Здравствуйте! Это 17-ый видеоурок из рубрики “Уроки для новичков” – “По сочинению”. В нём о практике создания ритма на ударной установке. В ходе урока создадим 5 разных по характеру и жанровому началу ритмов – песенный напряжённый, умеренный, расслабленный и ещё 2 – танцевальный и маршевый. Также сравним звучания созданных ритмов на акустических и электронных ударных. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:32 – о разделении ударной инструментов между звуковыми дорожками
01:30 – настройка внешнего инструмента в программе Sonar 8
02:05 – создание ритма №1: напористого – большой и малый барабаны
03:04 – создание ритма №2: напористого – тарелки hat/ride
04:51 – влияние темпа – скорости звучания на напористость ритма
05:18 – создание ритма №2: умеренного – большой и малый барабаны
05:47 – создание ритма №2: умеренного – тарелки hat/ride
07:30 – создание ритма №2: умеренного – смена нот тарелок hat/ride местами
08:34 – создание ритма №3: расслабленного – большой и малый барабаны
09:04 – создание ритма №3: расслабленного – тарелки hat/ride
10:40 – создание ритма №4: танцевального – все ударные
11:54 – создание ритма №5: маршевого – большой и малый барабаны
12:51 – создание ритма №5: маршевого – тарелки hat/ride: случай 1 – 32-ые ноты
14:34 – создание ритма №5: маршевого – тарелки hat/ride: случай 2 – триоли
15:45 – сравнение звучаний ритмов 1-5 на акустических и электронных ударных
16:54 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём создание ритма с помощью ударной установки на практике на отдельных примерах. Приступим.
Основная часть. Вот ритм из прошлого урока. Все инструменты на одном нотоносце, что неудобно. Лучше разделить их. Я добавил ещё 3 дорожки с тем же модулем ударных – Studio Drumkit и назвал их все так: Drums – бочка и рабочий, Hat и Ride – тарелки, Toms – томы.
Выделим их все и нажмём кнопку Staff View – нотный стан. Выделяем тарелку hat и перетаскиваем её на дорожку с её названием. Тоже делаем с тарелкой ride и томами. Это удобно для отображения – нет нагромождений из нот и для правки – можно отдельно менять как ноты, так и громкость с панорамой. Так барабаны по центру, hat – 70% слева, ride – 70% справа.
Сочинять ритм мы будем в раскладке пианино – жмём кнопку Piano Roll View. А рядом можно открыть нотоносец. Для этого жмём меню Windows – окна -> Tile in Columns – плиткой в столбик. В раскладке пианино ноты на одной дорожке одинаковые по цвету, а на разных дорожках – разные.
Итак, создадим 5 разных по характеру ритмических рисунков и без игры томов: только 2 главных барабана и 2 тарелки. Пишем их в раскладке пианино, а правим – в нотоносце.
Ритм №1 – пусть будет напористый. Ищем бочку – обычно она на уровне ноты до и рабочий – на ноте ре. Пишем обычный разряжённый ритм – попеременную их игру. Это основа и на неё накладывается более сложный рисунок. Уплотняем ритм: ставим бочку в 1-ой доле. Можно повторить рисунок во 2-ой половине такта, но будет звучать скучно. Тем более, что ритм ровный – удары по барабанам совпадают с долями такта. Сдвинем для неровности среднюю бочку на 16-ую назад – раньше доли такта. И в освободившееся место добавим бочку в 3-ей доле. И ещё поставим её в середине 4-ой доли. Ритм барабанов готов.
Перейдём к тарелке hat нажатием на кнопку Pick Tracks – выбрать дорожки. Поставим ровные 8-ые. Для плотности удвоим их до 16-ых. Удалим некоторые удары наугад: в конце 1-ой доли, 2-ой и 2-ой в 4-ой. Ритм хэта готов: переходим к тарелке ride. Скопируем в неё ритм хэта и проредим.
Опираемся на 2 приёма для отличия:
1-ый – игра со слабой доли. Для этого уберём 2 первых удара.
2-ой – неровный ритм. Во 2-ой половине такта игра частая. Из всех ударов оставим лишь 3, убрав 2 удара в середине 3-ей доли и 1-ый и последний в 4-ой. Ритм готов.
Копируем его во 2-ой такт и чуть меняем удары во 2-ой половине такта – этого хватит для разнообразия. В барабанах уберём последнюю бочку. В тарелке хэт – удары, совпадающие с тарелкой райд. Для украшения можно добавить мягкий удар по тарелке crash, совпадающий с бочкой. Уберём 1-ый удар в 3-ей доле и последний в 4-ой. В ней же заменим закрытый удар на открытый.
В тарелке ride наоборот добавим по удару в 3-ей доле. Ритм готов. Чтобы усилить напряжение звучания, увеличим темп – его скорость. Он задан в поле Tempo и равен 105 ударам в минуту. Это умеренный темп. Сделаем его быстрым – 130 ударов. Вывод: чем быстрее темп, тем напористей ритм.
Ритм №2 – пусть будет средний по напористости. Снова начнём с обычного попеременного ритма. Начало такта не меняем, а в конце добавим бочку прямо перед рабочим. Можно ещё в середине 4-ой доли. Получилось 3 удара бочки в неровном ритме, что слышно при её отдельном звучании.
Перейдём к хэту. Снова ставим его игрой 8-ыми. Теперь правим – двигаем, удаляем, меняем звукоизвлечение – с закрытого на открытый. Например, 2-ой удар. 5-ый удар сдвинем на 16-ую вправо для неровности. Последние 2 можно заменить на 1. Теперь ровная игра в 1-ой половине такта чередуется с неровной во 2-ой.
Перейдём к тарелке ride. Напишем её ровными 16-ыми. Карандашом это делать муторно. Лучше взять кисть и провести ею от начала до конца такта. Звучит часто – проредим. Можно применять закономерности, как-то 1-2-3-4 удара рядом, отделённые паузами или по формуле удар +1 Или делить удары на 2: сначала 8, потом 4 и 2. Сдвинем ноты со 2-ой половины такта на 16-ую назад.
Для разнообразия сделаем удар на каждую из 3-х долей выше, а остальные – ниже. Копируем ритм во 2-ой такт. Меняем рисунок только у тарелки хэт во 2-ой половине по желанию.
Ритм готов и темп в 105 ударов подходит. Но есть загвоздка. Ride звучит длиннее, чем закрытый hat и играет чаще его. В итоге звук смазанный. А лучше соблюдать правило: чем длиннее звук, тем реже им играть и наоборот. Поэтому сделаем так: поменяем их нотные партии местами и сохраним ударения в нотах.
Ударение – это более высокий, хлёсткий или громкий удар по сравнению с другими безударными. Так вместо открытого хэта звучит высокий удар по тарелке ride, а последний заменён на педальный хэт: более хлёсткий – нажатие и отпуск педали. Это при сравнении с первым вариантом звучит лучше: тарелки уравнивают друг друга. В первом случае ride больше торчал на фоне хэта.
Ритм № 3 – напишем с нуля и на нотоносце. Пусть он будет разряженный. Для этого, как обычно ставим бочку в 1-ую долю такта, а вот рабочий не во 2-ую, а в 3-ью. С этим удвоением расстояния между барабанами при том же темпе в 105 ударов в минуту этот ритм воспринимается более медленным. Добавим ещё бочку в 1-ой доле.
Мне хочется подчеркнуть удар 1-ой бочки открытой тарелкой. Она звучит долго. Поставим закрытую тарелку во 2-ую доля. Заметьте: на ней звучание открытой обрывается. В 2-ой доле пустота – добавим ещё хэт. А можно опустить его до педального. Подойти к 4-ой доле можно обратным ходом тарелки: снизу вверх.
В тарелке ride тоже можно подчеркнуть начало такта. 2-ую долю оставим пустой – здесь всё ещё длится 1-ый удар. Проще всего, повторить удары по рабочему и хэту и поставить удар в середине пустой 4-ой доли. Копируем ритм во 2-ой такт и слегка правим.
В барабанах 2-ую бочку можно сместить в середину 2-ой доли. В тарелке хэт уберём 2-ую педаль. А в тарелке ride можно убрать 1-ый удар и сдвинуть оставшиеся 3 на слабую долю в начало такта. Ритм готов.
Созданные нами 3 ритма имеют песенный характер: подходят для песен в жанрах поп, рок, баллада. Но песня – это одно из 3-х жанровых начал музыки наряду с танцем и маршем.
Ритм № 4 – пусть будет танцевальный. Его главное отличие – большой и малый барабан играют вместе во 2-ой и 4-ой долях, в то время как до этого они играли попеременно.
Хэт может играть часто сплошными 16-ыми. Тарелка ride может играть роль открытой тарелку hat – звучит долго. Последняя в большинстве случаев играет на слабую долю. Как видно, ритм танцевальной музыки довольно прост.
Скопируем его во 2-ой такт и внесём пару штрихов в конце такта. Поставим бочку в середине 4-ой доли, последний хэт сделаем открытым. В тарелке ride добавим удар в 1-ой доле и удар по тарелке crash в начале 1-ого такта. Осталось сделать темп побольше – как-то 130 ударов в минуту или даже 140.
Ритм № 5 – пусть будет маршевый. Марш – это ровный и твёрдый ритм, знак торжества. В отличие от танца в нём медленный темп – 100 ударов и барабаны играют попеременно, как в песне.
Но есть 2 отличия: 1-ое – звукоизвлечение более мощное. У большого барабана более гулкий удар, а у малого – звонкий.
2-ое – форшлаги – это череда частых ударов по малому барабану перед основным ударом. Для этого выбираем кисть и самые короткие 32 ноты и пишем 3 удара перед 4-ой долей + сделаем их чуть тише.
В тарелке хэт снова применим разные звукоизвлечения: в начале поставим педаль на сильную долю, а на слабую – открытый удар. Во 2-ой доле поставим 2 закрытых удара. Скопируем фигуру во 2-ую половину такта. Заметьте: все удары – ровные 8-ые. Можно оставить и так.
Но если в обеих фигурах сдвинуть 2-ой удар на 32-ую назад, а 4-ый – вперед, то в ритме появится качание – по англ. swing. Это можно услышать в жанре джаз. Пробуем другие фигуры. 4-ый удар приблизим к 3-ему, а 7-ой к 8-ому. Сдвинем 2 средних удара вправо так, чтобы открытый попал в 4-ую долю. Сдвинем 2 последние ноты на 32-ую назад.
Как видите, с 32-ыми длительностями можно делать разнообразные неровные ритмы. Тарелку ride поставим на каждую 8-ую слабую долю. Добавим удары сразу после 1-ого и 4-ого. Сдвинем 3 последних на 16-ую назад. Этот такт можно размножить на другие и его можно не видоизменять.
Скопируем барабаны и попробуем ещё вид марша с другими ритмами тарелок. В тарелке хэт для марша подходит движение триолями.
Триоль – это нота, которая получается при делении более крупной длительности не на 2, а на 3. Например, 4-ть поделим на 2, будет 8-ая и в одной 4-ти 2 8-ые ноты. А можно поделить на 3 и будет 3 8-ых триоль. Для этого выбираем 8-ую ноту, нажимаем на кнопку с цифрой 3 – triplet – с англ. триоль и ставим ноты в началах долей такта. При этом под рёбрами – соединительными линиями групп нот есть цифра 3.
В тарелке ride ставим ровные 4-ти. А в 4-ой доле можно для перехода добавить триоль.
Итак, мы сочинили все ритмы на живой или акустической ударной установке. Да, она используется в жанре рок, баллада. Но для танцевальной и электронной популярной музыки она не подходит.
Поэтому сейчас мы послушаем и сравним, как все эти ритмы звучат на электронных ударных. Это как ударная установка, так и ритмомашинка. А марш послушаем на оркестровых ударных.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с созданием разных по характеру и жанровому направлению ритмов на ударной установке. Поняли, что достаточно создать одно или 2-х тактовую ритмическую фигуру из барабанов и тарелок и использовать её как основу для песни.
В следующем уроке мы разберём оставшиеся важные знания по ритму на практике.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните “обучиться музыке легко!”
Ваши отзывы
![]()
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.


