ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 11-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
Это повторение за полчаса всей схемы работы над песней с нуля и до готовой, что мы сделали в этом курсе. Подробно отмечен все шаги и главные итоги каждого шага с пояснениями. По сути это краткое описание одной из технологий создания песни, с помощью которой можно повторить все шаги для создания своей песни.
Это 1-ая часть заключения с итогами работы. Следующая 2-ая часть будет с оценками и рассмотрением невоплощённых возможностей.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:34 — начальные ограничения для песни + 4 крупных блока работы
БЛОК 1 — ПРИПЕВ:
01:30 — шаг 1 — создание гармонии
02:39 — шаг 2 — создание мелодии
03:45 — шаг 3 — создание текста
04:39 — шаг 4 — добавление барабанов
05:28 — шаг 5 — добавление тарелок
06:02 — шаг 6 — добавление баса
06:52 — шаг 7 — добавление гитары
07:30 — шаг 8 — добавление фортепиано
08:25 — шаг 9 — выбор тембра мелодии
09:11 — шаг 10 — добавление подголоска
БЛОК 2 — КУПЛЕТ:
10:18 — шаг 1 — создание гармонии фона
10:52 — шаг 2 — добавление ударных
11:34 — шаг 3 — добавление баса
12:51 — шаг 4 — добавление гитары
13:16 — шаг 5 — добавление фортепиано
14:08 — шаг 6 — создание мелодии
15:37 — шаг 7 — создание текста + выводы
БЛОК 3 — ПРОИГРЫШ:
16:31 — выводы по припеву и куплет + схема создания и строение проигрыша
17:58 — шаг 1 — создание гармонии фона
18:27 — шаг 2 — добавление ритм-группы
18:49 — шаг 3 — добавление гитары
19:10 — шаг 4 — добавление фортепиано
20:30 — шаг 5 — добавление стального барабана
21:11 — шаг 6 — добавление скрипки
БЛОК 4 — ФОРМА ПЕСНИ:
22:01 — распространённая схема и обзор работы
22:37 — шаг 1 — создание вступления
23:31 — шаг 2 — сбор частей в форму
24:17 — шаг 3 — создание окончания
25:07 — шаг 4 — соединение куплета с припевом
26:16 — шаг 5 — соединение проигрыша с припевом
27:10 — шаг 6 — добавление синтезатора
28:53 — шаг 7 — добавление сбивок
31:19 — шаг 8 — доработка окончания
32:21 — заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем разговор о создании песни. В этой 1-ой части последнего урока мы вспомним всю схему наших действий с высоты птичьего полёта и подведём итоги работы. Приступим.
Итак, создание песни началось с 4-х заранее заданных ограничений: тема – любовь, настроение – грустное, стиль – поп-рок, инструмент – фортепиано. Они помогли задать содержание песни: тема – текст, настроение – гармонию, стиль – ритм.
Ещё мы не записывали игру на живых инструментах, а набирали все нотные партии в нотоносце программы Sonar и подключали к ним нужные программные инструменты.
По крупному было пройдено 4 этапа или блока работы: 3 по созданию 3-х важных частей песни в таком порядке – припев, куплет, проигрыш и 4-ый – создание вспомогательных частей – вступления и окончания, сбор формы песни и связка всех частей друг с другом.
Вспомним подробно порядок наших действий, чтобы воссоздать в сознании целостную картину схемы создания песни.
Содержание
- 1 БЛОК 1 — ПРИПЕВ
- 1.1 Шаг 1 — создание гармонии
- 1.2 Шаг 2 — создание мелодии
- 1.3 Шаг 3 — создание текста
- 1.4 Шаг 4 — добавление барабанов
- 1.5 Шаг 5 — добавление тарелок
- 1.6 Шаг 6 — добавление баса
- 1.7 Шаг 7 — добавление гитары
- 1.8 Шаг 8 – добавление фортепиано
- 1.9 Шаг 9 – выбор тембра главной мелодии
- 1.10 Шаг 10 – создание подголоска
- 2 БЛОК 2 — КУПЛЕТ
- 3 БЛОК 3 — ПРОИГРЫШ
- 4 БЛОК 4 — ФОРМА ПЕСНИ
БЛОК 1 — ПРИПЕВ
Припев по схеме: гармония — мелодия – текст – ритм – аранжировка.
Шаг 1 — создание гармонии
Шаг 1 – сочинение гармонии – фона из аккордов через их перебор на фортепиано.
Итог – сочетание Dm-Gm-C-F в грустном настроении по тональной схеме – I-IV-VII-III, что звучит выразительно и сильно. Сначала тональность была Am, а стала – Dm.
Аккорды были соединены плавно через обращения и их последовательность задала форму припева из 8-тактов.
Далее был выбран инструмент фона – смычковые струнные из-за живого стиля песни – рока и выбрана высота нот – средний регистр для мягкого и светлого звучания из-за темы песни – про любовь.
Шаг 2 — создание мелодии
Шаг 2 – сочинение мелодии на фортепиано на основе гармонии: создаёт настроение, поддержку и ограничение в нотах для мелодии.
Мы выбрали её главную ноту – грустную фа – малую терцию Dm и простроили мелодию вокруг неё с учётом 2-х ограничений:
- по высоте – в пределах квинты;
- по ширине – 4-ые и 8-ые ноты в ровном ритме.
Задали волнообразный контур мелодии, вид движения – плавное по ступеням с 1 скачком на кварту и темп — умеренный.
Мы получили 1-ую фразу мелодии из мотивов фа-ре и ми-фа и создали из неё другие фразы через повторы, сдвиг нот по ритму и высоте – секвенции и правку окончаний фраз.
Шаг 3 — создание текста
Шаг 3 – сочинение текста на основе мелодии в соответствии с темой любви и грустным настроением.
Вслушались в мелодию, вычленили из неё смысл – просьбу не уходить и уложили эту мысль в название песни на самую яркую фразу мелодии – 1-ую.
Слова подбирали с учётов 2-х правил:
- совпадения общего числа слогов слов с фразами мелодии;
- совпадение ударений в словах с ударными нотами.
За основу сюжета мы взяли расставание героя песни с девушкой в результате ссоры и попытки вернуть её. Строчки текста писали с опорой на рифму – сначала подбирали слова с ней в конце строк, а потом дописывали слова в начале.
На этом сочинение припева закончилось, и началась его аранжировка — добавления музыкальных инструментов в соответствии со стилем музыки и с 3-мя ролями – ритм, гармония и мелодия.
Шаг 4 — добавление барабанов
Роль 1 – ритм. Шаг 4 – добавление барабанов: большого и малого.
В соответствии со стилем песни – рок мы выбрали библиотеку с акустической ударной установкой и довольно мягкими тембрами барабанов с учётом ненапряжённого характера песни.
Ритм задали простой – попеременную игру бочки и рабочего и обозначили этим музыкальный размер песни: 4/4. Добавили сдвоенный удар бочки в 3-ьей доле.
Шаг 5 — добавление тарелок
Шаг 5 – добавление тарелок – из той же библиотеки, что и барабаны для цельности звучания.
Прописали игру 2-х тарелок для равновесия:
- справа — закрытую тарелку в виде ровных 8-ых с чередованием разного звукоизвлечения – удара и нажатием на педаль;
- слева — 2 длинных ударов по открытой тарелке.
Шаг 6 — добавление баса
Шаг 6 – добавление баса – в виде бас-гитары, а не электронного баса из-за стиля песни рок.
Прописали характерный ритм баса – бас с бочкой, а по высоте — примы аккордов на фоне.
Бас и барабаны по панораме оставили в центре, что для них характерно.
В итоге были созданы ноты всей ритм группы припева: ударных и баса и чётко обозначен ритм песни.
Далее мы перешли к инструментам 2-ой роли:
Шаг 7 — добавление гитары
Роль 2 – гармония. Шаг 7 – добавление гитары – через инструмент RG с изображением живой игры гитариста и шаблонами нотных партий и звучаний гитар.
Выбрали акустическую гитару и игру боем – извлечение полных аккордов в ритме, причём в начале и конце тактов для простого обозначения аккордов гармонии.
По панораме сдвинули гитару вправо.
Шаг 8 – добавление фортепиано
Шаг 8 – добавление фортепиано – акустического и с игрой арпеджио — противоположной игре аккорда в ритме для разнообразия аранжировки. Его мы сделали ломаным и на основе 8-ых нот.
По панораме сдвинули фортепиано влево, чтобы уравновесить гитару справа и уточнили его тембр – взяли поярче.
В итоге гитара и фортепиано наполнили звучание аранжировки, усилили гармонию и подчеркнули настроение песни. Далее мы перешли к инструментам 3 роли:
Шаг 9 – выбор тембра главной мелодии
Роль 3 – мелодия. Шаг 9 – выбор тембра главной мелодии.
Её в куплете и припеве исполняет голос, а инструмент – во вступлении или в проигрыше. Она была создана на фортепиано, но последнее стало играть арпеджио в аранжировке.
Через электронный кларнет в синтезаторе мы выделили звучание мелодии на фоне остального сопровождения и подчеркнули её образ мягким тембром.
Шаг 10 – создание подголоска
Шаг 10 – создание подголоска – к главной мелодии на звонком стальном барабане – несвойственном для стиля рок тембре.
Мы скопировали главную мелодию и видоизменили её – убрали и сдвинули ноты по времени.
На этом мы закончили аранжировку припева и утвердили тональность, музыкальный размер, темп песни и состав инструментов, которые в следующих частях не менялись.
После получения готового припева мы перешли к созданию следующей части – куплета.
БЛОК 2 — КУПЛЕТ
Блок 2 – куплет. Он был создан на основе готового припева через удаление инструментов и правку их нотных партий по схеме: гармония – аранжировка – мелодия – текст.
Здесь в отличие от создания припева аранжировка была раньше сочинения, а мелодия и текст появились в конце.
Причина: они в куплете менее важные и яркие, чем в припеве, поэтому мы их оставили на потом.
Шаг 1 – создание гармонии фона
Шаг 1 – создание гармонии фона. Мы взяли аккорды припева – Dm-Gm-C-F и сделали 2 вещи:
- 1 – сместили аккорды вправо на 1 шаг с добавлением Am в начале;
- 2 – увеличили длину аккордов в 2 раза, чтобы каждый звучал 2 такта, а не 1.
Этим мы сделали гармонию менее напряжённой и отличающейся от припева.
Шаг 2 – добавление ударных
Шаг 2 – добавление ударных – барабанов и тарелок.
Мы просто взяли ударные из припева и чуть поправили: у бочки убрали сдвоенный удар, у закрытой тарелки сменили звукоизвлечение – удары по закрытой с вкраплениями открытой, когда в припеве была педальная тарелка, а у открытой тарелки сдвинули 1 удар на слабую долю.
Шаг 3 – добавление баса
Шаг 3 – добавление баса. Здесь мы поменяли ритмический рисунок бас вместе с бочкой на ровное движение по 8-ым длительностям, причём не плавными 8-ыми нотами, а отрывистыми 16-ыми, чтобы снизить плотность звучания.
Ноты выбраны с учётом гармонии – также примы аккордов на фоне + вкрапления терций из 16-ых в местах перехода между аккордами.
В итоге фон и ритм-группа образовали первую половину куплета длиной 8 тактов и из 5 инструментов – струнные, барабаны, бас и 2 тарелки. Её мы скопировали, чтобы получить 16 тактовый куплет и далее насытили 2-ую часть инструментами ритмо-гармонии.
Шаг 4 – добавление гитары
Шаг 4 – добавление гитары. В отличие от припева, где она просто обозначала аккорды в начале и конце тактов, здесь был выбран полноценный шаблон игры из 2-х ярких и 2-х приглушённых звучаний аккорда.
Шаг 5 – добавление фортепиано
Шаг 5 – добавление фортепиано. Вместо сплошного арпеджио в припеве мы сделали смешанную игру: в 1-ом такте – 2 аккорда в ритме, а во 2-ом – арпеджио.
Этим фортепиано и не повторяет тот же вид игры, что и гитара, и звучит менее плотно, чем в припеве. И в гитаре, и в фортепиано аккорды согласованы с гармонией струнных на фоне.
На этом аранжировка куплета была создана и далее мы сочиняли мелодию, что одинакова в обоих куплетах и текст, который в них разный.
Шаг 6 – создание мелодии куплетов
Шаг 6 – создание мелодии куплетов. Как и в припеве, мы сочинили мелодию на основе гармонии, но не с помощью нотоносца, а через напевание голосом в ходе слушания аккордов и перевод её в ноты.
Далее в нотоносце мы отстроили её от мелодии припева и сделали её слабее по 3-м характеристикам:
- диапазон нот уже — сосредоточились в топтании на одной ноте,
- ритм – более речитативный, а не распевный,
- фразировка – начали мелодию со слабой доли, а не с сильной и больше повторов фраз.
Мелодия получилась из 2-х отличающихся по ритму предложений по 4 такта каждое и повторилась во 2-ой половине куплета.
Шаг 7 – создание текстов куплетов
Шаг 7 – создание текстов куплетов на готовую мелодию, как и в припеве и с опорой на те же технические правила ритма, фразировки и рифмы. Только в припеве была высказана главная мысль или общие выводы, следствия событий песни, а в куплетах – второстепенные мысли, описание обстановки и причины следствий припева.
Мы составили сюжет песни из 2-х половин:
- 1 половина — ссора парня с девушкой и расставание, описание чувств и мыслей героя – раскаяние. Это основа 1-ого куплета.
- 2-ая половина – описание жизни героя после расставание – страдание, безсмысленность и попытки вернуть любимую. Это основа 2-ого куплета.
В итоге куплет имеет много общего с припевом — тональность, размер, темп, стиль музыки и состав инструментов. Это принцип схожести, нужный для цельного и запоминаемого звучания.
Но в то же время он отличается от него: тусклее, разреженней, тише, то есть менее насыщенный по звучанию на фоне припева. Это принцип противопоставления, нужный для интересного и разнообразного звучание песни.
После создание 2-х основных частей песни – куплета и припева мы перешли к проигрышу.
БЛОК 3 — ПРОИГРЫШ
Блок 3 – проигрыш. Он был создан через заимствование нотных партий и припева, и куплета, но по схеме куплета: гармония – аранжировка – мелодия, только без текста.
И он также получился из 2-х частей, как и куплет:
- 1-ая часть — более разряженная — из 2-х разных половин: одна без фона и гитары с фортепиано, а другая – с последними.
- 2-ая часть – более насыщенная из 2-х одинаковых половин и всеми инструментами 1-ой части и 2-мя новыми — стальным барабаном и скрипкой — новым инструментом во всей песне.
Шаг 1 – создание гармонии фона
Шаг 1 – создание гармонии фона. Сочетание аккордов было взято из припева для 2-ой части проигрыша и для игры струнных в ритме в его 1-ой части.
Единственно, последний аккорд C был заменён на Edim – более напряжённый.
Отключенный фон создал разнообразие в фактуре и отдых от гармонии.
Шаг 2 – добавление ритм-группы
Шаг 2 – добавление ритм-группы – ударных и баса, что были без изменений взяты из куплета для всего проигрыша. Единственно, ноты баса согласованы с гармонией припева.
Шаг 3 – добавление гитары
Шаг 3 – добавление гитары. Она снова заиграла аккорды боем в ритме, но в отличие от куплета и припева более часто для роста напряжения.
Шаг 4 – добавление фортепиано
Шаг 4 – добавление фортепиано. Здесь мы заменили его роль с гармонического сопровождения на роль сначала фона, а потом мелодии.
Её в 1-ой части проигрыша мы создали так: скопировали главную мелодию из припева и сжали её в 2 раза по времени.
В эту более ритмичную мелодию мы внесли мелкие правки и удвоили на октаву, чтобы увеличить её вес для равновесия с игрой гитары справа.
Мелодию во 2-ой части проигрыша мы основывали на 1-ой – скопировали её и упростили: как по высоте — убрали скачки и сделали её плавной, так и по ширине — неровный ритм из 16-ых нот был заменён на ровный ритм 8-ыми с сохранением октавной игры.
Шаг 5 – добавление мелодии
Шаг 5 – добавление мелодии на стальном барабане во 2-ой части проигрыша.
И опять за её основу мы взяли мелодию припева, но на этот раз сдвинули её по времени на 8-ую вправо и поправили, чтобы она лучше сочеталась с мелодией на фортепиано.
В итоге в проигрыше получилась игра 2-х независимых и равнозначных мелодий – полифония, которой не было в других частях.
Шаг 6 – добавление скрипки
Шаг 6 – добавление скрипки — нового инструмента для свежести в звучании, ибо это одна из задач проигрыша.
Так как в проигрыше осталось мало места и уже звучало 2 мелодии, скрипке была поручена очень простая партия – ровное чередование половинных нот: разрешение неаккордовой ноты в аккордовую.
В итоге был создан проигрыш: 3-ья важная часть песни и далее мы собрали песню воедино.
БЛОК 4 — ФОРМА ПЕСНИ
Блок 4 – форма песни. Для неё мы выбрали распространённую и логичную схему: вступление – куплет 1 — припев – куплет 2 – припев – проигрыш – припев – окончание.
Сбор песни из частей состоял из 2-х этапов.
- 1-ый этап — черновой – создание 2-х вспомогательных частей песни — вступления и окончания и состыковка 3-х основных частей – припева, куплета и проигрыша между собой и с ними.
- 2-ой этап – чистовой – уточнение переходов между частями, правка динамики песни и добавление сбивок.
Шаг 1 – создание вступления песни
Шаг 1 – создание вступления песни – в виде инструментального припева.
Мы скопировали припев в самое начало и удалили нотные партии инструментов так, чтобы они добавлялись постепенно и в нужном порядке: сначала гармония, затем ритм и в конце мелодия с подголоском.
В итоге в течение 16 тактов вступления слушатель постепенно осваивает настроение, характер и стиль песни.
При этом мы учли 3 важных условия добавления инструментов:
- 1 — равновесие — равномерно справа и слева;
- 2 — логичность — в рамках квадрата из 4-х тактов;
- 3 — связность — одной и той же группы/роли — гармония, ритм.
Шаг 2 — добавление ударных
Шаг 2 – состыковка частей песни между собой по выбранной схеме.
Мы выстраивали их друг за другом от начала и до конца и сдвигали по необходимости влево и вправо. Сначала мы сдвинули куплет влево впритык ко вступлению, затем также припев к куплету.
Потом скопировали целиком пару куплет-припев и вставили её сразу после 1-ой пары.
Далее придвинули ко 2-ому припеву проигрыш и добавили за ним 3-ий припев, скопировав его. Для удобства мы обозначили каждую часть песни своей отметкой на английском:
Chorus — припев, Verse — куплет, Break — проигрыш, Intro — вступление, Outro — окончание.
Для повторяющихся частей – куплетов и припевов мы добавили номера – от 1 до 3.
Шаг 3 – создание окончания
Шаг 3 – создание окончания – также на основе припева. Мы скопировали его в конец и удалили ноты инструментов так, чтобы они плавно отключались каждые 4 такта в таком порядке: гитара и бас, ударные и фортепиано, фон с мелодией и подголоском.
Бас играл в течение всей песни без перерыва, поэтому мы отключили его 1-ым.
А мелодия нигде не звучала чисто на фоне аккордов, что мы восполнили в самом конце.
На этом черновой этап работы был окончен и начался чистовой.
Шаг 4 – соединение куплета с припевом
Шаг 4 – соединение куплета с припевом.
Между ними изначально получился резкий переход с наложением нот мелодий и слов друг на друга. Поэтому мы сгладили его добавлением между ними 2-х вспомогательных тактов связок.
В них мы добавили аккорд из припева – F, партию ударных из него же и партию баса из куплета, а гитару с фортепиано – нет. Далее в середине 2-ого такта мы отключили фон и бас, чтобы оставить участок тишины для будущей сбивки и более оживлённого перехода и смены фактуры.
Этот же переход мы добавили между 2-ым куплетом и 2-ым припевом. Переходы от припевов к куплету и проигрышу были изначально без накладок и мы ничего в них не правили.
Шаг 5 – соединение проигрыша с припевом
Шаг 5 – соединение проигрыша с припевом. Между ними был резковатый переход, поэтому мы добавили 1 простой связующий такт только лишь с игрой барабанов и тарелок из припева.
Это стало и коротким отдыхом от звучания плотной аранжировки, и дополнительно привлекло внимание слушателя и подготовило его к восприятию последнего припева.
Далее припев плавно переходил в окончание и никаких дополнительных тактов мы не добавляли.
Шаг 6 – добавление синтезатора
Шаг 6 – добавление синтезатора, чтобы усилить напряжённость звучания во 2-ом куплете и 3-ем припеве для разнообразия в звучании частей и выстраиванию динамики песни.
В куплете мы решили дать ему роль подголоска, подобно стальному барабану в припеве. Для этого мы скопировали на него мелодию куплета как основу и удаляли и смещали отдельные ноты, чтобы он поддерживал мелодию куплета в нужное время.
А в 3-ем припеве мы дали синтезатору роль остинато – повторения одной и той же ритмической фигуры. За основу для него мы взяли 1-ую фразу мелодии, подняли её на октаву, сжали её по времени в 2 раза, поправили ритм, свели все ноты к одной – фа и добавили в отдельных местах над ними нот ля для создания ударений в звучании и скопировали фигуру в остальные такты припева и в окончание. В 3-м такте опустили фигуру на 1 ступень.
Шаг 7 – добавление сбивок
Шаг 7 – добавление сбивок – учащённых ударов по барабанам в переходы между частями песни и внутри 16-ти тактовых частей для сглаживания их стыков и оживления музыки.
Мы создали отдельную дорожку с той же библиотекой, что и ударные в песни для цельности и стали применять для сбивок тома и раскатистую тарелку.
Мы шли сначала от одной части песни до другой, внимательно слушали и решали нужна ли в определённом месте сбивка или нет и если да, то какая.
На основе 4-х свойств сбивок — жесткости, частоты, длины и ритма и заранее заданных ограничений в виде средних по длине, редких по частоте и смешанных по ритму сбивок, мы создали их 11 штук с учётом динамики песни.
В местах спада напряжения сбивок мы в основном не ставили, а в местах подъёма – ставили.
В менее важных местах и слабых по напряжению частях – вступлении, куплетах, окончании мы делали ненапряжённые сбивки. Наоборот, в напряжённых частях – припеве и проигрыше и в важных переходах – от куплета к припеву сбивки напряжённые.
В итоге сбивки получились отличные друга от друга в целом и одинаковыми в похожих местах, например, внутри 2-х куплетов и в 2-х переходах от куплетов к припевам.
Шаг 8 – доработка окончания песни
Шаг 8 – доработка окончания песни. Это можно было сделать ещё до добавления сбивок на чистовом этапе сбора формы песни. Но мы не обратили на это внимание и поняли, что всё-таки переход от припева к окончанию звучит резко и барабанная сбивка сама по себе не смогла его сгладить.
Мы вставили копию 3-его припева сразу после него же и оставили в нём кларнет озвучивать главную мелодию песни, как и во вступлении.
В окончании мы также добавили сбивки и поставили жирную точку в мелодии через устойчивую 4-ную ноту фа и в ритме – ударами по томам без тарелки. И на этом создание песни было окончено.
Заключение. В этом уроке Вы освежили в памяти в общем одну из схем создания песни, что была в подробностях рассмотрена в течение всего этого руководства. Поняли, что в соответствии с ней работа состоит из 4-х крупных блоков – создание припева, куплета, проигрыша и формы песни и что так или иначе все части песни основываются на самой главной – припеве, почему он и был создан первым.
В следующей 2-ой части этого последнего урока мы оценим качество нашей работы и рассмотрим что сделано не было, но могло быть, чтобы песня получилась ещё лучше.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.