Урок 3 — Введение в Sonar 8. Часть 3

Введение в Сонар 8. Часть 3 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 3-ий урок из видеопособия «Быстро освоение среды Sonar 8».

В нём про добавление дорожек и 5 главных вещей при сведении музыки в любой рабочей среде для её выбора в общем и как они выполнены в Sonar 8 и Studio One 3 в частности. Показан обзор вида смешивателя звуковых дорожек в Sonar 8 и лёгкость и удобство сведения музыки в нём. Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки.

Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки. Изложение видеоурока под ним. Приятного просмотра.

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — вступление: обзор рассмотренного и текущего урока
00:52 — 2 половины музыкальной среды и важность обеих
01:43 — о видах дорожек: MIDI, Audio, mono, stereo
03:38 — добавление дорожек в Sonar, дорожка папки и шины
05:08 — важная вещь №1 при сведении — смешиватель дорожек
06:13 — важная вещь №2 при сведении — приборы обработки и их подключение
08:32 — важная вещь №3 при сведении — группировка дорожек
09:10 — важная вещь №4 при сведении — путеводство (маршрутизация)
09:41 — важная вещь №5 при сведении — самодействие (автоматизация)
10:19 — обзор Sonarа: вещь №1 — смешиватель дорожек
11:43 — обзор Sonarа: вещь №2 — приборы обработки
13:25 — обзор Sonarа: вещь №3 — группировка дорожек
15:48 — обзор Sonarа: вещь №4 — путеводство данных
17:35 — обзор Sonarа: вещь №5 — самодействие настроек
19:28 — добавление и виды дорожек в Studio One
20:55 — обзор Studio One: вещь №1 — смешиватель дорожек
22:07 — обзор Studio One: вещь №2 — приборы обработки
23:41 — обзор Studio One: вещь №3 — группировка дорожек
24:37 — обзор Studio One: вещь №4 — путеводство данных
26:24 — обзор Studio One: вещь №5 — самодействие настроек
27:57 — заключение: вывод и что в следующей части


Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко». Это 3-ья и заключительная часть вводного обзора Сонара и сравнения его с другими средами.

В прошлых 2-х частях мы рассмотрели 4 преимущества Сонара: 1 – нотный правщик, 2 – удобство работы, 3 – гибкость настройки и 4 – многозадачность — наличие широких возможностей и средств как для сочинения музыки и работы с MIDI, так и для записи и правки звуковых данных.

Здесь же мы рассмотрим возможности Сонара и других сред по сведению звуковых дорожек и 5 главных вещей этого. Приступим.

Любая рабочая среда – это сочетание 2-х половин.

1-ая – музыкальная или творческая – создание музыки записью MIDI данных через вид нотоносца или раскладки пианино.

2-ая – звуковая или производственная – сведение звуковых дорожек через вид смешивателя.

Это как 2 ноги: если обе здоровые, то идти легко — создать готовую песню можно внутри одной среды. Но если одна хромая, то идти трудно, и нужен костыль – перенос дорожек для сведения в другую среду.

У Сонара обе ноги здоровые – удобно и сочинять, и сводить музыку.

Виды дорожек в музыкальных средах

Но вначале коротко о дорожках. По роду данных дорожки есть 2-х видов:

1-ый вид — MIDI – словесные указания по игре нот без звука как такового для создания музыки. Их можно легко править, как обычный текст.

2-ой вид — Audio – готовая запись звучания в виде волны для сведения музыки. Её править сложнее и не так гибко, как MIDI. Это как отснятое видео.

В свою очередь Audio или звуковая дорожка есть 2-х видов:

1-ый – моно: с одинаковым потоком данных из обеих звуковых колонок: звучание узкое и посередине.

2-ой вид – стерео: с 2-мя отличающимся потоками: звучание широкое и с боков.

Ещё кроме этих основных видов дорожек есть вспомогательные. Их наличие, назначение и свойства в разных средах может отличаться.

В Сонаре основные дорожки добавляются как по одной через список Insert – вставка -> MIDI Track и Audio Track, так и несколько сразу – Multiple Tracks.

Если добавить расширение озвучки с отмеченной 1-ой галочкой, то появится совмещённая дорожка – Instrument Track — оба вида в одном, что удобно.

Звуковые записи для сведения добавляются тем же способом, что и дорожки MIDI записей – об этом было в прошлом уроке. В Сонаре это File – данные -> Import – ввод и выбор вида данных Audio или простое выделение дорожек и перетаскивание их в окно Сонара.

Сонар сам и без лишних вопросов создаст дорожки с их названиями и выкрасит в разные цвета.  Для Audio дорожки в Сонаре нет разницы одно или двух поточные данные помещаются на неё: не надо выбирать.

Вспомогательных дорожек в Сонаре всего 2:

1-ая – Track Folder – папка для помещения в неё основных дорожек для управления их звучанием одной кнопкой и для сокрытия и раскрытия по виду для удобства.  

2-ая – Stereo Bus – шина или дорожка для вбора в себя данных с нескольких дорожек для общей звуковой обработки.

Также дорожки можно переименовывать, менять местами и удалять через щелчок ПКМ и выбор Delete Track.  Эти обычные действия с дорожками доступны и в других музыкальных средах.

5 главних вещей в рабочей среде для сведения

Когда звуковые дорожки со звучаниями музыкальных инструментов добавлены, для их сведения в единую песню кнопкой Console View открываем вид приборной доски звукорежиссёра – микшера или по-русски смешивателя.

Отсюда можно управлять звучанием всех дорожек: менять их громкость, положение источника по ширине, заглушать или уединять, добавлять приборы обработок, направлять поток данных по нужному пути и прочее. В других средах он тоже есть, но здесь он самый простой и удобный для новичка.

Но для начала нужно понять следующее: общие возможности и удобство сведения музыки складывается из 5-и вещей:

Вещь №1 — смешиватель дорожек

1-ая вещьсам смешиватель – его устройство и внешний вид, особенности и удобство пользования, возможности и наличие ползунков и кнопок управления 2-х видов:

  • звучанием дорожек: громкость, ширина, заглушение, уединение, запись,
  • отображением – сокрытие/показ, смена размера, надписей, цветов.  

Вещь №2 — приборы обработки и их подключение

2-ая вещьприборы обработки – их набор, настройки и удобство подключения к дорожкам.

Поясню: звуковая дорожка – это источник данных, а главная шина или выход звуковой карты на звуковые колонки – это приёмник. Они соединены проводником и между ними можно вставить приборы обработки. Для этого есть 2 способа:

1-ый способвставка или в разрыв: по-английски Insert. Это последовательная обработка: прибор вставляется в разрыв провода между источником и приёмником. И весь звуковой поток обрабатывается и идёт на выход. Так вставляются приборы обработки громкости и частот.

В музыкальной среде это выглядит просто: прибор помещается на саму звуковую дорожку – в так называемую корзину или набор ячеек с приборами.

2-ой способ — через посыл-возврат: по-английски Send-Return. Здесь в отличие от 1-ого способа не один, а 2 потока данных — исходный и его копия.

Исходный поток идёт по прямому пути до выхода без помех и обработок.

А копия сначала посылается через дополнительное ответвление на прибор обработки — посыл, а потом видоизменённая им возвращается в приёмник — возврат.

Это одновременная обработка: нетронутый исходник и обработанную копию можно смешать друг с другом в нужном соотношении.

Такое подключение свойственно для приборов обработки объема звучания, чтобы был чёткий исходный звук и вместе с ним более размытые отражения.

В музыкальной среде это выглядит так: есть дополнительная дорожка, в разрыв которой добавлен прибор обработки. И копия данных направляется на вход этой дорожки и далее идёт на общий выход .

Вещь №3 — группировка дорожек

3-ья вещьгруппировка дорожек — гибкость связывание их ползунков и кнопок так, чтобы через 1 дорожку одновременно управлять несколькими связанными с ней.

Например, можно одним ползунком убавить громкость других дорожек без нужды убавлять на каждой отдельно. Это полезно для групп звучаний, например, все ударные или все гитары.

Связывать можно дорожки как напрямую – быстрая связка, так и через помещение в общую папку или направление их данных на одну общую дорожку – шину.  

Вещь №4 — путеводство (маршрутизация)

4-ая вещьмаршрутизация или по-русски путеводство – настройка откуда, куда и через какие приборы и дорожки проходят звуковые данные.

Сюда относятся: выбор источников звука для записи, настройка входов и выходов дорожек, выбор приёмных устройств, например, чтобы часть данных шла на колонки, а другая – в наушники.

Это ещё и настройка посылов с дорожек и направление их данных на общие шины для обработки их одним прибором.  

Вещь №5 — самодействие (автоматизация)

5-ая вещьавтоматизация или по-русски самодействие – рисование кривых изменения настроек дорожек и приборов во времени.

Суть – гибко управлять звучанием в творческих и производственных целях.

Например, более точно править громкость мелких участков, менять положение источника в пространстве или добавить украшательства – раскрывающийся пропуск частот.   

Обзор Sonar 8 в отношении сведения:

Рассмотрим все 5 вещей у Сонара:

Вещь №1 — смешиватель дорожек

1 – смешиватель: вызывается из списка Views — виды – Console View или кнопкой на поле кнопок и он в отдельном окне.

Основная часть вида – обычные дорожки, справа — шины или дорожки общей обработки звучаний и в конце общий выход со всех дорожек. И сколько бы не было дорожек, они отделены от шин по виду через разделитель: не нужно прокручивать вправо.

У дорожек можно менять громкость и ширину, заглушать и уединять. Если что-то сдвинуто не туда, можно вернуть в исходное положение щелчком ПКМ – Revert.  

Дорожки можно сужать и расширять, как все, так и по отдельности, скрывать и показывать, включать и отключать на них отдельные отсеки на выбор, добавлять картинки звучаний для красоты и быстрого поиска, переименовывать, менять их местами для удобства.

Например, все ударные слева, а остальные звучания cправа.

В общем всё удобно и гибко настраивается и отображается, нет ощущения перегруженности.  

Вещь №2 — приборы обработки

2 — обработки: в верхнее поле любой дорожки можно добавить прибор в разрыв: его легко и быстро выбрать из ранее созданного вручную списка Audio FX.

Несколько приборов отображаются списками с прокруткой. Перетаскиванием приборы можно менять местами на одной дорожке и перемещать и множить через Ctrl между разными дорожками, удалять.

Обработки можно включать и отключать выборочно и все сразу как на всех дорожках, так и на выбор.

Поле ниже для создания посылов на другие дорожки – их выбор, кнопка включить и уровень посыла.  Как видите, всё на одном экране.

А ещё в виде дорожек можно применять разные обработки к разным кусочкам данных на одной и той же дорожке. При щелчке по участку ПКМ выберем Insert Effect – вставить обработку и выбираем нужный прибор.

Приборы обработки можно добавлять и убирать из списка прямо на кусочке данных, а перетаскиванием – перемещать, а с зажатой Ctrl множить между участками.  

Вещь №3 — группировка дорожек

3 – группировка: очень гибкая и удобная – щёлкаем ПКМ по любым ползункам: громкости, ширины или любой кнопке на любой дорожке и выбираем группу с нужным цветом. Так можно гибко связывать разные ручки и кнопки управления у разных дорожек.

Теперь дорожки управляются одновременно и по цвету видно какая и в какой группе.  А в списке Group Manager – управляющий группами можно видеть все кнопки и ползунки в каждой группе и изменить её имя, цвет.

Удалить дорожку из группы или всю группу легко через щелчок ПКМ и действия Remove и Clear Group.  

Внизу дорожек есть быстрая группировка: достаточно провести указателем мыши по значкам цепочек на нужных дорожках подряд или с зажатой Ctrl вразброс и все ползунки и кнопки у них будут двигаться и нажиматься одновременно.

А если громкость или ширина изменены по ошибке, можно легко вернуться к исходному положению ползунков.

Для сброса группы просто щелкнем по любому значку.  

Также дорожки можно поместить в общую папку для управления их заглушкой и отдельным звучанием.

А ещё после выделения нужных дорожек их все можно одним щелчком направить на общую шину через действие Selected Track Outputs.  

Вещь №4 — путеводство данных

4 – путеводство: вверху у дорожек над корзиной приборов выбор входа для записи звука и в списке Selected Track Inputs указаны все устройства входа.

Внизу над названием дорожки – выход.  Сейчас все звучания ударных приходят на шину Drums Bus, которая сразу у всех меняет: громкость, ширину, обработку, если добавить на неё прибор.

Помним, что посыл с дорожек направляется через поле Send — в списке Output нужно выбрать имя целевой шины и выставить уровень посыла.

Также можно направить выход и создать посыл с одной шины на другую.

Вещь №5 — самодействие настроек 

5 – самодействие: переходим в вид дорожек, расширяем по высоте нужную, щёлкаем ПКМ и выбираем Envelope – огибающая и выбираем положение звука по ширине.

Берём карандаш и рисуем кривую нужного вида прямо на дорожке: голос гуляет слева направо.

Кнопкой RD: Read – можно включить и отключить чтение кривой, а ПКМ удалить.

Также во времени можно менять настройку любого прибора вручную, крутя ручки и двигая ползунки, и эти изменения запишутся.

Добавим в корзину обработок выравниватель, нажмём кнопку W: Write записать самодействие, включим обрез низких частот, воспроизведём и подвигаем узловую частоту.

В итоге действия записаны, воспроизводимы и исправимы впоследствии карандашом.

Огибающие разных свойств отображаются прямо на дорожке и одновременно, окрашенные в разные цвета.  

Итак, в Сонаре сводить удобно и просто. Теперь сравним с ним добавление дорожек и сведение в других средах.

Обзор Studio One 3 в отношении сведения

Добавление и виды дорожек

В Studio One дорожки добавляются через список Track. Add Track – это вызов окна из 2-х областей:

  • вверху – выбор имени, числа, вида и цвета дорожек,
  • ниже — их свойств и входов/выходов.

Ниже в списке Track быстрое добавление основных дорожек:

  • звуковая – Audio — есть разделение на одно и двух потоковую,
  • Instrument — с расширением озвучки для MIDI данных, а отдельной MIDI дорожки здесь нет.

Вспомогательные дорожки: Automation — с настраиваемой кривой, Folder – папка и Bus – шина, но она не отображается в окне дорожек через разделитель как в Сонаре – только в виде смешивателя.

А ещё 3 дорожки вызываются кнопками – отметки для мест в песне, названия частей песни и кривая скорости. В Сонаре отметки на линии разметки, а скорость — в отдельном виде.

Ввод звукозаписей простой: переносом их в заготовку или через список Song – песня -> Import File. И здесь как в Сонаре: нет вопросов, записи на разных дорожках, с разными цветами и их названия наследуются дорожками. Средства сведения:

Вещь №1 — смешиватель дорожек

 1 – смешиватель: вызывается из списка View – вид -> Console или кнопкой Mix. Его можно отобразить снизу или на весь экран.

Дорожки и шины в одном поле без разделителя, справа – главный выход: Main.

Размер дорожек меняется по высоте и есть кнопки сужений их по ширине. Также их можно менять местами.

Есть удобное поле со списком дорожек с быстрым переходом к нужной и с сокрытием/показом любой на выбор.

У дорожек можно менять громкость и ширину, заглушать и уединять, менять цвет, но не значок. И нельзя вернуться к прошлому значению ползунка, как в Сонаре.  

Вещь №2 — приборы обработки

2 – обработки: изначально ячейки с приборами спрятаны. Их список открывается кнопкой с треугольником на каждой дорожке или все сразу кнопкой слева на смешивателе и расширением вверх.

Сверху приборы в разрыве – Inserts, а снизу в посыле – Sends. Для выбора прибора из списка его нужно прокручивать или переносить в ячейки из обозревателя справа.

В начале списка все встроенные в Studio One приборы и качественные: можно сводить и без установки внешних.

Можно добавить как отдельный прибор через кнопку с плюсом, так и готовую цепочку приборов из ряда по умолчанию либо сохранённую заранее.

Приборы можно множить между дорожками, как отдельно, так и все сразу, отключать все или выборочно, удалять.

У каждой дорожки есть список разрывов и посылов, как в смешивателе.

Ещё можно применять обработки к отдельным участкам, как в Сонаре: для этого нужно выделить нужный и добавить прибор в свойствах дорожки во вкладке Event FXEnable – включить обработку событий.

Ещё есть мусорная корзина для приборов — Trash: содержит все удалённые и их можно удалить совсем или восстановить в те же дорожки и с теми же настройками, а можно удалить все с дорожек и очистить корзину.  

Вещь №3 — группировка дорожек

3 – группировка: связать дорожки можно быстро простым выделением. Но одновременно нажимаются кнопки и меняется лишь громкость, а не положение по ширине.

Ещё дорожки можно добавить в отдельную группу через список ПКМ – Group Selected Tracks. Дорожки в группах обозначены в поле с их списком справа от их названий. Убрать группу – Dissolve.

Ещё выделенные дорожки можно быстро добавить в единую папку через щелчок ПКМ и выбор действие Pack Folder.

А ещё через действие Add bus for selected tracks: добавится шина и дорожки сразу будут направлены в неё.  

Вещь №4 — путеводство данных

4 – путеводство: обычное направление данных на входе и выходе дорожек выбирается через список вверху дорожки в смешивателе, причём шины отдельно от устройств. И все входы/выходы чётко видны сразу у всех дорожек.

Можно выделить несколько дорожек и 1 щелчком выбрать одинаковый вход/выход. Направим все ударные на шину Drums и добавим на неё прибор сжиматель.

Заменим его на отражатель, уберём направление дорожек с ударными на шину и вместе этого создадим на неё посыл. Для этого откроем список посылов Sends, выберем шину в списке на одной дорожке, размножим посыл на остальные и поправим уровень каждого как нужно.

У Studio One есть отличительная черта: при нажатии на кнопку Routing в окне любого прибора обработки, откроется окно с цепью приборов на дорожке.

Здесь её можно не только наглядно увидеть и видоизменить порядок подключения и настройки приборов, но и создать дополнительные и сложные цепочки с разветвлениями. Это бесконечное поле для опытов и высокая гибкость путеводства.

Вещь №5 — самодействие настроек 

5 – самодействие: под каждой дорожкой можно открыть по умолчанию 2 дорожки – с кривой громкости и ширины и нарисовать карандашом любую кривую.

Но также легко менять и настройки приборов: добавим на дорожку с голосом выравниватель и выберем нужную ручку. При этом её название отобразится в поле в верхнем левом углу.

Теперь просто перенесём значок руки на дорожку с голосом и под ней появится дорожка с кривой, включим запись изменений — Write и покрутим ручку.

Можно добавить ещё дорожки с кривыми и назначить на них любую настройку любого прибора из списка. И каждая настройка на своей дорожке, которые можно менять местами, скрывать, удалять.

Дорожки с кривыми показаны в общем списке под основной, а ещё на ней самой с возможностью переключаться между ними из списка и править прямо на дорожке, как в Сонаре.

Итак, сводить в Studio One очень удобно и понятно: советую освоить.

А на этом краткий обзор возможностей сведения музыки в Sonar, Studio One рассмотрены. Завершим его в следующей половине этой части у сред Reaper, Cubase, Fl Studio и Ableton.

Благодарю за внимание, c вами был Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 1

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв!
2
Оставить отзыв:
avatar
2500
1 Число веток с отзывами
1 Число ответов по цепочке
2 Подписчиков на отзывы
 
Самый одобряемый отзыв
Ветка злободневного отзыва
2 Составители отзывов
Эдвард БедаревСергей Составители новых отзывов
  Подписаться  
Сначала новые Сначала старые Самые голосуемые
Уведомление о
Сергей
Посетитель
Сергей

Получил от просмотренного урока хорошую порцию мотивации:)) Материал изложен в доступной и понятной для новичков форме, особенно если перед этим уроком были изучены (или хотя бы просмотрены) предыдущие два. Считаю, что в целом о Сонаре даны начальные сведения, необходимые для начала работы в этой DAW. В настоящий момент времени имею намерение продолжить изучение Сонара и попробовать написать свою очередную песню именно в этой среде. Моя искренняя благодарность автору за творческий подход к изложению материала. С уважением Сергей (Кен Шин)

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения