ССЫЛКИ НА КАРТЫ: *ПЛОЩАДКИ*, *СТАТЕЙ*, *ВИДЕОУРОКОВ*.
Здравствуйте! Это 6-ой видеоурок из рубрики «Уроки для новичков» — «По сочинению». В нём вкратце рассмотрен простой для новичка способ сочинить ритмомелодию на готовую гармонию и заставить гармонию двигаться 2-мя простыми приёмами — арпеджио и рифф. Видеоурок смотрите ниже и под ним его полный текст. Приятного просмотра!
⏰ ВРЕМЕННЫЕ МЕТКИ:
00:00 – введение: суть урока
00:33 – сочинение ритмомелодии в 1-ом такте — сдвиг нот в каркасе
01:58 – сочинение ритмомелодии в 2-ом такте — неровный + ровный ритм
03:45 – сочинение ритмомелодии в 3-ом такте — секвенция и перегармонизация
05:37 – сочинение ритмомелодии в 4-ом такте — удаление нот
06:12 – 1-ый вид изложения гармонии — арпеджио и его подвиды
07:43 – 2 приёма разнообразить арпеджио — убрать ноты и изменить ритм
09:12 – 2-ой виде изложения гармонии — рифф и его создание
11:00 – обращение нот аккордов и его влияние на звучание
12:35 – совмещение арпеджио и риффа в одном
13:33 – сбор аккорда из арпеджио и разукрашивание звучания
14:19 – усиление напористости риффа добавлением 16-х нот
15:22 – 3 вида фигураций в теории музыки — фигур из нот
15:56 – сравнение звучаний всех сочинённых рисунков за урок
16:41 – заключение: выводы по уроку
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о сочинении музыки. В этом уроке мы снова будет сочинять ритм на нотоносце на готовую гармонию, но в этот раз заставим гармонию тоже двигаться. Приступим.
Основная часть. Перед Вами гармония и бас из прошлого урока. Рисунок баса, как и аккорды, мы менять не будем. Но на их основе сочиним разные ритмические рисунки в скрипичном ключе и внутри гармонии.
Прошлый раз ритмомелодия опиралась на терции. Теперь оттолкнёмся от тоник. Написание одной и той же ноты в долях задаёт общий тон ритмомелодии и облегчает её сочинение. Любую из них можно двигать вверх-вниз и влево-вправо.
С опытом сочинения у композитора появляются такие хотелки, когда он в голове уже слышит продолжение и его остаётся только написать. 1-ый такт готов. Переходим ко 2-му.
Здесь движение вверх требует продолжения. Также добавим неровный ритм.
Заметьте: фигура по ритму совпадает с басом, если убрать в нём 16-ую ноту. Это допустимо и иногда бас дублируется в других ритмических партиях.
И раз в 1-ой половине такта был неровный ритм, во 2-ой половине сделаем его ровным.
Заметьте: по высоте нот мы двигаемся по ступеням, а по ширине – 8-ыми нотами. Эти ограничения сужают возможные пути в сочинении, поэтому ритмомелодия сочиняется быстро. А вот теперь нота соль будет весьма кстати. И закончим движение на устойчивой ноте фа. 2-ой такт готов. На очереди 3-ий.
И как обычно копируем сочинённые 2 такта в соседние и немного видоизменяем. Это распространённый приём, когда 1 и 3 такты схожи, как и 2 с 4-ым.
Да и сочиняем мы не сложную мелодию, а ритм, поэтому повторения только приветствуются. А поменять для отличия достаточно лишь окончания 3-его и 4-ого тактов или высоту нот с сохранением ритма – применить секвенцию — перенос ритмической фигуры на другую высоту.
Так легко соблюсти середину между принципами повтора и отличия.
Окончание 3-его такта тоже звучит не плохо – оно как в 1-ом такте, но на фоне другого аккорда – C, а не Dm. Это перегармонизация, как в прошлом уроке. Но можно и разнообразить. Если написана тоника, то можно проверить другие ступени — терцию и квинту.
Для большей энергии добавим движение 16-ыми – ноту ре опустим на до и рядом добавим ре. Заодно получился скачок на квинту.
Заметьте: мы не злоупотребляем скачками. Они как приправа в блюде – перебор сделает его невкусным, а мелодию не певческой и не запоминаемой.
Теперь для разнообразия поработаем с гармонией. Сейчас она играется квинтами в началах тактов и на всём их протяжении. Но это лишь один и самый простой из видов изложения гармонии. А ведь её можно показать ещё 2-мя – арпеджио и риффом.
Арпеджио – с итал. «подобно арфе» — это игра нот аккорда не одновременно, а последовательно — как на арфе перебирают струны руками одну за одной.
Самый простой вид арпеджио – движение по нотам аккорда вверх или вниз. Ещё есть ломаное движение.
Если и у ритмомелодии, и у арпеджио ноты одной длины — 8-ые, то может звучать не очень. Нужна разница.
Для неё выберем 16-ые ноты.
Чтобы быстро укоротить 8-ые, выделим их и нажмём Process – Length и в поле By впишем 50%. При этом в списке Change – изменить должны стоять обе галочки – Start Times – время начала и Durations – длина.
Если звучит сумбурно и не цепляет, можно применить 2 приёма:
1-ый – игра не всех 3-х нот аккорда, а 2-х. Для этого уберём все квинты.
2-ой – смещение нот для поиска интересного ритма.
Если паузы длинные, их лучше заполнить. И не обязательно брать ноты из аккорда — для разнообразия можно брать и не входящие в него. Так неприметные аккорды в начале тактов превратились в цепляющие арпеджио в ритме. Это 1-ый вид изложения гармонии.
Теперь рассмотрим 2-ой вид – рифф – игру аккордов в ритме. Двигая и удаляя их можно получить цепляющий ритм.
Для более красивого перехода между тактами можно сыграть в конце предыдущего такта аккорд из следующего. Также от одних и тех же аккордов можно получить иную звучность, если применить обращение – перенос 1-2 звуков аккордов на октаву выше. Особенно это полезно, если звуки расположены внизу и плохо прослушиваются вместе с другими.
Для этого выделим нижние ноты во всех аккордах, удерживая клавишу Ctrl и перейдём в меню Process – обработка -> Transpose – перенос. В поле Amount – количество полутонов впишем 12 – именно такое расстояние между одной и той же нотой в соседних октавах.
Это видно на фортепианной клавиатуре: на ней 7 белых и 5 чёрных клавиш, что в сумме даёт 12.
Также помним про темп. Для большей энергии сменим его со 120 до 140 ударов в минуту в поле Tempo. Отменим 2 последних шага кнопкой Undo – отмена. Это был 2-ой вид изложения гармонии.
Но оба вида – арпеджио и рифф можно совмещать в одном, что создаст ещё более цепляющую и интересную нотную партию. Для этого вставим проход вверх по 16-м нотам в паузы между аккордами.
Ещё можно наоборот не разбивать аккорд на арпеджио, а собирать его из последнего. Так и ритм может получиться неровным, так и вклинивание неаккордовой ноты в аккордовые создаёт резковатое звучание. Оно как приправа к блюду.
Можно также поднять её до ноты до и получится новый аккорд – F. Такие вкрапления других аккордов украшают звучание.
Также рифф можно сделать более интересным, если задействовать 16-ые ноты. И здесь применим приём сужения расстояния между аккордами. Сначала между ними 4-ть, потом каждый раз на 16-ую меньше – 8-ая с точкой, 8-ая, 16-ая. И в конце такта поставим 2 аккорда 8-ыми.
Примечание: созданные нами рисунки из нот в теории музыки называются фигурациями. И они есть 3-х видов:
- Гармоническая — арпеджио только из нот аккордов; 2 –
- Мелодическая – то же, но с добавлением неаккордовых нот;
- Ритмическая – рифф или игра аккордов в ритме.
Заключение. В этом уроке Вы ещё раз увидели, как создавать ритмомелодию и познакомились с 2-мя основными видами изложения гармонии — арпеджио и риффом из аккордов. Поняли, что при грамотном их сочетании друг с другом можно получить цепляющие гармонические ходы для будущей песни. В следующем уроке мы будем сочинять гармонию и ритм, играя руками на инструменте – электроклавишника.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.