ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 5-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
В нём легко и понятно объяснено создать аранжировку куплета на основе припева, видоизменением нотных партии его инструментов. Показано, как придумать для куплета последовательность аккордов, партии барабанов, тарелок, баса, гитары и фортепиано. Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка.
К концу урока будет готова вся аранжировка куплета..
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:38 – доржки и папки в проекте Sonar 8, наведение порядка
02:59 – куплет и припев песни: отличия и схожести
04:17 – принцип создания куплета и количество инструментов в нём
05:30 – создание гармонии куплета: приём №1 — смена схемы аккордов
08:13 – создание гармонии куплета: приём №2 — смена длины аккордов
10:23 – создание партии барабанов и открытой тарелки в куплете
12:10 – создание партии закрытой тарелки в куплете
13:50 – создание партии баса в куплете: выбор басового стиля или рисунка
16:14 – создание партии баса в куплете: украшение и доработка
17:52 – создание формы куплета из 2-х частей по 8 тактов + 2 важных замечания
20:02 – создание партии гитары в куплете: восстановление исходного шаблона
22:41 – создание партии гитары в куплете: другой шаблон в 4-ом аккорде
24:31 – создание партии фортепиано в куплете: оценка арпеджио
26:00 – создание партии фортепиано в куплете: аккорд в ритме + арпеджио
29:13 – прослушивание всего куплета, пара советов + заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы создадим аранжировку куплета на основе припева: отберём инструменты и пропишем их нотные партии и поговорим о ролях, схожестях и отличиях этих 2-х важных частей песни. Приступим.
Содержание
Наведение порядка в проекте Сонара
Перед работой над куплетом я советую навести порядок в проекте Сонара.
Заметьте: каждая дорожка помещена в отдельную папку: это видно по её значку, а щелчком по знаку – и + её можно закрыть и открыть.
У дорожек в папках 2 преимущества:
1 – удобство отображения. Имя папки — это вид музыкального инструмента: струнные, барабаны и т.д., что мы пишем вручную. Оно также указано на самих участках с нотами, что удобно и не нужно смотреть в начало.
Если щелкнуть по дорожке ПКМ и нажать Remove From Folder, то она будет удалена из папки и надписи на нотных участках исчезнут. А имя дорожки внутри папки присваивается само при добавлении программного инструмента и содержит его название.
2 – удобство управления. Перетащим обе тарелки в папку с барабанами. Теперь нажатие кнопки на папке будет применяться ко всем дорожкам внутри неё: Solo – звучать в одиночку или Mute – заглушить.
Чтобы упростить вид, во-первых, скроем все папки. Теперь отображение более простое.
Во-вторых, удалим 2 лишние папки и дорожки с расширениями True Pianos и Session Drummer. Щелкнем ПКМ по каждой и выберем Delete Track Folder – удалить папку с дорожками.
Но это ещё не всё. Дорожки удалены, но инструменты всё ещё подключены к Сонару и нагружают компьютер. Чтобы их отключить, перейдём через эту кнопку в окно Synth Rack – стойку с инструментами. Это их полный список в текущем проекте Сонара. Нажимаю сочетание клавиш Ctrl + Shift + Esc, чтобы открыть диспетчер задач.
Заметьте: Сонар 1-ый в списке текущих нагрузок. Теперь кнопками питания отключим лишние инструменты. Нагрузка на память снизилась до 500 мб. Теперь удалим их кнопкой с красным крестиком.
Итак, вид упрощён, лишние инструменты удалены, дорожки понятно названы. Продолжим.
Куплет и припев: схожести и отличия
У нас есть припев – самая главная часть песни. Но он сам по себе или его повторения это не есть песня. Также как одинокий мужчина – это не семья, даже если его клонировать.
Полноценная же песня как минимум содержит 2 части – припев и куплет. Также и семья начинается с 2-х людей – мужа и жены. И в случае с песней: припев – это муж, а куплет – жена.
Пара смотрится хорошо вместе, когда муж старше, выше, тяжелее и сильнее, а жена младше, ниже, легче и слабее.
Также и в песне припев должен быть ярче, насыщенней, громче, плотнее, чем куплет, то есть выделяться и быть более заметным на фоне последнего.
Это принцип противопоставления, что отвечает за интересное и разнообразное звучание песни.
Но при этом у куплета и припева много общего – тональность, размер, темп, стиль музыки и состав инструментов.
Это принцип схожести, что отвечает за цельное и запоминаемое звучание.
Раз в содержании песни 4 звена – гармония, мелодия, ритм и текст, то в каждом из них у куплета будет отличие от припева. О мелодии и тексте куплетов будет в следующем уроке, а сейчас — о гармонии и ритме.
Принцип создания куплета прост: скопировать припев и разрядить его, то есть убрать из его копии инструменты и упростить нотные партии. А убрать что-то, как правило, проще, чем добавить.
- Сейчас в припеве 9 инструментов, из которых:
4 в ритм группе – барабаны , тарелка закрытая, тарелка открытая и бас. - 3 в группе гармонии – струнные как фон, гитара и фортепиано.
- 2 в группе мелодии – стальной барабан как подголосок и кларнет как главная мелодия, который позже заменит голос певца.
Итого в припеве 8 инструментов сопровождения и 1 ведущий с мелодией.
В куплете количество инструментов меньше в 1,5–2 раза. Это самый простой способ снизить плотность куплета. Обычный начальный набор – 5 инструментов: фон, барабаны, бас и 2 тарелки по сторонам.
Создание гармонии куплета
Начнём с гармонии. Чтобы сделать её в куплете менее напряжённой, чем в припеве, есть 2 приёма.
Приём 1 — смена аккордов
1-ый приём – сменить схему сочетания аккордов на более слабую.
В 1-ом уроке мы создали гармонию припева – Dm-Gm-C-F в тональности Dm. Её схема — I-IV-VII-III.
Мы также знаем про схему I-IV-V-I или сочетание аккордов по функциям или их ролям — «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника». Она работает по принципу «покой-развитие-напряжение-покой», явно показывает тональность и звучит предельно напряжённо.
Поэтому её называют тональной или сильной схемой и часто применяют в припеве.
В нашем случае схема I-IV-VII-III и звучит в том же духе.
Причина: аккорд VII ступени может замещать аккорд V-ой, а III-ей – I-ой.
В куплете можно сломать этот порядок, чтобы V ступень не следовала за IV. Проще всего для этого в тональной схеме поменять аккорды местами: например, Am или V ступень перенести в начало за Dm или I ступень. А Dm в конце заменим на C. Получится схема V-I-IV-VII.
Заметьте: у нас получились одинаковые по оттенку сочетания аккордов. Причина: между соседними аккордами в обоих случаях одинаковое расстояние «кварта-кварта-квинта». И наша новая гармония – это снова гармония припева, только вся опущенная на 3 ступени.
То есть опять тональная схема – I-IV-VII-III, но в другой тональности – Am. И с заимствованием аккорда Gm: изначально он G.
Dm и Am – родственные тональности: состав аккордов почти одинаковый. И это действенный приём, когда куплет в одной тональности, а припев в другой.
Но цель у нас была сделать гармонию куплета слабее, а она опять сильная. Чтобы сделать её слабой или мягкой, нужно, чтобы аккорды двигались по ступеням, а не скачками.
Например, Am-Bb-C-Am или схема I-II-III-I. Но мне больше нравится изначальная гармония – Am-Dm-Gm-C.
Приём 2 — удвоение аккордов
И ослабить её поможет 2-ой приём — удлинение аккордов в 2 раза. Для начала применим обращения, чтобы плавно соединить их: у Am опустим 2 верхние ноты, а у G – 1 верхнюю.
Теперь выделим аккорды и перейдём в меню Proccess — обработка – Length – длина. Оставляем обе галочки: Start Times – время начала и Durations – длительность и в поле ниже пишем 200%.
В итоге аккорды и удлинятся, и сместятся относительно друг друга на 1 такт.
Но так как мы писали аккорды половинными нотами, а не целыми, нужно повторить то же действие или изначально вписать 400%.
В итоге раз аккорды меняются в 2 раза реже, то и звучат они менее напряжённо.
И это самый простой приём создания гармонии для куплета.
Можно даже делать ещё проще: брать гармонию из припева и удлинять её. Ещё проще и допустимо делать везде одну и ту же гармонию, а разницу в звучании создавать за счёт других инструментов.
Но разнообразие всё же лучше. Да, у нас аккорды почти те же, но длиннее, в других местах и Am в припеве нет.
Создание партии ударных
Теперь перейдём к ударным инструментам. C ними всё ещё проще: барабаны обычно играют одно и то же и в куплете, и в припеве, а тарелки немного отличаются – в куплете проще.
Скопируем 4 такта с нотами барабанов и тарелок из припева и послушаем с фоном. Звучит неплохо, но для разницы внесём мелкие правки.
Здесь помогут 3 приёма, каждый из которых мы применим к своему инструменту. Начнём с барабанов.
Приём №1 – удаление нот. В серединах 2-ух первых тактов сдвоенный удар по бочке. Можно сделать игру более редкой, удалив 2-ой из них. Теперь в припеве двойной удар есть, а в куплете нет – отличие. Теперь слушаем открытую тарелку.
Приём №2 – однообразие нот. Заметьте: здесь 1-ый удар мимо доли, а 2-ой – в долю. Это звучит интересно и подвижно. Для меньшей подвижности можно поставить оба удара в одно и то же место относительно долей. Пробуем оба пути.
Сначала оба удара в долях — сдвинем 1-ый удар на 8-ую влево. Хорошо. Теперь оба мимо долей — сдвинем их на 8-ую вправо. Отлично. Правим ноты в остальных тактах.
Теперь слушаем закрытую тарелку.
Приём №3 – смена характера звучания. Заметьте: здесь 3 вида звукоизвлечения – тарелка педальная, приоткрытая и закрытая, которая звучит мягче и тише первых двух.
Вот на неё и заменяем все удары: удаляем ноты вверху и пишем новые ноты с треугольниками внизу. Звучит просто в сравнении с прошлой партией.
Можно так и оставить, но лично мне хочется внести пару ударений в нотах: заменить отдельные удары закрытой тарелки на открытую.
Для начала изменим 1-ую ноту. Скопируем ноты 1-ого такта во 2-ой. Заменим 3-ью ноту. И напоследок 2-ую от конца такта. Отлично. Копируем полученные 2 такта в следующие. Слушаем все 4 такта. Перейдём в вид дорожек и скопируем партии барабанов и тарелок в соседние 4 такта.
Итак, основа из ударных в куплете готова.
Создание партии баса
Теперь перейдём к басу. Откроем его дорожку в нотоносце вместе со струнными, чтобы видеть какие ноты по высоте в нём писать. Напоминаю, это обычно примы аккордов.
И ноты согласно им будут следующие: ля-ре-соль-до – отмечаем их сразу в началах тактов.
И раз аккорды длятся в куплете 2 такта, то и каждая прима в басу будет звучать также в течение 2 тактов до смены аккорда на другой. Теперь подумаем над ритмом нот.
Бас, как и барабаны, обозначает ритм – один из важнейших показателей стиля музыки. И в большинстве песен партия баса в куплете и припеве одна и та же в духе стиля.
У нас он soft rock или мягкий рок с характерным рисунком – бас вместе с бочкой. Это же можно прописать в куплете и звучать будет неплохо. Да, это однообразная партия, да ещё и ноты повторяются по высоте в течение 2-х тактов на фоне редко сменяющейся гармонии.
Можно оставить и так, но я для этой песни решил применить другой рисунок – сплошное движение 8-ыми. Такой рисунок тоже распространен в жанре рок, но в стиле hard rock – тяжёлый рок.
С одной стороны он звучит однообразно, что подходит для куплета, но с другой стороны плотно – уместно для припева. Чтобы уменьшить плотность нот, нужно сократить 8-ые длительности до 16-ых.
Для этого выделяем их и нажимаем меню Process – обработка -> Length – длина. В пункте Start Times – время начала убираем галочку, чтобы ноты остались на своих местах, а в пункте Duration – длительность, наоборот, оставляем, чтобы ноты сжались по длине. Пишем в поле ниже 50% — сжатие в 2 раза.
На вид ничего не изменилось, потому что в нотоносце включен режим Fill Durations – заполнить длительности для простоты вида. Отключим его и увидим 16-ые ноты.
Да, ноты играют чаще, чем в рисунке бас с бочкой, но они короче. В сравнении с ними 4-ные и 8-ые ноты баса в припеве воспринимаются как более тяжеловесные и значимые, что и переносится на припев.
Поэтому оставим так и скопируем ноты баса во 2-ой такт. Звучит монотонно.
Чтобы разнообразить движение и подчеркнуть переходы между аккордами, добавим в 4-ой доле чередование прим с терциями. Отлично.
Копируем партию баса в другие такты с учётом аккордов и слушаем полностью.
По мне ноты ре и до звучат низковато: поднимем их на октаву. Так партия баса будет более ровной: без резких скачков по высоте.
Создание формы куплета
Итак, у нас есть основа для куплета из 8 тактов. Но этого, как правило, мало, чтобы успеть рассказать о событиях песни с подробностями. В этом и есть роль куплета.
В припеве же высказывается общая и главная мысль, подводится итог сказанного в куплете, что умещается в 8 тактов.
Поэтому куплет обычно 16 тактовый. Для этого выделяем все ноты 8 тактов и копируем их в соседние. Теперь у нас есть 2 одинаковые половины по 8 тактов каждая.
Но если оставить их так и просто добавить мелодию со словами, то у куплета будет 2 недостатка:
1-ый недостаток – он получится скучным – в музыке не будет никаких изменений и внимание слушателя рассеется. Ему за 8 тактов станет всё ясно.
2-ой недостаток – переход от куплета к припеву будет резким. То есть играло 5 инструментов в куплете и их число почти удвоилось в припеве. Было пустовато и сразу стало полно.
А нужен плавный переход, когда инструменты добавляются в течение куплета.
Если куплет – 1-ый этаж, а припев – 2ой, то между ними нужна лестница. Иначе человеку нужно прыгать и подтягиваться, чтобы взобраться на 2-ой этаж.
Чтобы сгладить переход, достаточно добавить 2 инструмента — гитару и фортепиано. И помнить, что они должны играть реже или менее подвижно, чем в припеве. Для этого скопируем их нотные партии из припева во 2-ую часть куплета и видоизменим.
Создание партии гитары
Начнём с гитары. Заглушаем фортепиано кнопкой Mute на дорожке, выделяем струнные и гитару, открываем их в нотоносце и слушаем. Звучание нескладное, потому что аккорды в них не совпадают. Для начала согласуем их, изменив высоту нот в гитаре, а потом подумаем над ритмом.
Первые 2 такта – аккорд Am: переносим все ноты на уровень ля. То же делаем и с нотами для аккорда Dm помня, что минорные аккорды звучат в инструменте RG при написании их нижних нот в басовом ключе.
Теперь проредим игру. В прошлом уроке мы выбрали шаблон партии гитары и поставили 8-ые ноты, чтобы озвучить только его начало в нужном ритме. Чтобы послушать его исходный, поставим в такте вместо 8-ых нот 1 целую и послушаем струнные и гитару отдельно, нажав на кнопки соло.
Шаблон ритма состоит из 2-х половин:
- 1-ая половина — в начале такта громкий и открытый по звучанию аккорд, а в середине 2-ой доли он короче и глуше. Это и звучит в 4-ом такте припева, где 2 половинные ноты, причём довольно плотно.
- 2-ая половина – 2 коротких и глухих аккорда, будто гитарист слегка касается струн и тут же их заглушает. Поставим целую ноту во 2-ой такт и послушаем. Отлично. В этой игре меньше энергии, чем в припеве.
Можно оставить 2 целые ноты, а можно убрать их и скопировать 1 удвоенную целую из струнных: разницы нет. Копируем эту ноту в остальные такты с учётом гармонии – ре, соль, до и слушаем все инструменты.
Заметьте: в 4-ом такте шаблон ритма отличается от 1-ых двух. Почему так? Для ответа откроем программу RG и увидим слева, что у шаблона есть 2 подвида – A и B. И в 4-ом такте игра переключается на 2-ой.
Чтобы этого не происходило, вернёмся в нотоносец и опустим ноту до на октаву. Игра та же, но аккорд стал минорным. Опустим до ещё на октаву. Теперь всё верно.
Этого особенность инструмента RG: положение ноты аккорда на разных высотах влияет не только на вид аккорда – мажорный или минорный, но и на выбранный подвид шаблона игры.
Хотя можно оставить и предыдущий более насыщенный подвид. Это годится по 2-ум причинам:
- Причина 1 – 3 раза звучит одно и то же, а в 4-ый – другое. Это одно из главных правил разнообразия при создании мелодий и партий сопровождения.
- Причина 2 — это подчеркнёт переход от 1-ой половины куплета ко 2-ой и далее от куплета к припеву.
Это работает по тому же принципу, что и учащение игры в басу в переходах между аккордами.
Создание партии фортепиано
Итак, партия гитары у нас готова. Осталось поработать над нотами фортепиано.
Для этого через кнопку со стрелочками отобразим его нотный стан вместо гитары. Опять правим ноты с учётом аккордов: опустим ре на ля, а до поднимем на ре.
Сейчас в фортепиано играет ровное и безостановочное арпеджио, что звучит плотно и уместно для припева.
К тому же при открытии рядом нот бас-гитары видно, что они играют в одном и том же ритме – движение по 8-ым длительностям. Такого совпадения желательно избегать, чтобы аранжировка звучала более интересно.
К тому, же подобный ритм есть у закрытой тарелки. Откроём её рядом с фортепиано и басом и заменим все ноты на одинаковые. Звучит сносно, но однообразно. Поэтому у нас есть ударения в тарелке в виде ударов по ней открытой, а партию фортепиано мы разнообразим и, в первую очередь, проредим.
В прошлом уроке мы говорили, что у нотных партий инструментов сопровождения есть 2 общих вида – арпеджио и аккорд в ритме.
Но если в фортепиано заменить 1-ое на 2-ое, то мы опять будем повторяться: в гитаре уже аккорды играются в ритме. Для интереса напишем их в фортепиано на каждую четверть в 2-ух тактах. Теперь сместим их на 8-ую долю вправо.
Даже если мы разнообразим ритм сдвигом средних 2-х аккордов на 8-ую влево или вправо, то всё будет звучать не очень вместе с гитарой.
Раз чисто арпеджио и чисто аккорд в ритме нам не подходят, то можно попробовать смешать их: пусть они чередуются друг с другом каждый такт.
Допустим в 1-ом такте аккорд в каждой четверти, а во 2-ом — арпеджио. Звучит слишком часто: пробуем проредить. Удалим аккорды во 2-ой и 4-ой долях. Заметьте: уже звучит интереснее.
Но аккорды в 1-ом такте звучат грязновато: попробуем удалить из них терции или средние ноты.
Звучит лучше, но пробуем ещё способ – поднять квинту на уровень ноты ля: это прима на октаву выше. Получился неполный аккорд без квинты и с удвоением примы. Пойдёт.
Арпеджио звучит хорошо и можно оставить так, но мы всё равно видоизменим его. Добавим в начало над нотой ля ноту до: это будет плавный переход от аккорда в ритме к арпеджио.
Поправим высоту нот: ми и до оставим, из ля сделаем ми повыше, а из ми – ля. Ре – это не аккордовая нота: заменим её на ми.
Далее до оставим, а ля – удалим, чтобы арпеджио заканчивалось чуть раньше в такте. Теперь аккорды в ритме сделаем из 8-ых четвертными, чтобы они звучали чуть дольше.
Копируем полученные 2 такта в следующие с учётом аккордов: чтобы самая нижняя нота совпадала с их примами. Это, соответственно, ноты ре, соль и до.
Слушаем куплет целиком. Звучит неплохо.
Оценка работы и подведение итогов
Да, чтобы подчеркнуть переход от 1-ой части куплета ко 2-ой нужно добавить на стыке между ними сбивку – череду ударов по барабанам.
Но добавлять сбивки я советую после сбора формы песни в целом и не заморачиваться с ними при сочинении отдельных частей песни.
И заметьте: в припеве мы сразу после гармонии создали мелодию и текст, а остальные инструменты добавили потом.
Здесь же в куплете мы сделали наоборот: создали аранжировку, а мелодии и текста пока нет.
Причина: они в куплете менее важные и яркие, чем в припеве, поэтому их можно оставить на потом. Тем более, когда музыка готова и нас устраивает, в неё легче вплести мелодию: сразу слышно мешают ли ей отдельные инструменты или нет.
А на этом музыка куплета готова.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием аранжировки куплета песни – сочинением новой гармонии, отбором числа инструментов и подбора для них нотных партий. Поняли, что их можно за основу брать из припева и видоизменять их, в частности упрощать и создавать в них различия с припевом.
В следующем уроке мы сочиним мелодию и тексты для куплетов песни.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.