Урок 6 — Куплет. Мелодия, текст

Создание куплета. Мелодия, текст Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 6-ой урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля». В нём легко и понятно объяснено как к аранжировке куплет досочинять мелодию и придумать на её основе текст. Подробно показано, как создать мелодию нота за нотой и как создать текст строчка за строчкой.

К концу урока будет готовы куплеты.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 6 - Куплет: мелодия и текст | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:34 – 1-ый путь — сначала текст, потом мелодия: + и —
03:47 – 2-ой путь — сначала мелодия, потом текст: + и —
05:01 – отстройка мелодии куплета от припева по: диапазону, ритму, фразировке
06:51 – выбор тона аккорда за основу для мелодии и его влияение
08:15 – создание 1-ой половины мелодии куплета
11:20 – создание 2-ой половины мелодии куплета
14:16 – проверка звучания мелодии во 2-ой части куплета
16:00 – продумывание сюжета, обстановки и завязки песни
18:15 – сочинение 1-ой половины текста куплета №1
22:58 – сочинение 2-ой половины текста куплета №1
27:53 – пропевание текста куплета №1
28:08 – свойства и разбор текста куплета №2 + пропевание его
30:07 – заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем  разговор о создании песни. В этом уроке мы сочиним мелодию и напишем текст для 2-х куплетов песни и поговорим об отличиях текста и мелодий куплета и припева. Приступим.

2 пути сочинения куплета

Наша цель – к готовой аранжировке куплета из гармонии и ритма добавить 2 оставшихся звена — мелодию и текст. Но с чего начать? Здесь 2 пути:

Путь 1 — сначала текст, потом мелодия

1-ый – сначала текст, потом мелодия. Описываем события и состояние героя песни так, чтобы они логично привели к словам припева и подкрепляли название песни.

В припеве говорится о следствии – девушка уходит от парня и он просить её остаться.

В куплете же нужно сказать о причине – почему это произошло, что привело к этому или размышления героя и поиск ответа.

Допустим, мы начали куплет со слов:

как случилось так, что огонь любви погас, И окутал сердце мрак, разделивший нас.  

Банальное сравнение любви с огнём, а её отсутствия с тьмой: ничего особенного, красота слов преобладает над смыслом. Рифмы приемлемые – слова из разных частей речи: так/мрак, погас/нас.

Пока что не думаем о мелодии: просто упаковываем мысли в слова, чтобы они звучали поэтично и не глупо. Достоинство способа: в словах уже есть ритм.

1-ая строка – ТА-та-ТА-та-ТА, та-та-ТА та-ТА-та-ТА. 2-ая строка – та-та-ТА-та-ТА-та-ТА, та-та-ТА-та-та. Если слова напевать под музыку, то их ритм создаст ритм мелодии, а гармония на фоне подскажет высоту её нот.  

Недостатки способа:

  • 1-ый – мелодию нужно переводить на слух из звучания голоса в ноты. 
  • 2-ой – мелодия может получиться блеклой и жёсткой, так как привязана к ритму слов, как сейчас.

Слуху хочется, чтобы 3-ья фраза была подобна 1-ой, а 4-ая – 2-ой. Копируем их и поднимаем на 1 ступень.  Так мелодия звучит более цельно и запоминаемо, чем с предыдущей 2-ой половиной.

Но текст уже на неё не спеть: изменилось число слогов. И если написать весь текст куплета до конца, вылизывая слова и рифмы, то в итоге его возможно придётся переписывать.

И время и силы потрачены зря. И вообще, если мелодии изначально нет, нельзя точно сказать, как текст впишется в музыку.

Здесь может быть 2 крайности:

  • 1-ая — текст растянутый, когда в строчках мало слов и их нужно петь малым числом длинных нот.
  • 2-ая — наоборот, текст сжатый, когда слов много и их нужно петь большим числом коротких нот.

Вывод: способ сначала текст, потом мелодия оправдан, когда ещё нет музыки и потом её можно подстроить под текст: выбрать темп, гармонию и гибкую мелодию. Но такой подход можно использовать частично: писать текст от балды ради ритма, причём не всего куплета, а пары строчек, затем напеть его, придумать мелодию и уже потом заменить слова на нужные.

Путь 2 — сначала мелодия, потом текст

Косвенно это можно отнести ко 2-ому путисначала мелодия, потом текст. То есть сначала текст служит вспомогательным средством для создания мелодии – вычленить из него каркас ритма, а после её полной готовности он сочиняется заново уже по теме и чувству песни.

Для куплета я в основном этим подходом и пользуюсь и советую вам.

Но мы пойдём им в чистом виде как делали в припеве:  придумаем мелодию без текста на основе гармонии.  

Достоинства способа:

  • 1 – мелодия уже будет в нотах и не нужно её добывать из звучания голоса.
  • 2 – раз текста нет, то ритм мелодии им не ограничен.

Недостатков я не вижу, разве что можно увлечься и сделать мелодию ярче и более цепляющей, чем в припеве. Но этого легко избежать, если ограничивать разнообразие нот мелодии по высоте и ритму.

Отстройка мелодии куплета от припева

Для начала послушаем мелодию припева, оценим её и отстроим от неё мелодию куплета.  

Заметим 3 вещи:

  • 1 – диапазон нот. Он средний — в пределах квинты: самая высокая нота – соль, а самая низкая – до.  
  • 2 – ритм нот. Он ровный и достаточно свободный: 8-ые ноты и 8-ые паузы между ними.  
  • 3 — фразировка – мелодия начинается с начала такта вместе с гармонией на сильную долю.

Отсюда по принципу отличия у мелодии куплета можно выставить следующие требования: узкий диапазон, сжатый ритм и начало со слабой доли. И у текущей мелодии это всё соблюдается.

1-оедиапазон – кварта до-фа, что на 1 ступень меньше, чем у мелодии припева. И всё звучание сосредоточено вокруг одной ноты – до в первых 2-х тактах и ре в последних.

Причём скачков нет – движение по секундам и терциям.  

2-оеритм: ноты короче – 16-ые вместо 8-ых и мелодия звучит не так протяжно, как в припеве. Причём паузы короче – 16-ые и ритм более неровный.  

3-ьефразировка: мелодия начинается со слабой 2-ой доли, а не с 1-ой сильной.  

В этом достоинство сочинятьмелодию голосом: мозг пойдёт по пути наименьшего сопротивления и придумает простую мелодию с однообразным ритмом и высотой нот. Он, как правило, выберет один из тонов аккорда за основу для всей мелодии.

Здесь это нота до – терция аккорда Am. Причём она малая, поэтому в мелодии есть оттенок грусти, что уместно для этой песни.

Если перенести фразу на высоту примы – ноты ля, то получится оттенок загадочности и тревожности. Это в основном из-за ноты си-бемоль – образует малую секунду с примой.

Если опорной нотой сделать ми – квинту Am, то звучание в целом не изменится: будет ярче, но с тем же оттенком настроения, что и ля. Фа-ми – опять малая секунда.

Хотя мне такое звучание по высоте нравится – звучит напряжённо, будто завязка к событиям песни. А ритм сделаем более ровным – поставим 16-ые на расстоянии 8-ых длительностей, причём удалим ноту фа.  

Сочинение мелодии куплета

Мелодий в 1-ой половине

Итак, есть 5 нот ми со 2-ой доли как основа – видоизменяем её. Сдвинем последнюю ноту на 8-ую вправо.  Хорошо, только увеличим длину нот до 8-ых в раскладке пианино. Выделим ноты, переключимся на карандаш клавишей D и продлим их, потянув за край.

Плавные ноты звучат грустнее, чем отрывистые.

Это будет главным ритмом мелодии. Удалим её старую и копируем ноты новой во 2-ой такт на то же место.

Заметьте: мы опираемся на ноту ми, которой в припеве почти нет. Буквальное повторение звучит скучно – правим: поднимем 2 последние ноты в группе на ступень. Фа не звучит: пробуем соль.

Лучше и это требует фа в конце: как раз терция аккорда Dm из следующего такта. Этот приём: опережение – появление устойчивого звука из аккорда в мелодии раньше, чем сам аккорд.

Применим секвенцию – повтор нот с сохранением ритма на другой высоте: копируем 2 такта на уровень ноты фа. Конец звучит скучно, потому что мы 4 раза повторили одну и ту же ритмическую фигуру.

А по золотому правилу создания мелодии можно повторить 3 раза, а в 4-ый нужно видоизменить.

Пробуем другой ритм: фа в 3-ем такте опустим на ми, а 2 ноты фа за ней сдвинем на 8-ую влево – закончим фразу.  Ноты ля сдвинем вправо, чтобы удлинить паузу в середине такта.

Ля явно выпирают: для разнообразия опустим их до нот, которых ещё не было в мелодии. Соль, фа и ми были – пробуем ре. Теперь до. Нота до вносит свежий оттенок – оставляем.

А потом скачок на соль: пока что припасём его на более подходящее место – заменим соль на ми.

Слушаем все 4 такта мелодии.  

Мелодия во 2-ой половине

Это 1-ая часть мелодии и 3 последние ноты — начало 2-ой, которую мы сделаем отличной от 1-ой. За основу мы и возьмём их простой ритм. Пробуем скопировать ноты 4-ого такта в 5-ый. Неплохо.

Скопируем ноты в оставшиеся 3 такта до конца 1-ой части куплета из 8 тактов. Слушаем, где звучание себя исчерпает и потребует изменений.

3 ноты в конце 6-ого такта требуют правки, ведь мы 3 раза повторили одно и то же. Ритм оставим, а высоту нот изменим: например, фа-соль-фа. А следующие 2 ноты фа опустим на ми – терция аккорда C.  Это звучит как запятая.

Если в 3-ий раз мы сменили высоту, то в 4-ый и в конце мелодии изменим ритм.

Сдвинем 3 ноты в конце 7-ого такта на 8-ую вправо: получится более долгая пауза в середине такта. Она отделит 3 повторения одной и той же нотной фигуры от новой, что мы сейчас создадим.

Ноты до – примы аккорда C и звучат хорошо, а в следующем такте применим запасённый заранее скачок на ноту соль. Он добавит свежести и энергии в звучание + будет самой напряжённой точкой в мелодии куплета: она самая высокая. Задержимся на ней, подняв ноты фа. Мне хочется добавить ещё одну соль.

Сделаем другое окончание: последние 3 ноты удалим, а после соль поставим фа-ми-фа.  Сдвинем фа на 8-ую вправо. Слушаем всю мелодию.

Пойдёт, но у нас ещё осталась 2-ая часть куплета без мелодии.

Но так как мелодия в 1-ой части состоит из 2-х разных половин, её можно повторить во 2-ой части и звучать будет хорошо.

В 1-ой части куплета слушатель знакомится с мелодией, а во 2-ой – запоминает её. Это равносильно 2-ум разным мелодиям в разных частях куплета.

Проделаем опыт: поделим 2 мелодии между 2-мя половинами куплета.  Без учёта требуемых правок в отдельных местах она воспринимается также хорошо и нет ощущения надоедания. Вернём, всё как было.  

Создание текста куплета 1

Подготовка к созданию текста

Итак, мелодия куплета у нас готова и текст сочинять проще, когда её ноты уже есть и устраивают нас. Правила здесь те же, что и при работе с припевом, рассмотренные в уроке 2.

Главное отличие куплета и припева в плане текста: если в припеве главная мысль, следствие или вывод, то в куплете — обстановка, причина, исходное состояние, что логично привело к словам припева.

Совет – открыть текст припева, чтобы не отходить от темы и держать суть песни перед глазами.

Чтобы ввести слушателя в события песни, полезно окунуться в прошлое, в воспоминания героя о расставании с девушкой. Задача – найти причину этого.

Раз в припеве герой признаёт себя неправым, это его вина и он осознаёт это.

Полезно составить список, что он мог сделать не так: изменил с другой, приревновал её к другому и прочее, любой плохой поступок.

Также допустимо не уточнять причину, а сказать лишь о поводе для расставания – ссоре. Она может быть из-за мелочи и безсмысленной, но здесь в игру вступают чувства – обида и гнев, которые и ведут к непониманию и разладу в отношениях.

Так и поступим: расскажем о поводе, а не о причине.

Совет – представить в голове события подобно кинофильму с сюжетом.

Вот парень и девушка стоят в квартире и ссорятся, крича друг на друга.

Далее завязка: он разозлился так, что не сдержался и высказал ей нелицеприятные слова, которые никогда не позволял себе в отношении неё. Она от него такого не ожидала, ей стало очень обидно, и она в слезах убежала от него.

Затем он остывает, включает разум, осознаёт, что переборщил, поддался гневу, и что ему не стоило всего этого говорить. Но уже поздно – её нет и теперь он один и не знает, что делать дальше. Только потеряв её, он понял, насколько она была для него дорога и что другая ему не нужна.

И теперь с видением всей картины легче писать текст и добавлять в него мысли из всего вышесказанного.       

Текст в 1-ой половине куплета

Пишем в скобках слово куплет 1 и думаем с чего его начать.

Логично оттолкнуться от мысли, что герой понял свою ошибку и сделал нужные выводы. И заодно сразу показать слушателю обстановку. Слушаем 1-ые 2 фразы мелодии.

Ритм текста должен совпасть с ритмом фраз по ударениям – ТА-та-ТА-та-ТА.

Пробуем слова – «урок, что я извлёк». Они подходят, только для буквы «у» нет ноты. Но место для неё есть: добавим ми.  

К тому же слова «извлёк» и «урок» – это рифмы внутри строчки текста, что хорошо запоминается.

Совет – если текст по смыслу точный и звучный, можно поправить ноты в мелодии. Это 1-ая строчка текста.

Продолжим мысль: урок усвоен или ясен для героя. 2-ая фраза подобна 1-ой по ритму и здесь подойдут слова «не может быть ясней». Снова добавим ноту в начале для слова «не».

Это 2-ая строчка текста: как видите 1-ая фраза мелодии – это 1 строка текста. Слушаем обе.

Хорошо, пишем далее. Вопрос: когда именно герой извлёк урок? Ответ: когда девушка ушла в слезах. Эту мысль и укладываем в слова.

Слушаем 3-ью фразу. Её ритм: ТА-та-ТА-та—ТА—та-ТА. Пробуем фразу «когда понял ты ушла».

Здесь 2 недостатка:

  • 1-ый – поётся «кОгда», а не когдА – ударение сместилось и звучит криво.
  • 2-ой – повтор мысли: герой понимает 2 раза подряд – сначала урок, а потом факт ухода.

Лучше заменить «понял» на другой глагол. Пробуем фразу «как увидел ты ушла». Хорошо, но можно для разнообразия заменить это на деепричастный оборот – «лишь увидев твой уход».

Смысл тот же, но звучание слов более гладкое и произносится легче.

Да и слово «уход» созвучно со словом «извлёк» — о и ё – схожие по звучанию гласные, а звуки «д» и «к» схожи по звукообразованию.

У 4-ой фразы ритм та-та-ТА-та-ТА.  И нам нужно добавить мысль о слезах девушки и соблюсти рифму к слову «ясней».

Есть устойчивое выражение «слезы текут ручьём». Нам подходит слово ручей. Это хорошая рифма, когда слова в разных частях речи и в разных грамматических формах:

  • ясней – прилагательное в сравнительной степени и
  • ручей – существительное в единственном числе, именительном падеже.

Пишем слова в продолжении того, что герой увидел: сначала уход, а затем «слёз в глазах ручей».

5-ая фраза такая же как 4-ая.  И теперь логично спеть про причину слёз и уход: герой в гневе обидел девушку словами. Здесь хорошо ложится фраза – «после гневных слов».

А далее герой может высказать своё отношение к содеянному фразой – «моих худших дел». То есть обидеть её – один из самых плохих поступков героя.

Осталась последняя и самая длинная фраза с ритмом – ТА-та-ТА-та-ТА-та-ТА-та---ТА.

В ней логично подвести итог всему вышесказанному, чтобы завершить череду рассуждений и текст 1-ой части куплета.

Снова опираемся на рифму к слову «дел»: мне слышится глагол «посмел» — пишем его в конце.

А что сделать? Обидеть, что ложится на 3 ноты соль.  Итого, у нас есть – «бла-бла-бла-обидеть-бла-посмел». Осталось заполнить пустые слоги. Пробуем так: «я глупец обидеть как посмел» в виде вопроса.   

Текст в 2-ой половине куплета

Текст 1-ой половины 1-ого куплета готов: переходим ко 2-ой половине.

С ритмами фраз мы уже знакомы и слова писать будет легче, так как уже есть опора из слов 1-ой половины.

И раз там мы пели о первых мгновениях после ссоры, то здесь логично спеть о жизни и ощущениях героя в последующее 1-2 недели.

Вот примерный список чувств и мыслей героя после потери самого дорогого человека в своей жизни:

  • душевная боль – тревога, страх, злость к себе,
  • жизнь без радости и смысла,
  • ощущение нехватки любви и заботы и т.д.

Воплощаем их в тексте в таком же порядке: 1-ая строка.

Совет – искать красивые слова для обыденных мыслей. Текст песни похож на поэзию и красота слов здесь уместна.

Душевную боль по-другому можно назвать болью в сердце. Образно и более красиво это можно выразить словами «сердце разбито».

Но эта фраза избитая и лучше сказать по-новому или так, как в песнях звучит редко. Здесь подойдёт фраза – «сердце словно уколото иглой».

Она сокращённо ляжет на фразу мелодии ТА-та-ТА-та-ТА в виде слов «в сердце лишь игла».

И сразу напрашивается вопрос: а с какого времени?

2-ая строчка как раз может ответить на него словами «с тех пор, как ты ушла». Опять добавим 1-ую ноту в начале такта для слов «с тех». И как раз слово «игла» — существительное женского рода рифмуется со словом «ушла» — глагол прошедшего времени.

Также в строчках теперь разное число слогов – в 1-ой 5, а во 2-ой – 6. Это вносит разнообразие и гибкость в звучание текста.

Далее мысль о жизни без радости. Образно это можно выразить словами «жизнь потеряла краски».

Слушаем фразу мелодии – ТА-та-ТА-та--ТА--та-ТА. На первые ноты хорошо ложится фраза «жизнь бесцветна». Далее можно спеть «без тебя», но это и так понятно и в прошлой строке уже было местоимение «ты».

Можно добавить «и скучна» — как раз гласная «а» на конце образует неполную рифму с предыдущими строчками.

Про чувства героя или что творится в сердце мы спели. Далее споём про мысли или что творится в голове героя. Теперь с утратой любимой он не видит в жизни смысла.

На ритм та-та-ТА-та-ТА хорошо ложатся слова «смысла больше нет».  Думаю, лучше сменить слова местами – «больше смысла нет»: слово «больше» произнести легче, чем слово «смысла», что как раз немного растянется.

Далее 2 фразы, одинаковые по ритму с предыдущей – та-та-ТА-та-ТА.

И в них можно поместить мысли героя о непонимании, что делать дальше и что он себя тщетно успокаивает, что сможет прожить без неё.

Это кратко можно оформить в виде строчки – «а в уме туман и себя обман». Туман/обман – тоже частые рифмы в песнях.

Последняя фраза снова самая длинная и подводящая итог сказанного. И снова опираемся на рифму: её нужно подобрать к слову обман.

Совет – при затруднениях обращайтесь к словарям рифм. Вот большой список слов. Но есть загвоздка: большинство из них по смыслу не подходит к теме песни, а жертвовать смыслом ради рифмы не лучшее решение.

Но если внимательно посмотреть, то 1 слово всё-таки может подойти – ран. То есть герой не хочет повторения ссоры и обещает впредь не ранить чувства девушки – «я клянусь беречь тебя от ран».

Итак, слова 1-ого куплета готовы. Споём их и послушаем, как они ложатся на мелодию.  

Разбор текста 2-ого куплета

Теперь нужны слова для 2-ого куплета: мелодия в нём та же, что и в 1-ом, а текст разный.

Обычно 2-х куплетов достаточно, чтобы полноценно рассказать о сюжете и событиях песни и 3-его куплета не нужно. Тем более, это 3-ье повторение и звучит скучно, и затягивает длительность песни.

Текст 2-ого куплета как правило дополняет либо обобщает события 1-ого.

Чтобы не затягивать урок, я не буду показывать создание текста, а разберу готовый.

Он создан по тем же принципам, что и 1-ый куплет: ничего сверхнового и сложного нет.

В 1-ой части герой описывает его будни: бессонные ночи, дни больше не светлые, он постоянно думает о ней, признаёт вину и хочет верить, что всё это лишь снится ему в виде кошмара.

Рифмы – сны/темны, твой/мной, ответственен/последствия – последние не точно, но рифмуются из-за общего сочетания букв – ств и совпадения ударений на гласной «е» в середине слов.

И в конце ещё рифма к слову ответственен – не больше чем.

Во 2-ой части герой желаёт повернуть время вспять, восстановить отношения и пытается дозвониться до девушки, но она не берёт трубку.

Рифмы – назад/рад, гудки/звонки и неполная рифма к ним «пойти».

И снова слова куплета подводят к словам припева. Споём их и послушаем, как они ложатся на мелодию.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием мелодии и текстов для куплетов песни. Поняли, что мелодия куплета проще и однообразнее мелодии припева, а текст содержит частные подробности и описание обстановки и событий песни.

В следующем уроке мы создадим проигрыш песни

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения