Урок 2 — Введение в Sonar 8. Часть 2

Введение в Сонар 8. Часть 2 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 2-ой урок из видеопособия «Быстрое освоение среды Sonar 8».

В нём показано легко и понятно для новичка основы записи и правки звуковых данных в разных звуковых средах. Рассмотрены 2 из 4-х преимуществ среды Сонар 8 перед другими, а именно гибкость настройки и разнонаправленность работы — не только с MIDI для создания музыки, но и со звуковыми данными.

Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки. Изложение видеоурока под ним. Приятного просмотра.

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — вступление: преимущество Сонара №3 — гибкость настройки
00:41 — возможность настройки 1 — правка списков действий
01:37 — возможность настройки 2 — правка полос с кнопками
02:36 — правка действий, кнопок, полей в других музыкальных средах
03:07 — возможность настройки 3 — правка цветов внешнего вида
04:51 — возможность настройки 4 — правка горячих клавиш
06:14 — возможность настройки 5 — правка списков расширений
07:58 — составлекние спискиов расширений в других средах
10:01 — преимущество Сонара №4 — разнонаправленность работы
10:46 — задача 1 — ввод и вывод из MIDI данных из Sonar
12:46 — ввод и вывод MIDI данных в Cubase, Studio One, Reaper
13:05 — ввод и вывод MIDI данных из FL Studio и Ableton: заморочки и ограничение
14:29 — ввод и вывод MIDI данных из FL Studio: свои ограничения
15:16 — задача 2 — запись и правка звуковых данных в Sonar
18:10 — запись и правка звуковых данных в Cubase
19:48 — запись и правка звуковых данных в Studio One
21:16 — запись и правка звуковых данных в Reaper
23:03 — запись и правка звуковых данных в Fl Studio
25:47 — запись и правка звуковых данных в Ableton
27:17 — заключение: вывод


Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».

Это 2-ая часть вводного обзора Сонара и сравнения его с другими средами.

В 1-ой части мы рассмотрели 2 преимущества Сонара: 1-ое – простой и понятный правщик нотной записи, 2-ое – удобство и ясность работы.

Здесь мы рассмотрим ещё 2 преимущества: 3-е – возможности настройки и 4-ое — разнонаправленность пользования. Приступим.

Гибкость настройки Sonar 8

3-ье преимущество Сонара – это самая настраиваемая среда из всех — можно под свои нужды и удобно видоизменить буквально всё. Это выражено в 5 возможностях, которые не всегда есть или менее гибкие в других средах.

Настройка списков действий

1-ая возможностьнастройка списков действий в любых местах и видах. Через список Options – настройки -> Menu Editor: правщик перечня — можно создавать вложенные списки действий, перемещать неудобные и скрывать ненужные действия, переименовать на русский. В конце можно сохранить разные предустановки и загружать их.

И речь не только о главном списке приложения, но и о любом, вызываемом также ПКМ в разных видах: нужно выбрать желаемый список из выпадающего перечня.  

Настройка кнопок на поле управления

2-ая возможностьнастройка внешнего вида кнопок на поле управления. Через список Views – виды -> Toolbars – полосы кнопок можно добавлять нужные и скрывать не нужные или редко применимые в работе.

Ещё их можно отделять, перемещать и закреплять где угодно – вверху, внизу, сбоку.

Но кроме этого можно править отдельные кнопки – добавлять, убирать, перемещать в любых видах: текущем из дорожек, в нотоносце, раскладке пианино и т.д.

Можно создать и сохранить свои наборы кнопок и переключаться между ними.

Можно создать и сохранить свои наборы отображения окон и переключаться между ними быстро из единого списка Views.

Подобные 2 вещи – настройка списков и кнопок есть разве что в Reapere. В Studio One можно только скрывать и показывать отдельные поля. В Cubase то же, но ещё править наборы кнопок – добавлять, перемещать, скрывать. В FL Studio можно только перемещать полосы с кнопками . А в Ableton всё неизменно: ничего поправить нельзя.

Настройка цветов и оформления

3-ья возможность — настройка цветов и оформления через список Options -> Colors — цвета.

Можно менять общее соотношение цветов как выбором готового набора из списка, так и вручную создать свой цветовой набор и сохранить его. Но по мне набор по умолчанию лучше всего.

Также можно изменить цвет выборочно у всего чего угодно: любой вещи в любом окне, выбрав нужное из списка. Например, в виде дорожек сменим цвет полосы управления дорожкой и рабочего поля с данными.

Не нравится, что нота горит красным при игре? Не вопрос: заходим в список цветов в виде нотоносца и меняем красный на зелёный или любой другой цвет.

В других средах возможностей меньше. Например, в Studio One цвета меняются менее гибко – сразу все оттенки и есть готовые предустановки. В Cubase обстановка схожая: можно менять только оттенки дорожек, кнопок, полей и для изменений нужно перезапустить приложение.

В Abletonе есть только готовые цветовые наборы без точной подстройки , а в FL Studio цвета вообще изменить нельзя: в настройках нет соответствующей вкладки.

У Reapera нет ручной правки отдельных цветов: переключение между готовыми оболочками.  Но зато есть любопытная возможность: скачать и примерить на него внешний вид других сред, например, Logic Pro или Pro Tools.   

Настройка горячих клавиш

4-ая возможностьправка горячих клавиш через список Options -> Key Bindings — привязка. Выбираем из списка любой вид и действия в нём и привязываем клавишу.

Например, нужно быстро переносить ноты по высоте без нужды идти в список Process – обработка -> Transpose – перенос. Выбираем это действие из списка и ищем свободное сочетание.

Разумно привязать клавишу с буквой T, но она выделена жирным – занята другим действием. Ищем далее, находим свободное сочетание Shift+T и нажимаем Bind — связать. Всё, теперь можно выделить ноты и нажать Shift+T.

Такая возможность есть во многих рабочих средах, но со своими заморочками.

В Reaper её сходу не найдёшь – незаметная ссылка и все действия одним сплошным списком. В Studio One доступ быстрый, но нет полного и наглядного списка привязок клавиш: каждое действие нужно смотреть отдельно. В Cubase привязка удобная: действия по папкам и есть список назначенных клавиш. В Ableton привязка неудобная: нужно нажать кнопку Key и далее поочерёдно выбирать нужные действия друг за другом, причём только горящие красным, и нажимать желаемые кнопки.  А в FL Studio этой возможности и вовсе нет: все клавиши назначены по умолчанию и придётся пользоваться ими.

Настройка списков расширений

5-ая возможностьручная правка списков расширений через управляющий — Cakewalk Plugin Manager в списке Tools – средства.

Очень удобная и крутая вещь, которой нет нигде кроме Сонара.

Её суть в создании собственных списков 2-х видов расширений:
1-ый видозвучиватели написанных нот. Этот список отображён во вкладке Insert – вставка и называется он Soft Synths – расширения озвучки.

2-ой видприборы обработки звука. Этот список появляется при щелчке ПКМ по корзине приборов на звуковой дорожке и называется Audio FX.

По умолчанию Сонар показывает все расширения в куче с делением на своё усмотрение – сумбурно, неясно, некрасиво. Но я вручную распределил средства озвучивания по производителям и в нужном мне порядке в более опрятном и понятном списке.

Особенно это важно для приборов обработки звука, которых обычно очень много – десятки и сотни. Вот их список по умолчанию: бардак и ещё нужно прокручивать вниз до нужного.

Ладно, если в наборе немного их, как в FabFilter. Но вот набор Waves – огромный и нужно минуту прокручивать список до последнего прибора.

А в созданном вручную списке я разделил их по буквам азбуки и теперь доступ к любому из них мгновенный. Можно также делить приборы по видам – сжиматели, выравниватели, отражатели, как у списка приборов Melda Production.

Таким образом, можно придумать любые деления и как угодно распределить все расширения, удобно и без ограничений.

Списки VST и VSTi в других средах

Подобные списки в других средах создаются сами и часто неудобно, а поправить их нельзя.

Например, в Studio One расширения озвучки и приборы обработки поделены на 2 вкладки, но внутри их малый выбор – весь список, по названиям папок, производителей, виду расширения и нужно прокручивать. Хорошо, что есть поиск по названию.

В Cubase только 2 вида упорядочивания, что переключается в настройках галочкой – Sort VST by Vendor.

Галочки нет – список расширений озвучки упорядочен по названиям, а приборов обработки – по назначению или виду.

Галочка есть – оба вида приложений упорядочены по производителям.

В любом случае, они составляются произвольно и неудобно, а быстрого поиска и ручной правки нет. Так, чтобы вызывать последний прибор из набора Waves, нужно несколько раз открывать продолжение списка через надпись More Plugins – больше расширений, что муторно.

В Reaper все приложения представлены единым списком, хотя есть отсев по виду расширения – VST: для обработки и VSTi для озвучки. А через поиск можно ввести название нужного, но каждый раз печатать тоже неудобно. А при неправильном вводе названия в списке ничего и не покажется.

В FL Studio тоже не настраиваемый вручную список: по умолчанию отображаются встроенные расширения, а внешние можно лишь включить или исключить из списка через отдельное окно.

И нужно вручную выбирать вид расширения, название списка для него и нажимать кнопку Apply Changes – применить изменения, что неудобно. И то не точно, появится ли расширение в списке или нет, что и произошло в моём случае.

В Ableton все приложения в обозревателе поделены по группам Instruments – озвучиватели и Effects – приборы обработки и они во вложенных списках-папках. Искать приложение нужно либо вручную, либо через поле поиска, как в Рипере. Но оно здесь не так заметно и не зная можно его и не увидеть.  И списки настроить вручную также нельзя.

Разноприменимость Sonar 8

4-ое преимущество Сонараразнонаправленность в работе как по уровню знаний и умений пользователя, так и по виду деятельности. Другие среды более однонаправлены.

Так FL Studio и Ableton заточены больше на любителей и для создания электронной музыки, а Studio One, Cubase и Reaper – для умельцев и записи и обработки живой.

Сонар же одинаково удобный для новичка, любителя и умельца, причём как для музыканта, так и для звукорежиссёра. То есть можно как сочинять и оформлять музыку через правку MIDI данных, так и работать со звуковыми данными: записывать живые звучания и голоса, сводить и делать конечную обработку песни. В Сонаре в этом отношении всё просто и удобно.

Работа с MIDI записями

Сначала кратко рассмотрим работу с MIDI записями – их ввод и вывод. Иногда требуется добавить в музыкальную среду MIDI заготовку – либо чужой песни для изучения, либо начальной основы для дальнейшей правки до полноценной песни, созданную в стороннем приложении, например, самоиграйке ChordPulse.

После выбора направления музыки, например, диско и вписывания созвучий в виде букв, сохраняем полученное как MIDI заготовку и далее загружаем её в среду.

В Сонаре это сделать просто: нажать список File – данные -> Import – ввод и выбрать нужную MIDI запись. Или просто перетащить её в пустую заготовку песни Сонара. Дорожки можно сразу послушать – они уже озвучены средством, встроенным в звуковую карту.

И далее можно удобно смотреть и править их содержимое на свой вкус. Также легко и вывести MIDI указания через список File – данные -> Save As – сохранить как и в списке Save as type – вид сохранения выбрать MIDI Format 1. Всё легко и понятно.

В других средах MIDI записи изначально не звучат – нужно подключать расширения озвучки и есть свои заморочки.

Cubase – ввод такой же – кнопкой ввод или переносом, но звучания нет. Вывод такой же: File -> Export -> MIDI File.  

Studio One – ввод только переносом: в списке Song – песня -> Import File – нет MIDI среди видов данных, как и нет звучания.  Вывод: File -> Save As -> MIDI.

Reaper – ввод переносом и через Insert — вставка -> Media file. Звучания нет. Вывод: File -> Export Project Midi.

FL Studio: ввод переносом в окно воспроизведения невозможен – только в ячейковвод, но все данные помещаются на 1 дорожку. Для раздельного размещения нужно выбрать Import -> Midi File. Но зато есть звук от средства по умолчанию Fruity LSD. Вывод: File -> Export – MIDI и он гладкий, если изначально загружена MIDI запись.

Но вот при выводе в виде MIDI созданной с нуля заготовки с расширением flp в FL Studio появляется предупреждение. Суть – нет выходных MIDI потоков и MIDI запись будет пустая.

Чтобы это исправить, нужно зайти в Tools – средства -> Macros – набор действий и выбрать Prepare for MIDI export – приготовиться к выводу MIDI. Итог – все дорожки превращаются в MIDI и вывод возможен, но отмены этого действия нет и звук пропадает.

Чтобы звук был, нужно заново открывать заготовку, что неудобно.

Ableton – ввод только переносом: в списке File нет нужного действия, а после ввода данных звука нет – нужно подключать расширения озвучки. Но есть огромный недостаток: нельзя вывести MIDI данные со всех дорожек в единой записи.

Да, в списке File есть действие — Export MIDI Clip, но оно доступно только при выделения одной дорожки. При выделении нескольких оно не работает и придётся вытаскивать данные по очереди, что неудобно.

Как видите в FL Studio и Ableton есть трудности с выводом MIDI записей, а в Studio One, Cubase, Reaper изначально нет звука.

И в этом отношении Sonar снова удобнее. И это не считая широких возможностей по правке MIDI данных, которые мы разберём позже в ходе обучения.

Запись и правка звуковых данных

Sonar 8

Теперь рассмотрим запись и правку звуковых данных в Сонаре. Общий порядок действий во всех средах схожий.

Чтобы записать голос или музыкальный инструмент, сначала нужно включить в настройках устройство записи. Идём в Options -> Audio -> Drivers -> Input – ввод и ставим галочку напротив внешней звуковой карты: в моем случае Focusrite Scarlet 2i4.

Далее нужно добавить звуковую дорожку, выбрать на ней устройство входа, нажать на кнопку R – запись на дорожке и на полосе с кнопками и играть. В конце записи нажать остановку.

Также можно записать то, что звучит из колонок, выбрав их как устройство входа на дорожке.

Далее можно увеличить вид, отключить привязку указателя к сетке и поправить запись c помощью средств и действий:

  • резать на кусочки — ножницы,
  • объединять их – стрелка, ПКМ – Bounce To Clips,
  • удалять – выделить стрелкой и нажать Delete,
  • заглушать – знак запрета,
  • сдвигать — стрелка,
  • копировать – стрелка и Ctrl,
  • расширять/сужать — потянув за край участка,
  • выделять и перемещать отдельные области – свободная правка,
  • прослушивать с любой скоростью и направлением — громкоговоритель,
  • менять место стыка участков,
  • добавлять кривые затухания.

Сменить громкость участка можно через список Process – обработка -> Audio – звук -> Gain – усиление.  Или поменять громкость вручную карандашом или нарисовать огибающую.

Но её сначала нужно отобразить через список действий при щелчке ПКМ и строчку Envelope – огибающая -> Create clip envelope -> Gain.

Итак, для правки участков звуковых данных доступны все обычные действия. Рассмотрим эти же задачи в других музыкальных средах.

Cubase 5

В Cubase также легко записать звук: в настройках выбрать устройство записи, добавить дорожку, выбрать источник и нажать на запись.

Средства для правки, как в виде раскладке пианино:

  • стрелка – выделять и двигать участки, причём как обычно, так и данные внутри участка без его смещения и со сжатием или растяжением во времени,
  • рамочка – выделять области для удаления и перемещения,
  • ножницы – резать, клей – склеивать, ластик – удалять,
  • стекло — увеличить вид, крестик — заглушить.

Ещё стрелкой у участков данных можно создавать кривые затухания, вручную менять их громкость и карандашом рисовать огибающую. Причём это можно сделать сразу в отличие от Сонара, где огибающие нужно сначала отобразить.

При двойном щелчке открывается продвинутый правщик, где можно растягивать звук по времени, править высоту звуков, нарезать звуковую петлю на отдельные звуки и добавлять звуковые обработки.

В Сонаре это всё тоже можно сделать, хоть и не в одном окне и это мы рассмотрим в ходе обучения.

Studio One 3

В Studio One запись проходит точно также: выбор устройства в настройках, добавление пустой дорожки, выбор источника, нажатие кнопки R. Править участок данных можно как в основном окне, так и в отдельном для правки.

Средства правки в обоих окнах одинаковые и схожие с Cubase:

  • стрелочка – выделение, перемещение, смена громкости, добавление затуханий,
  • рамка – выделить и потом сдвигать, удалять, множить области.
  • Далее резак, ластик, карандаш – рисовать тишину, заглушение, растяжка участка по ширине.  

Щелчок ПКМ открывает список дополнительных действий над участком данных – смена громкости, изменение во времени и т.д.

Вывод: в Studio One и Cubase правка звуковых данных по возможностям схожа с Сонаром, но более удобная и продвинутая.

Reaper 5

В Reaper запись та же: настройка, дорожка, источник, кнопка записи. Но для правки снова нет кнопок со средствами – всё приходится делать мышью с горячими клавишами.

  • просто указатель – выделять, сдвигать, расширять/сужать участки, менять их громкость, добавлять плавное затухание,
  • кнопка S – разрезать,
  • Ctrl – множить,
  • Delete – удалять,
  • Ctrl X, C, V – вырезать, копировать, вставить.

Двойной щелчок – вызов окна свойств и действий над участком: смена громкости, высоты, скорости и т.д.  Щелчок ПКМ – вызов списка других действий: свойства участка, группировка, склейка, копирование и т.д.

Ещё отдельные кнопки вверху слева для включения и отключения свойств правки, например, самодобавления перекрёстных затуханий, совместного сдвига кусочков справа от текущего, отображения сетки и привязки к ней.

Да, возможностей у Reaper много, но по мне править звуковые данные не так удобно, как в прошлых средах.

FL Studio 12

В FL Studio настройка записи менее очевидная и удобная, чем в прошлых средах: на дорожках нет кнопок управления. Сначала как обычно нужно выбрать устройство записи в настройках.

Но далее нужно зайти в смешиватель, отметить желаемую дорожку красным кружком, выбрать источник записи, нажать на кнопку «запись» и выбрать куда её произвести: во встроенный правщик звука Edison или на дорожку в списке воспроизведения – выберем её.

В конце записи снова жмём красную кнопку для остановки.

Теперь можно править данные и средства для этого как в виде раскладки:

  • карандаш – выделять, двигать, менять границы кусочков, а с Shift — множить,
  • далее кнопки удалить, заглушить,
  • сместить – данные внутри участка,
  • резать, выделять, увеличить вид, прослушать.

И отменять действия неудобно: 1 отмена затем повтор – нужно править список History — учёт действий в окне обозревателя.

Также прямо здесь нельзя менять громкость участков или добавить плавные затухания и вносить прочие правки. Для этого данные нужно открыть в правщике звука — Edison.

Для этого нужно нажать на кнопку его вызова справа вверху, открыть кнопкой на ячейковводе записанную дорожку в окне просмотра и перетащить из него данные в окно правщика.

Да, в нём самом куча возможностей – выделять и править отдельные места, менять громкость, растягивать по времени, рисовать сложные кривые изменения уровня, положения по ширине, добавлять обработки. И его полное рассмотрение требует отдельного урока.

Но опять отменить можно только 1 действие, а в конце после всех правок нужно нажать кнопку «добавить в список» и участок появится на новой дорожке.

И нужно переносить его на место старого. По мне такая правка муторная и неудобная, и я не советую записывать и править звук в FL Studio. Лучше любая другая среда – Сонар и особенно Cubase и Studio One.

Ableton 7

Запись в Ableton: выбрать устройство в настройках, добавить звуковую дорожку, нажать красный кружок на ней, нажать на кнопку «запись» и воспроизведение.

В окне дорожек кнопок со средствами правки нет: есть лишь стрелочка и карандаш, но и он только для рисования огибающих.

Да и правка довольно ограничена: можно лишь резать участки, перемещать, копировать, удалять.

При щелчке по участку открывается окно правки, но здесь можно лишь обрезать данные согласно области выделения через действие Crop после щелчка ПКМ, и в поле слева менять у текущего участка громкость, высоту и скорость игры – упомянутые в прошлой части издевательства над звуком.

Но такие коренных изменения лично я в работе при создании музыки никогда не применяю.

Так что в Ableton править звук ещё хуже, чем в FL Studio – с ограничениями и неудобствами.

Как видите, по возможностям и гибкости настройки Сонару нет равных. А работа с MIDI и звуковыми данными предельно проста и понятна.

На этом 2-ая часть введения подошла к концу. Завершим обзор Сонара и сравнение его с другими музыкальными средами в 3-ей части.

Благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв!
3
Оставить отзыв:
avatar
2500
1 Число веток с отзывами
2 Число ответов по цепочке
2 Подписчиков на отзывы
 
Самый одобряемый отзыв
Ветка злободневного отзыва
2 Составители отзывов
СергейЭдвард Бедарев Составители новых отзывов
  Подписаться  
Сначала новые Сначала старые Самые голосуемые
Уведомление о
Сергей
Посетитель
Сергей

Наглядно и убедительно! В смысле преимуществ Сонара:) Как я понял готовый проект из других программ в Сонар можно перенести только отдельными дорожками? Хочу перенести миди и аудио дорожки готовой песни из Эблетон в Сонар и обработать их средствами Сонара. В проекте Аблика есть подголоски, муз.вставки, вокал и прочее. Возможно ли сделать так, чтобы перенесенные дорожки в Сонаре не были сдвинуты во времени относительно друг друга?

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения