Это 12-ый урок из пошагового видеоруководства “Как написать песню с нуля”.
Это подробный разбор за полчаса всей песни по косточкам начиная от отдельных звеньев – гармонии, мелодии, ритма и текста и заканчивая общим звучанием и формой песни. Подробно показано по каким свойствам и в каком порядке оценивать песню и находить в ней недостатки и слабые места для улучшения. По сути это видео проверочный список, с помощью которого можно разборать любую песню с 2-х сторон – со стороны музыканта и слушателя.
Это 2-ая часть заключения с оценкой песни. Следующая 3-ья часть и последняя часть будет посвященая краткому разбору новой аранжировки этой песни.
Цель курса – показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:35 – 1-ый вид оценки песни – техническая, со стороны музыканта
01:40 – 2-ой вид оценки песни – творческая, со стороны слушателя
02:46 – взаимосвязь, важность 2-х видов оценок и порядок оценки песни
03:46 – оценка звена №1 – гармония и её характеристики
05:55 – оценка звена №2 – мелодия и её характеристики
07:14 – оценка мелодии куплета и её сравнение с припевом, выводы
09:14 – оценка звена №3 – ритм и его характеристики
10:50 – оценка звена №4 – текст: часть 1 – техническая сторона и её свойства
13:09 – оценка звена №4 – текст: часть 2.1 – смысловая сторона в общем
15:16 – оценка звена №4 – текст: часть 2.2 – смысловая сторона в частности
16:15 – оценка аранжировки: часть 1.1 – форма песни в целом
17:49 – оценка аранжировки: часть 1.2 – части песни отдельно
19:14 – оценка аранжировки: часть 2.1 – звучание в общем по времени
20:31 – оценка аранжировки: часть 2.2 – звучание в общем по высоте
22:24 – оценка аранжировки: часть 2.3 – звучание в общем по ширине
23:16 – оценка аранжировки: часть 3.1 – звучание инструментов в целом
24:24 – оценка аранжировки: часть 3.2 – звучание инструментов ритма/гармонии
25:58 – оценка аранжировки: часть 3.3 – звучание инструментов мелодии
27:09 – оценка уровня звучания аранжировки + новая аранжировка
28:56 – общая оценка песни + заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем разговор о создании песни. В этой 2-ой части последнего урока мы подробно разберём всю песню в целом и по отдельным составляющим и оценим качество нашей работы. Приступим.
Содержание страницы
Вкратце об оценке песни
В прошлый раз мы описали схему наших действий – обычный отчёт о проделанной работе. Но гораздо важнее не сами действия, а их итог – конечное звучание песни. Оценить песню в целом и её 4 звена – гармонию, мелодию, ритм и текст можно с 2-х сторон:
Техническая оценка
1-ая сторона – техническая – с точки зрения теории или музыканта. Её суть – оценка чётких признаков, свойств и правил построения каждого звена по проверочным спискам.
Например, у мелодии это лад, ритмика, фразировка, диапазон, у гармонии – её тип и форма, виды аккордов и их движений, у текста – виды изложения, типы высказываний, стихотворные размеры, виды рифм и т.д.
Такая оценка более непредвзятая, сложная и объёмная.
Она важна для музыкантов, чтобы увидеть правила, приёмы и логику мышления создателя песни. Цель – распознать работу теоретических правил и применять их для создания своих песен.
Твореческая оценка
2-ая сторона – творческая – с точки зрения практики или слушателя. Её суть – оценка не исходных данных и свойств составляющих песни как таковых, а их восприятия человеком со стороны.
Например, как действует мелодия – цепляет или нет, запоминается или нет, ритм – заставляет танцевать или нет, текст – понятный, красивый или нет.
Это более предвзятая, простая и краткая оценка песни.
Она важна для слушателей, чтобы определить свои музыкальные предпочтения и посоветовать песни другим. Техническая сторона для них обычно не сильно или вообще не важна.
Это как в жизни: если вы отнесли сломанный сотовый телефон на починку, вы не знаете и вам не важно, как именно его направят и какими средствами. Вам важен итог – его исправность.
Так и слушателю: важно не как создавалась песня, а её общее звучание и влияние на него, что он оценивает как «нравится» или «не нравится».
И здесь создателю песен важно выйти из своей роли и представить себя на месте слушателя. Ведь он не разбирается в теории музыки и сочинении песен и не имеет к вам и вашей песни никакого отношения.
Цель – непредвзято оценить песню, чтобы понять будут ли её слушать или нет и какие недочёты можно поправить, чтобы улучшить песню.
Обычно это сделать сложно из-за склонности завышать оценку своей работы и учитывать объём вложенных знаний, усилий и времени. Но я постараюсь это сделать беспристрастно и показать взаимосвязь двух оценок.
Оценивать песню будем от частного к общему по схеме: сначала каждое звено отдельно – гармония, ритм, мелодия, текст и их взаимодействие, а потом – части песни и аранжировка в целом. В конце поставим оценку всей песне, обоснуем её и подумаем над улучшениями.
Содержание песни: её звенья
Звено 1 – гармония
Итак, гармония припева – Dm-Gm-C-F/C. Смена напряжения явно слышна: покой-напряг-ещё напряг-покой.
Причина – это тональный вид гармонии: T-S-D-T – ступени I-IV-VII-III, где VII ступень – замена V, а III – I. Начало и окончание на тонике.
- тип движения – кварто-квинтовый;
- аккорды – простые трезвучия;
- расположение нот – тесное в 1-ом обращении;
- регистр – средний;
- форма – 1 аккорд на 1 такт;
- тональность – Dm.
Отклонений в другие тональности нет. То же относится и к гармонии куплета – Am-Dm-Gm-C – вид гармонии также тональный: D-T-S-D – V-I-IV-VII, но с 2-мя отличиями:
1-ое отличие – начало и окончание на доминанте.
2-ое отличие – форма – 1 аккорд на 2 такта.
В целом гармония звучит выразительно и просто – без сложных переходов и видов аккордов, без замен аккордов в отдельных местах на другие или из родственных тональностей, есть разница между припевом и куплетом.
Поставим ей оценку 5-. Минус за то, что она могла быть более разнообразной – нет свежих аккордов во 2-ом куплете и в проигрыше – в нём гармония припева без изменений.
Звено 2 – мелодия
Перейдём к мелодии припева.
- лад в основе – минорный от ноты ре и без смешения с другими ладами;
- диапазон нот – до квинты включительно;
- движение – плавное по секундам с 1 скачком на кварту;
- мотивы – в основном терцовые;
- контур – волнообразный с окончанием в линейный;
- ритмика – ровная, 8-ые ноты и без синкоп;
- стилистика – распевная;
- регистр у мелодии средний,
- динамика тоже – она и не тихая и мягкая, но и не громкая и резкая.
- фразировка – 3 разные по длине фразы.
А именно: 1-ая – 1 такт, 2-ая – 2 такта, 3-ья – 1 такт. Схема – 1+2+1.
Из особых приёмов – предъём или опережение – появление ноты из аккорда следующего такта в конце предыдущего. Здесь это нота фа в 4-ом такте – не из C в нём, а из F после.
Мелодия куплета
У неё есть сходства с припевом в 4-х признаках: лад – ре-минор, диапазон – квинта, движение – плавное + скачок на квинту и мотивы – терцовые.
Отличия: контур – в основном линейный, а не волнообразный, стилистика – более разговорная, а не распевная, 3 фразы 1-ой части мелодии одинаковые по ритму и по длине, а во 2-ой – опять 3 одинаковые по ритму и 4-ая более длинная.
Ещё в её основе нота ми – квинта Am, когда в припеве другая нота – фа – терция Dm. Итак, у мелодий припева и куплета есть отличия по ритму и тону в основе.
Не сказать, что мелодия припева завораживающая и с необычными фишками. Она простая в плане ритма и высоты нот, звучит в целом приятно, не надоедает и не въедливая и её легко спеть и запомнить.
Мелодия сразу цепляет с 1-ой фразы – яркостью мотивов и ритмом.
Поставим ей оценку 4+ – довольно хорошо, но всё равно не одна из самых цепляющих. «+» ещё и за то, что в проигрыше новая мелодия – не из припева.
Звено 3 – ритм
Перейдём к ритму. Игра большого и малого барабанов – попеременная, в песенном, а не танцевальном характере.
- ритм ровный – без синкоп, совпадает с метром
- ритм простой – нет усложнений в виде дополнительных ударов, форшлагов. Полиритмии, наслоения разных ритмов, тоже нет.
- музыкальный размер: 4/4, простой, без смены в течение песни.
- темп: 115 ударов в минуту, умеренный, без смены и ускорений/замедлений.
С мелодией ритм ударных согласован – они оба привязаны к метру.
Ритм куплета и припева в целом схож – явное отличие лишь в рисунке баса – ровные 8-ые против баса + бочки.
Ритм барабанов и баса простой – шаблонный, но не надоедливый, соответствует характеру и стилю песни. Но в то же время нет разнообразия – смещений нот в отдельных местах, подчёркивания отдельных нот мелодии. Поставим ритму 4-ку – хорошо.
Звено 4 – текст
Перейдём к тексту. У оценки текста свойств больше и делятся они на 2 части – смысловые и технические.
Техническая оценка
Технические свойства – это логика изложения, роль текста в разных частях песни и соотношение слов с мелодией, рифмы. Это оценить легче и точнее.
Итак, у песни есть понятный сюжет, который развивается в течение песни по её частям:
- куплет 1 – завязка – ссора героя с девушкой, её уход и первые мгновения после,
- припев – раскаяние героя,
- куплет 2 – развитие действия – описание его жизни и попытки всё исправить.
1-ая часть куплета 2 – это продолжение 2-ой части куплета 1, что улучшает связность повествования. Изложение – от 1-ого лица, от лица героя песни. Время событий песни сосредоточено в настоящем – лишь краткое упоминанием прошлого в начале 1-ого куплета.
С его 1-ой строчки понятно, что произошло. Слова куплетов логично подводят к названию песни. Слова припева содержат главную мысль и понятны без куплетов, легко запоминаются, содержат название песни и оно в 1-ой строчке.
Строчки логично перетекают друг в друга без скакания между образами и событиями и подобраны точно – нет нужды заменять отдельные слова: подходят по смыслу и не режут слух.
Слова отлично ложатся на мелодию:
- число слогов в фразах текста совпадает с числом нот в фразах мелодии,
- ударения в словах совпадают с ударениями в мелодии,
- слова – цельные: нет их разрывов и пробелы между словами совпадают с паузами между фразами и группами нот.
Петь слова легко – нет труднопроизносимых слов и сочетаний на стыках слов, например, текст встрепенулся.
Рифмы по виду перекрёстные и парные, по звучности полные и по качеству высокие, хотя есть избитые рифмы: ты – мечты, туман – обман.
Технически текст довольно неплох и особо придраться не к чему – можно поставить 5.
Смысловая оценка в общем
Теперь о смысловой оценке. Её суть – описание темы, замысла, посыла песни, передачи смысла и качества речи как таковой. И в начале этой оценки всё плохо.
Несчастная любовь – невероятно шаблонная и избитая тема песни – чуть ли не все про это поют с вероятностью 90%.
Замысел в основе – тоже шаблонный и неинтересный: страдание героя после расставания с любимой. Ничего необычного и свежего здесь нет, как и нет изюминки – неожиданного поворота событий.
Отсюда и пользы в тексте тоже никакой – песня не даёт пищи для размышления, ни к чему хорошему не призывает, а только передаёт нытьё героя.
А название песни – «Стой, не уходи» – такой же верх банальности, как и песня с названием «я тебя люблю». Оно никак не выделяется на фоне тысяч других подобных песен.
Свежих и ярких образов в песне тоже нет: всё обыденно и шаблонно – поругались, расстались, помирятся или нет – не ясно. Шаблоны – она ушла со слезами на глазах, жизнь его теперь не радует и потеряла краски, он верит, что это сон, её не отвечает телефон.
Ещё для полной картины банальностей не хватает фраз «разрушать мечты и разбивать сердца»: благо первые здесь сломаны, а последнее уколото иглой для разнообразия.
Любопытно, о чём думал автор, когда сочинял текст? Давайте спросим его: «Эдвард, что скажете в своё оправдание?» – ну, я делал песню по требованиям друга – сам бы я выбрал другую тему и посыл.
Да и для этого руководства людям понятнее объяснять создание песни и текста на обыденном и шаблонном примере, чем на сложном, например, про судный день или прокачку чакр человека. Но да, мог придумать что-то получше – в будущем постараюсь исправиться».
Хотя дальше смысловая оценка выправляется.
Смысловая оценка в частности
Смысл слов – понятный, не размытый, не двусмысленный, обращён к чувствам многих разных людей – тема ясна и кто-то из слушателей был в роли героя песни.
К слову, он здесь представлен в приемлемо выгодном свете – берёт ответственность на себя и пытается наладить отношения.
Текст соответствует настроению музыки – оба грустные, звучит повествовательно, а не поучительно, сосредоточен на 1 мысли и 1 чувстве без смешения и перескоков на другие.
В тексте нет мусора, матерной брани, исковерканных слов, англицизмов.
Художественные приёмы в виде сравнений и метафор есть и ими текст не перегружен.
Повторений слов и смыслов нет, как и узких, малозначимых и лишних подробностей.
Поэтому смысловая оценка в итоге будет 3 с минусом. Тогда общая оценка по технике и смыслу будет 4-. В итоге гармония – 5, мелодия – 4+, ритм – 4, текст – 4-.
И общая оценка содержания песни – 4: и не выдающаяся, но и не ужасная. Конечно, всё это условно, но позволяет увидеть, где у песни слабые места. Это была общая оценка работы композитора и поэта-песенника.
Аранжировка песни
Теперь перейдём к оценке аранжировки песни. Она состоит из 2-х частей – форма и содержание.
Форма песни в общем
Форма у песни распространённая: вступление – куплет 1 – припев – куплет 2 – припев – проигрыш – припев – окончание. Она логична, интересна по звучанию и знакома слушателю.
Длина песни – 3 минуты 50 секунд, что не коротко, но и не затянуто. То же относится и к частям песни – не короче 8 тактов как припев, но и не длиннее 16, как куплет и проигрыш. Лишних частей как 3-ий куплет или предприпев в песне нет.
Напряжённость звучания как и должна быть – волнообразная: куплет – спад, припев – рост, проигрыш – спад и рост.
Части песни соединены плавно и с помощью сбивок, а в резких местах добавлены 1-2 тактов связок.
Есть разнообразие в звучании 2-ого куплета и 3-его припева в виде нового инструмента – синтезатора.
Особых приёмов аранжировки в виде смены тональности, размера и темпа песни применено не было.
Части песни в частности
Части песни явно отличаются друг от друга и соответствуют своим ролям и признакам.
- Припев – плотность звучания больше, гармония – сильная, мелодия – яркая, ритм – напористей.
- Куплет – плотность звучания меньше, гармония – слабее, мелодия и ритм – проще и однообразнее.
- Проигрыш – смена плотности: спад и рост, основан музыкально на куплете и припеве, но при этом есть новое: инструмент – скрипка и мелодия.
- Вступление и окончание – на основе припева с соответственно плавным вводом и выводом инструментов, со звучанием главной мелодии на инструменте, который не звучит в других частях – кларнете.
Итого форме можно поставить твёрдую 5-ку.
Звучание инструментов
Теперь оценим содержание – сочетание и звучание музыкальных инструментов.
И здесь оценка делится на 2 части – общая и частная.
Общая оценка
Общая – это оценка звучания в целом в 2-х плоскостях – по времени и по высоте.
По времени все инструменты играют слаженно и вместе создают общий ритм песни. В ней есть разные ритмы: ровные – в основном и неровные – у сбивок, редкие – у барабанов и частые – у тарелок и баса – 8-ми нотами.
Более частого ритма в виде 16-ых нот здесь нет.
Темп песни соответствует стилю музыки и нет ощущения, что песня звучит слишком быстро или медленно.
По высоте все инструменты звучат также слаженно, в пределах своих диапазонов, общая высота песни верная – звучание и не слишком яркое и тонкое, но и не тусклое и плотное.
Все частотные диапазоны заполнены равномерно: бочка и бас – низы, гитара, фортепиано, фон из струнных – средние, тарелки и синтезатор – высокие. Слишком высоких звучаний нет.
В звучании нет частотных дыр или избыточностей. Соотносятся звучания инструментов также хорошо: они все слышны – тембры подобраны грамотно, каждый на своей громкости: фон – тише, мелодия – громче.
По ширине звуковое поле заполнено равномерно, и звучание уравновешено: и слева, и справа схожий уровень громкости и частотный состав. Это следствие того, что барабаны и бас звучат посередине, а гитара, фортепиано и тарелки – сдвинуты в стороны.
В целом состав инструментов соответствует стилю песни – поп-рок, но есть и нехарактерные тембры – синтезатор и стальной барабан. Звучания акустические, а не электронные, инструменты на своих местах и ролях: бас уплотняет ритм, звучит в нижнем регистре и не посягает на средний, струнные создают фон и не посягают на высоту баса.
Плотность звучания также выверена: нет перегруза и оставлено место для голоса певца, но и нет ощущения пустоты.
В целом тембры звучаний разнообразные: есть мягкие и чёткие, звонкие и глухие.
Частная оценка
Теперь частная оценка – проверка отдельных инструментов и их групп – ритм, гармония, мелодия.
Ритм-группа – барабаны, бас и тарелки.
- Большой и малый барабаны подходят к стилю песни и хорошо сочетаются друг с другом.
- Бас гитара также подходит к стилю и звучит цельно с бочкой, не мешая ей
- Тарелки звучат не резко, сочетаются между собой и с барабанами – взяты из одной и той же звуковой библиотеки.
Группа гармонии – смычковые струнные, гитара и фортепиано.
- Фон из струнных по тембру мягкий, соответствует стилю и настроению песни, не торчит. Аккорды на них звучат ровно и одинаково громко в тактах, соединены плавно в том числе благодаря обращениям.
- У гитары и фортепиано разные приёмы игры – аккорд в ритме против арпеджио, тембры – звонкие и не резкие.
Группа мелодии – кларнет, стальной барабан и скрипка.
- Кларнет явно выделяется на фоне музыки, что хорошо для главной мелодии во вступлении и окончании.
- Подголоски, как и сопровождение в целом не мешают мелодии, а поддерживают её, отличаются по тембру.
- Синтезатор выполняет разные роли – подголоска во 2-ом куплете и ритмического сопровождения в 3-ем припеве.
Кроме того, каждый из инструментов кроме ударных иногда отключаются, то есть не звучит постоянно, что также хорошо. Вывод: технически музыка звучит правильно на 5-ку.
Новая аранжировка и её значение
Но, несмотря на озвученное выше, надо признать: хоть аранжировка песни звучит хорошо и не режет слух, всё же выполнена она на любительском уровне.
А выражается это в 3-х вещах: качестве звучаний музыкальных инструментов, их количестве и грамотности подбора нотных партий.
И для наглядности и сравнения я вне урока создал для этой песни новую аранжировку, в которой более качественные инструменты, их больше и ноты отдельных из них прописаны более интересно.
Послушаем. Согласитесь, что новое звучание лучше старого.
В итоге хоть мы оценили техническую сторону аранжировки на 5, но содержательная сторона здесь достойна 4-ке с минусом, если не 3-ке с плюсом. И опять средняя оценка – 4.
Вывод: мелодия, гармония и ритм – это тело, а аранжировка – одежда. В более красивой и дорогой одежде один и тот же человек выглядит как более влиятельный и представительный.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с всесторонней оценкой готовой песни с 2-х сторон – технической и творческой. Поняли, как разобрать по косточкам каждое её звено – гармонию, мелодию, ритм, текст и аранжировку – форму и звучание песни в общем и отдельных инструментов в частности.
В следующей 3-ьей и завершающей части этого последнего урока-заключения мы подробно разберём услышанную чуть ранее новую аранжировку этой же песни.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого!
И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


