Урок 18 — ритм: практика-2

Работа композитора. Ритм: практика 2 Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 18-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём разбёрем как сочетаются разные ритмы ударных и фортепиано, как быстро сочинить ритмическую фигуру на фортепиано. Разобрано понятие groove — качание в музыке, понятие метр и размер. Создан ритм ударных с помощью программирования ячеек — Step Sequencer. Рассмотрены 4 достоинства и 2 недостатка начать сочинять песню с ритма. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 18 - Ритм. Практика 2 | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – мелодии в ритмах танца и марша — особенности
02:10 – мелодия в ритме песни — сравнение с маршем и танцем
04:45 – сравнение звучаний: мелодия песни + ритм 3 песни
05:59 – однородные ритмы: мелодия и ритм танца, мелодия и ритм марша
06:50 – разнородные ритмы: мелодия танца и ритма марша и наоборот
08:53 – понятие метра и размера, смена размера, размер вальса — ¾
10:23 – сочинение ритмофигуры №1 — средний регистр, медленный темп
12:05 – сочинение ритмофигуры №2 — высокий регистр, умеренный темп
13:39 – сочинение ритмофигуры №3 — низкий регистр, быстрый темп
15:46 – создание ритма ударных в пошаговом секвенсоре — барабаны
17:02 – создание ритма ударных в пошаговом секвенсоре — тарелки
18:39 – 4 достоинства и 2 недостатка начать сочинять песню с ритма
21:32 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы подробнее рассмотрим свойства ритма на практике и посочиняем ритмические фигуры на фортепиано и на ударных инструментах. Приступим.

Основная часть. В прошлом уроке мы создали ритмы на ударных в 3-х направлениях – песня, танец, марш. Но они также есть внутри ритмомелодий на фортепиано.

1 – ритм танца. Здесь всё дело в синкопе – смещении ноты с доли такта в промежуток или с сильной 8-ой доли на слабую 8-ую. Ритм зависает на ней и эта неровность делает его танцевальным. Если её убрать и сыграть всё ровно, то танец уходит.  А с синкопой — возвращается.  

2 – ритма марша.  Здесь наоборот смысл в подчёркивании сильных долей такта длинными нотами. А короткие ноты – на слабой доле. Эта ровность делает ритм устойчивым в духе марша. Но стоит её нарушить, как-то сдвинуть 2 средние край-ние ноты в стороны на 8-ую, и марш превращается в танец.  

3 – ритм песни.  Это что-то среднее между маршем и танцем. Ритм ровный как в марше и нет явных зависаний на слабых долях такта как в танце. Но при этом ноты короткие как в танце и не подчёркивают сильные доли как в марше. Начало ритма в долю, но во 2-ой доле, а не в 1-ой в начале такта, а окончание – мимо доли. И из ритма песни легко сделать 2 других.

Для марша добавить ровности: сместить последние ноты в предыдущих тактах на 8-ую вправо — в начало следующих на 1-ых долях.

Для танца добавить неровности – сместить ноты в 3-их долях тактов на 16-ую назад.  

А можно сделать и то, и другое. В этом сила ритма: достаточно сместить 1 ноту во времени и это сменит характер звучания.

Кроме того, можно сдвигать весь рисунок на 8-ую и каждый раз получать новую мелодию. Сдвинем всё в начало такта.  Теперь правее.  А теперь сдвинем ноты так, чтобы между ними был значок 16-ой паузы. Это часто применяемая танцевальная фигура, что не совпадает с долями такта. Особенно это заметно, если написать в них ровные 8-ые ноты. Такое наслоение ровного и неровного ритма называется в музыке полиритмией: от греч. поли – много – то есть много ритмов.

Послушаем все 3 ритмомелодии на фоне ритмов ударных из прошлого урока. Мелодия песни и 3 ритма песни. Ритм 1 – плотный, но в умеренном темпе.  Звучит. Теперь он же, но быстрый.  Звучит хуже и смазано, потому что такой темп больше подходит для танца. Послушаем на его фоне мелодию танца.  Она здесь больше подходит.

Ритм 2 – средний по плотности.  Звучит.

Ритм 3 – разряженный.  Тоже звучит. Мелодия танца и ритм танца в умеренном темпе.  А теперь в быстром.

Мелодия марша и 2 ритма марша.  Как слышите, составляющие одной природы слаженно звучат вместе. Поменяем их местами: слушаем мелодию марша в ритме танца в умеренном темпе.  Звучит не безупречно, но и слух не режет, потому что темп близок к маршу. Теперь быстрый темп.  А это уже звучит странно, если не коряво. То есть темп влияет на сочетание мелодии и ритма.

Мелодия танца в 2-х ритмах марша. Не пойдёт. Сравните: когда и мелодия, и ритм в духе танца, общий ритм легко воспринять и двигать головой или телом ему в такт.  А когда смешано, да ещё и с триолями, слуху не за что зацепиться: нет чёткой сильной и слабой долей для качания головой и общее звучание ритма смазано.  

То есть в 1-ом случае качание или побуждение к танцу было, а здесь его нет. И суть вот в чём: когда ритмы всех инструментов тщательно выверены и действуют совместно, они создают сплочённый ритм ощущения. По англ. его называют «Groove» — в переводе «приводить в восторг, движение». Это важно и должно быть в музыке, но уже больше касается аранжировки, чем сочинения.

Кроме ритма и темпа, есть ещё 1 важное понятие – метр. Это равномерное чередование долей в такте: сильных – 1-ой и 3-ей со слабыми – 2-ой и 4-ой.

Метр связан с размером такта, который указан в начале нотоносца в виде дроби. Здесь это 4/4 – самый ходовой и простой размер для сочинения и слушания музыки. В нём мы и работали во всех уроках.

Числитель – это сколько в такте долей — 4, а знаменатель — какие они по длительности – 4-ные.

Но размер можно сменить на другой через меню Insert – вставка –> Meter/Key Change. Meter — с англ. и есть метр. Beat – доля, per Measure – в такте, Value – значение. В числитель можно вписать любое число долей, как-то 3. А в знаменателе – выбрать из списка основных длительностей: оставим 4.

В итоге размер ¾: в такте 3 четвертных доли: 1-ая сильная – обозначим её большим барабаном, а 2 и 3 – слабые – малым барабаном. Осталось увеличить темп до 180 ударов в минуту и мы получим ритм вальса.

Вывод: метр – это сетка, а ритм – узор на ней.
Совет – пробовать сочинять музыку в разных размерах. Это развитие чувства ритма и поиск новых идей.

Перейдём к практике. Напишем 3 ритмофигуры – возможные основы для песен на фортепиано в разных регистрах и темпах. Здесь гармония и состав нот не особо важны: главное – движение ритма.

Фигура №1 – средний регистр и медленный темп – 100 ударов. Ставим ровные 16-ые ноты фа на каждую 8-ую долю.  Не интересно. Применим правило 3-х повторов, когда 3 ноты без изменений воспринимаются хорошо, а в 4-ый раз нужно разнообразить. Разобьём 5-ую ноту на 2 по бокам от неё.  Теперь поднимем их до ноты соль, а последнюю ноту опустим до ми.  1-ый такт готов. Копируем его в следующие 3 и чуть меняем.  2-ой такт: поднимем 2 предпоследние ноты на соль и добавим фа после них.  3-ий такт: наоборот опустим 3 средние ноты на уровень ми, а в конце такта шаг вниз обратим вверх.  Снова применим правило 3-х повторов – 3 такта одна и та же фигура ритма, а в 4-ом – заметно отличающаяся. Убираем 2-ую ноту, 3-ью сдвигаем чуть влево и опускаем на ступень, как и фа за ней, соль убираем, соль и фа меняем местами, ми в конце убираем.  Готово.

Фигура №2 – высокий регистр и умеренный темп – 120 ударов. И опять за основу берём равномерное движение нот фа.  Пишем подход ко 2-ой ноте сверху от ля.  3-ью ноту фа опустим на ми и сдвинем к ней фа справа. Повторим этот ход и поднимем последнюю ноту на соль.  1-ый такт готов. Копируем его в следующие 3 и чуть меняем.  2-ой такт: достаточно поправить конец – можно повторить ход из начала такта.  3-ий такт: раз 2 раза мы повторили одно и то же, в 3-ий раз – разнообразим. Поднимем весь рисунок на 2 ступени.  Это секвенция – повторение фигуры на другой высоте. Но мне не нравится звучание ноты си – опустим её на полтона до си-бемоля.  4-ий такт прилично разнообразим: 1-ое – наоборот опустим весь рисунок на 2 ступени.  2-ое – удалим ноты во 2-ой половине такта и скопируем в неё ноты из 1-ой.  Уберём 2 ноты в конце и придвинем ре к фигуре в середине.  Можно убрать ре в конце 2-ой доли и 2 левые ноты сдвинуть на 16-ую вправо.  Ритм готов.

Фигура № 3 – низкий регистр и быстрый темп – 130 ударов. Основа та же, только из нот ля, а не фа. Для разнообразия начнём его с 2-х пар 16-ых нот. Для этого сдвинем 3 ноты влево и ещё раз 3-ью  Это ритм звучит неплохо, потому что он нам знаком – это стук парных колес поезда о стыки рельсов.  Заполним паузу нотой соль в середине доли.  Вместо следующих 2-х нот фа поставим одну ля – добавим неровности.  1-ый такт готов. Копируем его в другие и правим.  2-ой такт: опустим весь рисунок на 2 ступени.  Уберём 2-ую ноту и следующие 2 сдвинем чуть левее.  Ноту ми разобьём на до слева и на си справа.  Фа после них лишняя – убираем. В конце такта шагнём вверх нотами си-до и добавим ре.  3-ий такт: для разнообразия опустим ноты на ступень до ноты ми.  То же можно сделать и в 4-ом такте: скопируем в него фигуру из 2-ого и опустим до ноты до. Ритм готов.

Напомню, что все 3 фигуры мы получили с помощью приёма разрушительного создания ритма – написали ровное движение, а затем убрали и сдвинули ноты в некоторых местах. 

Теперь перейдём к ударной установке и напишем ритм с нуля в темпе 130 ударов с помощью пошагового включения череды ячеек – Step Sequencer.  Для разнообразия отойдём от шаблонной схемы чередования барабанов: будем иногда пропускать доли и ставить удары в необычных местах.

Так, в 1-ой доле 1-ого такта оставим бочку, а в 1-ой доле 2-ого такта поставим вместо неё удар по ободу рабочего барабана как более мягкому.  Дальше ставим через долю 2 бочки – 1 рабочий – 2 бочки. Такое равномерное чередование звучит интересно.

Сделаем ритм не 4-х, а 8-ми тактовым. Для этого добавим 4 такта с помощью переключателя  Примечание: здесь beat – это число тактов, а step – число долей в такте. В 5-ом такте пропустим 1-ую долю и с 3-ей повторим фигуру из 4-х прошлых ударов. В 8-ом такте просится завершающий удар по ободу.

Пишем тарелку хэт. Ставим 3 равноудалённых на 2 доли друг от друга ударов + удар в 4-ой доле. Это игра вместе с бочкой, кроме 2-ого удара.  То же можно сделать и во 2-ой половине + добавить 3 равномерных удара.  

С другой стороны можно добавить энергии и неровности в конце в виде ударов по малому барабану. Ритм интересный, потому что у него разная динамика: средняя в начале, низкая в середине и высокая в конце.

Теперь добавим украшательства в виде одиночных ударов в разных местах с другим звукоизвлечением и возможно по другим тарелкам.

Например, 1-ый такт 3-ья доля – педаль, начало 3-его такта – открытая тарелка, 4-ый такт 3-ья доля – тарелка ride. Но её нету среди инструментов. Для этого выберем том и переключим в нём высоту ноты на уровень тарелки  Глянем ритм в нотах.  

Итак, начать с ритма – это 3-ий способ создания песни наряду с гармонией и мелодией. Это создание ритмической фигуры или барабанного рисунка, что часто применяется в танцевальной музыке.

4 достоинства этого: 1 – запоминаемость — можно создать цепляющий ритм и завлечь слушателя, заставляя его воспринимать музыку телом. Пример — песня группы Queen — We Will Rock You.  

2 – гибкость – в ритме ударных нет высоты тона, поэтому он не влияет на настроение песни. Так что его проще изменить, чем гармонию и мелодии без заметных изменений в звучании. Послушаем пример .  Заметьте: до появления гармонии было не ясно грустная это песня или радостная.

3 – готовность — можно брать за основу готовые ритмические рисунки и характерные для определённого стиля музыки. Они есть в программах авто-аранжировщиков, как-то Chord Pulse. Нажмём на воспроизведение и послушаем ритмы разных стилей из списка. 

4 – техническая оснащённость – для создания ритма внутри некоторых программных инструментов есть арпеджиаторы.  Их ритмы по умолчанию могут быть неплохой основа для песни – POfT.  

2 недостатка: 1 – привязка к стилю — ритм ударных ярче всего характеризует стиль музыки и создаёт рамки.

2 – ограничение ритма мелодии. Как гармония ограничивает выбор нот по высоте, так и ритм – по местоположению. Мы в этом убедились в начале урока на ритмах ударных и мелодий. Да, на простой ритм – Б-М-Б-М ляжет любая мелодия. Наоборот, не всякую мелодию можно спеть под необычный ритм, в сложном размере и быстром темпе.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с понятием качания в ритме и созданием ритмических рисунков на практике. Поняли, что ритмы разных инструментов должны соответствовать другу другу по природе, а сочинение ритма – это один из гибких способов создание песни.

В следующем уроке мы поговорим про последнюю 4-ую составляющую песни — текст.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения