ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Это 3-ий урок из видеопособия «Быстро освоение среды Sonar 8».
В нём про добавление дорожек и 5 главных вещей при сведении музыки в любой рабочей среде для её выбора в общем и как они выполнены в Sonar 8 и Studio One 3 в частности. Показан обзор вида смешивателя звуковых дорожек в Sonar 8 и лёгкость и удобство сведения музыки в нём. Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки.
Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки. Изложение видеоурока под ним. Приятного просмотра.
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — вступление: обзор рассмотренного и текущего урока
00:52 — 2 половины музыкальной среды и важность обеих
01:43 — о видах дорожек: MIDI, Audio, mono, stereo
03:38 — добавление дорожек в Sonar, дорожка папки и шины
05:08 — важная вещь №1 при сведении — смешиватель дорожек
06:13 — важная вещь №2 при сведении — приборы обработки и их подключение
08:32 — важная вещь №3 при сведении — группировка дорожек
09:10 — важная вещь №4 при сведении — путеводство (маршрутизация)
09:41 — важная вещь №5 при сведении — самодействие (автоматизация)
10:19 — обзор Sonarа: вещь №1 — смешиватель дорожек
11:43 — обзор Sonarа: вещь №2 — приборы обработки
13:25 — обзор Sonarа: вещь №3 — группировка дорожек
15:48 — обзор Sonarа: вещь №4 — путеводство данных
17:35 — обзор Sonarа: вещь №5 — самодействие настроек
19:28 — добавление и виды дорожек в Studio One
20:55 — обзор Studio One: вещь №1 — смешиватель дорожек
22:07 — обзор Studio One: вещь №2 — приборы обработки
23:41 — обзор Studio One: вещь №3 — группировка дорожек
24:37 — обзор Studio One: вещь №4 — путеводство данных
26:24 — обзор Studio One: вещь №5 — самодействие настроек
27:57 — заключение: вывод и что в следующей части
Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко». Это 3-ья и заключительная часть вводного обзора Сонара и сравнения его с другими средами.
В прошлых 2-х частях мы рассмотрели 4 преимущества Сонара: 1 – нотный правщик, 2 – удобство работы, 3 – гибкость настройки и 4 – многозадачность — наличие широких возможностей и средств как для сочинения музыки и работы с MIDI, так и для записи и правки звуковых данных.
Здесь же мы рассмотрим возможности Сонара и других сред по сведению звуковых дорожек и 5 главных вещей этого. Приступим.
Любая рабочая среда – это сочетание 2-х половин.
1-ая – музыкальная или творческая – создание музыки записью MIDI данных через вид нотоносца или раскладки пианино.
2-ая – звуковая или производственная – сведение звуковых дорожек через вид смешивателя.
Это как 2 ноги: если обе здоровые, то идти легко — создать готовую песню можно внутри одной среды. Но если одна хромая, то идти трудно, и нужен костыль – перенос дорожек для сведения в другую среду.
У Сонара обе ноги здоровые – удобно и сочинять, и сводить музыку.
Содержание
Виды дорожек в музыкальных средах
Но вначале коротко о дорожках. По роду данных дорожки есть 2-х видов:
1-ый вид — MIDI – словесные указания по игре нот без звука как такового для создания музыки. Их можно легко править, как обычный текст.
2-ой вид — Audio – готовая запись звучания в виде волны для сведения музыки. Её править сложнее и не так гибко, как MIDI. Это как отснятое видео.
В свою очередь Audio или звуковая дорожка есть 2-х видов:
1-ый – моно: с одинаковым потоком данных из обеих звуковых колонок: звучание узкое и посередине.
2-ой вид – стерео: с 2-мя отличающимся потоками: звучание широкое и с боков.
Ещё кроме этих основных видов дорожек есть вспомогательные. Их наличие, назначение и свойства в разных средах может отличаться.
В Сонаре основные дорожки добавляются как по одной через список Insert – вставка -> MIDI Track и Audio Track, так и несколько сразу – Multiple Tracks.
Если добавить расширение озвучки с отмеченной 1-ой галочкой, то появится совмещённая дорожка – Instrument Track — оба вида в одном, что удобно.
Звуковые записи для сведения добавляются тем же способом, что и дорожки MIDI записей – об этом было в прошлом уроке. В Сонаре это File – данные -> Import – ввод и выбор вида данных Audio или простое выделение дорожек и перетаскивание их в окно Сонара.
Сонар сам и без лишних вопросов создаст дорожки с их названиями и выкрасит в разные цвета. Для Audio дорожки в Сонаре нет разницы одно или двух поточные данные помещаются на неё: не надо выбирать.
Вспомогательных дорожек в Сонаре всего 2:
1-ая – Track Folder – папка для помещения в неё основных дорожек для управления их звучанием одной кнопкой и для сокрытия и раскрытия по виду для удобства.
2-ая – Stereo Bus – шина или дорожка для вбора в себя данных с нескольких дорожек для общей звуковой обработки.
Также дорожки можно переименовывать, менять местами и удалять через щелчок ПКМ и выбор Delete Track. Эти обычные действия с дорожками доступны и в других музыкальных средах.
5 главних вещей в рабочей среде для сведения
Когда звуковые дорожки со звучаниями музыкальных инструментов добавлены, для их сведения в единую песню кнопкой Console View открываем вид приборной доски звукорежиссёра – микшера или по-русски смешивателя.
Отсюда можно управлять звучанием всех дорожек: менять их громкость, положение источника по ширине, заглушать или уединять, добавлять приборы обработок, направлять поток данных по нужному пути и прочее. В других средах он тоже есть, но здесь он самый простой и удобный для новичка.
Но для начала нужно понять следующее: общие возможности и удобство сведения музыки складывается из 5-и вещей:
Вещь №1 — смешиватель дорожек
1-ая вещь – сам смешиватель – его устройство и внешний вид, особенности и удобство пользования, возможности и наличие ползунков и кнопок управления 2-х видов:
- звучанием дорожек: громкость, ширина, заглушение, уединение, запись,
- отображением – сокрытие/показ, смена размера, надписей, цветов.
Вещь №2 — приборы обработки и их подключение
2-ая вещь – приборы обработки – их набор, настройки и удобство подключения к дорожкам.
Поясню: звуковая дорожка – это источник данных, а главная шина или выход звуковой карты на звуковые колонки – это приёмник. Они соединены проводником и между ними можно вставить приборы обработки. Для этого есть 2 способа:
1-ый способ – вставка или в разрыв: по-английски Insert. Это последовательная обработка: прибор вставляется в разрыв провода между источником и приёмником. И весь звуковой поток обрабатывается и идёт на выход. Так вставляются приборы обработки громкости и частот.
В музыкальной среде это выглядит просто: прибор помещается на саму звуковую дорожку – в так называемую корзину или набор ячеек с приборами.
2-ой способ — через посыл-возврат: по-английски Send-Return. Здесь в отличие от 1-ого способа не один, а 2 потока данных — исходный и его копия.
Исходный поток идёт по прямому пути до выхода без помех и обработок.
А копия сначала посылается через дополнительное ответвление на прибор обработки — посыл, а потом видоизменённая им возвращается в приёмник — возврат.
Это одновременная обработка: нетронутый исходник и обработанную копию можно смешать друг с другом в нужном соотношении.
Такое подключение свойственно для приборов обработки объема звучания, чтобы был чёткий исходный звук и вместе с ним более размытые отражения.
В музыкальной среде это выглядит так: есть дополнительная дорожка, в разрыв которой добавлен прибор обработки. И копия данных направляется на вход этой дорожки и далее идёт на общий выход .
Вещь №3 — группировка дорожек
3-ья вещь – группировка дорожек — гибкость связывание их ползунков и кнопок так, чтобы через 1 дорожку одновременно управлять несколькими связанными с ней.
Например, можно одним ползунком убавить громкость других дорожек без нужды убавлять на каждой отдельно. Это полезно для групп звучаний, например, все ударные или все гитары.
Связывать можно дорожки как напрямую – быстрая связка, так и через помещение в общую папку или направление их данных на одну общую дорожку – шину.
Вещь №4 — путеводство (маршрутизация)
4-ая вещь – маршрутизация или по-русски путеводство – настройка откуда, куда и через какие приборы и дорожки проходят звуковые данные.
Сюда относятся: выбор источников звука для записи, настройка входов и выходов дорожек, выбор приёмных устройств, например, чтобы часть данных шла на колонки, а другая – в наушники.
Это ещё и настройка посылов с дорожек и направление их данных на общие шины для обработки их одним прибором.
Вещь №5 — самодействие (автоматизация)
5-ая вещь – автоматизация или по-русски самодействие – рисование кривых изменения настроек дорожек и приборов во времени.
Суть – гибко управлять звучанием в творческих и производственных целях.
Например, более точно править громкость мелких участков, менять положение источника в пространстве или добавить украшательства – раскрывающийся пропуск частот.
Обзор Sonar 8 в отношении сведения:
Рассмотрим все 5 вещей у Сонара:
Вещь №1 — смешиватель дорожек
1 – смешиватель: вызывается из списка Views — виды – Console View или кнопкой на поле кнопок и он в отдельном окне.
Основная часть вида – обычные дорожки, справа — шины или дорожки общей обработки звучаний и в конце общий выход со всех дорожек. И сколько бы не было дорожек, они отделены от шин по виду через разделитель: не нужно прокручивать вправо.
У дорожек можно менять громкость и ширину, заглушать и уединять. Если что-то сдвинуто не туда, можно вернуть в исходное положение щелчком ПКМ – Revert.
Дорожки можно сужать и расширять, как все, так и по отдельности, скрывать и показывать, включать и отключать на них отдельные отсеки на выбор, добавлять картинки звучаний для красоты и быстрого поиска, переименовывать, менять их местами для удобства.
Например, все ударные слева, а остальные звучания cправа.
В общем всё удобно и гибко настраивается и отображается, нет ощущения перегруженности.
Вещь №2 — приборы обработки
2 — обработки: в верхнее поле любой дорожки можно добавить прибор в разрыв: его легко и быстро выбрать из ранее созданного вручную списка Audio FX.
Несколько приборов отображаются списками с прокруткой. Перетаскиванием приборы можно менять местами на одной дорожке и перемещать и множить через Ctrl между разными дорожками, удалять.
Обработки можно включать и отключать выборочно и все сразу как на всех дорожках, так и на выбор.
Поле ниже для создания посылов на другие дорожки – их выбор, кнопка включить и уровень посыла. Как видите, всё на одном экране.
А ещё в виде дорожек можно применять разные обработки к разным кусочкам данных на одной и той же дорожке. При щелчке по участку ПКМ выберем Insert Effect – вставить обработку и выбираем нужный прибор.
Приборы обработки можно добавлять и убирать из списка прямо на кусочке данных, а перетаскиванием – перемещать, а с зажатой Ctrl множить между участками.
Вещь №3 — группировка дорожек
3 – группировка: очень гибкая и удобная – щёлкаем ПКМ по любым ползункам: громкости, ширины или любой кнопке на любой дорожке и выбираем группу с нужным цветом. Так можно гибко связывать разные ручки и кнопки управления у разных дорожек.
Теперь дорожки управляются одновременно и по цвету видно какая и в какой группе. А в списке Group Manager – управляющий группами можно видеть все кнопки и ползунки в каждой группе и изменить её имя, цвет.
Удалить дорожку из группы или всю группу легко через щелчок ПКМ и действия Remove и Clear Group.
Внизу дорожек есть быстрая группировка: достаточно провести указателем мыши по значкам цепочек на нужных дорожках подряд или с зажатой Ctrl вразброс и все ползунки и кнопки у них будут двигаться и нажиматься одновременно.
А если громкость или ширина изменены по ошибке, можно легко вернуться к исходному положению ползунков.
Для сброса группы просто щелкнем по любому значку.
Также дорожки можно поместить в общую папку для управления их заглушкой и отдельным звучанием.
А ещё после выделения нужных дорожек их все можно одним щелчком направить на общую шину через действие Selected Track Outputs.
Вещь №4 — путеводство данных
4 – путеводство: вверху у дорожек над корзиной приборов выбор входа для записи звука и в списке Selected Track Inputs указаны все устройства входа.
Внизу над названием дорожки – выход. Сейчас все звучания ударных приходят на шину Drums Bus, которая сразу у всех меняет: громкость, ширину, обработку, если добавить на неё прибор.
Помним, что посыл с дорожек направляется через поле Send — в списке Output нужно выбрать имя целевой шины и выставить уровень посыла.
Также можно направить выход и создать посыл с одной шины на другую.
Вещь №5 — самодействие настроек
5 – самодействие: переходим в вид дорожек, расширяем по высоте нужную, щёлкаем ПКМ и выбираем Envelope – огибающая и выбираем положение звука по ширине.
Берём карандаш и рисуем кривую нужного вида прямо на дорожке: голос гуляет слева направо.
Кнопкой RD: Read – можно включить и отключить чтение кривой, а ПКМ удалить.
Также во времени можно менять настройку любого прибора вручную, крутя ручки и двигая ползунки, и эти изменения запишутся.
Добавим в корзину обработок выравниватель, нажмём кнопку W: Write записать самодействие, включим обрез низких частот, воспроизведём и подвигаем узловую частоту.
В итоге действия записаны, воспроизводимы и исправимы впоследствии карандашом.
Огибающие разных свойств отображаются прямо на дорожке и одновременно, окрашенные в разные цвета.
Итак, в Сонаре сводить удобно и просто. Теперь сравним с ним добавление дорожек и сведение в других средах.
Обзор Studio One 3 в отношении сведения
Добавление и виды дорожек
В Studio One дорожки добавляются через список Track. Add Track – это вызов окна из 2-х областей:
- вверху – выбор имени, числа, вида и цвета дорожек,
- ниже — их свойств и входов/выходов.
Ниже в списке Track быстрое добавление основных дорожек:
- звуковая – Audio — есть разделение на одно и двух потоковую,
- Instrument — с расширением озвучки для MIDI данных, а отдельной MIDI дорожки здесь нет.
Вспомогательные дорожки: Automation — с настраиваемой кривой, Folder – папка и Bus – шина, но она не отображается в окне дорожек через разделитель как в Сонаре – только в виде смешивателя.
А ещё 3 дорожки вызываются кнопками – отметки для мест в песне, названия частей песни и кривая скорости. В Сонаре отметки на линии разметки, а скорость — в отдельном виде.
Ввод звукозаписей простой: переносом их в заготовку или через список Song – песня -> Import File. И здесь как в Сонаре: нет вопросов, записи на разных дорожках, с разными цветами и их названия наследуются дорожками. Средства сведения:
Вещь №1 — смешиватель дорожек
1 – смешиватель: вызывается из списка View – вид -> Console или кнопкой Mix. Его можно отобразить снизу или на весь экран.
Дорожки и шины в одном поле без разделителя, справа – главный выход: Main.
Размер дорожек меняется по высоте и есть кнопки сужений их по ширине. Также их можно менять местами.
Есть удобное поле со списком дорожек с быстрым переходом к нужной и с сокрытием/показом любой на выбор.
У дорожек можно менять громкость и ширину, заглушать и уединять, менять цвет, но не значок. И нельзя вернуться к прошлому значению ползунка, как в Сонаре.
Вещь №2 — приборы обработки
2 – обработки: изначально ячейки с приборами спрятаны. Их список открывается кнопкой с треугольником на каждой дорожке или все сразу кнопкой слева на смешивателе и расширением вверх.
Сверху приборы в разрыве – Inserts, а снизу в посыле – Sends. Для выбора прибора из списка его нужно прокручивать или переносить в ячейки из обозревателя справа.
В начале списка все встроенные в Studio One приборы и качественные: можно сводить и без установки внешних.
Можно добавить как отдельный прибор через кнопку с плюсом, так и готовую цепочку приборов из ряда по умолчанию либо сохранённую заранее.
Приборы можно множить между дорожками, как отдельно, так и все сразу, отключать все или выборочно, удалять.
У каждой дорожки есть список разрывов и посылов, как в смешивателе.
Ещё можно применять обработки к отдельным участкам, как в Сонаре: для этого нужно выделить нужный и добавить прибор в свойствах дорожки во вкладке Event FX – Enable – включить обработку событий.
Ещё есть мусорная корзина для приборов — Trash: содержит все удалённые и их можно удалить совсем или восстановить в те же дорожки и с теми же настройками, а можно удалить все с дорожек и очистить корзину.
Вещь №3 — группировка дорожек
3 – группировка: связать дорожки можно быстро простым выделением. Но одновременно нажимаются кнопки и меняется лишь громкость, а не положение по ширине.
Ещё дорожки можно добавить в отдельную группу через список ПКМ – Group Selected Tracks. Дорожки в группах обозначены в поле с их списком справа от их названий. Убрать группу – Dissolve.
Ещё выделенные дорожки можно быстро добавить в единую папку через щелчок ПКМ и выбор действие Pack Folder.
А ещё через действие Add bus for selected tracks: добавится шина и дорожки сразу будут направлены в неё.
Вещь №4 — путеводство данных
4 – путеводство: обычное направление данных на входе и выходе дорожек выбирается через список вверху дорожки в смешивателе, причём шины отдельно от устройств. И все входы/выходы чётко видны сразу у всех дорожек.
Можно выделить несколько дорожек и 1 щелчком выбрать одинаковый вход/выход. Направим все ударные на шину Drums и добавим на неё прибор сжиматель.
Заменим его на отражатель, уберём направление дорожек с ударными на шину и вместе этого создадим на неё посыл. Для этого откроем список посылов Sends, выберем шину в списке на одной дорожке, размножим посыл на остальные и поправим уровень каждого как нужно.
У Studio One есть отличительная черта: при нажатии на кнопку Routing в окне любого прибора обработки, откроется окно с цепью приборов на дорожке.
Здесь её можно не только наглядно увидеть и видоизменить порядок подключения и настройки приборов, но и создать дополнительные и сложные цепочки с разветвлениями. Это бесконечное поле для опытов и высокая гибкость путеводства.
Вещь №5 — самодействие настроек
5 – самодействие: под каждой дорожкой можно открыть по умолчанию 2 дорожки – с кривой громкости и ширины и нарисовать карандашом любую кривую.
Но также легко менять и настройки приборов: добавим на дорожку с голосом выравниватель и выберем нужную ручку. При этом её название отобразится в поле в верхнем левом углу.
Теперь просто перенесём значок руки на дорожку с голосом и под ней появится дорожка с кривой, включим запись изменений — Write и покрутим ручку.
Можно добавить ещё дорожки с кривыми и назначить на них любую настройку любого прибора из списка. И каждая настройка на своей дорожке, которые можно менять местами, скрывать, удалять.
Дорожки с кривыми показаны в общем списке под основной, а ещё на ней самой с возможностью переключаться между ними из списка и править прямо на дорожке, как в Сонаре.
Итак, сводить в Studio One очень удобно и понятно: советую освоить.
А на этом краткий обзор возможностей сведения музыки в Sonar, Studio One рассмотрены. Завершим его в следующей половине этой части у сред Reaper, Cubase, Fl Studio и Ableton.
Благодарю за внимание, c вами был Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Получил от просмотренного урока хорошую порцию мотивации:)) Материал изложен в доступной и понятной для новичков форме, особенно если перед этим уроком были изучены (или хотя бы просмотрены) предыдущие два. Считаю, что в целом о Сонаре даны начальные сведения, необходимые для начала работы в этой DAW. В настоящий момент времени имею намерение продолжить изучение Сонара и попробовать написать свою очередную песню именно в этой среде. Моя искренняя благодарность автору за творческий подход к изложению материала. С уважением Сергей (Кен Шин)
Здравствуйте, Сергей! Благодарю Вас за положительный отзыв и намерение освоить Сонар. Эти вводные уроки довольно трудоёмки и осталось записать последний, чтобы закономерно завершить этот всеобщий обзор.
А далее всё будет чисто по Сонару без отсылок к другим средам, подробно и по порядку.