Урок 4 — Припев. Гармония

Создание припева. Гармония Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 4-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

В нём легко и понятно объяснено как уплотнить аранжировку с помощью ритмо-гармонических инструментов — гитары и фортепиано. Показано, как вручную и автоматически прописать живую игру на гитаре даже без игры на настоящей гитар, как написать арпеджио для фортепиано, выбрать тембр для главной мелодии. Также показано создание вспомогательной мелодии или подголоска на основе главной, чтобы она его дополняла.

Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готова вся аранжировка припева.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 4 - Припев. Гармония: аранжировка | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:38 – 2 вида ролей инструментов в аранжировке — чистая и смешанная
03:08 – совет по аранжировке и 1-ый вид вспомогательных партий — арпеджио
05:35 – 2-ой вид вспомогательных партий — аккорд в ритме
07:46 – ручное прописывание живого звучания гитары в нотах
10:40 – добавление программного инструмента с живой игрой гитары — RG
13:04 – особенность инструмента RG и подбор шаблона ритма для гитары
15:42 – подбор тембра для главной мелодии из sf2 библиотеки
18:19 – советы по выбору тембра + поиск его в синтезаторе Massive
21:33 – прописывание арпеджио для фортепиано и его 2 вида — плавное и ломаное
24:22 – уточнение тембра фортепиано для арпеджио
25:13 – добавление фоновой мелодии к главной — подголоска
29:37 – уточнение тембра для подголоска + поправка темпа песни
31:13 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы добавим в аранжировку партии оставшихся инструментов, в частности гитары и фортепиано, и поговорим про их гармоническую и мелодическую роли. Приступим.

Роли инструментов в аранжировке

Вспомним, что у инструментов в аранжировке 3 роли – мелодия, гармония, ритм.

Эти роли могут быть 2-х видов: чистые – только 1 роль и смешанные – 2-3 роли.

Роль чисто ритма у ударных инструментов – барабанов и тарелок. У них нет высоты тона и на гармонию они не влияют.

Наоборот, у фона роль чисто гармонии, потому что это длинные ноты без частой смены – не влияют на ритм. То есть фон и ударные будто в параллельных плоскостях – вертикальной и горизонталь-ной: ноты в одной из них можно менять независимо от другой и звучать будет хорошо.

А вот у баса смешанная роль: и ритма – мы его соединяли с басовым барабаном , и гармонии – мы согласовывали его ноты с фоном, а именно писали примы аккордов.

Если сравнить с домом, то у нас есть фундамент – ритм, стены – гармония и крыша – мелодия.

Но стены пока что тонкие, на отдалении в виде фона: аранжировке не хватает наполненности.

К тому же для припева 5 инструментов помимо мелодии – это мало. И уплотнить стены нам помогут еще 2 инструмента – гитара и фортепиано.

Их роль также смешанная как и у баса – ритмо-гармоническая, но с большим упором именно на гармонию: они звучат на высоте фона и озвучивают полноценные аккорды.

А у баса упор больше на ритм: он звучит по высоте внизу вместе с большим барабаном и озвучивает одиночные ноты.  

Создание партии гитары

Начнём с гитары. Так как стиль песни – soft-rock или мягкий рок, то здесь можно использовать акустическую гитару. Добавим её через проигрыватель sfz и выберем звучание из папки Guitar -> Acoustic. Послушаем.

Совет — даже если вы не знаете, какой именно инструмент или тембр выбрать, выбирайте в начале любой. И только когда для него создадите нотную партию, пробуйте разные звучания.

Так работа над аранжировкой будет более плодотворной. В противном случае можно застрять на выборе тембра, и в итоге или вообще не перейти к нотам, или с потраченными силами.

Выделим дорожку с гитарой и струнными и откроем их в нотоносце.

Задача всех инструментов в аранжировке – поддерживать главную мелодию и не мешать ей. А для этого их нотные партии должны быть более однообразные и менее заметные, чем у мелодии.

Это ярче всего слышно на примере фона из струнных: он и на отдалении, и нотный рисунок у него проще некуда – стена из аккордов в каждом такте. Понятно, что мы не будем играть также в остальных инструментах: им нужно больше движения.

И несмотря на огромное количество нотных рисунков для сопроводительных инструментов, все они сводятся к 2-ум простым видам – аккорд в ритме и арпеджио.

Арпеджио

Арпеджио – с итал. «подобно арфе» — это игра звуков аккорда раздельно, один за другим. Например, в аккорде Dm 3 ноты – ре, фа, ля. Пропишем их чередование 8-ыми нотами верх и вниз. И эту фигуру можно скопировать в остальные такты на высоту аккордов в них, чтобы нижняя нота была соль, до, фа и снова до.  Слушаем с гармонией.      

Звучит неплохо и это очень простая партия. Но в 1-ом уроке арпеджио среди требований было на фортепиано.

Аккорд в ритме

Поэтому пока что сдвинем его в сторону, тактов на 8, и пропишем в гитаре другую партию, например, аккорд в ритме. Это противоположность арпеджио: здесь все ноты аккорда звучат одновременно, но в виде коротких длительностей, например, 8-ых и уже в ритме.

Пишем аккорд Dm на каждую четверть такта. Звучит неинтересно. Разнообразить звучание можно простым сдвигом пары аккордов в сторону, например, 2-х средних и на 8-ую вправо.   Скопируем ноты в другие такты с учётом аккордов.  Теперь послушаем гитару в общем звучании.  Сейчас гитара мешает мелодии на фортепиано.

Причины 2: 1-ая причина – у них похожий тембр: это слышно при отдельном прослушивании.  Чуть позже мы выберем для мелодии другой отличный от гитары и фортепиано тембр.

2-ая причина – они обе звучат по центру и на одной громкости. Обычно гитары в аранжировке звучат не по центру, а со смещением в стороны, как и тарелки.

Поэтому сдвинем гитару, например, вправо на 45%. И ещё сделаем её потише, чтобы она звучала подальше в глубину и ближе к фону, чем мелодия. Так лучше. Слушаем все инструменты.

Гитара частично совпадает с бас-гитарой, что допустимо и создаёт более цельное звучание.

Ручное оживление игры на гитаре

Но сейчас у звучания гитары есть главный недостаток – неполноценность. У гитары 6 струн, а у нас записано 3 ноты. На фортепиано это звучит естественно: размера кисти руки и длины пальцев как раз хватает на 3 клавиши.

Но на гитаре правая рука проводит по всем струнам подряд и должно звучать 5-6 струн. То есть аккорды на нотоносце нужно прописать полноценные из 5-6 звуков и делать это удобно в виде гитарного грифа – кнопка Fretboard.

Смотрим на схему зажатия аккордов, отмечаем эти же точки на грифе и добавляем открытые струны.  Звучит ближе к правде, но не совсем.

Дело вот в чём: когда рука проводит по струнам, она дёргает их не одновременно, а с небольшой задержкой. Чтобы это воссоздать и заставить гитару звучать живее, перейдём в раскладку пианино и чуть-чуть сдвинем ноты так, чтобы каждая начинала звучать в разное время. Сравним звучание до и после.

Вернёмся в нотоносец и заменим оставшиеся аккорды на более живые.

Во 2-ом такте аккорд Gm, а на схеме G. И понижение ноты си здесь не поможет: это и зажать рукой не получится, и 5-ая струна открытая всё равно си, а не си-бемоль. В отличие от G – открытого аккорда, когда не все струны зажаты, Gmзакрытый аккорд: все струны на 3-ем ладу зажаты указательным пальцем, что называется баррэ. Отмечаем все ноты на нём.

Помним, что в Gm 3 ноты – соль, си-бемоль и ре и уже зажаты. А ноты фа и до – не из аккорда: зажимаем их другими пальцами подальше, чтобы получить ноты аккорда. Из фа делаем соль, а из до – ре, зажатием струн 4 и 5 на 5-ом ладу.  

Так же, как делали с Dm, сдвигаем ноты во времени и копируем на места «неживых» аккордов.

Ещё можно удлинить звучание нот: выделяем их и продляем.  

Автоматическая игра на гитаре без её записи

Как видите, прописывать живое звучание гитары в нотах довольно муторное занятие.

Конечно, лучше всего сыграть на гитаре вживую и записать на микрофон. Но что делать, если гитары и микрофона нет или вы не умеете играть на ней, но при этом не хочется вручную писать ноты?

Ответ: добавить программный инструмент с изображением живой игры гитариста. Пример одного из них от автора Rob-а Papen-а под названием RG – сокращение от Real Guitar – настоящая гитара. Его в наборе Сонара изначально нет и нужно устанавливать отдельно.

Откроем его в нотоносце со струнными. Так как в нём уже есть готовые ритмические рисунки, достаточно отметить примы аккордов из гармонии и он озвучит их в выбранном ритме. Выделяем их с зажатой клавишей Ctrl и переносим на дорожку с гитарой. Откроем его внешний вид.

Выглядит сложно из-за кучи ручек и настроек, ведь это гитарный синтезатор: он не озвучивает записанные звуки, как проигрыватель sfz, а создаёт их искусственно программным способом.

Но мы для простоты воспользуемся готовыми предустановками из списка Preset из выбранного набора в списке Bank.

Здесь 4 звучания гитары:

1 — Elec – чистая электрогитара,
2 — Muted – она же, но приглушённая;
3 — Distorted – она же, но перегруженная.  
4 — Steel — акустическая гитара со стальными струнами.

Выберем Basic Grooves – простые шаблоны ритма. 16 в начале означает, что в ритм основан на 16-ых нотах. Но нам нужна более простая и спокойная игра, поэтому выберем предустановку с цифрой 8 – 8-ые ноты. Слушаем.

В 3-ем и 4-ом тактах звучание не согласуется с гармонией, потому что в них гитара играет минорные аккорды, а не мажорные. Если в струнных будут аккорды Cm и Fm, зазвучит хорошо.

Чтобы гитара играла мажорные аккорды, нужно поднять их примы на октаву. Это особенность инструмента RG: если примы аккордов в басовом ключе, то они будут минорными, а если в скрипичном – мажорными.

Теперь пробуем разные предустановки.  Оставим 14-ую. Кроме того, можно короткими нотами создать свой рисунок: будет играть аккорд в начале шаблона. Повторим тот же ритм, что мы писали на обычной гитаре.

По сравнению с начальным шаблоном звучит довольно часто. Поэтому можно проредить игру: убрать 2 средние ноты, а 1-ую и 4-ую оставить и сделать их 4-ными. Сделаем то же самое в двух других тактах, а в 4-ом для разнообразия оставим более плотную игру. Отлично.

Теперь перейдём в вид дорожек, назовём дорожку Guitar, сдвинем звучание на 45% вправо и скопируем ноты во 2-ую половину припева. Громкость уже на нужном уровне: нет желания её увеличить или уменьшить. Итак, партия гитары у нас есть.

Выбор тембра для главной мелодии

Теперь перейдём к арпеджио на фортепиано. Для этого дорожку, где изначально была гитара, назовём Piano, сдвинем его на 45% влево, чтобы она уравновешивала звучания гитары справа, и загрузим библиотеку из папки Piano –> Acoustic -> AI Piano.

Удалим ненужную партию, что мы вручную писали для гитары и сдвинем на её место изначально созданную партию арпеджио. Слушаем.

Сейчас арпеджио сливается с мелодией в кашу, потому что они озвучены одним и тем же инструментом — фортепиано.

Кроме того, в аранжировке есть важное правило: инструменты, играющие разные роли, должны отличаться по тембру.

А главная мелодия и гармоническое сопровождение – это и есть разные роли. Поэтому выберем для мелодии другой явно отличающийся от фортепиано тембр.

Для этого добавим в проект проигрыватель sfz и выберем звуковую библиотеку из папки Collections – наборы инструментов -> Fluid R3 GM. Откроем его и в списке Program можно быстро выбрать любой инструмент.

Сейчас звучание еле слышно, поэтому, как в прошлом уроке, добавим на дорожку через корзину эффектов усилитель громкости Boost 11 от Cakewalk.  Теперь звучание явно слышно.

Пойдём по порядку. Слушаем и походу меняем тембры. Вначале разные тембры фортепиано, что нам не подходят. Далее звонкие постукивающие инструменты с высотой тона типа ксилофона. Они звучат мягко и светло, и для нашей грустной мелодии не подходят. Далее группа органов.

Совет – выбирайте инструменты для аранжировки из разных групп по природе звукоизвлечения. Так фортепиано звучит из-за колебания струн, а орган — воздуха, поэтому они чётко прослушиваются при одновременном звучании.

Rock Organ и звучит хорошо, и как раз подходит к стилю музыки. Но пробуем ещё.
Church – церковный орган: звучит не в тему песни – он больше подходит для религиозной тематики.

Звучит ярко и подходит к песне Reed Organ – язычковый орган. Язычок – это деревянная пластинка на трубе, что колеблется и издаёт звук. Язычок есть в кларнете и называется тростью в мундштуке – приспособлении, в которое и дует музыкант.

Но мне больше понравилось звучание губной гармошки – Harmonica.  Оставим её.

Если инструмент хорошо вписывается в общее звучание, можно дальше не искать. В нашем случае подходит вид инструмента – деревянный духовой, но можно поискать его же, но с другими оттенками.

Синтезатор Massive и поиск тембра в нём

Добавим в проект инструмент Massive от фирмы Native Instruments, перенесём на его дорожку ноты мелодии и откроем его. Это тоже синтезатор, как и RG, но разных групп тембров, а не только гитары.

Чтобы выбрать из них, перейдём на вкладку Browser – обозреватель. В списке Type выбираем тип инструмента Reed Instruments, а в списке Subtype – подвид – Harmonica – губная гармошка. 2-ое звучание подходит лучше 1-ого.

Но попробуем ещё упомянутый ранее кларнет – Clarinet.  Отлично.

При отдельном прослушивании слышно, что тембр звучит объёмно. Причина: на вкладке Synth – синтез в поле FX2 – звуковой эффект включено добавление отражений к звуку — Reverb. Если его отключить, тембр будет звучать сухо. С отражениями он лучше сливается с общим звучанием.

Закроем Massive и переименуем дорожку в Reed – деревянный духовой.     

Создание партии фортепиано

Вернёмся к арпеджио на фортепиано. Откроем его ноты вместе с гармонией на нотоносце. В целом звучит неплохо, но довольно однообразно: простое чередование движений вверх и вниз без изменений.

Это простое или плавное арпеджио – ноты следуют в том же порядке, что и в составе аккорда: прима-терция-квинта — вверх, квинта-терция-прима — вниз.

Но ещё есть ломаное арпеджио, в котором сломан простой порядок нот: после примы идёт не терция, а скачок на квинту. Далее его можно заполнить движением вниз.

Во 2-ой половине такта можно сделать скачок вниз и заполнить его движением вверх.  Это звучит интересно. Копируем во 2-ой такт и слушаем со всеми инструментами.

Можно оставить и так, но 2-ой такт звучит слегка на подъёме и сглаживает грустное настроение. Поэтому попробуем опустить ноты на уровень ноты ре, как в 1-ом такте.  Так мы остаёмся больше в оттенке грусти.

Заметьте: хоть из аккорда Gm в арпеджио только 1 нота – ре или квинта, оно всё равно звучит неплохо. То есть не обязательно всегда брать ноты только из аккордов.

Но это повторение 1-ого такта: нужно разнообразить. Для этого можно во 2-ой половине сменить движение вверх на вниз, и пойти более плавно: не по терциям, а по секундам. Заменим ноту ре на соль – прима Gm, далее фа пусть останется и окончим движение на ре.  Отлично.

Копируем 2 такта в соседние 2, но на уровень ноты до – примы аккорда C. Слушаем.

Звучит хорошо, хотя во 2-ой половине 4-ого такта можно повторить движение из 3-го, потому что на его фоне меняется аккорд.

Это особенность при создании аранжировки: если на фоне однообразной партии что-то меняется, её можно не разнообразить – итак будет другой оттенок звучания.

Копируем ноты арпеджио во 2-ую половину припева. Теперь оценим тембр фортепиано.

На мой взгляд, звучит тускловато и даже сливается со струнными. Сменим библиотеку на более яркую – Akai Steinway III.  Так лучше, но попробуем фортепиано из той же библиотеки, в которой мы искали тембр для мелодии – Fluid R3 GM -> Bright Yamaha Grand – яркий рояль производства компании Yamaha. Оставим его. Итак, аранжировка звучит более полно.            

Создание подголоска к мелодии

Мы рассмотрели 2 роли инструментов в аранжировке – ритмическую и гармоническую. Но ещё есть мелодическая.

У нас есть главная мелодия, и к ней можно добавить второстепенную, которая будет ей поддакивать как слуга королю. Пропишем её на свободной дорожке с sfz с уже загруженной библиотекой sf2.

Для начала выберем какой-нибудь звонкий тембр, отличный от фортепиано, но при этом дополняющий его, например, вибрафон. Откроем его вместе с гармонией и мелодией в нотном редакторе и включим для звучания только их через кнопки Solo.

Будущая фоновая мелодия должна быть проще главной и не мешать ей, а будто повторять её мысли за ней. Здесь лучше всего за основу взять главную мелодию и видоизменить её. Для этого копируем её на дорожку с вибрафоном.

Сейчас 2 инструмента играют одну и ту же мелодию и этот приём называется дублировкой. То есть инструменты полностью сливаются.

Чтобы их расклеить, нужна разница. В первую очередь, нужно, чтобы они начинались и заканчивались в разное время. Для этого можно убрать у мелодии 1-ую ноту.

Также хорошо работает сдвиг мелодии по ритму: сместим ноты 1-ого такта на 8-ую вправо.  Сместим ещё правее.  Уберём 1-ую ре во 2-ом такте.

Ритм меня устраивает: правим высоту нот. Ре мне не нравится – сделаем из неё ми, чтобы опереться на главную мелодию. Заменим фа на соль: фа итак за ней есть.

Сейчас фоновая мелодия звучит как эхо к главной: с задержкой, но с повторением её отдельных нот, в частности ми в начале и фа в конце.

2-ой такт: сразу хочется продлить паузу, убрав первые 2 ноты. Для цельности мелодии можно во 2-ой фразе повторить ритм из 1-ой: в 3-ем такте смещаем 1-ую ми вправо, а «до» за ней удаляем. По высоте мне хочется слышать ноты ре-фа – также движение вверх, как и в 1-ом такте.  И ноту ре можно сделать ми, как в нём же.

Заметьте: 1-ая фраза обеих мелодий начинается в одно и то же время на одной и той же ноте, а 2-ая – заканчивается. Это создаёт их взаимосвязь.

4-ый такт: опять сместим ноты на 8-ую правее.  Уберём ноту ми в конце, чтобы конец фоновой мелодии не совпадал с началом главной. Ритм пойдёт – правим высоту: заменим ми на соль.  Звучит повыразительней. А 1-ую фа заменим на ми, чтобы не повторяться. Слушаем обе мелодии.

Итак, у нас есть подголосок к основной мелодии – поддерживающая её и более простая нотная фигура. Перейдём в вид дорожек, скопируем ноты во 2-ую половину мелодии и послушаем всё звучание.  Хорошо.

Что касается тембра подголоска, то вибрафон звучит неплохо. Но я после перебора тембров остановился на стальном барабане: он звучит очень похоже, но ярче. Сделаем его чуть тише и немного сместим в сторону, например, вправо на 20%. Переименуем дорожку в Steel – стальной.

Да, в обычной рок группе этого инструмента нет, но никто нам не мешает его использовать и разнообразить тембры.

Итак, общее звучание насыщенное и каждый инструмент прослушивается.

Единственно, по мне темп немного быстроват: уменьшим его в поле Tempo со 120 до 115 ударов в минуту. Итак, аранжировка припева готова.

Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием нотных партий ритмо-гармонических инструментов – гитары и фортепиано и выбором тембров инструментов сопровождения и главной мелодии. Поняли, как прописывать ноты гитары для её живого звучания, сочинять арпеджио и подголосок – вспомогательную мелодию.

В следующем уроке мы начнём работу над аранжировкой куплета песни — создадим основу для него из ритм-группы, фона и других инструментов.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения