Это 13-ый урок из пошагового видеоруководства “Как написать песню с нуля”.
Это подробный разбор новых звучаний и нотных рисунков совершенно новой аранжировки, созданной для той же песни, сочиняемой на протяжении всего этого курса. Подробно показаны из каких звуковых библиотек были взять более качественные звучания и как изменилась их игра. Это 3-ья и последняя часть заключения, всецело посвящённая разбору новой аранжировки.
Цель курса – показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:35 – обзор сохранений и изменений в сравнении со старым звучанием
02:30 – изменение 1 – количество инструментов и их общий обзор
03:58 – изменение 2 – качество инструментов: часть 1 – ритм-группа
06:13 – изменение 2 – качество инструментов: часть 2 – группа гармонии
08:50 – 3 причины более качественного звучания инструментов
10:10 – изменение 3 – нотные рисунки инструментов: струнные, фортепиано, гитара
12:23 – разбор 2-х новых инструментов – электрогитара и электропианино
14:30 – разбор 2-х новых инструментов – альт и электроорган
16:46 – общая оценка всей группы гармонии из 7 инструментов
17:48 – разбор нотных рисунков ритм-группы: часть 1 – ударные и бас
19:19 – разбор нотных рисунков ритм-группы: часть 2 – две тарелки
Здравствуйте! С вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем разговор о создании песни. В этой 3-ей и завершающей части последнего урока мы обзорно разберём свежее звучание песни, расширенный состав инструментов и их нотные рисунки. Приступим.
Содержание страницы
Обзор изменений
В прошлом уроке мы подробно оценили всю песню: её содержание из нот и оформление из звучаний. И решили, что аранжировка выполнена на любительском уровне и послушали её новую и более качественную.
Рассмотрим по порядку, что осталось, а что изменилось. Остались не тронутыми 2 вещи.
1-ая – содержание – это 4 звена: гармония, мелодия, ритм и текст. Если поменять мелодию и текст, то это будет уже другая песня.
2-ая – форма – это части: вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание. Их длина в тактах, количество, расположение и внутреннее строение здесь то же.
Ещё прежние длина песни – 3:50, музыкальный размер – 4/4, темп – 115 ударов в минуту и тональность Dm.
Изменения коснулись наполнения или оформления песни – это 3 вещи: количество, качество и сочетания звучаний музыкальных инструментов.
Но при этом сохранился вид музыки – лёгкий рок и основной состав инструментов – ударная установка, бас, струнные, гитара, фортепиано. И они по звучанию все также живые, изображающие настоящие, а не электронные.
Количество инструментов
1-ая вещь – количество звучаний – было 11, а стало 15 без учёта дорожки со сбивками и голосом.
Ритм-группа не изменилась – это также 4 звучания: барабаны, бас и 2 тарелки.
А вот группа гармонии расширилась – вместо 3-х звучаний здесь теперь 7 и она зазвучала плотнее и насыщённее.
Старое – это 3 звучания: струнные, фортепиано и гитара.
Новое – это 4 звучания: электрогитара, электро пианино, альт и орган.
В группе мелодии все 4 старых звучания были заменены на новые.
Ведущая мелодия вместо кларнета озвучена другим, но похожим тембром. Стальной барабан заменён на колокольчики, синтезатор на электронное пианино, а скрипка на саксофон.
Качество звучаний
Теперь рассмотрим каждый инструмент отдельно с точки зрения 2-ой вещи – качества звучаний, то есть чем новые звучания лучше старых и из каких звуковых библиотек взяты.
Ритм группа
Начнём с ритма: старые барабаны из библиотеки Hayden James – звучат плоско и сухо. Новые большой и малый барабаны из приложения чисто ударных Battery 3 – предустановка pop demo kit. Они звучат сочнее, полнее и объёмнее. Бочка плотнее, а рабочий барабан звонче.
Старые и новые тарелки из тех же библиотек, что и барабаны. Старые звучат также плоско и сухо, а новые более рассыпчато и воздушно. В купе старые ударные звучат будто отдельно и безжизненно, а новые – цельно и живо.
Бас-гитара. Она старая из библиотеки sf2 – Carvin BB70 и на первый взгляд звучит звонко и живо. Но вот новая из приложения Dimension LE – Simple Fingered звучит более живо, полно и сочно.
В итоге весь старый ритм звучит урезано и плоско, а новый – полноценно и глубоко. Что называется, почувствуйте разницу или всё познаётся в сравнении.
Группа гармонии
Перейдём к гармонии: старые струнные на фоне из библиотеки sf2 в папке Collections – наборы с именем Rob – предпоследняя предустановка Full Strings – звучание плоское и урезанное по частотам.
Новые струнные из приложения Symphonic Orchestra – звучания оркестра – 10 виолончелей – Vcs Sus Vib Soft – протяжные, колеблющиеся, мягкие. Звучат насыщенно и объёмно.
Старое фортепиано взято из совокупной библиотеки sf2 – Fluid R3 GM, в котором ещё 126 других звучаний. Общий её вес – 141 Мб и звучит она в целом неплохо.
Но вот новое звучание также из библиотеки sf2 – Jazz Piano, но она чисто со звуками фортепиано и весит 111 мб. Как следствие, более полное и объёмное звучание.
Старая гитара получена искусственно из смеси звуковых колебаний внутри синтезатора или по-русски звукодела RG – Real Guitar, так что звучит плоско и безжизненно.
Новая гитара, наоборот, взята из одноимённого сэмплера или по-русски звукового проигрывателя или звукопробника Real Guitar от производителя Music Lab. Это звуки настоящей живой гитары, сыгранные и записанные живым гитаристом. Отсюда и естественное, сочное и полное звучание.
В итоге новое звучание гармонии из струнных, фортепиано и гитары более целостное и живое.
Теперь послушаем и сравним в общем звучании соответствующие инструменты обеих аранжировок: всей ритм-группы и 3-х основных из группы-гармонии. Думаю, дополнительные пояснения излишне.
Причины качественного звучания
Почему новые звучания качественней старых? 3 причины:
1 – большой объём звуковых библиотек. Это значит, что при записи звука сохранено больше частот, оттенков исполнения и разных отдельных звуков, а не просто искусственная смена высоты у нескольких.
В управляющем заданиями можно посмотреть, сколько из памяти быстрого доступа занято звуками старой и новой аранжировки. В 1-ом случае нагрузка гораздо меньше – около половины Гб, чем во 2-ом – > 1 Гб.
2 – приложение со звуками создано сведущими производителями и записаны они в оборудованном помещении, а не непонятно кем и как.
И особенно хорошо, когда данное приложение заточено именно под определённый вид звучаний – ударные, струнные, фортепиано, а не под всё подряд.
3 – наличие встроенных обработок: сжатие звука и отражения от помещения для более плотного и объёмного звучания.
В звукотеках sf2 обычно объём данных меньше, происхождение их сомнительно и они часто лишены объёма и полноты. И их нужно выбирать тщательно.
Вывод: 1-ый ключ к превосходному звучанию – это качество самих звуков. Выбор их может сильно улучшить звучание даже без смены нотных рисунков. Но последние так же важны и это 3-ья вещь к рассмотрению.
Нотные рисунки
Пройдёмся по нотным рисункам всех инструментов по порядку сверху вниз, сравним их с прошлыми и заодно разберём новые инструменты и их звучания.
Струнные, гитара и фортепиано
Струнные в обоих случаях играют те же созвучия на фоне. Отличие лишь в 1-ой дополнительной ноте в каждом такте – это прима или 1-ая нота из каждого созвучия, так что звуков 4, а не 3. Звучание чуть полнее.
Фортепиано слева, один из главных инструментов, также играет ноты перебором, но отличие в нотах явное. Старый рисунок очень простой.
А новый гораздо сложнее и живее, как игра настоящего человека. Это не писалось с нуля, а был выбран готовый шаблон игры из приложения EZ Keys, прописаны трезвучия гармонии, перенесены в Сонар и чуть поправлены.
Гитара справа, что уравновешивает фортепиано, также играет созвучия в ритме боем – бренчанием по струнам, но рисунок другой и также выбранный из списка.
В итоге более разнообразные нотные рисунки и качественные звучания добавляют живости в песню.
Электрогитара и электропианино
Далее были добавлены ещё 2 инструмента по сторонам – электрогитара и электропианино, что уравновешивают друг друга, добавляют движения и одинаковы по ритму в началах тактов – приём удвоения.
Электрогитара из приложения RG – Real Guitar – того же, что и обычная гитара в старой аранжировке. Только тембр у неё электрический и играет она шаблон из простой нотной вставки в началах тактов с приглушенными звуками в концах.
Электропианино взято из библиотеки sf2 – Metal Piano, малой по объёму – 5,7 Мб, но неплохой по звучанию. Оно вносит неровность своим ритмом и опирается на средние ноты трезвучий: фа у Dm, си-бемоль у Gm, ми у C.
В купе с предыдущими звучаниями они создают более полную и подвижную гармонию.
Заметьте: если обычные фортепиано и гитара звучат ровно и непрерывно , то электрические – неровно и с явными перерывами между звуками.
Ещё для большей различимости звучания обе гитары, равно как и оба фортепиано, находятся друг против друга, а не с одной стороны.
Альт и электроорган
Кроме струнных на фоне, 2-х гитар и 2-х фортепиано, в группе гармонии есть ещё 2 инструмента – альт и орган, что также сдвинуты в стороны, уравновешивают друг друга и похожи по звучанию.
Альт – это вид скрипки, только немного больше и мягче по звучанию. Он взят из звукотеки sf2 – Cadenza Strings, звучание приемлемое, но не сверхкачественное, на уровне библиотеки электропианино. Но в сочетании с другими качественными инструментами это не так заметно.
Нотный рисунок проще некуда – подголосок из 8-ых нот ре-ми и ми-фа на чётных долях такта.
Орган здесь электрический и электроорган подобного звучания ещё называется рок-органом и характерен для этого жанра. Здесь он качественный – отдельное приложение Master Hammond чисто со звуками органов.
Рисунок из нот здесь довольно разнообразный: подобие мелодии, что поддерживает главную и уплотняет её, чуть сливаясь с ней по тембру.
По нотам альт и орган сначала чередуются, а в конце такта – совпадают.
В итоге группа гармонии из 7 инструментов звучит слаженно и насыщенно. Если первые 3 звучания создают полноту и общий фон, то последние 4 добавляют к нему движения и дополнительных оттенков-раскрасок.
Слаженность звучания обусловлена правилом: чем больше инструментов играет одновременно, тем проще должен быть нотный рисунок каждого из них.
Также чтобы избежать дыр или перегрузов в общем звучании, инструменты должны чередоваться: не все играть одновременно, а в перерывах одних звучат другие и наоборот. Итак, группа гармонии рассмотрена.
Барабаны и бас
Ритм-группу мы по звучанию разобрали: осталось сравнить сами ноты.
Рисунок барабанов в целом не изменился – попеременная игра.
Отличий 2: 1-ое – сдвоенный удар бочки во всех тактах, а не только в 1 и 2 в рамках квадрата, как было раньше.
2-ое – в четных тактах в конце добавлен удар бочки сразу после рабочего, что придаёт живизны.
Рисунок баса отличается: вместо старого бас с бочкой, здесь 2-ой удар сдвинут на слабую долю и в конце такта добавлена средняя нота трезвучия для нового оттенка в звучании.
Так бас звучит с барабанами более гибко и занятно, чем простое совпадение с бочкой.
Тарелки
Тарелки тоже были изменены в отношении нот. Тарелка слева открытая стала играть на каждую долю такта, что добавило силы в звучание. В то же время она на слух мягкая и не торчит, что уместно для нашей песни. В тяжёлом роке она звучала бы жёстче.
Правая тарелка также отличается как по звучанию, так и по нотам.
1-ое – здесь теперь нет чередования разных звукоизвлечений, как было раньше: звучит одно – простая закрытая тарелка.
2-ое – она теперь играет не просто однообразные ровные 8-ые, а более гибкий рисунок с вкраплениями 16-ых нот.
Это вносит разнообразие и противопоставление с ровной тарелкой слева.
И общее звучание ритм-группы более интересное и цельное, хоть и число инструментов также 4. Точнее 5, если считать бочку и рабочий отдельно. Итак, мы рассмотрели основу звучания из 7 инструментов гармонии и 4-х ритма, что вместе дают 11.
Продолжение следует…
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


