Урок 09 — гармония: практика

Работа композитора. Гармония: практика Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 9-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на практике рассмотрены приёмы создания гаромнии в разных тональностях, объяснены виды тональностей и последовательностей аккордов. Теперь новичок может создавать более продвинутые и цепляющие сочетания аккордов и осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 9 - Гармония. Практика | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – таблица тональностей, параллельный минор и аккорды в нём
01:57 – схема I-IV-V-I в до-мажоре и ля-миноре и виды ступеней тональности
03:08 – особенности минора и повышение 7-ой ступени на полутон
04:00 – одноимённые тональности и совместное звучание их аккордов
04:39 – 2 вида гармонии — тональная и модальная
06:33 – смена инструмента для гармонии с фортепиано на струнные
07:26 – украшение гармонии дроблением нот на аккордовую и неаккордовую
09:20 – септаккорд в гармонии и разнесение нот между инструментами
10:13 – смена и выбор тональности соль-мажор
11:10 – сочинение гармонии выбором аккордов из таблицы аккордов
12:31 – сравнение звучания 1-ой ступени — тоники и 5-ой ступени — доминанты
14:06 – арпеджио в гармонии на примере песни The Police — Every Breath You Take
14:40 – аккорды с задержанием: обозначение и песня Queen — Show Must Go On
15:57 – аккорды с задержанием: 2 примера гармонии
17:29 – аккорды с задержанием — sus и их чередование с обычными


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике создадим цепляющие последовательности аккордов и познакомимся с ещё одними приёмами их создания. Приступим.

Основная часть. В прошлом уроке мы узнали, что такое тональность и познакомились с аккордами одной из них – до-мажор. Она выделена жёлтым в таблице с ещё 14-ью.

Таблица аккордов в тональностях

Слева по вертикали – название тональности, вверху по горизонтали – их ступени римскими цифрами. Из них до-мажор – самая простая и единственная, что включает ноты только белых клавиш фортепиано. Хотя нет – есть ещё одна – ля-минор.

Заметьте: все тональности в таблице мажорные. А минорные – производные от них. Так ля-минор можно получить, если аккорды до-мажора опустить на 2 ступени или, точнее, на малую терцию. Аккорды все те же, но на 1-ой ступени теперь Am, а не C. И такая минорная тональность, построенная от VI ступени мажорной, называется параллельной. Они обе существуют параллельно на белых клавишах.

И в миноре в отличие от мажора виды аккордов по ступеням распределены наоборот: теперь на I, IV и V ступенях минор, а на III, VI и VII – мажор и уменьшенный аккорд на II ступени, а не на VII.

Мы знаем главную схему движения аккордов — I-IV-V-I. И её можно применить к любой тональности. Сравним, как она звучит в C и Am. Переход V-I в миноре звучит не так напряжённо, как в мажоре.  

Дело вот в чём: все ступени в тональности есть 2-х видов – устойчивые: это нечётные — I, III, V в составе аккорда 1-ой ступени и неустойчивые: чётные — II, IV, VI и нечётная VII. И неустои хотят перейти в устои. Поэтому аккорд G с 2-мя неустоями — VII и II ступенями стремится перейти в C с устоями – I и III ступенями.

Да, I ступень или тоника – самый устойчивый звук. В аккордах G и C между нотами си и до расстояние в 1 полутон – они близко и сильно притягиваются. А в аккордах Em и Am между соль и ля – 1 тон или 2 полутона – они дальше друг от друга и притягиваются слабее.  Это как гвоздь и магнит: чем они ближе, тем сильнее притягиваются.

Поэтому в Am часто ноту соль поднимают на 1 полутон. Теперь переход звучит и в мажоре, и в миноре почти одинаково. И E – аккорд V ступени из тональности A, которая по отношению к Am называется одноимённой.

Хоть у них разное наклонение – мажор и минор, но тоники у них одинаковые – Ля. А раз корень у них один, то они родственные и можно заимствовать аккорды друг у друга и они будут неплохо звучать вместе. Потому что они при этом всё равно братья, хоть и не родные, а двоюродные.

Создадим гармонию в Am. Можно опираться на схему I-IV-V-I. Такая гармония — тональная: она чётко показывает тональность. И движение в ней резкое – сначала скачок на IV ступень вверх, а в конце на V вниз.

Но аккорды можно соединять плавно, двигаясь по ступеням. Например, Am-G-F-Em – это схема I-VII-VI-V.  Такая гармония модальная – от слова mode – «лад». Он есть в мелодии, и она движется в основном по ступеням этого лада.

Но Em звучит не выразительно. Поднимем в нём ноту соль через меню ноты и сделаем из него E.  Это характерный ход гармонии в испанской музыке – фламенко: Am-G-F-E. Поменяем аккорды F и E местами. Проверим Em.  Теперь он звучит выразительней.

Вывод: важно не только какие аккорды, но в каком порядке они следуют в последовательности. Отменим изменения. Совет – щёлкать кнопкой прослушивания нот во выбору, чтобы найти интересный порядок аккордов.  Это быстрее, чем сначала двигать аккорды, а потом слушать.

Гармония Am-F-G-E звучит ещё лучше. Поставим аккорды в этом порядке или по схеме I-VI-VII-V.

Мы всё это время сочиняли на одном инструменте – фортепиано. Но для разнообразия можно взять другой. Добавим его через меню Insert — вставка –> Soft Synth – программные инструмент -> Studio -> String Section.

Это смычковые струнные – контрабас, виолончель и скрипка.  Они очень подходят для гармонии – звучат протяжно и насыщенно по тембру. Приём для украшения гармонии – дробление 1 ноты аккорда и её сочетание с неаккордовой. Ещё есть приём – менять один из нот аккордов на половине такта. Это добавляет движения гармонии и звучит более лирично, потому что неустои переходят в устои в середине тактов.

Помним про обращения аккордов – выделим квинты и опустим на октаву. Также можно повторять движения одних и тех же нот во всех тактах, например, ход си-до  А можно и обратить ход на до-си.  Ещё пример, но с F-септаккордом – звучит мягче и грустнее. Да, он здесь в неявном или разложенном виде. Напишем его 8-ыми нотами и разберёмся: фа – ушла в бас, ля – на месте, до – пропущена, ми – на октаву ниже.

То есть аккорд не всегда в своём исходном виде в гармонии, когда все ноты рядом. Обычно ноты распределяются между контрабасом, виолончелью и скрипкой. И не обязательно брать ноты трезвучия: можно и септаккорда, и другие неаккордовые ноты. Это может освежить звучание и добавить новых красок в гармонию.

Сейчас мы в тональности C. Но для создания гармонии её можно сменить на любую другую с помощью меню Insert – вставка — > Meter/Key Change – смена размера/ключа и списка Key Signature – знаки при ключе.

Заметьте: у С нет знаков при ключе – диезов или бемолей. У остальных же есть от 1 до 7 бемолей – по англ. flat и диезов – по англ. sharp. Выберем G с 1 диезом. Диез на той линейке, нота которой повышается на полутон – здесь это нота фа.

То есть все остальные ноты – белые клавиши фортепиано, а вместо фа – чёрная фа-диез. И не нужно париться и гадать – тот ли аккорд мы написали: нужно только ставить ноты, а знаки при ключе сделают всю остальную работу, и все аккорды будут в тональности.

Выбираем их для новой гармонии из таблицы – начнём к примеру с VI ступени – Em. Напишем его половинными нотами. Теперь рядом напишем II ступень – Am. Звучит бедно и высоко – добавим ноты в басу и опустим верхние звуки на октаву. Идём на IV ступень – C в следующем такте и целыми нотами. Опустим квинту в бас. Удвоим тонику на октаву выше + можно разбить ноту на 2.

Теперь шагнём на III ступень – Bm, причём скопировав движение из прошлого такта. Поднимем квинту из баса на октаву. Но звучит невыразительно – поднимем 2 верхних звука на ступень.  Проверим ещё 2 ступени выше.

В таблице остались 2 ступени – I и V. Проверим обе. I ступень или тоника — G.  С ней движение заканчивается. V ступень – D.  В теории музыки она называется доминантой. Dominate – с англ. «преобладать» — она добавляет напряжения и будто показывает, что она сильная и главная. Поднимем терцию на октаву.

Но с тоникой в басу D звучит мягко. Сменим её на неаккордовую ноту си – это добавит резкости. И повторим первый аккорд – Em. Только он звучит низко: повысим на октаву нижнюю ноту – си и верхнюю – соль.

Получилось плавное нарастание напряжение. И да, раз Em – главный, а не G, то мы в тональности Em – параллельной G, как Am для C. Мы применили: все аккорды тональности кроме 1, разную длину аккордов, смену тона в половине такта, обращения. Также помним про арпеджио, что удачно применено в этой же тональности в песне группы The Police – Every Breath You Take. В 1 такте аккорд G. В фигуре фортепиано 3 ноты ля – не аккордовые, а ноты соль, ре и си – аккордовые. Далее она была просто скопирована на высоту нужных ступеней – нот ми, ре и до. 

Сменим тональность на F – с 1 бемолем у ноты си. Напишем в 2-х тактах половинными нотами аккорды Dm + ноты ре в басу. Звучит однообразно. И здесь нам поможет такой приём – у 2 и 3-его аккордов сменим терции на ноты соседних ступеней: пониже – секунду, повыше — кварту.

Звучит интереснее и так мы получили ещё один вид аккордов – с задержанием. Дело вот в чём: обозначим цифрами ступени относительно аккорда Dm. 2-ая и 4-ая ступени – неустойчивые и хотят перейти в устойчивую 3-ью, но мы их удерживаем. Эти аккорды обозначаются так – Dsus2 и Dsus4.

Sus – с англ. «sustain» — в переводе удержание. А цифрами 2 и 4 обозначены какая именно ступень в аккорде вместо терции. Чередуя их с мажорными и минорными аккордами, можно создать такое цепляющее напряжённое звучание.

Этот приём можно услышать в песне группы Queen – Show Must Go On на струнных в аккорде Bm. Заметьте: аккорды могут менятся чаще – каждую четверть такта, чередуясь с sus-аккордами.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с таблицей тональностей и приёмами сочинения цепляющих последовательностей аккордов. Поняли, что гармонию можно разнообразить аккордами с удержанием. В следующем уроке мы поговорим подробнее про сочинение мелодии.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения