ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 7-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём рассмотрено сочинение музыки на электроклавшинике — внешнем музыкальном инструменте, подключаемом в компьютеру. Показан запись игры на нём и правка нот + полифония — сочинение 2-х мелодий для одновременной игры. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:38 – знакомство с электроклавишником PSR E343 от фирмы Yamaha
01:30 – настройка внешнего инструмента в программе Sonar 8
02:25 – 3 достоинства сочинения музыки на клавишных инструментах
03:40 – 3 недостатка сочинения музыки на музыкальных инструментах
04:38 – схема работы и обозначение гармонии нажатием на клавиши
05:39 – сочинение гармонии: шаг 1 — выбор последовательности аккордов
06:34 – сочинение гармонии: шаг 2 — выбор длины аккордов и шаг 3 — вида изложения
07:26 – сочинение гаромнии: шаг 4 — доработка ритма арпеджио
08:25 – подготовка к записи игры на электроклавишнике в нотах — 3 действия
09:29 – правка нот гармонии на нотоносце
09:55 – добавление баса и знакомство с силой нажатия нот — Velocity
11:43 – сочинение мелодии на фоне играемой по кругу гармонии и баса
13:13 – запись сочинённой мелодии в нотах вручную мышкой на нотоносце
15:12 – добавление контрапункта — 2-ой мелодии в верхнем регистре фортепиано
16:54 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы будем сочинять 3 составляющих песни – гармонию, ритм и мелодию и совместим работу на нотоносце с игрой на физическом музыкальном инструменте – электроклавишнике. Приступим.
Основная часть. Это электроклавишник PSR E343 от фирмы Yamaha. Он есть у меня в физическом виде и на нём мы будем сочинять. Название электроклавишник означает, что он преобразует в звук электрические колебания. Это не синтезатор – он не позволяет создавать какой угодно звук с нуля. Но в своей памяти он содержит настройки тембров разных музыкальных инструментов — фортепиано, гитары, скрипки, трубы и других.
PSR расшифровывается как PortaSound Regular – в переводе с англ. «обычный переносной звуковой инструмент». Он питается от электросети при помощи блока с розеточной вилкой. А к компьютеру он подключается по USB разъёму.
После подключения к розетке и к компьютеру нужно запустить программу Sonar 8 и добавить электроклавишник в настройках. Для этого выбираем меню Options – настройки –> MIDI Devices – MIDI устройства. В списке Inputs – устройства ввода отмечаем галочку напротив Digital Keyboard – цифровая клавиатура – это и есть наш внешний электроклавишник. Нажимаем OK.
Теперь добавим в проект программное фортепиано True Pianos через меню Insert -> Soft Synth. Откроем его двойным щелчком по значку на дорожке и понажимаем клавиши на электроклавишнике – видно и слышно, какие именно нажимаются. Итак, инструмент подключен, настроен и теперь можно сочинять.
Электроклавишник, как и гитара, и любой другой музыкальный инструмент – это 2-ое средство сочинения музыки после нотоносца. На них мы перебираем ноты в разном порядке и ритме в поиске музыкальной мысли.
Достоинства электроклавишника или фортепиано:
- Скорость – пальцами можно мгновенно нажимать на клавиши, менять ноты и слушать звучание в настоящем времени. На нотоносце же нужно ноту сначала написать, потом послушать, потом стереть или сменить на другую, если не понравилась .
- Простота — легко играть аккорды и их последовательности.
- Гибкость — можно одновременно играть гармонию и мелодию соответственно левой и правой руками.
Недостатки: сочинеине на музыкальном инструменте:
- Денежные траты — нужно купить музыкальный инструмент для настоящей игры. Хотя можно играть и на клавиатуре компьютера.
- Знание инструмента — а именно расположения нот и основ игры на нём. Хотя на фортепиано ноты расположены по порядку и наглядно в отличие от той же гитары или кларнета . Да и играть на нём легче – просто нажимать клавиши.
- Ограниченность — возможностями самого инструмента — навыками игры и количества звуков, которые можно сыграть одновременно. Да и на нотоносце всё наглядно видно – и высота нот, и их длина, и соотношения друг с другом и паузами. При игре на инструменте же нужно уметь всё это различать на слух. Хотя главное – добыть простую заготовку. А уже потом её можно записать в нотном редакторе, увидеть и доработать — усложнить и украсить, так что она зазвучит интересно.
Схема работы: 1 — сочинить гармонию, ритм и мелодию на электроклавишнике, 2 — записать их в виде нот на нотоносце и поправить, 3 – сочинить ещё одну мелодию на нотоносце.
Начнём с гармонии — сочетания аккордов. И здесь всё так же, как на нотоносце — есть выбор из 3-х:
1 — играть тоники – одиночные ноты аккордов 1 пальцем – например, указательным;
2 — квинты – их 2 крайние ноты – большим и указательным пальцем.
Квинта на клавиатуре – это когда между 2-мя белыми клавишами есть 3 ненажатые.
3 – целые аккорды – нажатие 3-х белых клавиш через одну – большим, указательным и средним пальцами.
Шаг 1 — выбор последовательности аккордов. Здесь 2 пути – сочинить новую или взять шаблон. Выберем шаблон: любая нота – нота на 2 ступени ниже – нота на 1 ступень выше – возврат к 1-ой ноте. Теперь сыграем последовательность квинтами. Теперь всеми 3-мя нотами: Em-C-Dm-Em. Но Dm звучит не очень – попробуем сделать из него D. Для этого сыграем среднюю ноту не F, а F# Так лучше.
Шаг 2 – выбор длины аккордов — 1 такт или 2 такта. Пусть 1 аккорд длится 2 такта.
Шаг 3 – выбор вида изложения аккордов из 2-х – обычное — все звуки играют одновременно или арпеджио – один за другим.
Выберем арпеджио и 1 из его видов – восходящее, нисходящее и ломаное. Мне больше нравится ломаное – доработаем его.
Шаг 4 – выбор ритма для арпеджио – ровного или неровного. Ровный ритм звучит скучно.
Для неровного ритма достаточно сделать одну из 2-х вещей:
1-ая вещь – сократить длину нот. Например, 1-ую половину такта сыграть ровно, а 2-ую – с добавлением 16-х нот. Этот ритм как в музыкальной заставке к мультсериалу «Черепашки ниндзя».
2-ая вещь — добавить паузу между 2-мя отрезками и 2-ой сыграть с повторением ноты . Оставим так.
Теперь эту заготовку можно записать в нотах. Для подготовки к записи сделаем 3 вещи:
- Раз в нашей игре есть 1 нота с диезом — F#, то нужно поставить тональность с ней через меню Insert -> Meter Key Change -> G .
- Включим метроном, чтобы его отсчёты помогли попасть в ритм при темпе 100 ударов в минуту. Да, темп желательно тоже опрделить.
- Чтобы указать на какую дорожку записывать игру, нужно нажать на ней кнопку R – record – подготовить к записи. Теперь нажимаем кнопку Record на панели воспроизведения для начала записи и играем сочинённое.
Откроем нотный стан. Как видно, сыграл я криво, поэтому нотную партию нужно выровнить вручную. Для этого удаляем ноты и ставим их туда, где они должны стоять. Достаточно поправить 1 такт и скопировать его в соседний. Далее оба такта скопируем в оставшиеся 6 и поправим высоту нот в них. Слушаем .
Звучит скучновато, потому что ритму не хватает опоры на бас – добавим его вручную. Пропишем тоники аккорда Em – ноту ми на каждую 4-ть такта. Для разнообразия сделаем бас терцовым – тоника чередуется с терцией по четвертям такта 16-ми нотами. Получилось, будто бас шагает.
Заметьте: бас звучит громче, чем гармония. Почему так? Дело в силе нажатия на клавиши, которая записывается вместе с нотами при игре на внешнем инструменте. Щелчком ПКМ на ноте гармонии, вызовем её меню и увидим свойство Velocity – сила нажатия.
В ней написано 58 – это средняя громкость нашей игры в условных единицах.
Это свойство у написанной вручную ноты баса равно 100, поэтому бас громче.
Чтобы выровнить громкость нот, нужно выделить их и перейти в меню Process – обработка -> Scale Velocity – сила нот по графику. В поле Begin – начало или 1-ая из выделенных нот и End – конец или последняя напишем 80. Сила игры нот влияет на тембр. Если у нот она 100 единиц, то фортепиано звучит резковато. А если 60, то более мягко. Оставим 80. Теперь скопируем бас в другие такты на соответствующие высоты.
Теперь сочиним мелодию. Для этого слушаем гармонию и ритм по кругу и наигрываем что-нибудь на электроклавишнике. Это позволит выбрать ноты для мелодии, в особенности из играемых аккордов . Итак, это ноты ми, фа-диез, соль, ля и си. Выбираем из них начальную.
Мне больше нравится соль – звучит ярко и свежо. Теперь вопрос куда двигаться от неё – вверх или вниз. Проверим оба движения. Соль-ля. Не звучит. Тогда соль-фа-диез. Звучит. Этот мотив будет основой для мелодии. И после него мне хочется выдержать паузу. Далее хочется пройтись по ступеням вверх через ноты от ми до ля и обратно. Годится. Это мы и запишем. Можно записать игру на электроклавишнике, но мелодия простая и её можно написать нотами вручную мышкой на нотоносце.
Чтобы мелодию было слышнее на фоне гармонии, поднимем все ноты на 1 октаву.
Не знаю как Вы, а я вижу эту музыку на фоне кинофильма в жанре документальной мелодрамы.
Но это ещё не всё: чтобы разукрасить музыку, мы напишем ещё одну мелодию на самом верху – в верхнем регистре фортепиано. Мало того, что она будет играет выше остальных партий и хорошо прослушиваться, мы для отличия в ритм напишем её в виде 16-х нот. Если нужно заполнить паузу, но сильно не менять мелодию, можно повторить последнюю ноту.
Мелодия в верхнем регистре дополнительно к мелодии в среднем называется контрапунктом – в переводе нота против ноты. Это главный приём полифонии – в переводе «многоголосье», когда одновременно играется несколько самостоятельных мелодий. В этом проявляется мастерство композитора.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с сочинением музыки с помощью электроклавишника – внешнего музыкального инструмента, подключаемого к компьютеру в программу Sonar 8. Поняли, что игру на нём в настоящем времени можно записать в виде нот на нужных дорожках. В следующем уроке мы поговорим подробнее про сочинение гармонии.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.