Урок 5 — Куплет. Аранжировка

Создание куплета. Аранжировка Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 5-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

В нём легко и понятно объяснено создать аранжировку куплета на основе припева, видоизменением нотных партии его инструментов. Показано, как придумать для куплета последовательность аккордов, партии барабанов, тарелок, баса, гитары и фортепиано. Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка.

К концу урока будет готова вся аранжировка куплета..

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 5 - Куплет: аранжировка | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:38 – доржки и папки в проекте Sonar 8, наведение порядка
02:59 – куплет и припев песни: отличия и схожести
04:17 – принцип создания куплета и количество инструментов в нём
05:30 – создание гармонии куплета: приём №1 — смена схемы аккордов
08:13 – создание гармонии куплета: приём №2 — смена длины аккордов
10:23 – создание партии барабанов и открытой тарелки в куплете
12:10 – создание партии закрытой тарелки в куплете
13:50 – создание партии баса в куплете: выбор басового стиля или рисунка
16:14 – создание партии баса в куплете: украшение и доработка
17:52 – создание формы куплета из 2-х частей по 8 тактов + 2 важных замечания
20:02 – создание партии гитары в куплете: восстановление исходного шаблона
22:41 – создание партии гитары в куплете: другой шаблон в 4-ом аккорде
24:31 – создание партии фортепиано в куплете: оценка арпеджио
26:00 – создание партии фортепиано в куплете: аккорд в ритме + арпеджио
29:13 – прослушивание всего куплета, пара советов + заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы создадим аранжировку куплета на основе припева: отберём инструменты и пропишем их нотные партии и поговорим о ролях, схожестях и отличиях этих 2-х важных частей песни. Приступим.

Наведение порядка в проекте Сонара

Перед работой над куплетом я советую навести порядок в проекте Сонара.

Заметьте: каждая дорожка помещена в отдельную папку: это видно по её значку, а щелчком по знаку – и + её можно закрыть и открыть.  

У дорожек в папках 2 преимущества:

1 – удобство отображения. Имя папки — это вид музыкального инструмента: струнные, барабаны и т.д., что мы пишем вручную. Оно также указано на самих участках с нотами, что удобно и не нужно смотреть в начало.

Если щелкнуть по дорожке ПКМ и нажать Remove From Folder, то она будет удалена из папки и надписи на нотных участках исчезнут. А имя дорожки внутри папки присваивается само при добавлении программного инструмента и содержит его название.  

2 – удобство управления. Перетащим обе тарелки в папку с барабанами. Теперь нажатие кнопки на папке будет применяться ко всем дорожкам внутри неё: Solo – звучать в одиночку или Mute – заглушить.

Чтобы упростить вид, во-первых, скроем все папки. Теперь отображение более простое.

Во-вторых, удалим 2 лишние папки и дорожки с расширениями True Pianos и Session Drummer. Щелкнем ПКМ по каждой и выберем Delete Track Folder – удалить папку с дорожками.

Но это ещё не всё. Дорожки удалены, но инструменты всё ещё подключены к Сонару и нагружают компьютер. Чтобы их отключить, перейдём через эту кнопку в окно Synth Rack – стойку с инструментами.  Это их полный список в текущем проекте Сонара. Нажимаю сочетание клавиш Ctrl + Shift + Esc, чтобы открыть диспетчер задач.

Заметьте: Сонар 1-ый в списке текущих нагрузок. Теперь кнопками питания отключим лишние инструменты. Нагрузка на память снизилась до 500 мб. Теперь удалим их кнопкой с красным крестиком.

Итак, вид упрощён, лишние инструменты удалены, дорожки понятно названы. Продолжим.

Куплет и припев: схожести и отличия

У нас есть припев – самая главная часть песни. Но он сам по себе или его повторения это не есть песня. Также как одинокий мужчина – это не семья, даже если его клонировать.

Полноценная же песня как минимум содержит 2 части – припев и куплет. Также и семья начинается с 2-х людей – мужа и жены. И в случае с песней: припев – это муж, а куплет – жена.

Пара смотрится хорошо вместе, когда муж старше, выше, тяжелее и сильнее, а жена младше, ниже, легче и слабее.  

Также и в песне припев должен быть ярче, насыщенней, громче, плотнее, чем куплет, то есть выделяться и быть более заметным на фоне последнего.

Это принцип противопоставления, что отвечает за интересное и разнообразное звучание песни.

Но при этом у куплета и припева много общего – тональность, размер, темп, стиль музыки и состав инструментов.

Это принцип схожести, что отвечает за цельное и запоминаемое звучание.

Раз в содержании песни 4 звена – гармония, мелодия, ритм и текст, то в каждом из них у куплета будет отличие от припева. О мелодии и тексте куплетов будет в следующем уроке, а сейчас — о гармонии и ритме.

Принцип создания куплета прост: скопировать припев и разрядить его, то есть убрать из его копии инструменты и упростить нотные партии. А убрать что-то, как правило, проще, чем добавить.

  • Сейчас в припеве 9 инструментов, из которых:
    4 в ритм группе – барабаны , тарелка закрытая, тарелка открытая и бас.  
  • 3 в группе гармонии – струнные как фон, гитара и фортепиано.
  • 2 в группе мелодии – стальной барабан как подголосок и кларнет как главная мелодия, который позже заменит голос певца.

Итого в припеве 8 инструментов сопровождения и 1 ведущий с мелодией.

В куплете количество инструментов меньше в 1,5–2 раза. Это самый простой способ снизить плотность куплета. Обычный начальный набор – 5 инструментов: фон, барабаны, бас и 2 тарелки по сторонам.

Создание гармонии куплета

Начнём с гармонии. Чтобы сделать её в куплете менее напряжённой, чем в припеве, есть 2 приёма.

Приём 1 — смена аккордов

1-ый приёмсменить схему сочетания аккордов на более слабую.

В 1-ом уроке мы создали гармонию припева – Dm-Gm-C-F в тональности Dm. Её схема — I-IV-VII-III.

Мы также знаем про схему I-IV-V-I или сочетание аккордов по функциям или их ролям — «тоника-субдоминанта-доминанта-тоника». Она работает по принципу «покой-развитие-напряжение-покой», явно показывает тональность и звучит предельно напряжённо.

Поэтому её называют тональной или сильной схемой и часто применяют в припеве.

В нашем случае схема I-IV-VII-III и звучит в том же духе.

Причина: аккорд VII ступени может замещать аккорд V-ой, а III-ей – I-ой.

В куплете можно сломать этот порядок, чтобы V ступень не следовала за IV. Проще всего для этого в тональной схеме поменять аккорды местами: например, Am или V ступень перенести в начало за Dm или I ступень. А Dm в конце заменим на C. Получится схема V-I-IV-VII.

Заметьте: у нас получились одинаковые по оттенку сочетания аккордов. Причина: между соседними аккордами в обоих случаях одинаковое расстояние «кварта-кварта-квинта». И наша новая гармония – это снова гармония припева, только вся опущенная на 3 ступени.

То есть опять тональная схема – I-IV-VII-III, но в другой тональности – Am. И с заимствованием аккорда Gm: изначально он G.

Dm и Am – родственные тональности: состав аккордов почти одинаковый. И это действенный приём, когда куплет в одной тональности, а припев в другой.

Но цель у нас была сделать гармонию куплета слабее, а она опять сильная. Чтобы сделать её слабой или мягкой, нужно, чтобы аккорды двигались по ступеням, а не скачками.

Например, Am-Bb-C-Am или схема I-II-III-I.  Но мне больше нравится изначальная гармония – Am-Dm-Gm-C.

Приём 2 — удвоение аккордов

И ослабить её поможет 2-ой приём — удлинение аккордов в 2 раза. Для начала применим обращения, чтобы плавно соединить их: у Am опустим 2 верхние ноты, а у G – 1 верхнюю.

Теперь выделим аккорды и перейдём в меню Proccess — обработка – Length – длина. Оставляем обе галочки: Start Times – время начала и Durations – длительность и в поле ниже пишем 200%.

В итоге аккорды и удлинятся, и сместятся относительно друг друга на 1 такт.

Но так как мы писали аккорды половинными нотами, а не целыми, нужно повторить то же действие или изначально вписать 400%.  

В итоге раз аккорды меняются в 2 раза реже, то и звучат они менее напряжённо.

И это самый простой приём создания гармонии для куплета.

Можно даже делать ещё проще: брать гармонию из припева и удлинять её. Ещё проще и допустимо делать везде одну и ту же гармонию, а разницу в звучании создавать за счёт других инструментов.

Но разнообразие всё же лучше. Да, у нас аккорды почти те же, но длиннее, в других местах и Am в припеве нет.

  Создание партии ударных

Теперь перейдём к ударным инструментам. C ними всё ещё проще: барабаны обычно играют одно и то же и в куплете, и в припеве, а тарелки немного отличаются – в куплете проще.

Скопируем 4 такта с нотами барабанов и тарелок из припева и послушаем с фоном. Звучит неплохо, но для разницы внесём мелкие правки.

Здесь помогут 3 приёма, каждый из которых мы применим к своему инструменту. Начнём с барабанов.

Приём №1удаление нот. В серединах 2-ух первых тактов сдвоенный удар по бочке.  Можно сделать игру более редкой, удалив 2-ой из них.  Теперь в припеве двойной удар есть, а в куплете нет – отличие. Теперь слушаем открытую тарелку.  

Приём №2однообразие нот. Заметьте: здесь 1-ый удар мимо доли, а 2-ой – в долю. Это звучит интересно и подвижно. Для меньшей подвижности можно поставить оба удара в одно и то же место относительно долей. Пробуем оба пути.

Сначала оба удара в долях — сдвинем 1-ый удар на 8-ую влево.  Хорошо. Теперь оба мимо долей —  сдвинем их на 8-ую вправо.  Отлично. Правим ноты в остальных тактах.

Теперь слушаем закрытую тарелку.

Приём №3смена характера звучания. Заметьте: здесь 3 вида звукоизвлечения – тарелка педальная, приоткрытая и закрытая, которая звучит мягче и тише первых двух.

Вот на неё и заменяем все удары: удаляем ноты вверху и пишем новые ноты с треугольниками внизу.  Звучит просто в сравнении с прошлой партией.

Можно так и оставить, но лично мне хочется внести пару ударений в нотах: заменить отдельные удары закрытой тарелки на открытую.

Для начала изменим 1-ую ноту.  Скопируем ноты 1-ого такта во 2-ой.  Заменим 3-ью ноту.  И напоследок 2-ую от конца такта.  Отлично. Копируем полученные 2 такта в следующие. Слушаем все 4 такта. Перейдём в вид дорожек и скопируем партии барабанов и тарелок в соседние 4 такта.

Итак, основа из ударных в куплете готова.   

Создание партии баса

Теперь перейдём к басу. Откроем его дорожку в нотоносце вместе со струнными, чтобы видеть какие ноты по высоте в нём писать. Напоминаю, это обычно примы аккордов.

И ноты согласно им будут следующие: ля-ре-соль-до – отмечаем их сразу в началах тактов.

И раз аккорды длятся в куплете 2 такта, то и каждая прима в басу будет звучать также в течение 2 тактов до смены аккорда на другой. Теперь подумаем над ритмом нот.

Бас, как и барабаны, обозначает ритм – один из важнейших показателей стиля музыки. И в большинстве песен партия баса в куплете и припеве одна и та же в духе стиля.

У нас он soft rock или мягкий рок с характерным рисунком – бас вместе с бочкой. Это же можно прописать в куплете и звучать будет неплохо. Да, это однообразная партия, да ещё и ноты повторяются по высоте в течение 2-х тактов на фоне редко сменяющейся гармонии.

Можно оставить и так, но я для этой песни решил применить другой рисунок – сплошное движение 8-ыми.  Такой рисунок тоже распространен в жанре рок, но в стиле hard rock – тяжёлый рок.

С одной стороны он звучит однообразно, что подходит для куплета, но с другой стороны плотно – уместно для припева.  Чтобы уменьшить плотность нот, нужно сократить 8-ые длительности до 16-ых.

Для этого выделяем их и нажимаем меню Process – обработка -> Length – длина. В пункте Start Times – время начала убираем галочку, чтобы ноты остались на своих местах, а в пункте Duration – длительность, наоборот, оставляем, чтобы ноты сжались по длине. Пишем в поле ниже 50% — сжатие в 2 раза.

На вид ничего не изменилось, потому что в нотоносце включен режим Fill Durations – заполнить длительности для простоты вида. Отключим его и увидим 16-ые ноты.

Да, ноты играют чаще, чем в рисунке бас с бочкой, но они короче. В сравнении с ними 4-ные и 8-ые ноты баса в припеве воспринимаются как более тяжеловесные и значимые, что и переносится на припев.

Поэтому оставим так и скопируем ноты баса во 2-ой такт. Звучит монотонно.

Чтобы разнообразить движение и подчеркнуть переходы между аккордами, добавим в 4-ой доле чередование прим с терциями.  Отлично.

Копируем партию баса в другие такты с учётом аккордов и слушаем полностью.

По мне ноты ре и до звучат низковато: поднимем их на октаву. Так партия баса будет более ровной: без резких скачков по высоте.   

     Создание формы куплета

Итак, у нас есть основа для куплета из 8 тактов. Но этого, как правило, мало, чтобы успеть рассказать о событиях песни с подробностями. В этом и есть роль куплета.

В припеве же высказывается общая и главная мысль, подводится итог сказанного в куплете, что умещается в 8 тактов.

Поэтому куплет обычно 16 тактовый. Для этого выделяем все ноты 8 тактов и копируем их в соседние.  Теперь у нас есть 2 одинаковые половины по 8 тактов каждая.

Но если оставить их так и просто добавить мелодию со словами, то у куплета будет 2 недостатка:

1-ый недостаток – он получится скучным – в музыке не будет никаких изменений и внимание слушателя рассеется. Ему за 8 тактов станет всё ясно.

2-ой недостатокпереход от куплета к припеву будет резким. То есть играло 5 инструментов в куплете и их число почти удвоилось в припеве. Было пустовато и сразу стало полно.

А нужен плавный переход, когда инструменты добавляются в течение куплета.

Если куплет – 1-ый этаж, а припев – 2ой, то между ними нужна лестница. Иначе человеку нужно прыгать и подтягиваться, чтобы взобраться на 2-ой этаж.

Чтобы сгладить переход, достаточно добавить 2 инструмента — гитару и фортепиано. И помнить, что они должны играть реже или менее подвижно, чем в припеве. Для этого скопируем их нотные партии из припева во 2-ую часть куплета и видоизменим.

Создание партии гитары

Начнём с гитары. Заглушаем фортепиано кнопкой Mute на дорожке, выделяем струнные и гитару, открываем их в нотоносце и слушаем.  Звучание нескладное, потому что аккорды в них не совпадают. Для начала согласуем их, изменив высоту нот в гитаре, а потом подумаем над ритмом.

Первые 2 такта – аккорд Am: переносим все ноты на уровень ля. То же делаем и с нотами для аккорда Dm помня, что минорные аккорды звучат в инструменте RG при написании их нижних нот в басовом ключе.

Теперь проредим игру. В прошлом уроке мы выбрали шаблон партии гитары и поставили 8-ые ноты, чтобы озвучить только его начало в нужном ритме. Чтобы послушать его исходный, поставим в такте вместо 8-ых нот 1 целую и послушаем струнные и гитару отдельно, нажав на кнопки соло.

Шаблон ритма состоит из 2-х половин:

  • 1-ая половина — в начале такта громкий и открытый по звучанию аккорд, а в середине 2-ой доли он короче и глуше.  Это и звучит в 4-ом такте припева, где 2 половинные ноты, причём довольно плотно.
  • 2-ая половина – 2 коротких и глухих аккорда, будто гитарист слегка касается струн и тут же их заглушает.  Поставим целую ноту во 2-ой такт и послушаем. Отлично. В этой игре меньше энергии, чем в припеве.  

Можно оставить 2 целые ноты, а можно убрать их и скопировать 1 удвоенную целую из струнных: разницы нет.  Копируем эту ноту в остальные такты с учётом гармонии – ре, соль, до и слушаем все инструменты.

Заметьте: в 4-ом такте шаблон ритма отличается от 1-ых двух.  Почему так? Для ответа откроем программу RG и увидим слева, что у шаблона есть 2 подвида – A и B. И в 4-ом такте игра переключается на 2-ой.

Чтобы этого не происходило, вернёмся в нотоносец и опустим ноту до на октаву.  Игра та же, но аккорд стал минорным. Опустим до ещё на октаву.  Теперь всё верно.

Этого особенность инструмента RG: положение ноты аккорда на разных высотах влияет не только на вид аккорда – мажорный или минорный, но и на выбранный подвид шаблона игры.

Хотя можно оставить и предыдущий более насыщенный подвид. Это годится по 2-ум причинам:

  • Причина 1 – 3 раза звучит одно и то же, а в 4-ый – другое. Это одно из главных правил разнообразия при создании мелодий и партий сопровождения.
  • Причина 2 — это подчеркнёт переход от 1-ой половины куплета ко 2-ой и далее от куплета к припеву.

Это работает по тому же принципу, что и учащение игры в басу в переходах между аккордами.  

Создание партии фортепиано

Итак, партия гитары у нас готова. Осталось поработать над нотами фортепиано.

Для этого через кнопку со стрелочками отобразим его нотный стан вместо гитары.  Опять правим ноты с учётом аккордов: опустим ре на ля, а до поднимем на ре.

Сейчас в фортепиано играет ровное и безостановочное арпеджио, что звучит плотно и уместно для припева.

К тому же при открытии рядом нот бас-гитары видно, что они играют в одном и том же ритме – движение по 8-ым длительностям. Такого совпадения желательно избегать, чтобы аранжировка звучала более интересно.

К тому, же подобный ритм есть у закрытой тарелки. Откроём её рядом с фортепиано и басом и заменим все ноты на одинаковые. Звучит сносно, но однообразно. Поэтому у нас есть ударения в тарелке в виде ударов по ней открытой, а партию фортепиано мы разнообразим и, в первую очередь, проредим.

В прошлом уроке мы говорили, что у нотных партий инструментов сопровождения есть 2 общих вида – арпеджио и аккорд в ритме.

Но если в фортепиано заменить 1-ое на 2-ое, то мы опять будем повторяться: в гитаре уже аккорды играются в ритме. Для интереса напишем их в фортепиано на каждую четверть в 2-ух тактах. Теперь сместим их на 8-ую долю вправо.

Даже если мы разнообразим ритм сдвигом средних 2-х аккордов на 8-ую влево или вправо, то всё будет звучать не очень вместе с гитарой.

Раз чисто арпеджио и чисто аккорд в ритме нам не подходят, то можно попробовать смешать их: пусть они чередуются друг с другом каждый такт.

Допустим в 1-ом такте аккорд в каждой четверти, а во 2-ом — арпеджио.  Звучит слишком часто: пробуем проредить. Удалим аккорды во 2-ой и 4-ой долях. Заметьте: уже звучит интереснее.

Но аккорды в 1-ом такте звучат грязновато: попробуем удалить из них терции или средние ноты.

Звучит лучше, но пробуем ещё способ – поднять квинту на уровень ноты ля: это прима на октаву выше. Получился неполный аккорд без квинты и с удвоением примы. Пойдёт.

Арпеджио звучит хорошо и можно оставить так, но мы всё равно видоизменим его. Добавим в начало над нотой ля ноту до: это будет плавный переход от аккорда в ритме к арпеджио.

Поправим высоту нот: ми и до оставим, из ля сделаем ми повыше, а из ми – ля.  Ре – это не аккордовая нота: заменим её на ми.

Далее до оставим, а ля – удалим, чтобы арпеджио заканчивалось чуть раньше в такте. Теперь аккорды в ритме сделаем из 8-ых четвертными, чтобы они звучали чуть дольше.

Копируем полученные 2 такта в следующие с учётом аккордов: чтобы самая нижняя нота совпадала с их примами. Это, соответственно, ноты ре, соль и до.

Слушаем куплет целиком.  Звучит неплохо.

Оценка работы и подведение итогов

Да, чтобы подчеркнуть переход от 1-ой части куплета ко 2-ой нужно добавить на стыке между ними сбивку – череду ударов по барабанам.

Но добавлять сбивки я советую после сбора формы песни в целом и не заморачиваться с ними при сочинении отдельных частей песни.

И заметьте: в припеве мы сразу после гармонии создали мелодию и текст, а остальные инструменты добавили потом.

Здесь же в куплете мы сделали наоборот: создали аранжировку, а мелодии и текста пока нет.

Причина: они в куплете менее важные и яркие, чем в припеве, поэтому их можно оставить на потом. Тем более, когда музыка готова и нас устраивает, в неё легче вплести мелодию: сразу слышно мешают ли ей отдельные инструменты или нет.

А на этом музыка куплета готова.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием аранжировки куплета песни – сочинением новой гармонии, отбором числа инструментов и подбора для них нотных партий. Поняли, что их можно за основу брать из припева и видоизменять их, в частности упрощать и создавать в них различия с припевом.

В следующем уроке мы сочиним мелодию и тексты для куплетов песни.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения