Урок 08 — гармония: теория

Работа композитора. Гармония: теория Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 8-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём рассмотрена теория сочинения гармонии — понятие тональности, виды аккордов и законы их сочетания друг с другом. Теперь новичок может создавать более разнообразные последовательности аккордов и более осознанно. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 8 - Гармония. Теория | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – 2 подхода к созданию гармонии — случайный и осознанный
00:51 – понятие тональности и её свойства
02:30 – 2 вида аккордов — мажорные и минорные, отличие в терциях
03:42 – виды аккордов в тональности по ступеням
04:41 – сочетание аккордов внутри тональности и схема I-IV-V-I
05:27 – 3 главных принципа создания последовательности аккордов
07:15 – 1-ый приём создания гармонии — смена аккордов местами
07:43 – 2-ой приём создания гармонии — замена одного аккорда другим
08:38 – 3-ий приём создания гармонии — начало не с 1-ого аккорда
09:07 – 4-ый приём создания гармонии — смена вида аккорда
10:07 – 5-ый приём создания гармонии — изменение длины аккордов
10:49 – добавление арпеджио и его сочетание с обычными аккордами
11:45 – плавное соединение аккордов через обращения их нот
12:35 – сочинение гармонии: преимущество №1 — определённость настроения
13:29 – сочинение гармонии: преимущество №2 — подсказка мелодии
14:00 – сочинение гармонии: преимущество №3 — готовые сочетания аккордов
14:47 – понятие и роль септаккордов в гармонии
15:28 – сочинение гармонии: недостаток — ограниченность мелодии
16:01 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы подробнее поговорим про законы и приёмы создания гармонии – последовательности аккордов на нотоносце. Приступим.

Основная часть. До этого мы сочиняли гармонию от балды – случайно ставили ноты, слушали звучание и решали нравится или нет. Но чтобы сочинять её быстрее и интереснее, нужно знать 3 вещи:
1 — понятие тональности, 2 — виды аккордов и 3 — законы их сочетания.

Для начала выпишем подряд 7 нот белых клавиш фортепиано – до, ре, ми, фа, соль, ля, си и повторим до. Каждая нота по порядку – это ступень тональности. Они нумеруются римскими цифрами.

Аккорд – с англ. «согласие, созвучие» — из нот, что вместе звучат благозвучно.

Тональность по-простому – это система аккордов, которые хорошо звучат друг с другом.
Она определяет 2 важные вещи:

1. Состав нот в аккордах. Сейчас они все белые клавиши: у ключа нет знаков диезов и бемолей.
2. Главный аккорд — аккорд, построенный на 1-ой ступени. От него тональность берёт своё название.

Сравним с жизнью: тональность – это семья. Каждый родственник в ней – аккорд. Глава семьи – аккорд 1-ой ступени. С него начинается последовательность аккордов, и он задаёт её общее настроение. Ещё он называется тоническим – задаёт тон и 1-ая ступень называется тоникой.

Но у аккорда каждой ступени тональности своё настроение. Оно зависит от вида аккорда.

Их есть основных 2: 1 – мажорные – звучат светло, 2 – минорные – звучат грустно.

Каждый аккорд состоит из 3-х нот. Между 2-мя соседними нотами расстояние – терция – от лат. «три». Это видно на нотоносце, если посчитать ступени – 1-2-3, причём по белым клавишам.

Терция есть 2-х видов: 1-ый вид – большая – 4 полутона между нотами – это видно на фортепиано, если посчитать шаги по соседним клавишам, причём вместе и по белым, и по чёрным, 2-ой вид — малая – 3 полутона.

Если внизу аккорда большая терция, а вверху малая – аккорд мажорный.
Если наоборот внизу малая, а вверху большая — аккорд минорный.

В тональности до-мажор следующие аккорды: C-Dm-Em-F-G-Am-Bdim.
Мажорный – просто буква нижней ноты, минорный – она же, но с маленькой буквой m.

Это главное свойство тональности: если на 1-ой ступени аккорд мажорный, то аккорды 4 и 5 ступеней тоже мажорные, а аккорды 2, 3 и 6 ступеней – минорные. Только аккорд 7-ой ступени не звучит благозвучно, потому что он уменьшённый – состоит из 2-х малых терций. Его для сочинения гармонии обычно не применяют.  

Аккорды внутри одной и той же тональности можно сочетать друг с другом как угодно – они неплохо звучат вместе. Потому что они одна семья: все друг друга знают и состоят только из основных нот — белых клавиш фортепиано.

Но основное чередование аккордов, что часто используется в песнях – схема I-IV-V-I.
I – покой, IV – развитие, V – напряжение, I – снова покой.  

На её примере рассмотрим 3 главных принципа создания гармонии:

  1. 1-ый принциптонический аккорд по краям или хотя бы в начале или конце. Можно в 1-ом такте вместо C написать Em .
  2. 2-ой принципквадратность – длина последовательности аккордов в 4 такта. Это ячейка гармонии, которую можно повторять как внутри части песни – куплета или припева, так и на протяжении всей песни. Гармония – это стены дома. Каждый такт с аккордом – это одна из 4-х стен, что вместе и создают комнату.
  3. 3-ий принципкаждый аккорд длится весь такт и сменяется на другой в начале следующего такта. Так смена аккордов на 2-ой доли такта и некрасива в нотах, и не логична в звуке. Но также аккорд может длится половину такта и меняться в его середине или растягиваться на 2 такта.

Тональность C и сочетание C-F-G-C – это основа для создания гармонии. Сама по себе она звучит бедновато, поэтому тоники аккордов в басу её обогащают. Также можно добавить терции аккордов.

Эту последовательность можно видоизменить с помощью 5 главных приёмов.

  1. 1-ый приёмсмена аккордов местами – например, F и G. Можно менять любые аккорды и не только рядом, но и через такты.
  2. 2-ой приёмзамена одного аккорда другим – например, C на Am. Это шаблон, что мы применяли в 5 и 7 уроках — схема VI-IV-V-VI. Я использую её чаще всего. Она звучит интереснее, потому что минорный аккорд VI ступени – Am сочетается с мажорными IV и V. И хорошо заменяют друг друга аккорды с 2-мя общими нотами. Так и в C, и в Am есть ноты до и ми.
  3. 3-ий приёмначало гармонии не с 1-ого, а со 2-ого или 3-его аккорда. Это позволит изменить характер и настроение звучания гармонии. Для этого переместим 1-ый аккорд в конец после остальных. Получилась схема – IV-V-VI-VI. Восходящее движение, что применяется для создания возвышенного звучания.
  4. 4-ый приёмсмена вида аккорда – с мажорного на минорный. Например, во 2-ом такте – F на Fm и в 3-ем G на Gm. Для этого нужно среднюю ноту аккордов опустить на 1 полутон. Зазвучало тревожнее и напряжённее. Эти аккорды из других тональностей, поэтому звучат не так гладко с Am. Поэтому для начала работы с гармонией важно выбрать тональность и использовать только её аккорды. А уже потом при желании добавить из другой, но не обязательно.
  5. 5-ый приёмувеличение/сокращение длины аккордов вдвое. Деление аккордов пополам звучит, будто темп ускорился. Для разнообразия можно добавить другие аккорды тональности.

Также аккорды можно разложить на арпеджио – игру их нот друг за другом. Также 2 вида изложения гармонии – обычный и арпеджио можно совмещать.

В басу тоники аккордов звучат лучше, чем терции, поэтому их в басу и пишут.

Ещё важно плавно соединять аккорды друг с другом. В гармонии C-Am-F-G аккорды C и Am на разной высоте друг от друга и переход между ними звучит резко. Чтобы его сгладить, нужно применить обращение – перенос 1-2-х нот аккорда на октаву вверх или вниз. Нужно поднять ноту до на октаву.

Гармония C-Am-F-G в конце звучит не завершено, потому что аккорд V-ой ступени — G звучит напряжённо и требует разрешения – перехода в устойчивый и спокойный аккорд I-ой ступени. Для этого достаточно написать его после аккорда V-ой ступени — он ставит в последовательности точку.

Итак, начало с гармонии — самый используемый способ сочинения песни.
Аккорды легко писать на нотоносце и играть на музыкальном инструменте.

Достаточно сделать 2 шага: 1-ый шаг — выбрать тональность – об этом в следующем уроке, 2-ой шаг — создать в ней последовательность аккордов на основе изученных выше 3-х принципов и 5 приёмов.

3 достоинства способа:

  1. Определённость – гармония уже содержит готовое настроение, зависящее от вида аккордов: минорные – грустное, мажорные – светлое. Главное, какой вид аккорда в начале последовательности. C – всё звучит светло, Am – грустновато.  
  2. Подсказка мелодии – аккорды уже содержат в себе её опорные ноты и ограничивают выбор нот вообще. Например, если аккорды играются на белых клавишах фортепиано, то и мелодия будет из них, а чёрные будут звучать неблагозвучно.  Такие ограничения полезны и особенно облегчают работу для новичка.
  3. Готовность — последовательности аккордов можно свободно брать уже готовые из любимых песен и часто используемые. И это не воровство, так как невозможно создать гармонию, которой вообще нигде не было. Вот гармония из песни группы Pet Shop Boys – Go West: C — G — Am — Em — F — C — Dm7 — G. 

В ней все 6 аккордов тональности: не обязательно ограничиваться 3-мя аккордами, как мы делали ранее. Совет – если привыкли использовать много аккордов при сочинении гармонии, попробуйте поупражняться с 3-мя. Если наоборот, то расширить.

Заметьте: здесь не просто аккорд Dm из 3-х нот, а Dm7 из 4-х. Септаккорд – от слова «септима» — это расстояние в 7 ступеней между крайними нотами в аккорде. Обычный Dm звучит не так ярко в отличие от Dm7.

Септаккорды используются гораздо реже обычных аккордов и в основном для создания напряжения.

Недостаток способа: искусственность мелодии — её длительности, ритм и опорные ноты почти полностью зависят от гармонии и частоты смены аккордов. Это обратная сторона преимущества №2.

Без аккордов для мелодии ноты можно выбрать из всех 12 нот – у мелодии почти нет рамок по высоте и ритму. С аккордами же из белых нот и мелодия состоит из белых нот.

А если в гармонии композитор злоупотребляет излюбленными шаблонами, то и мелодии на их основе могут звучать похоже. Если гармония есть, то при сочинении мелодии с ней нужно изначально считаться.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились более подробно с сочинением гармонии песни. Поняли, что такое тональность, какие основные виды аккордов есть и как их соединять друг с другом. В следующем уроке мы снова поговорим про сочинение гармонии, но с помощью других приёмов.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения