Урок 12 — Оценка всей песни

Оценка всей песни Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 12-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».

Это подробный разбор за полчаса всей песни по косточкам начиная от отдельных звеньев — гармонии, мелодии, ритма и текста и заканчивая общим звучанием и формой песни. Подробно показано по каким свойствам и в каком порядке оценивать песню и находить в ней недостатки и слабые места для улучшения. По сути это видео проверочный список, с помощью которого можно разборать любую песню с 2-х сторон — со стороны музыканта и слушателя.

Это 2-ая часть заключения с оценкой песни. Следующая 3-ья часть и последняя часть будет посвященая краткому разбору новой аранжировки этой песни.

Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 12 - Итоги работы 2: оценка всей песни | Как написать песню | Пошаговое руководство

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:35 — 1-ый вид оценки песни — техническая, со стороны музыканта
01:40 — 2-ой вид оценки песни — творческая, со стороны слушателя
02:46 — взаимосвязь, важность 2-х видов оценок и порядок оценки песни

03:46 — оценка звена №1 — гармония и её характеристики
05:55 — оценка звена №2 — мелодия и её характеристики
07:14 — оценка мелодии куплета и её сравнение с припевом, выводы
09:14 — оценка звена №3 — ритм и его характеристики
10:50 — оценка звена №4 — текст: часть 1 — техническая сторона и её свойства
13:09 — оценка звена №4 — текст: часть 2.1 — смысловая сторона в общем
15:16 — оценка звена №4 — текст: часть 2.2 — смысловая сторона в частности

16:15 — оценка аранжировки: часть 1.1 — форма песни в целом
17:49 — оценка аранжировки: часть 1.2 — части песни отдельно
19:14 — оценка аранжировки: часть 2.1 — звучание в общем по времени
20:31 — оценка аранжировки: часть 2.2 — звучание в общем по высоте
22:24 — оценка аранжировки: часть 2.3 — звучание в общем по ширине

23:16 — оценка аранжировки: часть 3.1 — звучание инструментов в целом
24:24 — оценка аранжировки: часть 3.2 — звучание инструментов ритма/гармонии
25:58 — оценка аранжировки: часть 3.3 — звучание инструментов мелодии
27:09 — оценка уровня звучания аранжировки + новая аранжировка
28:56 — общая оценка песни + заключение: выводы по уроку


Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем  разговор о создании песни. В этой 2-ой части последнего урока мы подробно разберём всю песню в целом и по отдельным составляющим и оценим качество нашей работы. Приступим.

Вкратце об оценке песни

В прошлый раз мы описали схему наших действий – обычный отчёт о проделанной работе. Но гораздо важнее не сами действия, а их итог – конечное звучание песни. Оценить песню в целом и её 4 звена – гармонию, мелодию, ритм и текст можно с 2-х сторон:

Техническая оценка

1-ая сторонатехническая – с точки зрения теории или музыканта. Её суть – оценка чётких признаков, свойств и правил построения каждого звена по проверочным спискам.

Например, у мелодии это лад, ритмика, фразировка, диапазон, у гармонии – её тип и форма, виды аккордов и их движений, у текста – виды изложения, типы высказываний, стихотворные размеры, виды рифм и т.д.

Такая оценка более непредвзятая, сложная и объёмная.

Она важна для музыкантов, чтобы увидеть правила, приёмы и логику мышления создателя песни. Цель – распознать работу теоретических правил и применять их для создания своих песен.

Твореческая оценка

2-ая сторонатворческая – с точки зрения практики или слушателя. Её суть – оценка не исходных данных и свойств составляющих песни как таковых, а их восприятия человеком со стороны.

Например, как действует мелодия – цепляет или нет, запоминается или нет, ритм – заставляет танцевать или нет, текст – понятный, красивый или нет.

Это более предвзятая, простая и краткая оценка песни.

Она важна для слушателей, чтобы определить свои музыкальные предпочтения и посоветовать песни другим. Техническая сторона для них обычно не сильно или вообще не важна.

Это как в жизни: если вы отнесли сломанный сотовый телефон на починку, вы не знаете и вам не важно, как именно его направят и какими средствами. Вам важен итог – его исправность.

Так и слушателю: важно не как создавалась песня, а её общее звучание и влияние на него, что он оценивает как «нравится» или «не нравится».

И здесь создателю песен важно выйти из своей роли и представить себя на месте слушателя. Ведь он не разбирается в теории музыки и сочинении песен и не имеет к вам и вашей песни никакого отношения.

Цель – непредвзято оценить песню, чтобы понять будут ли её слушать или нет и какие недочёты можно поправить, чтобы улучшить песню.

Обычно это сделать сложно из-за склонности завышать оценку своей работы и учитывать объём вложенных знаний, усилий и времени. Но я постараюсь это сделать беспристрастно и показать взаимосвязь двух оценок.

Оценивать песню будем от частного к общему по схеме: сначала каждое звено отдельно — гармония, ритм, мелодия, текст и их взаимодействие, а потом — части песни и аранжировка в целом. В конце поставим оценку всей песне, обоснуем её и подумаем над улучшениями.

Содержание песни: её звенья

Звено 1 — гармония

Итак, гармония припева – Dm-Gm-C-F/C. Смена напряжения явно слышна: покой-напряг-ещё напряг-покой.

Причина – это тональный вид гармонии: T-S-D-T – ступени I-IV-VII-III, где VII ступень – замена V, а III – I. Начало и окончание на тонике.

  • тип движения – кварто-квинтовый;
  • аккорды – простые трезвучия;
  • расположение нот – тесное в 1-ом обращении;
  • регистр – средний;
  • форма – 1 аккорд на 1 такт;
  • тональность – Dm.

Отклонений в другие тональности нет. То же относится и к гармонии куплета – Am-Dm-Gm-C — вид гармонии также тональный: D-T-S-D – V-I-IV-VII, но с 2-мя отличиями:

1-ое отличие – начало и окончание на доминанте.
2-ое отличие – форма – 1 аккорд на 2 такта.

В целом гармония звучит выразительно и просто – без сложных переходов и видов аккордов, без замен аккордов в отдельных местах на другие или из родственных тональностей, есть разница между припевом и куплетом.

Поставим ей оценку 5- . Минус за то, что она могла быть более разнообразной – нет свежих аккордов во 2-ом куплете и в проигрыше – в нём гармония припева без изменений.  

Звено 2 — мелодия

Перейдём к мелодии припева.

  • лад в основе — минорный от ноты ре и без смешения с другими ладами; 
  • диапазон нот – до квинты включительно;
  • движение – плавное по секундам с 1 скачком на кварту;
  • мотивы – в основном терцовые;
  • контур – волнообразный с окончанием в линейный;
  • ритмика – ровная, 8-ые ноты и без синкоп;
  • стилистика — распевная;  
  • регистр у мелодии средний,
  • динамика тоже – она и не тихая и мягкая, но и не громкая и резкая.
  • фразировка – 3 разные по длине фразы.

А именно: 1-ая — 1 такт, 2-ая – 2 такта, 3-ья – 1 такт. Схема – 1+2+1.

Из особых приёмов – предъём или опережение – появление ноты  из аккорда следующего такта в конце предыдущего. Здесь это нота фа в 4-ом такте – не из C в нём, а из F после.  

Мелодия куплета

У неё есть сходства с припевом в 4-х признаках: лад – ре-минор, диапазон — квинта, движение – плавное + скачок на квинту и мотивы – терцовые.

Отличия: контур – в основном линейный, а не волнообразный, стилистика – более разговорная, а не распевная, 3 фразы 1-ой части мелодии одинаковые по ритму и по длине, а во 2-ой – опять 3 одинаковые по ритму и 4-ая более длинная.

Ещё в её основе нота ми – квинта Am, когда в припеве другая нота — фа – терция Dm.  Итак, у мелодий припева и куплета есть отличия по ритму и тону в основе.

Не сказать, что мелодия припева завораживающая и с необычными фишками. Она простая в плане ритма и высоты нот, звучит в целом приятно, не надоедает и не въедливая и её легко спеть и запомнить.

Мелодия сразу цепляет с 1-ой фразы – яркостью мотивов и ритмом.

Поставим ей оценку 4+ — довольно хорошо, но всё равно не одна из самых цепляющих. «+» ещё и за то, что в проигрыше новая мелодия – не из припева.

Звено 3 — ритм

Перейдём к ритму. Игра большого и малого барабанов – попеременная, в песенном, а не танцевальном характере.

  • ритм ровный – без синкоп, совпадает с метром
  • ритм простой – нет усложнений в виде дополнительных ударов, форшлагов. Полиритмии, наслоения разных ритмов, тоже нет.
  • музыкальный размер: 4/4, простой, без смены в течение песни.
  • темп: 115 ударов в минуту, умеренный, без смены и ускорений/замедлений.

С мелодией ритм ударных согласован – они оба привязаны к метру.

Ритм куплета и припева в целом схож – явное отличие лишь в рисунке баса – ровные 8-ые против баса + бочки.

Ритм барабанов и баса простой – шаблонный, но не надоедливый, соответствует характеру и стилю песни. Но в то же время нет разнообразия — смещений нот в отдельных местах, подчёркивания отдельных нот мелодии. Поставим ритму 4-ку – хорошо.

Звено 4 — текст

Перейдём к тексту.  У оценки текста свойств больше и делятся они на 2 части – смысловые и технические.

Техническая оценка

Технические свойства – это логика изложения, роль текста в разных частях песни и соотношение слов с мелодией, рифмы. Это оценить легче и точнее.

Итак, у песни есть понятный сюжет, который развивается в течение песни по её частям:

  • куплет 1 — завязка – ссора героя с девушкой, её уход и первые мгновения после,
  • припев – раскаяние героя,
  • куплет 2 — развитие действия – описание его жизни и попытки всё исправить.

1-ая часть куплета 2 – это продолжение 2-ой части куплета 1, что улучшает связность повествования. Изложение – от 1-ого лица, от лица героя песни. Время событий песни сосредоточено в настоящем – лишь краткое упоминанием прошлого в начале 1-ого куплета.

С его 1-ой строчки понятно, что произошло. Слова куплетов логично подводят к названию песни. Слова припева содержат главную мысль и понятны без куплетов, легко запоминаются, содержат название песни и оно в 1-ой строчке.

Строчки логично перетекают друг в друга без скакания между образами и событиями и подобраны точно – нет нужды заменять отдельные слова: подходят по смыслу и не режут слух.

Слова отлично ложатся на мелодию:

  • число слогов в фразах текста совпадает с числом нот в фразах мелодии,
  • ударения в словах совпадают с ударениями в мелодии,
  • слова – цельные: нет их разрывов и пробелы между словами совпадают с паузами между фразами и группами нот.

Петь слова легко – нет труднопроизносимых слов и сочетаний на стыках слов, например, текст встрепенулся.

Рифмы по виду перекрёстные и парные, по звучности полные и по качеству высокие, хотя есть избитые рифмы: ты – мечты, туман – обман.

Технически текст довольно неплох и особо придраться не к чему – можно поставить 5.        

Смысловая оценка в общем

Теперь о смысловой оценке. Её суть – описание темы, замысла, посыла песни, передачи смысла и качества речи как таковой. И в начале этой оценки всё плохо.

Несчастная любовь — невероятно шаблонная и избитая тема песни – чуть ли не все про это поют с вероятностью 90%.

Замысел в основе – тоже шаблонный и неинтересный: страдание героя после расставания с любимой. Ничего необычного и свежего здесь нет, как и нет изюминки – неожиданного поворота событий.

Отсюда и пользы в тексте тоже никакой – песня не даёт пищи для размышления, ни к чему хорошему не призывает, а только передаёт нытьё героя.

А название песни – «Стой, не уходи» – такой же верх банальности, как и песня с названием «я тебя люблю». Оно никак не выделяется на фоне тысяч других подобных песен.

Свежих и ярких образов в песне тоже нет: всё обыденно и шаблонно – поругались, расстались, помирятся или нет – не ясно. Шаблоны – она ушла со слезами на глазах, жизнь его теперь не радует и потеряла краски, он верит, что это сон, её не отвечает телефон.

Ещё для полной картины банальностей не хватает фраз «разрушать мечты и разбивать сердца»: благо первые здесь сломаны, а последнее уколото иглой для разнообразия.

Любопытно, о чём думал автор, когда сочинял текст? Давайте спросим его: «Эдвард, что скажете в своё оправдание?» — ну, я делал песню по требованиям друга – сам бы я выбрал другую тему и посыл.

Да и для этого руководства людям понятнее объяснять создание песни и текста на обыденном и шаблонном примере, чем на сложном, например, про судный день или прокачку чакр человека. Но да, мог придумать что-то получше – в будущем постараюсь исправиться».

Хотя дальше смысловая оценка выправляется.

Смысловая оценка в частности

Смысл слов – понятный, не размытый, не двусмысленный, обращён к чувствам многих разных людей – тема ясна и кто-то из слушателей был в роли героя песни.

К слову, он здесь представлен в приемлемо выгодном свете – берёт ответственность на себя и пытается наладить отношения.

Текст соответствует настроению музыки – оба грустные, звучит повествовательно, а не поучительно, сосредоточен на 1 мысли и 1 чувстве без смешения и перескоков на другие.

В тексте нет мусора, матерной брани, исковерканных слов, англицизмов.

Художественные приёмы в виде сравнений и метафор есть и ими текст не перегружен.

Повторений слов и смыслов нет, как и узких, малозначимых и лишних подробностей.

Поэтому смысловая оценка в итоге будет 3 с минусом. Тогда общая оценка по технике и смыслу будет 4- . В итоге гармония – 5, мелодия – 4+, ритм – 4, текст – 4- .

И общая оценка содержания песни – 4: и не выдающаяся, но и не ужасная. Конечно, всё это условно, но позволяет увидеть, где у песни слабые места. Это была общая оценка работы композитора и поэта-песенника.          

Аранжировка песни

Теперь перейдём к оценке аранжировки песни. Она состоит из 2-х частей – форма и содержание.

Форма песни в общем

Форма у песни распространённая: вступление – куплет 1 – припев – куплет 2 – припев – проигрыш – припев – окончание. Она логична, интересна по звучанию и знакома слушателю.

Длина песни – 3 минуты 50 секунд, что не коротко, но и не затянуто. То же относится и к частям песни – не короче 8 тактов как припев, но и не длиннее 16, как куплет и проигрыш. Лишних частей как 3-ий куплет или предприпев в песне нет.

Напряжённость звучания как и должна быть – волнообразная: куплет – спад, припев – рост, проигрыш – спад и рост.

Части песни соединены плавно и с помощью сбивок, а в резких местах добавлены 1-2 тактов связок.

Есть разнообразие в звучании 2-ого куплета и 3-его припева в виде нового инструмента – синтезатора.

Особых приёмов аранжировки в виде смены тональности, размера и темпа песни применено не было.

Части песни в частности

Части песни явно отличаются друг от друга и соответствуют своим ролям и признакам.

  • Припев – плотность звучания больше, гармония – сильная, мелодия – яркая, ритм — напористей.  
  • Куплет – плотность звучания меньше, гармония – слабее, мелодия и ритм – проще и однообразнее.  
  • Проигрыш – смена плотности: спад и рост, основан музыкально на куплете и припеве, но при этом есть новое: инструмент – скрипка и мелодия.
  • Вступление и окончание – на основе припева с соответственно плавным вводом и выводом инструментов, со звучанием главной мелодии на инструменте, который не звучит в других частях – кларнете.

Итого форме можно поставить твёрдую 5-ку.

Звучание инструментов

Теперь оценим содержание – сочетание и звучание музыкальных инструментов.

И здесь оценка делится на 2 части – общая и частная.

Общая оценка

Общая – это оценка звучания в целом в 2-х плоскостях – по времени и по высоте.

По времени все инструменты играют слаженно и вместе создают общий ритм песни.  В ней есть разные ритмы: ровные – в основном и неровные – у сбивок, редкие – у барабанов и частые – у тарелок и баса – 8-ми нотами.

Более частого ритма в виде 16-ых нот здесь нет.

Темп песни соответствует стилю музыки и нет ощущения, что песня звучит слишком быстро или медленно.

По высоте все инструменты звучат также слаженно, в пределах своих диапазонов, общая высота песни верная – звучание и не слишком яркое и тонкое, но и не тусклое и плотное.

Все частотные диапазоны заполнены равномерно: бочка и бас – низы, гитара, фортепиано, фон из струнных – средние, тарелки и синтезатор – высокие. Слишком высоких звучаний нет.

В звучании нет частотных дыр или избыточностей. Соотносятся звучания инструментов также хорошо: они все слышны – тембры подобраны грамотно, каждый на своей громкости: фон – тише, мелодия – громче.

По ширине звуковое поле заполнено равномерно, и звучание уравновешено: и слева, и справа схожий уровень громкости и частотный состав.  Это следствие того, что барабаны и бас звучат посередине, а гитара, фортепиано и тарелки – сдвинуты в стороны.

В целом состав инструментов соответствует стилю песни – поп-рок, но есть и нехарактерные тембры – синтезатор и стальной барабан. Звучания акустические, а не электронные, инструменты на своих местах и ролях: бас уплотняет ритм, звучит в нижнем регистре и не посягает на средний, струнные создают фон и не посягают на высоту баса.

Плотность звучания также выверена: нет перегруза и оставлено место для голоса певца, но и нет ощущения пустоты.

В целом тембры звучаний разнообразные: есть мягкие и чёткие, звонкие и глухие.

Частная оценка

Теперь частная оценка – проверка отдельных инструментов и их групп – ритм, гармония, мелодия.

Ритм-группа – барабаны, бас и тарелки.

  • Большой и малый барабаны подходят к стилю песни и хорошо сочетаются друг с другом.
  • Бас гитара также подходит к стилю и звучит цельно с бочкой, не мешая ей
  • Тарелки звучат не резко, сочетаются между собой и с барабанами – взяты из одной и той же звуковой библиотеки.

Группа гармонии — смычковые струнные, гитара и фортепиано.  

  • Фон из струнных по тембру мягкий, соответствует стилю и настроению песни, не торчит. Аккорды на них звучат ровно и одинаково громко в тактах, соединены плавно в том числе благодаря обращениям.
  • У гитары и фортепиано разные приёмы игры – аккорд в ритме против арпеджио, тембры – звонкие и не резкие.

Группа мелодии – кларнет, стальной барабан и скрипка.

  • Кларнет явно выделяется на фоне музыки, что хорошо для главной мелодии во вступлении и окончании.
  • Подголоски, как и сопровождение в целом не мешают мелодии, а поддерживают её, отличаются по тембру.
  • Синтезатор выполняет разные роли – подголоска во 2-ом куплете и ритмического сопровождения в 3-ем припеве.

Кроме того, каждый из инструментов кроме ударных иногда отключаются, то есть не звучит постоянно, что также хорошо. Вывод: технически музыка звучит правильно на 5-ку.             

Новая аранжировка и её значение

Но, несмотря на озвученное выше, надо признать: хоть аранжировка песни звучит хорошо и не режет слух, всё же выполнена она на любительском уровне.

А выражается это в 3-х вещах: качестве звучаний музыкальных инструментов, их количестве и грамотности подбора нотных партий.

И для наглядности и сравнения я вне урока создал для этой песни новую аранжировку, в которой более качественные инструменты, их больше и ноты отдельных из них прописаны более интересно.

Послушаем. Согласитесь, что новое звучание лучше старого.

В итоге хоть мы оценили техническую сторону аранжировки на 5, но содержательная сторона здесь достойна 4-ке с минусом, если не 3-ке с плюсом. И опять средняя оценка – 4.

Вывод: мелодия, гармония и ритм – это тело, а аранжировка – одежда. В более красивой и дорогой одежде один и тот же человек выглядит как более влиятельный и представительный.      

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с всесторонней оценкой готовой песни с 2-х сторон — технической и творческой. Поняли, как разобрать по косточкам каждое её звено – гармонию, мелодию, ритм, текст и аранжировку – форму и звучание песни в общем и отдельных инструментов в частности.

В следующей 3-ьей и завершающей части этого последнего урока-заключения мы подробно разберём услышанную чуть ранее новую аранжировку этой же песни.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!

И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения