ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 8-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём рассмотрена теория сочинения гармонии — понятие тональности, виды аккордов и законы их сочетания друг с другом. Теперь новичок может создавать более разнообразные последовательности аккордов и более осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 2 подхода к созданию гармонии — случайный и осознанный
00:51 – понятие тональности и её свойства
02:30 – 2 вида аккордов — мажорные и минорные, отличие в терциях
03:42 – виды аккордов в тональности по ступеням
04:41 – сочетание аккордов внутри тональности и схема I-IV-V-I
05:27 – 3 главных принципа создания последовательности аккордов
07:15 – 1-ый приём создания гармонии — смена аккордов местами
07:43 – 2-ой приём создания гармонии — замена одного аккорда другим
08:38 – 3-ий приём создания гармонии — начало не с 1-ого аккорда
09:07 – 4-ый приём создания гармонии — смена вида аккорда
10:07 – 5-ый приём создания гармонии — изменение длины аккордов
10:49 – добавление арпеджио и его сочетание с обычными аккордами
11:45 – плавное соединение аккордов через обращения их нот
12:35 – сочинение гармонии: преимущество №1 — определённость настроения
13:29 – сочинение гармонии: преимущество №2 — подсказка мелодии
14:00 – сочинение гармонии: преимущество №3 — готовые сочетания аккордов
14:47 – понятие и роль септаккордов в гармонии
15:28 – сочинение гармонии: недостаток — ограниченность мелодии
16:01 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы подробнее поговорим про законы и приёмы создания гармонии – последовательности аккордов на нотоносце. Приступим.
Основная часть. До этого мы сочиняли гармонию от балды – случайно ставили ноты, слушали звучание и решали нравится или нет. Но чтобы сочинять её быстрее и интереснее, нужно знать 3 вещи:
1 — понятие тональности, 2 — виды аккордов и 3 — законы их сочетания.
Для начала выпишем подряд 7 нот белых клавиш фортепиано – до, ре, ми, фа, соль, ля, си и повторим до. Каждая нота по порядку – это ступень тональности. Они нумеруются римскими цифрами.
Аккорд – с англ. «согласие, созвучие» — из нот, что вместе звучат благозвучно.
Тональность по-простому – это система аккордов, которые хорошо звучат друг с другом.
Она определяет 2 важные вещи:
1. Состав нот в аккордах. Сейчас они все белые клавиши: у ключа нет знаков диезов и бемолей.
2. Главный аккорд — аккорд, построенный на 1-ой ступени. От него тональность берёт своё название.
Сравним с жизнью: тональность – это семья. Каждый родственник в ней – аккорд. Глава семьи – аккорд 1-ой ступени. С него начинается последовательность аккордов, и он задаёт её общее настроение. Ещё он называется тоническим – задаёт тон и 1-ая ступень называется тоникой.
Но у аккорда каждой ступени тональности своё настроение. Оно зависит от вида аккорда.
Их есть основных 2: 1 – мажорные – звучат светло, 2 – минорные – звучат грустно.
Каждый аккорд состоит из 3-х нот. Между 2-мя соседними нотами расстояние – терция – от лат. «три». Это видно на нотоносце, если посчитать ступени – 1-2-3, причём по белым клавишам.
Терция есть 2-х видов: 1-ый вид – большая – 4 полутона между нотами – это видно на фортепиано, если посчитать шаги по соседним клавишам, причём вместе и по белым, и по чёрным, 2-ой вид — малая – 3 полутона.
Если внизу аккорда большая терция, а вверху малая – аккорд мажорный.
Если наоборот внизу малая, а вверху большая — аккорд минорный.
В тональности до-мажор следующие аккорды: C-Dm-Em-F-G-Am-Bdim.
Мажорный – просто буква нижней ноты, минорный – она же, но с маленькой буквой m.
Это главное свойство тональности: если на 1-ой ступени аккорд мажорный, то аккорды 4 и 5 ступеней тоже мажорные, а аккорды 2, 3 и 6 ступеней – минорные. Только аккорд 7-ой ступени не звучит благозвучно, потому что он уменьшённый – состоит из 2-х малых терций. Его для сочинения гармонии обычно не применяют.
Аккорды внутри одной и той же тональности можно сочетать друг с другом как угодно – они неплохо звучат вместе. Потому что они одна семья: все друг друга знают и состоят только из основных нот — белых клавиш фортепиано.
Но основное чередование аккордов, что часто используется в песнях – схема I-IV-V-I.
I – покой, IV – развитие, V – напряжение, I – снова покой.
На её примере рассмотрим 3 главных принципа создания гармонии:
- 1-ый принцип – тонический аккорд по краям или хотя бы в начале или конце. Можно в 1-ом такте вместо C написать Em .
- 2-ой принцип – квадратность – длина последовательности аккордов в 4 такта. Это ячейка гармонии, которую можно повторять как внутри части песни – куплета или припева, так и на протяжении всей песни. Гармония – это стены дома. Каждый такт с аккордом – это одна из 4-х стен, что вместе и создают комнату.
- 3-ий принцип – каждый аккорд длится весь такт и сменяется на другой в начале следующего такта. Так смена аккордов на 2-ой доли такта и некрасива в нотах, и не логична в звуке. Но также аккорд может длится половину такта и меняться в его середине или растягиваться на 2 такта.
Тональность C и сочетание C-F-G-C – это основа для создания гармонии. Сама по себе она звучит бедновато, поэтому тоники аккордов в басу её обогащают. Также можно добавить терции аккордов.
Эту последовательность можно видоизменить с помощью 5 главных приёмов.
- 1-ый приём – смена аккордов местами – например, F и G. Можно менять любые аккорды и не только рядом, но и через такты.
- 2-ой приём – замена одного аккорда другим – например, C на Am. Это шаблон, что мы применяли в 5 и 7 уроках — схема VI-IV-V-VI. Я использую её чаще всего. Она звучит интереснее, потому что минорный аккорд VI ступени – Am сочетается с мажорными IV и V. И хорошо заменяют друг друга аккорды с 2-мя общими нотами. Так и в C, и в Am есть ноты до и ми.
- 3-ий приём – начало гармонии не с 1-ого, а со 2-ого или 3-его аккорда. Это позволит изменить характер и настроение звучания гармонии. Для этого переместим 1-ый аккорд в конец после остальных. Получилась схема – IV-V-VI-VI. Восходящее движение, что применяется для создания возвышенного звучания.
- 4-ый приём – смена вида аккорда – с мажорного на минорный. Например, во 2-ом такте – F на Fm и в 3-ем G на Gm. Для этого нужно среднюю ноту аккордов опустить на 1 полутон. Зазвучало тревожнее и напряжённее. Эти аккорды из других тональностей, поэтому звучат не так гладко с Am. Поэтому для начала работы с гармонией важно выбрать тональность и использовать только её аккорды. А уже потом при желании добавить из другой, но не обязательно.
- 5-ый приём – увеличение/сокращение длины аккордов вдвое. Деление аккордов пополам звучит, будто темп ускорился. Для разнообразия можно добавить другие аккорды тональности.
Также аккорды можно разложить на арпеджио – игру их нот друг за другом. Также 2 вида изложения гармонии – обычный и арпеджио можно совмещать.
В басу тоники аккордов звучат лучше, чем терции, поэтому их в басу и пишут.
Ещё важно плавно соединять аккорды друг с другом. В гармонии C-Am-F-G аккорды C и Am на разной высоте друг от друга и переход между ними звучит резко. Чтобы его сгладить, нужно применить обращение – перенос 1-2-х нот аккорда на октаву вверх или вниз. Нужно поднять ноту до на октаву.
Гармония C-Am-F-G в конце звучит не завершено, потому что аккорд V-ой ступени — G звучит напряжённо и требует разрешения – перехода в устойчивый и спокойный аккорд I-ой ступени. Для этого достаточно написать его после аккорда V-ой ступени — он ставит в последовательности точку.
Итак, начало с гармонии — самый используемый способ сочинения песни.
Аккорды легко писать на нотоносце и играть на музыкальном инструменте.
Достаточно сделать 2 шага: 1-ый шаг — выбрать тональность – об этом в следующем уроке, 2-ой шаг — создать в ней последовательность аккордов на основе изученных выше 3-х принципов и 5 приёмов.
3 достоинства способа:
- Определённость – гармония уже содержит готовое настроение, зависящее от вида аккордов: минорные – грустное, мажорные – светлое. Главное, какой вид аккорда в начале последовательности. C – всё звучит светло, Am – грустновато.
- Подсказка мелодии – аккорды уже содержат в себе её опорные ноты и ограничивают выбор нот вообще. Например, если аккорды играются на белых клавишах фортепиано, то и мелодия будет из них, а чёрные будут звучать неблагозвучно. Такие ограничения полезны и особенно облегчают работу для новичка.
- Готовность — последовательности аккордов можно свободно брать уже готовые из любимых песен и часто используемые. И это не воровство, так как невозможно создать гармонию, которой вообще нигде не было. Вот гармония из песни группы Pet Shop Boys – Go West: C — G — Am — Em — F — C — Dm7 — G.
В ней все 6 аккордов тональности: не обязательно ограничиваться 3-мя аккордами, как мы делали ранее. Совет – если привыкли использовать много аккордов при сочинении гармонии, попробуйте поупражняться с 3-мя. Если наоборот, то расширить.
Заметьте: здесь не просто аккорд Dm из 3-х нот, а Dm7 из 4-х. Септаккорд – от слова «септима» — это расстояние в 7 ступеней между крайними нотами в аккорде. Обычный Dm звучит не так ярко в отличие от Dm7.
Септаккорды используются гораздо реже обычных аккордов и в основном для создания напряжения.
Недостаток способа: искусственность мелодии — её длительности, ритм и опорные ноты почти полностью зависят от гармонии и частоты смены аккордов. Это обратная сторона преимущества №2.
Без аккордов для мелодии ноты можно выбрать из всех 12 нот – у мелодии почти нет рамок по высоте и ритму. С аккордами же из белых нот и мелодия состоит из белых нот.
А если в гармонии композитор злоупотребляет излюбленными шаблонами, то и мелодии на их основе могут звучать похоже. Если гармония есть, то при сочинении мелодии с ней нужно изначально считаться.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились более подробно с сочинением гармонии песни. Поняли, что такое тональность, какие основные виды аккордов есть и как их соединять друг с другом. В следующем уроке мы снова поговорим про сочинение гармонии, но с помощью других приёмов.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.