ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 12-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
Это подробный разбор за полчаса всей песни по косточкам начиная от отдельных звеньев — гармонии, мелодии, ритма и текста и заканчивая общим звучанием и формой песни. Подробно показано по каким свойствам и в каком порядке оценивать песню и находить в ней недостатки и слабые места для улучшения. По сути это видео проверочный список, с помощью которого можно разборать любую песню с 2-х сторон — со стороны музыканта и слушателя.
Это 2-ая часть заключения с оценкой песни. Следующая 3-ья часть и последняя часть будет посвященая краткому разбору новой аранжировки этой песни.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:35 — 1-ый вид оценки песни — техническая, со стороны музыканта
01:40 — 2-ой вид оценки песни — творческая, со стороны слушателя
02:46 — взаимосвязь, важность 2-х видов оценок и порядок оценки песни
03:46 — оценка звена №1 — гармония и её характеристики
05:55 — оценка звена №2 — мелодия и её характеристики
07:14 — оценка мелодии куплета и её сравнение с припевом, выводы
09:14 — оценка звена №3 — ритм и его характеристики
10:50 — оценка звена №4 — текст: часть 1 — техническая сторона и её свойства
13:09 — оценка звена №4 — текст: часть 2.1 — смысловая сторона в общем
15:16 — оценка звена №4 — текст: часть 2.2 — смысловая сторона в частности
16:15 — оценка аранжировки: часть 1.1 — форма песни в целом
17:49 — оценка аранжировки: часть 1.2 — части песни отдельно
19:14 — оценка аранжировки: часть 2.1 — звучание в общем по времени
20:31 — оценка аранжировки: часть 2.2 — звучание в общем по высоте
22:24 — оценка аранжировки: часть 2.3 — звучание в общем по ширине
23:16 — оценка аранжировки: часть 3.1 — звучание инструментов в целом
24:24 — оценка аранжировки: часть 3.2 — звучание инструментов ритма/гармонии
25:58 — оценка аранжировки: часть 3.3 — звучание инструментов мелодии
27:09 — оценка уровня звучания аранжировки + новая аранжировка
28:56 — общая оценка песни + заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем разговор о создании песни. В этой 2-ой части последнего урока мы подробно разберём всю песню в целом и по отдельным составляющим и оценим качество нашей работы. Приступим.
Содержание
Вкратце об оценке песни
В прошлый раз мы описали схему наших действий – обычный отчёт о проделанной работе. Но гораздо важнее не сами действия, а их итог – конечное звучание песни. Оценить песню в целом и её 4 звена – гармонию, мелодию, ритм и текст можно с 2-х сторон:
Техническая оценка
1-ая сторона – техническая – с точки зрения теории или музыканта. Её суть – оценка чётких признаков, свойств и правил построения каждого звена по проверочным спискам.
Например, у мелодии это лад, ритмика, фразировка, диапазон, у гармонии – её тип и форма, виды аккордов и их движений, у текста – виды изложения, типы высказываний, стихотворные размеры, виды рифм и т.д.
Такая оценка более непредвзятая, сложная и объёмная.
Она важна для музыкантов, чтобы увидеть правила, приёмы и логику мышления создателя песни. Цель – распознать работу теоретических правил и применять их для создания своих песен.
Твореческая оценка
2-ая сторона – творческая – с точки зрения практики или слушателя. Её суть – оценка не исходных данных и свойств составляющих песни как таковых, а их восприятия человеком со стороны.
Например, как действует мелодия – цепляет или нет, запоминается или нет, ритм – заставляет танцевать или нет, текст – понятный, красивый или нет.
Это более предвзятая, простая и краткая оценка песни.
Она важна для слушателей, чтобы определить свои музыкальные предпочтения и посоветовать песни другим. Техническая сторона для них обычно не сильно или вообще не важна.
Это как в жизни: если вы отнесли сломанный сотовый телефон на починку, вы не знаете и вам не важно, как именно его направят и какими средствами. Вам важен итог – его исправность.
Так и слушателю: важно не как создавалась песня, а её общее звучание и влияние на него, что он оценивает как «нравится» или «не нравится».
И здесь создателю песен важно выйти из своей роли и представить себя на месте слушателя. Ведь он не разбирается в теории музыки и сочинении песен и не имеет к вам и вашей песни никакого отношения.
Цель – непредвзято оценить песню, чтобы понять будут ли её слушать или нет и какие недочёты можно поправить, чтобы улучшить песню.
Обычно это сделать сложно из-за склонности завышать оценку своей работы и учитывать объём вложенных знаний, усилий и времени. Но я постараюсь это сделать беспристрастно и показать взаимосвязь двух оценок.
Оценивать песню будем от частного к общему по схеме: сначала каждое звено отдельно — гармония, ритм, мелодия, текст и их взаимодействие, а потом — части песни и аранжировка в целом. В конце поставим оценку всей песне, обоснуем её и подумаем над улучшениями.
Содержание песни: её звенья
Звено 1 — гармония
Итак, гармония припева – Dm-Gm-C-F/C. Смена напряжения явно слышна: покой-напряг-ещё напряг-покой.
Причина – это тональный вид гармонии: T-S-D-T – ступени I-IV-VII-III, где VII ступень – замена V, а III – I. Начало и окончание на тонике.
- тип движения – кварто-квинтовый;
- аккорды – простые трезвучия;
- расположение нот – тесное в 1-ом обращении;
- регистр – средний;
- форма – 1 аккорд на 1 такт;
- тональность – Dm.
Отклонений в другие тональности нет. То же относится и к гармонии куплета – Am-Dm-Gm-C — вид гармонии также тональный: D-T-S-D – V-I-IV-VII, но с 2-мя отличиями:
1-ое отличие – начало и окончание на доминанте.
2-ое отличие – форма – 1 аккорд на 2 такта.
В целом гармония звучит выразительно и просто – без сложных переходов и видов аккордов, без замен аккордов в отдельных местах на другие или из родственных тональностей, есть разница между припевом и куплетом.
Поставим ей оценку 5- . Минус за то, что она могла быть более разнообразной – нет свежих аккордов во 2-ом куплете и в проигрыше – в нём гармония припева без изменений.
Звено 2 — мелодия
Перейдём к мелодии припева.
- лад в основе — минорный от ноты ре и без смешения с другими ладами;
- диапазон нот – до квинты включительно;
- движение – плавное по секундам с 1 скачком на кварту;
- мотивы – в основном терцовые;
- контур – волнообразный с окончанием в линейный;
- ритмика – ровная, 8-ые ноты и без синкоп;
- стилистика — распевная;
- регистр у мелодии средний,
- динамика тоже – она и не тихая и мягкая, но и не громкая и резкая.
- фразировка – 3 разные по длине фразы.
А именно: 1-ая — 1 такт, 2-ая – 2 такта, 3-ья – 1 такт. Схема – 1+2+1.
Из особых приёмов – предъём или опережение – появление ноты из аккорда следующего такта в конце предыдущего. Здесь это нота фа в 4-ом такте – не из C в нём, а из F после.
Мелодия куплета
У неё есть сходства с припевом в 4-х признаках: лад – ре-минор, диапазон — квинта, движение – плавное + скачок на квинту и мотивы – терцовые.
Отличия: контур – в основном линейный, а не волнообразный, стилистика – более разговорная, а не распевная, 3 фразы 1-ой части мелодии одинаковые по ритму и по длине, а во 2-ой – опять 3 одинаковые по ритму и 4-ая более длинная.
Ещё в её основе нота ми – квинта Am, когда в припеве другая нота — фа – терция Dm. Итак, у мелодий припева и куплета есть отличия по ритму и тону в основе.
Не сказать, что мелодия припева завораживающая и с необычными фишками. Она простая в плане ритма и высоты нот, звучит в целом приятно, не надоедает и не въедливая и её легко спеть и запомнить.
Мелодия сразу цепляет с 1-ой фразы – яркостью мотивов и ритмом.
Поставим ей оценку 4+ — довольно хорошо, но всё равно не одна из самых цепляющих. «+» ещё и за то, что в проигрыше новая мелодия – не из припева.
Звено 3 — ритм
Перейдём к ритму. Игра большого и малого барабанов – попеременная, в песенном, а не танцевальном характере.
- ритм ровный – без синкоп, совпадает с метром
- ритм простой – нет усложнений в виде дополнительных ударов, форшлагов. Полиритмии, наслоения разных ритмов, тоже нет.
- музыкальный размер: 4/4, простой, без смены в течение песни.
- темп: 115 ударов в минуту, умеренный, без смены и ускорений/замедлений.
С мелодией ритм ударных согласован – они оба привязаны к метру.
Ритм куплета и припева в целом схож – явное отличие лишь в рисунке баса – ровные 8-ые против баса + бочки.
Ритм барабанов и баса простой – шаблонный, но не надоедливый, соответствует характеру и стилю песни. Но в то же время нет разнообразия — смещений нот в отдельных местах, подчёркивания отдельных нот мелодии. Поставим ритму 4-ку – хорошо.
Звено 4 — текст
Перейдём к тексту. У оценки текста свойств больше и делятся они на 2 части – смысловые и технические.
Техническая оценка
Технические свойства – это логика изложения, роль текста в разных частях песни и соотношение слов с мелодией, рифмы. Это оценить легче и точнее.
Итак, у песни есть понятный сюжет, который развивается в течение песни по её частям:
- куплет 1 — завязка – ссора героя с девушкой, её уход и первые мгновения после,
- припев – раскаяние героя,
- куплет 2 — развитие действия – описание его жизни и попытки всё исправить.
1-ая часть куплета 2 – это продолжение 2-ой части куплета 1, что улучшает связность повествования. Изложение – от 1-ого лица, от лица героя песни. Время событий песни сосредоточено в настоящем – лишь краткое упоминанием прошлого в начале 1-ого куплета.
С его 1-ой строчки понятно, что произошло. Слова куплетов логично подводят к названию песни. Слова припева содержат главную мысль и понятны без куплетов, легко запоминаются, содержат название песни и оно в 1-ой строчке.
Строчки логично перетекают друг в друга без скакания между образами и событиями и подобраны точно – нет нужды заменять отдельные слова: подходят по смыслу и не режут слух.
Слова отлично ложатся на мелодию:
- число слогов в фразах текста совпадает с числом нот в фразах мелодии,
- ударения в словах совпадают с ударениями в мелодии,
- слова – цельные: нет их разрывов и пробелы между словами совпадают с паузами между фразами и группами нот.
Петь слова легко – нет труднопроизносимых слов и сочетаний на стыках слов, например, текст встрепенулся.
Рифмы по виду перекрёстные и парные, по звучности полные и по качеству высокие, хотя есть избитые рифмы: ты – мечты, туман – обман.
Технически текст довольно неплох и особо придраться не к чему – можно поставить 5.
Смысловая оценка в общем
Теперь о смысловой оценке. Её суть – описание темы, замысла, посыла песни, передачи смысла и качества речи как таковой. И в начале этой оценки всё плохо.
Несчастная любовь — невероятно шаблонная и избитая тема песни – чуть ли не все про это поют с вероятностью 90%.
Замысел в основе – тоже шаблонный и неинтересный: страдание героя после расставания с любимой. Ничего необычного и свежего здесь нет, как и нет изюминки – неожиданного поворота событий.
Отсюда и пользы в тексте тоже никакой – песня не даёт пищи для размышления, ни к чему хорошему не призывает, а только передаёт нытьё героя.
А название песни – «Стой, не уходи» – такой же верх банальности, как и песня с названием «я тебя люблю». Оно никак не выделяется на фоне тысяч других подобных песен.
Свежих и ярких образов в песне тоже нет: всё обыденно и шаблонно – поругались, расстались, помирятся или нет – не ясно. Шаблоны – она ушла со слезами на глазах, жизнь его теперь не радует и потеряла краски, он верит, что это сон, её не отвечает телефон.
Ещё для полной картины банальностей не хватает фраз «разрушать мечты и разбивать сердца»: благо первые здесь сломаны, а последнее уколото иглой для разнообразия.
Любопытно, о чём думал автор, когда сочинял текст? Давайте спросим его: «Эдвард, что скажете в своё оправдание?» — ну, я делал песню по требованиям друга – сам бы я выбрал другую тему и посыл.
Да и для этого руководства людям понятнее объяснять создание песни и текста на обыденном и шаблонном примере, чем на сложном, например, про судный день или прокачку чакр человека. Но да, мог придумать что-то получше – в будущем постараюсь исправиться».
Хотя дальше смысловая оценка выправляется.
Смысловая оценка в частности
Смысл слов – понятный, не размытый, не двусмысленный, обращён к чувствам многих разных людей – тема ясна и кто-то из слушателей был в роли героя песни.
К слову, он здесь представлен в приемлемо выгодном свете – берёт ответственность на себя и пытается наладить отношения.
Текст соответствует настроению музыки – оба грустные, звучит повествовательно, а не поучительно, сосредоточен на 1 мысли и 1 чувстве без смешения и перескоков на другие.
В тексте нет мусора, матерной брани, исковерканных слов, англицизмов.
Художественные приёмы в виде сравнений и метафор есть и ими текст не перегружен.
Повторений слов и смыслов нет, как и узких, малозначимых и лишних подробностей.
Поэтому смысловая оценка в итоге будет 3 с минусом. Тогда общая оценка по технике и смыслу будет 4- . В итоге гармония – 5, мелодия – 4+, ритм – 4, текст – 4- .
И общая оценка содержания песни – 4: и не выдающаяся, но и не ужасная. Конечно, всё это условно, но позволяет увидеть, где у песни слабые места. Это была общая оценка работы композитора и поэта-песенника.
Аранжировка песни
Теперь перейдём к оценке аранжировки песни. Она состоит из 2-х частей – форма и содержание.
Форма песни в общем
Форма у песни распространённая: вступление – куплет 1 – припев – куплет 2 – припев – проигрыш – припев – окончание. Она логична, интересна по звучанию и знакома слушателю.
Длина песни – 3 минуты 50 секунд, что не коротко, но и не затянуто. То же относится и к частям песни – не короче 8 тактов как припев, но и не длиннее 16, как куплет и проигрыш. Лишних частей как 3-ий куплет или предприпев в песне нет.
Напряжённость звучания как и должна быть – волнообразная: куплет – спад, припев – рост, проигрыш – спад и рост.
Части песни соединены плавно и с помощью сбивок, а в резких местах добавлены 1-2 тактов связок.
Есть разнообразие в звучании 2-ого куплета и 3-его припева в виде нового инструмента – синтезатора.
Особых приёмов аранжировки в виде смены тональности, размера и темпа песни применено не было.
Части песни в частности
Части песни явно отличаются друг от друга и соответствуют своим ролям и признакам.
- Припев – плотность звучания больше, гармония – сильная, мелодия – яркая, ритм — напористей.
- Куплет – плотность звучания меньше, гармония – слабее, мелодия и ритм – проще и однообразнее.
- Проигрыш – смена плотности: спад и рост, основан музыкально на куплете и припеве, но при этом есть новое: инструмент – скрипка и мелодия.
- Вступление и окончание – на основе припева с соответственно плавным вводом и выводом инструментов, со звучанием главной мелодии на инструменте, который не звучит в других частях – кларнете.
Итого форме можно поставить твёрдую 5-ку.
Звучание инструментов
Теперь оценим содержание – сочетание и звучание музыкальных инструментов.
И здесь оценка делится на 2 части – общая и частная.
Общая оценка
Общая – это оценка звучания в целом в 2-х плоскостях – по времени и по высоте.
По времени все инструменты играют слаженно и вместе создают общий ритм песни. В ней есть разные ритмы: ровные – в основном и неровные – у сбивок, редкие – у барабанов и частые – у тарелок и баса – 8-ми нотами.
Более частого ритма в виде 16-ых нот здесь нет.
Темп песни соответствует стилю музыки и нет ощущения, что песня звучит слишком быстро или медленно.
По высоте все инструменты звучат также слаженно, в пределах своих диапазонов, общая высота песни верная – звучание и не слишком яркое и тонкое, но и не тусклое и плотное.
Все частотные диапазоны заполнены равномерно: бочка и бас – низы, гитара, фортепиано, фон из струнных – средние, тарелки и синтезатор – высокие. Слишком высоких звучаний нет.
В звучании нет частотных дыр или избыточностей. Соотносятся звучания инструментов также хорошо: они все слышны – тембры подобраны грамотно, каждый на своей громкости: фон – тише, мелодия – громче.
По ширине звуковое поле заполнено равномерно, и звучание уравновешено: и слева, и справа схожий уровень громкости и частотный состав. Это следствие того, что барабаны и бас звучат посередине, а гитара, фортепиано и тарелки – сдвинуты в стороны.
В целом состав инструментов соответствует стилю песни – поп-рок, но есть и нехарактерные тембры – синтезатор и стальной барабан. Звучания акустические, а не электронные, инструменты на своих местах и ролях: бас уплотняет ритм, звучит в нижнем регистре и не посягает на средний, струнные создают фон и не посягают на высоту баса.
Плотность звучания также выверена: нет перегруза и оставлено место для голоса певца, но и нет ощущения пустоты.
В целом тембры звучаний разнообразные: есть мягкие и чёткие, звонкие и глухие.
Частная оценка
Теперь частная оценка – проверка отдельных инструментов и их групп – ритм, гармония, мелодия.
Ритм-группа – барабаны, бас и тарелки.
- Большой и малый барабаны подходят к стилю песни и хорошо сочетаются друг с другом.
- Бас гитара также подходит к стилю и звучит цельно с бочкой, не мешая ей
- Тарелки звучат не резко, сочетаются между собой и с барабанами – взяты из одной и той же звуковой библиотеки.
Группа гармонии — смычковые струнные, гитара и фортепиано.
- Фон из струнных по тембру мягкий, соответствует стилю и настроению песни, не торчит. Аккорды на них звучат ровно и одинаково громко в тактах, соединены плавно в том числе благодаря обращениям.
- У гитары и фортепиано разные приёмы игры – аккорд в ритме против арпеджио, тембры – звонкие и не резкие.
Группа мелодии – кларнет, стальной барабан и скрипка.
- Кларнет явно выделяется на фоне музыки, что хорошо для главной мелодии во вступлении и окончании.
- Подголоски, как и сопровождение в целом не мешают мелодии, а поддерживают её, отличаются по тембру.
- Синтезатор выполняет разные роли – подголоска во 2-ом куплете и ритмического сопровождения в 3-ем припеве.
Кроме того, каждый из инструментов кроме ударных иногда отключаются, то есть не звучит постоянно, что также хорошо. Вывод: технически музыка звучит правильно на 5-ку.
Новая аранжировка и её значение
Но, несмотря на озвученное выше, надо признать: хоть аранжировка песни звучит хорошо и не режет слух, всё же выполнена она на любительском уровне.
А выражается это в 3-х вещах: качестве звучаний музыкальных инструментов, их количестве и грамотности подбора нотных партий.
И для наглядности и сравнения я вне урока создал для этой песни новую аранжировку, в которой более качественные инструменты, их больше и ноты отдельных из них прописаны более интересно.
Послушаем. Согласитесь, что новое звучание лучше старого.
В итоге хоть мы оценили техническую сторону аранжировки на 5, но содержательная сторона здесь достойна 4-ке с минусом, если не 3-ке с плюсом. И опять средняя оценка – 4.
Вывод: мелодия, гармония и ритм – это тело, а аранжировка – одежда. В более красивой и дорогой одежде один и тот же человек выглядит как более влиятельный и представительный.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с всесторонней оценкой готовой песни с 2-х сторон — технической и творческой. Поняли, как разобрать по косточкам каждое её звено – гармонию, мелодию, ритм, текст и аранжировку – форму и звучание песни в общем и отдельных инструментов в частности.
В следующей 3-ьей и завершающей части этого последнего урока-заключения мы подробно разберём услышанную чуть ранее новую аранжировку этой же песни.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.