ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 18-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как сочетаются разные ритмы ударных и фортепиано, как быстро сочинить ритмическую фигуру на фортепиано. Разобрано понятие groove — качание в музыке, понятие метр и размер. Создан ритм ударных с помощью программирования ячеек — Step Sequencer. Рассмотрены 4 достоинства и 2 недостатка начать сочинять песню с ритма. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – мелодии в ритмах танца и марша — особенности
02:10 – мелодия в ритме песни — сравнение с маршем и танцем
04:45 – сравнение звучаний: мелодия песни + ритм 3 песни
05:59 – однородные ритмы: мелодия и ритм танца, мелодия и ритм марша
06:50 – разнородные ритмы: мелодия танца и ритма марша и наоборот
08:53 – понятие метра и размера, смена размера, размер вальса — ¾
10:23 – сочинение ритмофигуры №1 — средний регистр, медленный темп
12:05 – сочинение ритмофигуры №2 — высокий регистр, умеренный темп
13:39 – сочинение ритмофигуры №3 — низкий регистр, быстрый темп
15:46 – создание ритма ударных в пошаговом секвенсоре — барабаны
17:02 – создание ритма ударных в пошаговом секвенсоре — тарелки
18:39 – 4 достоинства и 2 недостатка начать сочинять песню с ритма
21:32 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы подробнее рассмотрим свойства ритма на практике и посочиняем ритмические фигуры на фортепиано и на ударных инструментах. Приступим.
Основная часть. В прошлом уроке мы создали ритмы на ударных в 3-х направлениях – песня, танец, марш. Но они также есть внутри ритмомелодий на фортепиано.
1 – ритм танца. Здесь всё дело в синкопе – смещении ноты с доли такта в промежуток или с сильной 8-ой доли на слабую 8-ую. Ритм зависает на ней и эта неровность делает его танцевальным. Если её убрать и сыграть всё ровно, то танец уходит. А с синкопой — возвращается.
2 – ритма марша. Здесь наоборот смысл в подчёркивании сильных долей такта длинными нотами. А короткие ноты – на слабой доле. Эта ровность делает ритм устойчивым в духе марша. Но стоит её нарушить, как-то сдвинуть 2 средние край-ние ноты в стороны на 8-ую, и марш превращается в танец.
3 – ритм песни. Это что-то среднее между маршем и танцем. Ритм ровный как в марше и нет явных зависаний на слабых долях такта как в танце. Но при этом ноты короткие как в танце и не подчёркивают сильные доли как в марше. Начало ритма в долю, но во 2-ой доле, а не в 1-ой в начале такта, а окончание – мимо доли. И из ритма песни легко сделать 2 других.
Для марша добавить ровности: сместить последние ноты в предыдущих тактах на 8-ую вправо — в начало следующих на 1-ых долях.
Для танца добавить неровности – сместить ноты в 3-их долях тактов на 16-ую назад.
А можно сделать и то, и другое. В этом сила ритма: достаточно сместить 1 ноту во времени и это сменит характер звучания.
Кроме того, можно сдвигать весь рисунок на 8-ую и каждый раз получать новую мелодию. Сдвинем всё в начало такта. Теперь правее. А теперь сдвинем ноты так, чтобы между ними был значок 16-ой паузы. Это часто применяемая танцевальная фигура, что не совпадает с долями такта. Особенно это заметно, если написать в них ровные 8-ые ноты. Такое наслоение ровного и неровного ритма называется в музыке полиритмией: от греч. поли – много – то есть много ритмов.
Послушаем все 3 ритмомелодии на фоне ритмов ударных из прошлого урока. Мелодия песни и 3 ритма песни. Ритм 1 – плотный, но в умеренном темпе. Звучит. Теперь он же, но быстрый. Звучит хуже и смазано, потому что такой темп больше подходит для танца. Послушаем на его фоне мелодию танца. Она здесь больше подходит.
Ритм 2 – средний по плотности. Звучит.
Ритм 3 – разряженный. Тоже звучит. Мелодия танца и ритм танца в умеренном темпе. А теперь в быстром.
Мелодия марша и 2 ритма марша. Как слышите, составляющие одной природы слаженно звучат вместе. Поменяем их местами: слушаем мелодию марша в ритме танца в умеренном темпе. Звучит не безупречно, но и слух не режет, потому что темп близок к маршу. Теперь быстрый темп. А это уже звучит странно, если не коряво. То есть темп влияет на сочетание мелодии и ритма.
Мелодия танца в 2-х ритмах марша. Не пойдёт. Сравните: когда и мелодия, и ритм в духе танца, общий ритм легко воспринять и двигать головой или телом ему в такт. А когда смешано, да ещё и с триолями, слуху не за что зацепиться: нет чёткой сильной и слабой долей для качания головой и общее звучание ритма смазано.
То есть в 1-ом случае качание или побуждение к танцу было, а здесь его нет. И суть вот в чём: когда ритмы всех инструментов тщательно выверены и действуют совместно, они создают сплочённый ритм ощущения. По англ. его называют «Groove» — в переводе «приводить в восторг, движение». Это важно и должно быть в музыке, но уже больше касается аранжировки, чем сочинения.
Кроме ритма и темпа, есть ещё 1 важное понятие – метр. Это равномерное чередование долей в такте: сильных – 1-ой и 3-ей со слабыми – 2-ой и 4-ой.
Метр связан с размером такта, который указан в начале нотоносца в виде дроби. Здесь это 4/4 – самый ходовой и простой размер для сочинения и слушания музыки. В нём мы и работали во всех уроках.
Числитель – это сколько в такте долей — 4, а знаменатель — какие они по длительности – 4-ные.
Но размер можно сменить на другой через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change. Meter — с англ. и есть метр. Beat – доля, per Measure – в такте, Value – значение. В числитель можно вписать любое число долей, как-то 3. А в знаменателе – выбрать из списка основных длительностей: оставим 4.
В итоге размер ¾: в такте 3 четвертных доли: 1-ая сильная – обозначим её большим барабаном, а 2 и 3 – слабые – малым барабаном. Осталось увеличить темп до 180 ударов в минуту и мы получим ритм вальса.
Вывод: метр – это сетка, а ритм – узор на ней.
Совет – пробовать сочинять музыку в разных размерах. Это развитие чувства ритма и поиск новых идей.
Перейдём к практике. Напишем 3 ритмофигуры – возможные основы для песен на фортепиано в разных регистрах и темпах. Здесь гармония и состав нот не особо важны: главное – движение ритма.
Фигура №1 – средний регистр и медленный темп – 100 ударов. Ставим ровные 16-ые ноты фа на каждую 8-ую долю. Не интересно. Применим правило 3-х повторов, когда 3 ноты без изменений воспринимаются хорошо, а в 4-ый раз нужно разнообразить. Разобьём 5-ую ноту на 2 по бокам от неё. Теперь поднимем их до ноты соль, а последнюю ноту опустим до ми. 1-ый такт готов. Копируем его в следующие 3 и чуть меняем. 2-ой такт: поднимем 2 предпоследние ноты на соль и добавим фа после них. 3-ий такт: наоборот опустим 3 средние ноты на уровень ми, а в конце такта шаг вниз обратим вверх. Снова применим правило 3-х повторов – 3 такта одна и та же фигура ритма, а в 4-ом – заметно отличающаяся. Убираем 2-ую ноту, 3-ью сдвигаем чуть влево и опускаем на ступень, как и фа за ней, соль убираем, соль и фа меняем местами, ми в конце убираем. Готово.
Фигура №2 – высокий регистр и умеренный темп – 120 ударов. И опять за основу берём равномерное движение нот фа. Пишем подход ко 2-ой ноте сверху от ля. 3-ью ноту фа опустим на ми и сдвинем к ней фа справа. Повторим этот ход и поднимем последнюю ноту на соль. 1-ый такт готов. Копируем его в следующие 3 и чуть меняем. 2-ой такт: достаточно поправить конец – можно повторить ход из начала такта. 3-ий такт: раз 2 раза мы повторили одно и то же, в 3-ий раз – разнообразим. Поднимем весь рисунок на 2 ступени. Это секвенция – повторение фигуры на другой высоте. Но мне не нравится звучание ноты си – опустим её на полтона до си-бемоля. 4-ий такт прилично разнообразим: 1-ое – наоборот опустим весь рисунок на 2 ступени. 2-ое – удалим ноты во 2-ой половине такта и скопируем в неё ноты из 1-ой. Уберём 2 ноты в конце и придвинем ре к фигуре в середине. Можно убрать ре в конце 2-ой доли и 2 левые ноты сдвинуть на 16-ую вправо. Ритм готов.
Фигура № 3 – низкий регистр и быстрый темп – 130 ударов. Основа та же, только из нот ля, а не фа. Для разнообразия начнём его с 2-х пар 16-ых нот. Для этого сдвинем 3 ноты влево и ещё раз 3-ью Это ритм звучит неплохо, потому что он нам знаком – это стук парных колес поезда о стыки рельсов. Заполним паузу нотой соль в середине доли. Вместо следующих 2-х нот фа поставим одну ля – добавим неровности. 1-ый такт готов. Копируем его в другие и правим. 2-ой такт: опустим весь рисунок на 2 ступени. Уберём 2-ую ноту и следующие 2 сдвинем чуть левее. Ноту ми разобьём на до слева и на си справа. Фа после них лишняя – убираем. В конце такта шагнём вверх нотами си-до и добавим ре. 3-ий такт: для разнообразия опустим ноты на ступень до ноты ми. То же можно сделать и в 4-ом такте: скопируем в него фигуру из 2-ого и опустим до ноты до. Ритм готов.
Напомню, что все 3 фигуры мы получили с помощью приёма разрушительного создания ритма – написали ровное движение, а затем убрали и сдвинули ноты в некоторых местах.
Теперь перейдём к ударной установке и напишем ритм с нуля в темпе 130 ударов с помощью пошагового включения череды ячеек – Step Sequencer. Для разнообразия отойдём от шаблонной схемы чередования барабанов: будем иногда пропускать доли и ставить удары в необычных местах.
Так, в 1-ой доле 1-ого такта оставим бочку, а в 1-ой доле 2-ого такта поставим вместо неё удар по ободу рабочего барабана как более мягкому. Дальше ставим через долю 2 бочки – 1 рабочий – 2 бочки. Такое равномерное чередование звучит интересно.
Сделаем ритм не 4-х, а 8-ми тактовым. Для этого добавим 4 такта с помощью переключателя Примечание: здесь beat – это число тактов, а step – число долей в такте. В 5-ом такте пропустим 1-ую долю и с 3-ей повторим фигуру из 4-х прошлых ударов. В 8-ом такте просится завершающий удар по ободу.
Пишем тарелку хэт. Ставим 3 равноудалённых на 2 доли друг от друга ударов + удар в 4-ой доле. Это игра вместе с бочкой, кроме 2-ого удара. То же можно сделать и во 2-ой половине + добавить 3 равномерных удара.
С другой стороны можно добавить энергии и неровности в конце в виде ударов по малому барабану. Ритм интересный, потому что у него разная динамика: средняя в начале, низкая в середине и высокая в конце.
Теперь добавим украшательства в виде одиночных ударов в разных местах с другим звукоизвлечением и возможно по другим тарелкам.
Например, 1-ый такт 3-ья доля – педаль, начало 3-его такта – открытая тарелка, 4-ый такт 3-ья доля – тарелка ride. Но её нету среди инструментов. Для этого выберем том и переключим в нём высоту ноты на уровень тарелки Глянем ритм в нотах.
Итак, начать с ритма – это 3-ий способ создания песни наряду с гармонией и мелодией. Это создание ритмической фигуры или барабанного рисунка, что часто применяется в танцевальной музыке.
4 достоинства этого: 1 – запоминаемость — можно создать цепляющий ритм и завлечь слушателя, заставляя его воспринимать музыку телом. Пример — песня группы Queen — We Will Rock You.
2 – гибкость – в ритме ударных нет высоты тона, поэтому он не влияет на настроение песни. Так что его проще изменить, чем гармонию и мелодии без заметных изменений в звучании. Послушаем пример . Заметьте: до появления гармонии было не ясно грустная это песня или радостная.
3 – готовность — можно брать за основу готовые ритмические рисунки и характерные для определённого стиля музыки. Они есть в программах авто-аранжировщиков, как-то Chord Pulse. Нажмём на воспроизведение и послушаем ритмы разных стилей из списка.
4 – техническая оснащённость – для создания ритма внутри некоторых программных инструментов есть арпеджиаторы. Их ритмы по умолчанию могут быть неплохой основа для песни – POfT.
2 недостатка: 1 – привязка к стилю — ритм ударных ярче всего характеризует стиль музыки и создаёт рамки.
2 – ограничение ритма мелодии. Как гармония ограничивает выбор нот по высоте, так и ритм – по местоположению. Мы в этом убедились в начале урока на ритмах ударных и мелодий. Да, на простой ритм – Б-М-Б-М ляжет любая мелодия. Наоборот, не всякую мелодию можно спеть под необычный ритм, в сложном размере и быстром темпе.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятием качания в ритме и созданием ритмических рисунков на практике. Поняли, что ритмы разных инструментов должны соответствовать другу другу по природе, а сочинение ритма – это один из гибких способов создание песни.
В следующем уроке мы поговорим про последнюю 4-ую составляющую песни — текст.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.