ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 3-ий урок из пошагового видеоруководства «Как Написать Песню с Нуля».
В нём легко и понятно объяснено как сочинять мелодию на готовую гармонию и как писать на мелодию текст. Показано, как выбрать ноты для мелодии, направление движения, развить её ритмически с помощью секвенций + аккорды как вычленить из мелодии главную мысль песни, придумать название и наложить его на мелодию.
Продолжаем создание песни по схеме: гармония — мелодия — текст — ритм — аранжировка. К концу урока будет готовая мелодия и текст припева.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть и содержание урока
00:38 – что такое аранжировка, какие задачи она решает, состав инструментов
02:20 – расширение ударных Session Drummer, ключи ударных, размер 4/4
04:07 – роль барабанов, написание партии большого и малого барабана
06:13 – 3 особенности звуковых библиотек sf2, неудобства ключа ударных
09:44 – роль тарелок, 3 вида звукоизвлечений — закрытая, открытая, педальная
11:27 – написание нотной партии педальной тарелки + украшения
14:53 – положение тарелки в панораме, принцип равновесия в ней
16:44 – написание нотной партии открытой тарелки
18:12 – роль баса, его тембры — живой и электронный, игра медиатором и пальцами
19:54 – басовый ключ, написание нотной партии баса + согласие его с гармонией
22:39 – доработка партии баса: удлинение нот и добавление их в паузах
24:45 – выбор тембра для баса и правка нот по высоте
27:05 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Продолжаем разговор о создании песни. В этом уроке мы начнём создание аранжировки для припева на основе его гармонии и мелодии, а именно добавим инструменты ритм-группы – барабаны, тарелки и бас и напишем их нотные партии. Приступим.
Вкратце об аранжировке
Аранжировка – с англ. arrange – «упорядочивать, размещать» — это выстраивание музыкальных инструментов вокруг музыкальной идеи.
Сочинение – это её поиск и воплощение, получение эскиза будущей песни или рисунка, а аранжировка – его доработка, уточнение и раскрашивание.
У аранжировки 2 задачи:
1. Выстроить форму песни из частей — вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание;
2. Наполнить музыку содержанием или создать музыкальное окружение на основе стиля музыки.
Для этого нужно выбрать состав инструментов и распределить между ними их роли в песне.
Раз в музыке 3 звена – мелодия, гармония, ритм, то и у инструментов в аранжировке эти же 3 роли.
Роль ритма играют инструменты ритм-группы: это ударные – барабаны и тарелки – шумовые и без высоты тона и бас.
Роль гармонии у фона, как у струнных в нашем случае, и у других инструментов с высотой тона – фортепиано, гитары, синтезаторы. Они же могут играть роль мелодии: как исполнять главную мелодию, так и исполнять украшения в виде мелодических вставок на фоне мелодии.
Песня в стиле рок, а рок группа это обычно 5-6 человек: барабанщик, бас гитарист, 1 или 2 гитариста, клавишник и вокалист.
Отсюда и состав инструментов: акустическая барабанная установка, бас-гитара, акустическая и/или электрогитара, клавиши – фортепиано, электроорган или синтезатор.
Добавление ударной установки
Начнём с ритма, а именно с ударной установки. Добавим в проект через меню Insert – вставка расширение Session Drummer – студийный барабанщик от фирмы Cakewalk – производителя Сонара, с которым он и устанавливается.
Как и sfz, это проигрыватель готовых звуков, но только ударных со встроенными библиотеками.
Выберем одну из них в поле Program Browser – обозреватель предустановок. Раз жанр песни рок, то и выберем его здесь – Tight Rock. Программа загружает звуки. Кнопкой Play – воспроизведение можно послушать звучание.
Создание партии барабанов
Начнём с 2-х главных барабанов – большого и малого.
Выделим дорожку с ними и откроем нотный редактор. Выбираем карандаш и проводим по нотоносцу. Ничего не звучит, потому что все звуки тарелок и барабанов ниже линеек со скрипичным ключом.
Для удобства сменим его на ключ ударных через меню Layout – вид и в поле Clef – ключ выберем Percussion – постукивание. Теперь все инструменты в пределах линеек.
В проектах Сонара по умолчанию задан размер 4/4 — самый распространённый и простой для сочинения и восприятия музыки. В нём написано 90% песен.
Совет – писать песни в нём на начальном этапе или вообще. Лично я другими размерами кроме него не пользуюсь. И для нашего стиля – рок он также подходит.
Роль барабанов – создавать ритм и подчёркивать размер песни.
Для этого большой барабан или по-другому бочка играет на сильных долях – 1 и 3, а малый или рабочий – на слабых – 2 и 4, то есть попеременно.
Их звуки короткие, поэтому записаны 16-ыми нотами.
Выделяем ноты, копируем их в соседние такты и слушаем с мелодией и гармонией.
Для украшения добавим удар по бочке в середину 3-ьей доли в первых 2-х тактах. Пробуем то же самое во 2-ой доле. Пойдёт.
Уточнение тембра барабанов
После создания нотной партии можно послушать её на разных тембрах барабанов.
Для этого добавим в проект расширение sfz, переместим на его дорожку ноты и переберём библиотеки ударных из папки Drums – Acoustic. Звучит тихо – добавим громкости ползунком. Звучит суховато.
Пробуем другие библиотеки. Звучит хорошо и подходит для нашей песни, но пробуем ещё. Последующие библиотеки звучат глуховато, мощно и звонко.
У нас песня про любовь и в стиле поп-рок, а не тяжёлый рок, поэтому грузные барабаны здесь не подходят.
В итоге я выбрал библиотеку Hayden James Pro Studio Drum Kit.
Здесь 3 особенности, что могут встречаться в библиотеках sf2.
1-ая особеннность — несколько пред установок внутри. Звучание инструментов в каждой из них можно послушать щелчками в полосе внизу. Их список появится при щелчке в поле Prog.
Это была 1-ая. В 5-ой более звонкие звучания, а в 11-ой – резкие.
Мне приглянулись барабаны из 13-ой.
К слову, струнные в нашей песне – 8-ая пред установка в библиотеке Rob. Если бы мы писали электронную музыку, то к ней подошла бы подложка MyGod – мой Бог под номером 2.
Но вернёмся к нашим баранам… точнее барабанам.
2-ая особенность – не совпадение нот. Заметьте: ранее мы меняли библиотеки ударных, и барабаны звучали все. Здесь же бочка звучит, а рабочий нет.
Откроем нотоносец и проведём по нему карандашом. Здесь всего 2 звука – бочка и очень тихая тарелка вместо рабочего. А где остальные?
Дело в том, что на нотоносце в ключе ударных ноты только основные: сейчас это ре и до. Но есть ещё производные – с диезами и бемолями.
И именно к ним прикреплены другие звуки ударных. Если правой КМ вызвать меню ноты ре и в поле Pitch – высота дописать к букве ноты бемоль, то нота прыгнет вниз и вместо овала у неё будет треугольник. Теперь это звучит бочка вместе с тарелкой.
А если в ней заменить бемоль на диез, то зазвучит рабочий барабан.
Опустим все остальные ноты, чтобы он их озвучивал. Тишина. В этом недостаток писать ноты барабанов на нотоносце – не все звуки прослушиваются.
Поэтому лучше это делать в раскладке пианино – кнопка Piano Roll. Как видите, немые ноты далеко внизу – поднимаем их на уровень рабочего.
В целом звучит неплохо, но если послушать вместе с гармонией и мелодией, то тихо. И даже повышение ползунка громкости до упора не даёт нужного уровня.
Это 3-ья особенность – изначальный низкий уровень громкости звуков в пред установке.
Чтобы это исправить, перейдём к полю FX Bin – корзина эффектов, щелкнем ПКМ и выберем в списке Audio FX -> Cakewalk -> Boost 11. Это усилитель громкости, устанавливаемый вместе с Сонаром. Добавляем уровень ручкой Boost – усилить.
Итак, партия барабанов готова и дорожку можно обозвать Drums.
Создание партии тарелок
Теперь перейдём к тарелкам. Их роль – поддерживать и украшать ритм барабанов.
На них, как и на малом барабане, играют палочками.
При щелчке ПКМ по тарелке можно выбрать вид звукоизвлечения из списка. У тарелок их 3 вида:
- 1 – закрытая – Closed Hat — 2 тарелки сжаты — звук короткий и приглушённый.
- 2 – открытая – Open Hat — верхняя тарелка поднята над нижней — звук длинные и яркий.
- 3 – педальная – Pedal Hat – нажатие и отпуск педали и соударение тарелок друг о друга – звук похож на закрытый, но мягче.
Обычно тарелки берутся из той же библиотеки, что и барабаны, потому что ударная установка – это цельный инструмент. Добавим ещё один проигрыватель sfz и подключим к нему библиотеку Гайдена Джеймса.
Написание нот для педальной тарелки
Откроем раскладку пианино, найдём все звукоизвлечения и отметим каждое нотой: закрытая, открытая мягкая, открытая яркая с закрытием, педальная.
Перейдём в нотоносец, сменим скрипичный ключ на ударный, через кнопку со стрелочками Pick tracks – выбрать дорожки откроем ноты барабанов рядом и подумаем над партией тарелок.
Сейчас у нас разные звучания на каждую четверть такта. Скопируем это в другие 3 и послушаем. Звучит интересно, но совпадает с игрой барабанов на каждую четверть такта. А нужно добавить движения более короткими длительностями.
Проще всего написать ровную игру 8-ыми нотами на закрытой тарелке. Или играть их педалью – перенесём ноты на неё. Как видите, ноты беспорядочно прыгают на нотоносце при смене высоты, чего нет в раскладке пианино. Звучит ярче – оставим её.
Звук короткий, поэтому можно превратить 8-ые ноты в 16-ые. Для этого перейдём в раскладку пианино, выделим ноты, выберем карандаш, подведём его к правому краю любой ноты и сократим длину вдвое. Вернёмся в нотоносец и сравним. Разницы нет.
Но такая игра звучит однообразно, поэтому разбавим её заменой отдельных ударов на другое звукоизвлечение, например, на мягко открытую тарелку. Так как она звучит дольше и ярче, она воспринимается как акцент или ударение в ритме, что оживляет его.
Частый приём – чередование открытой и закрытой тарелок.
Начнём с открытой, чтобы она играла в долях. Теперь с закрытой, чтобы открытая попала на середину долей. Для быстрого разворота нот, выделяем их и нажимаем меню Process – обработка -> Retrograde – обратить. Звучит не очень.
Попробуем более редкую игру открытой тарелки – не через каждую ноту, а через 2. Так лучше. Теперь начнём со 2-ой ноты. Теперь с 3-ей. Оставим так.
Единственно добавим украшательство в конце такта в виде 2-х 16-х нот. Хорошо, только для разнообразия немного изменим их звучания: вместо тарелки на педали поставим закрытую, а открытую заменим на её же, но более низкую. Отлично.
Копируем ноты тарелки во 2-ой такт и слушаем. Сменим для разнообразия окончание: уберём закрытую тарелку, а открытую придвинем к педальной.
2-х отличающихся тактов достаточно для всей партии, поэтому копируем их в соседние 2 такта. Слушаем.
Итак, партия тарелки у нас готова и дорожку с ней можно переименовать. Для этого перейдём в вид дорожек кнопкой Track View и напишем на ней Hat.
Панорамирование тарелок
Сейчас у нас одна тарелка, звучащая по центру.
Но в песнях, как правило, по центру звучат барабаны, как главные инструменты ритма, а высокочастотные постукивающие инструменты обычно смещены от центра в стороны.
Поэтому выделим дорожку с тарелкой и ползунком панорамы Pan сдвинем её на 60% вправо.
Если сдвинуть на 100%, чтобы тарелка звучала только из правой колонки, то она воспринимается оторвано от барабанной установки.
Поэтому тарелку сдвигают обычно не сильно – на 30-40%, в крайнем случае на 60, как у нас.
В какую сторону сдвигать – влево или вправо – зависит от вашего желания: жёстких правил здесь нет.
Теперь тарелку нужно уравновесить другим инструментом. Это может быть ещё одна тарелка или другой похожий на неё постукивающий инструмент, например, бубен.
Этим они создают более интересную и широкую звуковую картину и уравновешивают друг друга в звучании.
Если его писать на той же дорожке, что и тарелка, то он будет также сдвинут вправо. Чтобы не только смещать его по панораме, но и менять его громкость независимо, он должен быть на отдельной дорожке.
Поэтому добавим ещё дорожку с расширением sfz, загрузим в него ту же библиотеку, как у тарелки и сдвинем звучание на 60% влево. Откроем обе дорожки и сменим ключ на ударный.
Написание нот для открытой тарелки
Раз справа звучит закрытая тарелка, то слева пусть звучит открытая.
Самая простая партия – игра её на каждую долю 8-ыми нотами. Это звучит сильно и характерно для припевов.
Так как открытая тарелка звучит дольше закрытой, нот здесь меньше.
Если поставить сплошные 8-ые, будет звучат странно: избыточно и повторяя партию закрытой тарелки. А нужно разнообразие.
Для начала проредим ноты – уберём их во 2-ой и 4-ой долях. 2-х ударов вполне достаточно.
Теперь послушаем, как они звучат на серединах долей тактов или, по-другому, на слабых долях: смещаем их вправо на 8-ую. И так и так звучит хорошо, но попробуем следующее: 1-ый удар оставим в слабой доле, а 2-ой сместим на сильную. Хорошо.
Копируем ноты в остальные 3 такта. Переименуем дорожку в Open Hat – открытая тарелка. Сохраним проект для надежности.
Добавление бас-гитары
Итак, партии ударных, а именно барабанов и тарелок у нас готовы. Вместе они образуют ритм-группу – часть аранжировки, отвечающую за ритм песни.
Но в ней кроме ударных есть ещё один инструмент — бас.
Добавим в проект расширение sfz, сразу переименуем дорожку с ним в Bass, откроем его и загрузим любую библиотеку из папки Bass -> Acoustic, например, Epiphone Pick Bass. Щелчком по полю внизу послушаем. Он звучит низко и звонко.
Бас — самый низкий инструмент песни наряду с большим барабаном.
Его роль – уплотнять и подчёркивать ритм.
В роке он обычно исполняется на бас-гитаре. Она как обычная электрогитара, только у неё 4 струны, а не 6 и они толще.
И папка Acoustic означает живой гитарный бас, а не искусственный как в папке Synth: послушаем его для сравнения.
Раз у песни жанр рок, то и бас здесь акустический, а не электронный, равно как и барабаны.
Слово Picked означает, извлекать звуки бас гитары щипая струны медиатором. Отсюда яркий и звонкий начальный звук.
А при игре пальцами, по английский Fingered, звук более тусклый и плотный. Оставим пока его и перейдём в нотоносец.
В отличие от ударных, у баса есть высота тона, как у фортепиано и струнных. Сейчас в скрипичном ключе бас звучит довольно высоко для своей роли. И для партии баса есть свой одноимённый ключ. Заменим на него скрипичный через меню Layout – вид -> Clef – ключ -> Bass – басовый. Послушаем ноты теперь. То, что надо.
Выбор ритма баса
В аранжировке важно как игра баса сочетается с ударными, особенно, с большим барабаном, который иногда называют бас-бочкой. То есть они как братья: похожи друг на друга и играют схожую роль.
И в стиле поп-рок бас часто звучит одновременно с бочкой.
Поэтому через кнопку со стрелочками откроем рядом дорожку с барабанами.
Берём 8-ые ноты и ставим их в те же места в такте, где и ноты бочки. Кнопками S – соло послушаем барабаны и бас отдельно от других инструментов. Звучит неплохо и это самая простая партия баса.
Да, бас обычно не содержит сложных ритмических рисунков и часто однообразен.
Выбор высоты нот баса
Теперь послушаем бас в общем звучании. Звучит резко, и причина этого в гармонии. Откроем её дорожку над басом вместо барабанов. Зажимаем Ctrl, щелкаем по дорожке с ударными и затем по дорожке со струнными. Слушаем бас с гармонией.
Здесь всё просто: в басу должны играть примы аккордов на фоне.
Сейчас бас записан нотами ми, но в 1-ом такте аккорд Dm, поэтому у баса должны быть ноты ре. Опускаем их. Звучит хорошо.
А во 2-ом такте аккорд Gm, так что поднимаем ноты баса до ноты соль.
Копируем ноты баса в остальные такты с учётом аккордов – на высоту нот до и фа.
В 4-ом такте аккорд C звучит в середине и бас тоже должен следовать за ним – опустим фа на до.
Доработка партии баса
Слушаем бас в общем звучании. Основа баса есть, и теперь можно её поправить.
Во-первых, хочется, чтобы ноты баса на сильных долях звучали дольше. Этим они и подчеркнут их силу.
Поэтому перейдём в вид раскладки пианино, зажмём клавишу Ctrl, выделим в каждом такте 1-ую и 3-ью ноту, переключимся на карандаш и удлиним выбранные ноты, потянув за правый край любой из них. Слушаем. Так лучше. Вернёмся в нотоносец.
Во-вторых, хочется заполнить паузу в 4-ой доле, добавив 8-ую ноту в её середину.
Пробуем то же во 2-ом такте. Здесь для разнообразия можно вместо 8-ой ноты в середине доли поставить 4-ную в её начале. Годится. Делаем похожее в 3-ем и 4-ом тактах.
Хорошо, только мне не нравится нота до в конце. Да, она прима аккорда C, но здесь можно попробовать другую его ступень, например, терцию – нота ми. Слушаем партию баса целиком.
Отлично. Можно барабаны и бас сделать чуть громче.
Выбор тембра баса
Теперь последний штрих – уточняем тембр баса. Сейчас он звучит хорошо, но попробуем другие – вдруг зазвучит ещё лучше.
Откроем sfz у баса и выберем знакомый нам тембр Epiphone Picked Bass. Он звучит выше, поэтому опустим ноты на октаву. Выделяем кусочек с нотами баса на дорожке и переходим в меню Process – обработка -> Transpose – перенос. В поле Amount – число полутонов пишем -12. Слушаем.
Звучит довольно звонко, а прошлый более глухой тембр здесь смотрелся лучше. Отменим понижение на октаву кнопкой Undo и выберем другой тембр, например, Carvin BB70.
Он, наоборот, звучит на октаву ниже – тем же способом поднимем его, только теперь впишем просто 12 без знака «минус». Сделаем его громче с помощью ползунка уровня.
Звучит неплохо, но во 2-ом такте ноты выше, чем нужно, и звучат звонче. Поэтому зайдём в нотоносец и опустим их на октаву. Отлично.
Теперь вернёмся в вид дорожек и скопируем ноты барабанов, тарелок и баса в соседние 4 такта. Итак, ритм припева готов.
Заключение. В этом уроке вы познакомились с созданием нотных партий ритм-группы припева, а именно барабанов, тарелок и баса. Поняли, как выбрать ритм ударных, разукрасить их тарелками и согласовать ноты баса с барабанами и гармонией.
В следующем уроке мы поговорим про добавление инструментов гармонической группы – гитары и фортепиано.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.