ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 16-ый видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём о теории создания ритма на ударной установке. В ходе урока разберём роль каждого инструмента — барабанов и тарелок и сочиним ритмический рисунок с нуля с использованием всех инструментов. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:29 – повторение знаний о ритме внутри гармонии, мелодии, баса
02:41 – ритм в чистом виде: ударная установке и ключ ударных на нотоносце
03:52 – состав ударной установки — большой, малый барабан, тарелка, тома
05:10 – роль большого и малого барабанов в ритме + сильные и слабые доли такта
05:47 – подход к созданию ритма №1 — шаблонный — на основе готового рисунка
07:04 – подход к созданию ритма №2 — творческий — писать рисунок с нуля
07:26 – роль левой тарелки (hat) в создании ритма
08:24 – закрытая и открытая тарелка — особенности применения
09:03 – 3 средства создания ритма — нотоносец, раскладка пианино и секвенсор
11:18 – сочинение ритма ударных с нуля — бочка, рабочий, тарелка
12:43 – сочинение ритма ударных с нуля — томы
13:30 – сочинение ритма ударных с нуля — правая тарелка (ride)
14:54 – разнообразие рисунка ударных через 2 тарелки — hat и ride
16:33 – добавление тарелки crash + правка положений ударных по ширине
17:27 – правка громкости ударных и прослушивании её партии с фортепиано
18:32 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы разберём теорию создания песни с ритма. Приступим.
Основная часть. В уроке 5 и уроке 6 мы говорили о ритме мелодии и гармонии. Заметьте: гармония будто беседует с мелодией – они играют в паузах друг друга. Поэтому ритм гибкий и интересный и такая ритмомелодия и рифф из аккордов – хорошая основа для будущей песни.
Также ритм воплощён ещё в 2-х вещах – в басу и подголоске.
Бас – это самая низкая нотная партия — в нижнем регистре. Его роль — быть плотной основой для мелодии.
Подголосок же звучит высоко в верхнем регистре. Его роль – украшение мелодии.
О нём мы говорили в уроке 7.
Так как они далеко друг от друга по высоте, то отлично различимы при одновременном звучании. Послушаем постепенное добавление мелодии, гармонии, баса и подголоска на одном и том же аккорде Dm.
Все 4 нотных рисунка можно перенести на другую высоту. При этом настроение изменится, а характер звучания – нет. Вывод: ритм есть внутри других составляющих музыки – мелодии, гармонии, басу. Их можно играть длинными и короткими звуками разной высоты.
Но ритм может звучать и сам по себе, без высоты нот и короткими звуками. Для этого нужна ударная установка. Добавим её через меню Insert — вставка -> Soft Synth — программные инструменты -> Studio -> Drum Kit. В её составе 2 вида инструментов – барабаны и тарелки. На них можно играть мышкой.
А для записи нот нужно сменить скрипичный ключ, в котором ничего не звучит , на ключ ударных через кнопку Layout — показ -> Clef — ключ -> Percussion — ударные инструменты. Это 2 палочки. Каждая нота на нём — это отдельный инструмент. Перенесём ноты из фортепиано в ударные и послушаем.
Если до этого все партии играло одно фортепиано в разных регистрах, то теперь они распределены между несколькими ударными инструментами
Ритм баса играет большой или басовый барабан. Он лежит на полу и звучит при ударе молоточком нажатием на педаль. Остальные инструменты подвешены на стойках и звучат при ударе палочкой.
Ритм гармонии играет малый или рабочий барабан.
Ритм мелодии играют 3 тома — бас, альт и тенор — барабаны с более выраженной высотой тона. Каждая из 3-х нот мелодии распределена между ними.
Ритм подголоска играет тарелка.
Послушаем постепенное добавление большого, малого барабанов, томов и тарелки. А теперь вместе с фортепиано. И с барабанного рисунка можно начать сочинение песни.
Но как попало ноты писать не получится, потому что у каждого ударного инструмента своя роль.
Большой и малый барабаны – это основа ритма песни. Большой играет в сильных долях такта — 1 и 3, а малый – в слабых – 2 и 4. Это похоже на движение молотка: сильная доля – это удар, а слабая – взмах, когда удара нет.
И создать ритм, как и гармонию, можно 2-мя подходами:
1-ый – шаблонный – брать готовый ритм и видоизменять его, а именно добавлять, удалять и смещать ноты как одного, так и обоих барабанов. Начнём с большого барабана: 1 – сместим ноту в 3-ей доли на 8-ую вперёд, растянув паузу в середине такта. 2 – добавим ещё ноту на место удалённой, чтобы в 3-ей доле играло две. 3 – добавим 16-ую перед 2-ой долей и сместим ноту в 3-ей доли на 8-ую назад.
Думаю, вы часто слышали все эти ритмы в песнях. Вообще басовый барабан можно поставить в любое место – например, сразу после 4-ой доли. Или внутрь 3-ей доли, а в 4-ой – сдвинуть на 16-ую вправо. Малый барабан менее гибкий в этом плане. Так он хорошо звучит после 2-ой доли со сдвинутым большим в 3-ей.
2-ой подход – творческий – писать нотный рисунок с нуля и произвольно. Например, хочу, чтобы барабаны играли попеременно каждую 8-ю долю. Добавлю малый в 1-ую и 3-ью долю. Звучит бодро. Это была правка нот 2-х барабанов.
Тарелка слева — hat с англ. шляпка. Она украшает и оживляет ритм. Обычно хэт играет чаще, чем 2 главных барабана, например, 8-ыми. Но также можно убрать его с долей и оставить в промежутках. Это называется игрой хэта на слабой доле.
Примечание: внутри каждой 4-ой доли есть 2 8-ые доли. Из них 1-ая – сильная – совпадает с долями такта, а 2-ая слабая – в промежутках. Также можно удвоить каждую ноту. И утроить. И сделать сплошные 16-ые.
Кроме того, хэт в виде крестика – закрытый: звучит приглушённо. Но если его чуть опустить, то вокруг появится круг. Теперь это открытый хэт: звучит раскатисто. Его часто ставят на каждую долю, особенно, в рок музыке.
Вывод: большой барабан — штаны, малый – рубашка, тарелка – шляпа. И человек полноценно одет, и ритм ударных полный. Заметьте: все ноты 16-ые, потому что барабаны не звучат долго.
Для создания ритма есть 3 средства:
1-ое средство – нотоносец – staff. В нём наглядно видна ритмическая фигура и удобно писать ноты, особенно при заполнении пауз кнопкой Fill Durations.
Но есть 2 неудобства: 1-ое – при малом смещении указателя мыши меняется звучание одного и того же инструмента как-то малого барабана или правой тарелки. Не всегда сразу попадаешь в нужное звучание.
2-ое – неудобно менять громкость нот – через меню.
Без этих неудобств 2-ое средство – cвёрток клавиш пианино – piano roll. Здесь каждое звучание на отдельной высоте. И громкость нот легко и быстро править в виде столбиков, что важно для создания ударений в нотах.
Bгра хэта 8-ыми с равной громкостью pвучит обычно. Но если усилить 1-ый удар и ослабить два за ним в течение такта, то получится цепляющий ритм. И в раскладке пианино удобно писать сложные и неровные ритмы.
3-ье средство — пошаговый секвенсор – step sequencer. Здесь каждая из долей такта разбита на 4 ячейки или 16-ые ноты. Левым щелчком мыши ячейки включаются, а правым — отключаются. Каждый ряд ячеек — отдельный инструмент или звучание. Это самый простой и удобный способ быстро набить интересный ритм, который можно увидеть в виде нот или прямоугольников.
Сочиним ритм с использованием всех инструментов ударной установки. Начинаем ритм с большого и малого барабанов – ставим их чередуя. Включим игру 1-ого такта по кругу.
Ровный ритм звучит неинтересно, поэтому добавляем неровности – делим бочку на 2 ноты по бокам. Бочка – краткое название большого барабана. Уже интереснее. Сдвинем 2-ую бочку правее.
Перейдём к левой тарелке – хэту. Пишем его ноты ровными 8-ыми. Теперь правим ноты – двигаем, удаляем, объединяем. Так можно передвинуть ноту из 2-ой доли, чтобы она не звучала с малым барабаном, между 2-мя первыми. Уже звучит живее: и игра участилась в 1-ой доле, и пауза длиннее во 2-ой.
Добавим неровности: вместо 2-х нот в конце 3-ей доли напишем одну.
Ещё частый приём – в конце такта играть на открытой тарелке. Это подчёркивает переход между тактами.
Перейдём к томам. Бас-том для уплотнения ритма может играть вместе с бочкой и рабочим. Но это скучно. Добавим неровности – 2 и 3 удары сдвинем на 16-ую назад. Бас-том в 3-ей доле заменим на тенор-том. Придвинем к нему удар справа и тоже заменим. Остался альт-том. Пусть он играет в конце такта вместе с тарелкой. Уже звучит интересно.
Перейдём к правой тарелке под названием ride – с англ. ехать. Она звучит звеняще и протяжно. Её роль та же, что и у хэта – украшать ритм. Пишём её ритм тем же образом, что мы применяли к хэту: ставим ровные удары, но не 8-ыми, а 4-ями.
Есть 2 удара – более высокий и низкий. Ставим низкий в 4-ой доле. Неплохо, но не впечатляет – добавим неровности. Сдвинем 2-ой удар на 16-ую назад, чтобы играл вместе с томом. В начале 3-ей доли пустовато, поэтому можно удвоить удар по тарелке. Хорошо, но последний удар звучит теперь будто с опозданием. Сдвинем его на 16-ую назад. Можно ещё поставить удар вместе с хэтом и томом в конце такта.
Итак, рисунок ударных готов и его можно распространить на другие такты. Но лучше его разнообразить и сделать не одно, а 2-х тактовым, когда 2-ой такт немного отличается от 1-ого.
Для этого в копии барабаны оставим так же, хотя их тоже можно разнообразить, а вот у обеих тарелок изменим ритм. Чтобы лучше слышать тарелку хэт, удалим на время тарелку райд. К примеру уберём средний удар из 1-ой доли, сместим на 16-ую назад удар из половины 2-ой, добавим удар перед 3-ей и заменим удар с открытого на закрытый в 4-ой. Хорошо.
Для создания ритма тарелки ride применим простой приём: скопируем ритм хэта и сдвинем его. Но в нотоносце есть еще одно неудобство работы: ноты не хотят вставать на нужную высоту и произвольно гуляют. Поэтому для этого нужно перейти в раскладку клавиш пианино, где такого затруднения нет. А вот сместить ноты в пределах одной высоты можно. Сделаем это на 8-ую вперёд.
Чуть поправим: уберём 1-ую из 2-х нот в 3-ей доле, а в 4-ой сдвинем на 16-ую назад и уберём последнюю. Ритм ударных готов. В его начале можно поставить удар по тарелке crash – с англ. грохот. Её роль – обозначить начало ритма.
В конце можно сделать звучание ритма более широким и чётче выделить звучание томов. Для этого в модуле ударных над каждым инструментом есть ручки панорамы. Уводим хэт до упора влево, райд – до упора вправо. Бас том на 50% вправо, тенор – по центру, альт – влево.
Также можно тарелку ride сделать чуть тише ползунком Volume — громкость, чтобы звучал на уровне хэта. Если изменения не устроят, можно вернуть всё в исходное состояние щелчком по настройке default из списка.
Ради любопытства, я подставил к созданному нами ритму ударных фортепианную игру из начала урока. И они хорошо подошли друг другу. Но это уже больше аранжировка, чем сочинении и о ней в других уроках.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с теорией создания ритма в музыке. Поняли, что он сочиняется на ударных инструментах и может быть цепляющей основой для песни.
В следующем уроке мы поговорим подробнее про сочинение ритма на практике.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.