – отметка. Пишем в поле Name – имя слово Chorus – с англ. «припев». Отметка добавилась в виде оранжевого флажка с надписью.
Следующая часть – куплет. Опять перенесём указатель в начало, нажмём кнопку Insert Marker и впишем слово Verse – с англ. «куплет».
Далее промотаем к проигрышу, щёлкнем в начале и далее клавишу F11 – пишем слово Break – с англ. «перерыв» или «проигрыш».
Итак, собираем форму по порядку с начала и до конца, чтобы следить за общей длиной песни.
Вступление песни
Роль, свойства, план создания
Начнём со вступления – вспомогательной части. Логично, что оно расположено в начале песни и нужно для плавного погружения слушателя в её звучание.
Как правило, вступление – это инструментальный припев, то есть без пения. Аранжировка в нём та же, но вместо певца мелодию играет ведущий музыкальный инструмент, в нашем случае кларнет.
Да, вступление можно создать с нуля, на основе нового музыкального материала – гармонии, ритма и оно может сильно отличаться от куплета и припева, как проигрыш.
Но для цельности песни лучше делать проще – брать припев и из него делать вступление.
По длине оно может быть коротким – вплоть до 2-4 тактов, средним – 8 тактов и длинным – 16 тактов.
Сейчас на его месте припев из 8 тактов и песня начинается внезапно: вступают сразу все инструменты. Это допустимо, но звучит резковато.
Предпочтительнее добавлять инструменты постепенно, друг за другом, чтобы песня будто вырастала из тишины. Так и сделаем.
Для начала сдвинем все части песни в сторону, чтобы освободить пустое место для вступления. Для этого идём в меню Edit – правка -> Select – выбрать -> All – всё. Или проще нажать сочетание клавиш Ctrl+A. Теперь идём в меню Process – обработка -> Slide – сдвинуть.
В окне настроек сдвига отмечаем обе галочки: Events In Tracks – события на дорожках, то бишь ноты и Markers – отметки, чтобы надписи перед частями песни также сдвинулись вместе с ними, а не остались на месте. В поле By – на сколько пишем 8 и ниже оставляем отметку Measures – такты.
Далее выделяем весь припев, зажимаем клавишу Ctrl и копируем его в начало как основу для вступления.
Порядок добавления инструментов
Теперь нужно создать плавное добавление инструментов в звучание.
Для этого нужно выбрать 2 вещи — порядок и скорость.
Порядок – это какие инструменты следуют за какими, что добавляется в начале, что потом и к концу вступления.
В прошлом уроке мы говорили про 2 вида фактуры песни или плотности музыкальной ткани:
1-ый вид – только ритм, когда звучит только ритм-группа – барабаны, тарелки и бас. Это мы использовали в начале проигрыша + струнные также играли роль ритма. Тогда я сказал, что для вступления мы припасём
2-ой вид – только гармонию, когда озвучиваются аккорды в разном изложении: фон в струнных, аккорды в ритме на гитаре и разложенные на арпеджио в фортепиано.
То есть сначала будет играть группа гармонии, потом к ней добавится ритм и в конце мелодия.
Чтобы это изобразить, заглушим инструменты в нужном порядке. Выделяем и удаляем ритм группу в первых 4-х тактах и мелодию с подголоском в 8-ми и слушаем.
Это логично добавлять инструменты по ролям и в таком порядке.
Сначала гармония задаёт настроение песни, потом ритм показывает характер и стиль и в конце на общем фоне появляется мелодия с показом чего ожидать от пения певца в припеве.
В итоге вступление занимает 16 тактов, что при темпе 115 ударов в минуту занимает 33 секунды – около полминуты. Возможно, длинновато.
Скорость добавления инструментов
И здесь полезно сказать о скорости или частоте добавления инструментов.
Как правило, она равна 4 тактам – за это время мозг легко и полноценно усваивает новые инструменты и изменения в звучании.
Заметьте: 4 такта играет гармония и после них вступает ритм, что также играет 4 такта с гармонией и после этого вступает мелодия.
Но также инструменты можно добавлять и через 2 такта.
Вернём удалённый ритм, нажмём кнопку Free Edit Tool – инструмент свободной правки и сделаем так: отрежем ритм в 1-ых 2-х тактах и придвинем на 4 такта мелодию.
Теперь 2 такта – чисто гармония, 2 такта – гармония и ритм и ещё 4 – они же с мелодией.
Теперь вступление занимает 8 тактов или 16 секунд – в 2 раза короче.
В длительности вступления важно найти золотую середину: и не слишком короткое, чтобы слушатель усвоил звучание и полноценно настроился на песню, но и не слишком длинное, чтобы слушателю не стало скучно.
Послушаем оба вступления. Оба звучат хорошо, но я оставлю длинное: оно не наскучивает и размеренно подготавливает слушателя.
2 ошибки при добавлении инструментов
Главное при добавлении инструментов не совершать 2 ошибки:
1-ая ошибка – ввод по инструменту каждый такт, а не через 2 и 4. Это звучит странно.
2-ая ошибка – выбор порядка входа инструментов от балды, как сейчас.
Что здесь не так? 3 вещи:
1-ое — нужно равновесие, то есть равномерное добавление инструментов слева и справа. А сейчас слева звучит фортепиано и тарелка в течение 6 тактов, что воспринимается криво, и уже потом их уравновешивают другая тарелка и гитара.
2-ое – нужна логичность или соразмерность скорости добавления инструментов. А сейчас в 3-ем такте добавляется бас, то есть через 2 такта от начала и далее слух ожидает нового инструмента в 5-ом такте, а в нём ничего не добавляется. Получился разрыв квадрата из 4-х тактов: бас не внутри 1 квадрата, а на половинах 2-х отдельных.
3-ье – нужна связность или принадлежность вводимых инструментов к одной группе. То есть добавлять их по ролям – ритм, гармония, мелодия.
Если в начале звучит фортепиано, то с ним же должна звучать гитара – они инструменты гармонии.
Но здесь вместо гитары звучит тарелка – она из ритм-группы. И тарелки должны вступить обе в одно время.
Ещё барабаны отделились от ритм-группы и вступают вместе с инструментами мелодии.
В нашем вступлении всё хорошо: равновесие – слева и справа звучание одинаковое по громкости и частотам, логичность – всё добавляется с одинаковой скоростью и внутри 4-х тактов или квадратов и связность — сначала вступает чисто гармония, потом весь ритм и в конце мелодия.
Итак, вступление готово. Обозначим его отметкой и напишем Intro – с англ. «вступление».
И для удобства отображения я советую сдвинуть дорожки по вертикали так, чтобы инструменты отдельных групп были рядом. Например, группа гармонии – это струнные, гитара и фортепиано, но последние отдалены от первых на 4 дорожки ритм-группы.
Поэтому зажмём их дорожки через значок папки и поочерёдно передвинем вверх к струнным. Теперь 3 инструмента гармонии вверху, 4 ритма посередине и 2 мелодии внизу.
Скрипку тоже можно условно отнести к мелодии: у неё простая и ведущая партия в проигрыше и в отличие от основы из гармонии и ритма она звучит не на протяжении всей песни.
Выстраивание частей по форме песни
Теперь выстраиваем форму песни дальше в соответствии с нашей схемой. Далее должен следовать 1-ый куплет, поэтому выделяем его полностью и сдвигаем вплотную к вступлению. И также передвигаем отметку Verse.
Далее на очереди припев — 2-ая половина вступления. Переносим указатель воспроизведения к отметке Chorus, выделяем все его ноты и нажимаем кнопку Copy – копировать или горячие клавиши Ctrl+C.
Убеждаемся, что в окне стоят обе галочки Events in Tracks – события на дорожках и Markers – отметки и нажимаем ОК.
Теперь перемещаемся в конец 1-ого куплета, ставим указатель в 33-ий такт и нажимаем кнопку Paste – вставить или Ctrl+V.
Проверяем настройки в окне: Starting At Time – начало вставки 33-ий такт, 1-ая доля, Repetitions – число повторений – 1 раз и нажимаем ОК.
Видно, что вставка произошла не с 1-ой дорожки, а со 2-ой и звучание песни теперь искажено: ноты переместились на другие инструменты.
Поэтому отменяем действие кнопкой Undo или Ctrl+Z, снова нажимаем на вставку и в поле Destintation – место назначения выбираем вместо 2-ой дорожки 1-ую. Теперь всё вставилось верно.
Далее видно, что 2 отметки – Verse и Break – налезли друг на друга. Откроем вид со списком отметок кнопкой Markers View, выделим последнюю отметку Verse и нажмём на крестик для удаления.
Теперь по схеме формы после припева должны быть 2-ой куплет и снова припев. Поэтому нужно сдвинуть проигрыш вправо, чтобы освободить для них место.
Выделяем весь проигрыш и нажимаем меню Process – обработка -> Slide – сдвиг. Ставим обе галочки – события и отметки и в поле By пишем 24 такта, потому что это общая длина куплета из 16 тактов и припева из 8. Отметка должна быть на пункте Measures – такты.
Теперь выделим куплет и припев так: сначала их общую длину на шкале времени, а затем все дорожки, ставим указатель в начало куплета, нажимаем копировать, идём в конец припева и нажимаем вставить.
При этом снизу добавилась куча пустых звуковых дорожек: выделяем их, нажимаем ПКМ и выбираем Delete — удалить.
Теперь полезно для удобства дать куплетам номера. Перейдём в список отметок, выделим Verse и нажмём кнопку Change marker Properties – изменить свойства отметки. В поле Name – имя – добавим цифру 1 к 1-ому куплету. Далее щёлкнем дважды по 2-ому куплету и допишем 2-ку.
Далее по схеме проигрыш – он уже на месте и 3-ье повторение припева.
Выделим 2-ой припев, нажимаем клавишу S, чтобы отрезать лишний кусочек партии гитары, снимаем с него выделение, зажмём клавишу Ctrl и скопируем его после проигрыша. Снова добавим отметку Chorus.
Окончание песни
Роль, свойства, план создания
Осталась последняя часть песни – окончание. Оно, как и вступление, вспомогательная часть и служит для подготовки слушателя к завершению песни.
Сейчас после 3-его припева ничего нет и звучание резко обрывается.
Да и по времени звучание песни занимает 3 минуты и 3 секунды, что довольно мало. Средняя длина песни – 3 минуты 30 секунд, и эти 30 секунд нам как раз обеспечит окончание.
Окончание основано на плавном выключении инструментов из песни, то есть оно обратно вступлению, где они плавно включались.
И для цельности песни его также можно создать на основе припева. Поэтому копируем 3-ий припев и ставим перед его копией отметку Outro – с англ. «окончание».
Порядок отключения инструментов
Теперь нужно выбрать порядок отключения инструментов и здесь правила и требования те же, что и во вступлении. Проще всего, сделать его обратным вступлению.
Но это звучит однообразно и не совсем логично, поэтому вернём удалённые партии и подумаем.
Для разнообразия желательно оставить такие сочетания инструментов, которых ещё нигде не было.
Помним, что в начале проигрыша мы отключали струнные, и музыка звучала с новым восприятием без них.
То же теперь можно сделать и с басом, который звучит на протяжении всей песни без перерыва, начиная с 4-ого такта. Тем более, что у нас барабаны ещё нигде не звучали без баса – убираем его.
Слушаем переход от припева к окончанию без баса. Звучит неплохо.
Но отключать по одному инструменту это долго и не логично.
Попробуем также удалить ноты гитары. На 1-ый взгляд кажется, что звучание меняется резко при отключении баса и гитары, но позже мы это сгладим.
Отключаем инструменты с той же скоростью, что и во вступлении – каждые 4 такта. Во 2-ой половине окончания хочется отключить оставшиеся инструменты ритма – барабаны и тарелки. Удаляем их партии. Снова слушаем переход с конца припева.
Да, ритм отключен, но арпеджио в фортепиано его поддерживает своими сплошными 8-ыми нотами. Поэтому их мы тоже уберём.
И заодно в конце главная мелодия с подголоском звучат чисто на фоне аккордов струнных, чего также ещё нигде в песне не было.
Итого, текущая длина песни 3 минуты 20 секунд, что достаточно.
Недоработки формы к решению
Но, несмотря на то, что мы собрали все части воедино и добавили вступление и окончание, песня ещё не готова. Пока что мы проделали черновую работу над формой– просто разместили её части во времени.
Сейчас полезно прослушать итог работы целиком или для сбережения времени хотя бы переходы между частями песни.
И это покажет 3 недоработки:
1-ае – резкий переход между куплетом и припевом.
2-ая – одинаковость всех куплетов и припевов в музыкальном плане: это просто копии.
3-ья – музыке не хватает живизны: переходы между частями никак не обозначены. Совет – исправлять мелкие недоработки и добавлять украшательства лучше потом.
Это как в случае с квартирой: отделка следует после ремонта, а не одновременно с ним.
Ведь зачем клеить обои на готовую стену, если другие ещё не выровнены шпаклёвкой?
Заключение. В этом уроке вы познакомились со сбором целой формы песни по наиболее распространенной схеме. Поняли, как на основе припева и по каким правилам создаются 2 крайние части песни – вступление и окончание.
В следующем уроке мы завершим работу над песней – получим её готовую к дальнейшей звукорежиссёрской обработке.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.