ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 9-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём на практике рассмотрены приёмы создания гаромнии в разных тональностях, объяснены виды тональностей и последовательностей аккордов. Теперь новичок может создавать более продвинутые и цепляющие сочетания аккордов и осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:34 – таблица тональностей, параллельный минор и аккорды в нём
01:57 – схема I-IV-V-I в до-мажоре и ля-миноре и виды ступеней тональности
03:08 – особенности минора и повышение 7-ой ступени на полутон
04:00 – одноимённые тональности и совместное звучание их аккордов
04:39 – 2 вида гармонии — тональная и модальная
06:33 – смена инструмента для гармонии с фортепиано на струнные
07:26 – украшение гармонии дроблением нот на аккордовую и неаккордовую
09:20 – септаккорд в гармонии и разнесение нот между инструментами
10:13 – смена и выбор тональности соль-мажор
11:10 – сочинение гармонии выбором аккордов из таблицы аккордов
12:31 – сравнение звучания 1-ой ступени — тоники и 5-ой ступени — доминанты
14:06 – арпеджио в гармонии на примере песни The Police — Every Breath You Take
14:40 – аккорды с задержанием: обозначение и песня Queen — Show Must Go On
15:57 – аккорды с задержанием: 2 примера гармонии
17:29 – аккорды с задержанием — sus и их чередование с обычными
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы на практике создадим цепляющие последовательности аккордов и познакомимся с ещё одними приёмами их создания. Приступим.
Основная часть. В прошлом уроке мы узнали, что такое тональность и познакомились с аккордами одной из них – до-мажор. Она выделена жёлтым в таблице с ещё 14-ью.
Слева по вертикали – название тональности, вверху по горизонтали – их ступени римскими цифрами. Из них до-мажор – самая простая и единственная, что включает ноты только белых клавиш фортепиано. Хотя нет – есть ещё одна – ля-минор.
Заметьте: все тональности в таблице мажорные. А минорные – производные от них. Так ля-минор можно получить, если аккорды до-мажора опустить на 2 ступени или, точнее, на малую терцию. Аккорды все те же, но на 1-ой ступени теперь Am, а не C. И такая минорная тональность, построенная от VI ступени мажорной, называется параллельной. Они обе существуют параллельно на белых клавишах.
И в миноре в отличие от мажора виды аккордов по ступеням распределены наоборот: теперь на I, IV и V ступенях минор, а на III, VI и VII – мажор и уменьшенный аккорд на II ступени, а не на VII.
Мы знаем главную схему движения аккордов — I-IV-V-I. И её можно применить к любой тональности. Сравним, как она звучит в C и Am. Переход V-I в миноре звучит не так напряжённо, как в мажоре.
Дело вот в чём: все ступени в тональности есть 2-х видов – устойчивые: это нечётные — I, III, V в составе аккорда 1-ой ступени и неустойчивые: чётные — II, IV, VI и нечётная VII. И неустои хотят перейти в устои. Поэтому аккорд G с 2-мя неустоями — VII и II ступенями стремится перейти в C с устоями – I и III ступенями.
Да, I ступень или тоника – самый устойчивый звук. В аккордах G и C между нотами си и до расстояние в 1 полутон – они близко и сильно притягиваются. А в аккордах Em и Am между соль и ля – 1 тон или 2 полутона – они дальше друг от друга и притягиваются слабее. Это как гвоздь и магнит: чем они ближе, тем сильнее притягиваются.
Поэтому в Am часто ноту соль поднимают на 1 полутон. Теперь переход звучит и в мажоре, и в миноре почти одинаково. И E – аккорд V ступени из тональности A, которая по отношению к Am называется одноимённой.
Хоть у них разное наклонение – мажор и минор, но тоники у них одинаковые – Ля. А раз корень у них один, то они родственные и можно заимствовать аккорды друг у друга и они будут неплохо звучать вместе. Потому что они при этом всё равно братья, хоть и не родные, а двоюродные.
Создадим гармонию в Am. Можно опираться на схему I-IV-V-I. Такая гармония — тональная: она чётко показывает тональность. И движение в ней резкое – сначала скачок на IV ступень вверх, а в конце на V вниз.
Но аккорды можно соединять плавно, двигаясь по ступеням. Например, Am-G-F-Em – это схема I-VII-VI-V. Такая гармония модальная – от слова mode – «лад». Он есть в мелодии, и она движется в основном по ступеням этого лада.
Но Em звучит не выразительно. Поднимем в нём ноту соль через меню ноты и сделаем из него E. Это характерный ход гармонии в испанской музыке – фламенко: Am-G-F-E. Поменяем аккорды F и E местами. Проверим Em. Теперь он звучит выразительней.
Вывод: важно не только какие аккорды, но в каком порядке они следуют в последовательности. Отменим изменения. Совет – щёлкать кнопкой прослушивания нот во выбору, чтобы найти интересный порядок аккордов. Это быстрее, чем сначала двигать аккорды, а потом слушать.
Гармония Am-F-G-E звучит ещё лучше. Поставим аккорды в этом порядке или по схеме I-VI-VII-V.
Мы всё это время сочиняли на одном инструменте – фортепиано. Но для разнообразия можно взять другой. Добавим его через меню Insert — вставка –> Soft Synth – программные инструмент -> Studio -> String Section.
Это смычковые струнные – контрабас, виолончель и скрипка. Они очень подходят для гармонии – звучат протяжно и насыщенно по тембру. Приём для украшения гармонии – дробление 1 ноты аккорда и её сочетание с неаккордовой. Ещё есть приём – менять один из нот аккордов на половине такта. Это добавляет движения гармонии и звучит более лирично, потому что неустои переходят в устои в середине тактов.
Помним про обращения аккордов – выделим квинты и опустим на октаву. Также можно повторять движения одних и тех же нот во всех тактах, например, ход си-до А можно и обратить ход на до-си. Ещё пример, но с F-септаккордом – звучит мягче и грустнее. Да, он здесь в неявном или разложенном виде. Напишем его 8-ыми нотами и разберёмся: фа – ушла в бас, ля – на месте, до – пропущена, ми – на октаву ниже.
То есть аккорд не всегда в своём исходном виде в гармонии, когда все ноты рядом. Обычно ноты распределяются между контрабасом, виолончелью и скрипкой. И не обязательно брать ноты трезвучия: можно и септаккорда, и другие неаккордовые ноты. Это может освежить звучание и добавить новых красок в гармонию.
Сейчас мы в тональности C. Но для создания гармонии её можно сменить на любую другую с помощью меню Insert – вставка — > Meter/Key Change – смена размера/ключа и списка Key Signature – знаки при ключе.
Заметьте: у С нет знаков при ключе – диезов или бемолей. У остальных же есть от 1 до 7 бемолей – по англ. flat и диезов – по англ. sharp. Выберем G с 1 диезом. Диез на той линейке, нота которой повышается на полутон – здесь это нота фа.
То есть все остальные ноты – белые клавиши фортепиано, а вместо фа – чёрная фа-диез. И не нужно париться и гадать – тот ли аккорд мы написали: нужно только ставить ноты, а знаки при ключе сделают всю остальную работу, и все аккорды будут в тональности.
Выбираем их для новой гармонии из таблицы – начнём к примеру с VI ступени – Em. Напишем его половинными нотами. Теперь рядом напишем II ступень – Am. Звучит бедно и высоко – добавим ноты в басу и опустим верхние звуки на октаву. Идём на IV ступень – C в следующем такте и целыми нотами. Опустим квинту в бас. Удвоим тонику на октаву выше + можно разбить ноту на 2.
Теперь шагнём на III ступень – Bm, причём скопировав движение из прошлого такта. Поднимем квинту из баса на октаву. Но звучит невыразительно – поднимем 2 верхних звука на ступень. Проверим ещё 2 ступени выше.
В таблице остались 2 ступени – I и V. Проверим обе. I ступень или тоника — G. С ней движение заканчивается. V ступень – D. В теории музыки она называется доминантой. Dominate – с англ. «преобладать» — она добавляет напряжения и будто показывает, что она сильная и главная. Поднимем терцию на октаву.
Но с тоникой в басу D звучит мягко. Сменим её на неаккордовую ноту си – это добавит резкости. И повторим первый аккорд – Em. Только он звучит низко: повысим на октаву нижнюю ноту – си и верхнюю – соль.
Получилось плавное нарастание напряжение. И да, раз Em – главный, а не G, то мы в тональности Em – параллельной G, как Am для C. Мы применили: все аккорды тональности кроме 1, разную длину аккордов, смену тона в половине такта, обращения. Также помним про арпеджио, что удачно применено в этой же тональности в песне группы The Police – Every Breath You Take. В 1 такте аккорд G. В фигуре фортепиано 3 ноты ля – не аккордовые, а ноты соль, ре и си – аккордовые. Далее она была просто скопирована на высоту нужных ступеней – нот ми, ре и до.
Сменим тональность на F – с 1 бемолем у ноты си. Напишем в 2-х тактах половинными нотами аккорды Dm + ноты ре в басу. Звучит однообразно. И здесь нам поможет такой приём – у 2 и 3-его аккордов сменим терции на ноты соседних ступеней: пониже – секунду, повыше — кварту.
Звучит интереснее и так мы получили ещё один вид аккордов – с задержанием. Дело вот в чём: обозначим цифрами ступени относительно аккорда Dm. 2-ая и 4-ая ступени – неустойчивые и хотят перейти в устойчивую 3-ью, но мы их удерживаем. Эти аккорды обозначаются так – Dsus2 и Dsus4.
Sus – с англ. «sustain» — в переводе удержание. А цифрами 2 и 4 обозначены какая именно ступень в аккорде вместо терции. Чередуя их с мажорными и минорными аккордами, можно создать такое цепляющее напряжённое звучание.
Этот приём можно услышать в песне группы Queen – Show Must Go On на струнных в аккорде Bm. Заметьте: аккорды могут менятся чаще – каждую четверть такта, чередуясь с sus-аккордами.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с таблицей тональностей и приёмами сочинения цепляющих последовательностей аккордов. Поняли, что гармонию можно разнообразить аккордами с удержанием. В следующем уроке мы поговорим подробнее про сочинение мелодии.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.