Урок 7 — Проигрыш. Музыка, мелодия

Создание проигрыша. Аранжировка, мелодия Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 7-ой урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

В нём легко и понятно объяснено как придумать проигрыш к песне на основе нотных партий и инструментов куплета и припева, рассказано о его роли в песне и особенностях. Подробно показано, как видоизменять нотные партии инструментов, чтобы и сохранить цельность проигрыша с песней, и в то же время внести разнообразие.

Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готов проигрыш песни.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 7 - Проигрыш: аранжировка/мелодия | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:32 – общие сведения о проигрыше: роль, свойства, нотные партии
02:14 – заимствование гармонии из припева и согласование с ней баса
04:55 – смена роли струнных с фона на ритм и правки их нот
08:24 – смена роли фортепиано с арпеджио на фон + правка нот гитары
11:49 – обдумыание основы для мелодии фортепиано и её сжатие в 2 раза
14:07 – понотная правка мелодии фортепиано
17:57 – утяжеление нот и приём дублирования мелодии на октаву
18:47 – удлинение проигрыша + возврат и правка фона из струнных: новый аккорд
20:59 – копирование нот гитары + согласование её и баса с гармонией
22:09 – копирование и видоизменение мелодии на фортепиано
25:54 – создание мелодии для стального барабана, полифония + сдвиг мелодии
28:39 – добавление нового инструмента — скрипки и написание нот
30:18 – заполнение 2-ой половины проигрыша, его прослушивание и оценка
31:25 – смена мелодии стального барабана и улучшение звучания
32:24 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы создадим проигрыш песни и поговорим о его роли, свойствах и соотношении с куплетом и припевом. Приступим.  

Общие сведения о проигрыше

К этому времени у нас есть 2 главные части песни – куплет и припев, которые чередуются друг с другом: куплет 1 – припев – куплет 2 – припев.

Но если ограничиться только ими и повторять без изменений, песня будет однообразной и надоедливой. Поэтому в неё добавляют новую часть – проигрыш.

Он заменяет лишний 3-ий куплет и соединяет 2-ое и 3-ье повторение припева.

Его задачи – внести в песню разнообразие и позволить слушателю отдохнуть от куплета и припева, в частности от пения певца. Поэтому текста в нём нет, а вместо голоса звучит ведущий музыкальный инструмент – фортепиано, гитара, саксофон.

Он может играть как мелодию припева, так и новую. А ритм и гармонию он может заимствовать из куплета или припева.

Проигрыш может сильно отличаться от песни – песня внутри песни, когда он в другом стиле музыки, а может и не сильно – просто инструментальный припев.

Если сравнить с жизнью, то куплет – работа, припев – дом, а проигрыш – отдых на природе.

Создание 1-ой половины проигрыша

Для начала полезно послушать кусочек припева и куплета длиной в 4 такта и представить что из них можно взять за основу для проигрыша. Попробуем взять ритм – из куплета, а гармонию – из припева.

Гармония из припева

Начнём с гармонии: скопируем 4 такта с аккордами струнных. Но участок с нотами занимает 8 тактов. Выделим его, поставим указатель воспроизведения в середину и нажмём клавишу S на клавиатуре, чтобы разрезать его пополам. Теперь выделяем 1-ую половину и с зажатой клавишей Ctrl копируем её в новое место в проекте.

Теперь скопируем ноты барабанов, тарелок и баса из куплета. Для этого выделим 4 такта на шкале времени, а затем с удержанием клавиши Ctrl прощёлкаем по всем 4-м дорожкам и перетащим их к гармонии. Слушаем.

Ударные оставим без изменений – их не надо согласовывать по высоте тона с гармонией, а вот бас поправим. Откроем его и струнные в нотоносце.

1-ый такт: в басу играет нота ля — квинта аккорда Dm на фоне. Звучит сносно, но прима всё-таки лучше — заменим ля на ре. 

2-ой такт: аккорд Gm – опускаем ноты ля на уровень ноты соль.

3-ий такт: аккорд C, а в басу звучит ре – опустим.

4-ый такт: аккорды F и C. Первую половину нот опустим на фа, а 2-ую – поднимем на до.   Фа звучат низковато – поднимем на октаву.  Слушаем всё звучание.

В целом пойдёт, но басу хочется добавить больше движения.

Помним, что в куплете аккорды длились 2 такта и в конце каждого чётного такта был этот переход из чередования 4-х 16-ых нот. 

Добавим его в 1-ый такт – ноты ре-фа и в 3-ий – ноты до-ми. А из 4-ого такта уберём – там итак 2 аккорда меняются. Звучание баса мне нравится.

Правка нот струнных

Но вот струнные уже поднадоели: они и так звучали без замолкания в течение куплета и припева. Послушаем звучание без них, заглушив их кнопкой Mute.

Да, так лучше: этим мы и отдохнём от струнных и сменим фактуру – плотность музыкальной ткани.

Это самый простой способ внести разнообразие в музыку: оставить звучать только одну её составляющую – ритм или гармонию.

В нашем случае звучит только ритм и без струнных на фоне он воспринимается по-другому, более свежо.  То есть мы отдыхаем от звучания гармонии.

Но можно сделать и наоборот: убрать весь ритм, чтобы отдохнуть от него, а оставить струнные с гитарой и фортепиано – показать только гармонию.

Но это мы прибережём для создания вступления песни.

Струнные можно просто отключить, но интереснее будет сменить их роль. До этого они были фоном – сплошные аккорды. Здесь же им можно поручить небольшую роль ритма.

Для начала перейдём в вид раскладки пианино – Piano Roll, выделим ноты и сократим их с целых до 8-х, чтобы они подчёркивали гармонию в началах тактов. А можно сделать и 16-ые.

Теперь скопируем ноты на середины тактов кроме 4-ого. Сдвинем их на 8-ую влево, чтобы получить синкопу — смещение нот с сильной доли на слабую.

Ноты струнных теперь в неровном ритме и выделяются на фоне однообразной и ровной игры ударных и баса. Можно также сдвинуть их не влево, а вправо. Пойдёт.

Для разнообразия заменим 2-ые аккорды в тактах на вспомогательные – построены от квинт главных. Так у Dm квинта ля – пишем Am, у Gm – ре – Dm, у C – соль – Gm.

А в 4-ом такте аккорд C сместим на 8-ую вправо и скопируем для неровности на 8ую с точкой.

По желанию можно ещё поиграть с высотой нот: убрать обращения – в Dm и C или оставить его у 1 ноты – Gm и F. Слушаем целиком.   

Отбор инструментов для проигрыша

Слышно, что струнные звучат немного справа. Можно их уравновесить игрой фортепиано слева, у которого мы также сменим роль.

Если сначала оно играло арпеджио, то теперь пусть будет похоже на фон: аккорды в начале.

Для этого скопируем ноты струнных и вставим их на дорожку с фортепиано. Звучит громко и полно: уберём из аккордов средние ноты, а у Dm и C ещё и обращения. Слушаем.

На этом 1-ые 4 такта проигрыша готовы. Здесь звучит 6 инструментов: на 3 меньше, чем в припеве и это спад напряжения.

Но 4 такта – это мало для проигрыша: должно быть по меньшей мере 8, как и у припева. Поэтому копируем все ноты в соседние такты и слушаем. Буквальное повторение звучит скучно.

Ритм-группу, а именно барабаны, тарелки и бас оставим как есть, а в группу гармонии внесём изменения.

1-ое – ноты струнных простые и за 4 такта легко усваиваются: повторять их нет смысла, поэтому удаляем.

2-ое – фортепиано слева нужно уравновесить гитарой справа. Пусть она также играет аккорды в ритме.

Создание партии гитары

За основу возьмём партию из припева: копируем ноты и слушаем.

Фортепиано с гитарой в таком виде звучит странно — позже изменим ноты.

А гитаре хочется добавить напряжения, чтобы она играла почаще. Сейчас ноты 4-ные и звучат обрезанные шаблоны игры гитары.

Пробуем заменить их на половинные + 2-ую ноту сдвинем на середину такта и послушаем гитару отдельно кнопкой Solo. Хорошо. То же самое делаем и во 2-ом такте.

Точный повтор скучноват: попробуем подчеркнуть переход к 3-ем такту учащением игры.
Для этого дробим половинную ноту на 2 4-ные.

В 3-ем такте также ставим половинные ноты, как в 1-ом, а 4-ый такт оставляем без изменений.

Слушаем гитару отдельно и потом вместе с другими инструментами.   Отлично – партия гитары готова.

Создание партии фортепиано

Взятие мелодии за основу

Теперь перейдём к фортепиано. Оно также как и гитара обозначает аккорды в началах тактов, что звучит однообразно.

Помним, что в интересной аранжировке инструменты должны играть отличающиеся по характеру нотные партии.

При этом в проигрыше ещё нужно внести разнообразие по сравнению с припевом и куплетом.

А в них фортепиано играет арпеджио и аккорд в ритме, поэтому снова писать их не годится.

Тогда ему можно поручить игру мелодии, причём свежей, которой ещё не было. Удаляем неполные аккорды из тактов, но оставляем их буквенные обозначения, чтобы видеть гармонию.

Можно написать мелодию с нуля, но с другой стороны нужно сохранить её единство с песней.

А для этого её допустимо построить на основе главной мелодии.

Поэтому перейдём в вид дорожек, скопируем её из кларнета, вставим на дорожку с фортепиано и откроем её в нотоносце. Удалим слова под нотами и послушаем.

На фоне партий других инструментов, в частности баса и гитары, мелодия воспринимается как вялая и заторможенная. Да и просто повторение мелодии припева здесь звучит скучно и угловато.

К тому же главная мелодия должна звучат по центру, а фортепиано играет слева.

Решить всё это и облегчить создание вспомогательной мелодии поможет простой приём – сокращение нот по длине в 2 раза.

Выделим мелодию и перейдём в меню Process – обработка -> Length – длина. Оставляем обе галочки – места и длина нот и пишем в поле ниже 50%. Слушаем.

Теперь она звучит бодро и согласованно с басом и гитарой, а до этого казалось, что она пьяная и еле тащится. Мелодия звучит неплохо и можно оставить так, а лучше доработать её и добиться более свежего и яркого звучания.

Доработка мелодии по нотам

Ритм в целом мы трогать не будем: внесём только мелкие правки по необходимости, а высоту нот поправим. Слушаем мелодию и оцениваем ноты по порядку.

Начало хочется сделать более ярким, поэтому сменим фа на ля – квинту Dm. По той же причине сменим ми на соль. Фа хочется отодвинуть вправо на 16-ую, чтобы заодно паузой отделить фигуру из 4-х нот в начале.

Далее хочется повторить ритм из 1-ой фигуры в виде 2-ух 16-х нот: сдвинем ре на 16-ую влево.

Но ре не звучит – пробуем снова фа. И раз в 1-ый раз к фа спустилась соль, то теперь пусть к фа поднимется ми. В конце сделаем такую же паузу – 8-ую, как и в середине: убираем соль. Ми в конце уберём — звучит скомкано. 1-ый такт готов.

Во 2-ом для цельности мелодии повторим фигуру из 1-ого. Звучит хорошо, только окончанию придадим движения через череду 16-ых нот. Пишем в паузе ноты ля и соль. Также можно опустить ми и фа на ступень.  Слушаем оба такта. 

3-ий такт: мне не нравится нота фа в начале – удалим её. Это и добавит паузы и чётче отделит фигуру в конце 2-ого такта от 3-его, и для разнообразия в нём фраза мелодии начнётся со слабой доли, а не с сильной как в первых 2-ух тактах.

У фигуры в начале такта 1-ая и последняя ноты неаккордовые и звучит не очень: поднимем их на ступень.

Можно и дальше править мелодию по нотам, а можно проверить как звучит повторение нотной фигуры. Удаляем все ноты во 2-ой половине такта и копируем первые 3 с началом в середине 3-ей доли.

Звучит скучно: сдвинем ноты в начало 3-ей доли. Звучит интереснее из-за смещения ударений: сначала они были та-ТА-та, а теперь та-та-ТА. В конце добавим ми в середину 4-ой доли.

Правим 4-ый такт: ритм пойдёт, а высоту нот изменим. Раз на фоне аккорд F, то и ноты все заменим на фа. Теперь пусть 3-я нота будет соль, а 5-ая – ми. И поправим окончание: ми сменим на соль, а в конце добавим фа. Пробуем опустить ноты на ступень. Слушаем всю мелодию фортепиано. 

Хорошо, только ноту ля в начале 1-ого и 2-ого тактов сделаем подлиннее – 8-ой вместо 16-ой. Всё таки она играет на сильной доле такта и должна быть весомее.

И ещё есть ощущение, что фортепиано по весу меньше, чем гитара справа и не очень уравновешивает её.

Поэтому для его утяжеления применим удвоение мелодии на октаву: выделяем все ноты и с зажатой клавишей Ctrl поднимем их на высоту ля 2-ой октавы. Слушаем.

Звучание уплотнилось и игра октавами на фортепиано – это распространённый приём.

Создание 2-ой половины проигрыша

Итак, у нас готовы 8 тактов проигрыша из 2-х частей по 4 такта, немного отличающиеся друг от друга. Послушаем.

Если представить, что за этим сразу повторяется припев, то такой проигрыш короткий: ещё не успели отдохнуть и насладиться разнообразием, а уже снова возвращаемся к старому.

Поэтому сделаем проигрыш 16-ти тактовым, как и куплет.

Основа из ритм-группы – барабанов, тарелок и баса обычно внутри части песни не меняется. Поэтому выделяем их ноты и скопируем в соседние 4 такта.

Теперь обсуждаем что будет играть каждый из оставшихся инструментов.

Струнные и их ноты

Струнные: от их фона мы 8 тактов уже отдохнули, поэтому их можно вернуть. Копируем их ноты из припева, потому что аккорды в проигрыше те же.

Единственно, чтобы добавить напряжения, сделаем аккорды Dm и Gm поярче: поднимем в каждом нижнюю ноту на октаву. А в последнем такте у F и C уберём обращения.

Ещё можно разнообразить гармонию, например, попробовать вместо C трезвучие от ноты ми.

Заметьте: здесь это не Em, а Edim. Он звучит тоскливо и добавляет новый оттенок в звучание – оставим его.

Копируем исправленную гармонию в 4-х тактах в соседние 4.   

Гитара и её партия

Гитара: попробуем скопировать готовый рисунок из 1-ой половины проигрыша и послушать.

Звучит хорошо, тем более, что 4-х тактов мало для нового рисунка и его можно повторить для усвоения ещё 2 раза.

Заметьте: раз мы поменяли в струнных аккорд C на Edim, то и в басу нужно сменить ноту до на ми. 

Пробуем сделать это же в гитаре – заменим до на ми. Звучит плохо: видимо не тот аккорд. Опустим ми на октаву. Да, теперь это Edim.

Помним, что в инструменте RG положение ноты в разных октавах и ключах влияет на вид аккорда.

Но на мой взгляд можно так и оставить аккорд C в гитаре: звучит неплохо на фоне струнных. 

Фортепиано и её мелодия

Фортепиано: пробуем взять мелодию из прошлых 4-х тактов. Слушаем с середины 1-ой половины проигрыша.

Это тот случай, когда мелодия хорошо усваивается за 4 такта и далее требуется разнообразие.

Поэтому будем править эту мелодию, удаляя ноты, но сохраняя октавную игру.

Мне хочется сделать мелодию более ровной без 16-х нот – чисто из 8-ых. Так что удалим их из 2-ой и 3-ей долей.

Высоту нот тоже упростим: сделаем более плавное движение без скачков. Поэтому поднимем ре на уровень ля.

Во 2-ой половине такта уберём ми, а фа в конце сдвинем на 8-ую влево. Будет более ровный ритм. 

Хорошо. Только хочется больше выразительности: сдвинем первые 4 ноты на ступень вниз, чтобы фигура начиналась и кончалась не на аккордовых нотах – ля и фа, а на не аккордовых – соль и ми.  1-ый такт готов.

2-ой такт: снова поднимем ре на ля. А 16-ую фа пока не удаляем, а сдвинем на 16-ую вправо.

Мне мелодия подсказывает сделать так: 2-ую половину такта очистить, чтобы была пауза, а ноты фа и соль поменять местами, чтобы устойчиво остановиться на соль – приме Gm.

Теперь для цельности мелодии удаляем в следующих 2-х тактах ноты и копируем в них ноты новой мелодии.   Слушаем и оцениваем, что изменить.

3-ий такт звучит хорошо, а 4-ый требует изменений. Применим приём удвоения расстояния между нотами – сделаем из 8-ых 4-ти. Выделим последние 3 ноты и сдвинем вправо во 2-ую долю.

Удерживая клавишу Ctrl, снимем выделение 1-ой ноты и сдвинем также оставшиеся 2. И ещё раз повторим это действие.

Ритм пойдёт, а вот по высоте напишем простое нисходящее движение по ступеням – ля-соль-фа-ми. Пробуем поднять их на ступень. Так звучит выразительнее.

Теперь удлиним ноты фортепиано: из 16-х сделаем 8-ые. Выделяем их и нажимаем меню Process – обработка -> Length – длина.

Галочку Start Times – время начала – убираем: ноты сдвигать не нужно, а Durations – длительности – оставляем и пишем в поле 200%, то есть увеличить длину нот в 2 раза.

Мелодия фортепиано готова.

Стальной барабан и его мелодия

Перейдём к стальному барабану, который играет в припеве подголосок. Здесь его роль можно сохранить, только изменить ноты.

Для начала скопируем на его дорожку мелодию припева из кларнета и проверим звучание.

В целом звучит неплохо как по тембру, так и по сочетанию с мелодией фортепиано. Откроем их в нотоносце и послушаем отдельно. 

Это называется полифонией: поли – много, а фонос – голос, когда вместе играют 2 самостоятельные мелодии и при этом не мешая друг другу, а дополняя.

Но мы условились для разнообразия не вставлять в проигрыш главную мелодию.

И здесь нам поможет простой приёмсмещение мелодии на 8-ую вперёд или назад.

Этим мы сохраним цельность музыки – основа одна, но в то же время разнообразим – мелодия изменится по восприятию.

Выделяем все ноты и сдвигаем их на 8-ую вправо. Слушаем.

Неплохо, но пробуем сдвинуть ещё на 8-ую и слушаем снова. Не сказать, что звучит выразительно, но приемлемо.

Пробуем ещё сдвинуть на 8-ую. Не сильно лучше: оставим прошлый вид.

Здесь у 2-х мелодий много совпадений нот по ритму. И обе мелодии равнозначны: нельзя сказать, что одна важнее или больше цепляет, чем другая. Обе относительно спокойные.

Заметьте: чем больше сдвигаем мелодию, тем хуже она звучит. Сравним все 4.   

Скрипка как новый инструмент

В качестве последнего штриха мы добавим в проигрыш новый инструмент, которого ещё нигде не было. Это характерная черта проигрыша.

Мой друг, что спел эту песню на английском, как-то учился играть на скрипке. И это побудило меня применить её в аранжировке.

Выберем её библиотеку через проигрыватель sfz -> из папки Strings – струнные -> Solo — одиночные. Например, Violin Triple и послушаем. 

Так как у нас уже есть 2 мелодии на фортепиано и стальном барабане, в скрипке писать мелодию – перебор. Поэтому нужна очень простая партия, что-то среднее между гармонией и мелодией.

И здесь больше всего подойдёт протяжная игра ровными половинными нотами.

1-ый такт: пусть неустой разрешается в тонику – ми в ре. Во 2-ом такте можно повторить их же: ре – квинта Gm.

Скопируем их в 3-ий и 4-ый такты. Здесь повторение звучит хуже: поднимаем ноты на ступень, чтобы чередовались фа и ми. Ми – это терция аккорда C и прима Edim.

Переименуем дорожку в Violin – скрипка.   

Оценка звучания проигрыша

1-ая часть 2-ой половины проигрыша готова. Её 2-ую часть можно сделать такой же, просто скопировав ноты всех инструментов в соседние 4 такта.

Слушаем проигрыш целиком.

1-ая половина проигрыша звучит неплохо, а во 2-ой лучше было бы сделать 1 выразительную мелодию вместо 2-х блеклых и поместить её в центр, чтобы у слушателя не рассеивалось внимание.

Совет — критично оценивайте свою работу, чтобы видеть недостатки, устранять их и улучшать звучание песни.

Например, здесь решение добавить сдвинутую мелодию в стальной барабан без изменений не очень удачное.

Поэтому я вне урока поправил его мелодию: вот её ноты на фоне мелодии фортепиано и звучат они совместно так.  Слушаем общее звучание.

Звучит лучше, потому что мелодия стального барабана стала более рельефной – звучит в слабых долях в отличие от мелодии фортепиано, что на сильных долях.

Поэтому обе мелодии лучше дополняют друг друга и звучат согласованно.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием проигрыша и его ролью в песне. Поняли, что его нотные партии могут быть основаны и на куплете, и на припеве через смешивание нот отдельных инструментов.

В следующем уроке мы начнём собирать целую песню из созданных частей и добавлять связки между ними.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения