Урок 1 — Введение в Sonar 8. Часть 1

Введение в Сонар 8. Часть 1 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Это 1-ый урок из видеопособия «Быстрое освоение среды Sonar 8».

В нём показано легко и понятно для новичка что такое цифровые звуковые рабочие станции (DAW), какие из них самые используемые и чем в общем отличаются. Рассмотрены 2 из 4-х преимуществ среды Сонар 8 перед другими, а именно самый удобный и простой в пользовании правщик нотной записи и общее удобство и понятность работы и освоения для новичка.

Цель пособия — научить новичков с нуля работать в музыкальной рабочей среде Sonar 8 для создания собственной музыки. Изложение видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 1 - Sonar и обзор DAW 1: нотоносец и удобство работы | Введение в Sonar 8.

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 — вступление: кратко о сути и содержании руководства
01:48 — краткие сведения о Сонаре: появление, назначение, содержимое
03:21 — список известных музыкальных рабочих сред по 3-м группам
05:15 — быстрый обзор, особенности и советы по установке разных сред
09:19 — преимущество Сонара №1 — нотный правщик: удобство и возможности
11:51 — неудобства нотоносца в музыкальной среде Cubase
13:38 — неудобства нотоносца в музыкальной среде Reaper
14:51 — 3 вида отображения данных в Сонаре, удобство вида раскладки
16:51 — обзор вида раскладки в других музыкальных средах
19:52 — преимущество Сонара №2 — удобство работы.
            Вещь 1 — чёткое распределение действий; вещь 2 — опрятные списки их.
21:53 — Вещь 3 — быстрое начало работы без заморочек.
23:58 — Вещь 4 — гибкость в отображении окон и видов.
25:03 — обстановка с отображениями окон в других музыкальных средах


Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».

С этого урока мы начинаем разговор о самом главном приложении для любого музыканта — музыкальной рабочей среде на примере Sonar 8.

Цель – освоить её с нуля для создания своей музыки. Мы пойдём по порядку, от установки и настройки Сонара и до сохранения заготовки песни в виде отдельной дорожки. Советую не просто смотреть, а повторять за мной действия из уроков.

В конце обучения вы будете чувствовать себя в Sonar-е как рыба в воде без нужды изучать огромную англоязычную справку.

Я записываю эти уроки по 2-м причинам:
1-ая — по Сонару нет полных и понятных русскоязычных видео пояснений;
2-ая — Сонар незаслуженно самый недооценённый среди музыкантов.

Его или вообще не упоминают в обзорах приложений, или в самом конце. В итоге в нём работает меньше людей. Пора восстановить справедливость.

Хоть и возможностей у Сонара много, мы рассмотрим только самые важные, применяемые и простые к пониманию, а редкие и сложные – упустим.

В этом вводном уроке мы поговорим в целом о назначении, возможностях и преимуществах Сонара перед другими подобными приложениями. Я поделюсь личным опытом, а Вы сможете сложить целостное представление о Сонаре и решить, осваивать вам его или нет.

Но в любом случае на его примере легко понять общую суть работы подобных музыкальных сред и просмотр этого руководства точно не повредит. Приступим.

Общие сведения о среде Sonar 8

Название SONAR происходит от сокращения SOund Navigation And Ranging – буквально плавание и измерения в просторах звука. Ещё Сонар – это эхолот или по-русски водоискатель. Предок Сонара — приложение Cakewalk 1987 года от одноимённого американского производителя.

Число 8 – это 8-ой выпуск Сонара от 2008 года – итог 30 летнего развития. Он гораздо удобнее своих потомков: по внешнему виду, горячим клавишам и нотоносцу.

Но освоив его можно работать и в новых изданиях: отличие лишь внешнее и в местоположении части кнопок и действий.

Sonar 8 — это мощное приложение в духе «всё в одном» для создания музыки, записи, правки и обработки звука. Внутри него можно выполнить все этапы создания песни с нуля и до готовой для прослушивания: сочинить, оформить, записать, свести и сохранить.

Это целая звукопостановочная со всеми средствами: многодорожечный звукозаписыватель, звукосмесительная приборная доска, ручной предписыватель нот, музыкальные инструменты и приборы обработки звука.

Только они не настоящие и в помещении, а в виде цифровых расширений, установленных на вычислительное устройство.

В итоге свои песни может выпускать любой желающий, дома и без больших трат денег на железное оборудование, места для его хранения и времени для его установки и подключения.

Известные музыкальные среды

Общее название таких сложных и многозадачных музыкальных сред — цифровые звуковые рабочие станции — по англ. Digital Audio Workstation, сокращённо DAW.

Их на рынке много, но помимо Сонара можно выделить 8 широко используемых – это: Studio One, Cubase, Reaper, FL Studio, Ableton, Logic Pro, Pro Tools и Reason.

Все их можно поделить на 3 группы, смотря под какие задачи они изначально были заточены:

1-ая группадля записи и правки MIDI сведений – словесных и числовых указаний по озвучиванию музыки, а именно какие ноты, когда, как громко и чем играть.

Они берут начало в 1980-х годах, заточены под сочинение и оформление музыки и их первооснова – прописыватель MIDI данных. Их примеры — Sonar, Cubase и Logic Pro.  

2-ая группадля записи, правки и смешивания звуковых данных.

Они возникли в 1990-х годах, заточены под одновременную запись живой игры нескольких музыкантов и сведение музыки и их первооснова — многодорожечный звукозаписыватель. Их примеры — Pro Tools, Studio One и Reaper.

3-ья группадля создания электронной музыки из повторяющихся по кругу музыкальных участков.

Они начали появляться с 2000-х годов, заточены под размножение отрезков звучаний и их видоизменение по высоте и времени и применимы в живых выступлениях электронных музыкантов. Их примеры — FL Studio, Ableton и Reason.

Со временем возможности 3-х групп перемешались и выбор среды для музыканта – это вопрос удобства, простоты и скорости работы, внешнего вида и наличия решений определённых задач. В целом по назначению и работе они схожи: отличия внешние и в мелочах.

Вот их краткое описание и моя оценка, чтобы помочь новичкам с выбором.

Logic Pro – широкий по возможностям, простой и понятный в использовании, много качественных встроенных расширений по озвучке нот и обработке звука.

Он своего рода Сонар, но только для среды Mac OS. Если она у вас есть, смело ставьте его. Для среды Windows его нет. Лично в нём не работал, но часто вижу его в англоязычных обучающих пособиях по музыке и звуку.

Pro Tools – самая ходовая среда среди западных звукорежиссёров при записи и обработке дорожек с живой музыкой, особенно для киноплёнок: продвинутые средства для правки звуковых данных.

Новичкам её не советую: сложная, установка муторная и не она запустится, если свободной памяти быстрого доступа менее 2 Гб. Явных преимуществ нет, и её с лихвой заменяет Studio One.

Reason – среда с изображением стойки с настоящими устройствами обработки и создания звука с проводными подключениями. Это её 1-ое явное отличие от других, что может запутать новичков.

2-ое — к ней нельзя подключить сторонние расширения: ограничена встроенным набором. Ещё она неудобная в работе, особенно для записи и правки звука, и ею пользуются реже других, отсюда и меньше справочных сведений и уроков по ней. В общем, не советую её ставить.

Cubase, как и Logic Pro – очень похожа на Сонар и хорошо работает как с MIDI для сочинения музыки, так и со звуковыми данными для сведения: широкий набор средств правки и видов дорожек. Она ровесница Сонара и выбор опытных, зрелых людей в музыке.

Новичкам советую, но освоить её сложнее, чем Сонар. Причина: путаница в распределении действий по спискам главного перечня и много мелких настроек.

Studio One, как и Pro Tools – часто применяется западными музыкантами для создания музыки и обработки звука. Работает шустро и на 2-ом месте после Сонара по удобству и ясности работы, особенно хороша для сведения музыки. Один из разработчиков её тот же, что и у Cubase: отсюда их схожесть внешняя и по возможностям. Для установки советую.

Reaper – самая лёгкая по весу и гибко настраиваемая среда. Но в ней нет встроенных расширений музыкальных инструментов и куцый набор приборов обработки – нужно добавлять внешние.

Для установки советую, особенно, кто записывает живую музыку или сводит её. Новичкам советую после освоения Сонара, как более понятного, ибо можно запутаться в настройках и возможностях.

FL Studio – среда создания электронной музыки из звуковых петель.

Явное отличие от других сред — 2 уклада работы: сначала прописываем шаблоны нот в ячейковводе, а потом эти шаблоны как кирпичи укладываем в общем списке воспроизведения. Новичка это может запутать. Для записи и сведения звука очень неудобна.

Но она самая используемая среда у электронных музыкантов: половина из сводки 90 тысяч опрошенных.

На 2м месте – Ableton – из той же группы, что и FL Studio. Он для тех, кто любит издеваться над звуком – навешивать вычурные обработки, искажать, растягивать по высоте и времени.

По мне FL Studio и Ableton самые неудобные в работе, урезанные по возможностям и настройке. Не советую их устанавливать.

На вопрос «что выбрать новичку?» я скажу однозначно — Сонар. Он самый удобный в работе, простой в освоении, широкий по возможностям и гибкий в настройке, если сравнить с другими.

Сейчас мы это и сделаем на примере 5 сред: Studio One, Cubase, Reaper, FL Studio, Ableton.

Во-первых, они в русскоязычной среде самые используемые, а во-вторых – они установлены у меня, хоть и не новые выпуски.

1-ое преимущество Сонара — правщик нот

Итак, у Сонара есть 4 главных преимущества. 1-ое – правщик нотной записи, которого нет почти нигде. Зачем он нужен? 2 достоинства:

1-ое — легко и быстро извлекать нужные сведения из музыки, например, звуки и созвучия без нужды сличать положение прямоугольников с клавишами в виде раскладки.

2-ое – писать более разнообразную и продвинутую музыку.

У правщика нот Сонара 2 особенности:

1-ое — он самый простой: самые нужные знаки нотного письма — длительности звуков, затишья и связи нот, что ставятся сами, музыкальные ключи и размеры, знаки при ключе, подписи. Нет множества непонятных и лишних знаков.

2-ое — он самый удобный среди всех приложений для работы с нотами, и даже отдельных.

Судите сами: выбираем карандаш и длину ноты: можно мышкой или быстро клавишами с цифрами, и пишем ноту в любом месте, двигаем куда угодно, включаем/отключаем привязку к сетке, если нужно.

ПКМ вызываются свойства ноты для правки. Выделяем ноты, зажимаем Ctrl и копируем в любое место. Можно удалить что-то или прослушать отдельно.

Можно добавить любые подписи: слова под нотами или созвучия над ними. Размер отображения быстро меняется ползунком в широких пределах.

Можно открыть другие дорожки в нотоносце кнопкой со стрелками.  Ключ поменять легко этой кнопкой. Размер и знаки при ключе — тоже: идём во вставку и выбираем нужные.

Ещё здесь есть 3 вещи, особенно полезные для гитариста, которых нет нигде:

1-ое — вид грифа гитары с показом игры и возможностью ставить ноты на нём.  

2-ое — вид распальцовки  – указаний где и какие струны зажимать для игры написанных звуков.

3-ье — условное изображение зажатия на гитаре любого созвучия  – его нужно лишь выбрать из огромного списка.  И всё это можно удобно распечатать на бумаге.

Нотоносец в других музыкальных средах

Правка нот в Cubase

Для сравнения нотоносец в Cubase жутко неудобный: больше для показа нот, чем правки. Кнопки и линейки мелкие, колёсиком вид не увеличить, а только уменьшить. Для сброса нужно заново зайти в него.

Кнопка с увеличительным стеклом здесь не работает: только в раскладке пианино.

Чтобы увеличить вид, нужно идти в список Score – стан -> Settings – настройки –> вкладка Layout – вид -> отсек Options – настройки -> поле Size – размер.

Об этом нужно догадаться и каждый раз проходить этот путь. И нужно вручную писать число и больше 250% увеличить нельзя.

Чтобы писать ноты кнопки длительностей есть, но цифрами их не выбрать быстро как в Сонаре: переключаются средства правки. Нота перемещается пошагово: для плавности нужно отключить привязку к сетке, но кнопки нет!

Чтобы передвинуть ноту, нужно выбрать другой средство — стрелку.
В Сонаре всё делается карандашом и переключать не надо.

Ещё в Сонаре можно скопировать ноты через Ctrl+C, перенести указатель воспроизведения в нужное место и вставить через Ctrl+V.

А в Cubase ноты вставляются в начало, а указателя вообще нет — только копирование с зажатой Alt. Добавить или убрать другие дорожки – нельзя: только выйдя и выделив дорожки и снова зайдя в нотоносец.

Ладно, хоть ключ и размер можно быстро выбрать из списка при щелчке ПКМ.  Ещё можно открыть боковую полосу и выбрать нужное: ключи, знаки при них, другие знаки. Да, обозначений больше, но работать неудобно.

Правка нот в Reaper

А вот нотоносец в Reaperе: лучше, чем в Cubase, но до Сонара далеко и неудобно. Да, по виду он неплох, и колёсиком размер меняется, но нет кнопок со средствами правки и длительностями нот: только список ниже с размером сетки, что неудобно.

Карандаш есть, но ноты ставятся при двойном щелчке, а не одинарном. Или нужно нажать и провести вправо до выбора нужной длительности в виде полосы.

Выделить ноты – ПКМ, но сдвигать и копировать в любое место неудобно.

Открыть в одном окне ноты 2-х и более дорожек нельзя.

Перемещаться по нотоносцу тоже нельзя: только менять размер вида.

В Сонаре же можно не только удобно прокрутить вид до любого места, но и перенести туда ноты.  

А в Studio One, Fl Studio, Abletone вида нотоносца и вовсе нет.

В Logic Pro он есть, но Mac OS есть не у всех.

А для Studio One есть отдельное приложение нотный правщик – Notion. Но его нужно установить и внедрить в среду.    

Вид раскладки пианино разных сред

Ещё в Сонаре есть все виды отображения данных. Кроме нотоносца это ещё 3:

1-ый – раскладка пианино – ноты в виде прямоугольников как отпечатки клавиш,

2-ой — список событий – те самые MIDI указания по игре нот в исходном виде;

3-ий — пошаговый ячейковвод – удобное средство для создания повторяющихся рисунков звуков, особенно ударных.

В Сонаре вид раскладки такой же удобный, как и правщик нот. Ноты легко писать, стирать, резать — СКМ, склеивать – она же + Alt, перемещать, копировать — Ctrl, менять длину, менять громкость, размер вида и т.д. А кисточкой можно нарисовать готовый рисунок из нот.

Длительности нот и средства правки можно переключать горячими клавишами, что отображаются при в подсказках при наведении указателя.

Другие же среды в основном ограничены видами раскладки, но в целом удобными. Быстро сравним их с Сонаром:

Cubase — размер вида широко меняется по высоте и ширине.

Средств правки нот больше: первые 3 как в Сонаре: карандаш – писать ноты, стрелка – выделять, перемещать, копировать, ластик – стирать.

Далее резец – укорачивать ноты, ножницы – разрезать, крестик – заглушать, клей – склеивать, увеличитель вида, линия – рисовать разные кривые из нот: прямые, кривые, произвольные.

Reaper — ноты ставятся двойным щелчком или удлинением, а орудия скрыты: по умолчанию карандаш – писать ноты, перемещать, менять длину и громкость, клавиша Alt – ластик, ПКМ – выделение, СКМ – перемещение по виду, колесо мыши – смена размера вида.

Studio One – удобство и набор орудий как в Cubase и Sonar: стрелка, карандаш, ластик, резец, заглушка и озвучка. Также кривые для рисования свойств нот, например, громкости, но не самих нот, как в Cubase.

Fl Studio: карандаш – писать ноты, но нет выбора длительностей: запоминается последняя из них, кисть 1 – рисование сплошных нот с заменой, кисть 2 – то же, но с добавлением, далее удаление нот, заглушение, резец – для рассечения нот, рамка – для выделения, увеличительное стекло, громкоговоритель – прослушивание выбранных нот.

Средства правки переключаются клавишами с буквами и через Ctrl, Alt, Shift. Shift для копирования нот, но только по ширине: по высоте сдвинуть не получится. И ещё неудобно, что отмена действий одна и чередуется с повтором: надо идти в список изменений для отката назад на несколько шагов.  

У Abletona самый не удобный вид раскладки пианино: размер вида менять неудобно, карандаш для написания нот далеко вверху. А чтобы выделить ноты, нужно отключить его вручную или сочетанием Ctrl+B, о чём нужно догадаться.

А кнопок с другими средствами правки нет: например, ластика — нужно выделять ноты, нажимая Delete. Благо копировать, менять высоту, длину, громкость нот можно как обычно. Но по мне в Сонаре правка нот всё же удобней.

2-ое преимущество Сонара — удобство работы

2-ое преимущество Сонара – удобство и ясность работы, что особенно важно для новичка. Это выражено в 4-х вещах:

Вещь 1 — понятные списки действий

1-ое – чёткое и понятное деление действий по спискам перечня.

Например, в списке Insert – вставить — всё в одном месте для вставки: дорожки, расширения озвучки, музыкальный ключи, размеры, отметки и прочее.

Tracks – все действия с дорожками, Options – все до единой настройки, Views – все виды, File – все действия с данными: вставка, вывод и т.д. То есть всё там, где и должно быть.

В других средах действия часто перемешаны. Например, в Cubase сходу неясно как вставить дорожку: думаешь в Audio или MIDI, а нет – Project – заготовка -> Add Track.

Настройки в списке File – данные, а списка Options – нет. Списка видов Views нет – часть из них в Project, а часть для написания нот – в MIDI. А вид смешивателя звука вообще во вкладке Devices – устройства.

Часть действий с данными в списке Files, а часть в Media.

В общём, всё разбросано как попало. Сравним с жизнью: Сонар — это овощная лавка, где разные овощи: помидоры, огурцы в своих ящиках. А в Cubase в ящике с огурцами есть помидоры и наоборот.  

Вещь 2 — опрятность списков и настроек

2-ое – опрятность списков действий и настроек – все небольшие и ровные, надписи короткие, в основном от 1 до 3-х слов. И главное – сходу понятно, что они делают.

А вот списки в Reapere – длинные, громоздкие, с кучей лишнего и редко применимого, и даже непонятного. То же в списке настроек – куча кнопок, галочек.

Сравним с жизнью: Сонар – это обычный переключатель для телевизора с простыми и понятными настройками – даже ребёнок поймёт.

А Reaper — огромная приборная доска управления как в самолёте: если не лётчик, сходу не разберётесь.  

Вещь 3 — быстрое начало работы

3-ье – быстрое начало работы. Судите сами: в пустой заготовке песни нажимаем Insert – вставка, Soft Synth – расширения озвучки и выбираем из списка нужное звучание, например, фортепиано.

Далее нажимаем на нотоносец или раскладку пианино и всё: можно писать ноты в любом месте без лишних действий.

В других средах всё сложнее и нельзя сразу писать ноты на дорожках. После их вставки нужно добавить на них пустой участок данных, зайти в него и уже потом можно писать ноты.

В Cubase и Studio One рисуем его карандашом, переключаем на стрелочку и заходим в него. В Reaper и Ableton вставляем пустышку и также заходим в неё.

Но это пол беды: писать ноты можно только в пределах пустого кусочка – дальше нельзя. В Сонаре же можно уехать хоть на 100-ый такт в нотоносце, написать ноты и кусочек с ними появится сам.

В FL Studio в пошаговом ячейковводе выбираем звучание, переходим в вид раскладки пианино, пишем ноты шаблона, идём в вид списка воспроизведения и добавляем этот шаблон.

Сравним с жизнью: Сонар – большой и удобный обеденный стол, где всё рядом: легко дотянуться до любого кушанья не вставая, и тарелка сразу возникает рядом с вами.

В других средах: вы с узким подносом, а не за столом, и нужно каждый раз вставать, идти к другим краям стола и тарелку брать самому.

Вещь 4 — удобство показа окон

4-ое – удобство отображения окон: в Сонаре все окна и виды можно открыть быстро из единого списка Views или кнопками в одном ряду.

Любое окно можно развернуть на весь экран, сузить и перенести в любое место. Есть отдельный список Windows – окна, чтобы показать их в ряд построчно или столбиками.

Ещё можно сменить вид с отдельных окон на встроенные в одно с переключением по вкладкам и сменном соотношений их размера с главным окном дорожек.

Но главное: можно показать данные одной дорожки одновременно в разных видах , а также все ноты разных дорожек на одном нотоносце – на нескольких нотных станах и в виде раскладки – у нот каждой дорожки свой цвет.

И можно скрывать отдельные дорожки или запрещать правку.  В общем, удобнее не придумаешь. В других средах всё менее гибко.

В Cubase самое неудобное обращение с окнами: да, есть список действий, но в нём их можно только свернуть, развернуть на всю и закрыть. А для отображения на одном экране окна нужно подгонять вручную, что неудобно.

А окно дорожек при открытии смешивателя дорожек – сужается и переключаться между ними неудобно. Данные с разных дорожек можно отобразить в виде раскладки, но они одинакового цвета, что неудобно.

В Reaper нет списка действий с окнами, а вид нотоносца и прочие все в одном окне. Нельзя отобразить данные одной дорожки одновременно в разных видах. У разных дорожек — можно, но окна нужно располагать и подгонять вручную. Ещё у окон нет кнопок: свернуть и развернуть – только двойной щелчок расширяет и сужает окно.

Смешиватель по умолчанию открыт внизу под окном с дорожками, но его можно закрыть. Благо окна можно встроить в виде вкладок как в Сонаре и сместить в любую сторону экрана.

В Studio One работа с окнами удобнее, чем в Cubase и Reaper, но неудобнее Сонара.

Преимущества: кнопки быстрого переключения между видами обозревателя, смешивателя и правки данных, виды можно прикрепить снизу или открыть в отдельном окне, есть кнопки свёртки и раскрытия окон. Данные с разных дорожек можно отобразить в виде раскладки.

В FL Studio как в Сонаре есть кнопки быстрого включения нужных видов: дорожек, ячейковвода, раскладки, смешивателя, обозревателя.

У окон есть кнопки свернуть, развернуть, закрыть. Окна перемещаются, растягиваются и удобно прилипают к краям друг друга.

Это все удобства, ибо размещать окна нужно вручную, данные нескольких дорожек в одной раскладке не отобразить, а вида нотоносца здесь нет.

В Ableton 3 закреплённых окна – слева обозреватель, посередине вид дорожек и внизу корзина обработок звука или раскладка пианино. Их можно только скрыть/показать и сжать/растянуть.

Основных вида всего 2: вид дорожек с данными и вид смешивателя для сведения и для живых выступлений, а нотоносца здесь нет. И отдельных плавающих окон также нет.

Как видите, по наличию разных окон и удобству работе с ними Сонару нет равных.

А на этом 1-ая часть введения подошла к концу. Продолжим обзор Сонара и сравнение его с другими музыкальными средами во 2-ой части. Благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев и площадка «Обучиться музыке легко».


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоруководства. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 5 / 5. Всего оценок: 3

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв!
2
Оставить отзыв:
avatar
2500
1 Число веток с отзывами
1 Число ответов по цепочке
2 Подписчиков на отзывы
 
Самый одобряемый отзыв
Ветка злободневного отзыва
2 Составители отзывов
Эдвард БедаревСергей Составители новых отзывов
  Подписаться  
Сначала новые Сначала старые Самые голосуемые
Уведомление о
Сергей
Посетитель
Сергей

Эдвард, очень хорошо и доступно для понимания, спасибо!. Взглянул на свой Аблик с другой стороны. Буду, скорее всего, осваивать Сонар. Ноты – это хорошая составляющая. Хочу заметить, что работаю еще в Guitar Pro, в 7 версии которого есть почти все то, что и в Сонаре:)), а для гитары даже, на мой взгляд, возможностей даже больше... Буду ждать следующео урока по Сонару.

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения