Здравствуйте! Это 3-ий урок из пошагового видеоруководства “Как Написать Песню с Нуля”.
В нём легко и понятно объяснено как сочинять мелодию на готовую гармонию и как писать на мелодию текст. Показано, как выбрать ноты для мелодии, направление движения, развить её ритмически с помощью секвенций + аккорды как вычленить из мелодии главную мысль песни, придумать название и наложить его на мелодию.
Продолжаем создание песни по схеме: гармония – мелодия – текст – ритм – аранжировка. К концу урока будет готовая мелодия и текст припева.
Цель курса – показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:38 – что такое аранжировка, какие задачи она решает, состав инструментов
02:20 – расширение ударных Session Drummer, ключи ударных, размер 4/4
04:07 – роль барабанов, написание партии большого и малого барабана
06:13 – 3 особенности звуковых библиотек sf2, неудобства ключа ударных
09:44 – роль тарелок, 3 вида звукоизвлечений – закрытая, открытая, педальная
11:27 – написание нотной партии педальной тарелки + украшения
14:53 – положение тарелки в панораме, принцип равновесия в ней
16:44 – написание нотной партии открытой тарелки
18:12 – роль баса, его тембры – живой и электронный, игра медиатором и пальцами
19:54 – басовый ключ, написание нотной партии баса + согласие его с гармонией
22:39 – доработка партии баса: удлинение нот и добавление их в паузах
24:45 – выбор тембра для баса и правка нот по высоте
27:05 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы начнём создание аранжировки для припева на основе его гармонии и мелодии, а именно добавим инструменты ритм-группы – барабаны, тарелки и бас и напишем их нотные партии. Приступим.
Вкратце об аранжировке
Аранжировка – с англ. arrange – «упорядочивать, размещать» – это выстраивание музыкальных инструментов вокруг музыкальной идеи.
Сочинение – это её поиск и воплощение, получение эскиза будущей песни или рисунка, а аранжировка – его доработка, уточнение и раскрашивание.
У аранжировки 2 задачи:
1. Выстроить форму песни из частей – вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание;
2. Наполнить музыку содержанием или создать музыкальное окружение на основе стиля музыки.
Для этого нужно выбрать состав инструментов и распределить между ними их роли в песне.
Раз в музыке 3 звена – мелодия, гармония, ритм, то и у инструментов в аранжировке эти же 3 роли.
Роль ритма играют инструменты ритм-группы: это ударные – барабаны и тарелки – шумовые и без высоты тона и бас.
Роль гармонии у фона, как у струнных в нашем случае, и у других инструментов с высотой тона – фортепиано, гитары, синтезаторы. Они же могут играть роль мелодии: как исполнять главную мелодию, так и исполнять украшения в виде мелодических вставок на фоне мелодии.
Песня в стиле рок, а рок группа это обычно 5-6 человек: барабанщик, бас гитарист, 1 или 2 гитариста, клавишник и вокалист.
Отсюда и состав инструментов: акустическая барабанная установка, бас-гитара, акустическая и/или электрогитара, клавиши – фортепиано, электроорган или синтезатор.
Добавление ударной установки
Начнём с ритма, а именно с ударной установки. Добавим в проект через меню Insert – вставка расширение Session Drummer – студийный барабанщик от фирмы Cakewalk – производителя Сонара, с которым он и устанавливается.
Как и sfz, это проигрыватель готовых звуков, но только ударных со встроенными библиотеками.
Выберем одну из них в поле Program Browser – обозреватель предустановок. Раз жанр песни рок, то и выберем его здесь – Tight Rock. Программа загружает звуки. Кнопкой Play – воспроизведение можно послушать звучание.
Создание партии барабанов
Начнём с 2-х главных барабанов – большого и малого.
Выделим дорожку с ними и откроем нотный редактор. Выбираем карандаш и проводим по нотоносцу. Ничего не звучит, потому что все звуки тарелок и барабанов ниже линеек со скрипичным ключом.
Для удобства сменим его на ключ ударных через меню Layout – вид и в поле Clef – ключ выберем Percussion – постукивание. Теперь все инструменты в пределах линеек.
В проектах Сонара по умолчанию задан размер 4/4 – самый распространённый и простой для сочинения и восприятия музыки. В нём написано 90% песен.
Совет – писать песни в нём на начальном этапе или вообще. Лично я другими размерами кроме него не пользуюсь. И для нашего стиля – рок он также подходит.
Роль барабанов – создавать ритм и подчёркивать размер песни.
Для этого большой барабан или по-другому бочка играет на сильных долях – 1 и 3, а малый или рабочий – на слабых – 2 и 4, то есть попеременно.
Их звуки короткие, поэтому записаны 16-ыми нотами.
Выделяем ноты, копируем их в соседние такты и слушаем с мелодией и гармонией.
Для украшения добавим удар по бочке в середину 3-ьей доли в первых 2-х тактах. Пробуем то же самое во 2-ой доле. Пойдёт.
Уточнение тембра барабанов
После создания нотной партии можно послушать её на разных тембрах барабанов.
Для этого добавим в проект расширение sfz, переместим на его дорожку ноты и переберём библиотеки ударных из папки Drums – Acoustic. Звучит тихо – добавим громкости ползунком. Звучит суховато.
Пробуем другие библиотеки. Звучит хорошо и подходит для нашей песни, но пробуем ещё. Последующие библиотеки звучат глуховато, мощно и звонко.
У нас песня про любовь и в стиле поп-рок, а не тяжёлый рок, поэтому грузные барабаны здесь не подходят.
В итоге я выбрал библиотеку Hayden James Pro Studio Drum Kit.
Здесь 3 особенности, что могут встречаться в библиотеках sf2.
1-ая особеннность – несколько пред установок внутри. Звучание инструментов в каждой из них можно послушать щелчками в полосе внизу. Их список появится при щелчке в поле Prog.
Это была 1-ая. В 5-ой более звонкие звучания, а в 11-ой – резкие.
Мне приглянулись барабаны из 13-ой.
К слову, струнные в нашей песне – 8-ая пред установка в библиотеке Rob. Если бы мы писали электронную музыку, то к ней подошла бы подложка MyGod – мой Бог под номером 2.
Но вернёмся к нашим баранам… точнее барабанам.
2-ая особенность – не совпадение нот. Заметьте: ранее мы меняли библиотеки ударных, и барабаны звучали все. Здесь же бочка звучит, а рабочий нет.
Откроем нотоносец и проведём по нему карандашом. Здесь всего 2 звука – бочка и очень тихая тарелка вместо рабочего. А где остальные?
Дело в том, что на нотоносце в ключе ударных ноты только основные: сейчас это ре и до. Но есть ещё производные – с диезами и бемолями.
И именно к ним прикреплены другие звуки ударных. Если правой КМ вызвать меню ноты ре и в поле Pitch – высота дописать к букве ноты бемоль, то нота прыгнет вниз и вместо овала у неё будет треугольник. Теперь это звучит бочка вместе с тарелкой.
А если в ней заменить бемоль на диез, то зазвучит рабочий барабан.
Опустим все остальные ноты, чтобы он их озвучивал. Тишина. В этом недостаток писать ноты барабанов на нотоносце – не все звуки прослушиваются.
Поэтому лучше это делать в раскладке пианино – кнопка Piano Roll. Как видите, немые ноты далеко внизу – поднимаем их на уровень рабочего.
В целом звучит неплохо, но если послушать вместе с гармонией и мелодией, то тихо. И даже повышение ползунка громкости до упора не даёт нужного уровня.
Это 3-ья особенность – изначальный низкий уровень громкости звуков в пред установке.
Чтобы это исправить, перейдём к полю FX Bin – корзина эффектов, щелкнем ПКМ и выберем в списке Audio FX -> Cakewalk -> Boost 11. Это усилитель громкости, устанавливаемый вместе с Сонаром. Добавляем уровень ручкой Boost – усилить.
Итак, партия барабанов готова и дорожку можно обозвать Drums.
Создание партии тарелок
Теперь перейдём к тарелкам. Их роль – поддерживать и украшать ритм барабанов.
На них, как и на малом барабане, играют палочками.
При щелчке ПКМ по тарелке можно выбрать вид звукоизвлечения из списка. У тарелок их 3 вида:
- 1 – закрытая – Closed Hat – 2 тарелки сжаты – звук короткий и приглушённый.
- 2 – открытая – Open Hat – верхняя тарелка поднята над нижней – звук длинные и яркий.
- 3 – педальная – Pedal Hat – нажатие и отпуск педали и соударение тарелок друг о друга – звук похож на закрытый, но мягче.
Обычно тарелки берутся из той же библиотеки, что и барабаны, потому что ударная установка – это цельный инструмент. Добавим ещё один проигрыватель sfz и подключим к нему библиотеку Гайдена Джеймса.
Написание нот для педальной тарелки
Откроем раскладку пианино, найдём все звукоизвлечения и отметим каждое нотой: закрытая, открытая мягкая, открытая яркая с закрытием, педальная.
Перейдём в нотоносец, сменим скрипичный ключ на ударный, через кнопку со стрелочками Pick tracks – выбрать дорожки откроем ноты барабанов рядом и подумаем над партией тарелок.
Сейчас у нас разные звучания на каждую четверть такта. Скопируем это в другие 3 и послушаем. Звучит интересно, но совпадает с игрой барабанов на каждую четверть такта. А нужно добавить движения более короткими длительностями.
Проще всего написать ровную игру 8-ыми нотами на закрытой тарелке. Или играть их педалью – перенесём ноты на неё. Как видите, ноты беспорядочно прыгают на нотоносце при смене высоты, чего нет в раскладке пианино. Звучит ярче – оставим её.
Звук короткий, поэтому можно превратить 8-ые ноты в 16-ые. Для этого перейдём в раскладку пианино, выделим ноты, выберем карандаш, подведём его к правому краю любой ноты и сократим длину вдвое. Вернёмся в нотоносец и сравним. Разницы нет.
Но такая игра звучит однообразно, поэтому разбавим её заменой отдельных ударов на другое звукоизвлечение, например, на мягко открытую тарелку. Так как она звучит дольше и ярче, она воспринимается как акцент или ударение в ритме, что оживляет его.
Частый приём – чередование открытой и закрытой тарелок.
Начнём с открытой, чтобы она играла в долях. Теперь с закрытой, чтобы открытая попала на середину долей. Для быстрого разворота нот, выделяем их и нажимаем меню Process – обработка -> Retrograde – обратить. Звучит не очень.
Попробуем более редкую игру открытой тарелки – не через каждую ноту, а через 2. Так лучше. Теперь начнём со 2-ой ноты. Теперь с 3-ей. Оставим так.
Единственно добавим украшательство в конце такта в виде 2-х 16-х нот. Хорошо, только для разнообразия немного изменим их звучания: вместо тарелки на педали поставим закрытую, а открытую заменим на её же, но более низкую. Отлично.
Копируем ноты тарелки во 2-ой такт и слушаем. Сменим для разнообразия окончание: уберём закрытую тарелку, а открытую придвинем к педальной.
2-х отличающихся тактов достаточно для всей партии, поэтому копируем их в соседние 2 такта. Слушаем.
Итак, партия тарелки у нас готова и дорожку с ней можно переименовать. Для этого перейдём в вид дорожек кнопкой Track View и напишем на ней Hat.
Панорамирование тарелок
Сейчас у нас одна тарелка, звучащая по центру.
Но в песнях, как правило, по центру звучат барабаны, как главные инструменты ритма, а высокочастотные постукивающие инструменты обычно смещены от центра в стороны.
Поэтому выделим дорожку с тарелкой и ползунком панорамы Pan сдвинем её на 60% вправо.
Если сдвинуть на 100%, чтобы тарелка звучала только из правой колонки, то она воспринимается оторвано от барабанной установки.
Поэтому тарелку сдвигают обычно не сильно – на 30-40%, в крайнем случае на 60, как у нас.
В какую сторону сдвигать – влево или вправо – зависит от вашего желания: жёстких правил здесь нет.
Теперь тарелку нужно уравновесить другим инструментом. Это может быть ещё одна тарелка или другой похожий на неё постукивающий инструмент, например, бубен.
Этим они создают более интересную и широкую звуковую картину и уравновешивают друг друга в звучании.
Если его писать на той же дорожке, что и тарелка, то он будет также сдвинут вправо. Чтобы не только смещать его по панораме, но и менять его громкость независимо, он должен быть на отдельной дорожке.
Поэтому добавим ещё дорожку с расширением sfz, загрузим в него ту же библиотеку, как у тарелки и сдвинем звучание на 60% влево. Откроем обе дорожки и сменим ключ на ударный.
Написание нот для открытой тарелки
Раз справа звучит закрытая тарелка, то слева пусть звучит открытая.
Самая простая партия – игра её на каждую долю 8-ыми нотами. Это звучит сильно и характерно для припевов.
Так как открытая тарелка звучит дольше закрытой, нот здесь меньше.
Если поставить сплошные 8-ые, будет звучат странно: избыточно и повторяя партию закрытой тарелки. А нужно разнообразие.
Для начала проредим ноты – уберём их во 2-ой и 4-ой долях. 2-х ударов вполне достаточно.
Теперь послушаем, как они звучат на серединах долей тактов или, по-другому, на слабых долях: смещаем их вправо на 8-ую. И так и так звучит хорошо, но попробуем следующее: 1-ый удар оставим в слабой доле, а 2-ой сместим на сильную. Хорошо.
Копируем ноты в остальные 3 такта. Переименуем дорожку в Open Hat – открытая тарелка. Сохраним проект для надежности.
Добавление бас-гитары
Итак, партии ударных, а именно барабанов и тарелок у нас готовы. Вместе они образуют ритм-группу – часть аранжировки, отвечающую за ритм песни.
Но в ней кроме ударных есть ещё один инструмент – бас.
Добавим в проект расширение sfz, сразу переименуем дорожку с ним в Bass, откроем его и загрузим любую библиотеку из папки Bass -> Acoustic, например, Epiphone Pick Bass. Щелчком по полю внизу послушаем. Он звучит низко и звонко.
Бас – самый низкий инструмент песни наряду с большим барабаном.
Его роль – уплотнять и подчёркивать ритм.
В роке он обычно исполняется на бас-гитаре. Она как обычная электрогитара, только у неё 4 струны, а не 6 и они толще.
И папка Acoustic означает живой гитарный бас, а не искусственный как в папке Synth: послушаем его для сравнения.
Раз у песни жанр рок, то и бас здесь акустический, а не электронный, равно как и барабаны.
Слово Picked означает, извлекать звуки бас гитары щипая струны медиатором. Отсюда яркий и звонкий начальный звук.
А при игре пальцами, по английский Fingered, звук более тусклый и плотный. Оставим пока его и перейдём в нотоносец.
В отличие от ударных, у баса есть высота тона, как у фортепиано и струнных. Сейчас в скрипичном ключе бас звучит довольно высоко для своей роли. И для партии баса есть свой одноимённый ключ. Заменим на него скрипичный через меню Layout – вид -> Clef – ключ -> Bass – басовый. Послушаем ноты теперь. То, что надо.
Выбор ритма баса
В аранжировке важно как игра баса сочетается с ударными, особенно, с большим барабаном, который иногда называют бас-бочкой. То есть они как братья: похожи друг на друга и играют схожую роль.
И в стиле поп-рок бас часто звучит одновременно с бочкой.
Поэтому через кнопку со стрелочками откроем рядом дорожку с барабанами.
Берём 8-ые ноты и ставим их в те же места в такте, где и ноты бочки. Кнопками S – соло послушаем барабаны и бас отдельно от других инструментов. Звучит неплохо и это самая простая партия баса.
Да, бас обычно не содержит сложных ритмических рисунков и часто однообразен.
Выбор высоты нот баса
Теперь послушаем бас в общем звучании. Звучит резко, и причина этого в гармонии. Откроем её дорожку над басом вместо барабанов. Зажимаем Ctrl, щелкаем по дорожке с ударными и затем по дорожке со струнными. Слушаем бас с гармонией.
Здесь всё просто: в басу должны играть примы аккордов на фоне.
Сейчас бас записан нотами ми, но в 1-ом такте аккорд Dm, поэтому у баса должны быть ноты ре. Опускаем их. Звучит хорошо.
А во 2-ом такте аккорд Gm, так что поднимаем ноты баса до ноты соль.
Копируем ноты баса в остальные такты с учётом аккордов – на высоту нот до и фа.
В 4-ом такте аккорд C звучит в середине и бас тоже должен следовать за ним – опустим фа на до.
Доработка партии баса
Слушаем бас в общем звучании. Основа баса есть, и теперь можно её поправить.
Во-первых, хочется, чтобы ноты баса на сильных долях звучали дольше. Этим они и подчеркнут их силу.
Поэтому перейдём в вид раскладки пианино, зажмём клавишу Ctrl, выделим в каждом такте 1-ую и 3-ью ноту, переключимся на карандаш и удлиним выбранные ноты, потянув за правый край любой из них. Слушаем. Так лучше. Вернёмся в нотоносец.
Во-вторых, хочется заполнить паузу в 4-ой доле, добавив 8-ую ноту в её середину.
Пробуем то же во 2-ом такте. Здесь для разнообразия можно вместо 8-ой ноты в середине доли поставить 4-ную в её начале. Годится. Делаем похожее в 3-ем и 4-ом тактах.
Хорошо, только мне не нравится нота до в конце. Да, она прима аккорда C, но здесь можно попробовать другую его ступень, например, терцию – нота ми. Слушаем партию баса целиком.
Отлично. Можно барабаны и бас сделать чуть громче.
Выбор тембра баса
Теперь последний штрих – уточняем тембр баса. Сейчас он звучит хорошо, но попробуем другие – вдруг зазвучит ещё лучше.
Откроем sfz у баса и выберем знакомый нам тембр Epiphone Picked Bass. Он звучит выше, поэтому опустим ноты на октаву. Выделяем кусочек с нотами баса на дорожке и переходим в меню Process – обработка -> Transpose – перенос. В поле Amount – число полутонов пишем -12. Слушаем.
Звучит довольно звонко, а прошлый более глухой тембр здесь смотрелся лучше. Отменим понижение на октаву кнопкой Undo и выберем другой тембр, например, Carvin BB70.
Он, наоборот, звучит на октаву ниже – тем же способом поднимем его, только теперь впишем просто 12 без знака «минус». Сделаем его громче с помощью ползунка уровня.
Звучит неплохо, но во 2-ом такте ноты выше, чем нужно, и звучат звонче. Поэтому зайдём в нотоносец и опустим их на октаву. Отлично.
Теперь вернёмся в вид дорожек и скопируем ноты барабанов, тарелок и баса в соседние 4 такта. Итак, ритм припева готов.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием нотных партий ритм-группы припева, а именно барабанов, тарелок и баса. Поняли, как выбрать ритм ударных, разукрасить их тарелками и согласовать ноты баса с барабанами и гармонией.
В следующем уроке мы поговорим про добавление инструментов гармонической группы – гитары и фортепиано.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


