ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 6-ой урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля». В нём легко и понятно объяснено как к аранжировке куплет досочинять мелодию и придумать на её основе текст. Подробно показано, как создать мелодию нота за нотой и как создать текст строчка за строчкой.
К концу урока будет готовы куплеты.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:34 – 1-ый путь — сначала текст, потом мелодия: + и —
03:47 – 2-ой путь — сначала мелодия, потом текст: + и —
05:01 – отстройка мелодии куплета от припева по: диапазону, ритму, фразировке
06:51 – выбор тона аккорда за основу для мелодии и его влияение
08:15 – создание 1-ой половины мелодии куплета
11:20 – создание 2-ой половины мелодии куплета
14:16 – проверка звучания мелодии во 2-ой части куплета
16:00 – продумывание сюжета, обстановки и завязки песни
18:15 – сочинение 1-ой половины текста куплета №1
22:58 – сочинение 2-ой половины текста куплета №1
27:53 – пропевание текста куплета №1
28:08 – свойства и разбор текста куплета №2 + пропевание его
30:07 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы сочиним мелодию и напишем текст для 2-х куплетов песни и поговорим об отличиях текста и мелодий куплета и припева. Приступим.
Содержание
2 пути сочинения куплета
Наша цель – к готовой аранжировке куплета из гармонии и ритма добавить 2 оставшихся звена — мелодию и текст. Но с чего начать? Здесь 2 пути:
Путь 1 — сначала текст, потом мелодия
1-ый – сначала текст, потом мелодия. Описываем события и состояние героя песни так, чтобы они логично привели к словам припева и подкрепляли название песни.
В припеве говорится о следствии – девушка уходит от парня и он просить её остаться.
В куплете же нужно сказать о причине – почему это произошло, что привело к этому или размышления героя и поиск ответа.
Допустим, мы начали куплет со слов:
как случилось так, что огонь любви погас, И окутал сердце мрак, разделивший нас.
Банальное сравнение любви с огнём, а её отсутствия с тьмой: ничего особенного, красота слов преобладает над смыслом. Рифмы приемлемые – слова из разных частей речи: так/мрак, погас/нас.
Пока что не думаем о мелодии: просто упаковываем мысли в слова, чтобы они звучали поэтично и не глупо. Достоинство способа: в словах уже есть ритм.
1-ая строка – ТА-та-ТА-та-ТА, та-та-ТА та-ТА-та-ТА. 2-ая строка – та-та-ТА-та-ТА-та-ТА, та-та-ТА-та-та. Если слова напевать под музыку, то их ритм создаст ритм мелодии, а гармония на фоне подскажет высоту её нот.
Недостатки способа:
- 1-ый – мелодию нужно переводить на слух из звучания голоса в ноты.
- 2-ой – мелодия может получиться блеклой и жёсткой, так как привязана к ритму слов, как сейчас.
Слуху хочется, чтобы 3-ья фраза была подобна 1-ой, а 4-ая – 2-ой. Копируем их и поднимаем на 1 ступень. Так мелодия звучит более цельно и запоминаемо, чем с предыдущей 2-ой половиной.
Но текст уже на неё не спеть: изменилось число слогов. И если написать весь текст куплета до конца, вылизывая слова и рифмы, то в итоге его возможно придётся переписывать.
И время и силы потрачены зря. И вообще, если мелодии изначально нет, нельзя точно сказать, как текст впишется в музыку.
Здесь может быть 2 крайности:
- 1-ая — текст растянутый, когда в строчках мало слов и их нужно петь малым числом длинных нот.
- 2-ая — наоборот, текст сжатый, когда слов много и их нужно петь большим числом коротких нот.
Вывод: способ сначала текст, потом мелодия оправдан, когда ещё нет музыки и потом её можно подстроить под текст: выбрать темп, гармонию и гибкую мелодию. Но такой подход можно использовать частично: писать текст от балды ради ритма, причём не всего куплета, а пары строчек, затем напеть его, придумать мелодию и уже потом заменить слова на нужные.
Путь 2 — сначала мелодия, потом текст
Косвенно это можно отнести ко 2-ому пути – сначала мелодия, потом текст. То есть сначала текст служит вспомогательным средством для создания мелодии – вычленить из него каркас ритма, а после её полной готовности он сочиняется заново уже по теме и чувству песни.
Для куплета я в основном этим подходом и пользуюсь и советую вам.
Но мы пойдём им в чистом виде как делали в припеве: придумаем мелодию без текста на основе гармонии.
Достоинства способа:
- 1 – мелодия уже будет в нотах и не нужно её добывать из звучания голоса.
- 2 – раз текста нет, то ритм мелодии им не ограничен.
Недостатков я не вижу, разве что можно увлечься и сделать мелодию ярче и более цепляющей, чем в припеве. Но этого легко избежать, если ограничивать разнообразие нот мелодии по высоте и ритму.
Отстройка мелодии куплета от припева
Для начала послушаем мелодию припева, оценим её и отстроим от неё мелодию куплета.
Заметим 3 вещи:
- 1 – диапазон нот. Он средний — в пределах квинты: самая высокая нота – соль, а самая низкая – до.
- 2 – ритм нот. Он ровный и достаточно свободный: 8-ые ноты и 8-ые паузы между ними.
- 3 — фразировка – мелодия начинается с начала такта вместе с гармонией на сильную долю.
Отсюда по принципу отличия у мелодии куплета можно выставить следующие требования: узкий диапазон, сжатый ритм и начало со слабой доли. И у текущей мелодии это всё соблюдается.
1-ое – диапазон – кварта до-фа, что на 1 ступень меньше, чем у мелодии припева. И всё звучание сосредоточено вокруг одной ноты – до в первых 2-х тактах и ре в последних.
Причём скачков нет – движение по секундам и терциям.
2-ое – ритм: ноты короче – 16-ые вместо 8-ых и мелодия звучит не так протяжно, как в припеве. Причём паузы короче – 16-ые и ритм более неровный.
3-ье – фразировка: мелодия начинается со слабой 2-ой доли, а не с 1-ой сильной.
В этом достоинство сочинятьмелодию голосом: мозг пойдёт по пути наименьшего сопротивления и придумает простую мелодию с однообразным ритмом и высотой нот. Он, как правило, выберет один из тонов аккорда за основу для всей мелодии.
Здесь это нота до – терция аккорда Am. Причём она малая, поэтому в мелодии есть оттенок грусти, что уместно для этой песни.
Если перенести фразу на высоту примы – ноты ля, то получится оттенок загадочности и тревожности. Это в основном из-за ноты си-бемоль – образует малую секунду с примой.
Если опорной нотой сделать ми – квинту Am, то звучание в целом не изменится: будет ярче, но с тем же оттенком настроения, что и ля. Фа-ми – опять малая секунда.
Хотя мне такое звучание по высоте нравится – звучит напряжённо, будто завязка к событиям песни. А ритм сделаем более ровным – поставим 16-ые на расстоянии 8-ых длительностей, причём удалим ноту фа.
Сочинение мелодии куплета
Мелодий в 1-ой половине
Итак, есть 5 нот ми со 2-ой доли как основа – видоизменяем её. Сдвинем последнюю ноту на 8-ую вправо. Хорошо, только увеличим длину нот до 8-ых в раскладке пианино. Выделим ноты, переключимся на карандаш клавишей D и продлим их, потянув за край.
Плавные ноты звучат грустнее, чем отрывистые.
Это будет главным ритмом мелодии. Удалим её старую и копируем ноты новой во 2-ой такт на то же место.
Заметьте: мы опираемся на ноту ми, которой в припеве почти нет. Буквальное повторение звучит скучно – правим: поднимем 2 последние ноты в группе на ступень. Фа не звучит: пробуем соль.
Лучше и это требует фа в конце: как раз терция аккорда Dm из следующего такта. Этот приём: опережение – появление устойчивого звука из аккорда в мелодии раньше, чем сам аккорд.
Применим секвенцию – повтор нот с сохранением ритма на другой высоте: копируем 2 такта на уровень ноты фа. Конец звучит скучно, потому что мы 4 раза повторили одну и ту же ритмическую фигуру.
А по золотому правилу создания мелодии можно повторить 3 раза, а в 4-ый нужно видоизменить.
Пробуем другой ритм: фа в 3-ем такте опустим на ми, а 2 ноты фа за ней сдвинем на 8-ую влево – закончим фразу. Ноты ля сдвинем вправо, чтобы удлинить паузу в середине такта.
Ля явно выпирают: для разнообразия опустим их до нот, которых ещё не было в мелодии. Соль, фа и ми были – пробуем ре. Теперь до. Нота до вносит свежий оттенок – оставляем.
А потом скачок на соль: пока что припасём его на более подходящее место – заменим соль на ми.
Слушаем все 4 такта мелодии.
Мелодия во 2-ой половине
Это 1-ая часть мелодии и 3 последние ноты — начало 2-ой, которую мы сделаем отличной от 1-ой. За основу мы и возьмём их простой ритм. Пробуем скопировать ноты 4-ого такта в 5-ый. Неплохо.
Скопируем ноты в оставшиеся 3 такта до конца 1-ой части куплета из 8 тактов. Слушаем, где звучание себя исчерпает и потребует изменений.
3 ноты в конце 6-ого такта требуют правки, ведь мы 3 раза повторили одно и то же. Ритм оставим, а высоту нот изменим: например, фа-соль-фа. А следующие 2 ноты фа опустим на ми – терция аккорда C. Это звучит как запятая.
Если в 3-ий раз мы сменили высоту, то в 4-ый и в конце мелодии изменим ритм.
Сдвинем 3 ноты в конце 7-ого такта на 8-ую вправо: получится более долгая пауза в середине такта. Она отделит 3 повторения одной и той же нотной фигуры от новой, что мы сейчас создадим.
Ноты до – примы аккорда C и звучат хорошо, а в следующем такте применим запасённый заранее скачок на ноту соль. Он добавит свежести и энергии в звучание + будет самой напряжённой точкой в мелодии куплета: она самая высокая. Задержимся на ней, подняв ноты фа. Мне хочется добавить ещё одну соль.
Сделаем другое окончание: последние 3 ноты удалим, а после соль поставим фа-ми-фа. Сдвинем фа на 8-ую вправо. Слушаем всю мелодию.
Пойдёт, но у нас ещё осталась 2-ая часть куплета без мелодии.
Но так как мелодия в 1-ой части состоит из 2-х разных половин, её можно повторить во 2-ой части и звучать будет хорошо.
В 1-ой части куплета слушатель знакомится с мелодией, а во 2-ой – запоминает её. Это равносильно 2-ум разным мелодиям в разных частях куплета.
Проделаем опыт: поделим 2 мелодии между 2-мя половинами куплета. Без учёта требуемых правок в отдельных местах она воспринимается также хорошо и нет ощущения надоедания. Вернём, всё как было.
Создание текста куплета 1
Подготовка к созданию текста
Итак, мелодия куплета у нас готова и текст сочинять проще, когда её ноты уже есть и устраивают нас. Правила здесь те же, что и при работе с припевом, рассмотренные в уроке 2.
Главное отличие куплета и припева в плане текста: если в припеве главная мысль, следствие или вывод, то в куплете — обстановка, причина, исходное состояние, что логично привело к словам припева.
Совет – открыть текст припева, чтобы не отходить от темы и держать суть песни перед глазами.
Чтобы ввести слушателя в события песни, полезно окунуться в прошлое, в воспоминания героя о расставании с девушкой. Задача – найти причину этого.
Раз в припеве герой признаёт себя неправым, это его вина и он осознаёт это.
Полезно составить список, что он мог сделать не так: изменил с другой, приревновал её к другому и прочее, любой плохой поступок.
Также допустимо не уточнять причину, а сказать лишь о поводе для расставания – ссоре. Она может быть из-за мелочи и безсмысленной, но здесь в игру вступают чувства – обида и гнев, которые и ведут к непониманию и разладу в отношениях.
Так и поступим: расскажем о поводе, а не о причине.
Совет – представить в голове события подобно кинофильму с сюжетом.
Вот парень и девушка стоят в квартире и ссорятся, крича друг на друга.
Далее завязка: он разозлился так, что не сдержался и высказал ей нелицеприятные слова, которые никогда не позволял себе в отношении неё. Она от него такого не ожидала, ей стало очень обидно, и она в слезах убежала от него.
Затем он остывает, включает разум, осознаёт, что переборщил, поддался гневу, и что ему не стоило всего этого говорить. Но уже поздно – её нет и теперь он один и не знает, что делать дальше. Только потеряв её, он понял, насколько она была для него дорога и что другая ему не нужна.
И теперь с видением всей картины легче писать текст и добавлять в него мысли из всего вышесказанного.
Текст в 1-ой половине куплета
Пишем в скобках слово куплет 1 и думаем с чего его начать.
Логично оттолкнуться от мысли, что герой понял свою ошибку и сделал нужные выводы. И заодно сразу показать слушателю обстановку. Слушаем 1-ые 2 фразы мелодии.
Ритм текста должен совпасть с ритмом фраз по ударениям – ТА-та-ТА-та-ТА.
Пробуем слова – «урок, что я извлёк». Они подходят, только для буквы «у» нет ноты. Но место для неё есть: добавим ми.
К тому же слова «извлёк» и «урок» – это рифмы внутри строчки текста, что хорошо запоминается.
Совет – если текст по смыслу точный и звучный, можно поправить ноты в мелодии. Это 1-ая строчка текста.
Продолжим мысль: урок усвоен или ясен для героя. 2-ая фраза подобна 1-ой по ритму и здесь подойдут слова «не может быть ясней». Снова добавим ноту в начале для слова «не».
Это 2-ая строчка текста: как видите 1-ая фраза мелодии – это 1 строка текста. Слушаем обе.
Хорошо, пишем далее. Вопрос: когда именно герой извлёк урок? Ответ: когда девушка ушла в слезах. Эту мысль и укладываем в слова.
Слушаем 3-ью фразу. Её ритм: ТА-та-ТА-та—ТА—та-ТА. Пробуем фразу «когда понял ты ушла».
Здесь 2 недостатка:
- 1-ый – поётся «кОгда», а не когдА – ударение сместилось и звучит криво.
- 2-ой – повтор мысли: герой понимает 2 раза подряд – сначала урок, а потом факт ухода.
Лучше заменить «понял» на другой глагол. Пробуем фразу «как увидел ты ушла». Хорошо, но можно для разнообразия заменить это на деепричастный оборот – «лишь увидев твой уход».
Смысл тот же, но звучание слов более гладкое и произносится легче.
Да и слово «уход» созвучно со словом «извлёк» — о и ё – схожие по звучанию гласные, а звуки «д» и «к» схожи по звукообразованию.
У 4-ой фразы ритм та-та-ТА-та-ТА. И нам нужно добавить мысль о слезах девушки и соблюсти рифму к слову «ясней».
Есть устойчивое выражение «слезы текут ручьём». Нам подходит слово ручей. Это хорошая рифма, когда слова в разных частях речи и в разных грамматических формах:
- ясней – прилагательное в сравнительной степени и
- ручей – существительное в единственном числе, именительном падеже.
Пишем слова в продолжении того, что герой увидел: сначала уход, а затем «слёз в глазах ручей».
5-ая фраза такая же как 4-ая. И теперь логично спеть про причину слёз и уход: герой в гневе обидел девушку словами. Здесь хорошо ложится фраза – «после гневных слов».
А далее герой может высказать своё отношение к содеянному фразой – «моих худших дел». То есть обидеть её – один из самых плохих поступков героя.
Осталась последняя и самая длинная фраза с ритмом – ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та---ТА.
В ней логично подвести итог всему вышесказанному, чтобы завершить череду рассуждений и текст 1-ой части куплета.
Снова опираемся на рифму к слову «дел»: мне слышится глагол «посмел» — пишем его в конце.
А что сделать? Обидеть, что ложится на 3 ноты соль. Итого, у нас есть – «бла-бла-бла-обидеть-бла-посмел». Осталось заполнить пустые слоги. Пробуем так: «я глупец обидеть как посмел» в виде вопроса.
Текст в 2-ой половине куплета
Текст 1-ой половины 1-ого куплета готов: переходим ко 2-ой половине.
С ритмами фраз мы уже знакомы и слова писать будет легче, так как уже есть опора из слов 1-ой половины.
И раз там мы пели о первых мгновениях после ссоры, то здесь логично спеть о жизни и ощущениях героя в последующее 1-2 недели.
Вот примерный список чувств и мыслей героя после потери самого дорогого человека в своей жизни:
- душевная боль – тревога, страх, злость к себе,
- жизнь без радости и смысла,
- ощущение нехватки любви и заботы и т.д.
Воплощаем их в тексте в таком же порядке: 1-ая строка.
Совет – искать красивые слова для обыденных мыслей. Текст песни похож на поэзию и красота слов здесь уместна.
Душевную боль по-другому можно назвать болью в сердце. Образно и более красиво это можно выразить словами «сердце разбито».
Но эта фраза избитая и лучше сказать по-новому или так, как в песнях звучит редко. Здесь подойдёт фраза – «сердце словно уколото иглой».
Она сокращённо ляжет на фразу мелодии ТА-та-ТА-та-ТА в виде слов «в сердце лишь игла».
И сразу напрашивается вопрос: а с какого времени?
2-ая строчка как раз может ответить на него словами «с тех пор, как ты ушла». Опять добавим 1-ую ноту в начале такта для слов «с тех». И как раз слово «игла» — существительное женского рода рифмуется со словом «ушла» — глагол прошедшего времени.
Также в строчках теперь разное число слогов – в 1-ой 5, а во 2-ой – 6. Это вносит разнообразие и гибкость в звучание текста.
Далее мысль о жизни без радости. Образно это можно выразить словами «жизнь потеряла краски».
Слушаем фразу мелодии – ТА-та-ТА-та--ТА--та-ТА. На первые ноты хорошо ложится фраза «жизнь бесцветна». Далее можно спеть «без тебя», но это и так понятно и в прошлой строке уже было местоимение «ты».
Можно добавить «и скучна» — как раз гласная «а» на конце образует неполную рифму с предыдущими строчками.
Про чувства героя или что творится в сердце мы спели. Далее споём про мысли или что творится в голове героя. Теперь с утратой любимой он не видит в жизни смысла.
На ритм та-та-ТА-та-ТА хорошо ложатся слова «смысла больше нет». Думаю, лучше сменить слова местами – «больше смысла нет»: слово «больше» произнести легче, чем слово «смысла», что как раз немного растянется.
Далее 2 фразы, одинаковые по ритму с предыдущей – та-та-ТА-та-ТА.
И в них можно поместить мысли героя о непонимании, что делать дальше и что он себя тщетно успокаивает, что сможет прожить без неё.
Это кратко можно оформить в виде строчки – «а в уме туман и себя обман». Туман/обман – тоже частые рифмы в песнях.
Последняя фраза снова самая длинная и подводящая итог сказанного. И снова опираемся на рифму: её нужно подобрать к слову обман.
Совет – при затруднениях обращайтесь к словарям рифм. Вот большой список слов. Но есть загвоздка: большинство из них по смыслу не подходит к теме песни, а жертвовать смыслом ради рифмы не лучшее решение.
Но если внимательно посмотреть, то 1 слово всё-таки может подойти – ран. То есть герой не хочет повторения ссоры и обещает впредь не ранить чувства девушки – «я клянусь беречь тебя от ран».
Итак, слова 1-ого куплета готовы. Споём их и послушаем, как они ложатся на мелодию.
Разбор текста 2-ого куплета
Теперь нужны слова для 2-ого куплета: мелодия в нём та же, что и в 1-ом, а текст разный.
Обычно 2-х куплетов достаточно, чтобы полноценно рассказать о сюжете и событиях песни и 3-его куплета не нужно. Тем более, это 3-ье повторение и звучит скучно, и затягивает длительность песни.
Текст 2-ого куплета как правило дополняет либо обобщает события 1-ого.
Чтобы не затягивать урок, я не буду показывать создание текста, а разберу готовый.
Он создан по тем же принципам, что и 1-ый куплет: ничего сверхнового и сложного нет.
В 1-ой части герой описывает его будни: бессонные ночи, дни больше не светлые, он постоянно думает о ней, признаёт вину и хочет верить, что всё это лишь снится ему в виде кошмара.
Рифмы – сны/темны, твой/мной, ответственен/последствия – последние не точно, но рифмуются из-за общего сочетания букв – ств и совпадения ударений на гласной «е» в середине слов.
И в конце ещё рифма к слову ответственен – не больше чем.
Во 2-ой части герой желаёт повернуть время вспять, восстановить отношения и пытается дозвониться до девушки, но она не берёт трубку.
Рифмы – назад/рад, гудки/звонки и неполная рифма к ним «пойти».
И снова слова куплета подводят к словам припева. Споём их и послушаем, как они ложатся на мелодию.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием мелодии и текстов для куплетов песни. Поняли, что мелодия куплета проще и однообразнее мелодии припева, а текст содержит частные подробности и описание обстановки и событий песни.
В следующем уроке мы создадим проигрыш песни
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.