ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 13-ый урок из пошагового видеоруководства «Как написать песню с нуля».
Это подробный разбор новых звучаний и нотных рисунков совершенно новой аранжировки, созданной для той же песни, сочиняемой на протяжении всего этого курса. Подробно показаны из каких звуковых библиотек были взять более качественные звучания и как изменилась их игра. Это 3-ья и последняя часть заключения, всецело посвящённая разбору новой аранжировки.
Цель курса — показать новичкам как сочиняется готовая песня с нуля пошагово и подробно. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — введение: суть урока
00:35 — обзор сохранений и изменений в сравнении со старым звучанием
02:30 — изменение 1 — количество инструментов и их общий обзор
03:58 — изменение 2 — качество инструментов: часть 1 — ритм-группа
06:13 — изменение 2 — качество инструментов: часть 2 — группа гармонии
08:50 — 3 причины более качественного звучания инструментов
10:10 — изменение 3 — нотные рисунки инструментов: струнные, фортепиано, гитара
12:23 — разбор 2-х новых инструментов — электрогитара и электропианино
14:30 — разбор 2-х новых инструментов — альт и электроорган
16:46 — общая оценка всей группы гармонии из 7 инструментов
17:48 — разбор нотных рисунков ритм-группы: часть 1 — ударные и бас
19:19 — разбор нотных рисунков ритм-группы: часть 2 — две тарелки
Здравствуйте! С вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning! Заканчиваем разговор о создании песни. В этой 3-ей и завершающей части последнего урока мы обзорно разберём свежее звучание песни, расширенный состав инструментов и их нотные рисунки. Приступим.
Содержание
Обзор изменений
В прошлом уроке мы подробно оценили всю песню: её содержание из нот и оформление из звучаний. И решили, что аранжировка выполнена на любительском уровне и послушали её новую и более качественную.
Рассмотрим по порядку, что осталось, а что изменилось. Остались не тронутыми 2 вещи.
1-ая – содержание — это 4 звена: гармония, мелодия, ритм и текст. Если поменять мелодию и текст, то это будет уже другая песня.
2-ая – форма – это части: вступление, куплет, припев, проигрыш, окончание. Их длина в тактах, количество, расположение и внутреннее строение здесь то же.
Ещё прежние длина песни – 3:50, музыкальный размер – 4/4, темп – 115 ударов в минуту и тональность Dm.
Изменения коснулись наполнения или оформления песни – это 3 вещи: количество, качество и сочетания звучаний музыкальных инструментов.
Но при этом сохранился вид музыки – лёгкий рок и основной состав инструментов – ударная установка, бас, струнные, гитара, фортепиано. И они по звучанию все также живые, изображающие настоящие, а не электронные.
Количество инструментов
1-ая вещь – количество звучаний – было 11, а стало 15 без учёта дорожки со сбивками и голосом.
Ритм-группа не изменилась – это также 4 звучания: барабаны, бас и 2 тарелки.
А вот группа гармонии расширилась — вместо 3-х звучаний здесь теперь 7 и она зазвучала плотнее и насыщённее.
Старое – это 3 звучания: струнные, фортепиано и гитара.
Новое – это 4 звучания: электрогитара, электро пианино, альт и орган.
В группе мелодии все 4 старых звучания были заменены на новые.
Ведущая мелодия вместо кларнета озвучена другим, но похожим тембром. Стальной барабан заменён на колокольчики, синтезатор на электронное пианино, а скрипка на саксофон.
Качество звучаний
Теперь рассмотрим каждый инструмент отдельно с точки зрения 2-ой вещи – качества звучаний, то есть чем новые звучания лучше старых и из каких звуковых библиотек взяты.
Ритм группа
Начнём с ритма: старые барабаны из библиотеки Hayden James – звучат плоско и сухо. Новые большой и малый барабаны из приложения чисто ударных Battery 3 – предустановка pop demo kit. Они звучат сочнее, полнее и объёмнее. Бочка плотнее, а рабочий барабан звонче.
Старые и новые тарелки из тех же библиотек, что и барабаны. Старые звучат также плоско и сухо, а новые более рассыпчато и воздушно. В купе старые ударные звучат будто отдельно и безжизненно, а новые – цельно и живо.
Бас-гитара. Она старая из библиотеки sf2 – Carvin BB70 и на первый взгляд звучит звонко и живо. Но вот новая из приложения Dimension LE – Simple Fingered звучит более живо, полно и сочно.
В итоге весь старый ритм звучит урезано и плоско, а новый – полноценно и глубоко. Что называется, почувствуйте разницу или всё познаётся в сравнении.
Группа гармонии
Перейдём к гармонии: старые струнные на фоне из библиотеки sf2 в папке Collections – наборы с именем Rob – предпоследняя предустановка Full Strings – звучание плоское и урезанное по частотам.
Новые струнные из приложения Symphonic Orchestra – звучания оркестра — 10 виолончелей – Vcs Sus Vib Soft – протяжные, колеблющиеся, мягкие. Звучат насыщенно и объёмно.
Старое фортепиано взято из совокупной библиотеки sf2 — Fluid R3 GM, в котором ещё 126 других звучаний. Общий её вес – 141 Мб и звучит она в целом неплохо.
Но вот новое звучание также из библиотеки sf2 – Jazz Piano, но она чисто со звуками фортепиано и весит 111 мб. Как следствие, более полное и объёмное звучание.
Старая гитара получена искусственно из смеси звуковых колебаний внутри синтезатора или по-русски звукодела RG – Real Guitar, так что звучит плоско и безжизненно.
Новая гитара, наоборот, взята из одноимённого сэмплера или по-русски звукового проигрывателя или звукопробника Real Guitar от производителя Music Lab. Это звуки настоящей живой гитары, сыгранные и записанные живым гитаристом. Отсюда и естественное, сочное и полное звучание.
В итоге новое звучание гармонии из струнных, фортепиано и гитары более целостное и живое.
Теперь послушаем и сравним в общем звучании соответствующие инструменты обеих аранжировок: всей ритм-группы и 3-х основных из группы-гармонии. Думаю, дополнительные пояснения излишне.
Причины качественного звучания
Почему новые звучания качественней старых? 3 причины:
1 – большой объём звуковых библиотек. Это значит, что при записи звука сохранено больше частот, оттенков исполнения и разных отдельных звуков, а не просто искусственная смена высоты у нескольких.
В управляющем заданиями можно посмотреть, сколько из памяти быстрого доступа занято звуками старой и новой аранжировки. В 1-ом случае нагрузка гораздо меньше – около половины Гб, чем во 2-ом — > 1 Гб.
2 — приложение со звуками создано сведущими производителями и записаны они в оборудованном помещении, а не непонятно кем и как.
И особенно хорошо, когда данное приложение заточено именно под определённый вид звучаний – ударные, струнные, фортепиано, а не под всё подряд.
3 – наличие встроенных обработок: сжатие звука и отражения от помещения для более плотного и объёмного звучания.
В звукотеках sf2 обычно объём данных меньше, происхождение их сомнительно и они часто лишены объёма и полноты. И их нужно выбирать тщательно.
Вывод: 1-ый ключ к превосходному звучанию – это качество самих звуков. Выбор их может сильно улучшить звучание даже без смены нотных рисунков. Но последние так же важны и это 3-ья вещь к рассмотрению.
Нотные рисунки
Пройдёмся по нотным рисункам всех инструментов по порядку сверху вниз, сравним их с прошлыми и заодно разберём новые инструменты и их звучания.
Струнные, гитара и фортепиано
Струнные в обоих случаях играют те же созвучия на фоне. Отличие лишь в 1-ой дополнительной ноте в каждом такте — это прима или 1-ая нота из каждого созвучия, так что звуков 4, а не 3. Звучание чуть полнее.
Фортепиано слева, один из главных инструментов, также играет ноты перебором, но отличие в нотах явное. Старый рисунок очень простой.
А новый гораздо сложнее и живее, как игра настоящего человека. Это не писалось с нуля, а был выбран готовый шаблон игры из приложения EZ Keys, прописаны трезвучия гармонии, перенесены в Сонар и чуть поправлены.
Гитара справа, что уравновешивает фортепиано, также играет созвучия в ритме боем – бренчанием по струнам, но рисунок другой и также выбранный из списка.
В итоге более разнообразные нотные рисунки и качественные звучания добавляют живости в песню.
Электрогитара и электропианино
Далее были добавлены ещё 2 инструмента по сторонам – электрогитара и электропианино, что уравновешивают друг друга, добавляют движения и одинаковы по ритму в началах тактов – приём удвоения.
Электрогитара из приложения RG – Real Guitar – того же, что и обычная гитара в старой аранжировке. Только тембр у неё электрический и играет она шаблон из простой нотной вставки в началах тактов с приглушенными звуками в концах.
Электропианино взято из библиотеки sf2 – Metal Piano, малой по объёму – 5,7 Мб, но неплохой по звучанию. Оно вносит неровность своим ритмом и опирается на средние ноты трезвучий: фа у Dm, си-бемоль у Gm, ми у C.
В купе с предыдущими звучаниями они создают более полную и подвижную гармонию.
Заметьте: если обычные фортепиано и гитара звучат ровно и непрерывно , то электрические – неровно и с явными перерывами между звуками.
Ещё для большей различимости звучания обе гитары, равно как и оба фортепиано, находятся друг против друга, а не с одной стороны.
Альт и электроорган
Кроме струнных на фоне, 2-х гитар и 2-х фортепиано, в группе гармонии есть ещё 2 инструмента – альт и орган, что также сдвинуты в стороны, уравновешивают друг друга и похожи по звучанию.
Альт – это вид скрипки, только немного больше и мягче по звучанию. Он взят из звукотеки sf2 – Cadenza Strings, звучание приемлемое, но не сверхкачественное, на уровне библиотеки электропианино. Но в сочетании с другими качественными инструментами это не так заметно.
Нотный рисунок проще некуда – подголосок из 8-ых нот ре-ми и ми-фа на чётных долях такта.
Орган здесь электрический и электроорган подобного звучания ещё называется рок-органом и характерен для этого жанра. Здесь он качественный – отдельное приложение Master Hammond чисто со звуками органов.
Рисунок из нот здесь довольно разнообразный: подобие мелодии, что поддерживает главную и уплотняет её, чуть сливаясь с ней по тембру.
По нотам альт и орган сначала чередуются, а в конце такта – совпадают.
В итоге группа гармонии из 7 инструментов звучит слаженно и насыщенно. Если первые 3 звучания создают полноту и общий фон, то последние 4 добавляют к нему движения и дополнительных оттенков-раскрасок.
Слаженность звучания обусловлена правилом: чем больше инструментов играет одновременно, тем проще должен быть нотный рисунок каждого из них.
Также чтобы избежать дыр или перегрузов в общем звучании, инструменты должны чередоваться: не все играть одновременно, а в перерывах одних звучат другие и наоборот. Итак, группа гармонии рассмотрена.
Барабаны и бас
Ритм-группу мы по звучанию разобрали: осталось сравнить сами ноты.
Рисунок барабанов в целом не изменился – попеременная игра.
Отличий 2: 1-ое — сдвоенный удар бочки во всех тактах, а не только в 1 и 2 в рамках квадрата, как было раньше.
2-ое – в четных тактах в конце добавлен удар бочки сразу после рабочего, что придаёт живизны.
Рисунок баса отличается: вместо старого бас с бочкой, здесь 2-ой удар сдвинут на слабую долю и в конце такта добавлена средняя нота трезвучия для нового оттенка в звучании.
Так бас звучит с барабанами более гибко и занятно, чем простое совпадение с бочкой.
Тарелки
Тарелки тоже были изменены в отношении нот. Тарелка слева открытая стала играть на каждую долю такта, что добавило силы в звучание. В то же время она на слух мягкая и не торчит, что уместно для нашей песни. В тяжёлом роке она звучала бы жёстче.
Правая тарелка также отличается как по звучанию, так и по нотам.
1-ое – здесь теперь нет чередования разных звукоизвлечений, как было раньше: звучит одно – простая закрытая тарелка.
2-ое – она теперь играет не просто однообразные ровные 8-ые, а более гибкий рисунок с вкраплениями 16-ых нот.
Это вносит разнообразие и противопоставление с ровной тарелкой слева.
И общее звучание ритм-группы более интересное и цельное, хоть и число инструментов также 4. Точнее 5, если считать бочку и рабочий отдельно. Итак, мы рассмотрели основу звучания из 7 инструментов гармонии и 4-х ритма, что вместе дают 11.
Продолжение следует...
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.