Урок 07 — гармония, ритм и мелодия

Работа композитора. Гармония, ритм и мелодия Подсказка
Карта ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.

Здравствуйте! Это 7-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём рассмотрено сочинение музыки на электроклавшинике — внешнем музыкальном инструменте, подключаемом в компьютеру. Показан запись игры на нём и правка нот + полифония — сочинение 2-х мелодий для одновременной игры. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!

Урок 7 - Гармония + Ритм + Мелодия | Создание музыки | Easy Music Learning

⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:38 – знакомство с электроклавишником PSR E343 от фирмы Yamaha
01:30 – настройка внешнего инструмента в программе Sonar 8
02:25 – 3 достоинства сочинения музыки на клавишных инструментах
03:40 – 3 недостатка сочинения музыки на музыкальных инструментах
04:38 – схема работы и обозначение гармонии нажатием на клавиши
05:39 – сочинение гармонии: шаг 1 — выбор последовательности аккордов
06:34 – сочинение гармонии: шаг 2 — выбор длины аккордов и шаг 3 — вида изложения
07:26 – сочинение гаромнии: шаг 4 — доработка ритма арпеджио
08:25 – подготовка к записи игры на электроклавишнике в нотах — 3 действия
09:29 – правка нот гармонии на нотоносце
09:55 – добавление баса и знакомство с силой нажатия нот — Velocity
11:43 – сочинение мелодии на фоне играемой по кругу гармонии и баса
13:13 – запись сочинённой мелодии в нотах вручную мышкой на нотоносце
15:12 – добавление контрапункта — 2-ой мелодии в верхнем регистре фортепиано
16:54 – заключение: выводы по уроку


Вступление.  Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы будем сочинять 3 составляющих песни – гармонию, ритм и мелодию и совместим работу на нотоносце с игрой на физическом музыкальном инструменте – электроклавишнике. Приступим.

Основная часть. Это электроклавишник PSR E343 от фирмы Yamaha. Он есть у меня в физическом виде и на нём мы будем сочинять. Название электроклавишник означает, что он преобразует в звук электрические колебания. Это не синтезатор – он не позволяет создавать какой угодно звук с нуля. Но в своей памяти он содержит настройки тембров разных музыкальных инструментов — фортепиано, гитары, скрипки, трубы и других.

PSR расшифровывается как PortaSound Regular – в переводе с англ. «обычный переносной звуковой инструмент». Он питается от электросети при помощи блока с розеточной вилкой. А к компьютеру он подключается по USB разъёму.

После подключения к розетке и к компьютеру нужно запустить программу Sonar 8 и добавить электроклавишник в настройках. Для этого выбираем меню Options – настройки –> MIDI Devices – MIDI устройства. В списке Inputs – устройства ввода отмечаем галочку напротив Digital Keyboard – цифровая клавиатура – это и есть наш внешний электроклавишник. Нажимаем OK.

Теперь добавим в проект программное фортепиано True Pianos через меню Insert -> Soft Synth. Откроем его двойным щелчком по значку на дорожке и понажимаем клавиши на электроклавишнике – видно и слышно, какие именно нажимаются. Итак, инструмент подключен, настроен и теперь можно сочинять.

Электроклавишник, как и гитара, и любой другой музыкальный инструмент – это 2-ое средство сочинения музыки после нотоносца. На них мы перебираем ноты в разном порядке и ритме в поиске музыкальной мысли.

Достоинства электроклавишника или фортепиано:

  1. Скорость – пальцами можно мгновенно нажимать на клавиши, менять ноты и слушать звучание в настоящем времени. На нотоносце же нужно ноту сначала написать, потом послушать, потом стереть или сменить на другую, если не понравилась .
  2. Простота — легко играть аккорды и их последовательности.  
  3. Гибкость — можно одновременно играть гармонию и мелодию соответственно левой и правой руками.

Недостатки: сочинеине на музыкальном инструменте:

  1. Денежные траты — нужно купить музыкальный инструмент для настоящей игры. Хотя можно играть и на клавиатуре компьютера.
  2. Знание инструмента — а именно расположения нот и основ игры на нём. Хотя на фортепиано ноты расположены по порядку и наглядно в отличие от той же гитары или кларнета . Да и играть на нём легче – просто нажимать клавиши.
  3. Ограниченность — возможностями самого инструмента — навыками игры и количества звуков, которые можно сыграть одновременно. Да и на нотоносце всё наглядно видно – и высота нот, и их длина, и соотношения друг с другом и паузами. При игре на инструменте же нужно уметь всё это различать на слух. Хотя главное – добыть простую заготовку. А уже потом её можно записать в нотном редакторе, увидеть и доработать — усложнить и украсить, так что она зазвучит интересно.

Схема работы: 1 — сочинить гармонию, ритм и мелодию на электроклавишнике, 2 — записать их в виде нот на нотоносце и поправить, 3 – сочинить ещё одну мелодию на нотоносце.

Начнём с гармонии — сочетания аккордов. И здесь всё так же, как на нотоносце — есть выбор из 3-х:
1 — играть тоники – одиночные ноты аккордов 1 пальцем – например, указательным;
2 — квинты – их 2 крайние ноты – большим и указательным пальцем.
Квинта на клавиатуре – это когда между 2-мя белыми клавишами есть 3 ненажатые.  
3 – целые аккорды – нажатие 3-х белых клавиш через одну – большим, указательным и средним пальцами.

Шаг 1 — выбор последовательности аккордов. Здесь 2 пути – сочинить новую или взять шаблон. Выберем шаблон: любая нота – нота на 2 ступени ниже – нота на 1 ступень выше – возврат к 1-ой ноте. Теперь сыграем последовательность квинтами.  Теперь всеми 3-мя нотами: Em-C-Dm-Em. Но Dm звучит не очень – попробуем сделать из него D. Для этого сыграем среднюю ноту не F, а F#  Так лучше.

Шаг 2выбор длины аккордов — 1 такт или 2 такта. Пусть 1 аккорд длится 2 такта.

Шаг 3выбор вида изложения аккордов из 2-х – обычное — все звуки играют одновременно или арпеджио – один за другим.

Выберем арпеджио и 1 из его видов – восходящее, нисходящее и ломаное. Мне больше нравится ломаное – доработаем его.

Шаг 4выбор ритма для арпеджиоровного или неровного. Ровный ритм звучит скучно.
Для неровного ритма достаточно сделать одну из 2-х вещей:
1-ая вещь – сократить длину нот. Например, 1-ую половину такта сыграть ровно, а 2-ую – с добавлением 16-х нот.  Этот ритм как в музыкальной заставке к мультсериалу «Черепашки ниндзя». 
2-ая вещь — добавить паузу между 2-мя отрезками и 2-ой сыграть с повторением ноты . Оставим так.

Теперь эту заготовку можно записать в нотах. Для подготовки к записи сделаем 3 вещи:

  1. Раз в нашей игре есть 1 нота с диезом — F#, то нужно поставить тональность с ней через меню Insert -> Meter Key Change -> G .
  2. Включим метроном, чтобы его отсчёты помогли попасть в ритм при темпе 100 ударов в минуту. Да, темп желательно тоже опрделить.
  3. Чтобы указать на какую дорожку записывать игру, нужно нажать на ней кнопку Rrecord – подготовить к записи. Теперь нажимаем кнопку Record на панели воспроизведения для начала записи и играем сочинённое.

Откроем нотный стан. Как видно, сыграл я криво, поэтому нотную партию нужно выровнить вручную. Для этого удаляем ноты и ставим их туда, где они должны стоять.  Достаточно поправить 1 такт и скопировать его в соседний. Далее оба такта скопируем в оставшиеся 6 и поправим высоту нот в них. Слушаем .     

Звучит скучновато, потому что ритму не хватает опоры на бас – добавим его вручную. Пропишем тоники аккорда Em – ноту ми на каждую 4-ть такта.  Для разнообразия сделаем бас терцовым – тоника чередуется с терцией по четвертям такта 16-ми нотами. Получилось, будто бас шагает.  

Заметьте: бас звучит громче, чем гармония. Почему так? Дело в силе нажатия на клавиши, которая записывается вместе с нотами при игре на внешнем инструменте. Щелчком ПКМ на ноте гармонии, вызовем её меню и увидим свойство Velocity – сила нажатия.

В ней написано 58 – это средняя громкость нашей игры в условных единицах.
Это свойство у написанной вручную ноты баса равно 100, поэтому бас громче.

Чтобы выровнить громкость нот, нужно выделить их и перейти в меню Process – обработка -> Scale Velocity – сила нот по графику. В поле Begin – начало или 1-ая из выделенных нот и End – конец или последняя напишем 80.  Сила игры нот влияет на тембр. Если у нот она 100 единиц, то фортепиано звучит резковато. А если 60, то более мягко. Оставим 80. Теперь скопируем бас в другие такты на соответствующие высоты.

Теперь сочиним мелодию. Для этого слушаем гармонию и ритм по кругу и наигрываем что-нибудь на электроклавишнике. Это позволит выбрать ноты для мелодии, в особенности из играемых аккордов . Итак, это ноты ми, фа-диез, соль, ля и си. Выбираем из них начальную.

Мне больше нравится соль – звучит ярко и свежо.  Теперь вопрос куда двигаться от неё – вверх или вниз. Проверим оба движения. Соль-ля. Не звучит. Тогда соль-фа-диез.  Звучит. Этот мотив будет основой для мелодии. И после него мне хочется выдержать паузу.  Далее хочется пройтись по ступеням вверх через ноты от ми до ля и обратно.  Годится. Это мы и запишем. Можно записать игру на электроклавишнике, но мелодия простая и её можно написать нотами вручную мышкой на нотоносце.

Чтобы мелодию было слышнее на фоне гармонии, поднимем все ноты на 1 октаву.
Не знаю как Вы, а я вижу эту музыку на фоне кинофильма в жанре документальной мелодрамы.

Но это ещё не всё: чтобы разукрасить музыку, мы напишем ещё одну мелодию на самом верху – в верхнем регистре фортепиано. Мало того, что она будет играет выше остальных партий и хорошо прослушиваться, мы для отличия в ритм напишем её в виде 16-х нот. Если нужно заполнить паузу, но сильно не менять мелодию, можно повторить последнюю ноту.

Мелодия в верхнем регистре дополнительно к мелодии в среднем называется контрапунктом – в переводе нота против ноты. Это главный приём полифонии – в переводе «многоголосье», когда одновременно играется несколько самостоятельных мелодий. В этом проявляется мастерство композитора.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с сочинением музыки с помощью электроклавишника – внешнего музыкального инструмента, подключаемого к компьютеру в программу Sonar 8. Поняли, что игру на нём в настоящем времени можно записать в виде нот на нужных дорожках. В следующем уроке мы поговорим подробнее про сочинение гармонии.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок написанного с ней и нажмите Ctrl+Enter.

Оценить прочитанное:

Во имя качества содержания!

Средняя оценка 0 / 5. Всего оценок: 0

Оценок ещё нет! Добавите?

Жаль, что сведения не оправдали ваших ожиданий!

Позвольте мне исправить это и улучшить содержание с вашей помощью!

Расскажите подробно и честно, что вам не понравилось и можно улучшить ниже:

Подарок за 1-ый отзыв! Оставить отзыв:
avatar
2500
  Подписаться  
Уведомление о

Прежде чем взять текст с площадки easy-music-learning.ru, прочитайте, пожалуйста, это стихотворение! :)

Сетевой узел использует cookies - с англ. печеньки. Вы любите печеньки? Я не очень! :)
Сообщить об опечатке
Участок записи, который будет отправлен создателю:
Отзывы и предложения